Законы и постановления РФ

Распоряжение Кабинета Министров РА от 22.11.2004 N 340-Р “О ходе реализации Республиканской программы развития образования на 2000 - 2006 годы“ (вместе с “Докладом о ходе реализации в 2004 году Республиканской программы развития образования на 2000 - 2006 годы“)

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 ноября 2004 г. N 340-р

О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2000 - 2006 ГОДЫ

Рассмотрев доклад Министерства образования и науки Республики Адыгея “О ходе реализации в 2004 году Республиканской программы развития образования на 2000 - 2006 годы“:

1. Одобрить доклад “О ходе реализации в 2004 году Республиканской программы развития образования на 2000 - 2006 годы“.

2. Внести на рассмотрение Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея доклад “О ходе реализации в 2004 году Республиканской программы развития образования на 2000 - 2006 годы“.

3. Назначить официальным представителем Кабинета Министров Республики Адыгея при рассмотрении в Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея доклада
“О ходе реализации в 2004 году Республиканской программы развития образования на 2000 - 2006 годы“ министра образования и науки Республики Адыгея А.М. Жаде.

И.о. Премьер-министра

Республики Адыгея

С.ВОРОКОВ

ДОКЛАД

О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ В 2004 ГОДУ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2000 - 2006 ГОДЫ

В Республиканскую программу развития образования на 2000 - 2004 годы были внесены изменения и дополнения и срок ее реализации продлен до 2006 года в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 20.06.2003 N 168 “О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 28 апреля 2003 года N 112 “О внесении дополнений и изменений в Республиканскую программу развития образования на 2000 - 2004 годы“ и постановлениями Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея “Об утверждении изменений Республиканской программы развития образования на 2000 - 2004 годы“ от 25.06.2003 N 573-1ср и от 03.07.2003 N 425-1сп.

1. Организационно-правовое обеспечение

образовательной деятельности

В 2004 году организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности системы образования Республики Адыгея осуществлялось посредством реализации организационно-правовых документов, обеспечивающих деятельность системы образования Республики Адыгея. Продолжает действовать Соглашение между Министерством образования Российской Федерации и Министерством образования и науки Республики Адыгея о сотрудничестве в сфере образования, выполнение которого осуществляется в форме совместных с Минобразованием России программ, соглашений и проектов:

- Соглашение между Министерством образования Российской Федерации и Министерством образования и науки Республики Адыгея о делегировании полномочий по контролю за соблюдением высшими учебными заведениями и филиалами ВУЗов, находящимися на территории Республики Адыгея и имеющими лицензию Министерства образования Российской Федерации, лицензионных требований и условий;

- эксперимент по введению единого государственного экзамена;

- эксперимент по созданию условий для введения профильного обучения на старшей ступени
общеобразовательной школы;

- эксперимент по изменению структуры и содержания общего образования.

В республике реализуются проекты в рамках федеральной Программы развития единой образовательной информационной среды:

- компьютеризация сельских школ и создание системы спутникового доступа сельских школ к сети Интернет;

- оснащение образовательных учреждений Республики Адыгея спортивным оборудованием и инвентарем.

На реализацию мер по разграничению полномочий и совершенствованию взаимодействия между Министерством образования Российской Федерации, Министерством образования и науки Республики Адыгея и муниципальными органами управления образованием направлены меры по реализации Федерального закона от 07.07.2003 N 123-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений“. Принято распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.02.2004 N 54-р “О создании рабочей группы по разработке регионального норматива бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений Республики Адыгея“. Материалы по результатам деятельности рабочей группы были рассмотрены на заседании Кабинета Министров Республики Адыгея (распоряжение от 22.03.2004 N 86-р). Министерству финансов Республики Адыгея и Министерству образования и науки Республики Адыгея дано поручение по разработке методики предоставления субвенций местным бюджетам на финансирование образовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования и представлению данных материалов на рассмотрение Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея при подготовке проекта Закона Республики Адыгея “О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2005 год“.

В 2004 г. Министерство образования и науки Республики Адыгея проводило работу по выполнению обязательств, обозначенных в договорах и соглашениях о сотрудничестве с департаментом образования и науки администрации Краснодарского края, Министерством образования Республики Татарстан.

Основными направлениями сотрудничества являются:

- определение детей в интернатные учреждения тех типов и видов, которых нет в Республике Адыгея (дети с нарушениями зрения и
опорно-двигательного аппарата направляются в Армавирский и Кропоткинский интернаты, в то же время в Адыгейской республиканской специальной (коррекционной) школе-интернате для глухих детей обучаются дети из Краснодарского края, Чеченской республики);

- обмен делегациями по изучению опыта работы образовательных учреждений;

- выделение целевых мест в учреждениях профессионального образования;

- получение методических пособий, учебников из Республики Татарстан для воскресной школы татарского национально-культурного общества “Дуслык“.

В Республике Адыгея в течение многих лет сохраняется и развивается сеть образовательных учреждений, удовлетворяющих потребности населения, в целях обеспечения государственных гарантий на общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных образовательных учреждениях. По состоянию на 01.09.2004 образовательная сеть Республики Адыгея представлена 125 дошкольными образовательными учреждениями (из них: 116 - муниципальные ДОУ, 9 - ведомственные), 186 общеобразовательными учреждениями, 12 учреждениями начального профессионального образования, 6 учреждениями среднего профессионального образования, а также 2 ВУЗами и 8 филиалами государственных и негосударственных ВУЗов.

Для удовлетворения образовательных запросов обучающихся в республике функционируют 3 гимназии и 3 лицея, которые работают по программам повышенного уровня обучения. Успешно работает учреждение дополнительного образования детей “Республиканская физико-математическая школа“ (РФМШ), учредителями которой являются Министерство образования и науки Республики Адыгея и Адыгейский государственный университет. В 2003 - 2004 учебном году на отделениях математики, физики и компьютерных наук в РФМШ обучалось 425 учащихся по очно-заочной форме (из них 25% - учащиеся сельских школ), окончили школу в 2004 г. 58 учащихся. На 1 сентября 2004 г. в РФМШ обучается 797 учащихся. Из них на отделении математики -
672 чел. (383 чел. - город, 289 чел. - село), физики - 95 чел. (77 чел. - город, 18 чел. - село), компьютерных наук - 30 чел. (город).

Выполняя Закон Республики Адыгея “О языках народов Республики Адыгея“, достаточно стабильной остается сеть национальных школ. Всего их в республике 39. В 2003 - 2004 учебном году в 138 общеобразовательных учреждениях республики адыгейский язык изучали 32727 учащихся, в том числе адыгов - 14948 человек, русскоязычных - 17779 человек.

В республике в соответствии с Законом Республики Адыгея “О языках народов Республики Адыгея“ также созданы благоприятные условия для изучения греческого, армянского и татарского языков. В Гавердовской СОШ N 18 г. Майкопа по желанию родителей и учащихся изучается греческая национальная культура (38 чел.). В Майкопском районе в СОШ NN 14, 20 армянский язык изучают 130 учащихся. В воскресной школе г. Майкопа татарский язык изучает 71 учащийся.

В 2004 году продолжается работа по разработке государственного образовательного стандарта по предметам национально-регионального компонента Базисного учебного плана общеобразовательных школ.

Разработан и создан проект Временного государственного образовательного стандарта по адыгейскому языку для национальных школ, апробация которого в школах завершилась в мае 2004 года. Учителями и методистами рай(гор)методкабинетов подготовлены рецензии на проект стандарта, в соответствии с которыми в него вносятся необходимые коррективы.

Разработан проект государственных образовательных стандартов по географии Адыгеи, в производстве находятся проекты государственных образовательных стандартов по адыгейскому языку (для русскоязычных школ), истории Адыгеи, этнокультуре, ИЗО и музыке.

Начальное профессиональное образование Республики Адыгея осуществляет подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов для предприятий и организаций всех отраслей экономики и играет важную роль в обеспечении стабильного экономического развития республики,
а также выполняет существенную социальную функцию, обеспечивая молодежи получение доступного и бесплатного профессионального образования.

В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ предусматривается передача полномочий по начальному и среднему профессиональному образованию в ведение субъектов Российской Федерации с 1 января 2005 года.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 1139-р утвержден Перечень федеральных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

В данный перечень вошли 5 учреждений начального профессионального образования Республики Адыгея:

- профессиональный лицей N 2 (ст. Ханская);

- профессиональное училище N 4 (ст. Дондуковская);

- профессиональный лицей N 6 (г. Майкоп);

- профессиональное училище N 7 (с. Красногвардейское);

- Майкопское специальное профессиональное училище (г. Майкоп).

Профессиональное училище N 10 (а. Кошехабль) в соответствии с совместным приказом Минобразования России и Министерства образования и науки Республики Адыгея от 30.09.2003 N 3704/585 реорганизовано и присоединено к Профессиональному училищу N 4 (ст. Дондуковская) с сохранением имущества, техники, контингента обучающихся (350 чел.), штата работников (70 чел.), с финансированием из федерального бюджета.

В целом в системе начального профессионального образования Республики Адыгея:

- ведется подготовка квалифицированных рабочих кадров по 38 профессиям начального профессионального образования;

- ежегодный выпуск составляет около 2 тысяч человек;

- уровень трудоустройства выпускников профессиональных училищ и лицеев за 2002 - 2003 г.г. в среднем составил 87%;

- 75% обучающихся в учреждениях начального профессионального образования - дети из неполных и малообеспеченных семей, 99 учащихся, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- из 12 образовательных учреждений начального профессионального образования
3 являются профессиональными лицеями - инновационными учебными заведениями, реализующими как профессиональные образовательные программы повышенного уровня, так и интегрированные образовательные программы начального и среднего профессионального образования;

- все 12 учреждений НПО республики имеют государственную аккредитацию.

В 2004 году в учреждениях начального профессионального образования стали внедряться нетрадиционные формы обучения: заочная (205 чел.), экстернат (64 чел.).

В 2 вузах и 8 филиалах вузов, находящихся на территории Адыгеи, обучаются 18915 студентов. В 2004 г. в вузы и филиалы принято 4394 человека, в том числе на бюджетную форму обучения - 3889 человек, на коммерческую форму обучения - 1505 человек. Ежегодно выпуск специалистов с высшим образованием в республике составляет более 3300 человек.

В текущем году повысился статус Майкопского государственного технологического института (МГТИ) - Приказом Министерства образования и науки России он преобразован в университет (МГТУ). В состав МГТУ входит филиал в п. Яблоновском, представительство в г. Адыгейске, факультет по среднему профессиональному образованию в г. Майкопе.

Ежегодно расширяется спектр специальностей, по которым осуществляется профессиональная подготовка в вузах республики.

Подготовка высококвалифицированных кадров для Адыгеи ведется также на базе различных кубанских и других российских вузов. В рамках договоров между Министерством образования и науки Республики Адыгея и учреждениями высшего профессионального образования Республики Адыгея, Краснодарского края, Российской Федерации в 2004 году в целях подготовки специалистов для республики выделено 337 целевых мест. По итогам вступительных экзаменов в вузы на целевые места зачислено 147 выпускников школ Адыгеи.

В целях содействия углублению и развитию государственно-общественных форм управления образованием в образовательных учреждениях республики созданы и функционируют 116 попечительских советов. Из них 84 работают в общеобразовательных учреждениях, 30 - в дошкольных, 2 -
в учреждениях начального профессионального образования.

Активно работают попечительские советы образовательных учреждений г. Майкопа, г. Адыгейска, Тахтамукайского и Красногвардейского районов.

Эксперимент по введению Единого государственного экзамена проводится в республике второй год. Как и в прошлом году, для проведения ЕГЭ были разработаны региональные нормативные документы, созданы организационные структуры (Совет по подготовке и проведению ЕГЭ, Государственная экзаменационная комиссия Министерства образования и науки Республики Адыгея, конфликтная комиссия). Введен в эксплуатацию и оснащен полученным из Министерства образования Российской Федерации современным оборудованием Республиканский центр обработки информации.

Ко дню проведения пробного ЕГЭ по математике в апреле 2004 г. было получено дополнительное оборудование в региональный центр обработки информации: “Станция администратора“ и скоростной принтер МВ 325 N на общую сумму 163 тысячи 310 рублей.

В 2004 году были усилены меры по обеспечению информационной безопасности эксперимента, повышению ответственности лиц, привлекаемых к работам по проведению ЕГЭ:

- для каждого участника эксперимента, начиная от члена ГЭК и заканчивая операторами РЦОИ, разработаны и утверждены должностные инструкции;

- каждый участник письменно был предупрежден о мере ответственности (вплоть до административной и уголовной) за совершение противоправных действий и ненадлежащее выполнение специальных полномочий, возложенных на него.

Была усилена методическая помощь участникам эксперимента: проведены обучающие семинары для 986 организаторов, 34 руководителей пунктов проведения экзамена (ППЭ), 38 представителей ГЭК и 69 экспертов по проверке заданий части “С“. Для учителей, преподающих предметы ЕГЭ в 11-х классах, Министерством образования и науки Республики Адыгея были организованы на базе Адыгейского республиканского института повышения квалификации проблемные курсы, которыми было охвачено 90% учителей.

В 2004 году в эксперименте участвовало 133 общеобразовательные школы, 12 учебных заведений среднего и высшего профессионального образования, включая филиалы вузов,
расположенных на территории республики (2 ВУЗа, 4 ССУза, 6 филиалов ВУЗов). Результаты ЕГЭ при поступлении абитуриентов учитывали также 2 филиала российских вузов.

В соответствии с распоряжением республиканского ГИБДД “О мерах по обеспечению безопасности участников эксперимента по введению Единого государственного экзамена в 2004 г.“ была обеспечена безопасность подвоза выпускников школ к пунктам проведения ЕГЭ согласно утвержденным схемам подвоза детей.

Министерством здравоохранения Республики Адыгея в соответствии с приказом “О медицинском обеспечении участников эксперимента по Единому государственному экзамену (N 156 от 02.04.2004) было организовано дежурство медицинского персонала в пунктах проведения ЕГЭ. Все пункты были обеспечены необходимыми лекарственными средствами.

Благодаря слаженным действиям всех задействованных структур эксперимент по введению ЕГЭ в 2004 году был проведен успешно, без чрезвычайных происшествий.

На этапе государственной (итоговой) аттестации выпускников в эксперименте по введению ЕГЭ число участников составило 6754 человеко-экзамена по 5 предметам (математика - обязательно, русский язык, физика, химия, биология - по выбору обучающихся).

В 2004 году Минобразование России разрешило сдавать в традиционной форме экзамен по математике учащимся профильных гуманитарных классов, изучавшим данный предмет 3 часа в неделю, и той категории учащихся, которые из-за болезни имели право сдавать выпускные экзамены в так называемой щадящей форме.

Учащиеся, заболевшие во время проведения ЕГЭ, имели возможность сдать экзамены в резервные сроки (9 человек).

В 2004 г., как и в прошлом году, на этапе государственной (итоговой) аттестации по процедуре проведения ЕГЭ апелляций не было, но по результатам ЕГЭ было подано 24 апелляции (большинство из них, 17, по математике), что на 1 апелляцию по результатам ЕГЭ больше, чем было в прошлом году.

В отличие от прошлого года 2 апелляции по результатам ЕГЭ
по математике были удовлетворены: в одном случае была обнаружена техническая ошибка, в другом - выпускником неправильно был написан номер варианта. По результатам рассмотрения апелляций конфликтная комиссия увеличила выпускникам количество баллов.

В сравнении с итогами ЕГЭ прошлого года результаты выпускников школ республики, участвовавших в 2004 г. в эксперименте по введению ЕГЭ, выше на несколько баллов по всем предметам ЕГЭ.

В целом по России высший балл (100 баллов) по одному предмету набрали 257 человек (0,03% от общего числа участников эксперимента). Есть высокие достижения и у выпускников республики:

Плотников Николай, гимназия N 22 г. Майкопа - 99 баллов (математика);

Глуховцов Евгений, лицей N 19 г. Майкопа - 99 баллов (химия);

Тетер Сусанна, г. Адыгейск, СОШ N 3 - 96 баллов (биология).

По трем предметам в ЕГЭ принимали участие 18 наших выпускников и получили более 200 баллов, из них 2 чел. получили высокие результаты - более 250 баллов (Катков Кирилл, Алексеюк Кирилл из СОШ N 8 г. Майкопа).

Общее количество абитуриентов, участвовавших в эксперименте в июле 2004 г., составило 2118 человеко-экзаменов (2003 г. - 972 чел.-экз.). В ВУЗы и филиалы ВУЗов, расположенных на территории республики, по результатам ЕГЭ на очную форму обучения зачислено 1718 абитуриентов, что составляет 82,3% от всех зачисленных абитуриентов (2003 г. - 44%).

Участие в ЕГЭ повысило конкурентоспособность выпускников республики при поступлении в учреждения высшего и среднего профессионального образования внутри и за пределами республики.

По результатам ЕГЭ текущего года получена более объективная и сравнимая по районам и школам оценка подготовленности выпускников 11-х классов республики по предметам, вынесенным на ЕГЭ.

Республиканским центром обработки информации (РЦОИ) был проведен статистический анализ результатов ЕГЭ по образовательным учреждениям республики. Подготовлен и направлен в каждое образовательное учреждение сборник “Статистика основных результатов Единого государственного экзамена в Российской Федерации и Республике Адыгея“.

Результаты эксперимента были обсуждены на заседании коллегии Министерства образования и науки РА, августовских совещаниях педагогических работников, в педагогических коллективах, на заседаниях методических объединений учителей-предметников.

В 2004 г. 9 общеобразовательных учреждений республики (35 классов, более 660 школьников) продолжают участвовать в широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования, в котором принимают участие 76 регионов Российской Федерации.

В соответствии с программой эксперимента проведен физиолого-гигиенический мониторинг (оценка состояния здоровья, учебной и внеучебной нагрузки учащихся 4 классов).

В ходе эксперимента апробируются:

1. Инновационная модель образовательного процесса (новое содержание, структура учебного плана, методы организации учебных занятий и внеучебной деятельности, режим образовательного процесса).

2. Система безотметочного обучения в начальной школе.

3. Раннее введение иностранных языков, информатики и информационных технологий со 2 класса.

4. Учебники старших классов для углубленного изучения профильных предметов.

В учебные программы интегрировано содержание экспериментальных материалов национально-регионального компонента Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Республики Адыгея по истории, географии, искусству и другим учебным дисциплинам.

Для учащихся, участвующих в эксперименте, от Минобразования России получены бесплатные учебники на сумму более 1,7 млн. рублей. В школы, участвующие в эксперименте, кроме учебников, бесплатно поступила и методическая литература.

С целью выявления лучшего учителя-экспериментатора, апробирующего учебно-методический комплект, а также обобщения и распространения передового педагогического опыта организован заочный конкурс среди учителей начальной школы, участвующих в широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования: I этап конкурса - муниципальный (сентябрь - октябрь 2004 года); II этап конкурса - региональный (октябрь - ноябрь 2004 года).

В Российской Федерации с 2001 года проводится эксперимент по реструктуризации сельских школ. Проведение политики реструктуризации сельских школ не ставит задачи повального закрытия общеобразовательных учреждений на селе. Предполагается, что каждый населенный пункт должен иметь комплекс “начальная школа - детский сад“ или “основная школа - детский сад“ независимо от того, сколько детей будет заниматься в этом комплексе. В крупных сельских населенных пунктах будут функционировать базовые школы с современной учебной лабораторной базой, хорошей библиотекой, информационным центром, имеющим доступ в Интернет.

С 2003 - 2004 учебного года в эксперимент по реструктуризации включилась Республика Адыгея по направлению “Профильное обучение учащихся старшей школы в условиях сельской местности“. В эксперименте участвуют три образовательных учреждения Гиагинского района: СОШ N 9, СОШ N 10, ПУ N 4.

В Адыгее 125 сельских школ (72% от общего числа). В них обучается более 51% учащихся республики. При этом, 29% сельских школ являются малокомплектными (имеют контингент до 100 учеников). Большинство сельских малокомплектных школ плохо обеспечены учебно-лабораторным оборудованием, слаба их материальная база, что сказывается в конечном итоге на подготовке выпускников.

В 2004 году продолжается отработка различных вариантов предпрофильной подготовки учащихся 9 классов в 14 экспериментальных школах республики; организована профориентационная работа по формированию мотивации к выбору профиля в предпрофильных классах. Апробируются социально-экономический, естественнонаучный, гуманитарный и общеобразовательный профили в 5 школах республики.

2. Информатизация образования

В I полугодии 2004 г. Кабинетом Министров Республики Адыгея и Минобразованием России заключен договор на условиях софинансирования на получение компьютерной техники по федеральной целевой программе “Компьютеризация сельских школ РФ 2004“. К 1 сентября 2004 г. получены и выданы в 72 сельские школы республики 541 компьютер, 72 принтера и 5 источников бесперебойного питания. Полученная техника уже используется в учебно-воспитательном процессе школ. Это позволило довести соотношение числа компьютеров и количества учащихся до показателя 1 компьютер на 47 учащихся.

Продолжается работа по созданию WEB-сайта Министерства образования и науки Республики Адыгея в сети Интернет, подготовлены исходные материалы для формирования базы данных по системе образования республики.

Начата работа по изучению предложений информационно-технических служб о создании локальной компьютерной сети в аппарате МОиН РА.

В июле 2004 года с целью определения основных приоритетов развития образования в области информатизации, координации и оптимизации работы по созданию и внедрению новых информационных и компьютерных технологий в системе образования Республики Адыгея, в соответствии с совместным решением коллегии Министерства образования и науки Республики Адыгея и Ученого Совета Адыгейского государственного университета (январь 2004 года) создан Совет при Министерстве образования и науки Республики Адыгея по вопросам информатизации системы образования республики.

3. Развитие системы воспитания детей и молодежи

Министерством образования и науки Республики Адыгея и исполнительными органами местного самоуправления совместно с Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МНР РФ по РА проведены в 2004 году следующие мероприятия по эколого-биологическому воспитанию детей:

1. Республиканский смотр-конкурс “Зеркало природы - 2004“.

2. Республиканский конкурс “За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам “Подрост“.

3. Республиканский конкурс школьников на лучший экологический проект “Мир будущего - без экологических проблем“, в котором приняли участие более 60 школьников.

Работы победителей республиканского конкурса на лучший школьный экологический проект “Мир будущего - без экологических проблем“ Тарасенко Константина (11 класс, СОШ N 2, г. Майкоп), и Панкратова Ивана (9 класс, СОШ N 7, Кошехабльский район) направлены для участия во Всероссийском конкурсе “Вода России“.

4. XX республиканский слет-конкурс юных экологов, в котором приняли участие более 60 школьников и педагогов республики. По результатам конкурса I место заняла команда г. Майкопа, II место - юные экологи Гиагинского района, III место - школьники Шовгеновского района.

5. XI заочная республиканская олимпиада школьников по экологии, биологии и охране животных “Крылатая радуга“. В ней приняли участие более 200 обучающихся школ всех районов и городов РА.

По мнению жюри заочной олимпиады, участники проявили глубокий интерес к вопросам экологии, биологии и охраны животных; продемонстрировали в работах результаты собственных наблюдений и исследований. Участие в олимпиаде способствовало привитию школьникам навыков самостоятельного поиска информации, работы с научной литературой, расширению кругозора и формированию экологического мышления.

В целях повышения творческой активности школьников, ознакомления их с современными достижениями в области научных исследований по развитию сельского хозяйства, а также на основании приглашения Департамента образования и науки администрации Краснодарского края 5 воспитанников Адыгейского республиканского детского эколого-биологического центра (АР ДЭБЦ) приняли участие в работе научно-творческой конференции Малой Академии учащихся Кубани, которая проводилась в мае 2004 г. в г. Краснодаре.

В общеобразовательных учреждениях республики действуют около 150 детских общественных объединений и организаций, сложились разные модели ученического самоуправления: школьные Советы, Министерства, Парламенты, советы актива, командиров, лидеров и т.д. Все эти модели ученического самоуправления обеспечивают активное участие школьников в общественной жизни, создают условия для их интеллектуального и нравственного развития, формирования у них ценностных ориентации и инициативы.

Существование детских общественных объединений и организаций как одного из важнейших факторов социализации ребенка является мощным инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать у подрастающего поколения основы культуры гражданства, воспитывать ответственность перед собой и другими.

Министерство образования и науки Республики Адыгея, органы управления образованием администраций муниципальных образований городов и районов работают во взаимодействии с общественными организациями по вопросам воспитания несовершеннолетних.

Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях Адыгеи осуществляется в соответствии с планами работ муниципальных органов управления образованием и их подведомственных образовательных учреждений.

Ежегодно принимаются планы совместной работы с Советами РОСТО, Советами ветеранов и другими общественными организациями.

По приглашению учреждений образования ветераны проводят беседы с детьми, рассказывают о мужестве и героизме советского народа во время Великой Отечественной войны, в послевоенные годы. Школьники ухаживают за памятниками героям войн, оказывают помощь ветеранам в хозяйственных делах, организуют концерты, поздравляют ветеранов с Днем защитника Отечества, с праздником Победы.

В соответствии с государственной программой “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 г.г.“ и в целях реализации плана мероприятий, посвященных 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, Министерством образования и науки Республики Адыгея с мая по октябрь 2004 года объявлен республиканский этап Всероссийского смотра-конкурса военно-исторических музеев образовательных учреждений, посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Проведение республиканского этапа конкурса поручено Центру детского и юношеского туризма и экскурсий Республики Адыгея.

В марте 2004 года Министерством образования и науки Республики Адыгея была направлена для участия в IV Всероссийском конкурсе авторских программ дополнительного образования детей программа “Туризм и краеведение“ (по туристско-краеведческой номинации) Костарновой Н.К., педагога дополнительного образования Центра детско-юношеского туризма и экскурсий Республики Адыгея (ЦДЮТиЭ РА). По результатам Всероссийского конкурса Костарнова Н.К. стала дипломантом.

В 2004 году проведены также республиканский конкурс краеведческих исследовательских работ участников туристско-краеведческого движения “Отечество“, слет туристской песни учащихся, соревнования по спортивному ориентированию, открытый чемпионат по туристскому многоборью, “Школа безопасности“, спартакиада по туризму и краеведению среди учащихся Республики Адыгея и другие мероприятия.

Педагогические коллективы школ республики направляют свои усилия на создание внутришкольных систем укрепления физического и психического здоровья детей в рамках современного образовательного процесса, на поиск и применение различных форм и методов увеличения двигательной нагрузки обучающихся.

В марте 2004 года были подведены итоги проводимого Министерством образования и науки Республики Адыгея в 2003 - 2004 учебном году регионального этапа Всероссийского конкурса “Школа - территория здоровья“. По результатам участия в конкурсе награждены Почетными грамотами Министерства образования и науки Республики Адыгея коллективы НОШ NN 30, 29 г. Майкопа, СОШ N 3 Майкопского района, СОШ N 7 Гиагинского района. На Всероссийском конкурсе Республику Адыгея представляла начальная общеобразовательная школа N 30 г. Майкопа. Она вошла в число победителей (письмо МО РФ от 18.05.2004 N 26/263-6).

Имеющиеся в школах нашей республики модели работы по обеспечению здоровья участников учебно-воспитательного процесса позволяют говорить о возможности создания в Адыгее “Школ здоровья“ и проведения ежегодных смотров-конкурсов их деятельности.

По инициативе президента Федеральной национально-культурной автономии адыгов России “ФНКАА“ Александра Охтова 18 мая 2004 года состоялась ознакомительная поездка детей из средней школы аула Алибердуковский Хабезского района Карачаево-Черкесской Республики в СОШ N 9 аула Уляп Красногвардейского района Республики Адыгея. Членам многочисленной делегации была предоставлена возможность более тесного знакомства с жизнью и историей аула Уляп, общения с детьми и педагогами школы, участия в совместной концертной программе.

Про“олжается тесное взаимодействие образовательных учреждений Адыгеи с Кубанским казачьим войском. В мае 2004 года атаман Кубанского казачьего войска, казачий генерал В.П. Громов в своем письме на имя министра образования и науки Республики Адыгея выразил искреннюю благодарность за содействие в проведении викторины, посвященной 100-летию со дня начала русско-японской войны, в которой приняли активное участие школьники нашей республики.

Важную роль в формировании правовых знаний, уважительного отношения у подрастающего поколения к закону как норме поведения играет работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, которую учреждения образования ведут совместно с подразделениями ГИБДД МВД РА. В 2004 году традиционно проводились:

- совместные профилактические операции “Внимание - дети!“;

- республиканский конкурс-соревнование юных велосипедистов “Безопасное колесо - 2004“. Победитель конкурса - команда школьников СОШ N 8 г. Майкопа - была направлена на финал Всероссийского конкурса в г. Омск;

- недели безопасности дорожного движения, в рамках которых особое внимание уделялось информационно-просветительской работе с детьми и школьниками.

В дни празднования 13 годовщины образования Республики Адыгея школьники приняли участие в мероприятиях, организованных учреждениями дополнительного образования:

- выставке детских работ технического творчества “Республике Адыгея посвящается“;

- VI Республиканской краеведческой олимпиаде школьников РА;

- республиканском конкурсе детских рисунков “С днем рождения, Адыгея“.

В феврале 2004 г. Министерством образования и науки Республики Адыгея на II Всероссийский конкурс воспитательных систем была направлена авторская работа педагогов муниципального образовательного учреждения “Лицей N 34 социальных и информационных технологий“ (г. Майкоп).

Концепция воспитательной работы лицея, представленная на конкурс наряду с другими 562 работами из 72 регионов России, успешно прошла конкурсный отбор и получила звание “Лауреат“ в номинации “Городские образовательные учреждения“.

Во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.03.2004 N 320-р и постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 22.03.2004 N 45 “Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей Республики Адыгея в 2004 году“ Министерством образования и науки Республики Адыгея, муниципальными органами управления образованием совместно с заинтересованными учреждениями, организациями и ведомствами проведена значительная работа по подготовке и организации летней детской оздоровительной кампании.

Руководителями муниципальных органов управления образованием были заключены договоры с региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея на открытие при общеобразовательных учреждениях в июне - июле 2004 г. 92 лагерей дневного пребывания детей на 7451 ребенка.

Для организационно-педагогической работы с детьми в лагерях дневного пребывания было привлечено более 1000 учителей, а функции помощников вожатых в большинстве школ активно выполняли старшеклассницы. Кроме того, 114 студентов 3 курса Адыгейского педагогического колледжа им. Х. Андрухаева прошли педагогическую практику на базе школьных лагерей (58 чел.) и клубов по месту жительства (25 чел., г. Майкоп), загородных лагерей (31 чел., Майкопский район).

При организации летнего отдыха особое внимание было уделено школьникам, находящимся в трудной жизненной ситуации: детям из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей, детям “группы риска“, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Одной из социально значимых форм организации подросткового активного отдыха в каникулярное время является предоставление им возможности трудоустройства в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с заключенными руководителями муниципальных органов управления образованием и районных (городских) Центров занятости населения договорами в июне 2004 г. для несовершеннолетних было организовано 3210 временных рабочих мест.

Ежегодно в период летних каникул проводят запланированные мероприятия по организации активного отдыха школьников и республиканские учреждения дополнительного образования детей.

Так, Центром детского и юношеского туризма и экскурсий РА в июне 2004 года организовано проведение:

- полевого учебно-тренировочного туристического лагеря, в котором отрабатывали практические навыки полевых исследований 75 воспитанников республиканских туристско-краеведческих кружков под руководством 15 педагогов-инструкторов;

- учебной краеведческой экспедиции (22 участника) и учебно-тренировочного похода-семинара I категории сложности (20 участников);

- многодневных туристских походов по маршрутам Северо-Западного Кавказа за счет привлеченных (родительских) средств (173 участника).

Проводились учебно-познавательные мероприятия по плану работы Адыгейского республиканского детского эколого-биологического центра: однодневные экскурсии (120 чел.), летняя полевая практика (300 чел.).

По данным муниципальных органов управления образованием, в период летних каникул за счет средств родителей для детей школьного возраста были приобретены 1093 путевки на сумму 1284,9 тыс. руб.

Всего по Республике Адыгея в летний период отдохнули и были заняты полезными формами организованного досуга и оздоровления более 20500 школьников.

Летней оздоровительной кампанией были охвачены около 12000 детей из 12696 воспитанников 125 дошкольных образовательных учреждений республики.

Перечень проведенных для них оздоровительных мероприятий включал витаминизацию детского питания; ежедневное проведение спортивных и музыкально-развлекательных состязаний и праздников, увеличивающих двигательную активность дошкольников; водные процедуры, купание в открытых (плескательных) бассейнах; глубокий медицинский осмотр детей подготовительных групп и другие мероприятия, направленные на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, на воспитание здорового образа жизни.

4. Социальная защита работников образования

и обучающихся

В целях социальной защиты работников образования, обучающихся и родителей разработана и реализуется система мер психолого-медико-педагогической и социальной помощи. В этом направлении работают республиканский Центр диагностики и консультирования, органы социальной защиты, которые занимаются своевременным выявлением детей, нуждающихся в специальной коррекционной помощи и направлением детей и подростков в лечебно-профилактические учреждения.

В 2004 году Центром диагностики и консультирования проведено обследование 1622 детей с различными проблемами в развитии и поведении. В общеобразовательных учреждениях функционируют 55 классов компенсирующего обучения, где обучается более 500 детей, испытывающих трудности (с ослабленным здоровьем, педагогически запущенные дети); 114 классов VII вида для детей с задержкой психического развития (более 1 тыс. детей); 33 класса VIII вида для умственно отсталых детей; 2 класса для детей, имеющих зрительную патологию; 19 классов для детей, имеющих слуховую патологию.

Кроме того, в республике функционирует сеть коррекционно-развивающих учреждений: Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с умственной отсталостью, Адыгейская республиканская школа-интернат для глухих детей.

Особое внимание специалисты центра уделяют раннему выявлению детей дошкольного возраста с проблемами в развитии и поведении, своевременной коррекционной работе с ними.

В дошкольных учреждениях республики функционируют 36 логопедических групп для детей, имеющих речевые нарушения; 5 групп для детей с задержкой психического развития; 1 диагностическая группа для детей с умственной отсталостью; 6 групп для детей, имеющих зрительную патологию; 1 группа для глухих детей. В специализированных группах детских дошкольных учреждений обучаются и воспитываются 581 ребенок. Кроме того, в Республике Адыгея функционируют 3 компенсирующих дошкольных учреждения для детей с нарушением речи, зрения и интеллекта.

В 2004 г. Центром проводились психолого-медико-педагогические консультации для учителей; был организован семинар-совещание для специалистов муниципальных органов управления образованием, курирующих вопросы обучения и воспитания детей с проблемами в развитии.

Для психологов республики организованы семинары-тренинги: “Эффективное общение“, “Технологии арт-терапии в работе психолога“, “Психологический инструментарий“. Для учителей-логопедов организован семинар “Помощь детям с речевыми нарушениями“. Для родителей организованы циклы занятий: “Эти непослушные дети“. Разработана программа реабилитации детей, переживших насилие, а также программа по работе с людьми, страдающими от хронического стресса.

Психологи центра проводят семинары для специалистов образовательных учреждений по внедрению профилактической программы “Полезный выбор“ по профилактике использования психотропноактивных веществ, предупреждению наркозависимости среди подростков.

Специалистами Центра проводятся коррекционные занятия с аутичными детьми, детьми с умственной отсталостью по индивидуально-ориентированным программам; оказывается коррекционная помощь подросткам с нарушенными межличностными отношениями, гиперактивным детям с нарушениями внимания, речевого развития, поведения.

Ведется работа над созданием службы экстренной психологической помощи по телефону доверия для подростков и молодежи.

В Центре создан информационный банк данных детей с ограниченными возможностями здоровья. Все дети, прошедшие диагностическое обследование, зарегистрированы и занесены в электронную базу данных. Центр тесно сотрудничает с органами здравоохранения, медико-социальной экспертизой, что позволяет своевременно формировать и пополнять банк данных детей с ограниченными возможностями.

В целях выполнения Программы развития образования Республики Адыгея в части дошкольного образования Министерством образования и науки Республики Адыгея в 2004 г. проведены маркетинговые исследования в городах и районах республики по выявлению неорганизованных детей, причин непосещения ими дошкольных учреждений, потребностей населения в ДОУ. В результате проведенных исследований сформирован банк данных о неорганизованных детях, выявлены причины непосещения ими дошкольных учреждений, изучены запросы семьи на получение детьми дошкольного образования. С учетом данных маркетингового исследования открыты и функционируют 12 групп кратковременного пребывания детей в ДОУ различных направлений, в которых насчитывается 190 детей. Кроме этого, более 300 неорганизованных детей вовлечены в студийно-кружковую работу. В населенных пунктах, особенно в сельской местности, где нет детских садов, и в местах компактного проживания детей дошкольного возраста (город) функционируют 17 дошкольных групп на базе начальных и средних общеобразовательных учреждений (278 детей).

Министерством образования и науки Республики Адыгея проводится работа по программно-методическому обеспечению новых форм дошкольного образования. В апреле 2004 г. проведен республиканский конкурс на лучшую программу для групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. На конкурс было представлено 11 программ, из них 5 признаны лучшими и подготовлены к изданию.

Общее количество детей, охваченных дошкольным образованием, в 2004 г. составило 12676. Охват общественным дошкольным образованием по сравнению с прошлым годом увеличился на 1,8% и составляет 53%.

На совместном заседании коллегии Министерства образования и науки Республики Адыгея и Президиума Адыгейского республиканского Совета профсоюза работников народного образования и науки 25 декабря 2003 года был рассмотрен вопрос о реализации отраслевого соглашения по социальной защите работников образования на 2001 - 2003 годы. Решением коллегии утверждено Отраслевое соглашение между Министерством образования и науки Республики Адыгея и Адыгейским республиканским Советом профсоюза работников народного образования и науки на 2004 - 2006 годы, которым определены взаимные обязательства и позиции сторон по вопросам оплаты труда, занятости, охраны труда, социальных гарантий, льгот и компенсаций работников системы образования.

В целом стратегия Отраслевого соглашения строится на основе уважения позиций и учета интересов сторон в ходе реализации экономических и социальных реформ, использования преимущества переговорного процесса для выработки единой согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений в области образования.

5. Развитие учебно-материальной базы

учреждений образования

В целях организации и развития учебных и подсобных хозяйств принято распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 20.03.2003 N 54-р “О мерах по обеспечению образовательных учреждений Республики Адыгея земельными участками“.

В 2004 г. общая площадь возделываемой земли образовательными учреждениями республики составила 1719 га, в том числе общеобразовательными школами - 609 га, учреждениями начального профессионального образования - 1110 га. На работе в подсобных хозяйствах летом 2004 года были задействованы ученические производственные бригады.

В 2004 году запланировано получить доход от учебных хозяйств профессиональных училищ и лицеев в 3 млн. 800 тыс. рублей (2003 г. - 2 млн. 640 тыс. рублей). Полученные средства предусмотрено израсходовать на укрепление учебно-материальной базы учреждений и приобретение расходных материалов по ведению образовательного процесса.

Заработанные учебными хозяйствами средства направляются также на организацию питания обучающихся. Охват горячим бесплатным питанием обучающихся учреждений начального профессионального образования - 100%. При этом учащимся, проживающим в общежитиях, предоставляется трехразовое бесплатное питание.

В феврале 2004 г. Министерством образования и науки Республики Адыгея был объявлен конкурс на закупку ученической мебели для муниципальных образовательных школ. В конкурсе участвовали 4 претендента: ПБОЮЛ “Мусаев“, УИН Минюста по Республике Адыгея, “Кубаньлеспром“ и ПБОЮЛ “Фархатова“.

Претендентам было предложено представить в своих конкурсных заявках предложения по закупке ученической мебели на 500000 рублей. Конкурсная комиссия выбрала победителем конкурса 16 марта 2004 года УИН Минюста по Республике Адыгея, так как цена, предложенная им (1550 рублей за один комплект мебели) оказалась меньше, чем у остальных претендентов. Это решение было согласовано с Экспертно-промышленным советом Республики Адыгея 30 апреля 2004 года.

К 1 сентября 2004 г. Министерством образования и науки Республики Адыгея получено от УИН Минюста 322 комплекта ученической мебели на сумму 499100 рублей. Комплект ученической мебели состоит из двухместного ученического стола (на металлокаркасе, с полкой и передней панелью) и двух ученических стульев (на металлокаркасе, с изогнутой спинкой). Вся мебель распределена по школам городов и районов Республики Адыгея.

Кроме того, в 2004 году на укрепление материальной базы школ было выделено из республиканского бюджета 4,5 млн. рублей. Эти средства использованы на приобретение:

- спортивного оборудования и инвентаря - 1,0 млн. руб. (всего оборудования приобретено на сумму 3,33 млн. рублей, из них из федерального бюджета поступило 2,33 млн. рублей);

- комплектование оборудованием кабинетов химии и физики -1,0 млн. рублей;

- компьютерной техники для сельских школ - 2,5 млн. руб. (всего техники приобретено на сумму 8,33 млн. рублей, из них из федерального бюджета поступило 5,83 млн. рублей).

6. Кадры

В соответствии с республиканской программой развития образования на 2000 - 2006 годы Министерством образования и науки проводится работа по прогнозированию потребности Республики Адыгея в педагогических кадрах. Так, составлен Прогноз потребности Республики Адыгея в специалистах с высшим образованием на 2003 - 2006 годы с разбивкой по специальностям и на 2007 - 2010 годы с общими цифрами по основным группам направлений подготовки и специальностей N 050000 “Образование и педагогика“. Работа по прогнозированию проводилась совместно с высшими учебными заведениями, расположенными на территории нашей республики, и Департаментом Федеральной службы занятости населения по Республике Адыгея.

Работа по подготовке прогноза потребностей в педагогических кадрах в Республике Адыгея проводится также согласно разработанному Адыгейским республиканским институтом повышения квалификации планом мероприятий.

Сведения собираются по таким направлениям, как:

- сбор информации по комплектованию школ педагогическими кадрами;

- информация об имеющихся вакансиях в школах республики;

- информация о рождаемости в республике (сведения представляет Комитет по статистическому управлению РА).

Лабораторией диагностики и мониторинга Адыгейского республиканского института повышения квалификации в соответствии с обозначенными выше направлениями разработаны в январе 2004 г. анкеты и информационные карты, которые направлены во все районы (города) республики для сбора необходимых сведений.

По сведениям, представленным муниципальными органами управления образованием, на 1 сентября 2004 г. число вакансий в школах составило 125 мест, включающих 113 ставок. Эти вакансии частично закрыты молодыми специалистами, частично за счет увеличения учебной нагрузки работающих учителей, а также путем привлечения педагогов пенсионного возраста или путем передачи учителю часов по предмету, не соответствующему его специальности.

В связи с модернизацией общего образования в республике остро встали проблемы кадрового обеспечения образовательных учреждений. Решение поставленных модернизацией задач, в частности, проведение Единого государственного экзамена, введение профильного обучения на старшей ступени школы, изменение структуры и содержания общего образования, использование современных педагогических систем и технологий требует высококвалифицированных кадров. Поэтому Министерство образования и науки Республики Адыгея уделяет особое внимание повышению квалификации и переподготовке педагогических кадров. Так, в 2003 - 2004 учебном году впервые на базе Адыгейского республиканского института повышения квалификации Министерством проведены курсы переподготовки учителей математики, физики, химии, биологии, русского языка, принимающих участие в эксперименте по введению Единого государственного экзамена.

В 2004 году работа по аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений РА строилась в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (Приказ Минобразования РФ N 1098 от 26.06.2000) и Рекомендациями о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений РА (приказ Министерства образования и науки РА N 312 от 06.09.2000).

В Главную аттестационную комиссию РА (ГАК) было подано 780 заявлений, из них:

- 767 - на высшую квалификационную категорию;

- 13 - на I квалификационную категорию (педагоги учреждений республиканского подчинения и педагог-психолог Красногвардейского района).

В ходе аттестации было отозвано 110 заявлений. Из них 108 заявлений - на высшую квалификационную категорию и 2 заявления - на I квалификационную категорию.

Итоги аттестации по республике в 2004 году выглядят следующим образом:

- высшая квалификационная категория присвоена 660 педагогам;

- I квалификационная категория - 535 педагогам;

- II квалификационная категория - 245 педработникам.

По итогам аттестации Главная аттестационная комиссия признала 4-х педагогов несоответствующими заявленной квалификационной категории.

В ходе аттестации 310 педагогов подтвердили высшую квалификационную категорию; 23 педагога впервые были аттестованы на высшую квалификационную категорию; 326 педагогов повысили свою квалификационную категорию (272 педагога - с I квалификационной категории на высшую; 54 педагога - со II квалификационной категории на высшую).

В аттестации на высшую квалификационную категорию участвовало 97 экспертов (преподаватели АГУ, Адыгейского педагогического колледжа, методисты Адыгейского республиканского института повышения квалификации, а также педагогические работники образовательных учреждений г. Майкопа).

С 1 октября 2004 г. аттестация будет проводиться Государственной аттестационной службой системы образования Республики Адыгея. Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея (N 141) “О создании государственного учреждения “Государственная аттестационная служба системы образования Республики Адыгея“ было принято 26.07.2004.

В целях подготовки педагогических кадров для республики Министерством образования и науки Республики Адыгея в 2004 заключены договоры на контрактную целевую подготовку кадров с Адыгейским государственным университетом, Кубанским государственным университетом, Ростовским государственным университетом. На педагогические специальности в 2004 г. для выпускников общеобразовательных школ республики выделено 159 целевых мест в вышеназванные вузы, из них 136 целевых мест выделено Адыгейским государственным университетом.

В январе 2004 г. состоялась совместная коллегия Министерства образования и науки Республики Адыгея и Адыгейского государственного университета. На коллегии рассматривались вопросы повышения эффективности взаимодействия Министерства образования и науки Республики Адыгея, Адыгейского государственного университета и муниципальных органов управления образованием. Выполняя решение коллегии, в целях обеспечения учреждений общего образования педагогическими кадрами и оказания помощи в трудоустройстве выпускников на базе Адыгейского государственного университета в мае 2004 года была организована ярмарка вакансий. В ходе ярмарки состоялась встреча студентов выпускных курсов педагогических специальностей с Министром образования и науки республики, а также с руководителями муниципальных органов управления образованием. На этой встрече было организовано предварительное знакомство работодателей и будущих дипломированных специалистов. Подобные ярмарки вакансий планируется проводить ежегодно в марте - апреле.

Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева осуществляет подготовку специалистов по специальностям “Преподавание в начальных классах“ и “Дошкольное образование“.

В 2004 году педагогический колледж осуществил выпуск 134 специалистов (из которых 10 человек окончили педколледж с отличием). Среди выпускников есть специалисты с дополнительной подготовкой в таких областях, как:

- русский язык и литература - 24 чел.;

- английский язык - 11 чел.;

- адыгейский (родной) язык и литература - 11 чел.;

- адыгейский язык (русскоязычная группа) - 9 чел.;

- воспитание детей дошкольного возраста - 20 чел.;

- экологическая культура - 19 чел.;

- воспитание детей с отклонениями в речевом развитии - 20 чел.

По всем специальностям и квалификациям обучение ведется по программам, разработанным в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

В целях обеспечения учреждений дополнительного образования педагогическими работниками соответствующей квалификации в Адыгейском государственном университете введена специализация по следующим направлениям:

- Лингвистическая и литературоведческая подготовка школьников;

- Методическая работа в дошкольных учреждениях;

- Методика преподавания естественно-математических дисциплин;

- Методика преподавания русского языка;

- Социально-психологическое развитие личности;

- Техническая и компьютерная графика;

- Художественная графика и графическая композиция;

- Декоративно-прикладное искусство;

- Методика преподавания изобразительного искусства;

- Живопись и живописная композиция.

В 2004 г. на базе учреждений начального профессионального образования продолжается осуществление профессиональной подготовки и переподготовки незанятого населения. Профессиональными училищами (лицеями) NN 2, 4, 7, 10, 11, 12 заключаются договоры на профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения с городскими (районными) центрами занятости.

В 2004 г. на базе учреждений начального профессионального образования 307 человек прошли профессиональную переподготовку незанятого населения.

В целях повышения престижа учительского труда Министерством образования и науки Республики Адыгея был проведен конкурс “Учитель года Республики Адыгея - 2004“. В конкурсе приняли участие 9 учителей общеобразовательных школ Республики Адыгея - победителей районных и городских конкурсов.

Республиканский этап включал 6 конкурсов: “Визитная карточка“, “Представление системы педагогической работы“, “Открытый урок“, “Самоанализ урока“; “Мастер-класс“ и не входящий в общий зачет баллов конкурс “Мое увлечение“ (хобби-клуб).

В состав жюри конкурса входили преподаватели вузов, педагогического колледжа им. Х. Андрухаева, специалисты Адыгейского республиканского института повышения квалификации.

Победителем республиканского конкурса “Учитель года Адыгеи - 2004“ стала Шаова Фатима Ильясовна - учитель начальных классов СОШ N 6 Шовгеновского района. На торжественной церемонии награждения, проходившей в Государственной филармонии Республики Адыгея 5 марта 2004 г., ей было присвоено звание Лауреата премии Президента Республики Адыгея с вручением премии (15 тысяч рублей).

Призерами конкурса, лауреатами премии Президента Республики Адыгея признаны:

- Ушаков Д.А., учитель истории СОШ N 9 Майкопского района;

- Несват Л.Б., учитель английского языка СОШ N 17 г. Майкопа;

- Егоренко Т.М., учитель начальных классов СОШ N 15 Тахтамукайского района;

- Тлебзу М.Д., учитель французского языка СОШ N 7 Теучежского района.

Призерам выданы премии по 10 тысяч рублей. Премии лауреатам конкурса вручались в соответствии с Указом Президента Республики Адыгея от 11 января 2001 года N 9 “О премиях Президента Республики Адыгея победителям республиканского конкурса “Учитель года Адыгеи“.

Остальные педагоги стали номинантами конкурса. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея от 03.03.2004 N 106 им были вручены премии в размере 3448 рублей каждая.

На реализацию мероприятий, предусмотренных по Республиканской программе развития образования из бюджета Республики Адыгея, в 2004 году утверждено финансирование в сумме 6817000 рублей. По состоянию на 1 ноября 2004 года фактически профинансировано 5901625 рублей. Данные средства направляются на реализацию следующих мероприятий:

- компьютеризация сельских школ - 2,5 млн. рублей (на условиях софинансирования с Министерством образования и науки Российской Федерации по проекту “Компьютеризация сельских школ“ реально получено компьютеров на сумму 8333360 рублей);

- приобретение спортинвентаря - 1,0 млн. рублей (на условиях софинансирования с Министерством образования и науки Российской Федерации до конца года в школы республики будет поставлено спортоборудование на сумму 3 млн. 333 тысячи рублей);

- приобретение ученической мебели - 499100 рублей;

- проведение оздоровительных мероприятий - 100000 рублей;

- проведение эксперимента по введению ЕГЭ - 557356 рублей;

- проведение республиканского конкурса “Учитель года - 2004“ - 120000 руб.;

- комплектование оборудованием школ республики - 1,0 млн. руб.;

- развитие эколого-биологических и природоохранных видов работ с детьми - 51608 рублей;

- формирование информационного банка данных на детей с ограниченными возможностями здоровья - 5000 рублей.

- и др. мероприятия.