Законы и постановления РФ

Определение Псковского областного суда от 17.02.2004 N 33-136 Пенсия военному пенсионеру за выслугу лет подлежит перерасчету в случае увеличения должностного оклада действующим военнослужащим с момента повышения оклада, а не с момента обращения в военный комиссариат с заявлением о перерасчете пенсии.

ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебной коллегии по гражданским делам

от 17 февраля 2004 года

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе С. на решение Псковского городского суда от 8 декабря 2003 года, которым постановлено С. в иске к Военному комиссариату Псковской области о признании права на перерасчет пенсии с 01.06.2000 по 31.10.2001 отказать.

Судебная коллегия

установила:

С. обратился в суд с заявлением к Псковскому областному военному комиссариату о понуждении к перерасчету пенсии за выслугу лет.

В обоснование заявления указал, что он является военным пенсионером и получает пенсию за выслугу лет, которая выплачивается Псковским областным военным комиссариатом.

Поскольку он имеет классную квалификацию
“штурман 1-го класса“, поэтому в соответствии с Положением “Об определении квалификации летного состава государственной авиации“, утвержденным постановлением Правительства РФ 23 мая 2000 года N 396, ему военкомат должен был пересчитать и с 01.06.2000 выплачивать пенсию исходя из увеличенного должностного оклада.

Однако перерасчет и доплата разницы пенсии была военкоматом не за весь период, а только за один год, соответствующий обращению, а именно - с 01.11.2001 по 30.11.2002.

Считает, что Псковский областной военный комиссариат, таким образом, нарушил его право на надлежащее пенсионное обеспечение и просит обязать его произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, исходя из увеличения должностного оклада на 30%, начиная с 01.06.2000 по 01.11.2001.

Представитель Псковского областного военного комиссариата с заявлением не согласен.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе С. ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела с учетом доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

На основании подп. “б“ п. 5 Положения “Об определении квалификации летного состава государственной авиации“, утвержденного постановлением Правительства РФ 23 мая 2000 года N 396, военнослужащим и работникам (сотрудникам), проходящим государственную службу на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории, оклады по воинской (занимаемой, штатной) должности увеличены за счет средств, выделяемых на содержание заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, и средств организаций в следующем размере: летчик (штурман) первого класса, летчик (штурман) - инструктор первого класса - 30 процентов.

В соответствии со ст. 49 Федерального закона “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ от 12.02.1993 N 4468-1 пенсии, назначенные лицам,
указанным в статье 1 Закона, и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий подлежат пересмотру (в ред. Федерального закона от 28.11.1995 N 186-ФЗ):

б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Из дела видно, что право на повышение размера пенсии у С. возникло не по личным индивидуальным обстоятельствам, а в связи с увеличением должностных окладов действующим военнослужащим в установленном Положением “Об определении квалификации летного состава государственной авиации“, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 396, размере и порядке, указанным нормативным актом и изданием в его исполнение Приказа Министра обороны N 394 от 27.07.2000, установившего повышение должностных окладов индивидуально неопределенному кругу субъектов.

Поэтому к данному правоотношению применимы нормы ст. 43 и п. “б“ ст. 49 ФЗ N 4468-1 как устанавливающие общие основания для перерасчета пенсии, а именно - увеличение денежного довольствия военнослужащих, в которое входит и должностной оклад.

Суд же ошибочно сослался на правило ст. 55 ФЗ N 4468-1, которое к спорному правоотношению не может быть применимо в связи с тем, что связывает ограничение периода перерасчета с личными индивидуальными обстоятельствами, возникающими у пенсионера и военнослужащего на размер его пенсии.

Не было учтено судом и то, что сведения о классной квалификации С., необходимые для увеличения пенсии, имелись у ответчика в его личном деле.

Кроме того, ст. 49 ФЗ 4468-1 не предусматривает обращение пенсионера с заявлением о пересмотре пенсии в пенсионный орган, а поэтому пункт 2 Приказа Министра обороны РФ N 394 как не
соответствующий в этой части нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, судом не может быть применен.

Также суд не принял во внимание положение ч. 2 ст. 58 ФЗ N 4468-1.

Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу о том, что суд неправильно применил закон и соответственно неверно разрешил спор, поэтому решение суда подлежит отмене.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, установлены, судебная коллегия считает необходимым постановить новое решение об удовлетворении иска, не передавая дела на новое судебное рассмотрение.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Псковского городского суда от 8 декабря 2003 года отменить.

Постановить новое решение, которым удовлетворить заявление С.

Обязать Военный комиссариат Псковской области произвести С. перерасчет пенсии за выслугу лет с 01.06.2000 по 01.11.2001, исходя из увеличения денежного оклада на 30%.