Законы и постановления РФ

Постановление Правительства Республики Алтай от 23.08.2001 N 225 “О программе “Социально-экономическое развитие Чойского района на период 2001 - 2003 гг.“

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 августа 2001 г. N 225

О ПРОГРАММЕ “СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ЧОЙСКОГО РАЙОНА НА ПЕРИОД 2001 - 2003 ГГ.“

В целях оказания поддержки развитию экономики и социальной сферы Чойского района Правительство Республики Алтай постановляет:

1. Поддержать прилагаемую программу “Социально-экономическое развитие Чойского района на период 2001 - 2003 гг.“ (далее именуется Программа).

2. Поручить администрации Чойского района (Н.А.Коровинский) совместно с Министерством финансов (С.Т.Пекпеев), Министерством образования и науки (Н.И.Тулинов), Министерством здравоохранения (С.А.Переверзев), Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства (В.И.Кукотин), Министерством сельского хозяйства и продовольствия (В.Б.Карамаев), Министерством культуры Республики Алтай (Е.Ч.Ялбакова), Комитетом по туризму Республики Алтай (А.Д.Чеконов) включить в бюджеты 2001 - 2003 годов выделение финансовых средств
за счет всех источников финансирования указанных проектов, объектов и мероприятий.

3. Администрации Чойского района (Н.А.Коровинский) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Республики Алтай при разработке прогнозов социально-экономического развития Республики Алтай и формировании районного и республиканского бюджетов на 2002 г. и последующие годы вносить дополнения и уточнения в данную Программу.

4. Администрации Чойского района (Н.А.Коровинский) совместно с заинтересованными республиканскими министерствами и ведомствами один раз в год представлять информацию о ходе реализации Программы в Правительство Республики Алтай.

Ежегодно заслушивать ответственных исполнителей Программы на заседании Правительства Республики Алтай о ходе ее реализации.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возлагаю на себя.

Первый заместитель

Председателя Правительства

Республики Алтай

А.Н.АЛЧУБАЕВ

Утверждена

Постановлением

Правительства Республики Алтай

от 23 августа 2001 г. N 225

ПРОГРАММА

“СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ЧОЙСКОГО РАЙОНА НА ПЕРИОД 2001 - 2003 ГГ.“

Чоя 2001

Паспорт

Программы социально-экономического развития

Чойского района на 2001 - 2003 гг.

Заказчик Программы Администрация Чойского района

Разработчик Программы Администрация Чойского района

Основная цель Программы - Создание условий для динамичного

развития экономики района, отвечающей

современным экономическим условиям,

за счет концентрации ресурсов на

приоритетных направлениях

- повышение эффективности реального

сектора экономики и снижение на этой

основе дотационности

Основные задачи Программы - преодоление кризиса в промышленности

и сельском хозяйстве, восстановление

поголовья, поддержка всех

организационно-правовых форм

хозяйствования в сельском хозяйстве,

обучение кадров

- поддержка развития малого бизнеса

- развитие туризма

- создание современной рыночной

инфраструктуры

- улучшение условий жизнедеятельности

населения

- снижение дотационности районного

бюджета на 30%

Срок реализации Программы с 2001 по 2003 гг.

Исполнители Программы Министерства, ведомства, комитеты

Республики Алтай,

администрация района

Объемы и источники Всего - 182540

финансирования, тыс. руб. Федеральный бюджет - 9700

Бюджет развития Республики

Алтай - 5680

Бюджет Республики Алтай - 40550

Районный бюджет - 8780

Собственные средства - 18438

Средства инвесторов - 97250

Банковские
кредиты - 1500

Инвестиции фонда занятости - 160

Фонд малого предпринимательства

РА - 482

Ожидаемый результат от Поступление налогов 8041

реализации Программы

Создание рабочих мест 183

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости

ее решения программными методами

Чойский район располагается в северной части Республики Алтай, занимает площадь 4526 кв. км, или 4,87% от площади Республики Алтай. Численность населения - 9,5 тысячи человек.

Район граничит на юго-западе с Чемальским
районом, на юге-Онгудайским районом, на востоке - Турочакским районом. Большинство населенных пунктов района находятся в стороне от основной дороги, это влияет на ряд социально-экономических факторов района:

- сдерживание развития культуры и образования;

- сдерживание развития туризма;

- снижение подвижности населения, развития малого бизнеса;

- высокая себестоимость продукции из-за транспортных расходов;

- недостаточное развитие производственной инфраструктуры, прежде всего связи и транспорта, тепло- и электроэнергетики.

С другой стороны, отдаленность и труднодоступность района имели положительные последствия в виде сохранности природы в первозданном виде, нетронутыми остались многие памятники природы, культуры, истории. Была сохранена флора и фауна района.

Район занимает выгодное геостратегическое положение, поскольку граничит со многими районами республики.

Характеристика природно-климатических условий района

Климат района является резко континентальным, основными особенностями которого являются:

- резкие колебания температур сезонов года и даже в течение суток;

- короткий безморозный период;

- среднее количество осадков.

Максимальные температуры в июле +40, минимальные в январе - 44, ветры в основном северо-западного направления, осадков 800 - 1000 мм.

На территории Чойского района протекают реки бассейна Катуни (Иша) и Бии - река Саракокша с многочисленными притоками, главными из них являются река Уймень и Каракокша.

Южная часть Чойского района богата озерами. Болота занимают все низинные части района, долины рек: Иша, Саракокша, Кузя, Каракокша, Уймень.

Почвы горно-лесные бурые, горно-лесные темно-серые и серые оподзоленные на низкогорных участках, горно-луговые альпийские и субальпийские пойменные лугово-болотные и болотные.

Минерально-сырьевая база района

По разнообразию и видам полезных ископаемых Чойский район занимает второе место в Республике Алтай после Кош-Агачского района. На территории района находятся месторождения полезных ископаемых, уникальных по своему значению не только в пределах республики, России, но и в целом в мире. Главными препятствиями в освоении полезных ископаемых
района являются отдаленность и труднодоступность месторождений от основных промышленных центров, отсутствие железной дороги.

1. Благородные металлы.

Золото.

Добыча золота на территории Чойского района осуществляется ФГУП Рудник “Веселый“, которым на протяжении 50 лет эксплуатируются золото-скарновые месторождения Синюхинского рудного поля: Синюхинское, Западное и Фаифановское. За этот период было добыто более 12 т металла, главным образом на месторождениях западной части рудного поля. Несмотря на то, что на балансе рудника числится 24,4 т металла, более половины из них, вследствие большой глубины залегания, в ближайшее время не могут быть отработаны. В 1991 году Горно-Алтайской ПСЭ разведано и передано на баланс рудника Фаифановское месторождение с запасами золота 10,7 т, в том числе около 3,0 т активных запасов категории С1, сосредоточенных в компактно расположенных и неглубоко залегающих рудных телах 1 и 2. Планируемая реконструкция рудника и увеличение мощностей предприятия до 500 - 1000 кг в год приведут к резкому сокращению срока (до 2 - 4 лет) обеспеченности предприятия разведанными запасами.

2. Нерудное сырье.

Волластонит.

В Чойском районе известно одно крупное проявление волластонита, другие названия дощатый шпат, вильнит, окенит, эдельфорсит, - минерал подкласса цепочных силикатов. Встречается в виде белых мучнистых скорлуповых агрегатов. Твердость - 5,5, плотность - 2,5 - 3,0 гкуб. см, температура плавления - 1540 С (для сравнения - у асбеста около 1500 С).

Добывается открытым способом. Содержание минерала в породе - от 20 до 80%. После обогащения получается концентрат с содержанием минерала 90 - 95%. Обогащение заключается в первичной магнитной или оптической сепарации, с последующей флотационной или пенно-струйной обработкой. Оборудование для переработки исходного сырья в целом аналогично тому, которое используется в цементной и
асбестовой промышленности.

Анализ экономического потенциала

Природные условия, исторически сложившиеся навыки населения способствовали тому, что в районе традиционными отраслями хозяйствования предприятий является лесозаготовка и деревопереработка, а также добыча золота. Район был и остается одним из основных производителей лесопродукции.

Лесная площадь по породному составу

гектар

------------------T-------T------T-------------------------------¬

¦ ¦ ¦ ¦Удельный вес в общем объеме в %¦

¦ ¦ ¦ +---------------T---------------+

¦ ¦ 1998 ¦ 2000 ¦ 1998 ¦ 2000 ¦

+-----------------+-------+------+---------------+---------------+

¦Всего ¦312312 ¦312561¦ 100 ¦ 100 ¦

+-----------------+-------+------+---------------+---------------+

¦Хвойные ¦192471 ¦192427¦ 61 ¦ 61 ¦

+-----------------+-------+------+---------------+---------------+

¦Сосна ¦ 4145 ¦ 4114¦ 2 ¦ 2 ¦

+-----------------+-------+------+---------------+---------------+

¦Ель и пихта ¦ 64099 ¦ 63718¦ 33 ¦ 33 ¦

+-----------------+-------+------+---------------+---------------+

¦Лиственница ¦ 1435 ¦ 1435¦ - ¦ - ¦

+-----------------+-------+------+---------------+---------------+

¦Кедр ¦122792 ¦123560¦ 63 ¦ 63 ¦

+-----------------+-------+------+---------------+---------------+

¦Мягколиственные ¦119841 ¦119737¦ 38 ¦ 38 ¦

+-----------------+-------+------+---------------+---------------+

¦Береза ¦ 72486 ¦ 72549¦ 60 ¦ 60 ¦

+-----------------+-------+------+---------------+---------------+

¦Осина ¦ 46319 ¦ 46239¦ 38 ¦ 38 ¦

L-----------------+-------+------+---------------+----------------

Основную долю лесной площади составляют хвойные породы (61%) - 192427 га, из них площадь, занятая кедром - 60%. Мягколиственные леса расположены на территории площадью 119737 га и составляют - 38% от общей лесной площади.

Почти 40% древесины и 95% золота в республике добывается в Чойском районе.

Вполне закономерно, что с началом реформирования, когда платежеспособный спрос на продукцию промышленности стал стремительно сокращаться, это оказало главное влияние на сокращение лесозаготовок.

Кризис в промышленности сопровождается отсутствием инвестиций. В результате приходит в непригодность оборудование промышленных предприятий, изнашивается машинно-тракторный парк.

На территории Чойского района лесозаготовкой и переработкой леса занимаются лесопромышленные предприятия и крестьянские хозяйства. Как и во всех районах, в промышленности района происходили и институциональные изменения, то есть произошли изменения в составе товаропроизводителей.

В “доперестроечный“ период основными лесопромышленными предприятиями района являлись леспромхозы и совхозы.

В настоящий момент времени ведущими предприятиями лесопромышленного комплекса района являются: ГП “Чойский лесхоз“, ГУП “Каракокшинский ЛПХ“, ЗАО “Русь“, к/х “Воля“ - ими заготовлено и вывезено древесины 33600 куб. м, что составляет 59,4% в общем объеме заготовок. Причинами неудачного развития предприятий являются отсутствие государственной поддержки, отсутствие навыков самостоятельного ведения хозяйства в рыночной среде. Специалисты называют и более глубокую причину неудач в лесном хозяйстве - “доступ к рыночной инфраструктуре“, то есть отсутствие организаций по глубокой переработке древесины сделало невозможным реализацию произведенной продукции. Но самой главной причиной невозможности реализации стало падение платежеспособного спроса.

Основной объем промышленной продукции, выпускаемой в Чойском районе, дает ФГУП Рудник “Веселый“, который специализируется на добыче драгоценных металлов. На данном предприятии по сравнению с предыдущим пятилетием наблюдается спад производства важнейших видов продукции, если в 1996 году добыто золота 330 кг, серебра 243 кг, меди 149 кг, то в 2000 году добыто золота 318,4 кг, серебра 182,1 кг, меди 226,8 кг. В планах предприятия предусмотрен рост объемов промышленного производства с 71 млн. руб. уровня 2001 года до 88 млн. руб. к 2003 году. Кроме того ведется разведка волластонита и планируется строительство фабрики по переработке волластонита.

Основные направления развития промышленности

В лесопромышленном комплексе района необходима диверсификация и модернизация производства имеющихся мощностей, организация углубленной переработки древесины. Основным направлением развития предприятия добывающей отрасли является рост добычи цветных металлов путем внедрения новой технологии (кучное выщелачивание), разработка и освоение месторождения волластонита и строительство фабрики по его переработке.

Агропромышленный комплекс

В сельском хозяйстве традиционной отраслью является животноводство. Производством животноводческой продукции в районе занимаются 4 коллективных хозяйства: к/х “Паспаульское“, к/х “Советское“, СППК “Ынырга“, СППК “Красносельск“ и 57 небольших крестьянских хозяйств.

Кроме животноводства хозяйства занимаются овощеводством, пчеловодством, заготовкой кормов, оказанием платных услуг и другими видами деятельности.

Кормовую базу сельского хозяйства района составляют естественные пастбища, комбикорма.

Производство продукции сельского хозяйства

в Чойском районе

-------------------------------T-------T-------T-------T---------¬

¦ ¦ 1990 ¦ 1995 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦

+------------------------------+-------+-------+-------+---------+

¦Мясо (в живом весе, тонн) ¦ 800 ¦ 90 ¦ 22 ¦ 62 ¦

+------------------------------+-------+-------+-------+---------+

¦Молоко (тонн) ¦5267,8 ¦1163,0 ¦ 459,8 ¦ 381,7 ¦

L------------------------------+-------+-------+-------+----------

Падение производства сельскохозяйственной продукции обусловлено рядом причин:

- отсутствием необходимых оборотных средств;

- ограничение финансовых возможностей местной власти в инвестиционных процессах отрасли;

- отсутствие перерабатывающих производств на местах выпуска продукции;

- диспаритет цен на продукцию в отраслях;

- низкая продуктивность, ухудшение воспроизводства стада;

- высокий уровень изношенности основных производственных фондов и отсутствие ремонтной базы;

- отсутствие гарантированной системы сбыта продукции.

Вполне закономерно, что с началом реформирования, когда продукция сельского хозяйства перестала дотироваться, платежеспособный спрос на продукцию сельского хозяйства стал стремительно сокращаться. Отмена централизованных государственных закупок повлияла на сокращение поголовья скота.

Поголовье скота в районе, на начало года (голов)

----------------------T------T-------T-------T--------T----------¬

¦ ¦ 1991 ¦ 1996 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ 2000 к ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1991 в % ¦

+---------------------+------+-------+-------+--------+----------+

¦КРС ¦ 9100 ¦ 5600 ¦ 4700 ¦ 4234 ¦ 46 ¦

+---------------------+------+-------+-------+--------+----------+

¦Лошадей ¦ 901 ¦ 825 ¦ 660 ¦ 557 ¦ 61 ¦

L---------------------+------+-------+-------+--------+-----------

Получено приплода

--------T----T----T----T----T----T-------------------------------¬

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Получено приплода на 100 маток,¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ имевшихся на начало года ¦

+-------+----+----+----+----+----+----T------T-------T-----------+

¦ ¦1990¦1995¦1998¦1999¦2000¦1990¦ 1995 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦

+-------+----+----+----+----+----+----+------+-------+-----------+

¦Телят ¦2778¦ 595¦ 274¦ 306¦ 239¦ 78¦ 59 ¦ 95 ¦ 70 ¦

+-------+----+----+----+----+----+----+------+-------+-----------+

¦Жеребят¦ 118¦ 11¦ 17¦ 16¦ 18¦ 65¦ 25 ¦ 57 ¦ 95 ¦

L-------+----+----+----+----+----+----+------+-------+------------

За восемь лет в 2 раза сократилось поголовье КРС, поголовье лошадей снижается более медленными темпами.

Как и во всех районах в сельском хозяйстве происходили и институциональные изменения, то есть произошли изменения в составе товаропроизводителей. Главными производителями в социалистической экономике были совхозы. В 1992 году они реорганизованы и с того момента наступил кризис в сельском хозяйстве района.

Значимым явлением, произошедшим в ходе аграрной реформы, было резкое возрастание роли личных подсобных хозяйств, в результате 79% продукции сельского хозяйства производится в личных подсобных хозяйствах.

Переработкой молока в районе занимается ООО “Чойский молзавод“. В 2000 году закуплено и переработано молока у крестьянских хозяйств и частного сектора 1129,5 тонны, произведено масла сливочного 538 центнеров, казеина 245 центнеров.

Для производства масла с пониженным уровнем холестерина необходимо приобрести молочные жиры и увеличить закуп молока. Из-за отсутствия финансовых средств производство ведется примитивным способом.

Таким образом, основными тенденциями, характерными для сельского хозяйства района, являются:

- Сокращение поголовья скота

- Снижение реализации сельхозпродукции

- Сокращение приплода и увеличение падежа скота

- Ухудшение продовольственного обеспечения населения республики

- Падение престижа работников животноводства

- Отсутствие надежных каналов сбыта произведенной сельхозпродукции

- Низкая оплата труда

- Развал коллективных хозяйств

- Укрепление личных подсобных хозяйств

- Низкое качество менеджмента в сельхозпредприятиях

Развитие агропромышленного комплекса

Цель аграрной политики в районе состоит в приостановлении спада производства продукции и создании условий для его роста. Поскольку за прошедшее десятилетие ситуация в сельском хозяйстве в корне не изменилась, то необходимо правильно расставить акценты в поддержке отдельных товаропроизводителей, речь идет о производственных сельхозкооперативах и личных подсобных хозяйствах. Мировой опыт и опыт нашей страны доказывает, что основу сельскохозяйственного производства составляют крупные предприятия. Они будут пользоваться поддержкой и на федеральном уровне.

В районе сложилась специализация хозяйств по отдельным отраслям сельского хозяйства. Во всех этих хозяйствах занимаются животноводством. При формировании Реестра финансирования будет учитываться то, какая продукция в современных условиях наиболее выгодна, рентабельна и пользуется спросом.

---------------------------------T-------------------------------¬

¦ Отрасли специализации ¦ Хозяйства ¦

+--------------------------------+-------------------------------+

¦Мясное и молочное животноводство¦Крестьянское хозяйство ¦

¦ ¦“Советское“ ¦

+--------------------------------+-------------------------------+

¦ ¦Крестьянское хозяйство ¦

¦ ¦“Паспаульское“ ¦

+--------------------------------+-------------------------------+

¦ ¦СППК “Ынырга“ ¦

+--------------------------------+-------------------------------+

¦ ¦СППК “Красносельск“ ¦

L--------------------------------+--------------------------------

Поддержка этой отрасли выгодна так же тем, что потребность в молоке возрастает в связи с налаживанием переработки этой продукции на месте.

В целом основная проблема в развитии сельского хозяйства - отсутствие надежных каналов сбыта произведенной продукции. Реальной мерой восстановления поголовья КРС, улучшения породных качеств мог бы быть закуп высокопородных коров. Для решения этой проблемы необходимо налаживание племенной работы в хозяйствах, организация централизованного закупа в районе сельскохозяйственной продукции. Увеличение поголовья скота в хозяйствах района, а также в индивидуальном секторе ведет к необходимости организации на территории района производства по переработке мяса.

Туристический потенциал

На сегодняшний день можно констатировать, что туристический потенциал района не привносит в экономику никаких положительных эффектов: не увеличивается налогооблагаемая база, не создаются новые рабочие места.

Основой развития туризма является наличие природных, климатических факторов, археологических памятников, высокий уровень развития дорог, гостиниц, обученное население и др.

В районе возможна организация 3 - 7 видов туристской деятельности.

Другим важным направлением развития туризма может стать строительство туристических баз с фитолечебницами, это позволит привлечь большее количество туристов и использовать лекарственные травы, произрастающие на территории Чойского района.

Основные направления развития туризма

Наиболее перспективными видами туризма для Чойского района являются экологический, экстремальный. Как считают специалисты, “эта категория туристов не требует роскошных гостиниц и комфортабельного транспорта. Они предпочитают конный или пеший способ передвижения и отдых на берегу реки, озера в палатке у костра или в небольших домиках, где они найдут заботливых хозяев с запасом дров или газа, вкусной, здоровой пищи и снаряжение для ловли рыбы. Нужно организовать и оборудовать интересные увлекательные и требующие физических усилий маршруты“.

Вовлечение туристического потенциала в хозяйственный оборот предполагает, что они должны приносить отдачу в виде платежей за пользование рекреационными ресурсами. При этом простое взимание денег за проезд и нахождение на территории района признается неправомерным.

Правовой основой взимания платежей с физических лиц будет придание территориям различного статуса: заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы.

Предлагаются два основных направления использования налогового потенциала района.

Первое направление - взимание платежей за пользование объектами природы. Правовой основой взимания платежей с физических лиц будет придание территориям различного статуса: заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы. Для реализации этого положения необходима инвентаризация туристского потенциала района, изучение целесообразности придания им определенного статуса, разработка законодательных актов о придании определенного статуса.

Второе направление использования рекреационных ресурсов в качестве источника доходов - это оказание услуг на территории района: автоперевозки, создание обустроенных стоянок для машин, кемпингов и другое.

Необходимо в полной мере использовать трудовые навыки местного населения. Популярностью у иностранных и российских туристов пользуются такие изделия, как берестяные туеса, деревянная посуда и т.д. Эти изделия представляют интерес не только у туристов, высокий спрос на них отмечен в других регионах России, где население в отличие от местного утратило навыки изготовления этих изделий.

Основные направления развития туризма:

- разработка Программы развития туризма

- необходимо выделить структуру, которая занималась бы развитием туризма в районе, создать в районе турфирму

- организация фитолечебниц

- подбор и обучение кадров

- развитие туризма для любителей рыбной ловли на озерах и реках района

Торговля

Товарооборот на душу населения за 2000 год в Чойском районе составил 1485 руб., в среднем по республике - 1830 руб. Объем платных услуг на одного жителя составил 123 (21% от республиканского уровня).

Торговлей в районе занимаются юридические и физические лица, причем индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, имеющих торговые точки, - 53, что составляет 82% от общего числа торговых точек района.

Именно в торговле сложилась высококонкурентная среда, заставляющая предпринимателей чутко реагировать на потребности покупателей. Так, например, в частных магазинах круглогодично в ассортименте продовольственные товары, есть свежие овощи, фрукты, колбасные изделия, сметана, яйца и даже мороженое. Усиление конкуренции заставляет предпринимателей не только работать над ассортиментом, но и повышать качество торгового обслуживания. Как недостаток в развитии торговли можно выделить отсутствие специализированных магазинов по торговле книгами, мебелью, хозяйственными товарами.

Малый бизнес

В периоды кризиса очень важное значение имеет поддержка развития малого предпринимательства. Поскольку малый бизнес, являясь средством самозанятости населения, фактором создания новых рабочих мест, способствует снижению социального напряжения, повышению доходов.

Показатели развития малого бизнеса в РА за 2000 год

(по данным республиканской налоговой инспекции)

----------------T-----------T------------T-----------------T----------------¬

¦ ¦Количество ¦ Количество ¦ Количество ¦ Количество ¦

¦ ¦ малых ¦ малых ¦ индивидуальных ¦ индивидуальных ¦

¦ ¦предприятий¦предприятий ¦предпринимателей,¦предпринимателей¦

¦ ¦- ¦на 1000 чел.¦ чел. ¦ на 1000 чел. ¦

¦ ¦юридических¦ населения ¦ ¦ населения ¦

¦ ¦ лиц, ед. ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------+-----------+------------+-----------------+----------------+

¦Чойский ¦ 144 ¦ 11 ¦ 200 ¦ 17 ¦

+---------------+-----------+------------+-----------------+----------------+

¦Кош-Агачский ¦ 136 ¦ 7 ¦ 221 ¦ 10 ¦

+---------------+-----------+------------+-----------------+----------------+

¦Улаганский ¦ 154 ¦ 11 ¦ 193 ¦ 12 ¦

+---------------+-----------+------------+-----------------+----------------+

¦Усть-Канский ¦ 202 ¦ 11 ¦ 320 ¦ 15 ¦

+---------------+-----------+------------+-----------------+----------------+

¦Онгудайский ¦ 272 ¦ 13 ¦ 388 ¦ 22 ¦

+---------------+-----------+------------+-----------------+----------------+

¦Шебалинский ¦ 102 ¦ 4 ¦ 289 ¦ 14 ¦

+---------------+-----------+------------+-----------------+----------------+

¦Усть-Коксинский¦ 222 ¦ 7 ¦ 338 ¦ 15 ¦

+---------------+-----------+------------+-----------------+----------------+

¦Турочакский ¦ 302 ¦ 21 ¦ 501 ¦ 28 ¦

+---------------+-----------+------------+-----------------+----------------+

¦Майминский ¦ 283 ¦ 10 ¦ 922 ¦ 41 ¦

+---------------+-----------+------------+-----------------+----------------+

¦Чемальский ¦ 176 ¦ 12 ¦ 250 ¦ 19 ¦

+---------------+-----------+------------+-----------------+----------------+

¦Горно-Алтайск ¦ 7537 ¦ 111 ¦ 1442 ¦ 37 ¦

¦(включая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦участников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ЭЭР) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------+-----------+------------+-----------------+----------------+

¦Всего ¦ 9530 ¦ ¦ 5064 ¦ ¦

L---------------+-----------+------------+-----------------+-----------------

Недостаточно высокий уровень развития предпринимательства можно объяснить недостатком знаний о возможностях организации малого бизнеса.

Данные таблицы показывают, что в районе имеется большой резерв в развитии малого бизнеса.

Строительный комплекс

С начала образования района (1980 год) отсутствовали районные строительные подрядные организации. Освоение госкапвложения в строительство осуществляли крупные предприятия района и привлеченные организации.

Анализ использования инвестиций в Чойском районе

за 1991, 1995, 2000 гг.

-------------------------------------T---------------------------¬

¦ ¦ в ценах каждого года ¦

+------------------------------------+--------T--------T---------+

¦ ¦ 1991 ¦ 1995 ¦ 2000 ¦

+------------------------------------+--------+--------+---------+

¦Капвложения, всего ¦ 7493 ¦ 2963 ¦ 32860 ¦

¦в том числе отрасли: ¦ ¦ ¦ ¦

¦- производственная ¦ 3185 ¦ 502 ¦ 18607 ¦

¦- непроизводственная ¦ 3298 ¦ 2461 ¦ 14253 ¦

L------------------------------------+--------+--------+----------

С 1990 года объем строительно-монтажных работ значительно сократился, основные причины, послужившие этому:

1. Недостаточное финансирование;

2. Высокий процент кредитных ставок, предоставляемых коммерческими банками в строительство;

3. Высокодефицитный бюджет района.

В настоящее время в Чойском районе работает строительная организация ГУП “Чойское ДРСУ“ по строительству дорог, мостов, ремонту и обслуживанию дорог федерального, республиканского и местного значения.

Производством строительных материалов в районе занимаются такие предприятия:

ГУП “Каракокшинский леспромхоз“ (столярные изделия, пиломатериалы в ассортименте);

ЗАО “Русь“ (пиломатериалы в ассортименте);

ГУП “Чойское ДРСУ“ (нерудные стройматериалы, щебень, гравий, пиломатериалы);

ГП “Чойский лесхоз“ (оконные и дверные блоки, мебель, пиломатериалы).

В основном выпускаемые материалы востребованы в районе и лишь небольшая их часть вывозится за пределы.

Материально-техническая база социально-культурной сферы находится в неудовлетворительном состоянии, школы в с. Каракокша, с. Сейка и участковая больница в с. Сейка находятся в аварийных помещениях.

Ж“лищное строительство в районе с 1990 года ведется за счет средств населения. Так, за период 1999 - 2000 года введено в эксплуатацию 18 жилых домов, общей площадью 1350 кв. м, в стадии строительства находятся еще 65 домов, общей площадью 5000 кв. м.

В 2001 году создано и зарегистрировано МУП администрации Чойского района, которое занимается капитальным строительством и снабжением топливом.

При увеличении инвестиций в строительство намечается открытие филиалов строительных организаций на территории района.

Жилищно-коммунальное хозяйство

МПЖКХ оказывает услуги населению по водоснабжению, изготовлению технической документации на жилые дома, обеспечению населения топливом и другие.

Материально-техническая база МПЖКХ очень слабая. В связи с ежегодным недофинансированием из бюджета и разницы в ценах на тарифы за оказанные ЖК услуги и неплатежи со стороны населения и организаций, предприятие несет убытки. Основную долю убытков составляет пеня за несвоевременную уплату платежей во внебюджетные государственные фонды.

Коллектив работает в условиях тяжелого финансового и материального обеспечения. Многим линиям водопровода и водонапорным башням требуется капитальный ремонт. Стоит проблема реконструкции и строительства водонапорной сети и обеспечения всего населения района питьевой водой, как в райцентре, так и во всех селах района. На предстоящие годы одна из задач - расширение сферы услуг населению по ремонту жилья и других видов услуг.

Энергетика

Электрические сети района построены в 60-70-х годах, физически изношены и подлежат выводу из эксплуатации, поскольку представляют угрозу поражения людей электрическим током, возникновения пожаров и др. негативных последствий, полностью выработав свой ресурс. Общая протяженность электросетей в районе - 229 км. В с. Уймень электричество отсутствует вообще, проживающее там население пользуется дизельной электростанцией по 4 - 6 часов в сутки, при этом затраты на ее содержание полностью ложатся на бюджет района. Необходимо строительство новых электролиний с. Уймень - Каракокша

- Сейка протяженностью 52,4 км, трасса выбрана с учетом минимальных затрат на дальнейшую эксплуатацию вдоль проезжих дорог и следует по землям сельскохозяйственного назначения и лесам, Чоя - Паспаул протяженностью 18 км. В связи с тем, что часть электролиний находится на балансе сельских администраций для их реконструкции необходимы финансовые средства.

Связь

В Чойском районе низкий уровень обеспеченности телефонными точками. При минимальной потребности в телефонах 1000 шт. в районе имеется 600 номеров, кроме того имеющиеся здание и оборудование морально и физически устарело. Населенные пункты района, такие как с. Уймень, вообще не имеют телефонного сообщения. В с. Сейка существует ведомственная связь. Отсутствие связи не позволяет своевременно оказывать медицинскую помощь, влияет на роль преступности. Однако руководство ОАО “Электросвязь“ пытается решить эти проблемы, приобретено и ремонтируется здание РУЭС, ввод которого планируется в действие в 2002 году, ведется закуп оборудования. Кроме этого в 2000 году введена автоматическая международная телефонная связь.

Чойский РУФПС имеет семь отделений связи и обслуживает населенные пункты района почтовыми услугами. Проблема - ветхие приспособленные здания.

Телерадиовещание. В районе транслируется 2 канала. Не во всех селах есть возможность трансляции республиканского телевидения. Необходимо найти возможность трансляции 3 канала (НТВ) в селах района.

Анализ социального потенциала района

За последние четыре года район характеризуется естественной убылью населения. Прирост населения происходит в основном за счет мигрантов.

Показатели движения населения, тыс. чел.

--------------------------------------------T----T----T-----T----¬

¦Показатели ¦1997¦1998¦ 1999¦2000¦

+-------------------------------------------+----+----+-----+----+

¦Численность постоянного населения на 01.01 ¦ 9,4¦ 9,4¦ 9,5¦ 9,5¦

+-------------------------------------------+----+----+-----+----+

¦Изменение численности населения за год ¦49 ¦ 2 ¦111 ¦39 ¦

+-------------------------------------------+----+----+-----+----+

¦в т.ч. за счет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦естественного прироста (убыли) ¦ -1¦ 7¦ -17¦ +17¦

¦миграции ¦ +8¦ -5¦ +128¦ +22¦

L-------------------------------------------+----+----+-----+-----

На территории района насчитывается 7 сельских администраций. Наиболее крупными по численности селами района являются Чоя, Каракокша, Паспаул, Сейка.

Социальная защита

В условиях безработицы, отсутствия перспектив трудоустройства важное значение имеет организация социальной защиты населения. Для многих семей пенсии и пособия являются единственным источником денежных доходов, хотя сам размер пенсий не дотягивает до прожиточного минимума.

Средний размер назначенной месячной пенсии

пенсионеров, состоящих на учете в органах

социальной защиты населения

----------------------------------T--------------T--------T------¬

¦ ¦1997 (деном.) ¦ 1999 ¦ 2000 ¦

+---------------------------------+--------------+--------+------+

¦Все пенсионеры ¦ 201 ¦ 334 ¦ 607 ¦

+---------------------------------+--------------+--------+------+

¦Из них получающие пенсии: ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------------------+--------------+--------+------+

¦по старости ¦ 213 ¦ 354 ¦ 742 ¦

+---------------------------------+--------------+--------+------+

¦по инвалидности ¦ 178 ¦ 307 ¦ 429 ¦

+---------------------------------+--------------+--------+------+

¦по случаю потери кормильца ¦ 85 ¦ 101 ¦ 217 ¦

¦(на каждого нетрудоспособного ¦ ¦ ¦ ¦

¦члена семьи) ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------------------+--------------+--------+------+

¦за выслугу лет ¦ 286 ¦ 347 ¦ 642 ¦

+---------------------------------+--------------+--------+------+

¦Социальные ¦ 145 ¦ 196 ¦ 237 ¦

L---------------------------------+--------------+--------+-------

В результате проведения пенсионной реформы Правительством Российской Федерации ежегодно увеличивается размер пенсий. Средний размер назначенной месячной пенсии в 2000 году составил 607 рублей и увеличился к уровню 1999 года на 80%.

Численность пенсионеров

-------------T-----------------T-----------------T-----------------¬

¦ ¦ 1997 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦

+------------+-----------T-----+-----------T-----+-----------T-----+

¦Категории ¦Численность¦Доля,¦Численность¦Доля,¦Численность¦Доля,¦

¦пенсионеров ¦ ¦ в % ¦ ¦ в % ¦ ¦ в % ¦

+------------+-----------+-----+-----------+-----+-----------+-----+

¦всего ¦ 2286 ¦100 ¦ 2359 ¦100 ¦ 2387 ¦100 ¦

¦пенсионеров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+-----------+-----+-----------+-----+-----------+-----+

¦в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+-----------+-----+-----------+-----+-----------+-----+

¦по старости ¦ 1630 ¦ 71,3¦ 1600 ¦ 67,8¦ 1592 ¦ 66,7¦

+------------+-----------+-----+-----------+-----+-----------+-----+

¦по ¦ 227 ¦ 12,9¦ 262 ¦ 11,1¦ 257 ¦ 10,8¦

¦инвалидности¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+-----------+-----+-----------+-----+-----------+-----+

¦по случаю ¦ 226 ¦ 9,9¦ 269 ¦ 11,4¦ 131 ¦ 5,5¦

¦потери ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦кормильца ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L------------+-----------+-----+-----------+-----+-----------+------

Ежегодно наблюдается увеличение численности пенсионеров. Доля пенсионеров, получающих пенсии по старости, составляет 66,7%.

В 2000 году отмечается сокращение семей, получающих пенсии, по случаю потери кормильца.

Труд, занятость

Анализ статистических данных в 2000 году показал, что в целом по району работающее население было сосредоточено в основном в отраслях: сельском хозяйстве и промышленности.

По официальным данным, более половины работников заняты в промышленности. Но фактически отмечается наличие скрытой безработицы. Снижение производства послужило основной причиной снижения спроса на труд, сокращения численности занятых, образование безработицы, формирование скрытой безработицы. В условиях, когда сокращение производства достигло своих запредельных величин, вполне естественным стало наличие скрытой безработицы. Формально люди являются фермерами, но на самом деле отсутствие производства не позволяет им получить трудовые доходы и в то же время невозможно получать пособия по безработице.

Таким образом, среди наиболее острых проблем в сфере занятости остается потенциальная (скрытая) безработица, возникшая в результате того, что многие предприятия, резко сократив объемы производства, формально сохранили в списочном составе большую часть прежнего состава рабочей силы.

Усложнение процедуры регистрации безработицы снизило в 2000 году по сравнению с 1999 годом количество официально зарегистрированных безработных.

Динамика безработицы в районе

--------------------------------------T----T-----T------T----T----¬

¦Показатели ¦1996¦ 1997¦1998 ¦1999¦2000¦

+-------------------------------------+----+-----+------+----+----+

¦Численность населения трудоспособного¦5223¦ 5198¦5320 ¦5062¦5272¦

¦возраста ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------+----+-----+------+----+----+

¦Численность незанятых трудовой¦ 189¦ 334¦ 671 ¦ 495¦ 215¦

¦деятельностью граждан, ищущих работу,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦и зарегистрированных в службе¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦занятости на конец периода, чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------+----+-----+------+----+----+

¦Динамика, в % ¦ 100¦176,7¦В 2 р.¦73,8¦43,4¦

L-------------------------------------+----+-----+------+----+-----

Нерешенность проблем с занятостью создает значительную социальную напряженность, провоцирует рост правонарушений. Как показывают данные, самое большое количество правонарушений приходится на число лиц, не имеющих постоянного заработка.

Образование

В 2000 г. в системе образования Чойского района функционировало 11 образовательных школ с общим контингентом 1686 человек, 7 детских садов с численностью детей 193 человека, 2 пришкольных интерната, дом творчества.

Основные показатели образования

--------------------------------------T-----T-----T----T----T----¬

¦ ¦1990 ¦ 1995¦1998¦1999¦2000¦

+-------------------------------------+-----+-----+----+----+----+

¦Число дошкольных учреждений, ед. ¦ 9 ¦ 9¦ 8¦ 8¦ 7¦

+-------------------------------------+-----+-----+----+----+----+

¦в них детей, человек ¦ 300 ¦ 310¦ 276¦ 210¦ 193¦

+-------------------------------------+-----+-----+----+----+----+

¦Обеспеченность детей дошкольными¦ 80 ¦ 70,3¦ 52¦50,9¦41,2¦

¦учреждениями, в процентах от числа¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦детей соответствующего возраста ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------+-----+-----+----+----+----+

¦Число государственных дневных¦ 11 ¦ 11¦ 11¦ 11¦ 11¦

¦общеобразовательных школ, ед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------+-----+-----+----+----+----+

¦Численность учителей в средних школах¦ 177 ¦ 178¦ 176¦ 184¦ 168¦

+-------------------------------------+-----+-----+----+----+----+

¦в них учащихся, человек ¦1800 ¦ 1823¦1758¦1787¦1686¦

+-------------------------------------+-----+-----+----+----+----+

¦Число выпускников, окончивших полную¦ 65 ¦ 52¦ 63¦ 75¦ 135¦

¦среднюю школу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------+-----+-----+----+----+----+

¦из них поступили в вузы ¦ 24 ¦ 26¦ 18¦ 27¦ 49¦

+-------------------------------------+-----+-----+----+----+----+

¦Выпуск учащихся, окончивших неполную¦ 121 ¦ 139¦ 148¦ 177¦ 133¦

¦среднюю школу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-------------------------------------+-----+-----+----+----+-----

Потребность в учебниках федерального комплекта по новой программе не удовлетворена, в школах отсутствуют компьютерные классы.

Показателями качества образования можно считать количество поступивших в вузы и средние специальные заведения. По этому показателю район находится на самых последних местах в республике. Снижению качества образования способствовали такие факторы, как многомесячные задержки заработной платы учителям (в результате чего учителя вынуждены были объявлять забастовки), отсутствие нормальных условий для обучения, объявление карантинов в школах в связи с эпидемиями гриппа, отсутствие учебников. Все это приводит к тому, что во многих случаях выпускники школ района оказываются неконкурентоспособными при поступлении. Многие выпускники поступают в вузы за счет целевых мест, на платное обучение.

В настоящее время экономика предъявляет спрос на специалистов инженерного профиля, специалистов в области информационных технологий, туризма, культуры, юристов, технологов и др. В свете этих требований инвестиции в образование должны быть первоочередными в программе.

Другой проблемой является организация летнего отдыха детей. Обеспечить всех желающих путевками в лагеря, расположенные вне района, невозможно. Самым перспективным направлением здесь является организация летнего отдыха детей непосредственно в районе, тем более что природные условия позволяют реализовать этот проект.

В общероссийской программе “Стратегии развития образования Российской Федерации до 2010 года“ говорится об “открытом образовании“, смысл которой состоит в расширении доступа общеобразовательных школ к Интернету. В связи с этим необходимо разработать программу компьютеризации школ района. Использование информационных технологий резко ускоряет интеллектуальное развитие детей, а с другой стороны, уравновешивает возможности детей из разных социальных слоев, с разными физическими возможностями, живущих в разных географических точках. Необходимо оснастить школы района компьютерными классами.

Здравоохранение

В систему здравоохранения района входят 3 больницы на 100 коек, центральная районная больница на 50 коек, 1 сельская врачебная амбулатория и 3 фельдшерско-акушерских пункта.

Показатели обеспеченности работниками здравоохранения

и больничными койками населения Чойского района

---------------------------------------T--------T---------T-------¬

¦ ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ 2000 ¦

+--------------------------------------+--------+---------+-------+

¦Число врачей, включая зубных ¦ 29,5 ¦ 28,5 ¦ 16 ¦

+--------------------------------------+--------+---------+-------+

¦Средний медперсонал ¦ 91,5 ¦ 85 ¦ 70 ¦

+--------------------------------------+--------+---------+-------+

¦Число коек ¦ 120 ¦ 100 ¦ 100 ¦

+--------------------------------------+--------+---------+-------+

¦Число врачей на 10000 чел. населения ¦ 28,5 ¦ 27,5 ¦ 14,7 ¦

+--------------------------------------+--------+---------+-------+

¦В среднем по республике ¦ 29,5 ¦ 32,3 ¦ 25,7 ¦

+--------------------------------------+--------+---------+-------+

¦Число среднего медперсонала на ¦ ¦ ¦ ¦

¦10000 чел. населения ¦ 87,8 ¦ 81,5 ¦ 73,7 ¦

+--------------------------------------+--------+---------+-------+

¦В среднем по республике ¦ 125 ¦ 124,5 ¦ 95,9 ¦

+--------------------------------------+--------+---------+-------+

¦Число больничных коек на 10000 ¦ ¦ ¦ ¦

¦чел. населения ¦ 125 ¦ 104 ¦ 105,3 ¦

+--------------------------------------+--------+---------+-------+

¦В среднем по республике ¦ 134 ¦ 130 ¦ 122,9 ¦

L--------------------------------------+--------+---------+--------

Показатели обеспеченности врачами, средним медицинским персоналом, больничными койками ниже среднереспубликанских, что отрицательно влияет на качество оказания медицинской помощи населению района. В Чойском районе отмечается высокая заболеваемость детского населения. За 2000 год 1733,4 случая, республиканский показатель за этот период 1299,2. Больше всего распространены болезни такие, как туберкулез, злокачественные опухоли. Наблюдается рост травматизма, связанный с горнорудным производством.

Культура

В сфере культуры существует 12 клубных учреждений, 9 библиотек, 2 музыкальные школы.

В связи с тем, что за период 1995 - 2000 годы совсем не выделялось бюджетных средств на капитальный ремонт объектов социально-культурного назначения, на приобретение оборудования и предметов длительного пользования, на оплату текущего ремонта оборудования и инвентаря, приобретение книжного фонда, учреждения культуры и их материально-техническая база находятся в плачевном состоянии. Необходимо своевременное и в полном объеме бюджетное финансирование капитального ремонта:

детской музыкальной школы в с. Каракокша, открытие филиала музыкальной школы в с. Паспаул, ДК в с. Ынырга, ДК в с. Ускуч, строительство сельских клубов в с. Туньжа, с. Советское, с. Сугул, с. Салаганда. Всячески поддерживать материальную базу всех учреждений культуры и спорта.

Кризис в сельскохозяйственном производстве не мог не затронуть социальную сферу, поскольку учреждения и предприятия сферы услуг лишились финансовой поддержки сельхозпредприятий.

В условиях, когда основная часть населения не имеет возможности подписаться на периодическую печать, возрастает роль читальных залов в библиотеках. Но в связи с отсутствием финансирования практически не происходит обновление книжного фонда, резко сокращена подписка на периодические издания.

Бюджет района

Одним из источников финансирования всех намеченных прогнозов является бюджет района. Ряд лет он планируется с превышением расходов над доходами. Отсутствие собственных доходных источников и незначительная сумма трансферта не покрывают даже текущие расходы (затраты) бюджетных учреждений. При таком финансовом положении органы власти имеют незначительные возможности на финансирование капитальных вложений в отрасли как бюджетные, так и производственные, что снижает роль в управлении территорией.

В соответствии с Законом РФ “О налоге на добавленную стоимость“ ФГУП Рудник “Веселый“ освобожден от уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость по добыче золота, но т.к. предприятие приобретает материалы, ГСМ с учетом НДС, то сумма НДС по приобретаемым материалам возмещается из бюджета района и составила в 2000 году 800 тыс. руб.

Кредиторская задолженность местной власти с каждым годом увеличивается, и на 01.01.2000 года составила 5,381 млн. руб.

----------------T-----------------T-----------------T-------------------¬

¦ ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦

¦ +----T------T-----+----T------T-----+------T------T-----+

¦ ¦план¦ факт ¦ % ¦план¦ факт ¦ % ¦ план ¦ факт ¦ % ¦

+---------------+----+------+-----+----+------+-----+------+------+-----+

¦Всего по ¦4191¦3171,6¦ 73,3¦4446¦4720,3¦106,2¦4859 ¦3383,9¦ 69,6¦

¦налоговым ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦платежам и др. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦доходам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------+----+------+-----+----+------+-----+------+------+-----+

¦Налоговые ¦4191¦3071,6¦ 73,3¦4279¦4626,1¦108 ¦4759 ¦3236,7¦ 69,2¦

¦доходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------+----+------+-----+----+------+-----+------+------+-----+

¦Налоги на ¦2347¦1608,2¦ 68,5¦1823¦1850 ¦101 ¦1800 ¦1487,7¦ 82,6¦

¦прибыль, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦прирост ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦капитала ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------+----+------+-----+----+------+-----+------+------+-----+

¦Налоги на ¦ 148¦ 138,7¦ 93,7¦ 127¦ 491,2¦387 ¦ 362,6¦ 1,6¦ 0,4¦

¦товары и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦услуги, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦лицензионные и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦регистрационные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦сборы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------+----+------+-----+----+------+-----+------+------+-----+

¦Налоги на ¦ ¦ ¦ ¦ 53¦ 103 ¦194 ¦ 259,2¦ 186,9¦ 72,1¦

¦совокупный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦доход ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------+----+------+-----+----+------+-----+------+------+-----+

¦Налоги на ¦ 487¦ 506,8¦104,1¦ 902¦ 428 ¦ 47 ¦ 426,2¦ 340,6¦ 79,9¦

¦имущество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------+----+------+-----+----+------+-----+------+------+-----+

¦Платежи за ¦ 498¦ 318,1¦ 63,8¦ 840¦1419,7¦169 ¦1671 ¦ 776,2¦ 46,4¦

¦пользование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦природными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ресурсами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------+----+------+-----+----+------+-----+------+------+-----+

¦Прочие налоги, ¦ 711¦ 499,8¦ 70,3¦ 534¦ 334 ¦ 63 ¦ 240 ¦ 503,7¦209,8¦

¦пошлины и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦сборы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------+----+------+-----+----+------+-----+------+------+-----+

¦Неналоговые ¦ -¦ - ¦ - ¦ 167¦ 94,2¦ 56 ¦ 100 ¦ 87,2¦ 87,2¦

¦доходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---------------+----+------+-----+----+------+-----+------+------+------

Из приведенных данных видно, что доходная база бюджета района имеет тенденцию к снижению, предприятия работают неэффективно, и результатом их деятельности являются убытки, имущество предприятий изношено, стоимость его самортизирована, уменьшаются поступления в бюджет. Администрация района прилагает усилия к развитию доходной части бюджета за счет создания дополнительных производств в отраслях промышленности, глубокой переработки древесины, увеличения объемов закупа, переработки молока, за счет увеличения объемов производства ФГУП Рудник “Веселый“, развития туризма, личного подсобного хозяйства и поддержки малого предпринимательства. Несмотря на принимаемые меры, району необходимы капитальные вложения для приобретения основных производственных фондов.

Главной задачей администрации в социальном плане является развитие качества рабочей силы через образование, профессиональную подготовку и переподготовку.

Как уже отмечалось, низкий образовательный и профессиональный уровень населения будут препятствием реализации любых программ и проектов.

Первоочередными задачами в социальной сфере будут:

1. Снижение безработицы, создание новых рабочих мест, стимулирование самозанятости, поддержка малого бизнеса.

2. Реализация активных программ занятости, которые предполагают:

- первоначальное обучение, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым (смежным профессиям);

- пропаганду профессиональной и территориальной мобильности;

- организацию и проведение общественных работ.

3. В целях развития малого предпринимательства необходимо:

- развитие учреждений рыночной, финансово-кредитной, страховой инфраструктуры, маркетинговых, консультационных предприятий, ориентированных на работу с предпринимателями.

- организация обучения предпринимателей и фермеров основам экономики и бизнеса, получения практических навыков ведения дел в рыночной среде;

- развитие системы информационного обеспечения малого предпринимательства;

- содействие установлению взаимовыгодных межрегиональных связей с предпринимателями.

4. Нормализация воспроизводства трудовых ресурсов в демографическом аспекте (сокращение смертности, заболеваемости и травматизма).

5. Повышение качества медицинского обслуживания

2. Основные цели и задачи, сроки и этапы

реализации Программы

Целями настоящей Программы и одновременно главными критериями ее эффективности являются:

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, создание динамично развивающейся экономики района, отвечающей современным экономическим условиям;

- повышение эффективности реального сектора экономики и снижение на этой основе дотационности.

Для достижения указанных целей предполагается решить следующие основные задачи:

- преодоление кризиса в производстве, поддержка всех организационно-правовых форм хозяйствования в сельском хозяйстве, внедрения лизинга, обучение кадров, создание системы заготовок;

- поддержка развития малого бизнеса за счет оказания финансовой поддержки, организация консультационных услуг в сфере финансов, бухучета, права;

- создание современной рыночной инфраструктуры на основе строительства здания для узла связи, внедрения современного оборудования.

В Программе приведены проекты, включенные в Федеральную программу развития РА и проекты, которые отбирались администрацией района на основе краткосрочных и долгосрочных приоритетов развития.

Приоритетными в плане поддержки были проекты, касающиеся развития производства, сельского хозяйства, туризма, добывающей промышленности.

Перечень инвестиционных проектов составлен в соответствии с целями и задачами этапов реализации Программы.

3. Система программных мероприятий

Проекты районной администрации

Промышленность

Проект N 1

Рост добычи золота на ФГУП рудник “Веселый“

Цель проекта - увеличение добычи золота на 20% или на 50 кг путем применения новой технологии (кучного выщелачивания).

Общий объем финансирования - 10600 тыс. руб.

В том числе собственные средства - 10600 тыс. руб.

Новые рабочие места - 30

Бюджетный эффект - 2300 тыс. руб. по реализации проекта.

Проект N 2

Разведка волластонитовых месторождений

ООО “Мкк-сейка“

Цель проекта - разведка, добыча волластонита, строительство фабрики по переработке волластонита.

Общий объем финансирования - 6000 тыс. руб.

В том числе: собственные средства - 6000 тыс. руб.

Новые рабочие места - 20

Бюджетный эффект - 2900 тыс. руб.

Проект N 3

Реконструкция производства и организация

углубленной переработки древесины

ГУП “Каракокшинский ЛПХ“

Цель проекта - приобретение фрезерного станка, деревообрабатывающих станков, а также запчастей к лесозаготовительной технике.

Общий объем финансирования - 1100 тысяч рублей.

В том числе: в 2001 году 100 тысяч рублей (из них 100 тысяч рублей собственных средств), 2002 году - 500 тысяч рублей (из них 100 тысяч рублей собственных средств), 2003 году - 500 тысяч рублей (из них 100 тысяч рублей собственных средств).

Источники финансирования:

бюджет развития Республики Алтай - 800 тыс. руб.

собственные средства - 300 тыс. руб.

Срок окупаемости - 1,5 года

Число рабочих мест - 30

Бюджетный эффект - 480,4 тыс. руб.

Проект N 4

Создание межсезонных запасов древесины

ГУП “Каракокшинский ЛПХ“

Цель проекта - обеспечение древесиной в объеме 20000 кубометров для бесперебойной работы предприятия в течение всего года.

В рамках проекта предусматривается заготовка и вывозка древесины в зимний период.

Общий объем финансирования - 1600 тыс. руб.

В том числе:

бюджет развития Республики Алтай - 1000 тыс. руб.

собственные средства - 600 тыс. руб.

Срок окупаемости - 1,5 года

Новые рабочие места - 10

Бюджетный эффект - 520,2 тыс. руб.

Проект N 5

Организация углубленной переработки древесины

ФГУП Чойский лесхоз

Цель проекта - приобретение сушильной камеры для сушки пиломатериалов.

Общий объем финансирования - 300 тыс. руб.

В том числе: фонд развития Республики Алтай 200 тыс. руб.

собственные средства 100 тыс. руб.

Срок окупаемости - 1 год

Число рабочих мест - 3

Бюджетный эффект - 150 тыс. руб.

Агропромышленный комплекс

Проект N 6

Открытие минипекарни в с. Уймень

ч/п “Ефимов С.Г.“

Цель проекта - выпуск хлебобулочных изделий в количестве 51 тонны.

В рамках проекта планируется приобретение оборудования (тестомеса, дежи, мукопросеивателя, формы хлебной), реконструкция здания цеха.

Общий объем финансирования - 250 тыс. руб.

В том числе: фонд малого предпринимательства РА - 180 тыс. руб.

собственные средства 70 тыс. руб.

Срок окупаемости - 2 года

Рабочие места - 5

Бюджетный эффект - 35 тыс. руб.

Проект N 7

Открытие цеха по заготовке и первичной переработке

лекарственно-технического сырья в селе В-Пьянково

ЧП “Красилова“

Цель проекта - сбор и закуп лекарственных растений и ягод, первичная их переработка, приобретение сушильной камеры.

Общий объем финансирования - 200 тыс. руб.

В том числе: фонд занятости РА - 160 тыс. руб.

собственные средства 40 тыс. руб.

Срок окупаемости - 1,5 года

Рабочие места - 6

Бюджетный эффект - 52 тыс. руб.

Проект N 8

Производство казеина

(увеличение объемов закупа молока и молочного жира)

ООО Чойский молзавод

Цель проекта - увеличение закупа молока в количестве 100 тыс. литров и приобретение молочного жира 30 тонн по цене 30 тыс. руб. за тонну. Производство казеина.

Общий объем финансирования - 950 тыс. руб.

В том числе: бюджет развития РА - 950 тыс. руб.

Срок окупаемости - 1,5 года

Рабочие места - 2

Бюджетный эффект - 220 тыс. руб.

Проект N 9

Развитие к/х “Паспаульское“

Цель проекта - расширение производства сельхозпродукции, увеличение поголовья КРС, в том числе дойного стада на 50 голов.

Общий объем финансирования - 500 тыс. руб.

В том числе: кредиты банков на компенсационной основе - 500 тыс. руб.

Срок окупаемости - 2 года

Новые рабочие места - 10

Проект N 10

Развитие животноводства к/х “Советское“

Цель проекта - расширение производства сельхозпродукции, увеличение поголовья КРС, в том числе дойного стада на 60 голов.

Общий объем финансирования - 800 тыс. руб.

В том числе:

бюджет развития Республики Алтай - 800 тыс. руб.

Срок окупаемости - 2 года

Новые рабочие места - 12

Проект N 11

Развитие животноводства СППК “Ыныр“а“

Цель проекта - расширение производства сельхозпродукции, увеличение поголовья КРС, в том числе дойного стада на 40 голов, лошадей на 20 голов.

Общий объем финансирования - 1000 тыс. руб.

В том числе:

бюджет развития Республики Алтай - 1000 тыс. руб.

Срок окупаемости - 2 года

Новые рабочие места - 12

Проект N 12

Развитие животноводства СППК “Красносельск“

Цель проекта - расширение производства сельхозпродукции, увеличение поголовья КРС, в том числе дойного стада на 30 голов, лошадей на 30 голов.

Общий объем финансирования - 1000 тыс. руб.

В том числе: кредиты банков на компенсационной основе - 1000 тыс. руб.

Срок окупаемости - 2 года

Новые рабочие места - 12

Туризм

Проект N 13

Строительство туристического комплекса в селе Паспаул,

Чойский лесхоз

Цель проекта - строительство туристического комплекса на 12 мест.

Общий объем финансирования - 1500 тыс. руб.

В том числе:

бюджет развития Республики Алтай - 930 тыс. руб.

собственные средства - 570 тыс. руб.

Срок окупаемости - 2 года

Новые рабочие места - 8

Бюджетный эффект - 930 тыс. руб.

Проект N 14

Организация базы отдыха “Лесной кардон“,

Чойский лесхоз

Цель проекта - организация обслуживания туристических потоков

Общий объем финансирования - 150 тыс. руб.

В том числе: средства ФМП РА - 52 тыс. руб.

собственные средства - 98 тыс. руб.

Срок окупаемости - 2 года

Новые рабочие места - 8

Бюджетный эффект - 110,4 тыс. руб.

Проект N 15

Организация базы отдыха и конных маршрутов,

к/х “Капсан“

Цель проекта - приобретение лошадей, инвентаря и конного снаряжения, строительство туристического кемпинга. Применение фитолечения.

Общий объем финансирования - 350 тыс. руб.

В том числе: средства ФМП РА - 250 тыс. руб.

собственные средства - 100 тыс. руб.

Срок окупаемости - 2 года

Новые рабочие места 16

Бюджетный эффект 96 тыс. руб.

Строительство объектов социально-культурной

сферы и коммунального назначения

(в действующих ценах 2001 года)

Проект N 16

Строительство школы в с. Сейка на 400 мест

Цель проекта - улучшение условий образования учащихся, укрепление материально-технической базы школы с. Сейка.

Общий объем финансирования - 91000 тыс. руб.

Источники финансирования: компания “Главмостстройинвест“

Год ввода в эксплуатацию - 2002

Проект N 17

Проектирование и строительство водопровода в с. Сейка

протяженностью 4 км

Цель проекта - обеспечение населения питьевой водой.

Общий объем финансирования - 4400 тыс. руб.

Источники финансирования:

бюджет РА 3200 тыс. руб.

бюджет района 1200 тыс. руб.

Год ввода в эксплуатацию - 2004

Проект N 18

Проектирование водопровода в с. Паспул

протяженностью 2 км

Цель проекта - обеспечение населения питьевой водой.

Общий объем финансирования - 250 тыс. руб.

Источники финансирования:

бюджет района 250 тыс. руб.

Проект N 19

Проектирование и строительство школы в с. Каракокша

на 300 ученических мест

Цель проекта - улучшение условий образования учащихся.

Общий объем финансирования - 16300 тыс. руб.

Источники финансирования:

бюджет РА - 14700 тыс. руб.

бюджет района - 1600 тыс. руб.

Год ввода в эксплуатацию - 2005

Проект N 20

Завершение строительства школы в с. Уймень

на 80 ученических мест

Цель проекта - завершение строительства школы.

Общий объем финансирования - 600 тыс. руб.

Источники финансирования: бюджет РА 600 тыс. руб.

Год ввода в эксплуатацию - 2001

Проект N 21

Строительство районной больницы в с. Чоя

на 50 коек, 100 посещений

Цель проекта - улучшение обеспечения населения района медицинской помощью.

Общий объем финансирования - 21500 тыс. руб.

Источники финансирования:

федеральный бюджет 9700 тыс. руб.,

бюджет РА - 10200 тыс. руб.,

бюджет района - 1600 тыс. руб.

Год ввода в эксплуатацию - 2005

Проект N 22

Проектирование и строительство участковой больницы

в с. Сейка на 20 коек

Цель проекта - улучшение обеспечения населения района медицинской помощью.

Общий объем финансирования - 6250 тыс. руб.

Источники финансирования:

бюджет РА - 250 тыс. руб.,

средства инвесторов - 6000 тыс. руб.

Год ввода в эксплуатацию - 2006

Проект N 23

Строительство ЛЭП Уймень - Каракокша - Сейка

протяженностью 52,4 км

Цель проекта - строительство электролинии мощностью 6 к/Вт для обеспечения электроэнергией с. Уймень, бесперебойное обеспечение электроэнергией сел Сейка, Каракокша.

Общий объем финансирования - 12000 тыс. руб.,

Источники финансирования:

бюджет РА - 9000 тыс. рублей,

бюджет района - 3000 тыс. руб.

Год ввода в эксплуатацию - 2003

Проект N 24

Проектирование ЛЭП Чоя - Паспаул протяженностью 18 км

Цель проекта - улучшение качества подачи электроэнергии в с. Паспаул.

Общий объем финансирования - 300 тыс. руб.

Источники финансирования: бюджет района 300 тыс. руб.

Год ввода в эксплуатацию - 2006

Проект N 25

Проектирование и строительство СДК

на 100 мест в с. Туньжа

Цель проекта - обеспечение культурного досуга сельского населения.

Общий объем финансирования - 2,6 млн. руб.

Источники финансирования: бюджет РА 2,6 млн. руб.

Год ввода в эксплуатацию - 2005

Проект N 26

Проектирование водопровода в с. Чоя,

протяженностью 2,5 км

Цель проекта - обеспечение населения питьевой водой.

Общий объем финансирования - 300 тыс. руб.

Источники финансирования: бюджет района 300 тыс. руб.

Год ввода в эксплуатацию - 2005

Проект N 27

Завершение строительства СДК на 40 мест в с. Сугул

Цель проекта - обеспечение культурного досуга сельского населения.

Общий объем финансирования - 300,0 тыс. руб.

Источники финансирования: бюджет района 300,0 тыс. руб.

Год ввода в эксплуатацию - 2003

Проект N 28

Завершение строительства СДК на 40 мест в с. Советское

Цель проекта - обеспечение культурного досуга сельского населения.

Общий объем финансирования - 230,0 тыс. руб.

Источники финансирования: бюджет района 230,0 рублей.

Год ввода в эксплуатацию - 2001

4. Механизм реализации Программы

После утверждения Программы заказчик - администрация Чойского района является ответственным за реализацию Программы.

Достижение программных целей будет обеспечиваться при условии достаточности финансовых ресурсов. Проекты, включенные в федеральную программу, имеют в качестве основного источника финансирования на безвозмездной основе федеральный бюджет, на возвратной основе бюджет развития РФ, иностранные кредиты, коммерческие кредиты под гарантии Правительства РФ и Правительства РА и другие средства.

Основными источниками финансирования проектов и социальных мероприятий, предлагаемых районной администрацией, будут средства фонда развития РА, коммерческие кредиты, собственные средства предприятий, районный бюджет.

Получателем и распорядителем средств является непосредственно администрация района. Для реализации функций контроля предполагается создать целевой бюджетный фонд администрации Чойского района. Средства этого фонда будут формироваться главным образом за счет целевых поступлений из ФРРА для реализации мероприятий данной Программы. Внебюджетный фонд будет подотчетен Министерству финансов РА. Такой механизм реализации позволит эффективно использовать выделяемые средства.

Все коммерческие проекты, включенные в Программу, будут поддерживаться индивидуально на основе представленных бизнес-планов, причем уточнения по каждой заявке будут производиться ежегодно. При этом будут учитываться не только экономические показатели эффективности проекта, но и способность менеджмента предприятия реализовать прилагаемый бизнес-план.

5. Организация управления и контроль за ходом

выполнения Программы

Контроль за выполнением Программы осуществляет заказчик, который взаимодействует с республиканскими органами власти, организует и координирует работу по выполнению Программы.

Заказчик Программы, администрация района представляет на обсуждение и утверждение в Правительство Республики Алтай:

- проекты решений органов законодательной и исполнительной власти района по проблемам реализации данной Программы;

- решения по отбору проектов и мероприятий для реализации;

- предложения, связанные с корректировкой целевых показателей, сроков, исполнителей и объемов ресурсов по Программе.

6. Оценка эффективности, социально-экономических и

экологических последствий реализации Программы

Реализация Программы позволит решить следующие проблемы:

- восстановить производственные мощности района на основе реструктуризации производства;

- способствовать развитию туризма на основе создания привлекательных условий для инвестирования средств в туризм;

- организовать обучение и переобучение безработных непосредственно в районе за счет создания информационно-учебного центра;

- повысить качество принимаемых решений районной администрацией за счет программно-технического оснащения деятельности администрации;

- повысить качество образования в районе на основе информатизации и компьютеризации школ района;

- решить проблемы обеспечения собственным топливом на основе потребления дров, заготавливаемых предприятиями района;

- стимулировать развитие малого бизнеса за счет оказания финансовой поддержки, создания условий для развития малого бизнеса.