Законы и постановления РФ

Протест Прокуратуры РА от 11.04.2006 N 7/8-2006 “На Закон Республики Адыгея от 31 марта 2005 года N 294 “О местном самоуправлении“ (в редакции Закона Республики Адыгея от 21 июля 2005 года N 344)“

ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ПРОТЕСТ

от 11 апреля 2006 г. N 7/8-2006

НА ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ОТ 31 МАРТА 2005 ГОДА N 294 “О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ“

(В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ОТ 21 ИЮЛЯ 2005 ГОДА N 344)

Прокуратурой республики проведен повторный правовой анализ Закона Республики Адыгея от 31 марта 2005 года N 294 “О местном самоуправлении“ (далее - Закон). Установлено, что в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 15 февраля 2006 года N 24-ФЗ), Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, Закон Республики Адыгея вступил в противоречие с требованиями федерального законодательства по следующим основаниям.

Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон) установлено, что в случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам применяются положения федерального законодательства.

Вместе с тем установлено, что ряд положений Закона приняты вне пределов компетенции субъекта Российской Федерации.

1. Частями 4 - 6 статьи 39 Закона предусмотрены основания для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц. Однако в соответствии с пунктом “о“ статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. На основании части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Согласно статье 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, данного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Таким образом, возможность регулирования законом субъекта Российской Федерации вопросов государственной регистрации юридических лиц федеральным законодательством не предусмотрена.

2. Норма о размещении муниципального заказа, предусмотренная
статьей 52 Закона, принята вне пределов компетенции субъекта Российской Федерации, так как согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.

3. Частью 4 статьи 63 Закона предусмотрена обязанность территориальных органов федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам вести учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию.

Между тем пунктом “г“ статьи 71 Конституции Российской Федерации определено, что установление порядка организации и деятельности федеральных органов государственной власти Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации принимаются только федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

4. Частью 3 статьи 70, частью 3 статьи 71, частью 8 статьи 72 Закона предусмотрено, что в случае принятия Закона Республики Адыгея о роспуске представительного органа муниципального образования он может быть обжалован в судебном порядке в течение десяти дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через десять дней со дня ее подачи.

Вместе с тем в соответствии с пунктом “о“ статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданско-процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. На основании части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации
принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Согласно статье 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации“, данным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Кроме того, в результате правового анализа Закона выявлены положения, принятые в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но вступившие в противоречие с нормами федерального законодательства в связи с внесенными изменениями.

1. Так, Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ значительно расширены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также исключены из ведения муниципального района, городского округа вопросы организации и осуществления экологического контроля объектов производственного и социального назначения.

В связи с этим статьи 12 - 15 Закона, устанавливающие полномочия органов местного самоуправления, необходимо привести в соответствие со ст. ст. 14 - 17 Федерального закона.

2. Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ внесены дополнения в положения, регулирующие осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (статья 20 Федерального закона). В связи с чем статью 18 Закона необходимо дополнить положениями п.п. 4, 5 статьи 20 Федерального закона.

3. Пункт 4 статьи 26 Закона содержит перечень вопросов, которые органы местного самоуправления обязаны выносить на публичные слушания.

Однако данный перечень не содержит норму об обязательном вынесении на публичные слушания вопрос об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки. Данные требования установлены пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального
закона.

4. В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона структуру органов местного самоуправления могут составлять иные выборные должностные лица местного самоуправления.

Однако в статье 32 Закона, определяющей структуру органов местного самоуправления, данное положение не предусмотрено.

Кроме того, частью 7 статьи 32 Закона предусмотрено, что структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях нового муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования с численностью населения менее ста человек определяется на сходе граждан. Между тем в соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона данный вопрос решается на сходе граждан в муниципальных образованиях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.

Частями 8 - 9 статьи 32 Закона предусмотрен порядок назначения и проведения местного референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях нового муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования, который не соответствует порядку, установленному частью 5 статьи 34 Федерального закона.

Таким образом, положения статьи 32 Закона необходимо привести в соответствие с федеральным законодательством.

5. Частью 20 статьи 33 Закона устанавливается, что в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий указанного органа проводятся досрочные муниципальные выборы в представительный орган муниципального образования.

Данное положение не соответствует норме, установленной в части 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, где предусмотрено, что в случае досрочного
прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

6. Частью 3 статьи 34 Закона предусмотрено, что глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации в поселениях с численностью населения менее тысячи человек.

Между тем в части 3 статьи 36 Федерального закона право на совмещение должности главы муниципального образования и исполнение обязанности председателя представительного органа местного самоуправления не зависит от численности населения в муниципальном образовании. Но ограничение такого совмещения установлено для всех видов муниципальных образований, кроме обладающих статусом сельского поселения.

Указанной нормой установлено, что только в сельских поселениях может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Кроме того, пунктом 7 статьи 36 Федерального закона определено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

Однако данная норма отсутствует в оспариваемом Законе.

7. По аналогичным основаниям необходимо статью 37 Закона (“избирательная комиссия муниципального образования“) дополнить нормами, содержащимися в пунктах 2, 3 статьи 39 Федерального закона, устанавливающими, что избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

8. Часть 3 статьи 41 Закона устанавливает, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его
компетенции законами Республики Адыгея, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Однако в соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона представительный орган муниципального образования принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Пунктом 1 статьи 4, пунктом 4 статьи 7 Федерального закона установлено, что правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Кроме того, Федеральным законом от 15.02.2006 N 24-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ введена норма, устанавливающая, что решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального
образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Таким образом, необходимо дополнить часть 3 статьи 41 Закона указанной нормой.

9. Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ значительно расширен перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований. В этой связи статью 48 Закона, содержащую данный перечень, необходимо привести в соответствие с требованиями статьи 50 Федерального закона.

10. Пунктом 3 статьи 68 Федерального закона органам местного самоуправления предоставлено право выступать соучредителями межмуниципального печатного средства массовой информации (Федеральный закон от 31.12.2005 N 199). Вместе с тем в статье 65 Закона такое право не закреплено за органами местного самоуправления.

11. Частями 3 и 4 статьи 76 Закона устанавливается порядок формирования местных бюджетов на 2006 - 2008 годы, который не соответствует порядку, предусмотренному частями 4 и 5 статьи 83 Федерального закона.

Пунктом 4 части 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны до 1 января 2006 года привести в соответствие с требованиями данного Федерального закона конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 84 указанного Федерального закона органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, избранные до вступления в силу главы 12 данного Федерального закона, с 1 января 2006 года осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с данным Федеральным законом с учетом статуса соответствующего муниципального образования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона
“О прокуратуре Российской Федерации“,

предлагаю:

Закон Республики Адыгея от 31 марта 2005 года N 294 “О местном самоуправлении“ привести в соответствие с федеральным законодательством.

Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшей сессии Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея.

О результатах рассмотрения протеста необходимо в письменной форме сообщить в прокуратуру республики.

Прокурор республики

государственный советник

юстиции 2 класса

М.В.ПРИХЛЕНКО