Законы и постановления РФ

Распоряжение Администрации Псковской области от 09.08.2010 N 206-р “Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы “Совершенствование оказания медицинской помощи населению Псковской области при онкологических заболеваниях на 2011 - 2015 годы“

АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 9 августа 2010 г. N 206-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ И РАЗРАБОТКЕ ОБЛАСТНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ

ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ “СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ

ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ

ЗАБОЛЕВАНИЯХ НА 2011 - 2015 ГОДЫ“

На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 “Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ“:

1. Утвердить прилагаемую концепцию областной долгосрочной целевой программы “Совершенствование оказания медицинской помощи населению Псковской области при онкологических заболеваниях на 2011 - 2015 годы“.

2. Принять предложение Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации о разработке областной долгосрочной целевой программы “Совершенствование оказания медицинской
помощи населению Псковской области при онкологических заболеваниях на 2011 - 2015 годы“.

3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы “Совершенствование оказания медицинской помощи населению Псковской области при онкологических заболеваниях на 2011 - 2015 годы“ Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации.

4. Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации разработать проект областной долгосрочной целевой программы “Совершенствование оказания медицинской помощи населению Псковской области при онкологических заболеваниях на 2011 - 2015 годы“ и внести его на утверждение в установленном порядке в срок до 20 августа 2010 г.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя губернатора области Перникова С.Г.

Губернатор области

А.А.ТУРЧАК

Утверждена

распоряжением

Администрации области

от 9 августа 2010 г. N 206-р

КОНЦЕПЦИЯ

ОБЛАСТНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ “СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ

ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ НА 2011 - 2015 ГОДЫ“

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей

областной долгосрочной целевой программы “Совершенствование

оказания медицинской помощи населению Псковской области при

онкологических заболеваниях на 2011 - 2015 годы“ целям и

задачам социально-экономического развития области

Одной из задач Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года является достижение высокого уровня и качества жизни населения, в том числе путем стабилизации демографической ситуации в области.

В настоящее время Псковская область входит в группу регионов с устойчиво низким уровнем рождаемости, высоким уровнем смертности и отрицательным значением естественного прироста населения.

Высокий уровень заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований (далее - ЗНО), в том числе в трудоспособном и репродуктивном возрасте, непосредственно влияет на демографическую ситуацию в Псковской области.

Среди причин смертности населения опухоли занимают второе место (11,7%) после сердечно-сосудистых заболеваний. В структуре умерших от онкологических заболеваний - 30,5% в трудоспособном возрасте. Распространенность ЗНО в 2009
году составила 1920,2 на 100 тыс. человек населения. За последние 10 лет заболеваемость в Псковской области выросла на 14,6%. В 2008 году Псковская область по показателям заболеваемости занимает 31 место в Российской Федерации.

Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2020 года предусматривает реализацию целого ряда крупных проектов, в том числе укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, позволяющих влиять на снижение смертности от ЗНО. Развитие онкологической службы Псковской области является одной из приоритетных задач основных стратегических направлений развития здравоохранения Псковской области на 2010 - 2012 годы.

Особую проблему составляет выявление болезни на ранней стадии, поскольку именно это определяет продолжительность жизни больного, успех и неуспех проводимого лечения. У каждого шестого из десяти больных болезнь находится уже в крайней, III - IV стадии, когда помощь оказывать достаточно тяжело и дорогостояще.

Показатели инвалидности вследствие ЗНО остаются высокими на протяжении ряда лет (17,0 на 10 тыс. человек населения в 2009 г., в 2007 г. - 15,6). Поэтому столь актуальна проблема раннего выявления ЗНО с использованием современных медицинских технологий.

Онкологическая служба области не имеет современной диагностической базы, что не позволяет проводить точную диагностику ЗНО в ранние сроки. Низкий уровень технического оснащения отделений лучевой терапии не обеспечивает качественное лучевое лечение и его объемы в соответствии с потребностью. Имеющаяся гамматерапевтическая аппаратура морально и физически устарела. Погрешность подведения дозы облучения опухоли превышает допустимый 5-процентный уровень за счет изношенности облучателей и отсутствия современной топометрической аппаратуры.

На сегодняшний день материально-техническая база государственного учреждения здравоохранения “Псковский онкологический диспансер“ (далее - онкодиспансер) является самым слабым звеном и основным сдерживающим фактором развития онкологической службы области.

Онкодиспансер располагается в приспособленных помещениях. Выделять
средства на проведение капитального ремонта существующих помещений нецелесообразно, так как они не соответствует современным требованиям санитарных норм и правил ни по площадям, ни по набору помещений. Аварийное состояние зданий не позволяет оснастить онкодиспансер современным лечебно-диагностическим оборудованием, создает трудности при обследовании и лечении пациентов, требует проведение ряда необходимых обследований в других учреждениях здравоохранения области.

Наиболее приемлемым вариантом для улучшения материально-технической базы является перевод онкодиспансера в комплекс зданий и сооружений бывшей железнодорожной больницы, расположенной по адресу: г. Псков, ул. Вокзальная, д. 15. В настоящее время эти здания принадлежат на праве собственности ОАО “РЖД“ и на праве оперативного управления - негосударственному учреждению здравоохранения “Отделенческая поликлиника “Псков“ ОАО “РЖД“. Принято решение о том, что ОАО “РЖД“ продаст, а Псковская область купит комплекс зданий и сооружений бывшей железнодорожной больницы по остаточной стоимости с рассрочкой платежа на 5 лет. Согласован вопрос о порядке приобретения этих зданий.

В дальнейшем необходимо будет провести капитальный ремонт предполагаемого к приобретению главного корпуса здания больницы и строительство “каньона“ для проведения лучевой терапии.

Соблюдение Порядка оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 декабря 2009 г. N 944н, требует от учреждений перехода на новые технологические процессы и применения современного оборудования.

Выполнение комплекса мероприятий областной долгосрочной целевой программы “Совершенствование оказания медицинской помощи населению Псковской области при онкологических заболеваниях на 2011 - 2015 годы“ (далее - программа) имеет цель снижение инвалидности и смертности населения Псковской области от онкологических заболеваний и увеличение продолжительности жизни, повышение эффективности системы профилактики и обеспечение диагностики опухолевых заболеваний визуальной локализации на ранних стадиях.

2. Обоснование
целесообразности решения

проблемы программно-целевым методом

Масштабность и комплексность задач, которые необходимо решить для модернизации онкологической службы области, требуют комплексного планового подхода к их решению с привлечением сил и средств федерального и областного уровней. Применение программного метода позволит системно подойти к решению проблемы.

Программа создаст необходимые условия для включения Псковской области в перечень субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств и мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, ежегодно определяемых постановлением Правительства Российской Федерации.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной

ситуации в рассматриваемой сфере без использования

программно-целевого метода

Отказ от использования программно-целевого метода не позволит системно подходить к решению проблемы, что приведет к неэффективному использованию сил и средств, существенно осложнит процедуру планирования финансовых ресурсов на реализацию и проведение мероприятий, предусмотренных программой.

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов снижения инвалидности и смертности населения от ЗНО могут стать:

ухудшение демографической ситуации в области;

продолжающееся увеличение уровня смертности от ЗНО, в том числе в трудоспособном возрасте;

уменьшение продолжительности жизни больных ЗНО;

рост показателей первичного выхода на инвалидность.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и

рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Использование программного метода дает возможность последовательно осуществлять комплекс мер по снижению выявления запущенных случаев ЗНО, увеличению продолжительности и качества жизни онкологических больных, постепенно расширять охват населения скринингом, повышать информированность населения о необходимости профилактических исследований и формирования здорового образа жизни.

Реализация программы в запланированных объемах финансирования позволит достичь цели и выполнить задачи в период действия программы в 2011 - 2015 годах.

Решение проблемы по этому варианту может иметь риски, связанные с ростом заболеваемости ЗНО в связи
с увеличением доли лиц пожилого возраста.

Принятие программы с уменьшенными объемами финансирования приведет к необходимости определения приоритетов в реализации задач и исключению ряда программных мероприятий по их реализации. К рискам добавятся:

невозможность широкого внедрения профилактических и скрининговых программ, что повлияет на показатели раннего выявления и одногодичную летальность;

слабая материально-техническая база онкологических диспансеров не позволит применять современные методики лечения и снизить смертность от ЗНО.

5. Ориентировочные сроки, а в случае необходимости - этапы

решения проблемы программно-целевым методом

Предлагаемые сроки реализации программы - 2011 - 2015 годы.

6. Предложения по целям и задачам программы, целевым

индикаторам и показателям, позволяющим оценить ход

реализации программы по годам

Цели программы:

1. Снижение инвалидности и смертности населения Псковской области от онкологических заболеваний и увеличение продолжительности жизни.

2. Развитие материально-технической базы онкологических диспансеров.

3. Обеспечение диагностики опухолевых заболеваний визуальной локализации на ранних стадиях.

Задачи программы:

совершенствование методов профилактики, диагностики и лечения ЗНО на основе внедрения новых методик и технологий;

постепенное расширение охвата населения скринингом;

формирование здорового образа жизни;

повышение качества и доступности специализированной помощи больным с ЗНО за счет оснащения современным лечебно-диагностическим оборудованием;

обеспечение современного уровня лечения и реабилитации онкологических больных посредством внедрения новейших медицинских технологий, применения современных противоопухолевых лекарственных средств;

обеспечение функционирования государственного регистра больных с ЗНО;

повышение качества прогнозирования развития эпидемиологического процесса, планирования мероприятий противораковой борьбы на основе данных о распространенности ЗНО;

подготовка медицинских работников.

Целевыми индикаторами программы являются:

доля больных с визуальными локализациями ЗНО, выявленных на I - II стадиях заболевания, в общем числе больных с визуальными локализациями опухолей, впервые взятых на учет, - повышение до 73,1%;

доля умерших от ЗНО в течение года с момента установления диагноза в числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году (одногодичная
летальность), - снижение до 27,8%;

снижение смертности от ЗНО на 100 тыс. человек населения: у мужчин - до 180,0 случая; у женщин - до 110,5 случая.

7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и

результативности предлагаемого варианта решения проблемы

В результате реализации программы предполагается:

снижение инвалидности и смертности населения области от онкозаболеваний на 4%;

улучшение показателей, характеризующих раннее выявление ЗНО, в том числе увеличение доли больных с визуальными локализациями опухоли, выявленными на I и II стадиях заболевания, до 73,1%;

снижение доли больных, умерших от ЗНО в течение года с момента установления диагноза, в числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году (одногодичная летальность), до 27,8%;

снижение смертности от ЗНО у мужчин до 180,0 случая на 100 тыс. человек населения, у женщин - до 110,5 случая на 100 тыс. человек населения;

обеспечение комплексного лечения у 50 процентов впервые выявленных онкологических больных.

Социальный эффект от реализации мероприятий программы будет выражен в улучшении качества и увеличении продолжительности жизни, сохранении трудового потенциала больных, снижении социальной и психологической напряженности в обществе вследствие угрозы распространения ЗНО.

8. Предложения по исполнителям программы

Исполнители программы:

Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации;

государственное учреждение здравоохранения “Псковский онкологический диспансер“;

государственное учреждение здравоохранения “Великолукский онкологический диспансер“.

9. Предложения о разработчике программы и

исполнителе-координаторе программы

Разработчиком и координатором-исполнителем программы назначить Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации.

10. Предложения по объемам и источникам

финансирования программы

Финансирование программы на 2011 - 2015 годы предполагается осуществлять из средств областного и федерального бюджетов.

Объемы финансирования будут определены при обобщении предложений исполнителей программы при формировании программных мероприятий.

Ориентировочная сумма финансовых затрат составит 1396610 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 959610,0 тыс. рублей,
за счет средств федерального бюджета - 437000,0 тыс. рублей.

Проведение основных мероприятий и объем финансирования предлагается по следующим направлениям:

1. Совершенствование методов профилактики и ранней диагностики ЗНО - объем финансирования ориентировочно 41950 тыс. рублей.

2. Развитие материально-технической базы онкологических учреждений области - объем финансирования ориентировочно 953860 тыс. рублей.

3. Совершенствование методов лечения и повышение квалификации медицинского персонала - объем финансирования ориентировочно 400800 тыс. рублей.

Ориентировочные объемы финансирования по срокам действия программы предлагаются следующие:

2011 год - 566714 тыс. рублей;

2012 год - 543364 тыс. рублей;

2013 год - 96500 тыс. рублей;

2014 год - 101532 тыс. рублей;

2015 год - 88500 тыс. рублей.