Законы и постановления РФ

Закон Республики Алтай от 15.02.2001 N 20-55 (ред. от 14.05.2007) “О культуре“ (принят ГСЭК РА 15.02.2001)

Изменения, внесенные Законом Республики Алтай от 14.05.2007 N 26-РЗ, вступили в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

15 февраля 2001 года N 20-55

РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ

ЗАКОН

О КУЛЬТУРЕ

Принят

Государственным Собранием -

Эл Курултай Республики Алтай

15 февраля 2001 года

(в ред. Законов Республики Алтай

от 12.09.2001 N 24-63, от 11.12.2003 N 17-14,

от 17.11.2006 N 84-РЗ, от 14.05.2007 N 26-РЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

Настоящий Закон определяет:

основные направления государственной деятельности на основе выработанных принципов культурной политики;

статус, гарантии и порядок государственной поддержки организаций культуры и искусства, обеспечивающие их эффективное функционирование в условиях рыночной экономики;

отношения между органами государственной власти Республики Алтай, органами местного самоуправления, иными учреждениями
и организациями культуры и искусства, другими юридическими, а также физическими лицами в сфере культурной деятельности;

отношения, возникающие при реализации гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства конституционного права на участие в культурной жизни и пользования организациями культуры, устанавливает гарантии реализации данного права.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей;

культурная ценность - нравственные и эстетические идеалы; нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; исторические топонимы; фольклор; художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; результаты и методы научных исследований культурной деятельности; имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты;

культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей;

организация культуры - организация, основным видом деятельности которой является деятельность, направленная на сохранение, создание и распространение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению.

Статья 3. Принципы республиканской государственной культурной политики

Республиканская государственная культурная политика является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Алтай и основывается на следующих принципах:

- признания основополагающей роли культуры в гуманизации общества, в творческом развитии и самореализации личности;

- сохранения национальной культуры народов, проживающих на территории Республики Алтай;

- последовательного формирования единого культурного пространства, создания и обеспечения равных прав, свобод и условий для всех народов и этнических общностей;

- развития правовой базы функционирования единого культурного пространства в Республике Алтай путем сочетания согласованного регулирования республиканских законодательных актов и муниципальных правовых актов;

- невмешательства в творческую деятельность, отказа от идеологического
и политического диктата со стороны государственных республиканских и муниципальных органов власти;

- ответственности органов государственной власти Республики Алтай за сохранение и развитие национальной культуры народов, проживающих на территории Республики Алтай, через творческую и производственную деятельность организаций культуры и искусства республики;

- предоставления учреждениям культуры необходимых зданий и помещений в соответствии с установленными стандартами;

- развития материально-технической, образовательной, научно-методической и информационной баз;

- обеспечения социальных гарантий в сфере труда и занятости работников;

- осуществления бюджетного финансирования государственных республиканских и муниципальных организаций культуры и искусства по утвержденным статьям расходов в соответствии с федеральным законодательством, принятия при необходимости долевого участия в финансировании негосударственных организаций культуры;

- осуществления государственного протекционизма в культурном обслуживании социально и экономически незащищенных групп и слоев населения (дети, юношество, инвалиды, пенсионеры, жители села, жители районов, приравненных к районам Крайнего Севера);

- информирования населения о социокультурной ситуации на территории Республики Алтай.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Республики Алтай в области культуры

Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай

осуществляет принятие республиканских законов, регулирующих культурную деятельность на территории Республики Алтай, вносит в них изменения и дополнения;

в пределах своих полномочий участвует в осуществлении контроля за соблюдением настоящего Закона и других республиканских законов, принятых в области культуры;

утверждает республиканский бюджет в части расходов на культурную деятельность;

осуществляет иные полномочия в области культуры в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.

Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай

определяет основные направления республиканской государственной культурной политики;

награждает государственными наградами Республики Алтай и присваивает почетные звания Республики Алтай особо выдающимся деятелям искусства, работникам культуры республики;

осуществляет иные полномочия в области культуры в соответствии с федеральным и
республиканским законодательством.

Правительство Республики Алтай самостоятельно либо через уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Алтай в области культуры:

сохраняет, использует и популяризирует объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), находящиеся в собственности Республики Алтай, осуществляет государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) республиканского значения;

создает и поддерживает государственные музеи (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

организует библиотечное обслуживание населения библиотеками Республики Алтай;

организует и поддерживает учреждения культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

поддерживает народные художественные промыслы (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

поддерживает региональные и местные национально-культурные автономии, осуществляет поддержку изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности;

участвует в финансировании мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, находящихся в федеральной собственности;

осуществляет иные полномочия в области культуры в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.

(часть третья в ред. Закона Республики Алтай от 17.11.2006 N 84-РЗ)

Часть четвертая исключена. - Закон Республики Алтай от 17.11.2006 N 84-РЗ.

Органы местного самоуправления в Республике Алтай осуществляют полномочия в области культуры в соответствии с федеральным законодательством.

(часть пятая в ред. Закона Республики Алтай от 17.11.2006 N 84-РЗ)

Глава III. ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА,

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ,

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 5. Основные виды организаций культуры и искусства в Республике Алтай

В зависимости от вида деятельности организации культуры и искусства подразделяются на:

организации, основная деятельность которых направлена на публичный показ спектаклей, концертов, цирковых, эстрадных и других представлений и (или) их организацию и подготовку;

организации, основная деятельность которых носит культурно-просветительский, культурно-досуговый
характер;

организации, основная деятельность которых носит научно-методический и информационный характер в сфере культуры;

организации, основная деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей населения в культурном развитии, получение первичных знаний, навыков художественного творчества, приобретение начального и среднего профессионального художественного образования;

иные организации, основная деятельность которых направлена на сохранение, создание, распространение культурных ценностей, представление культурных благ населению.

В зависимости от формы собственности организации культуры и искусства подразделяются на:

- государственные;

- муниципальные;

- частные.

Государственные и муниципальные организации культуры и искусства обеспечивают выполнение государственных задач по реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни.

К республиканским государственным и муниципальным организациям культуры и искусства относятся:

- республиканские государственные организации, основанные на государственной собственности Республики Алтай и подведомственные уполномоченному исполнительному органу государственной власти Республики Алтай в области культуры;

(в ред. Закона Республики Алтай от 17.11.2006 N 84-РЗ)

- муниципальные организации, основанные на муниципальной собственности и подчиненные отделам культуры местных администраций.

Использование муниципальными организациями культуры имущества, находящегося в государственной собственности Республики Алтай, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

К частным организациям культуры и искусства относятся организации, основанные на частной собственности.

Использование частными организациями культуры имущества, находящегося в государственной собственности Республики Алтай или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Соответствующий уполномоченный исполнительный орган государственной власти в сфере культуры, на территории которого осуществляют свою деятельность частные организации культуры и искусства, организует координацию и методическое обеспечение указанных организаций.

Граждане или объединения граждан, осуществляющие культурную деятельность без образования юридического лица, имеют право на государственную поддержку в соответствии с действующим законодательством.

Статья 6. Экономическое регулирование и регламентация деятельности организации культуры и искусства в Республике Алтай

Все организации культуры, в том числе не являющиеся юридическими лицами, осуществляют деятельность,
направленную на сохранение, создание и распространение культурных ценностей.

Культурная деятельность в различных формах и видах является основной деятельностью организаций культуры.

Организация культуры самостоятельна в осуществлении своей творческой, производственной и экономической деятельности в пределах, определяемых федеральным и республиканским законодательством и своим уставом (положением).

Государственные органы, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в профессиональную творческую деятельность организации культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

Контроль и ревизия деятельности организации культуры осуществляется учредителями в соответствии с учредительным договором, уставом, а также налоговыми, природоохранными и другими государственными органами только в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай.

Основой государственных гарантий сохранения и развития культуры Республики Алтай является бюджетное финансирование.

Ассигнования из бюджета Республики Алтай выделяются организациям культуры и искусства на следующие цели:

- оплату труда работников (специалистов творческого, управленческого, производственного и вспомогательного персонала) как состоящих в штате, так и привлекаемых по договорам, выплату гонораров авторам произведений, используемых организацией культуры;

- содержание зданий (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы), оборудования, транспорта и (или) оплату затрат на их аренду;

- содержание природных комплексов и объектов, относящихся к данной организации культуры;

- содержание животных в природных комплексах и ландшафтных объектах;

- комплектование библиотечных фондов, формирование новых и пополнение существующих музейных коллекций, обеспечение особого режима их хранения, приобретение материалов для реставрации фондов, научно-методическую деятельность;

- материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовка концертных программ и других видов массовых зрелищ, организация фестивалей, выставок, проведение работ по созданию и обновлению
экспозиций) и поддержание в рабочем состоянии материального оформления выставок (программ, номеров), художественных экспозиций;

- оснащение организаций культуры современными техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающими безопасность фондов хранения и зданий организаций культуры;

- проведение капитального ремонта;

- реставрацию памятников истории, культуры и архитектуры, переданных в пользование организаций культуры;

- другие затраты, связанные с основной деятельностью организаций культуры.

Оставшиеся средства направляются в фонд творческо-производственного и социального развития организаций культуры.

Отчисления в фонд творческо-производственного и социального развития производятся ежеквартально и учитываются в общей сумме затрат по основной деятельности организаций культуры.

В фонд творческо-производственного и социального развития направляются также:

- бюджетные ассигнования, выделяемые на капитальный ремонт, реставрацию, содержание природных комплексов и объектов, оснащение техническими средствами и оборудованием;

- средства, полученные от реализации в установленном порядке излишнего, устаревшего оборудования и других материальных ценностей;

- целевые взносы физических и юридических лиц.

Средства фонда творческо-производственного и социального развития расходуются на творческое, производственное и социальное развитие организации культуры и не могут быть использованы на оплату труда, выплату материальной помощи и других видов денежных вознаграждений.

Положение о фонде творческо-производственного и социального развития разрабатывается и утверждается организацией культуры самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.

Статья 7. Приватизация

Приватизация организаций культуры осуществляется в соответствии с действующим законодательством о приватизации, с учетом установленных настоящим Законом особенностей, в соответствии с федеральным законодательством и программой приватизации, утвержденной законом Республики Алтай.

Не могут быть приватизированы государственные республиканские организации культуры, включенные в перечень объектов государственной собственности Республики Алтай, не подлежащих отчуждению.

Часть третья исключена. - Закон Республики Алтай от 14.05.2007 N 26-РЗ.

Культурное наследие народов Республики Алтай, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и
библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежит приватизации.

Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ

В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

Статья 8. Государственная поддержка культурной деятельности на территории Республики Алтай

Государственная поддержка культурной деятельности в Республике Алтай осуществляется путем:

- принятия законодательных и нормативных актов, прямо или косвенно касающихся вопросов защиты и развития культурной деятельности;

- бюджетного нормативного финансирования государственных организаций культуры и искусства с объемами не ниже утвержденных федеральным законодательством;

- осуществления социально-творческих заказов (постановок юбилейных спектаклей, праздничных концертных программ, проведения фестивалей, конкурсов, гастролей творческих российских и зарубежных коллективов, художественных выставок, поддержки молодых дарований, творческих союзов и т.п.);

- частичного, разового финансирования деятельности государственных республиканских и муниципальных организаций культуры, а также некоммерческих организаций культуры альтернативно-правовых форм, в том числе частных лиц, осуществляющих культурную деятельность;

- мероприятий, связанных с пропагандой искусства Республики Алтай, проведением маркетинговых процедур и исследований, организацией рекламной и издательской деятельности;

- мероприятий по развитию материально-технической и информационной базы, научно-методических и технических разработок;

- мероприятий по повышению оплаты труда, установлению дополнительных денежных поощрений, компенсационных выплат, пособий, иных социальных гарантий для работников организаций культуры;

- направления средств для проведения платных мероприятий, проводимых организациями культуры в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством для установления льгот на их посещение для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы, жителей районов, приравненных к районам Крайнего Севера;

- направления средств на компенсацию 50% стоимости проезда и перевозки багажа на всех видах транспорта общего пользования в междугородном и республиканском сообщении при проведении гастролей театров, цирковых, концертных филармонических организаций, организацию выставок и фестивалей;

- проведения расчетов за проживание
иностранных граждан, прибывших в Республику Алтай, по предварительно согласованным планам Государственных организаций культуры и искусства, в рублях по тарифам, действующим для российских граждан;

- обеспечения исполнения государственных минимальных социальных стандартов в сфере культуры;

- предоставления организациям культуры налоговых льгот в случаях, предусмотренных налоговым законодательством;

- признания приоритета развития сети организаций культуры в сельской местности, начального художественного образования, деятельности граждан по занятию любительским искусством, ремеслами и поощрения привлечения для этих целей общественных и частных источников финансирования;

- содействия развитию культурной самобытности наций и народностей, проживающих на территории Республики Алтай, развитию международных культурных связей;

- абзац исключен. - Закон Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-63;

- абзац исключен. - Закон Республики Алтай от 17.11.2006 N 84-РЗ;

- доведения ежегодных ассигнований на сферу культуры муниципальных образований Республики Алтай в размере 6% средств консолидированных местных бюджетов с 2001 года в соответствии с федеральным законодательством.

В Республике Алтай обеспечивается приоритетное выделение государственных капитальных вложений на укрепление и развитие материально-технической базы государственных организаций культуры и искусства.

Согласно установленным минимальным стандартам действующего законодательства органы государственной власти Республики Алтай не вправе принимать решения, влекущие ухудшение финансирования и материально-технического обеспечения организаций культуры и искусства.

Запрещается переводить государственные организации культуры и искусства в здания (помещения), ухудшающие условия их деятельности.

В случае передачи здания (помещения), в котором расположена государственная организация культуры, другим организациям органы государственной власти Республики Алтай, осуществляющие передачу, обязаны заранее предоставить организации культуры равноценное здание (помещение), соответствующее требованиям охраны труда, хранения фондов (при их наличии), культурного обслуживания и обеспечить финансирование всех затрат, связанных с перемещением в новое здание (помещение).

Доходы от сдачи в аренду имущества учреждений культуры Республики Алтай в полном
объеме учитываются в доходах соответствующего бюджета и используются указанными учреждениями в качестве дополнительного источника финансирования на содержание и развитие материально-технической базы.

Статья 9. Государственные программы сохранения и развития культуры в Республике Алтай

В целях сохранения и развития культуры в Республике Алтай Правительством Республики Алтай разрабатываются и реализуются республиканские целевые программы.

(часть первая в ред. Закона Республики Алтай от 17.11.2006 N 84-РЗ;

Часть вторая исключена. - Закон Республики Алтай от 17.11.2006 N 84-РЗ.

Объем и сроки финансирования мероприятий по реализации республиканской программы ежегодно утверждаются в республиканском законе о бюджете на соответствующий год.

Органы местного самоуправления Республики Алтай вправе разрабатывать и реализовывать местные целевые программы развития культуры и искусства.

Глава V. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Статья 10. Социальная защита работников культуры

Пенсионное обеспечение работников организаций культуры производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении.

(часть первая в ред. Закона Республики Алтай от 17.11.2006 N 84-РЗ)

В целях защиты социальных, профессиональных прав и интересов работники организаций культуры и искусств республики имеют право объединяться в профсоюзные и профессиональные организации (творческие союзы, ассоциации, гильдии и другие общественные организации).

Части третья - четвертая исключены. - Закон Республики Алтай от 17.11.2006 N 84-РЗ.

В коллективном договоре, заключаемом администрацией организации культуры с трудовым коллективом, могут быть предусмотрены меры дополнительного стимулирования и улучшения условий труда работников, в том числе установление льготного режима работы для работников с особыми условиями труда с сохранением для них оплаты нормальной продолжительности рабочего времени. Установление таких льгот не должно приводить к нарушению прав пользователей организации культуры.

Работникам республиканских организаций культуры и искусства устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) за осуществление ими методических, координационных функций в отношении других организаций культуры на республиканском и межрегиональном уровне, оплачиваемые из бюджета Республики Алтай.

Часть седьмая исключена. - Закон Республики Алтай от 14.05.2007 N 26-РЗ.

Органы местного самоуправления Республики Алтай вправе создавать фонды социальной защиты работников культуры.

(в ред. Закона Республики Алтай от 12.09.2001 N 24-63)

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия и организации Республики Алтай могут за счет собственных ресурсов предоставлять работникам культуры республики дополнительные льготы, не установленные законодательством Российской Федерации и Республики Алтай.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 11. Ответственность за нарушения настоящего Закона

Должностные лица, а также лица, осуществляющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в организациях, учреждениях, фирмах и т.д. всех организационно-правовых форм, расположенных на территории Республики Алтай, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение настоящего Закона несут административную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

(в ред. Закона Республики Алтай от 14.05.2007 N 26-РЗ)

Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Государственному Собранию - Эл Курултай, Правительству Республики Алтай, органам местного самоуправления Республики Алтай в двухмесячный срок привести в соответствие с настоящим Законом республиканское законодательство и изданные ими ранее нормативно-правовые акты.

Председатель Государственного Собрания -

Эл Курултай Республики Алтай

Д.И.ТАБАЕВ

Глава Республики Алтай,

Председатель Правительства

Республики Алтай

С.И.ЗУБАКИН

г. Горно-Алтайск

15 февраля 2001 года

N 20-55