Законы и постановления РФ

Постановление губернатора Приморского края от 26.05.2000 N 418 “Об утверждении Временного порядка ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселений в Приморском крае“

Утратил силу в связи с изданием Постановления Губернатора Приморского края от 19.02.2002 N 106.

ГУБЕРНАТОР ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 мая 2000 г. N 418

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОРЯДКА

ВЕДЕНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ,

ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ,

РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ЗЕМЛЯХ ГОРОДСКИХ

ПОСЕЛЕНИЙ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

На основании статьи 133 Лесного кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьей 57 Устава Приморского края постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Временный порядок ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселений в Приморском крае (далее - Временный порядок).

2. Рекомендовать главам муниципальных образований края, на территории которых имеются участки леса в пределах утвержденной в установленном порядке черты городских поселений (городов,
поселков), принять их по акту от лесхозов территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством в ведение и обеспечить в них режим ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в соответствии с утвержденным Временным порядком.

3. Возложить на комитет по природным ресурсам администрации края (Стоматюк), Приморское управление лесами (Приходько) и Государственный комитет по охране окружающей среды Приморского края (Бибиков) государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на землях городских поселений (городских лесов).

4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

И. о. губернатора края

В.С.ДУБИНИН

Утверждено

постановлением

губернатора края

от 26.05.2000 N 418

ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК

ВЕДЕНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ,

ЗАЩИТЫ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА

ЗЕМЛЯХ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Временный порядок ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселений в Приморском крае (далее - Порядок), определяет правовые основы ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселений в Приморском крае, в целях сохранения и усиления средообразующих, защитных, санитарно - гигиенических и иных полезных природных свойств таких лесов и установления, с учетом экологической и социальной значимости лесной растительности, единого порядка управления ими.

1. Общие положения

1.1. К лесам, расположенным на землях городских поселений, относятся леса, произрастающие в пределах черты городских поселений (городов, поселков) Приморского края.

1.2. Леса, расположенные в пределах черты городских поселений, утвержденной в установленном порядке, не входят в состав лесного фонда. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений (далее городские леса), устанавливаются федеральным законом. До его принятия, городские леса, расположенные на территории края, находятся в государственной собственности.

1.3. Порядок регламентирует режим ведения лесного хозяйства в
городских лесах, их использования, охраны, защиты и воспроизводства, и не распространяется на взаимоотношения, затрагивающие использование, охрану, защиту и воспроизводство древесно - кустарниковой растительности.

1.4. Действие Порядка не распространяется на леса, расположенные на землях обороны в пределах черты городских поселений, в которых порядок ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов определяется законодательством Российской Федерации.

2. Порядок передачи участков лесного фонда

в городские леса

2.1. Городские леса, передаются в ведение исполнительных органов местного самоуправления, которые осуществляют регулирование лесных отношений по их использованию, охране, защите и воспроизводству в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком.

2.2. Передача участков лесного фонда, находящихся в пределах городской черты, исполнительным органам местного самоуправления осуществляется лесхозами, подведомственными территориальному органу федерального органа управления лесным хозяйством, на основании решения (распоряжения) губернатора края, принимаемого по представлению территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством, подготовленному с участием исполнительных органов местного самоуправления.

2.3. Участки лесного фонда и имеющаяся на них лесоустроительная документация передаются лесхозами, в ведении которых они находились, исполнительным органам местного самоуправления по акту передачи (приемки). В передаточном акте указываются:

общая площадь передаваемых лесов, в том числе покрытых лесом;

номера лесных кварталов (по лесничествам, урочищам);

перечень передаваемых материалов лесоустройства.

К акту прилагаются:

чертеж (план) передаваемого участка леса;

акт технического обследования лесных площадей.

Акт передачи (приемки) лесов является документом, удостоверяющим закрепление городских лесов за исполнительным органом местного самоуправления, и служит основанием для внесения изменений в земельно - кадастровую документацию и материалы учета лесного фонда в установленном порядке.

2.4. Границы городских лесов отображаются на картографических материалах и устанавливаются в натуре путем отграничения их от застроенной территории городских (поселений) и иных категорий земель просеками (или
без таковых, в случае прохождения границ по естественным границам) с постановкой соответствующих лесоустроительных знаков. В информационных целях вдоль транспортных путей и пешеходных троп, проходящих через городские леса, могут устанавливаться щиты - указатели.

Изменение границ городских лесов осуществляется в установленном порядке по решению губернатора края.

2.5. Органы местного самоуправления не вправе самостоятельно осуществлять исключение земель городских лесов и изменять их границы.

3. Управление городскими лесами и ведение

лесного хозяйства в них

3.1. Управление и ведение лесного хозяйства в городских лесах, а также их использование, охрана, защита и воспроизводство осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и настоящим Порядком.

3.2. В городских лесах хозяйственная деятельность регулируется лесным законодательством Российской Федерации и заключается в периодическом проведении лесоустройства (парко - и лесоустройства), лесохозяйственных, лесовосстановительных, противопожарных мероприятий, в осуществлении охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредителей и болезней и организации лесопользования в соответствии с требованиями федеральных и краевых нормативных правовых актов по ведению лесного хозяйства и лесопользованию.

3.3. Ведение лесного хозяйства и лесопользование в городских лесах осуществляются в соответствии с требованиями лесоустройства к лесопарковым частям лесов зеленых зон по проектам лесоустройства, разработанным с учетом особенностей и назначения городских лесов.

Ведение лесного хозяйства и лесопользование в городских лесах без проведения лесоустройства запрещается. В случае, если лесоустройство не проводилось, использование таких лесов, до его проведения осуществляется исполнительными органами местного самоуправления по согласованию с территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством и уполномоченным исполнительным органом государственной власти края.

3.4. Минимальную площадь лесов устраиваемого объекта, порядок, методику проведения парко - и лесоустройства, состав лесоустроительной документации определяет федеральный орган управления лесным хозяйством.

Проведение лесоустройства городских лесов финансируется в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.5. Целью ведения лесного хозяйства в городских лесах является:

сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно - гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека;

охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их породного состава;

сохранение и увеличение видового разнообразия растительного и животного мира городских лесов;

повышение продуктивности лесов, рациональное использование земель, занятых ими;

сохранение объектов историко - культурного и природного наследия.

3.6. Основными задачами ведения лесного хозяйства в городских лесах являются:

организация наземной охраны лесов, проведение мероприятий по предупреждению лесных пожаров, своевременному их обнаружению и борьбе с ними;

охрана лесов от незаконных порубок, хищений, самовольных захватов участков лесных земель, истребления лесов и прочих лесонарушений;

лесопатологический надзор, выявление в лесу вредных насекомых и болезней и организация борьбы с ними;

воспроизводство лесов;

организация лесных пользований, с учетом функционального назначения лесов.

3.7. Управление городскими лесами осуществляется исполнительными органами местного самоуправления непосредственно, или через создаваемые для этих целей специализированные муниципальные подразделения.

3.8. Ведение лесного хозяйства в городских лесах, их использование, охрана, защита и воспроизводство осуществляются исполнительными органами местного самоуправления через создаваемые ими специализированные муниципальные подразделения или, при отсутствии таковых, лесхозами территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством по договору с исполнительными органами местного самоуправления.

3.9. Договором, заключаемым между лесхозом и исполнительным органом местного самоуправления, предусматриваются функции и обязательства сторон, хозяйственные мероприятия, условия, порядок и сроки финансирования ведения лесного хозяйства, меры контроля и ответственность сторон за невыполнение условий договоров.

3.10. Лесхозы при заключении договоров на обслуживание городских лесов могут принимать на себя следующие обязательства:

проведение лесохозяйственных мероприятий в соответствии с материалами лесоустройства, планом работ и планируемым финансированием;

организация наземной охраны лесов, проведение мероприятий
по предупреждению лесных пожаров, своевременному их обнаружению, тушению и борьбе с ними;

охрана лесов от незаконных порубок, хищений, самовольных захватов земель, истребления растительности и прочих лесонарушений;

лесопатологический надзор и организация лесозащитных мероприятий;

воспроизводство лесов, благоустройство, организация территории городских лесов в соответствии с проектной документацией;

содействие органам местного самоуправления в работе по передаче участков городских лесов для осуществления разрешенных видов лесопользования;

иные обязательства, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

3.11. В целях организации рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов, систематического контроля за их количественными и качественными изменениями, а также обеспечения достоверными сведениями о городских лесах органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц специализированное муниципальное подразделение, ведущее лесное хозяйство, или лесхоз в установленном порядке ведут постоянно учет городских лесов по формам 1 и 2 государственного учета лесного фонда, с предоставлением их в краевой орган федерального органа управления лесным хозяйством.

3.12. Расходы на ведение лесного хозяйства в городских лесах, а также на организацию использования, охрану, защиту и воспроизводство городских лесов, финансируются исполнительными органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования.

3.13. В целях дополнительного финансирования расходов на ведение лесного хозяйства в городских лесах исполнительными органами местного самоуправления могут создаваться целевые бюджетные фонды по воспроизводству, охране и защите городских лесов.

3.14. Суммы штрафов, взысканий за ущерб, причиненный городским лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации, суммы неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню и осуществлении других лесных пользований в городских лесах, а также суммы компенсационных платежей за исключение земельных участков из состава городских лесов в полном
размере зачисляются на целевой бюджетный счет и используются целенаправленно на финансирование лесохозяйственных работ, проводимых в городских лесах, их охрану, защиту, воспроизводство, благоустройство.

3.15. Исключение участков леса (земельных участков) из состава городских лесов для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесными землями, допускается только в особых случаях в соответствии с настоящим Порядком, и осуществляется по решению (распоряжению) губернатора края по представлению исполнительных органов местного самоуправления. При этом исключение производится, как правило, за счет не покрытых лесной растительностью земель городских лесов, площадей, занятых малоценными низкопродуктивными насаждениями, и земель, непригодных в перспективе для лесовыращивания. Участки городских лесов, представленные ценными насаждениями, а также выполняющие особо защитные функции, могут быть изъяты из состава городских лесов только в исключительных случаях (строительство дорог, линий электропередач, газопроводов, других линейных объектов, кладбищ), когда другие варианты размещения перечисленных объектов невозможны.

3.16. Исключение участков леса из состава городских лесов осуществляется по инициативе юридических лиц и граждан с согласия территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством, территориального органа федерального органа по земельной политике и землеустройству, краевого специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды (на основании заключения государственной экологической экспертизы) и других контролирующих служб и заинтересованных государственных органов.

Решение вопроса об исключении участка леса из состава городских лесов осуществляется в следующем порядке:

юридические лица и граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка, обращаются с заявлением (обоснованием необходимости предоставления земельного участка) в исполнительные органы местного самоуправления, которые в случае согласия (при наличии достаточной обоснованности) поручают соответствующему городскому (районному) комитету по земельной политике и землеустройству в установленные сроки подготовить землеустроительное дело, в
состав которого входят:

- ходатайство заявителя о предоставлении земельного участка;

- акт выбора земельного участка с чертежом (планом) его расположения;

- акт технического обследования земельного участка, испрашиваемого к исключению из состава городских лесов;

- план размещения всех объектов строительства на испрашиваемом участке с указанием очередности освоения по годам;

- справка территориального органа федерального органа управления государственным фондом недр об отсутствии на испрашиваемом участке полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение территориального управления федерального горного и промышленного надзора на освоение указанного участка;

- заключения: городских (районных) подразделений специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, земельной политики и землеустройства, санитарно - эпидемиологического надзора, лесхоза, органов архитектуры и градостроительства, других контролирующих и заинтересованных служб муниципального образования;

- решение (постановление) органа местного самоуправления о необходимости исключения участка леса из состава городских лесов;

- заключение государственной экологической экспертизы;

- заключение территориального органа федерального органа по земельной политике и землеустройству;

- заключение территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.

При необходимости предоставляются и другие материалы, обосновывающие исключение земельного участка из состава городских лесов.

Все материалы должны быть подлинные и надлежащим образом оформленные, либо копии документов, заверенные в установленном порядке.

Подготовка документации по исключению земельного участка из состава городских лесов осуществляется (городскими, районными) комитетами по земельной политике и землеустройству. Подготовка соответствующего проекта распоряжения губернатора края, об исключении земельного участка из состава городских лесов, осуществляется территориальным органом федерального органа по земельной политике и землеустройству.

Распоряжение губернатора края об исключении земельного участка из состава городских лесов является основанием для предоставления этого участка в пользование, собственность.

3.17. При исключении земельных участков из состава городских лесов с граждан и юридических лиц, в интересах которых
осуществляется указанное исключение, взимается плата, размер которой устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, и которая направляется на специальный бюджетный счет исполнительного органа муниципального образования.

3.18. Проведение в городских лесах строительных работ, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуется исключение земельных участков, осуществляется по решению исполнительного органа местного самоуправления, согласованному с краевым органом федерального органа управления лесным хозяйством на основании разрешения специализированного муниципального подразделения, ведущего лесное хозяйство в городских лесах, или лесхоза, обслуживающего городские леса по договору, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

4. Порядок лесопользования в городских лесах

4.1. Городские леса используются строго по назначению. Они не могут быть переданы в личную собственность или сданы в аренду юридическим лицам или гражданам.

4.2. Права пользования и распоряжения городскими лесами, участками городских лесов осуществляются с учетом требований статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации.

4.3. В городских лесах запрещаются виды хозяйственной деятельности, несовместимые с назначением этих лесов, в том числе вызывающие нарушение экологического равновесия лесных систем, снижение выполняемых лесами рекреационных и природоохранных функций, а именно:

заготовка древесины по рубкам главного пользования, проведение проходных рубок;

сбор цветов, заготовка лекарственных растений;

заготовка технического сырья, соков, живицы, второстепенных лесных ресурсов, осуществление побочного лесопользования, за исключением: сенокошения, сбора грибов, ягод, временного использования не покрытых лесом земель под пашни и огороды;

пастьба скота в не отведенных для этого местах;

движение механических транспортных средств вне дорог общего пользования, без специальных пропусков, выдаваемых предприятиями, ведущими лесное хозяйство в лесах;

стоянка и мойка автотранспорта вне установленных мест;

пользование участками леса для нужд охотничьего хозяйства;

сбор биологических коллекций;

проведение без согласования
с органами, ведущими лесное хозяйство, в городских лесах или вне установленных для этого мест массовых спортивных и зрелищных мероприятий, устройство бивуаков и палаточных городков, разведение костров;

добыча полезных ископаемых и местных строительных материалов, самовольное занятие земель в хозяйственных и иных целях;

иные виды пользования, нарушающие экологический баланс городских лесов и прилегающих к ним территорий.

4.4. В городских лесах разрешаются следующие виды лесопользования:

пользование участками лесов для культурно - оздоровительных, туристических и спортивных целей;

пользование участками лесов для научно - исследовательских целей;

заготовка второстепенных лесных ресурсов при проведении плановых лесохозяйственных мероприятий и мер ухода за лесом, в том числе: заготовка коры, бересты со срубленных деревьев, заготовка еловой лапки;

побочное пользование: размещение ульев и пасек, сбор грибов, ягод, орехов, других пищевых лесных ресурсов для личного потребления, использование не покрытых лесом земель под организацию лесных плантаций, питомников, временное использование не покрытых лесом земель под огороды, сады, плодово - ягодные насаждения;

проведение мероприятий по рекреационному устройству территории и благоустройству мест отдыха населения, в том числе: прокладка тропиночной сети, пешеходных настилов и мостов, размещение малых архитектурных форм (беседок, скамеек, оборудованных кострищ, информационных стендов и т. п.);

другие виды деятельности, не влекущие нарушение целостности лесной среды;

промежуточное пользование: проведение рубок ухода (кроме проходных рубок), санитарных рубок, рубок реконструкции, обновления, прочих рубок, в том числе ландшафтных, направленных на повышение продуктивности, улучшение породного состава, защитных и эстетических свойств лесов, а также связанных с их противопожарным обустройством.

Все проводимые в городских лесах лесохозяйственные мероприятия должны быть направлены на улучшение санитарного состояния лесов, повышение их рекреационного и санитарно - гигиенического значения, восстановление нарушенных в результате антропогенного и техногенного воздействия природных ландшафтов.

4.5. Отпуск, в порядке проведения мер ухода за городскими лесами, древесины и второстепенных лесных материалов, осуществление разрешенных настоящим Порядком видов побочных лесных пользований производится, соответственно, по лесорубочным билетам (ордерам) или лесным билетам, выдаваемым специализированным подразделением органов местного самоуправления, осуществляющим ведение лесного хозяйства или лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.

4.6. Участки городских лесов гражданам и юридическим лицам могут предоставляться в пользование для осуществления разрешенных в них видов лесопользования в соответствии с действующим лесным законодательством Российской Федерации.

4.7. Платежи за пользование лесным фондом и средства, получаемые от реализации древесины и второстепенных лесных материалов, направляются в бюджеты муниципальных образований в целевой бюджетный фонд и используются на ведение лесного хозяйства.

4.8. Плата за древесину, отпускаемую на корню, при проведении рубок промежуточного пользования специализированными лесохозяйственными предприятиями органов местного самоуправления или лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством, ведущими лесное хозяйство в городских лесах по договору, не взимается.

4.9. Проведение научно - исследовательских работ в городских лесах соответствующими организациями осуществляется бесплатно по договору безвозмездного пользования участками городских лесов, заключенному между научно - исследовательским учреждением и исполнительным органом местного самоуправления.

4.10. Граждане имеют право свободно (бесплатно) пребывать в городских лесах, собирать дикорастущие плоды, ягоды, грибы, орехи и другие пищевые растения для собственных нужд, а также участвовать в культурно - оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях.

4.11. Нормы разового сбора продукции побочного пользования лесом для собственных нужд и сроки ее заготовки устанавливаются решением исполнительного органа местного самоуправления по представлению органа, ведущего лесное хозяйство в городских лесах.

4.12. Сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья, запрещается.

Население должно оповещаться об этом путем установки при входе на территорию городских лесов специальных щитов с перечнем растений, запрещенных к сбору.

4.13. При пребывании в городских лесах граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, уничтожение, разорение муравейников и гнездовий птиц, а также соблюдать другие требования природоохранительного законодательства Российской Федерации.

4.14. Пребывание граждан в лесу, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов могут быть ограничены по решению исполнительного органа государственной власти края или исполнительных органов местного самоуправления в интересах пожарной безопасности лесов или в связи с установлением на отдельных участках городских лесов специального режима лесопользования.

4.15. Участки городских лесов могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для осуществления разрешенных видов лесопользования в краткосрочное пользование на срок до одного года или в безвозмездное пользование на срок до 49 лет.

4.16. Права пользования участками городских лесов возникают из решений уполномоченного исполнительного органа государственной власти края, принимаемых по представлению специализированных муниципальных подразделений по ведению лесного хозяйства исполнительных органов местного самоуправления с учетом материалов лесоустройства, а также действующих на территории края нормативных документов по ведению лесного хозяйства с момента:

государственной регистрации договора безвозмездного пользования участком городских лесов;

получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета при осуществлении краткосрочного пользования участком городских лесов.

4.17. Участок леса может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов пользования одному или нескольким лесопользователям.

4.18. Права пользования участками городских лесов могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в случае необходимости обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также охраны здоровья населения, окружающей природной среды, историко - культурного наследия, прав и законных интересов граждан в соответствии со статьями 25 - 30 Лесного кодекса Российской Федерации.

4.19. Контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством городских лесов осуществляют органы местного самоуправления.

4.20. Государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на землях городских поселений, осуществляется исполнительным органом государственной власти Приморского края, территориальными органами федерального органа Управления лесным хозяйством и специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

5. Ответственность за нарушение лесного законодательства

и причинение ущерба городским лесам

5.1. Граждане и юридические лица за нарушение лесного законодательства в городских лесах и за причинение ущерба городским лесам несут в соответствии со статьями 110, 111 Лесного кодекса Российской Федерации материальную, административную или уголовную ответственность.

5.2. Размер штрафов за нарушение лесного законодательства, взысканий за ущерб, причиненный городским лесам, сумм неустоек за нарушение лесохозяйственных требований и порядок их взимания определяются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.