Законы и постановления РФ

Протест Прокуратуры г. Майкопа РА от 12.11.2004 N 7/2-2004 “На постановление Совета народных депутатов муниципального образования “Город Майкоп“ от 28.02.2003 N 55“

ПРОКУРАТУРА ГОРОДА МАЙКОПА

ПРОТЕСТ

от 12 ноября 2004 г. N 7/2-2004

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “ГОРОД МАЙКОП“

ОТ 28.02.2003 N 55

Советом народных депутатов МО “Город Майкоп“ 28.02.2003 принято постановление N 55, которым утверждено “Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Майкопе“ (далее - Положение).

Отдельные положения указанного нормативного правового акта приняты в нарушение действующего законодательства, ввиду чего подлежат отмене.

1. Так, пунктами 3.14 и 4.17 Положения квартальные комитеты наделены полномочиями выдачи гражданам соответствующей территории справки с места жительства, о составе семьи, характеристики и других документов, а комитеты территориального общественного самоуправления - правом заверять подобные справки.

Наделение данных органов общественного самоуправления такими полномочиями неправомерно, не основано на
нормах действующего законодательства.

Существование опротестовываемой нормы на практике приводит к тому, что квартальные комитеты г. Майкопа, не являясь уполномоченным на то органом, выдают гражданам множество различных справок, фактически не имеющих юридической силы. При этом граждане предъявляют данные документы в различные государственные органы для совершения в отношении них тех или иных юридических действий (например: выплата пенсий, пособий, субсидий, предоставление освобождений от уплаты налогов и др.). Надо отметить, что возможное злоупотребление при выдаче таких справок соответственно повлечет за собой ряд негативных последствий, таких, как незаконное получение соответствующих выплат, незаконное освобождение от уплаты налогов, представление подобных документов в суды, органы следствия, при этом подобное злоупотребление в силу указанных причин осложняет привлечение виновных лиц к соответствующей ответственности.

Действующее законодательство, устанавливающее право и порядок получения соответствующих государственных пенсий, пособий, иных государственных выплат, освобождений от уплаты налогов и т.д., предусматривает перечень необходимых для этого документов, а также определяет органы, уполномоченные выдавать необходимые подтверждающие документы.

Так, к примеру, в отношении государственных пенсий действует Постановление Министерства труда и социального развития РФ N 16/19ПА от 27.02.2002, в котором определены органы, уполномоченные выдавать справки для подтверждения необходимых для выдачи пенсий фактов. Такими органами являются: жилищные органы или органы местного самоуправления, а также суд, устанавливающий юридический факт путем принятия соответствующего решения. Однако в г. Майкопе данные справки выдаются квартальными комитетами.

В отношении получения освобождения от уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, действует Инструкция Госналогслужбы РФ от 30.05.95 N 32, в которой также закреплено, что факт совместного проживания подтверждается справкой соответствующего жилищного органа или городской, поселковой, сельской администрацией, а также решением суда.

В
целях назначения и выплаты пособий также существуют соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие данный вопрос, среди которых можно выделить следующие: Постановление Правительства РФ N 883 от 04.09.95 “О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей“, Закон РФ и Закон РА “О погребении и похоронном деле“, ФЗ “О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи“ и др.

Квартальные комитеты, а также комитеты территориального общественного самоуправления не являются жилищным органом и органом местного самоуправления, соответственно, как уже отмечалось, не уполномочены выдавать гражданам документы, подтверждающие те или иные факты, необходимые для совершения государственными органами в отношении этих граждан определенных юридических действий.

2. Пунктом 5.4 Положения установлено, что органы местного самоуправления вправе передавать органу территориального общественного самоуправления свои полномочия по управлению отдельными объектами муниципальной собственности, находящимися на этой территории, а также другие вопросы своей компетенции (за исключением вопросов, связанных с принятием нормативных актов) с одновременной передачей соответствующих материально-финансовых ресурсов.

В пункте 5.5 Положения определено, что передача указанных в п. 5.4 настоящего Положения имущества, прав, финансовых ресурсов для территориального общественного самоуправления осуществляется на договорной основе.

Настоящее Положение противоречит требованиям действующего законодательства и подлежит внесению в него соответствующих изменений.

Так, согласно ст. 83 Закона РФ “О местном самоуправлении“ от 06.07.91 N 1550-1 компетенция органов территориального общественного самоуправления населения определяется их положениями (уставами) с учетом полномочий, передаваемых им местными Советами и местной администрацией.

Таким образом, передача органами местного самоуправления органам общественного территориального самоуправления каких-либо прав либо полномочий возможна, однако только путем их внесения в положение (устав)
органа территориального общественного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 15 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти, местного самоуправления не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

требую:

1. Привести “Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Майкопе“, утвержденное постановлением Совета народных депутатов муниципального образования “Город Майкоп“ от 28.02.2003 N 55, в соответствие действующему законодательству, отменив пункты 3.14 и 4.17, а также путем внесения соответствующих изменений в пункт 5.5 этого Положения.

2. Протест рассмотреть на очередной сессии Совета народных депутатов города Майкопа.

3. О дне заседания сообщить прокурору города Майкопа.

4. О результатах рассмотрения протеста сообщить прокурору города Майкопа в письменной форме.

И.о. прокурора г. Майкопа

Республики Адыгея

советник юстиции

Н.Н.БЕСЧЕРОВА