Законы и постановления РФ

Протест Прокуратуры РА от 28.10.2004 N 7/7-04 “На пункт 2 Постановления Совета Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея от 1 апреля 2001 года N 8-1 сп “О структуре Совета Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея“

ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ПРОТЕСТ

от 28 октября 2004 г. N 7/7-04

НА ПУНКТ 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА - ХАСЭ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ОТ 1 АПРЕЛЯ

2001 ГОДА N 8-1 СП “О СТРУКТУРЕ СОВЕТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА - ХАСЭ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ“

В результате правового анализа Постановления Совета Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея от 1 апреля 2001 года N 8-1 сп “О структуре Совета Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея“ (далее - Постановление) установлено, что в связи с принятием Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон) пункт 2 Постановления вступил в противоречие с федеральным законодательством.

Пунктом 2 утвержден перечень и численность государственных должностей, для непосредственного исполнения полномочий Совета Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, замещаемых на профессиональной основе.

Вместе с тем, пунктом 6 статьи 4 Федерального закона предусмотрено, что число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Кроме того, законодательно не закреплены процедуры реализации права депутата на осуществление своих полномочий на профессиональной постоянной основе. Данный вопрос неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Так, Конституционный Суд РФ Определением от 9 апреля 2002 года N 162-О по жалобе Авдейчикова А.Г. и Алехина А.А. на нарушение их конституционных прав пунктом 1 статьи 17 Омской области “О Законодательном Собрании Омской области“, обязал Законодательное Собрание Омской области осуществить законодательное регулирование механизма реализации права депутатов на осуществление своих полномочий на профессиональной основе с учетом этого Определения, иначе в отсутствие законодательно установленных процедур, гарантирующих равенство всех депутатов для реализации их прав, решение данного вопроса ставится в зависимость от персонального решения Законодательного Собрания.

Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 22 января 2002 года N 2-П по делу о проверке конституционности положений Конституции Республики Татарстан и Закона Республики Татарстан “О выборах народных депутатов Республики Татарстан“, где положения, в силу которых реализация права депутата на осуществление своих полномочий на профессиональной постоянной основе, зависит от произвольного решения законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ, в отсутствие законодательно установленных процедур, гарантирующих равенство соответствующих возможностей всем депутатам, признаны неконституционными.

Кроме того, в Определении Конституционного Суда РФ от
11 мая 2004 года N 139-О по делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 20 и пункта 23 Закона Омской области “О Законодательном Собрании Омской области“ по жалобе Алехина А.А. указано, что по смыслу пункта 4 статьи 20 Закона Омской области “О Законодательном Собрании Омской области“, возможность выбора депутатами формы деятельности в составе Законодательного Собрания предоставлена не всем депутатам, а только тем из них, кто избран председателем или заместителем председателя постоянного комитета, председателем постоянной комиссии или иного рабочего органа Законодательного Собрания Омской области. Такого рода нормы неоднократно признавались Конституционным Судом Российской Федерации противоречащими провозглашенному Конституцией Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 19) принципу равенства всех перед законом.

Пунктом 2 оспариваемого Постановления именно по этой системе утвержден перечень государственных должностей, для непосредственного исполнения полномочий Совета Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, замещаемых на профессиональной основе.

Данное Конституционным Судом Российской Федерации истолкование указанных положений является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике. В Определении Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 249-О об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 года указано, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны выявлять в своем законодательстве положения, аналогичные тем, которые признаны неконституционными и отменять их в установленном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального Закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

предлагаю:

пункт 2 Постановления Совета Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея от 1 апреля 2001 года N 8-1 сп “О структуре Совета Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея“ признать утратившими силу.

Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшей сессии Совета Представителей
Государственного Совета - Хасэ РА.

О результатах рассмотрения протеста необходимо в письменной форме сообщить в прокуратуру республики.

Прокурор Республики Адыгея

государственный советник

юстиции 2 класса

М.В.ПРИХЛЕНКО