Законы и постановления РФ

Устав Дновского района (принят решением Собрания депутатов Дновского района от 24.12.1996) (Зарегистрировано в Управлении юстиции Псковской области 24.12.1996 N 20)

Вступает в силу в соответствии с пунктом 2 статьи 70 данного документа.

Зарегистрировано в Управлении юстиции Псковской области 24 декабря 1996 г. N 20

СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ ДНОВСКОГО РАЙОНА

УСТАВ

ДНОВСКОГО РАЙОНА

Принят

на 4-й сессии

Собрания депутатов района

24 декабря 1996 года

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования Устава

1. Настоящий Устав на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Закона Псковской области “О местном самоуправлении в Псковской области“, Устава Псковской области определяет организацию местного самоуправления в муниципальном образовании - Дновском районе, определяет роль и место органов местного самоуправления в структуре организации управления районом, устанавливает систему прав и обязанностей населения района по
осуществлению местного самоуправления.

2. Устав составляет основу для регулирования вопросов организации местного самоуправления органами местного самоуправления района, относящихся к их компетенции.

Статья 2. Правовой статус района

Дновский район имеет правовой статус муниципального образования и является совокупностью поселений, объединенных общей территорией, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и предусмотренные настоящим Уставом выборные органы местного самоуправления.

Статья 3. Система местного самоуправления

1. Местное самоуправление осуществляется гражданами, проживающими на территории района, путем:

- местных референдумов;

- собраний (сходов) граждан;

- выборов в органы местного самоуправления, а также через выборных должностных лиц местного самоуправления;

2. Органами местного самоуправления в районе являются:

- Собрание депутатов района - выборный представительный орган района;

- глава района - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность органов местного самоуправления на территории района;

- Администрация района - орган местного самоуправления района, осуществляющий организационно-распорядительные функции;

- органы территориального общественного самоуправления.

Статья 4. Территория муниципального образования

1. Территорией муниципального образования является территория Дновского района в границах, установленных на момент принятия настоящего Устава.

В состав Дновского района входят Выскодская, Голубовская, Должицкая, Замошская, Моринская, Октябрьская, Панкратовская, Юрковская волости.

2. Административным центром района является город Дно.

3. Территорию муниципального образования составляют в административных границах 1193,86 кв. км.

4. Порядок использования земель, переданных в ведение района, устанавливается Собранием депутатов района в соответствии с федеральным и областным законодательством.

5. Установление и изменение границ района, в том числе при объединении, преобразовании или упразднении района, осуществляются областным Собранием депутатов с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе местного населения, Собрания депутатов района, а также по инициативе органов государственной власти области.

6. Изменение границ района по инициативе органов государственной власти, без учета мнения населения, не допускается.

7. Порядок
объединения, преобразования или упразднения района, установления или изменения его границ, наименования определяется законом области.

Статья 5. Символ района

Символом района является герб, отражающий исторические и иные особенности района, утвержденный Собранием депутатов района и зарегистрированный в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации.

Статья 6. Предметы ведения местного самоуправления района

1. В ведении района находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления района.

К вопросам местного значения относятся:

1) принятие и изменение Устава района, контроль за его соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение районного бюджета, внебюджетных фондов, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов районного значения;

4) комплексное социально-экономическое развитие района;

5) содержание и использование муниципального жилого и нежилого фондов;

6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальной службы охраны общественного порядка, осуществление контроля за ее деятельностью;

9) регулирование планировки и застройки территории района;

10) создание условий для жилищного социально-культурного и бытового строительства;

11) контроль за пользованием и распоряжением муниципальными землями;

12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

13) организация, содержание и развитие муниципального энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

16) благоустройство и озеленение территории района;

17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;

18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

19) организация и содержание муниципальных архивов;

20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений;

21) создание
условий для обеспечения населения услугами связи, торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

22) содействие общественным организациям, действующим на территории района и способствующим его социально-экономическому развитию;

23) создание условий для деятельности учреждений культуры;

24) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, местных традиций, контроль за сохранением иных памятников истории и культуры, находящихся на территории района;

25) организация и содержание муниципальной информационной службы;

26) создание условий для деятельности средств массовой информации района;

27) создание условий для организации зрелищных мероприятий;

28) создание условий для развития физической культуры и спорта в районе;

29) содействие обеспечению социальной поддержки и занятости населения;

30) деятельность по охране окружающей среды на территории района;

31) обеспечение противопожарной безопасности в районе, организация районной пожарной службы.

2. Органы местного самоуправления района вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований, органов государственной власти, а также вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Псковской области,

Статья 7. Взаимоотношения органов местного самоуправления района и органов государственной власти

1. Взаимоотношения органов государственной власти области и органов местного самоуправления района осуществляются посредством:

а) принятия законов области по вопросам местного самоуправления;

б) заключения договоров, соглашений;

в) создания координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов как временных, так и постоянно действующих.

2. Собрание депутатов района и глава района обладают правом законодательной инициативы в областном Собрании депутатов.

Порядок осуществления права законодательной инициативы регулируется Регламентом Собрания депутатов Псковской области.

3. Администрация области и федеральные органы государственной исполнительной власти передают отдельные свои полномочия органам местного самоуправления района в соответствии с законом, договором, с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. В случае необеспеченности их материальными и
финансовыми средствами органы местного самоуправления района не несут ответственности за осуществление этих полномочий.

4. Реализация государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, подконтрольна Администрации области и федеральным органам исполнительной власти. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления района отдельных государственных полномочий определяется законом Российской Федерации и законом области.

5. Споры между органами государственной власти и органами местного самоуправления района разрешаются в судебном порядке.

Статья 8. Органы местного самоуправления - юридические лица

Юридическим лицом в системе местного самоуправления района является:

- Собрание депутатов района

- Администрация района.

Могут быть юридическими лицами:

а) комитеты, управления, отделы и другие самостоятельные структурные подразделения Администрации района;

б) органы территориального общественного самоуправления в случае их государственной регистрации.

Глава 2. СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ РАЙОНА

Статья 9. Собрание депутатов района - выборный представительный орган района

1. Собрание депутатов района - выборный представительный орган местного самоуправления состоит из 13 депутатов, избираемых сроком на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами Псковской области. Установленный срок полномочий Собрания депутатов не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.

2. Собрание депутатов района представляет интересы населения и принимает решения, действующие на территории района.

Статья 10. Полномочия Собрания депутатов района

К ведению Собрания депутатов района относятся:

1) принятие и изменение Устава района и Регламента работы Собрания депутатов;

2) досрочное прекращение полномочий депутатов в случаях, предусмотренных законодательством;

3) защита прав депутатов, лишение депутатской неприкосновенности, установление в соответствии с законодательством ответственности за невыполнение депутатских обязанностей;

4) назначение выборов главы района;

5) назначение выборов депутатов Собрания депутатов района нового созыва и взамен досрочно выбывших;

6) заслушивание отчетов деятельности главы района;

7) заслушивание отчетов должностных
лиц Администрации района;

8) образование и упразднение постоянных и других комиссий Собрания депутатов, изменение их состава, заслушивание отчетов об их работе;

9) рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений;

10) утверждение структуры органов местного самоуправления района;

11) утверждение бюджета, планов и программ социального, экономического, экологического развития района, изменений и дополнений к ним, отчетов об их выполнении;

12) установление цен и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями;

13) принятие решений о выделении ссуд и займов из средств районного бюджета;

14) установление в соответствии с законодательством местных налогов и сборов;

15) определение направления использования капитальных вложений;

16) образование внебюджетных и валютных фондов района, определение их целевого назначения;

17) учреждение фондов для кредитования целевых программ и мероприятий по решению территориальных задач, утверждение отчетов об их использовании;

18) принятие решения о выпуске и размещении лотерей, займов;

19) определение в соответствии с законодательством льгот и преимуществ, в том числе налоговых, в целях стимулирования отдельных видов предпринимательской деятельности;

20) определение за счет собственных средств дополнительных льгот и преимуществ для граждан, проживающих на территории района;

21) определение в соответствии с законодательством условий приобретения, создания, преобразования объектов муниципальной собственности; утверждение перечня объектов муниципальной собственности, приобретение, создание и преобразование которых требуют согласия депутатов района;

22) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

23) установление в соответствии с законодательством порядка назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций;

24) определение условий и порядка разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий и муниципального имущества;

25) установление в соответствии с законодательством порядка передачи и продажи жилья в собственность граждан и организаций, сдачи жилья в аренду;

26) установление квоты на разработку находящихся в ведении района
месторождений полезных ископаемых и платы за их использование;

27) определение в соответствии с законодательством правил пользования природными ресурсами, вынесение решений о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на территории района;

28) определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на территории района;

29) утверждение схем и проектов районной планировки;

30) запрещение на основании заключения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по экологии и природопользованию проведения на территории района мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения, изменение демографической ситуации или вызвать другие негативные последствия;

31) установление правил пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения, а также зоны санитарной охраны водных объектов в соответствии с требованиями санитарных норм;

32) принятие в соответствии с законодательством решений, устанавливающих административную ответственность;

33) утверждение районных средств массовой информации;

34) предъявление в случаях, предусмотренных законодательством, в суд или арбитражный суд требований о признании недействительными актов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций;

35) объявление природных и иных объектов районного значения, представляющих собой экологическую историческую или научную ценность, памятниками природы, истории и культуры, определение правил их охраны и использования;

36) осуществление контроля за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления района;

37) рассмотрение иных вопросов, отнесенных законодательством к ведению представительных органов местного самоуправления района.

Статья 11. Депутат Собрания депутатов района

1. Депутат Собрания депутатов района:

а) представляет интересы своих избирателей и всего населения района;

б) строит всю свою деятельность в Собрании депутатов района в соответствии с законодательством и нормативными актами Российской Федерации, Псковской области и настоящим Уставом;

в) отчитывается о своей деятельности перед избирателями
не реже 1 раза в год;

г) ведет работу в Собрании депутатов района как правило на непостоянной основе.

2. Статус депутата Собрания депутатов района и ограничения, связанные с его статусом, устанавливаются федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом.

3. Депутату Собрания депутатов района гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства, в соответствии с законами РФ и Псковской области.

4. Депутат Собрания депутатов района не может быть задержан за исключением задержания на месте преступления, подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без санкции прокурора Псковской области.

5. Установленный срок полномочий депутата Собрания депутатов района не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.

6. Полномочия депутата Собрания депутатов района начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы Собрания депутатов района нового состава.

7. Возмещение депутатам Собрания депутатов района, не работающим в Собрании на постоянной основе, среднего заработка за время их участия в заседаниях Собрания депутатов района, комиссиях, в которые они избраны, и других случаях, предусмотренных законодательством и решениями Собрания депутатов района, осуществляется из средств районного бюджета в порядке, установленном Собранием депутатов района.

8. Количество депутатов Собрания депутатов района, работающих на постоянной основе, размер их заработной платы, порядок перехода на постоянную работу в Собрание депутатов района устанавливается решением Собрания депутатов района.

Статья 12. Структура Собрания депутатов района

1. Собрание депутатов района самостоятельно определяет свою структуру.

2. В структуру Собрания депутатов района на срок его полномочий входят постоянные и временные комиссии для подготовки вопросов, отнесенных к компетенции Собрания депутатов района.

3. Организация работы постоянных и временных комиссий определяется Регламентом Собрания депутатов района
и положениями о комиссиях.

4. Депутаты могут объединяться в территориальные группы, положение о которых утверждается решением Собрания депутатов района.

Статья 13. Регламент Собрания депутатов района

Организация работы Собрания депутатов района определяется утвержденным Регламентом.

Статья 14. Сессии Собрания депутатов района

1. Основной формой работы Собрания депутатов района является сессия.

2. Очередные сессии Собрания депутатов района созываются главой района не реже 1 раза в квартал.

В случае отсутствия главы района сессии Собрания депутатов созываются одним из председателей постоянных комиссий.

3. Внеочередные сессии могут созываться главой района или по инициативе не менее одной трети от числа депутатов, установленного для Собрания депутатов района. Инициатива депутатов оформляется в виде заявления на имя главы района, в котором обосновываются причины ее созыва, формируются планируемые для рассмотрения вопросы. Принятие решения о проведении и подготовке внеочередной сессии осуществляется главой района в двухнедельный срок с момента получения заявления депутатов.

О времени созыва, месте проведения, предлагаемой повестке дня очередных и внеочередных сессий глава района сообщает не позднее 3 дней с момента назначения сессии в средствах массовой информации или иным путем доводит до сведения депутатов и населения.

4. Продолжительность как очередной, так и внеочередной сессии определяется Собранием депутатов района. Собрание депутатов района может принять решение о продлении работы сессии или в перерыве в ее проведении.

5. Для предварительного обсуждения вопросов повестки дня, выявления и согласования мнений депутатов в период проведения сессии могут проводиться заседания рабочих групп и постоянных комиссий.

6. Порядок созыва, подготовки и проведения сессии, рассмотрения и принятия решений, осуществления контрольных полномочий, участия в работе сессии, комиссий, групп, должностных лиц, депутатов органов местного самоуправления других муниципальных образований, представителей общественности, населения, а также правила
организационно-технического обеспечения работы сессии устанавливаются Регламентом Собрания депутатов района.

Статья 15. Контрольная деятельность Собрания депутатов района

1. Собрание депутатов района осуществляет контрольную деятельность по предметам ведения местного самоуправления района через постоянные и временные комиссии, с привлечением органов территориального общественного самоуправления, депутатов и населения.

Собрание депутатов района вправе создавать специальные контрольные комиссии, приглашать независимых экспертов, назначать аудиторские проверки.

2. Постоянные комиссии Собрания депутатов района не реже 1 раза в год отчитываются перед Собранием депутатов района о своей деятельности. Отчеты иных комиссий Собрания депутатов района заслушиваются по мере необходимости.

3. Выборные и иные должностные лица органов местного самоуправления района подотчетны и подконтрольны в своей деятельности Собранию депутатов района.

4. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, а также руководителей территориальных подразделений этих органов, противоречащие законодательству и решениям Собрания депутатов района, принятым в пределах его компетенции, могут быть отменены Собранием депутатов района. Решения Собрания депутатов района об отмене акта органа местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном порядке.

Статья 16. Досрочное прекращение полномочий Собрания депутатов района

1. Полномочия Собрания депутатов района могут быть прекращены досрочно в случаях:

а) самороспуска Собрания, решение о котором принимается большинством в две трети голосов от числа депутатов, установленного для Собрания депутатов района;

б) решения местного референдума, инициатива проведения которого должна исходить от главы района или не менее чем от 5 процентов граждан, проживающих на территории района;

в) решения областного Собрания депутатов по заключению суда о признании несоответствия деятельности Собрания депутатов района законодательству.

Порядок назначения и проведения местного референдума о досрочном прекращении полномочий Собрания депутатов района устанавливается законодательством области.

2. Постановление о назначении выборов в Собрание депутатов района в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть принято территориальной избирательной комиссией не позднее семи дней со дня принятия референдумом решения о прекращении полномочий Собрания депутатов района, самороспуска Собрания или принятия решения областным Собранием депутатов по заключению суда.

Выборы проводятся в трехмесячный срок со дня принятия территориальной избирательной комиссией постановления об их назначении.

Глава 3. ГЛАВА РАЙОНА

Статья 17. Глава района - высшее должностное лицо в системе органов местного самоуправления

1. Глава района - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории района. Глава района избирается гражданами, проживающими на территории района, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.

2. Полномочия главы района начинаются со дня его избрания и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы района.

3. Главе района, в случае неудовлетворительной работы или бездействия, населением может быть выражено недоверие путем референдума. Собрание депутатов района может выступить инициатором его проведения.

4. Глава района:

а) входит в состав Собрания депутатов района, руководит его деятельностью и председательствует на его заседаниях;

б) подотчетен населению непосредственно и Собранию депутатов района;

в) осуществляет на принципе единоначалия руководство работой Администрации района;

г) представляет муниципальное образование во взаимоотношениях с другими органами местного самоуправления и органами государственной власти, иными юридическими и физическими лицами.

5. Главе района гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства в соответствии с законодательством.

6. Статус главы района и ограничения, связанные со статусом главы района, устанавливаются федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом.

7. Глава района не может быть задержан (за исключением задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без санкции прокурора Псковской области.

8. Главе района социальные гарантии, связанные с пребыванием на должности, устанавливаются законом Псковской области.

Статья 18. Полномочия главы района по организации работы Собрания депутатов района

Глава района:

1) организует и возглавляет работу Собрания депутатов;

2) созывает сессии Собрания депутатов района, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня;

3) осуществляет руководство подготовкой сессии и вопросов, выносимых на рассмотрение Собрания депутатов района;

4) председательствует на сессиях, ведает внутренним распорядком Собрания депутатов района в соответствии с Регламентом работы Собрания депутатов;

5) информирует Собрание депутатов района о положении дел в районе;

6) подписывает решения Собрания депутатов, протоколы сессий (совместно с секретарем сессии) и другие документы Собрания депутатов;

7) оказывает содействие депутатам Собрания депутатов района в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией;

8) координирует, по согласованию с Собранием депутатов района, деятельность постоянных и иных комиссий Собрания депутатов района, депутатских групп;

9) дает поручение постоянным и иным комиссиям Собрания, принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Собрания депутатов;

10) вносит в Собрание депутатов района предложения об образовании муниципальных предприятий;

11) представляет Собрание депутатов района в отношениях с населением, трудовыми коллективами, органами территориального общественного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями;

12) открывает и закрывает расчетный и текущие счета Собрания депутатов в банках и является распорядителем по этим счетам;

13) подписывает от имени Собрания депутатов исковые заявления, направляемые в суд или арбитражный суд, в случаях, предусмотренных законодательством.

Статья 19. Полномочия главы района по организации деятельности Администрации района

Глава района:

1) разрабатывает схему управления отраслями местного хозяйства, социальной сферы, а также организации охраны общественного порядка и прав граждан;

2) разрабатывает и вносит на утверждение Собрания депутатов района структуру органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительные полномочия;

3) осуществляет в пределах своей компетенции руководство органами и структурными подразделениями Администрации района, а также полномочия по управлению предприятиями, находящимися в муниципальной собственности и финансируемыми из местного бюджета, назначает и освобождает в порядке, установленном Собранием депутатов района, руководителей муниципальных организаций;

4) организует и контролирует в пределах своей компетенции выполнение решений Собрания депутатов района и собственных решений;

5) назначает на должность и освобождает от нее руководителей структурных подразделений и иных должностных лиц Администрации района;

6) заключает договоры и соглашения с органами власти и управления, юридическими и физическими лицами, в том числе зарубежными;

7) представляет Собранию депутатов района ежегодный отчет о деятельности Администрации района;

8) организует прием граждан, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним решений;

9) рассматривает и учитывает в своей деятельности предложения органов территориального общественного самоуправления;

10) в соответствии со структурой Администрации района утверждает штаты, организует работу с кадрами Администрации района, их аттестацию, принимает меры по повышению квалификации работников;

11) представляет интересы Администрации района в суде, арбитражном суде, а также в соответствующих органах государственной власти и управления;

12) применяет в соответствии с законодательством меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей и сотрудников структурных подразделений Администрации района;

13) открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, является распорядителем кредитов, распоряжается средствами Администрации района, подписывает финансовые документы;

14) имеет право отменить приказы руководителей структурных подразделений Администрации района;

15) оказывает содействие соответствующим избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий по подготовке и проведению выборов депутатов Собрания депутатов района, организации голосования по отзыву депутатов Собрания депутатов района, референдума;

16) принимает решение о передаче отдельных полномочий Администрации района в ведение волостных подразделений Администрации района;

17) решает иные вопросы в соответствии с законодательством и по поручению Собрания депутатов района.

Статья 20. Досрочное прекращение полномочий главы района

1. Полномочия главы района могут быть прекращены досрочно в случаях:

а) письменного заявления главы района о сложении своих полномочий;

б) утраты главой района гражданства Российской Федерации;

в) выезда главы района на постоянное место жительства за пределы района;

г) вступления в отношении главы района в законную силу обвинительного приговора суда;

д) вступления в отношении главы района в законную силу решения суда о признании его недееспособным;

е) признания главы района умершим или безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

ж) отзыва главы района избирателями;

з) смерти главы района.

2. Порядок инициирования и проведения местного референдума о досрочном прекращении полномочий главы района устанавливается законодательством области.

3. Постановление о назначении выборов главы района должно быть принято Собранием депутатов района не позднее 7 дней со дня принятия местным референдумом решения о прекращении полномочий главы района или принятия решения Собрания депутатов района о прекращении полномочий главы района в случаях, предусмотренных подпунктами “а“ - “ж“, или в тот же срок после наступления обязательств, предусмотренных подпунктом “з“ пункта 1 настоящей статьи.

4. Выборы проводятся в трехмесячный срок со дня принятия Собранием депутатов района постановления об их назначении.

Глава 4. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ РАЙОНА

Статья 21. Администрация района - исполнительный орган местного самоуправления

1. Органам управления в районе является Администрация района, которая осуществляет исполнительно-распорядительные функции в соответствии с законами Российской Федерации и Псковской области, Уставом Псковской области, решениями Собрания депутатов района, принятыми в пределах их полномочий, обеспечивает права и законные интересы органов местного самоуправления и граждан, действует под непосредственным руководством главы района.

2. Администрация района подотчетна Собранию депутатов района и главе района.

3. Структура Администрации района, а также размер расходов на ее содержание утверждаются Собранием депутатов района.

Статья 22. Взаимодействие Администрации района с территориальными подразделениями органов государственной власти

Администрация района координирует деятельность территориальных подразделений органов государственной власти в районе, а в случае наделения Администрации района отдельными государственными полномочиями территориальных подразделений органов государственной власти с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств выполняет переданные законом полномочия.

Статья 23. Структурные подразделения Администрации района

1. В Администрации района создаются структурные подразделения, обладающие полномочиями по осуществлению исполнительной деятельности в определенной сфере управления районом. Функции и полномочия структурных подразделений Администрации ра“она, а также организация и порядок их деятельности определяются настоящим Уставом, а также положениями о них, утверждаемыми Собранием депутатов района.

2. Имущество Администрации района передается структурным подразделениям Администрации на правах оперативного управления распоряжением главы района и в порядке, предусмотренном Собранием депутатов района, если иное не предусмотрено законодательством.

3. Комитеты, управления, отделы и приравненные к ним Администрации волостей возглавляются руководителями - председателями комитетов и начальниками управлений, заведующими отделами, главами Администраций. Руководители этих органов в целях осуществления их полномочий издают приказы.

4. В своей деятельности структурные подразделения Администрации подконтрольны главе района и Собранию депутатов района.

5. Должностные инструкции для сотрудников структурных подразделений Администрации утверждаются руководителем соответствующего структурного подразделения по согласованию с главой района.

6. Оклады работникам Администрации района устанавливаются в соответствии с утвержденной схемой должностных окладов.

Статья 24. Заместители главы района

1. Заместители главы района назначаются на должность главой района по согласованию с Собранием депутатов района.

2. Распределение обязанностей между заместителями устанавливается распоряжением главы района.

3. Глава района вправе передать своим заместителям осуществление отдельных своих полномочий как в целях выполнения отдельных поручений, так и без ограничения срока.

4. Не подлежат передаче заместителям полномочия главы района:

а) по назначению на должность руководителей структурных подразделений Администрации;

б) по отмене актов главы района;

в) по вынесению протестов на решения Собрания депутатов района;

г) по заключению договоров с другими органами местного самоуправления и органами государственной власти;

д) права первого распределителя кредитов бюджета района.

Статья 25. Полномочия Администрации района в области планирования бюджета, финансов и учета

Администрация района:

1) разрабатывает проекты бюджета, планов и программ социально-экономического развития района, осуществляет их исполнение;

2) запрашивает сведения и получает от предприятий, организаций, расположенных на территории района, необходимые сведения о проектах планов и мероприятий, которые могут иметь экологические, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения района, осуществляет обязательное для таких планов и мероприятий согласование;

3) разрабатывает предложения по проектам планов социально-экономического развития района в программы органов государственной власти, а также в проекты планов и мероприятий организаций, расположенных на территории района, по вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения;

4) обеспечивает составление балансов финансового, денежных доходов населения, трудовых ресурсов и других, необходимых для управления экономическим и социальным развитием района;

5) составляет планы размещения, развития и специализации муниципальных предприятий и организаций;

6) вносит предложения в Собрание депутатов района об установлении льгот и преимуществ, в том числе налоговых, отдельным категориям граждан и юридических лиц в целях стимулирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

Статья 26. Полномочия Администрации района в области управления муниципальной собственностью, регулировании социально-экономических отношений с предприятиями, учреждениями, организациями на территории района

Администрация района:

1) управляет муниципальной собственностью района в порядке, установленном Собранием депутатов района, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности;

2) в соответствии с порядком управления и распоряжения муниципальной собственностью, установленным Собранием депутатов района, принимает решения об учреждении, реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий, утверждает и регистрирует уставы муниципальных предприятий;

3) готовит предложения Собранию депутатов района о разгосударствлении и приватизации муниципальной собственности;

4) устанавливает при отчуждении муниципальных предприятий ограничения на определенный срок по перепрофилированию этих предприятий, а также по изменению ассортимента выпускаемой ими продукции;

5) вправе требовать от соответствующих органов передачи или продажи в муниципальную собственность предприятий, их структурных подразделений, а также иного имущества, находящегося в государственной собственности, если они имеют особо важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения данной территории, функционирования ее хозяйственного комплекса;

6) передает в соответствии с решением Собрания депутатов района право распоряжаться отдельными объектами муниципальной собственности другим органам местного самоуправления.

Статья 27. Полномочия Администрации района в области ценообразования

Администрация района:

1) обеспечивает в соответствии с действующим законодательством, нормативно-правовыми актами федеральных органов власти, органов власти Псковской области реализацию единой государственной ценовой политики;

2) осуществляет регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) муниципальных предприятий, учреждений и организаций, контролирует их применение;

Статья 28. Полномочия Администрации района в области материально-технического обеспечения социально-экономического

развития района

Администрация района:

1) осуществляет материально-техническое обеспечение мероприятий и программ, предусмотренных планом экономического и социального развития района;

2) выступает заказчиком на выполнение работ по благоустройству района, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения района, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Статья 29. Полномочия районной Администрации в области сельского хозяйства и использования земли

Администрация района:

1) предоставляет в установленном порядке в бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

2) регистрирует права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоры на временное пользование земельными участками и договоры их аренды;

3) организует ведение земельного кадастра;

4) планирует мероприятия по использованию земель, находящихся в муниципальной собственности;

5) организует разработку и осуществление планов земельно-хозяйственного устройства населенных пунктов на территории района;

6) взимает плату за землю и расходует полученные средства в соответствии с действующим законодательством;

7) производит разграничение полномочий путем заключения договоров (соглашений) по владению, пользованию, распоряжению земельными и другими природными ресурсами между муниципальными образованиями на территории района, до проведения разграничения полномочий управление земельными и другими природными ресурсами осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством;

8) устанавливает границы территории земель, передаваемых в ведение территориальных подразделений Администрации района;

9) организует проведение работ по землеустройству на территории района;

10) определяет условия проведения изыскательных работ на территории района;

11) контролирует на территории района выполнение всеми землепользователями обязательств по повышению плодородия почв, борьбе с эрозией, рекультивации нарушенных земель, использованию земли по назначению.

Статья 30. Полномочия Администрации района в области регулирования лесных отношений

Администрация района:

1) осуществляет контроль за учетом лесного фонда;

2) регулирует утвержденный лимит лесосечного фонда по лесопользователям;

3) организует выполнение мероприятий по охране лесов;

4) осуществляет контроль в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

5) принимает решение о предоставлении участков лесного фонда в пользование;

6) организует и проводит лесные торги и конкурсы по предоставлению лесного фонда в пользование;

7) ограничивает, приостанавливает или прекращает права на пользование лесным фондом в установленном законом порядке.

Статья 31. Полномочия Администрации района в сфере регулирования отношений недропользования

Администрация района:

1) участвует в решении вопросов при предоставлении недр в пользование и отвода земельных участков;

2) предоставляет в установленном порядке горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых, находящихся в ведении района, разрешает споры по вопросам пользования недрами в соответствии с законодательством;

3) способствует развитию минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;

4) предоставляет в соответствии с установленным порядком разрешения на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений районного значения;

5) приостанавливает работы, связанные с пользованием недрами, в установленном порядке;

6) контролирует использование и охрану недр.

Статья 32. Полномочия Администрации района в сфере водных отношений

Администрация района:

предоставляет в пользование в установленном порядке водные ресурсы районного значения, разрешает в пределах своей компетенции споры о водопользовании, контролирует строительство и эксплуатацию сооружений водоснабжения, ирригационных и мелиоративных сооружений.

Статья 33. Полномочия Администрации района в области охраны природы

Администрация района:

1) определяет основные направления охраны окружающей среды района;

2) совместно со специально уполномоченными государственными органами в сфере экологической экспертизы планирует, финансирует, обеспечивает материально-техническими ресурсами природоохранные мероприятия;

3) координирует деятельность экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от их формы собственности;

4) совместно со специально уполномоченными государственными органами в сфере экологической экспертизы выдает разрешение на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение токсичных отходов;

5) принимает решение об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности;

6) вносит предложения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на территории района, ограничении или запрещении использования питьевой воды в промышленных целях;

7) организует охрану памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий;

8) проводит экологическое воспитание, образование, просвещение;

9) организует проведение экологической экспертизы проектов и строящихся объектов, а также предприятий и хозяйственных организаций, загрязняющих воздушный, водный бассейны и не обеспечивающих функционирование очистных сооружений;

10) способствует осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель, при проведении государственной экологической экспертизы имеет право:

а) делегировать экспертов в состав экспертных комиссий для участия в экологической экспертизе объектов, реализация которых намечается на их территории, и в случаях возможного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной деятельности, намечаемой другим муниципальным образованием;

б) принимать и реализовывать в рамках своих полномочий решения по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, референдумов, опросов, заявлений общественных экологических организаций и движений, информации об объектах экологической экспертизы;

в) организовывать по требованию местного населения общественные экологические экспертизы;

г) информировать специально уполномоченные государственные органы в сфере экологической экспертизы о намечаемой деятельности на территории района;

д) информировать органы прокуратуры и территориальные специально уполномоченные органы в сфере охраны окружающей природной среды, органы государственной власти области о начале строительства без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

е) получать от соответствующих компетентных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на окружающую природную среду района, и ее результатах;

ж) направлять в письменном виде специально уполномоченным государственным органам в сфере экологической экспертизы аргументированные предложения, касающиеся экологических аспектов реализации намечаемой деятельности;

11) осуществляет в соответствии с законодательством и в пределах своих прав и полномочий управление и контроль в области использования и охраны вод, лесов и недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов на территории района;

12) обеспечивает проведение на территории района мероприятий по охране окружающей среды и соблюдение правил охоты, рыбной ловли, сбора дикорастущих растений, плодов, ягод и другого;

13) информирует население об экологической обстановке, принимает в случае стихийных бедствий и аварий меры по обеспечению безопасности населения, сообщает в соответствующие органы о действиях предприятий, учреждений, организаций, представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство о природопользовании.

Статья 34. Полномочия Администрации района в области строительства, транспорта и связи

Администрация района:

1) разрабатывает и вносит на утверждение Собрания депутатов схемы и проекты районной планировки, утверждает проекты и титульные списки строек, осуществляемых за счет средств местного бюджета, и контролирует их соблюдение;

2) организует разработку и осуществление генеральных планов, проектов планировки и застройки населенных пунктов на территории района;

3) выступает заказчиком на строительство и ремонт объектов социальной и производственной инфраструктуры, находящейся в муниципальной собственности, а также создаваемых за счет собственных средств или на основе долевого участия;

4) выдает разрешение на строительство на подведомственной территории объектов всех форм собственности, приостанавливает строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки;

5) назначает местные приемочные комиссии, утверждает акты о приемке в эксплуатацию законченных строительством муниципальных объектов жилищно-гражданского назначения, а также принимает участие в приемке в эксплуатацию других законченных объектов, расположенных на территории района;

6) руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, при согласии предприятий и организаций привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории района;

7) выполняет за счет собственных средств или на хозяйственных договорных началах заказы администраций волостей по развитию электрификации, газоснабжения, водоснабжения населенных пунктов, дает заключение по планам строительства инженерных сетей на территории района;

8) содействует организации работы предприятий связи, развитию радио и телевещания.

Статья 35. Полномочия Администрации района в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения

Администрация района:

1) организует эксплуатацию муниципального жилого фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности;

2) распределяет в установленном порядке муниципальный жилой фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилого фонда, решает в соответствии с законодательством вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдает ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам;

3) осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией муниципальной собственности, в том числе: жилого фонда, всех объектов коммунального хозяйства, обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения, принимает меры по обеспечению населения топливом;

4) организует благоустройство населенных пунктов, привлекает на договорной основе к этой работе предприятия, учреждения, организации, а также население, контролирует благоустройство производственных территорий, создает места отдыха граждан;

5) развивает сеть муниципальных торговых предприятий, координирует платы розничного товарооборота торговли в районе, организует рынки и ярмарки, устанавливает в соответствии с законодательством Правила торговли, контролирует соблюдение цен и правил торговли, санитарное состояние мест торговли, организует закупку, хранение, переработку и продажу сельскохозяйственных продуктов, оказывает содействие в развитии садово-огороднических обществ;

6) организует оказание ритуальных услуг и содержит места захоронения.

Статья 36. Полномочия Администрации района в социально-культурной сфере

Администрация района:

1) осуществляет управление всеми находящимися в ведении района учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями, обеспечивает их материально-техническое снабжение, назначает и освобождает от должности руководителей соответствующих учреждений;

2) планирует развитие на территории района сети учреждений народного образования;

3) организует на территории района работу культурно-просветительных учреждений с учетом национально-культурных традиций населения;

4) осуществляет охрану и организует использование переданных в ведение района памятников природы, культуры, истории;

5) создает объекты социально-культурного, физкультурно-спортивного назначения;

6) разрабатывает комплексные программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оздоровления окружающей природной среды;

7) организует проведение общерайонных мероприятий в области образования, здравоохранения, культуры и спорта;

8) организует проведение на территории района гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, а также обеспечивает соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.

Статья 37. Полномочия Администрации района в области социальной защиты населения

Администрация района:

1) контролирует работу предприятий и учреждений (независимо от форм собственности), предоставляющих услуги по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи населению района;

2) организует проведение мероприятий, способствующих социальной адаптации и реабилитации социально незащищенных граждан;

3) оказывает, на основе анализа социальных и экономических условий жизни пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, других нуждающихся в государственной поддержке групп населения, из средств районного бюджета материальную помощь перечисленным категориям граждан, назначает за счет собственных и привлеченных средств пособия, а также доплаты к пенсиям;

4) принимает меры по улучшению жилищных и материально-бытовых условий семей, потерявших кормильца, инвалидов и престарелых граждан, нуждающихся в уходе на дому, а также меры по устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;

5) предоставляет в пределах своих полномочий и осуществляет контроль за реализацией законодательных актов по предоставлению льгот и преимуществ, связанных с охраной материнства и детства, улучшением жизни многодетных семей, одиноких пенсионеров и инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и труда;

6) содействует созданию необходимых жилищных условий для уволенных в запас военнослужащих и их семей;

7) создает комплексную сеть муниципальных служб социальной помощи населению;

8) содействует созданию предприятий и иных юридических лиц для оказания социальных услуг нетрудоспособному населению и финансированию программ социальной помощи;

9) вносит на рассмотрение Собрания депутатов района предложения по дополнительной компенсации населению за счет средств районного бюджета расходов, связанных с приобретением некоторых видов товаров, а также оказанием услуг;

10) осуществляет общее руководство опекой и попечительством в районе;

11) выходит с предложениями в соответствующие органы по разработке и реализации программ повышения занятости населения;

12) организует с целью обеспечения занятости населения общественные оплачиваемые работы;

13) решает вопросы медицинского страхования неработающего населения.

Статья 38. Полномочия Администрации района в области обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан

Администрация района:

1) обеспечивает на территории района соблюдение законов, актов органов государственной власти и управления, охрану прав и свобод граждан, осуществляет контроль за соблюдением решений Собрания депутатов района предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами;

2) готовит исковые заявления в суд или арбитражный суд, требования о признании недействительными актов органов государственной власти предприятий, учреждений, организаций, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на территории района, а также права Собрания депутатов района, районной Администрации;

3) осуществляет в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка предусмотренные законом меры, связанные со спасением и охраной жизни людей, защитой их здоровья и прав, сохранением материальных ценностей, поддержанием порядка, обеспечением деятельности предприятий, учреждений, организаций, организует проведение противопожарных мероприятий;

4) налагает взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения в соответствии с действующим законодательством;

5) принимает предусмотренные законодательством меры, связанные с проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, организацией спортивных, зрелищных и других массовых общественных мероприятий;

6) оказывает содействие органам внутренних дел, создает за счет собственных и привлеченных средств дополнительные подразделения милиции общественной безопасности (муниципальной милиции);

7) содействует районным органам записи актов гражданского состояния, районным государственным архивам в их деятельности;

8) содействует органам суда, прокуратуры и юстиции в их работе;

9) организует прием населения, а также рассмотрение жалоб, заявлений и предложений граждан, принимает по ним необходимые меры в пределах своей компетенции;

10) содействует выполнению законодательства о всеобщей воинской обязанности;

11) содействует развитию гражданской обороны в районе;

12) готовит ходатайства и вносит представления в соответствующие органы о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий.

Глава 5. ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 39. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

1. Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения издают правовые акты.

Собрание депутатов района принимает постановления и решения.

Глава района издает постановления и распоряжения.

2. Акты главы района и Собрания депутатов района, имеющие нормативное содержание, затрагивающие права, свободы, обязанности и интересы граждан, а также связанные с решением важных вопросов экономического и социального развития района, использованием муниципальной собственности и финансовых ресурсов, принимаются в форме постановлений, которые доводятся до населения в средствах массовой информации в полном объеме или в изложении, а постановления, затрагивающие права граждан, - в полном объеме.

3. Руководители структурных подразделений Администрации района и администраций волостей, являющиеся юридическими лицами, издают приказы и распоряжения.

4. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления, изданные в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми гражданами, проживающими на территории района, и предприятиями, организациями и учреждениями независимо от подчиненности и форм собственности, расположенными на территории района.

5. Глава района вправе опротестовать решение Собрания депутатов района, если это решение, по его мнению, противоречит законодательству или решениям Собрания депутатов района либо недостаточно обеспечено финансовыми и материальными средствами.

Протест с необходимым обоснованием вносится в письменной форме в Собрание депутатов района не позднее 10 дней со дня принятия Собранием решения. Действие опротестованного решения приостанавливается с момента внесения протеста главой района.

Глава района в случае внесения протеста обязан созвать сессию Собрания депутатов района в течение месячного срока для решения вопроса по существу.

Собрание депутатов района отклоняет протест главы района, если за опротестованное решение проголосует не менее двух третей от числа депутатов Собрания депутатов района. В этом случае решение Собрания депутатов района вступает в силу в срок, указанный Собранием депутатов района.

Глава района после отклонения его протеста Собранием депутатов вправе обжаловать решение Собрания депутатов района в суд.

6. Акты должностных лиц и органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, вступают в силу с момента их подписания, если иное не предусмотрено самими актами в соответствии с законодательством.

Глава 6. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Статья 40. Служащие органов местного самоуправления

1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими и нанимаются на работу на контрактной основе. Им обеспечиваются социальные гарантии, предусмотренные федеральным, областным законом о муниципальной службе и местными нормативными и правовыми актами.

2. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управлений службой, определяется правовым актом Собрания депутатов района в соответствии с федеральным законом и законом области.

Глава 7. ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН

И ДРУГИЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 41. Местный референдум

1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум.

2. Решение о проведении местного референдума принимает Собрание депутатов района по требованию:

- не менее пяти процентов граждан, проживающих на территории района, собравших подписи под своими требованиями в установленном порядке;

- не менее двух третей от числа депутатов, избранных в Собрание депутатов района, по вопросу досрочного прекращения полномочий главы района в случаях, предусмотренных настоящим Уставом;

- главы района по вопросу досрочного прекращения полномочий Собрания депутатов в случаях, предусмотренных настоящим Уставом.

3. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории района, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в референдуме непосредственно и на добровольной основе.

4. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

5. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо государственными органами, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления.

Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, принимает такой акт.

Решение, принятое на местном референдуме, и итоги голосования подлежат опубликованию не позднее трех дней после определения результатов.

Порядок организации и проведения местного референдума устанавливается законом области.

Статья 42. Муниципальные выборы

1. Выборы депутатов Собрания депутатов района, главы района осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных федеральным и областным законодательством избирательных прав граждан.

2. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами Псковской области.

Статья 43. Собрания (сходы) граждан

1. В районе для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан.

2. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются правовым актом, принятым Собранием депутатов района в соответствии с законом области.

Статья 44. Народная правотворческая инициатива

Население имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные в Собрание депутатов района, подлежат обязательному рассмотрению в месячный срок на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения официальному обнародованию (опубликованию).

Статья 45. Обращение граждан в органы местного самоуправления

1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в Собрание депутатов района, к главе района, в Администрацию района и к другим должностным лицам органов местного самоуправления района, которые обязаны дать ответ по существу обращений в течение одного месяца.

2. За нарушение сроков и порядка ответов на обращения граждан должностные лица местного самоуправления района несут ответственность, установленную законодательством.

Глава 8. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

НАСЕЛЕНИЯ

Статья 46. Система территориального общественного самоуправления населения

1. Система территориального общественного самоуправления населения включает в себя собрания (сходы), местные референдумы, иные формы непосредственной демократии, органы территориального общественного самоуправления населения (советы и комитеты поселков, сельских населенных пунктов, улиц, кварталов).

2. Территории, на которых действуют органы общественного территориального самоуправления населения, устанавливаются по предложению населения Собранием депутатов района.

Статья 47. Собрания (сходы) граждан

1. Собрания (сходы) граждан созываются органами территориального общественного самоуправления населения по мере необходимости.

2. К компетенции собраний (сходов) граждан относятся следующие вопросы:

а) избрание органов территориального общественного самоуправления и принятие положений (уставов) о них;

б) утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;

в) решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления, затрагивающих интересы населения соответствующей территории.

3. Собрания (сходы) граждан по выборам органов территориального общественного самоуправления населения правомочны, если в них принимает участие не менее половины общего числа граждан, имеющих право участвовать в этом со“рании, сходе.

В общем собрании (сходе) принимают участие граждане, достигшие 16 лет.

Статья 48. Выборы органов территориального общественного самоуправления

1. Органы территориального общественного самоуправления населения создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления.

Выборы органов территориального общественного самоуправления населения могут проводиться на собраниях (сходах) граждан по месту их жительства, а также на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании по избирательным участкам на определенный срок полномочий.

2. Собрание депутатов района по предложению инициативных групп населения согласовывает порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органа общественного территориального самоуправления.

3. Выборы органов территориального общественного самоуправления по избирательным участкам признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки.

4. Избранными в состав органов территориального общественного самоуправления считаются граждане, получившие большинство голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Статья 49. Основные полномочия органов территориального общественного самоуправления

1. Компетенция органов территориального общественного самоуправления населения определяется их положениями (уставами) с учетом полномочий, передаваемых им Собранием депутатов района и Администрацией района.

2. Собрание депутатов района может устанавливать сферы устной компетенции с органами территориального общественного самоуправления населения по согласованию с ними, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления населения.

3. Органы территориального общественного самоуправления населения могут наделяться правами юридического лица с момента их регистрации в органах юстиции. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

Статья 50. Экономическая деятельность органов территориального общественного самоуправления

Органы территориального общественного самоуправления вправе:

1) создавать в установленном порядке предприятия и организации, удовлетворяющие население в товарах и услугах;

2) выступать заказчиком на выполнении работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств района и собственных финансовых ресурсов;

3) кооперировать на добровольной основе средства населения, предприятий, учреждений и организаций для финансирования целевых социальных программ;

4) участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на акционерной или паевой основе;

5) организовывать иную экономическую деятельность, не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения;

6) определять в соответствии со своим положением (уставом) штаты и порядок оплаты труда работников.

Статья 51. Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления

1. Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления населения состоят из собственных, заемных средств, а также средств, передаваемых им Собранием депутатов района.

Собственные финансовые ресурсы образуются за счет доходов от экономической деятельности органов территориального общественного самоуправления населения, добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений и организаций, граждан, а также других поступлений.

2. Органы территориального общественного самоуправления населения самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с уставными целями и программами социально - экономического развития соответствующих территорий.

Статья 52. Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления населения с Собранием депутатов района и с Администрацией района

1. Собрание депутатов района, Администрация района содействуют органам территориального общественного самоуправления населения в осуществлении их полномочий.

2. Представители органов территориального общественного самоуправления населения вправе участвовать в работе сессий Собрания депутатов района при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.

Глава 9. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 53. Экономическая основа местного самоуправления

Экономическую основу местного самоуправления составляют:

1. Муниципальная собственность.

2. Финансы района.

3. Имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления района, и иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения, проживающего на данной территории.

4. Доходы от хозяйственной и финансовой деятельности органов местного самоуправления.

Статья 54. Состав муниципальной собственности

1. В состав муниципальной собственности района входят:

а) средства районного бюджета, внебюджетных, валютного фондов;

б) муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

в) имущество органов местного самоуправления;

г) муниципальный жилой фонд;

д) нежилые помещения в домах муниципального жилого фонда;

е) имущество, имущественные комплексы, объекты инженерной инфраструктуры, объекты, используемые для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения;

ж) имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности;

з) имущество, переданное органам местного самоуправления безвозмездно на основе соглашений и договоров, а также односторонних актов передачи имущества;

и) муниципальные предприятия и организации;

к) муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

л) муниципальные учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта;

м) другое движимое и недвижимое имущество.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

3. Муниципальная собственность признается и защищается равным образом наряду с частной, государственной и иными формами собственности.

4. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в районный бюджет.

Статья 55. Финансы района

1. Финансы района включают: средства местного бюджета, внебюджетные, валютный фонды, финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности.

2. Право собственника в отношении местных финансов осуществляется от имени населения Собранием депутатов района и Администрацией района.

3. Администрация района вправе координировать и объединять на добровольной основе средства юридических и физических лиц для финансирования программ развития территории района.

Статья 56. Бюджет района

1. К местному бюджету относится районный бюджет. Район имеет право на получение в соответствии с федеральным законодательством средств в порядке бюджетного регулирования за счет источников федерального бюджета и бюджета Псковской области.

2. Формирование и исполнение районного бюджета основывается на принципах самостоятельности, реальности, гласности.

Самостоятельность районного бюджета обеспечивается:

а) правом органов местного самоуправления района самостоятельно разрабатывать, утверждать и исполнять бюджет;

б) наличием в районном бюджете собственных доходов;

в) правом органов местного самоуправления определять направления использования средств районного бюджета;

г) запретом на изъятие органами государственной власти свободных остатков средств районного бюджета, образовавшихся в результате увеличения поступления доходов или экономии расходов;

д) возвращением районному бюджету ущерба, нанесенного принятием законов и решений органами государственной власти;

е) ответственностью органов местного самоуправления района за исполнение местного бюджета.

3. Рассмотрение проекта районного бюджета, утверждение, исполнение бюджета, рассмотрение и утверждение отчета о его исполнении, установление местных налогов и сборов, льгот по ним, введение территориальных надбавок к федеральным и областным налогам в пределах федерального законодательства находится в ведении органов местного самоуправления района.

4. В районном бюджете могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов и бюджетов отдельных населенных пунктов и волостей, не являющихся муниципальными образованиями.

Статья 57. Доходы и расходы районного бюджета

1. В доходы районного бюджета зачисляются:

а) местные налоги, сборы и штрафы;

б) отчисления от федеральных и областных налогов в соответствии с нормативами, установленными федеральными и областными законами и закрепленными на долговременной основе;

в) финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления района для реализации отдельных государственных полномочий;

г) поступления от приватизации имущества и сдачи муниципального имущества в аренду;

д) поступления от местных займов и лотерей;

е) часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

ж) дотации, субвенции, субсидии и трансфертные платежи;

з) иные поступления в соответствии с законодательством, решениями Собрания депутатов района;

и) другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.

2. В доходной и расходной частях районного бюджета финансирование, решение вопросов местного значения и осуществление органами местного самоуправления района отдельных федеральных полномочий и полномочий государственных органов Псковской области предусматривается раздельно.

Статья 58. Самообложение

Население района непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или Собрание депутатов района с учетом мнения населения могут предусматривать добровольное внесение жителями средств для финансирования мероприятий местного значения.

Статья 59. Право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами

Органы местного самоуправления района в соответствии с федеральными и областными законами получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории района. Порядок получения платежей в натуральной форме устанавливается Собранием депутатов района.

Статья 60. Муниципальные внебюджетные фонды

1. Собрание депутатов района образует и определяет порядок использования внебюджетных фондов.

2. Средства внебюджетных фондов находятся на специальных счетах в банковских учреждениях, изъятию не подлежат и расходуются Администрацией района.

Статья 61. Муниципальный валютный фонд

Собрание депутатов района имеет право формировать валютный фонд за счет отчислений от валютной выручки предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также предприятий, расположенных на соответствующей территории, на основании заключенных договоров. Нормативы отчислений в валютный фонд устанавливаются законодательством.

Статья 62. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях

Органы местного самоуправления района в соответствии с законодательством вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.

Статья 63. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления района в интересах населения в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Статья 64. Отношение органов местного самоуправления района с муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями

1. Администрация района определяет цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет регулирование цен, тарифов на их продукцию (услуги), утверждает их уставы, назначает и увольняет руководителей данных организаций, заслушивает отчеты о их деятельности.

2. Отношения между Администрацией района и руководителями организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с действующим законодательством.

3. Имущество, закрепленное за организациями, находящимися в муниципальной собственности и не состоящими на бюджете, принадлежит им на праве хозяйственного ведения.

Имущество, закрепленное за организациями, находящимися в муниципальной собственности и финансируемыми из бюджета, находится в их оперативном управлении.

Статья 65. Отношения органов местного самоуправления и предприятий, не входящих в муниципальную собственность

1. Отношения органов местного самоуправления района с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров.

2. Администрация района в соответствии с действующим законодательством вправе:

а) координировать деятельность организаций в комплексном социально-экономическом развитии района;

б) объединять на добровольной основе средства предприятий, организаций различных форм собственности для финансирования программ развития своей территории;

в) привлекать на договорных началах организации к участию в благоустройстве, строительстве, содержании объектов на данной муниципальной территории;

г) участвовать на правах одного из собственников в создании предприятий с различной формой собственности;

д) содействовать созданию на территории района предприятий различных форм собственности, занятых обслуживанием населения, созданию крестьянских (фермерских) хозяйств;

е) оказывать с целью формирования и функционирования системы управления и регулирования социально-экономических отношений помощь и осуществлять взаимодействие с общественными объединениями товаропроизводителей и предпринимателей;

ж) заключать с предприятиями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, договоры о сотрудничестве в экономическом и социальном развитии района, на производство товаров народного потребления и иной продукции, оказание услуг.

Глава 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 66. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Органы и должностные лица местного самоуправления района несут ответственность перед населением, государством, физическими, юридическими лицами в соответствии с законом.

Статья 67. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением

1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населением.

2. Формой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления является отзыв депутата Собрания депутатов района, главы района, досрочное прекращение полномочий Собрания депутатов района.

3. Депутат Собрания депутатов района может быть отозван избирателями соответствующего избирательного округа. Предложение о проведении голосования об отзыве депутата не может быть внесено ранее чем через год с момента его избрания. Право инициирования вопроса об отзыве депутата принадлежит гражданам, избирательным объединениям, Собранию депутатов района. Инициатива об отзыве депутата должна исходить не менее чем от 5 процентов избирателей избирательного округа, имеющих право на участие в голосовании. Порядок отзыва депутата устанавливается законодательством области.

4. Глава района может быть отозван его избирателями. Предложение о проведении голосования об отзыве главы района не может быть внесено ранее чем через год с момента его избрания.

Право инициирования вопроса об отзыве главы района принадлежит гражданам, избирательным объединениям, Собранию депутатов района, главе Администрации области, областному Собранию депутатов.

Инициатива об отзыве главы района должна исходить от не менее чем 5 процентов жителей района, имеющих право на участие в голосовании.

Порядок отзыва главы района устанавливается законом области.

5. Полномочия Собрания депутатов могут быть прекращены досрочно избирателями.

Порядок досрочного прекращения полномочий Собрания депутатов района устанавливается в соответствии с законодательством области.

Решение об этом принимается голосованием населения муниципального образования.

Инициатива проведения референдума может исходить от главы района или не менее 5 процентов граждан, проживающих в районе.

Статья 68. Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед государством

1. Ответственность Собрания депутатов, главы района, Администрации района перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов, Уставов области и района.

2. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены органами государственной власти материальными и финансовыми ресурсами.

Статья 69. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед физическими и юридическими лицами, которая наступает в порядке, установленном действующим законодательством.

Юридические и физические лица вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными правовых актов органов местного самоуправления района и их должностных лиц.

Глава 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 70. Принятие Устава района

1. Устав района принимается Собранием депутатов района.

2. Устав района вступает в силу с момента его опубликования в средствах массовой информации после принятия Собранием депутатов района и подлежит государственной регистрации в Управлении юстиции Псковской области.

Статья 71. Внесение изменений в Устав района

1. Правом инициативы по внесению изменений и дополнений в Устав района обладают общественные объединения или их отделения, действующие на территории района, депутаты Собрания депутатов района, глава района.

2. Изменения и дополнения Устава района принимаются решением Собрания депутатов района не менее двумя третями голосов от установленного числа депутатов Собрания депутатов района.