Законы и постановления РФ

Распоряжение Администрации Псковской области от 26.10.2010 N 289-р “Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы “Комплексное развитие межселенной территории Залитских островов на период 2010 - 2012 годы“

АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 октября 2010 г. N 289-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ И РАЗРАБОТКЕ ОБЛАСТНОЙ

ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ “КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ

МЕЖСЕЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЗАЛИТСКИХ ОСТРОВОВ

НА ПЕРИОД 2010 - 2012 ГОДЫ“

На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 “Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ“:

1. Утвердить прилагаемую концепцию областной долгосрочной целевой программы “Комплексное развитие межселенной территории Залитских островов на период 2010 - 2012 годы“.

2. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы “Комплексное развитие межселенной территории Залитских островов на период 2010 - 2012 годы“ комитет по вопросам местного самоуправления Администрации области.

3. Управлению межотраслевого взаимодействия, сопровождения федеральных программ и сводной отчетности Администрации области совместно с рабочей группой по разработке проекта областной долгосрочной целевой программы “Комплексное развитие Талабских островов на период 2010 - 2012 годы“ разработать проект областной долгосрочной целевой программы “Комплексное развитие межселенной территории Залитских островов на период 2010 - 2012 годы“ и внести его на утверждение в установленном порядке в срок до 30 октября 2010 г.



4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

И.п. губернатора области

С.Г.ПЕРНИКОВ

Утверждена

распоряжением

Администрации области

от 26 октября 2010 г. N 289-р

КОНЦЕПЦИЯ

ОБЛАСТНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ “КОМПЛЕКСНОЕ

РАЗВИТИЕ МЕЖСЕЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЗАЛИТСКИХ ОСТРОВОВ НА



ПЕРИОД 2010 - 2012 ГОДЫ“

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и

целей областной долгосрочной целевой программы

“Комплексное развитие межселенной территории

Залитских островов на период 2010 - 2012 годы“

целям и задачам социально-экономического

развития области

Талабские острова находятся в юго-восточной части Псковского озера в 25 км к северо-западу от Пскова. В группу входят три острова. Наибольший из них - остров Верхний, является уникальным природным заповедником, средний - Талабск - полностью заселен, наименьший - Талабенец - никогда не был жилым. В советское время Талабские острова были переименованы в Залитские острова: остров Талабск был переименован в остров им. Залита, а Верхний - в остров им. Белова. Общая численность населения - 200 человек, из них: остров им. Белова - 27 человек; остров им. Залита - 173 человека. Залитские острова являются межселенной территорией, входящей в состав муниципального образования “Псковский район“.

Базой для определения приоритетов, целей и задач концепции областной долгосрочной целевой программы “Комплексное развитие межселенной территории Залитских островов на период 2010 - 2012 годы“ (далее - концепция) является Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, одним из приоритетных направлений которой в среднесрочной и краткосрочной перспективе является реализация комплекса мер по поддержке муниципальных образований.

Банкротство в переходный экономический период рыболовецкого хозяйства на островах, закрытие туристической базы на острове им. Белова, прекращение регулярного водного сообщения нарушили функционирование единого хозяйственного комплекса Залитских островов.

В настоящее время на острове им. Залита без работы осталось около 45 человек, на острове им. Белова - около 10 человек (более 60% трудоспособного населения территории Залитских островов), которые работали от организации ООО “Псковский рыбопромысловый комплекс “Залита“. Однако предприятие было признано банкротом.

Большая часть работоспособного населения островов занимается рыбной ловлей, в настоящее время выловленная рыба сдается перекупщикам. В то же время острова имеют большой потенциал для развития рыболовства и рыбопереработки.

Залитские острова являются уникальным памятником природы и, несмотря на небольшие размеры, у этих островков, на которых издревле живут лишь рыбаки, богатая история. Культурная, историческая и духовная ценность Залитских островов неоспорима. Каждый из трех островов уникален по-своему, их историко-культурное наследие является одним из основных ресурсов развития культурно-познавательного туризма. Это, несомненно, привлекает все большее количество туристов. В связи с тем, что острова - это обособленная территория, а туристический поток увеличивается с каждым годом, остро стоит вопрос вывоза и размещения твердых бытовых отходов.

Одной из важных проблем является транспортное сообщение между островами и материком. От материка до межселенной территории в навигационный период осуществляет маршрутное движение катер. Начало и завершение навигации зависит от погодных условий. В последние три года навигация начинается в конце апреля и заканчивается в начале декабря. Транспортное сообщение, в основном, осуществляют жители островов на своих личных транспортных средствах. В период межсезонья транспортное сообщение между островами и материком отсутствует. В зимний период транспортное сообщение осуществляется по льду (в случае его становления) на личном транспорте жителей островов.

Учитывая специфику островного хозяйства, необходимость комплексного функционирования имущественного комплекса на островах, повышение эффективности и рациональности его использования целесообразно расширить сферу деятельности муниципального унитарного предприятия “Колхоз им. Залита“, возложив на него функции экономического развития хозяйства островов, что обеспечит должный уровень управляемости этим процессом и позволит решить проблему рабочих мест на островах и получать стабильную заработную плату, тем самым повысить благосостояние жителей островов.

Указанные сферы деятельности соответствуют приоритетам, определенным Стратегией социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, и являются экономически перспективными.

В этой связи Администрацией области принято решение о необходимости комплексного подхода в решении вопроса по развитию межселенной территории Залитских островов на среднесрочный период.

II. Обоснование целесообразности решения

проблемы программно-целевым методом

Программно-целевое планирование в различных социальных и экономических сферах на протяжении последних десятилетий осуществлялось в форме долгосрочных целевых программ.

Необходимый уровень координации действий и концентрации ресурсов при решении задач развития межселенной территории Залитских островов может быть достигнут только при использовании программно-целевого метода.

Можно выделить следующие основные преимущества решения поставленной проблемы программно-целевым методом:

комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации областной долгосрочной целевой программы “Комплексное развитие межселенной территории Залитских островов на период 2010 - 2012 годы“ (далее - программа) позволят учесть все аспекты развития Залитских островов;

распределение полномочий и ответственности. Четкое распределение полномочий между органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления, а также возможность привлечения специализированных организаций, общественных организаций, коммерческих структур для выполнения программных мероприятий. Данный подход позволяет повысить эффективность выполнения программных мероприятий;

эффективное планирование и мониторинг результатов реализации программы. В рамках программы определяются показатели, которые позволяют ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий по этапам реализации программы.

Концепция программы предусматривает в наибольшей степени ориентироваться на последовательную реализацию комплекса мер по развитию межселенной территории Залитских островов, что позволит обеспечить:

определение приоритетных направлений деятельности в данной сфере;

определение необходимых финансовых, материальных и кадровых ресурсов для реализации определенных приоритетов в конкретные сроки;

концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях.

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся

ситуации в рассматриваемой сфере без использования

программно-целевого метода

В предыдущих разделах концепции отражены основные негативные тенденции и проблемы развития межселенной территории Залитских островов. При сохранении сложившихся тенденций основными недостатками развития Залитских островов без использования программно-целевого метода являются:

отсутствие целенаправленного и комплексного подхода к решению вышеобозначенных проблем;

наличие не взаимоувязанных мероприятий как способа создания условий для устойчивого развития Залитских островов и невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании перечня мероприятий;

отсутствие эффективных механизмов координации мероприятий, обеспечивающих решение проблем, а также деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления.

Отказ от использования программно-целевого метода негативно скажется на:

решении приоритетных задач и реализации мероприятий в предполагаемые сроки и с минимальными затратами;

соответствии основных мероприятий организационно-правовым мероприятиям, осуществляемым в регионе;

эффективности расходования средств областного и местного бюджетов.

Вследствие этого сроки и затраты, необходимые для достижения результатов, возрастут, а отдельные поставленные задачи достигнуты не будут. Отказ от использования программно-целевого метода также не позволит обеспечить комплексное решение проблем.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка

преимуществ и рисков, возникающих при различных

вариантах решения проблемы

В качестве возможных вариантов решения проблемы рассматриваются два:

без принятия программы;

с принятием программы.

Первый вариант предусматривает разрозненные проекты и мероприятия по развитию Залитских островов. Основные риски этого варианта заключаются в том, что несистемный подход и выделение средств не обеспечат решения поставленных задач. Этот вариант не предполагает выявления точек роста, координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решить проблему в необходимые сроки.

Второй вариант предусматривает принятие программы.

Основой этого варианта являются средства областного и муниципального бюджетов, планируется привлечение внебюджетных источников. Основное преимущество данного подхода заключается в отсутствии необходимости формирования дополнительных комплексных механизмов и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат. Основные риски этого варианта - снижение финансирования программы по отношению к планируемым объемам, что приведет к необходимости определения новых приоритетов в реализации задач и исключения ряда программных мероприятий по их реализации.

Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным и результативным является второй вариант.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблем

программно-целевым методом

Срок реализации программы рассчитан на период с 2010 по 2012 год.

Программа предусматривает достижение целей к концу 2012 года. По итогам каждого года проводится анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей, а также определяются промежуточные результаты реализации программы.

VI. Предложения по целям и задачам программы,

целевым индикаторам и показателям, позволяющим

оценивать ход реализации программы по годам

Выбор приоритетных целей программы опирается на стратегические цели, сформулированные в Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года.

Основной целью разрабатываемых мероприятий является создание на островах комфортной среды для проживания местного населения и увеличение туристского потока на территорию островов путем повышения экономической эффективности туристской деятельности.

Приоритетными задачами программы являются:

повышение эффективности использования имущественного комплекса на островах с целью создания условий для экономического развития местных хозяйств;

повышение качества системы жизнеобеспечения и обслуживания местного населения;

формирование инфраструктуры для развития туристской деятельности.

Решение поставленных задач путем реализации системно-ориентированных мероприятий, взаимосвязанных по ресурсам и срокам, будет способствовать наиболее эффективному и рациональному достижению основных целей программы по развитию Залитских островов.

Для оценки прогнозируемых результатов предлагаются следующие основные целевые индикаторы:

количество объектов, вовлеченных в хозяйственную деятельность;

количество созданных рабочих мест в сфере малого бизнеса, туризма и сопряженных отраслях;

уровень доступности социальных услуг для населения;

увеличение туристского потока на территорию островов.

VII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и

результативности предлагаемого варианта решения проблем

Ожидаемая эффективность и результативность реализации программы будет оцениваться ежегодно на основе показателей, указанных в разделе VI концепции. В результате реализации программы предполагается создание условий для экономического развития местных хозяйств, формирование комфортной среды для проживания местного населения и увеличение туристского потока на острова.

VIII. Предложения по исполнителям программы

Исполнители программы:

органы исполнительной власти области;

Администрация муниципального образования “Псковский район“;

ГОУ ВПО “Псковский государственный педагогический университет им. С.М.Кирова“;

государственные учреждения и организации;

отечественные и иностранные инвесторы.

IX. Предложения о разработчике программы

и исполнителе-координаторе программы

Определить разработчиком программы Управление межотраслевого взаимодействия, сопровождения федеральных программ и сводной отчетности Администрации области, исполнителем-координатором программы - комитет по вопросам местного самоуправления Администрации области.

X. Предложения по объемам и источникам

финансирования программы

Финансирование программы предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета с привлечением внебюджетных средств и средств местных бюджетов.

Предварительные объемы финансирования программы

тыс. рублей

----------------------T------------T------------T------------T------------¬

¦ ¦2010 - 2012 ¦ 2010 год ¦ 2011 год ¦ 2012 год ¦

¦ ¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------+------------+------------+------------+------------+

¦Всего по программе ¦ 131350 ¦ 800 ¦ 40850 ¦ 89700 ¦

+---------------------+------------+------------+------------+------------+

¦из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------+------------+------------+------------+------------+

¦областной бюджет ¦ 29050 ¦ 400 ¦ 16250 ¦ 12400 ¦

+---------------------+------------+------------+------------+------------+

¦местный бюджет ¦ 11700 ¦ 200 ¦ 4400 ¦ 7100 ¦

+---------------------+------------+------------+------------+------------+

¦внебюджетные ¦ 90600 ¦ 200 ¦ 20200 ¦ 70200 ¦

¦источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---------------------+------------+------------+------------+-------------

Уточненные объемы финансирования программы будут определены при формировании программных мероприятий.