Законы и постановления РФ

Постановление Администрации города Великие Луки от 25.07.2008 N 54 “Об утверждении Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля на территории муниципального образования “Город Великие Луки“

Вступил в силу с 30 июля 2008 года (пункт 3 данного документа).

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВЕЛИКИЕ ЛУКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июля 2008 г. N 54

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО

КОНТРОЛЯ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“ГОРОД ВЕЛИКИЕ ЛУКИ“

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 68-ФЗ принят 21.12.1994, а не 21.12.2004.

Во исполнение Федеральных законов РФ от 21.12.2004 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“, от 12.02.1998 N 28-ФЗ “О гражданской обороне“, на основании Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля госсанэпидслужбы Псковской области от 22.04.2005, п.п. 8, 28 ст. 4, п.п. 21, 41 ст. 34 Устава
муниципального образования “Город Великие Луки“ постановляю:

1. Утвердить Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля на территории муниципального образования “Город Великие Луки“ согласно приложению.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы Администрации города Великие Луки.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования в газете “Великолукская правда Новости“.

Первый заместитель главы

Администрации города Великие Луки

В.А.РОЩИН

Приложение

к постановлению

Администрации города Великие Луки

от 25 июля 2008 г. N 54

ПОЛОЖЕНИЕ

О СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ НА

ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “ГОРОД ВЕЛИКИЕ ЛУКИ“

Настоящее Положение определяет организационные принципы построения, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля.

I. Общие положения

1. Сеть наблюдения и лабораторного контроля (далее - СНЛК) создается для обеспечения информацией о радиационной, химической и бактериологической (биологической) обстановке при выполнении мероприятий гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и подготовки в этих целях сил и средств, входящих в СНЛК. Сеть создается на базе территориальных государственных надзорных органов независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

2. СНЛК в своей деятельности руководствуется нормативно-правовыми актами федеральных, областных органов исполнителей власти, органов местного самоуправления, решениями комиссий по чрезвычайным ситуациям, а также настоящим Положением.

3. Наблюдение и лабораторный контроль организуются и проводятся в целях:

- своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов и другое) при чрезвычайных ситуациях мирного времени и выполнении мероприятий гражданской обороны;

- принятия экстренных мер по защите населения от радиоактивных (РВ), аварийно-химически опасных веществ, биологических средств - возбудителей инфекционных заболеваний.

II. Основные задачи сети

1. Основными задачами сети являются:

- мониторинг за санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории города;

- сбор, обработка и выдача данных по
радиационной, химической, бактериологической (биологической) обстановке при выполнении мероприятий гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями на территории города;

- создание банка данных о прогнозируемой и реальной РХБ обстановке на территории города;

- выработка предложений для принятия решений по защите населения;

- проведение обследований и лабораторных экспертиз радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) загрязнения окружающей среды;

- создание и обеспечение готовности органов управления, сил и средств, необходимых для выполнения задач, поставленных перед СНЛК.

2. СНЛК в соответствии с возложенными на нее задачами:

- осуществляет реализацию специальных мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- выделяет силы и средства, необходимые для обеспечения работ по предупреждению в зависимости от прогноза и ликвидации ЧС в зависимости от масштаба ЧС;

- организует и проводит эпидемиологическую разведку;

- обеспечивает проведение исследований пищевых продуктов, воды, материала от людей и другого материала на зараженность (загрязненность) радиоактивными, отравляющими, аварийно-химическими опасными веществами и биологическими (бактериологическими) средствами;

- организует защиту личного состава сил структурных подразделений службы, а также материальных средств от воздействия ОМП и других средств нападения противника;

- разрабатывает и вносит на рассмотрение мэру города (КЧС и ПБ города) проекты решений по вопросам, связанным с гражданской обороной, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также участвует в подготовке других актов по указанным вопросам;

- осуществляет разработку специальных мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Свои задачи сеть наблюдения и лабораторного контроля решает в тесном взаимодействии с другими службами.

III. Руководство СНЛК и ее организационная структура

1. Организация сети наблюдения и лабораторного контроля возлагается на КЧС и ПБ города через Главного государственного санитарного врача по г. Великие Луки, Великолукскому, Новосокольническому, Куньинскому, Локнянскому
районам.

2. Заместителями в СНЛК являются начальники структурных подразделений.

3. Сеть наблюдения и лабораторного контроля организуется по территориальному принципу и создается на базе существующих госнадзорных органов в городе Великие Луки.

В состав СНЛК входят структурные подразделения на базе:

- Территориальный отдел Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека “Роспотребнадзор“;

- филиал ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии“ г. Великие Луки, Великолукского, Новосокольнического, Куньинского, Локнянского районов;

- ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии“ ж/д узла г. Великие Луки;

- аэрологическая станция г. Великие Луки;

- ГУ “Псковская областная станция по борьбе с болезнями животных“ - филиал по г. Великие Луки;

- Великолукский межрайонный филиал ГУ “Псковская областная ветлаборатория“;

- Федеральное государственное учреждение “Станция агрохимической службы “Великолукская“;

- лаборатория МП “Водоканал“;

- посты радиационного и химического наблюдения объектов экономики.

4. При необходимости в сети наблюдения и лабораторного контроля создается штаб, который комплектуется из числа специалистов и начальников штабов ГО структурных подразделений сети.

5. КЧС и ПБ города осуществляет руководство через штаб сети и заместителей. В пределах задач сети начальники структурных подразделений издают приказы, распоряжения и инструкции.

6. Начальник штаба СНЛК имеет право отдавать распоряжения (приказания) по вопросам деятельности сети.

IV. Обязанности руководящего состава СНЛК

1. Назначенный начальник сети наблюдения и лабораторного контроля подчиняется непосредственно руководителю гражданской обороны города и входит в состав комиссии по чрезвычайным ситуациям.

2. На начальника сети и его штаб возлагается:

- обеспечение постоянной готовности сети к действиям в военное время, а также в чрезвычайных ситуациях мирного времени;

- руководство и обеспечение постоянной готовности структурных подразделений СНЛК по своевременному и качественному выполнению возложенных на них задач;

- методическое руководство планированных мероприятий гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в подчиненных
структурных подразделениях, контроль за выполнением утвержденных планов;

- организация управления, связи, обмена информацией и оповещения в структурных подразделениях и в системе сети в целом;

- организация оперативной подготовки личного состава сети;

- создание и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований сети;

- планирование, накопление и хранение специального имущества сети;

- подготовка предложений в КЧС и ПБ города по использованию сил и средств сети в период проведения спасательных и других неотложных работ в мирное и военное время.

V. Силы и средства сети

1. Силами и средствами сети наблюдения и лабораторного контроля являются формирования, создаваемые на базе структурных подразделений госнадзорных органов, их лаборатории и стационарные учреждения.

2. Комплектование аварийно-спасательных формирований и учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля личным составом, оснащение специальной техникой и имуществом осуществляется соответствующими начальниками структурных подразделений, как правило, за счет учреждений и организаций, на базе которых они создаются, и за счет бюджетных средств, испрашиваемых установленным порядком.

3. Общее количество аварийно-спасательных формирований и учреждений сети и их численность определяется с учетом характера и объема выполняемых задач, наличия людских ресурсов, необходимых специалистов, техники, материальных средств и местных условий и заданий на военное время.

4. Ответственность за подготовку и готовность аварийно-спасательных формирований, учреждений структурных подразделений, укомплектование их личным составом, техникой и имуществом возлагается на руководителей учреждений и организаций, на базе которых они созданы.

5. СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Выполнение стоящих перед ней задач является обязательным для всех управлений, ведомств и организаций, включенных в структуру СНЛК города. Общее руководство СНЛК возлагается на Управление по городу Великие Луки ГУ МЧС России по Псковской
области, отдел по делам ГО и ЧС Администрации города. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют управления, ведомства и организации, входящие в СНЛК.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

7. Наблюдения и лабораторный контроль организуются и проводятся в целях:

- своевременного обнаружения радиоактивного, химического, биологического заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных (РВ), аварийно-химически опасных веществ, биологических средств возбудителей инфекционных заболеваний.

Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ, БС с помощью технических средств.

Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента.

Индикация - комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт заражения (загрязнения) РВ, ОВ, АХОВ, БС и определить их вид.

8. Координацию деятельности СНЛК на местном уровне осуществляет комиссия по ЧС и ПБ через Управление по городу Великие Луки ГУ МЧС России по Псковской области, отдел по делам ГО и ЧС Администрации города. Она организует и координирует действия учреждений, включенных в СНЛК на подведомственной территории, контролирует состояние готовности СНЛК к действиям в условиях мирного и военного времени, обеспечивает взаимодействие со специализированными учреждениями Министерства обороны Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел Российской Федерации.

VI. Основа СНЛК

Основу СНЛК составляет ТО Управления “Роспотребнадзор“ и филиал ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии“ в г. Великие Луки, Великолукском, Новосокольническом, Куньинском, Локнянском районах.

Головное учреждение является подразделением повышенной
готовности со сроком приведения в готовность 4 - 6 часов.

К ним относятся:

- филиал ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии“ в г. Великие Луки, Великолукском, Новосокольническом, Куньинском, Локнянском районах - по санитарно-эпидемиологическому, химическому, радиологическому и бактериологическому обеспечению;

- аэрологическая станция г. Великие Луки - по метрологическому обеспечению;

- Великолукский межрайонный филиал ГУ “Псковская областная ветлаборатория“ - по ветеринарно-бактериологическому обеспечению;

- государственная станция агрохимической службы “Великолукская“ - по агрохимическому обеспечению.

Все учреждения СНЛК работают постоянно, за исключением постов РХН, которые разворачиваются при необходимости по решению соответствующих начальников, а в военное время - по степеням готовности гражданской обороны.

Задачи, возлагаемые на учреждения СНЛК:

1. На филиал ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии“ в г. Великие Луки, Великолукском, Новосокольническом, Куньинском, Локнянском районах возлагается:

- проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения силами создаваемых на базе филиала ФГУЗ формирований (группами эпидемиологической разведки);

- установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени и в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация);

- осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов;

- проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, АХОВ, БС, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;

- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;

- установление радионуклидного состава исследуемых проб;

- определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья ОВ или АХОВ;

- оказание методической
помощи и руководства работой филиалов ФГУЗ.

2. На ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии“ ж/д узла г. Великие Луки возлагается:

- проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;

- установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний людей при чрезвычайных ситуациях мирного времени;

- исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность известными возбудителями;

- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности, в районе расположения учреждения;

- установление наличия в объектах окружающей среды ОВ, АХОВ и проведение их предварительной идентификации;

- отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, АХОВ, БС, и доставка их в головное учреждение (дублер) для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы.

3. На аэрологическую станцию г. Великие Луки возлагается:

- измерение мощности доз радиоактивного излучения в районе расположения метеоплощадки;

- установление наличия ОВ и АХОВ в атмосферном воздухе, воде открытых водоемов и на местности;

- осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, открытых водоемов и доставка их в соответствующие ЧРСМ.

4. На Великолукский межрайонный филиал ГУ “Псковская областная ветлаборатория“ возлагается:

- проведение ветеринарной разведки в очагах биологического заражения на контролируемых объектах сельского хозяйства;

- установление наличия (на основе косвенных признаков) биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболевании животных и птиц при чрезвычайных ситуациях мирного времени;

- проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого и фуражного сырья, воды на зараженность РВ, ОВ, АХОВ, БС с выдачей заключения о возможности использования их по назначению;

- проведение лабораторных исследований на наличие возбудителей бактериальной группы;

- измерение мощности доз
радиоактивного заражения в районах расположения учреждений;

- установление факта заражения животных и птиц, пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды РВ, ОВ и АХОВ и осуществление их индикации;

- отбор на объектах ветеринарного надзора проб пищевого сырья животного происхождения, фуража, воды, а также материала от больных, трупов животных и птиц, зараженных РВ, ОВ, АХОВ, БС, в сомнительных случаях - доставка их в головные учреждения для лабораторно-санитарной экспертизы.

5. На государственную станцию агрохимической службы “Великолукская“ возлагается:

- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районах расположения учреждений и на территории контролируемых объектов;

- установление наличия в объектах окружающей среды ОВ и АХОВ в районах расположения учреждений и на территории сельскохозяйственных угодий и проведение их индикации;

- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах воды, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, пестицидов;

- установление радионуклидного состава исследуемых проб;

- определение на объектах сельскохозяйственного производства зараженности воды, растений, кормов, минеральных и органических удобрений ОВ, АХОВ, пестицидами, фитотоксикантами и осуществление их окончательной идентификации;

6. На лабораторию МП “Водоканал“:

- измерение мощности доз радиоактивного излучения на территориях расположения лабораторий;

- установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе расположения предприятия (объекта) ОВ, АХОВ и проведение их индикации;

- установление на контролируемой территории факта заражения (загрязнения) РВ, ОВ, АХОВ воды открытых водоемов, используемой для промышленных нужд, питьевой воды и осуществление предварительной идентификации ОВ, АХОВ;

- установление наличия РВ, ОВ и АХОВ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;

- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах воды;

- отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК для проведения экспертизы по определению их
зараженности (загрязненности) РВ, ОВ, АХОВ и БС.

7. Посты радиационного и химического наблюдения на объектах экономики осуществляют наблюдение в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени для своевременного обнаружения в объектах окружающей среды РВ, ОВ и АХОВ и их индикацию техническими средствами.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

IX. Учреждения СНЛК должны иметь следующую документацию:

- положение о работе учреждения;

- соответствующие штаты и табель оснащения;

- план перевода с мирного на военное положение;

- план подготовки и развития учреждения СНЛК на текущий год и на перспективу;

- схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;

- функциональные обязанности специалистов учреждений;

- перечень особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;

- перечень АХОВ, хранящихся (используемых) на территории объекта и региона;

- перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;

- инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядок оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;

- инструкцию о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;

- методику отбора проб и проведение исследований на зараженность РВ, ОВ, АХОВ, БС, определенных перечнем особо опасных заболеваний и поражений людей;

- нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно допустимых концентраций ОВ и АХОВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;

- карту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, химической, биологической (бактериологической) обстановки;

- журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;

- журнал радиационного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);

- инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) РВ, ОВ, АХОВ и БС;

- переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности и в территориальные управления МЧС России.

X. Функционирование и порядок передачи информации

учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля

1. Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах:

в режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотии, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.

В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций и угроза начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных и настоящим Положением.

Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и др. РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДУ (ПДК), а также ОВ и БС, о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в КЧС и ПБ города через Управление по городу Великие Луки ГУ МЧС России по Псковской области, отдел по делам ГО и ЧС Администрации города.

Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2 часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и далее с периодичностью не более 4 часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам.

Состав и конкретные формы представления информации устанавливаются для каждого учреждения СНЛК вышестоящей организацией и закрепляются соответствующей инструкцией.

В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время), применение противником современных средств поражения в военное время, наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.

Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье ПДУ (ПДК), а также ОВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учредителями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно управлению по городу Великие Луки ГУ МЧС России по Псковской области, отделу по делам ГО и ЧС Администрации города.

Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющим каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.

Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).

XI. Материально-техническое и финансовое

обеспечение, подготовка кадров специалистов СНЛК

Оснащение учреждений СНЛК лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное время производится за счет средств, выделяемых соответствующими Министерствами и ведомствами РФ, а также за счет соответствующих бюджетов.

Приборы радиационной, химической, биологической разведки и дозиметрического контроля, средства индивидуальной защиты распределяются, в том числе и Управлением по городу Великие Луки ГУ МЧС России по Псковской области, отделом по делам ГО и ЧС Администрации города в соответствии с табелями оснащения на военное время. Штаты и табеля оснащения учреждений СНЛК разрабатываются Министерствами и ведомствами РФ и согласовываются с МЧС России.

Приборы, реактивы, имущество, предназначенное для решения задач военного времени, хранятся и используются только по прямому назначению и освежаются в установленном порядке. Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими областными учреждениями, организациями, комитетами путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками; за подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК.

Годовые отчеты о работе и состоянии готовности учреждений СНЛК представляются в соответствующие Министерства, ведомства Российской Федерации, а также в Управление по городу Великие Луки ГУ МЧС России по Псковской области по установленной форме.

Основными источниками финансирования деятельности СНЛК являются ассигнования, выделяемые Министерствам, Государственным комитетам, ведомствам, организациям и учреждениям Российской Федерации на мероприятия ГО, а также иные средства, полученные в результате деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации.

Основанием для истребования финансовых средств является План подготовки текущего и перспективного развития СНЛК, разрабатываемый Министерствами, государственными комитетами, ведомствами, организациями, согласованный с МЧС России и его функциональными органами на местах. Финансирование предприятий, связанных с участием СНЛК в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осуществляется за счет страховых и резервных финансовых фондов, создаваемых Министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти на местах.

Ущерб и убытки, причиненные учреждениям СНЛК не по их вине, в результате выполнения ими задач по ликвидации последствий ЧС и стихийных бедствий, возмещаются в установленном действующим законодательством порядке.