Законы и постановления РФ

Распоряжение Кабинета Министров РА от 14.12.2010 N 505-р “О Концепции долгосрочной целевой программы Республики Адыгея “Сохранение и развитие государственных языков Республики Адыгея и других языков в Республике Адыгея“ на 2011 - 2015 годы“

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 декабря 2010 г. N 505-р

О КОНЦЕПЦИИ

ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

“СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РЕСПУБЛИКИ

АДЫГЕЯ И ДРУГИХ ЯЗЫКОВ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ“

НА 2011 - 2015 ГОДЫ

В целях сохранения, изучения и развития языков народов Республики Адыгея:

1. Утвердить Концепцию долгосрочной целевой программы Республики Адыгея “Сохранение и развитие государственных языков Республики Адыгея и других языков в Республике Адыгея“ на 2011 - 2015 годы согласно приложению.

2. Министерству образования и науки Республики Адыгея обеспечить разработку проекта долгосрочной целевой программы Республики Адыгея “Сохранение и развитие государственных языков Республики Адыгея и других языков в Республике Адыгея“ на 2011 - 2015 годы (далее - Программа)
и внесение его на рассмотрение Кабинета Министров Республики Адыгея.

3. Установить предельный объем финансирования Программы из республиканского бюджета Республики Адыгея в сумме 3500,0 тысячи рублей.

4. Определить государственным заказчиком Программы Министерство образования и науки Республики Адыгея.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Премьер-министр

Республики Адыгея

М.КУМПИЛОВ

Приложение

к распоряжению

Кабинета Министров

Республики Адыгея

от 14 декабря 2010 г. N 505-р

КОНЦЕПЦИЯ

ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

“СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РЕСПУБЛИКИ

АДЫГЕЯ И ДРУГИХ ЯЗЫКОВ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ“

НА 2011 - 2015 ГОДЫ

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы

и цели Программы стратегическим направлениям

социально-экономического развития

Республики Адыгея

Одним из важнейших средств в реализации языковой политики, представляющей основу для развития языков и формирования языковой культуры, является система образования в целом.

Осуществление демократических, политических, экономических реформ способствует появлению новых возможностей для улучшения качества обучения и воспитания, обеспечения оптимального сочетания функционирования языков в образовательных учреждениях Республики Адыгея.

Изучение языков народов Республики Адыгея в образовательных учреждениях Республики Адыгея решающим образом влияет на грамотность населения и культуру речи в целом.

Для обеспечения сохранения, изучения и развития государственных языков Республики Адыгея и других языков в Республике Адыгея необходимо:

1) обеспечить образовательные учреждения Республики Адыгея учебниками, учебными пособиями и методической литературой по языкам народов Республики Адыгея;

2) создать условия для развития научно-методической работы в области изучения языков народов Республики Адыгея;

3) способствовать формированию языковой культуры и пропагандировать ее через средства массовой информации;

4) способствовать воспитанию культуры речи обучающихся в образовательных учреждениях Республики Адыгея.

Решение поставленных задач будет способствовать созданию условий для сохранения, изучения и развития языков народов Республики Адыгея, а также повышению уровня образования, определенного Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года.

2. Обоснование целесообразности решения

проблемы программно-целевым
методом

Решение задач, направленных на создание условий для сохранения, изучения и развития языков народов Республики Адыгея, носит комплексный характер.

Использование программно-целевого метода позволит обеспечить реализацию государственной политики в области сохранения, изучения и развития языков народов Республики Адыгея, эффективные механизмы выполнения мероприятий, сконцентрировать финансовые ресурсы на решении конкретных задач в указанной сфере.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной

ситуации в рассматриваемой сфере без использования

программно-целевого метода

Результаты анализа современного состояния языковой политики в сфере образования свидетельствуют о том, что система языковой политики, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия:

1) недостаточность учебно-методической, художественной (программной) литературы в образовательных учреждениях Республики Адыгея;

2) необходимость обеспечения учебно-методической и художественной литературой образовательных учреждений Республики Адыгея, где обучаются представители других народов Республики Адыгея;

3) сохранение сети образовательных учреждений Республики Адыгея, обеспечивающих обучение родному языку и литературе, в местах компактного проживания представителей других народов на территории Республики Адыгея;

4) создание условий для реализации языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся;

5) формирование бережного отношения к языковым традициям, воспитание сознательного отношения к языку как национально-культурной ценности;

6) отсутствие федеральных целевых программ по сохранению языков народов Российской Федерации, в связи с чем осложнено функционирование адыгейского языка в местах компактного проживания адыгов на территории Российской Федерации;

7) необходимость государственной поддержки стремления адыгов, проживающих за пределами Республики Адыгея, сохранить родной язык и культуру.

Предстоит большая работа по разработке методических рекомендаций по учебным предметам в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения.

Эффективное решение задач, направленных на создание условий для сохранения, изучения и развития языков народов Республики Адыгея, возможно лишь с использованием программно-целевого метода.

4. Возможные варианты
решения проблемы,

оценка преимуществ и рисков, возникающих при

различных вариантах решения проблемы

При подготовке настоящей Концепции проанализированы разные варианты решения обозначенных проблем, каждый из которых направлен на повышение уровня образования, создание условий для реализации языковых прав и этнокультурных потребностей Республики Адыгея, но отличается темпами реализации, механизмом государственной поддержки, объемом и структурой финансирования.

Наиболее оптимальным вариантом сохранения и развития системы языковой политики в сфере образования является комплексный подход к решению проблемы.

5. Ориентировочные сроки и этапы решения

проблемы программно-целевым методом, определенные исходя

из масштабности и значимости предлагаемых к решению проблем

Предполагаемый срок получения значимых результатов по решению проблемы программно-целевым методом - 2015 год.

Реализацию Программы предполагается осуществить в 2011 - 2015 годах в один этап, обеспечивающий непрерывность решения проблемы.

6. Предложения по целям и задачам Программы,

целевым показателям, позволяющим оценивать ход

реализации Программы по годам

Целью Программы является создание условий для сохранения, изучения и развития языков народов Республики Адыгея.

Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:

1) создание условий для реализации языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся в образовательных учреждениях Республики Адыгея;

2) содействие в оснащении образовательных учреждений Республики Адыгея и государственных библиотек учебно-методической и художественной литературой языкам народов Республики Адыгея;

3) укрепление материально-технической базы кабинетов языков народов Республики Адыгея в образовательных учреждениях Республики Адыгея;

4) государственная поддержка научных исследований и укрепление издательской деятельности в области языков народов Республики Адыгея.

Целевые показатели реализации Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Концепции.

7. Предложения по объемам и источникам финансирования

по основным мероприятиям Программы

Программа реализуется за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея.

Общий объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея составит 3500,0 тысячи рублей, в том числе:

1) в 2011 году
- 700,0 тысячи рублей;

2) в 2012 году - 700,0 тысячи рублей;

3) в 2013 году - 700,0 тысячи рублей;

4) в 2014 году - 700,0 тысячи рублей;

5) в 2015 году - 700,0 тысячи рублей.

Предложения по объемам и источникам финансирования по основным мероприятиям Программы приведены в приложении N 2 к настоящей Концепции.

8. Обоснование возможности привлечения средств

федерального бюджета для софинансирования программных

мероприятий, а также средств местных бюджетов в рамках

действующего законодательства, описание механизма

привлечения этих средств

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации за счет средств федерального бюджета может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В настоящее время разработан проект Концепции федеральной долгосрочной целевой программы “Русский язык“ на 2011 - 2015 годы. В случае принятия указанной Концепции и в дальнейшем федеральной долгосрочной целевой программы “Русский язык“ на 2011 - 2015 годы (далее - федеральная целевая программа) возможно привлечение средств федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы, аналогичных мероприятиям, предусмотренным федеральной целевой программой.

Предполагается привлечение средств местных бюджетов в случае принятия органами местного самоуправления муниципальных целевых программ, предусматривающих аналогичные мероприятия, направленные на сохранение и развитие языков народов Республики Адыгея.

9. Предварительная оценка ожидаемой эффективности

и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

(с указанием количественных значений целевых показателей в

год разработки Программы и планируемых

в год окончания ее реализации)

Реализация Программы позволит создать условия для сохранения, изучения и развития языков народов Республики Адыгея.

Количественные значения целевых показателей в год разработки Программы и планируемых в год окончания ее реализации приведены в приложении N 1 к настоящей Концепции.

10. Предложения по государственным

заказчикам и разработчикам Программы

Государственным заказчиком
и разработчиком Программы предполагается определить Министерство образования и науки Республики Адыгея.

11. Предложения по возможным вариантам форм

и методов управления реализацией Программы

Министерство образования и науки Республики Адыгея как государственный заказчик Программы определяет формы и методы управления Программой, несет ответственность за ее реализацию и конечные результаты, рациональное использование средств республиканского бюджета Республики Адыгея, выделяемых на выполнение Программы.

Реализация Программы предусматривает взаимодействие Министерства образования и науки Республики Адыгея с Комитетом Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и средствам массовой информации и Министерством культуры Республики Адыгея по отдельным мероприятиям Программы.

Приложение N 1

к Концепции долгосрочной целевой

программы Республики Адыгея “Сохранение

и развитие государственных языков Республики

Адыгея и других языков в Республике Адыгея“

на 2011 - 2015 годы

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ “СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ЯЗЫКОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ И ДРУГИХ ЯЗЫКОВ В РЕСПУБЛИКЕ

АДЫГЕЯ“ НА 2011 - 2015 ГОДЫ

---------------------------------T----------T----T----T----T----T----T----¬

¦ Целевые показатели ¦ Единица ¦2010¦2011¦2012¦2013¦2014¦2015¦

¦ ¦измерения ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦

+--------------------------------+----------+----+----+----+----+----+----+

¦1. Доля обучающихся в ¦в ¦80 ¦82 ¦84 ¦85 ¦85,5¦86 ¦

¦образовательных учреждениях ¦процентах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Республики
Адыгея, владеющих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦родным языком ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------+----------+----+----+----+----+----+----+

¦2. Доля учащихся, участвующих в ¦в ¦15,5¦15,7¦15,9¦17 ¦17,8¦19 ¦

¦республиканских конкурсных ¦процентах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦мероприятиях по языкам народов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Республики Адыгея ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------+----------+----+----+----+----+----+----+

¦3. Количество учителей языков ¦количество¦51 ¦55 ¦60 ¦70 ¦75 ¦80 ¦

¦народов Республики Адыгея, ¦человек ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦принявших участие в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦республиканских конкурсах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------+----------+----+----+----+----+----+----+

¦4. Уровень оснащенности ¦в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦образовательных учреждений ¦процентах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Республики Адыгея и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦государственных библиотек ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦учебно-методической и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦художественной литературой: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------+ +----+----+----+----+----+----+

¦- по государственным языкам ¦ ¦74,5¦75,0¦75,3¦75,5¦76,7¦77,5¦

¦Республики Адыгея; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------+ +----+----+----+----+----+----+

¦- по другим языкам народов ¦ ¦- ¦10 ¦10 ¦11 ¦11 ¦12 ¦

¦Республики
Адыгея ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------+----------+----+----+----+----+----+----+

¦5. Количество кабинетов языков ¦количество¦- ¦4 ¦3 ¦1 ¦2 ¦2 ¦

¦народов Республики Адыгея в ¦единиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦образовательных учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Республики Адыгея, получивших ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦национальные костюмы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦национальные музыкальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦инструменты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------+----------+----+----+----+----+----+----+

¦6. Количество разработанной и ¦количество¦11 ¦17 ¦12 ¦15 ¦12 ¦14 ¦

¦изданной учебно-методической ¦единиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦литературы, исследовательских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L--------------------------------+----------+----+----+----+----+----+-----

Приложение N 2

к Концепции долгосрочной целевой

программы Республики Адыгея “Сохранение

и развитие государственных языков Республики

Адыгея и других языков в Республике Адыгея“

на 2011 - 2015 годы

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПО ОБЪЕМАМ И ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ПО ОСНОВНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ “СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ЯЗЫКОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ И ДРУГИХ ЯЗЫКОВ В РЕСПУБЛИКЕ

АДЫГЕЯ“ НА 2011 - 2015 ГОДЫ

-------------------------------------T------------------------------------¬

¦ Наименование мероприятия ¦ Объем финансирования из ¦

¦ ¦республиканского бюджета Республики ¦

¦ ¦ Адыгея по годам (в тысячах рублей) ¦

¦ +------T-----T-----T-----T-----T-----+

¦ ¦всего ¦2011 ¦2012 ¦2013 ¦2014 ¦2015 ¦

¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦

+------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+

¦Всего ¦3500,0¦700,0¦700,0¦700,0¦700,0¦700,0¦

+------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+

¦1. Создание условий для реализации ¦1505,0¦155,0¦355,0¦345,0¦340,0¦310,0¦

¦языковых прав и этнокультурных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦потребностей обучающихся в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦образовательных учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Республики Адыгея ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+

¦2. Содействие в оснащении ¦210,0 ¦10,0 ¦20,0 ¦20,0 ¦65,0 ¦95,0 ¦

¦образовательных учреждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Республики Адыгея и государственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦библиотек учебно-методической и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦художественной литературой по языкам¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦народов Республики Адыгея ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+

¦3. Укрепление ¦1160,0¦320,0¦250,0¦160,0¦220,0¦210,0¦

¦материально-технической базы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦кабинетов языков народов Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Адыгея в образовательных учреждениях¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Республики Адыгея ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+

¦4. Государственная поддержка научных¦625,0 ¦215,0¦75,0 ¦175,0¦75,0 ¦85,0 ¦

¦исследований и укрепление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦издательской деятельности в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦языков народов Республики Адыгея ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+------