Законы и постановления РФ

Решение Приморского краевого суда от 14.04.2009 N 3-31/09 <Об отказе в признании недействующей части 1 статьи 8(2) Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ “О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края“ в редакции Закона Приморского края от 22 декабря 2008 г. N 366-КЗ>

ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 апреля 2009 г. N 3-31/09

(извлечение)

Приморский краевой суд,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению П. о признании недействующей части 1 статьи 8(2) Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ “О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края“ в редакции Закона Приморского края от 22 декабря 2008 г. N 366-КЗ,

установил:

законом Приморского края от 22 декабря 2008 г. N 366, опубликованным в Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края от 23 декабря 2008 г. N 98 и “Приморской газете“ от 26 декабря 2008 г. N 16 (273), внесены изменения в Закон Приморского края
от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ “О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края“, в частности, введена статья 8(2), предусмотревшая меры социальной поддержки в области обеспечения равной транспортной доступностью.

Частью 1 статьи 8(2) указанного Закона установлены компенсационные выплаты в размере 50 процентов от действующего тарифа по проезду на автомобильном (водном) транспорте общего пользования междугородных маршрутов Приморского края и пригородном железнодорожном транспорте для граждан, включенных в краевой регистр лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты (далее - граждане, включенные в краевой регистр).

П., являющаяся реабилитированным лицом, обратилась в суд с заявлением о признании части 1 статьи 8(2) Закона недействующей. В обоснование своих требований указала на то, что установленные краевым законодательством компенсационные выплаты не обеспечивают реабилитированным лицам утраченных с 1 января 2005 г. федеральных льгот, предоставлявшихся им ранее в натуральной форме, что противоречит статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, обязывающей органы государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме не допускать ухудшения условий предоставления льгот для лиц, у которых такое право возникло до 1 января 2005 г.

В судебном заседании заявитель поддержала свои требования, ссылаясь на то, что оспариваемой нормой ухудшены условия предоставления льгот, которыми она пользовалась до 1 января 2005 г., так как вместо бесплатного проезда на железнодорожном пригородном транспорте и автомобильном транспорте междугородных сообщений введена выплата денежной компенсации 50% от действующего тарифа.

Представители Законодательного Собрания Приморского края И. и Е. просили в заявленных требованиях отказать по следующим основаниям.

С 1 января 2005 г. вступили в силу изменения, внесенные
в ряд законодательных актов Российской Федерации Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, в связи с чем изменился порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. В частности, статьей 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. С учетом приведенных норм федерального законодательства субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять меры социальной поддержки соответствующих категорий граждан, не допуская при этом в силу статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ уменьшения совокупного объема финансирования льгот и выплат и ухудшения условий их предоставления. Анализ Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ “О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края“ не дает оснований полагать, что объем финансирования мер социальной поддержки и условия их предоставления были ухудшены по сравнению с порядком, действовавшим до 1 января 2005 г.

В части транспортной доступности установлены компенсационные выплаты в размере 50 процентов от действующего тарифа по проезду для реабилитированных лиц, а также других категорий краевых льготников. При этом соблюдены условия, предусмотренные федеральным законодательством, и объем финансирования мер социальной поддержки при изменении форм их предоставления не был уменьшен.

Представитель Администрации Приморского края Б. поддержала доводы представителей Законодательного Собрания Приморского края и просила в удовлетворении требований заявителя отказать.

Суд, выслушав доводы заявителя, представителей Законодательного собрания и Администрации Приморского края, заслушав прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, полагает, что заявленные требования не
подлежат удовлетворению.

При этом суд проверяет содержание всей оспариваемой нормы на соответствие федеральному законодательству, а не только в части реабилитированных лиц, поскольку согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Пунктом “ж“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: социальная защита, включая социальное обеспечение.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального законы субъектов подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом.

Согласно пункту 24 части 2 статьи 26.3 названного Федерального закона решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу, а также жертв политических репрессий относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в связи с реформированием межбюджетных отношений и разграничением расходных обязательств между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями внесены изменения в ряд законодательных актов, включая Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ и Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, этим законом изменен порядок предоставления мер социальной поддержки льготным категориям граждан.

Вместе с тем, никаких конкретных норм о предоставлении либо об исключении тех или иных видов льгот, либо о видах и размерах денежных компенсаций, Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ не содержит.

В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 18 октября 1991 г. “О реабилитации жертв политических репрессий“ в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Аналогичные нормы в отношении мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла указаны в статьях 20 и 22 Федерального закона “О ветеранах“.

С учетом приведенных норм субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять условия социальной поддержки названных льготных категорий.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Приморского края от 29.12.2004 имеет номер 206-КЗ, а не 205-КЗ.

На территории Приморского края такие меры социальной поддержки установлены в Законе Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 205-КЗ
“О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края“.

В качестве одной из мер социальной поддержки в области транспортной доступности в части 1 статьи 8 (2) указанного Закона (в редакции Закона Приморского края от 22 декабря 2008 г. N 366-КЗ) установлены компенсационные выплаты в размере 50% от действующего тарифа по проезду на автомобильном (водном) транспорте общего пользования междугородных маршрутов и пригородном железнодорожном транспорте для граждан, включенных в краевой регистр лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты.

Согласно части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

По делу установлено, что в Приморском крае в 2005 - 2009 годах совокупный объем финансирования расходов в отношении граждан, находящихся в краевом и федеральном регистре, по обеспечению транспортной доступности в Приморском крае последовательно увеличивался: в 2005 г. - 66596,62 тыс. руб., 2006 г. - 66249,75 тыс. руб., 2007 г. - 101194,8 тыс. руб., 2008 г. - 139167,53 тыс. руб., 2009 г. - 157766,89 руб.

Совокупный объем финансирования предоставления льгот в отношении реабилитированных лиц в Приморском крае также увеличивался: в 2005 г. - 43155 тыс. руб., 2006 г. - 41789 тыс. руб., 2007 г. - 45273 тыс. руб., в 2008 г. - 47277 тыс. руб.

Указанное подтверждается Законами Приморского края: от 29 декабря 2004 г. N 200-КЗ “О краевом бюджете на 2005 год“; от 23 декабря
2005 г. N 319-КЗ “О краевом бюджете на 2006 год“; от 27 декабря 2006 г. N 28-КЗ “О краевом бюджете на 2007 год“; от 25 декабря 2007 г. N 179-КЗ “О краевом бюджете на 2008 год“.

В соответствии с Законом Приморского края от 17 декабря 2008 г. N 354-КЗ “О краевом бюджете на 2009 год“ планируемый объем бюджетных ассигнований на обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, установлен в размере 75599 тыс. руб.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о последовательном увеличении в Приморском крае объема финансирования мероприятий по обеспечению равной транспортной доступности как для льготных категорий краевых льготников в целом, так и для реабилитированных лиц в частности.

С учетом изложенного не имеется оснований полагать, что часть 1 статьи 8(2) краевого Закона противоречит Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122, поскольку требование федерального законодательства о том, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат их размер не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены, соблюдено.

Доводы заявителя П. о том, что ухудшено ее положение как лица, обладавшего правом на бесплатный проезд, взамен которого введена денежная компенсация лишь половины его стоимости, не могут служить основанием для отмены судом оспариваемой нормы краевого закона, поскольку не свидетельствуют о том, что данная правовая норма вошла в противоречие с действующим федеральным законодательством, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 197,
253 ГПК РФ,

решил:

заявление П. о признании недействующей части 1 статьи 8(2) Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ “О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края“ в редакции Закона Приморского края от 22 декабря 2008 г. N 366-КЗ - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы или принесения кассационного представления через Приморский краевой суд.

Судья

Н.Л.ХРЕБТОВА