Законы и постановления РФ

Письмо ГНИ по Приморскому краю от 28.05.1999 N 16-07 <О порядке применения контрольно - кассовых машин>

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ

ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

ПИСЬМО

от 28 мая 1999 г. N 16-07

Государственная налоговая инспекция по Приморскому краю в связи с поступающими запросами налогоплательщиков по вопросам применения ККМ разъясняет следующее.

Вопрос 1: Организация планирует развернуть на своих автозаправочных станциях реализацию с лотков прохладительных напитков и мороженого.

По требованию органов СЭС места реализации пищевых продуктов должны находиться вне резервуарного парка и топливозаправочных островков и, следовательно, будут отдалены от рабочего места оператора, где располагается кассовый аппарат. Реализация будет происходить через дополнительно нанятого продавца.

Просим разъяснить, распространяется ли на нас в данном случае действие подпункта “ж“ “Перечня отдельных категорий предприятий, которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения
контрольно - кассовых машин“, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.93 г. N 745?

Ответ: В соответствии с пп. “ж“ п. 2 “Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин“, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.93 г. N 745 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 03.09.98 г. N 1027, от 21.11.98 г. N 1364, от 07.01.99 г. N 24), от обязательного применения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением освобождаются организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения в части осуществления мелкорозничной торговли с лотков.

Исходя из вышеизложенного, применение контрольно - кассовых машин при реализации с лотков прохладительных напитков и мороженого на автозаправочных станциях не обязательно.

Вопрос 2: Какие документы являются оправдательными при проверках полноты оприходования выручки и как они должны быть оформлены?

Ответ: При осуществлении налоговыми органами проверок полноты учета выручки, полученной с применением контрольно - кассовых машин, в качестве оправдательного документа принимается акт по форме N 54.

Согласно “Типовых правил эксплуатации контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“, утвержденных Министерством финансов РФ от 30.08.93 г. N 104, в случае ошибки кассира - операциониста:

при вводе суммы и невозможности погашения чека в течение смены неиспользованный чек актируется в конце смены;

составить и оформить совместно с администрацией предприятия акт по форме N 54 о возврате денежных сумм
покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, погасить их, наклеить на лист бумаги, вместе с актом сдать в бухгалтерию (где они хранятся при текстовых документах за данное число).

Вопрос 3: В последнее время участились случаи несогласия со штрафной санкцией за невыдачу чека в размере 10 МОТ в следующих ситуациях:

организация выбивает чек, но от контрольной ленты не отрывает, т. е. чек остается в машине;

чек выбивается, гасится продавцом, но вместе с покупкой не отдается, а складывается в коробку для чеков, которая находится на прилавке или в другом месте.

Организации ссылаются на то, что нет сокрытия выручки, так как сумма покупки пробита по контрольной ленте. Вправе ли налоговая инспекция налагать штраф в размере 10 МОТ в подобных случаях?

По данному вопросу см. также письмо ГНИ по Приморскому краю от 29.01.1998 N 16-07.

Ответ: Согласно ст. 2 Закона РФ от 18.06.93 г. N 5215-1 “О

применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением“ предприятия, которые в соответствии со ст. 1 настоящего Закона должны применять ККМ, обязаны:

выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно - кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли - продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием.

Согласно ст. 7 данного Закона невыдача чека лицом, обязанным выдавать его покупателю (клиенту), или выдача чека с указанием суммы менее уплаченной, наказывается штрафом в 10-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда, но не менее 20 процентов от стоимости покупки (услуги).

Вопрос 4: Просим разъяснить порядок приобретения бланков квитанций строгой отчетности предприятиями и гражданами - предпринимателями для расчетов с покупателями при отключении электроэнергии,
зарегистрированных в энергоснабжающей организации.

Ответ: Согласно “Перечня полиграфических предприятий России, которым разрешено изготавливать знаки строгого учета“, утвержденного Приказом Государственного комитета РФ по печати от 03.12.96 г. N 145, в Приморском крае разрешено изготавливать документы строгой отчетности следующим предприятиям: Приморский полиграфкомбинат (Океанский проспект, 9, г. Владивосток); типография N 2 (ул. Владивостокская, 3, г. Находка); типография N 3 (ул. Тимирязевская, 67, г. Уссурийск); типография N 6 (проспект Горького, 1, г. Арсеньев).

Вопрос приобретения предприятиями и гражданами - предпринимателями документов строгой отчетности решается самостоятельно.

Вопрос 5: Какой срок хранения кассовой ленты при наличии у кассового аппарата фискальной памяти и при отсутствии у предприятия места для ее хранения? При товарообороте нашего предприятия расход кассовой ленты составляет 4 - 5 штук за день.

Ответ: В соответствии с Положением по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 30.07.93 г. N 745 (в редакции Постановления Правительства РФ от 07.08.98 г. N 904), контрольные ленты, книга кассира - операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет.

Вопрос 6: Следует ли считать нарушением использование контрольно - кассовой машины, зарегистрированной по одному адресу, но используемой по другому?

Ответ: Согласно ст. 4 Закона РФ от 18.06.99 г. N 5215-1 “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ контрольно - кассовые машины, используемые для денежных расчетов с населением, подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия.

Согласно Порядка регистрации контрольно - кассовых машин в налоговых органах, утвержденного
Приказом Государственной налоговой службы РФ от 22.06.95 г. N ВГ-3-14/36:

организации и другие юридические лица, их филиалы и обособленные подразделения, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг, подают заявление по месту регистрации ККМ по форме, приведенной в Приложении 1 к настоящему Порядку;

налоговый орган одновременно с регистрацией ККМ выдает организации карточку регистрации ККМ в налоговом органе по форме согласно Приложению N 3 к настоящему Порядку.

В заявлении и в карточке регистрации предусмотрено обязательное указание места установки ККМ. В случае изменения места установки ККМ предприятие обязано обратиться в налоговую инспекцию для внесений изменений в книгу учета ККМ и в карточку регистрации.

В связи с вышеизложенным, установка ККМ по незарегистрированному адресу является нарушением порядка регистрации ККМ.

Первый зам. начальника инспекции -

Государственный советник налоговой

службы III ранга

Н.Г.ПОПОВ