Законы и постановления РФ

Определение о прекращении производства по делу Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 27.02.2009 N 2-2009 <О прекращении производства по делу, возбужденному по факту распространения в средствах массовой информации рекламы, содержащей информацию “Центр лазерной коррекции зрения на краевой больнице“ без указания наименования юридического лица в связи с неустановлением факта нарушения требований Федерального закона “О рекламе“>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу N 2-2009

от 27 февраля 2009 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (Приморского УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

Белобородов М.В., заместитель руководителя Приморского УФАС России;

члены Комиссии:

Марченко Н.Б., ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы;

Елисеева Е.Г., специалист 1 разряда отдела контроля рекламы,

рассмотрев дело N 2-2009, возбужденное по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Ост-Оптик К“ (далее - ООО “Ост-Оптик К“), в котором сообщалось о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении в средствах массовой информации, в том числе на радио “Лемма“, в период с
15 по 21 декабря 2008 рекламы, содержащей информацию “Центр лазерной коррекции зрения на краевой больнице“ без указания наименования юридического лица.

При участии А. - начальника отдела антимонопольного контроля,

в присутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО “Л-Трейд“ (юр. адрес: ул. Светланская, 115, г. Владивосток; почт. адрес: ул. Алеутская, д. 57, лит. 10, г. Владивосток, 690091) - К. (на основании прав по доверенности от 12.02.2009),

заявителя: ООО “Ост-Оптик К“ (адрес: 690600, г. Владивосток, ул. Нерчинская, 10, офис 305) - генерального директора М. (на основании прав по должности),

заинтересованного лица: ООО “Лемма“ (690065, г. Владивосток, ул. Стрельникова, 3а) - директора Х. (на основании прав по должности),

установила:

11.01.2009 в адрес Приморского УФАС России поступило заявление от ООО “Ост-Оптик К“, в котором сообщалось, что в 2008 году на различных телеканалах Владивостока, в частности MTV, ОТВ и Лица-23, проводился показ рекламных роликов некоего “Центра лазерной коррекции зрения“ без указания наименования юридического лица, его места расположения и адреса. В частности, в заявлении сообщается о том, что в период с 15 по 21 декабря 2008 г. на радио “Лемма“ на частоте 102.7 МГц транслировался недельный цикл рекламных передач “Будьте здоровы“, спонсором которых по тексту ролика был заявлен “Центр лазерной коррекции зрения на Краевой больнице“. Заявитель, ссылаясь на содержание информации и номер контактного телефона в рекламном ролике, считает, что рекламодателем рекламного ролика “Центра лазерной коррекции зрения на краевой больнице“ является ООО “Компания “Л-Трейд“, и что указанная реклама является актом недобросовестной конкуренции со стороны ООО “Компания “Л-Трейд“ по отношению к ООО “Ост-Оптик К“, поскольку ООО “Ост-Оптик К“ уже около
десяти лет использует в своей рекламе словосочетание “Центр лазерной коррекции зрения“. По мнению заявителя, отсутствие в указанной выше рекламе информации о том, что рекламируемые услуги предоставляет ООО “Л-Трейд“, приводит к смешению в сознании пациентов разных лазерных центров (ООО “Ост-Оптик К“ и ООО “Компания “Л-Трейд“).

Заявитель - ООО “Ост-Оптик К“ - считает, что данные целенаправленные действия в сфере рекламы, осуществляемые администрацией ООО “Компания “Л-Трейд“, проводятся в рамках недобросовестной конкуренции, с целью запутать потенциального пациента схожестью названий указанных центров коррекции зрения.

Согласно информации, представленной ООО “Лемма“, осуществляющего радиовещание на частоте 102.7 МГц под товарным знаком “Радио “Лемма“, аудиоролик с упоминанием в качестве спонсора “Центра лазерной коррекции зрения на Краевой больнице“, звучавший в программах “Будьте здоровы“ в период с 15 по 21 декабря 2008 года, выходил в радиоэфир в соответствии с договором, заключенным ООО “Лемма“ на оказание рекламно-информационных услуг с ООО “Компания “Л-Трейд“, и был предоставлен директором ООО “Компания “Л-Трейд“ Д.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ (далее - ФЗ “О рекламе“) недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 “О защите конкуренции“ не допускается недобросовестная конкуренция в виде введения в заблуждение относительно характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Частью 1 статьи 5 ФЗ “О рекламе“ недобросовестная реклама не допускается.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ “О рекламе“ ответственность за нарушение требований статьи 5 ФЗ “О рекламе“ несет
рекламодатель.

15.01.2009 Приморским УФАС России по заявлению ООО “Ост-Оптик К“ в отношении ООО “Компания “Л-Трейд“ было возбуждено дело N 2-2009 по признакам нарушения пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ “О рекламе“ и назначено к рассмотрению на 05.02.2009.

В назначенное время представитель ООО “Компания “Л-Трейд“ на рассмотрение дела N 2-2009 не явился, информация о надлежащем уведомлении данного общества о месте и времени рассмотрения дела отсутствовала. Учитывая данные обстоятельства, Комиссия вынесла определение об отложении рассмотрения дела N 2-2009 на 16.02.2009.

12.02.2009 в адрес Приморского УФАС России от ООО “Компания “Л-Трейд“ поступили письменные объяснения по существу заявления ООО “Ост-Оптик К“, из которых следует, что ООО “Компания “Л-Трейд“ использует название “Центр лазерной коррекции зрения“ на основании того, что данное название, согласно свидетельству о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц от 14.09.2007, является их фирменным наименованием.

16 февраля 2009 года в ходе заседания Комиссии Приморского УФАС России заявитель поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, и представил документы, свидетельствующие о том, что рекламное агентство “Премиум“ по заказу ООО “Ост-Оптик К“ провело опрос населения по результатам которого из 291 опрошенного человека на вопрос “С какой компанией у Вас ассоциируются слова “Центр лазерной коррекции зрения?“ 76 человек ответили, что с компанией “Ост Оптик-К“, при этом, ни один из опрошенных не назвал компанию “Л-Трейд“. Таким образом, по мнению заявителя, данные опроса свидетельствуют о том, что словосочетание “Центр лазерной коррекции зрения“ у потребителей ассоциируется с ООО “Ост-Оптик К“.

Представитель ООО Компания “Л-Трейд“ К. в ходе заседания Комиссии не согласился с доводами ООО “Ост-Оптик К“ и пояснил, что 10.12.2008 между ООО
“Лемма“ и ООО Компания “Л-Трейд“ был заключен договор N 108 “На оказание рекламно-информационных услуг“ (далее - договор). Согласно пункту 1.1 указанного договора ООО “Лемма“ как исполнитель должно было изготовить и разместить в эфире радио “Лемма“ рекламно-информационные материалы заказчика - ООО Компания “Л-Трейд“, а в соответствии с пунктом 1.2 договора сроки размещения и объем рекламно-информационных материалов должны определяться заказчиком, согласовываться и утверждаться сторонами в форме “Дополнительных соглашений“, являющихся неотъемлемыми частями данного договора. При этом К. отметил, что ООО Компания “Л-Трейд“ никаких дополнительных соглашений не утверждало, сроки размещения рекламы и сам рекламный аудио ролик не согласовывало. Следовательно, ООО Компания “Л-Трейд“ не может нести ответственность за содержательную часть рассматриваемой рекламы.

В свою очередь директор ООО “Лемма“ Х. не согласился с доводами представителя ООО Компания “Л-Трейд“ К. и заявил, что ООО “Лемма“ не занималось изготовлением рассматриваемой рекламы, поскольку рекламный ролик был предоставлен заказчиком - ООО Компания “Л-Трейд“ в звуковом формате mp3, следовательно, в данном случае ООО “Лемма“ оказывало услуги лишь по размещению рекламно-информационных материалов. Также Х. сообщил, что сроки размещения данной рекламы в эфире радио “Лемма“ были согласованы с директором ООО Компания “Л-Трейд“ Д. в устной форме по телефону.

Каких-либо доказательств, подтверждающих передачу заказчиком звукового рекламного ролика исполнителю, Х. представить не смог.

В ходе рассмотрения дела, для оценки заявления ООО “Ост-Оптик К“ в части нарушения рекламодателем ООО Компания “Л-Трейд“ требований пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (введение в заблуждение относительно производителя товара), до сведения участников заседания было доведено заключение в форме докладной записки, подготовленное отделом антимонопольного контроля Приморского
УФАС России. В записке отмечается, что объективные причины считать, что употребление ООО Компания “Л-Трейд“ словосочетания “Центр лазерной коррекции зрения на Краевой больнице“ может ввести потребителей в заблуждение, отсутствуют по следующим основаниям.

Обозначение “Центр лазерной коррекции зрения“ не может является фирменным наименованием либо товарным знаком какого-либо из обществ, а также не может являться коммерческим обозначением, поскольку не обладает различительной способностью и обозначает только место, вид и характер деятельности, осуществляемой соответствующей организацией.

Обозначение “Центр лазерной коррекции зрения“ соответствует иным общеупотребительным обозначениям вроде “офтальмологический центр“, “глазной центр“, “центр коррекции зрения“, “центр косметологии“, “центр пластической хирургии“, “стоматологическая клиника“, “ювелирный магазин“ и т.д., и может употребляться всеми организациями, оказывающими соответствующий вид деятельности. При этом потребители не будут введены в заблуждение в том случае, если дополнительно указывается какой-либо различительный признак, которым в частности может быть указание фирменного наименования исполнителя услуги и/или его адрес местонахождения.

На основании изложенного отделом антимонопольного контроля Приморского УФАС России сделан вывод о том, что в действиях ООО Компания “Л-Трейд“ не установлено наличие нарушения пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона “О защите конкуренции“, в части введения в заблуждение относительно производителя товара -исполнителя медицинской услуги по лазерной коррекции зрения.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и представленные документы, Комиссия пришла к выводу о том, что использование в рекламе ООО Компания “Л-Трейд“ обозначения “Центр лазерной коррекции зрения на Краевой больнице“ указывает на местонахождение “Центра“ (“на Краевой больнице“), где фактически находится общество. Комиссия считает, что данное указание местонахождения “Центра лазерной коррекции зрения“ является достаточным различительным признаком, исключающим возможность введения потребителей в заблуждение относительно производителя товара - исполнителя медицинской
услуги по лазерной коррекции зрения.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела в рекламе “Центра лазерной коррекции зрения на Краевой больнице“, распространявшейся в период с 15 по 21 декабря 2008 на радио “Лемма“ в недельном цикле передач “Будьте здоровы“, Комиссией не установлен факт нарушения требований пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона “О рекламе“.

Принимая во внимание выводы, изложенные в заключении отдела антимонопольного контроля Приморского УФАС России, руководствуясь абзацем “а“ пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

определила:

производство по делу N 2-2009, возбужденному в отношении общества с ограниченной ответственностью Компания “Л-Трейд“, прекратить.

Определение изготовлено в полном объеме 27 февраля 2009 г.

Настоящее определение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

М.В.БЕЛОБОРОДОВ

Члены Комиссии

Н.Б.МАРЧЕНКО

Е.Г.ЕЛИСЕЕВА