Законы и постановления РФ

Закон Республики Алтай от 26.04.2001 N 21-29 “Об охране труда“ (принят ГСЭК РА 26.04.2001)

Утратил силу в связи с принятием Закона Республики Алтай от 12.11.2003 N 15-10.

Вступил в силу со дня официального опубликования (статья 16 данного документа).

26 апреля 2001 года N 21-29

РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ

ЗАКОН

ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Принят

Государственным Собранием -

Эл Курултай Республики Алтай

26 апреля 2001 года

Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны труда на территории Республики Алтай между работодателями и работниками организаций независимо от организационно - правовых форм, определяет полномочия в сфере охраны труда органов государственной власти, местного самоуправления и направлен на реализацию конституционного права на труд каждого проживающего на территории Российской Федерации в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Законе

В целях настоящего Закона употребляемые в нем понятия имеют следующие значения:

аттестация рабочих мест по условиям труда - система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий и установление факта наличия права предоставления занятым на них работникам льгот и компенсаций за вредные и тяжелые условия труда;

безопасность труда - состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов, либо их уровни воздействия не превышают установленные нормативы;

работник - физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта); лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью; лицо, работающее в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования;

работодатель - организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;

условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность работника.

Статья 2. Законодательство Республики Алтай об охране труда

Законодательство в сфере охраны труда основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Алтай и состоит из Федерального закона “Об основах охраны труда в Российской Федерации“, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных правовых актов Республики Алтай (далее - республики).

Статья 3. Сфера действия Закона

Настоящий Закон действует на всей территории Республики Алтай и распространяется на работников и работодателей, состоящих в трудовых отношениях, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, индивидуальных (частных) предпринимателей, других физических лиц и граждан, имеющих право в соответствии с трудовым законодательством применять наемный труд, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

На жителей Республики Алтай,
работающих по найму в организациях, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда соответствующего субъекта Российской Федерации.

Глава II

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 4. Полномочия Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай

Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай:

- принимает законы и иные нормативные правовые акты в сфере охраны труда;

- утверждает республиканские целевые программы улучшения условий и охраны труда, контролирует их выполнение;

- утверждает расходы на охрану труда за счет средств бюджета республики при принятии бюджета на последующий год;

- осуществляет иные полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда в соответствии с действующим законодательством.

Статья 5. Полномочия Правительства Республики Алтай

Правительство Республики Алтай:

- реализует государственную политику в области охраны труда на территории республики;

- создает самостоятельные подразделения по охране труда в структуре Правительства Республики Алтай;

- осуществляет государственное управление охраной труда на территории республики;

- разрабатывает и представляет Государственному Собранию - Эл Курултай Республики Алтай целевые программы улучшения условий и охраны труда;

- принимает нормативные правовые акты в сфере охраны труда;

- разрабатывает и осуществляет меры экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;

- участвует в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

- организует государственную экспертизу условий труда работников, сертификацию работ по охране труда в организациях;

- организует обучение специалистов по охране труда, проверку знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;

- осуществляет иные полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда, в соответствии с действующим законодательством.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления:

- обеспечивают
реализацию государственной политики в области охраны труда на территории муниципального образования в пределах своих полномочий;

- при заключении соглашений или иных форм взаимодействия по регулированию социально - трудовых отношений между представителями профсоюзов и органами самоуправления участвуют в выработке мер, обеспечивающих охрану труда и здоровья работников;

- вправе разрабатывать программу улучшения условий и охраны труда;

- осуществляют полномочия, переданные им органами государственной власти в Республике Алтай в установленном порядке.

Глава III

УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

Статья 7. Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда в республике заключается в реализации законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Алтай по охране труда и осуществляется федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Республики Алтай по труду (далее по тексту - республиканский орган по труду) в пределах их полномочий.

Статья 8. Служба охраны труда в организациях, действующих на территории Республики Алтай

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагается на работодателя.

Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель.

Служба охраны труда создается в порядке, установленном федеральным законодательством.

Работодатель обязан обеспечить материально - техническую базу служб охраны труда организации.

Служба охраны труда в организации подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

Основные права, должностные инструкции работников служб охраны труда в организациях, а также их права при заключении с ними трудовых договоров (контрактов) определяются в соответствии с Рекомендациями по организации службы охраны труда в организации, утвержденными Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

Служба (специалист) по охране труда может иметь другие права, предоставленные законодательством и работодателем для выполнения задач и функциональных обязанностей.

Глава IV

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 9. Организация
работы межведомственных комиссий по охране труда

Для координации работы министерств, ведомств, комитетов, федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов, органов надзора и контроля по охране труда создаются республиканская, городская и районные межведомственные комиссии (далее - комиссия) по охране труда под председательством первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай и заместителей глав администраций соответственно.

В состав комиссий включаются представители исполнительного органа власти, органов местного самоуправления, государственных контрольно - надзорных органов, действующих на территории республики, объединений работодателей, профсоюзных организаций и других общественных органов.

Задачи комиссий определяются типовым положением о них, утверждаемым Правительством Республики Алтай, городской и районными администрациями.

Статья 10. Программы улучшения условий и охраны труда

Межведомственные комиссии по охране труда, органы местного самоуправления разрабатывают программы, планы, мероприятия по улучшению условий труда в республике (городе, районах, селе), включающие комплекс правовых, организационных, производственных, санитарно - гигиенических, лечебно - профилактических мер по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на предприятиях, в организациях республики. Первоочередными задачами программы являются:

подготовка и реализация нормативных правовых актов в области улучшения условий и охраны труда, совершенствование государственного управления охраной труда в республике, координация деятельности и методическое руководство работой служб охраны труда организаций;

контроль за соблюдением нормативно - правовых актов Российской Федерации и Республики Алтай в области охраны труда, предоставлением работникам организаций предусмотренных законодательством льгот и компенсаций за тяжелые работы с вредными и опасными условиями труда;

совершенствование системы обучения и проверки знаний в области улучшения условий охраны труда;

совершенствование социального партнерства в области охраны труда субъектов социально - трудовых отношений, информационное обеспечение;

проведение совместных действий органов государственного управления охраны труда с работодателями, профсоюзами по улучшению условий и охраны
труда.

Программа должна содержать перечень конкретных мероприятий, сроки выполнения, ответственных за исполнение, источники и объемы финансирования.

Статья 11. Финансирование мероприятий по улучшению условий охраны труда

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств бюджета Республики Алтай, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Алтай и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет:

средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

добровольных взносов организаций и физических лиц;

средств отделения федерального фонда социального страхования.

3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно - правовых форм осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.

4. В отраслях экономики, а также в организациях Республики Алтай могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Алтай в объемах, определяемых коллективными договорами (соглашениями), денежные средства которых используются исключительно на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

5. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Глава V

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Статья 12. Государственный надзор и контроль за охраной труда

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются Федеральной инспекцией труда - единой
федеральной централизованной системой государственных органов.

Статья 13. Государственная экспертиза условий труда

Государственную экспертизу условий труда в республике осуществляет республиканская Государственная экспертиза условий труда Республики Алтай, являющаяся составной частью Всероссийской государственной экспертизы условий труда и входящая в состав органа охраны труда в Республике Алтай, которая действует согласно Рекомендациям по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, утвержденным Правительством Российской Федерации и Государственной экспертизой условий труда Республики Алтай в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Республики Алтай.

Статья 14. Ответственность за нарушение закона

Нарушение работодателями и должностными лицами требований настоящего закона влечет административную, дисциплинарную или уголовную ответственность по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

Глава VI

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 15. О признании утратившими силу законодательных актов в связи с принятием настоящего Закона

Признать утратившими силу Закон Республики Алтай “Об охране труда“ (Ведомости Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, 1996, N 12), Закон Республики Алтай “О внесении дополнений и изменений в статью 35 Закона Республики Алтай “Об охране труда“ (Ведомости Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, 1997, N 17, 18, 19).

Статья 16. Порядок вступления в силу Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Государственного Собрания -

Эл Курултай Республики Алтай

Д.И.ТАБАЕВ

Глава Республики Алтай,

Председатель Правительства

Республики Алтай

С.И.ЗУБАКИН

г. Горно-Алтайск

26 апреля 2001 года

N 21-29