Законы и постановления РФ

Закон Республики Алтай от 03.06.1999 N 12-50 (ред. от 27.04.2001) “Об образовании в Республике Алтай“ (принят ГСЭК РА 03.06.1999)

Утратил силу в связи с принятием Закона Республики Алтай от 31.05.2004 N 20-РЗ.

Закон Республики Алтай от 28.06.2000 N 17-61, вносивший изменения в данный документ, признан утратившим силу Законом Республики Алтай от 01.11.2001 N 25-36.

3 июня 1999 года N 12-50

РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ

ЗАКОН

ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

Принят

Государственным Собранием -

Эл Курултай Республики Алтай

3 июня 1999 года

(в ред. Законов Республики Алтай от 28.06.2000 N 17-61,

от 27.04.2001 N 21-70)

Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай на основе Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Алтай, сознавая ответственность за поддержку и развитие системы образования, имея целью создание оптимальных условий для реализации Закона Российской Федерации “Об образовании“, с учетом особенностей
историко - культурного, социально - экономического и национального развития Республики Алтай, принимает настоящий Закон.

Закон Республики Алтай “Об образовании в Республике Алтай“ подтверждает единое целое федерального и регионального в решении современных задач развития образования.

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах граждан, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися государственных образовательных стандартов разных уровней (образовательных цензов).

Образование в Республике Алтай содействует решению проблем социальной справедливости, свободному развитию личности, росту национального самосознания и обретению чувства уважения к общечеловеческим ценностям, конституционным правам и свободам граждан.

Особая роль в обществе принадлежит учителям (педагогам), гуманистический труд которых заслуживает достойной оценки, надлежащего материального и морального стимулирования.

Образование в Республике Алтай осуществляется в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права, Конституцией и законодательством Российской Федерации, Конституцией Республики Алтай, настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Алтай.

Закон Республики Алтай “Об образовании в Республике Алтай“ с другими законами и нормативно - правовыми актами регулирует общественно - государственные отношения, запросы населения в области образования на территории Республики Алтай.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государственная политика Республики Алтай в области образования

1. Область образования в Республике Алтай является приоритетной, как основное положение государственной политики Республики Алтай по сохранению и развитию системы образования в интересах формирования творческой личности и как решающего социального гаранта прогресса всего общества.

2. Организационной основой государственной политики Республики Алтай в области образования являются Программа развития образования Республики Алтай и Концепция национальных школ, реализация которых направлена на достижение обучаемыми необходимых уровней, определяемых федеральными и региональными государственными образовательными стандартами.

3. Государственная республиканская программа развития образования Республики Алтай разрабатывается на конкурсной основе.

Конкурс по разработке Программы
развития образования объявляется Правительством Республики Алтай.

Разработанная Программа после обсуждения в педагогических коллективах и органах управления образованием утверждается Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай.

Правительство Республики Алтай (Министерство образования и науки) ежегодно докладывает Государственному Собранию - Эл Курултай о ходе выполнения Программы, соответствующие материалы публикуются в печати.

Статья 2. Принципы государственной политики Республики Алтай в области образования

1. Основными принципами государственной политики Республики Алтай в области народного образования являются:

- равное право на образование, выбор форм его получения и вида образовательного учреждения;

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности;

- единство культурного и образовательного пространства;

- общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного стандарта и в порядке, установленном настоящим Законом;

- светский характер образования;

- преемственность и непрерывность всех ступеней образования;

- государственно - общественный характер управления образованием;

- выборность языка обучения;

- связь обучения и воспитания с этническими и культурными традициями народов республики.

2. В образовательных учреждениях создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно - политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускается.

Настоящий Закон и другие законы республики не могут устанавливать дополнительные ограничения физических и юридических лиц как участников образовательного процесса в сравнении с ограничениями, предусмотренными федеральным законодательством.

Статья 3. Законодательство Республики Алтай в области образования

1. Законодательство Республики Алтай в области образования включает настоящий Закон, а также принимает в соответствии с ним другие законодательные и иные нормативно - правовые акты Республики Алтай.

2. Действие законодательства Республики Алтай в области образования распространяется на все образовательные учреждения в республике независимо от их организационно - правовых форм, типов и подчиненности.

Статья 4. Задачи законодательства Республики Алтай в области образования

Задачами законодательства Республики Алтай в
области образования являются:

- определение государственной политики развития образования в республике;

- разграничение компетенции в области образования между Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай и Правительством Республики Алтай, а также органами управления образованием различных уровней Республики Алтай;

(п. 2 в ред. Закона Республики Алтай от 27.04.2001 N 21-70)

- обеспечение и защита конституционного права граждан на образование;

- создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования в Республике Алтай;

- определение прав, обязанностей и ответственности юридических и физических лиц в области образования;

- введение дополнительных, не предусмотренных федеральным законодательством льгот, видов и норм материального обеспечения работников образовательных учреждений и обучающихся;

- определение механизмов финансирования и материально - технического обеспечения образовательных учреждений в Республике Алтай.

Статья 5. Государственные гарантии и обеспечение прав граждан в получении образования

1. В Республике Алтай каждому гражданину гарантируется возможность получения образования независимо от национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.

Ограничение прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости устанавливается только Законом.

2. Право граждан на образование обеспечивается путем создания социально - экономических условий для получения соответствующего образования.

3. Населению Республики Алтай гарантируется получение бесплатного образования всех уровней:

- общего начального, основного и среднего (полного) образования;

- начального профессионального образования;

- среднего и высшего, послевузовского профессионального образования на конкурсной основе в пределах государственных и региональных образовательных стандартов и нормативов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. Повышение квалификации кадров и профессиональная переподготовка работников предприятий, организаций республики, а также дополнительные услуги по повышению и расширению образовательного уровня осуществляются образовательными
учреждениями, учреждениями повышения квалификации за полную плату на основе соответствующих договоров, кроме плановой переподготовки педагогических кадров.

5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной защите и помощи, Республика Алтай несет расходы на их содержание в период получения образования, поощряет благотворительную деятельность по отношению к ним.

Обучение граждан с отклонениями в развитии определяется специальными образовательными стандартами.

6. Правительство Республики Алтай в целях подготовки высококвалифицированных специалистов дифференцированно оказывает содействие гражданам, обучающимся в высших учебных заведениях (в том числе и за рубежом) и достигающим высокой результативности в обучении, финансовую поддержку, включая республиканские стипендии.

Критерии именных стипендий и порядок финансирования определяются положением, утверждаемым Правительством Республики Алтай.

Статья 6. Механизм реализации Закона “Об образовании в Республике Алтай“

1. Настоящий Закон конкретизируется в необходимых случаях принятием подзаконных актов, указов, положений и программ развития образования, детализирующих его нормы и реализацию.

2. Механизм реализации настоящего Закона выражается в претворении республиканской программы развития образования, ориентированной на решение наиболее актуальных проблем дальнейшего реформирования и перспектив модернизации республиканской системы образования.

Раздел II. РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

Статья 7. Регионализация образования и единое образовательное пространство

1. Регионализация образования есть целенаправленный процесс и меры, способствующие формированию и сохранению единого образовательного пространства и целостности системы образования в регионе с учетом местных потребностей и условий.

2. Единое образовательное пространство Республики Алтай - это совокупность сети образовательных учреждений различных организационно - правовых форм, типов и видов, реализующих образовательные программы, государственные образовательные стандарты, подготовку специалистов в высших и средних учреждениях профессионального образования во взаимодействии с заинтересованными службами, ведомствами и государственными органами управления в республике.

Статья 8. Единая региональная система образования в республике

Формирование и развитие единой
региональной системы образования в Республике Алтай представляет структурное взаимодействие всех звеньев общего и профессионального образования, основанного на принципах непрерывности и последовательности образовательных программ и государственных образовательных стандартов федерального и регионального уровней.

В единую региональную систему образования Республики Алтай входят:

1. Образовательные учреждения различных организационно - правовых форм, типов, моделей, осуществляющие на законодательной основе:

а) дошкольное образование;

б) начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование;

в) профессиональное начальное, среднее, высшее и послевузовское образование;

г) дополнительное образование;

д) коррекционное обучение и воспитание детей и подростков с отклонениями в физическом и умственном развитии;

е) воспитание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Переподготовка и повышение квалификации кадров.

3. Семейное (домашнее) образование.

4. Самообразование и экстернат.

5. Частная образовательная практика, включая репетиторство, которая оформляется как индивидуальная трудовая деятельность.

6. Негосударственные образовательные учреждения всех видов и типов.

7. Научно - исследовательские, учебно - методические учреждения системы образования.

8. Научно - методические учреждения, занимающиеся разработкой и изданием учебно - методической литературы.

9. Организационно - управленческая деятельность республиканского и муниципального органов управления образованием, их подведомственные организации и предприятия.

10. Просветительская, информационно - образовательная деятельность в учреждениях культуры и в средствах массовой информации.

Образовательной деятельностью в республике могут заниматься юридические лица, получившие соответствующую лицензию в установленном порядке.

Статья 9. Государственные образовательные стандарты, национально - региональные компоненты, образовательные программы

1. Республика Алтай устанавливает национально - региональные компоненты государственных образовательных стандартов, поддерживает различные формы образования и самообразования.

(ч. 1 в ред. Закона Республики Алтай от 27.04.2001 N 21-70)

2. Национально - региональный компонент обеспечивает потребности и интересы населения республики в области образования и в своем содержании отражает национально - исторические особенности развития Республики Алтай.

Внедрение национально - регионального компонента
призвано способствовать формированию личности как представителя этноса, республики и гражданина России.

3. Исключена - Закон Республики Алтай от 27.04.2001 N 21-70

3. Порядок разработки, утверждения и введения госстандартов национально - региональных компонентов государственных образовательных стандартов определяется Правительством Республики Алтай, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Национально - региональные компоненты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в 5 лет. Конкурс объявляется Правительством Республики Алтай.

4. Содержание образования определяется образовательной программой. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников определяются федеральными компонентами.

Примерное содержание образовательных программ в части национально - региональных компонентов устанавливает республиканский орган управления образованием (на основе государственных образовательных стандартов).

5. Местные (муниципальные) органы управления образования вправе в пределах своих компетенций вводить в содержание образования составляющие национально - региональных компонентов.

Статья 10. Язык (языки) обучения

1. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются федеральными законами, Конституцией (Основным Законом) Республики Алтай и Законом Республики Алтай “О языках“.

2. Граждане, проживающие на территории Республики Алтай, имеют право на получение основного общего образования на государственных языках Республики Алтай, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей и условий, предоставляемых системой образования.

(в ред. Закона Республики Алтай от 28.06.2000 N 17-61)

3. Правительство Республики Алтай способствует созданию необходимых условий для изучения, употребления и развития алтайского языка в учреждениях образования.

4. Изучение алтайского, русского и казахского языков в общеобразовательных учреждениях гарантируется в равной степени и объемах учебного времени, регламентируемых федеральными и национально - региональными образовательными стандартами.

5. Язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем и
Уставом образовательного учреждения.

6. Алтайский язык, имеющий государственный статус на территории Республики Алтай, является обязательным для изучения детьми - учащимися алтайской национальности в образовательных учреждениях.

(п. 6 введен Законом Республики Алтай от 28.06.2000 N 17-61)

Статья 11. Формы получения образования

1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы могут осваиваться следующими формами:

а) очной, очно - заочной (вечерней), заочной формах в образовательных учреждениях;

б) в форме семейного образования, самообразования и экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

2. Для всех форм получения образования в рамках общеобразовательных и профессиональных программ действует единый государственный стандарт.

Статья 12. Образовательные учреждения

1. Образовательные учреждения осуществляют процесс обучения и воспитания на основе реализации одной или нескольких образовательных программ.

2. Образовательные учреждения по своим организационно - правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и других организаций).

3. К образовательным относятся учреждения следующих типов:

- дошкольные;

- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

- учреждения начального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

- учреждения дополнительного образования взрослых;

- специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- учреждения дополнительного образования;

- учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- учреждения дополнительного образования детей;

- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

4. Образовательные учреждения являются юридическими лицами, которые создаются, ликвидируются и реорганизовываются в порядке, предусмотренном законодательством.

Право юридического лица образовательного учреждения возникает с момента его государственной регистрации.

5. Деятельность образовательных учреждений регулируется настоящим Законом, типовыми положениями о типах и видах образовательных учреждений и разрабатываемыми на их основе уставами образовательных учреждений.

Устав разрабатывается самостоятельно образовательным учреждением на основе Законов Российской Федерации и Республики Алтай “Об образовании“, утверждается учредителем и регистрируется в порядке,
установленном гражданским законодательством.

6. Для присвоения статуса образовательного учреждения (как юридического лица) и оценки качества образования проводится государственная аттестация в соответствии с Положением, разработанным Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Статья 13. Общие требования к содержанию образования

1. Содержание образования в Республике Алтай:

- учитывает особенности экономического, социального, культурно - национального и духовно - экологического развития республики, обеспечивает воспроизводство и развитие кадрового потенциала;

- создает условия для самоопределения личности, формирования человека - гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

2. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации. Содержание образования регионального сельского образовательного учреждения должно учитывать особенности труда и образа жизни на селе.

3. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов; способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

4. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку (на основе государственных образовательных стандартов) примерных образовательных программ.

5. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные услуги за пределами, определяющими статус образовательных программ.

6. Военная подготовка в гражданских общеобразовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и родителей (лиц, их заменяющих) за счет средств заинтересованного ведомства.

Статья 14. Общие требования к организации образовательного процесса

1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом, календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждениями самостоятельно.

2. Органы государственной
власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после его утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательствами Российской Федерации и Республики Алтай.

3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

4. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

5. Освоение обучаемыми образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и всех видов профессионального образования завершается аттестацией выпускников.

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку национально - регионального Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Алтай и примерные образовательные программы по учебным предметам, курсам и дисциплинам.

Статья 15. Учредитель (учредители) образовательного учреждения

1. Учредителем (учредителями) образовательного учреждения могут быть:

а) органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления;

б) объединения, предприятия, учреждения, организации всех форм собственности;

в) общественные и другие организации и объединения, зарегистрированные на территории Российской Федерации;

(в ред. Закона Республики Алтай от 27.04.2001 N 21-70)

г) граждане Республики Алтай, Российской Федерации и иностранные граждане.

Допускается совместное учредительство образовательных учреждений, в том числе с иностранными организациями, предприятиями, фондами и физическими лицами.

2. Отношение между учредителем и образовательным учреждением определяется совместным договором в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Алтай.

Статья 16. Семейное воспитание

1. Семья несет ответственность за гармоническое формирование и развитие личности, ее социализацию, приобщение к национальным и общечеловеческим ценностям. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

2. Воспитание в семье подготавливает ребенка к обучению в школе и органически связывается с воспитанием и обучением детей в образовательных учреждениях.

3. Ответственность за воспитание и образование в семье несут родители (или лица, их заменяющие) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай.

4. Учреждения образования при содействии научно - методических учреждений, культуры, общественных объединений, средств массовой информации оказывают помощь семье в воспитании и обучении детей. Трудовые коллективы участвуют в создании условий, способствующих укреплению семьи, улучшению воспитания детей.

Статья 17. Дошкольное образование

1. В помощь семье по созданию условий для воспитания детей, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и подготовки детей к обучению в школе создается государством сеть дошкольных образовательных учреждений.

2. Государство способствует безвозмездной передаче подведомственных дошкольных учреждений, принадлежащих предприятиям, организациям всех форм собственности, на бюджетное содержание системы образования.

3. Местные органы государственной власти организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

4. Дошкольное образование может осуществляться негосударственными образовательными учреждениями.

Статья 18. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование

1. Общее образование является основным и непрерывным звеном системы образования и предоставляет всем гражданам на территории Республики Алтай равные возможности для своевременного получения образования с учетом интересов и способностей каждого.

2. Общее образование включает три ступени:

- начальное общее;

- основное общее;

- среднее (полное) общее образование.

3. В общеобразовательных учреждениях должна обеспечиваться выборность и вариативность образования путем внедрения профильного обучения, углубленного изучения учебных предметов, введения новых учебных курсов и учебных предметов.

Образовательные программы по разным направлениям утверждаются учреждениями образования по согласованию с органами управления образованием.

4. Начальная профессиональная подготовка в общеобразовательных учреждениях может проводиться в качестве дополнительных образовательных услуг, в том числе - за плату, с согласия учащихся и родителей (или лиц, их заменяющих).

Статья 19. Профессиональная подготовка

1. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися знаний и навыков, необходимых для выполнения профессиональной работы.

2. Государственные профессиональные учреждения реализуют образовательные программы для подготовки специалистов и рабочих соответствующих уровней, согласно перечню профессий и специальностей, устанавливаемому Правительством Российской Федерации.

(в ред. Закона Республики Алтай от 27.04.2001 N 21-70)

3. Профессиональная подготовка ведется с учетом потребностей в кадрах и заказа предприятий, организаций. Плановая подготовка кадров утверждается учредителем. В случае отсутствия финансирования республиканские органы управления образованием могут решить вопросы ликвидации профессионально - технических учреждений или перевода их на содержание местных органов самоуправления, организаций, предприятий и объединений.

Статья 20. Начальное профессиональное образование

1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку, переподготовку, повышение квалификации рабочих кадров, в том числе из высвобожденных работников и незанятого населения, удовлетворения потребности личности в углублении и расширении образования на базе основного общего образования граждан. По отдельным профессиональным специальностям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

В необходимых случаях допускается получение рабочей профессии гражданам, не имеющим основного общего образования.

2. Граждане, получающие в государственных учреждениях начального профессионального образования профессию впервые, а также проходящие переподготовку по направлению службы занятости, обучаются бесплатно.

3. В учреждениях начального профессионального образования гражданам создаются условия для получения общеобразовательной подготовки.

4. В учреждениях начального профессионального образования могут получать профессиональную подготовку граждане, имеющие более высокий уровень образования или другую профессию, на платной основе.

5. Начальное профессиональное образование может быть получено на третьей ступени обучения в общеобразовательных учреждениях, в профессиональных училищах, на курсах подготовки и переподготовки кадров и повышения квалификации, а также в образовательных подразделениях предприятий, учреждений, организаций, имеющих соответствующую лицензию.

6. Прием в учреждения начального профессионального образования проводится по заявлению граждан, в случае превышения числа установленной квоты для данного учреждения организуется конкурс.

Статья 21. Среднее профессиональное образование

1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов, в том числе из высвобождаемых работников и незанятого населения, удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

2. Учреждения среднего профессионального образования ведут образовательный процесс по утвержденным образовательным и профессиональным программам, в том числе могут внедрять образовательные программы начального профессионального образования, при наличии соответствующей лицензии.

3. Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным и ускоренным образовательным программам.

4. Граждане, получающие впервые профессию или специальность в государственном учреждении среднего профессионального образования, а также по направлению службы занятости, проходят обучение бесплатно.

5. Целевая и плановая подготовка кадров в средних специальных профессиональных учебных заведениях утверждается республиканским органом управления образованием ежегодно.

6. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

7. Граждане, имеющие общее основное образование, получают одновременно со средним специальным профессиональным и общее среднее образование.

8. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

9. Порядок приема в государственные и средне - профессиональные учебные заведения, расположенные на территории Республики Алтай, определяются уставами образовательных учреждений, разрабатываемыми на основе типовых положений и утверждаемыми учредителем.

Статья 22. Высшее профессиональное образование

1. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов высокой квалификации, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

2. Учреждения высшего профессионального образования реализуют образовательные программы, базирующиеся на общем среднем или среднем профессиональном образовании, тем самым обеспечивают непрерывность образования.

3. Высшие учебные заведения на территории Республики Алтай обеспечивают подготовку кадров, исходя из концепции социально - экономического развития региона.

4. Взаимодействие вузов и законодательных, исполнительных органов Республики Алтай устанавливается на договорной основе.

Программа развития высшего профессионального образования в Республике Алтай утверждается Правительством Республики Алтай по согласованию с Министерством образования Российской Федерации.

Статья 23. Послевузовское образование

Послевузовское образование как высшая ступень системы непрерывного образования предоставляет кадровому потенциалу Республики Алтай возможность получения высших уровней научной и педагогической квалификации: степеней кандидата и доктора наук; обеспечивает удовлетворение потребности общества и региона в научных и научно - педагогических кадрах.

Порядок организации такого образования определяется Положением о подготовке научно - педагогических и научных кадров Российской Федерации, а программа целевой подготовки кадров высшей ступени с учетом потребностей республики разрабатывается и утверждается по согласованию с Правительством Республики Алтай.

Статья 24. Повышение квалификации и переподготовка кадров

Повышение квалификации и переподготовка рабочих кадров, специалистов и руководящих работников осуществляется в целях углубления профессиональных знаний и навыков, приобретения ими новых профессий и специальностей.

Повышение квалификации и переподготовка рабочих кадров и специалистов организуется государственной службой зан“тости совместно с учреждениями образования, организациями, предприятиями, научно - методическими и учебными центрами.

Повышение квалификации и курсовая переподготовка педагогических работников системы образования проводится за счет государства и юридических лиц не реже одного раза в пять лет.

Статья 25. Дополнительное образование

1. В целях развития личности, удовлетворения ее интересов и потребностей реализуются дополнительные образовательные услуги путем создания сети учреждений дополнительного образования разных направлений и профилей.

Перечень этих учреждений, порядок их организации и работы определяются соответствующими положениями, утвержденными Министерством образования и науки Республики Алтай, местными органами власти и управления.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы разной направленности, реализуемые в учреждениях дополнительного образования и в общеобразовательных, профессиональных учреждениях, дополняющих основные образовательные программы.

2. На территории Республики Алтай могут создаваться негосударственные образовательные учреждения всех уровней, действующие на основе лицензии.

Статья 26. Документы об образовании

1. Образовательные учреждения могут выдавать документы об образовании своим выпускникам при наличии соответствующей лицензии на образовательную деятельность данному учреждению.

2. Учреждения образования, прошедшие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные и профессиональные программы, выдают лицам, выдержавшим аттестацию и окончившим данное учреждение, документ государственного образца о соответствующем уровне образования и квалификации.

3. Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка установленного образца.

Раздел III. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 27. Основной принцип управления региональной системой образования в республике

Управление региональной системой образования в Республике Алтай строится на основе сочетания государственных (федеральных и республиканских), муниципальных и общественных начал при развитии самоуправления и автономности образовательных учреждений, а также физических и юридических лиц, занимающихся образовательной практикой на территории республики.

Статья 28. Государственное управление образованием в Республике Алтай

1. Государственное управление республиканской системой образования осуществляет Правительство Республики Алтай и соответствующие органы управления образованием разных уровней.

2. Государственный орган управления образованием в республике - Министерство образования и науки правомочно осуществлять функции управления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай.

3. Деятельность органов управления образованием направлена на реализацию Республиканской программы развития образования, государственных образовательных стандартов в системе федеральных и национально - региональных компонентов образования.

4. Органам управления образования подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства Республики Алтай в области образования или устава, соответствующие органы управления вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда.

5. Местные органы управления образованием в Республике Алтай создаются по решению соответствующих органов государственной власти города, района по согласованию с Министерством образования и науки Республики Алтай.

Статья 29. Компетенция Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай

Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай:

1) устанавливает механизм и конкретные меры по осуществлению федеральной политики в области образования на территории Республики Алтай, не противоречащие федеральному законодательству;

2) определяет политику Республики Алтай в области образования;

3) разграничивает компетенцию в области образования между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти Республики Алтай;

4) устанавливает региональные нормативы финансирования образования, а также определяет дополнительно к федеральным налоговые льготы, стимулирующие развитие образования, в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в части, подлежащей зачислению в республиканский бюджет:

(в ред. Закона Республики Алтай от 27.04.2001 N 21-70)

- освобождает образовательные учреждения от налогообложения прибыли, направленной на уставную деятельность;

- вводит налоговые льготы предприятиям, организациям и учреждениям независимо от их организационно - правовых форм при направлении ими средств в развитие системы образования в республике;

- освобождает от частичной уплаты налогов в республиканский бюджет собственников, безвозмездно сдающих свое имущество в аренду образовательным учреждениям;

5) утверждает республиканский бюджет в части расходов на образование;

6) реализует полномочия, которые он приобретает в результате заключения договора с Российской Федерацией о разграничении полномочий в сфере образования;

7) разрабатывает законодательные и нормативные акты, относящиеся к сфере образования.

Статья 30. Компетенция Правительства Республики Алтай

Правительство Республики Алтай:

1) утверждает Программу развития образования, Концепции национальных школ Республики Алтай, заслушивает информацию Министерства образования и науки Республики Алтай;

2) формирует проект республиканского бюджета в части расходов на образование и представляет его на утверждение в Госсобрание - Эл Курултай и обеспечивает его выполнение;

3) выступает с инициативой по введению налоговых льгот на развитие образования;

4) определяет меры по выполнению финансирования региональной программы развития образования в республике, обеспечению материально - технического снабжения учреждений образования;

5) устанавливает порядок формирования и расходования республиканского внебюджетного фонда развития образования;

6) устанавливает контроль за выполнением национально - региональных государственных образовательных стандартов;

7) принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений республиканского подчинения, выступает с инициативой об организации, ликвидации и реорганизации высших учебных заведений на территории Республики Алтай;

8) определяет в пределах своей компетенции разграничение полномочий и предметов ведения в области образования путем двухстороннего принятия Соглашения (договора) между Министерством образования Российской Федерации и Правительством Республики Алтай;

9) обеспечивает соблюдение и реализацию законодательства Российской Федерации и Республики Алтай в области образования;

10) представляет Главе Республики Алтай к присвоению государственных наград и почетных званий работников образования Республики Алтай;

11) формирует республиканский государственный орган управления образованием в структуре Правительства Республики Алтай по согласованию с Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай;

12) В целях подготовки и закрепления кадров в сельской местности устанавливает квоту приема выпускников сельских общеобразовательных школ путем заключения контрактов с образовательными учреждениями республики, реализующими программы среднего и высшего профессионального образования.

Статья 31. Компетенция Министерства образования и науки Республики Алтай

К компетенции Министерства образования и науки относятся:

- практическая реализация всех мероприятий Правительства Республики Алтай в области образования в пределах своей компетенции;

- анализ и прогнозирование тенденций развития региональной системы образования в республике, обоснование целей и приоритетов образовательных программ;

- обеспечение поэтапной реализации Программы развития образования в Республике Алтай;

- обеспечение системы непрерывного образования в республике;

- контроль за исполнением национально - региональных государственных образовательных стандартов;

- организация работы по лицензированию, аттестации и аккредитации всех государственных и негосударственных образовательных учреждений, кроме высших учебных заведений и учреждений среднего специального образования, находящихся в федеральном подчинении;

- информационно - методическое обеспечение образовательных учреждений в республике;

- разработка, утверждение порядка введения регионального Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений республики и методическое обеспечение его реализации;

- регулирование трудовых отношений, установление норм труда и республиканских нормативов его оплаты в образовательных учреждениях не ниже установленных законодательством Российской Федерации;

- организация издания учебно - методической литературы, реализующей региональные компоненты государственных образовательных стандартов;

- инспектирование в порядке контроля деятельности муниципальных органов образования и образовательных учреждений;

- обобщение передового опыта и результатов экспериментирования в области образования;

- изучение и стимулирование инновационных процессов, решающих задачи развития образования в республике;

- совершенствование системы дополнительного образования в интересах развития личности обучающихся;

- организация педагогической поддержки детского и молодежного движения, повышение воспитательной роли детских и молодежных организаций;

- поддержка народных традиций в воспитании детей и молодежи;

- разработка концепции воспитания и обучения детей на основе особенностей, традиций, обычаев и культур народов республики;

- совершенствование системы дошкольного образования, включающей в себя семейное (домашнее) обучение и дошкольные учреждения разных организационно - правовых форм, учебно - методическое обеспечение деятельности этой системы;

- организация работы по улучшению качественного состава педагогических и руководящих кадров в республике, повышению их квалификации и переподготовки, обеспечению системы образования квалифицированными педкадрами;

- прогнозирование потребности в подготовке новых специальностей педагогических и руководящих кадров для образовательных учреждений республики в соответствии с потребностями времени;

- создание и рационализация сети учреждений общественного воспитания;

- осуществление контроля за работой различных служб по выполнению законов, определяющих права несовершеннолетних в Республике Алтай;

- разработка совместно с заинтересованными министерствами, комитетами, ведомствами программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, необходимых для решения задач социально - экономического развития республики;

- оформление госзаказа на целевую подготовку кадров в высших учебных заведениях на договорной основе;

- организация работы центров довузовской подготовки выпускников образовательных учреждений в республике;

- разработка и реализация программ международного и межрегионального сотрудничества в области образования;

- проведение конференций, съездов по актуальным проблемам и перспективам развития образования в республике;

- взаимодействие на принципах равноправия и сотрудничества с районными и городским органами управления образования на договорных началах, с учетом их самостоятельности и ответственности перед органами местного самоуправления;

- передача, в необходимых случаях, определенных функций Министерства образования и науки районным и городским органам управления образованием, если это не противоречит настоящему Закону;

- разработка проектов законодательных актов, относящихся к сфере образования, и представление их в Правительство и Госсобрание - Эл Курултай Республики Алтай.

Реализацию указанной в настоящей статье компетенции Министерства образования и науки осуществляет самостоятельно либо по согласованию с Правительством Республики Алтай.

Статья 32. Компетенции городского и районного органов управления образованием и органов местного самоуправления

К ведению городского, районного органов управления в Республике Алтай относятся:

1) создание органов управления образованием, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение руководителей местных органов управления образованием, при этом их кандидатуры должны согласовываться с Министерством образования и науки республики;

2) создание условий для реализации государственных образовательных стандартов, национально - республиканских компонентов, образовательных программ;

3) определение совместно с республиканскими органами управления образованием содержания составляющих национально - региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

4) разработка приемлемых городских и районных программ развития образования с учетом местных условий, потребностей и возможностей, обеспечение их реализации;

5) формирование местного бюджета в части расходов на образование и фондов развития образования, разработка и принятие мер по дополнительному финансированию образования;

6) создание, ликвидация и реорганизация муниципальных учреждений образования, осуществляемых на основании решения схода граждан, путем согласования с Министерством образования и науки;

7) строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений;

8) регулирование в пределах своих полномочий отношений собственности в системе образования, аренды зданий, помещений и иных объектов собственности для обучения и воспитания детей и молодежи;

9) использование местных возможностей для:

- социальной защиты системы образования, детей, учащихся и работников образования;

- организации горячего питания;

- проживания детей в пришкольных интернатах;

- организации их подвоза к месту учебы;

- введения льгот материального и морального поощрения;

10) создание условий для вариативного образования и свободы выбора учащимся общеобразовательных учреждений;

11) установление налоговых льгот, стимулирующих развитие образования, в соответствии с налоговым законодательством.

Органы местного управления образованием обеспечивают соблюдение нормативов деятельности образовательных учреждений, устанавливаемых федеральным и республиканским законодательствами, и не имеют права вносить в эти нормативы коррективы и изменения.

К ведению местных органов управления образованием относится:

1) формирование системы учреждений образования с учетом местных особенностей, условий и запросов населения при соблюдении установленных государством требований и нормативов;

2) осуществление практических мер по реализации городской, районной программ развития образования;

3) совершенствование управления системой образования города, района;

4) организационно - управленческая и методическая помощь учреждениям образования по реализации федеральных, национально - республиканских муниципальных компонентов Госстандарта;

5) поддержка авторских учебных планов, образовательных программ, концепций, реализующих основные принципы, положения национально - региональной программы и развития образования в Республике Алтай;

6) стимулирование инновационных процессов, организация экспертизы и анализ результатов экспериментальной образовательной работы в учреждениях образования;

7) лицензирование, аккредитация и организация экспертизы результатов образовательной деятельности учреждений;

8) контроль за качеством образования, выполнением требований Положения о лицензировании на образовательную деятельность;

9) создание учреждений дополнительного образования;

10) обеспечение образовательных учреждений учебниками, программами, учебно - наглядными пособиями, оборудованием, методической и справочной литературой;

11) мероприятия по защите жизни, здоровья и нравственной культуры школьников;

12) организация помощи детям, нуждающимся в опеке и помощи государства;

13) организация обучения детей с аномалиями в развитии;

14) укрепление материальной базы и финансирование учреждений образования, состоящих на местном бюджете;

15) организация системы методической помощи учреждениям образования, педагогам и населению;

16) анализ состояния кадрового потенциала и изучение потребностей в педагогических кадрах;

17) организация повышения квалификации педагогических работников;

18) подбор и утверждение руководителей образовательных учреждений муниципального подчинения;

19) аттестация педагогов и руководителей учреждений образования на присвоение квалификационной категории муниципального уровня;

20) мероприятия по социальной защите педагогических работников;

21) меры по организации изучения государственных языков республики и развития алтайско - русского и русско - алтайского двуязычия, создание условий для изучения родных языков малочисленным этническим группам.

Статья 33. Самоуправление, компетенция, ответственность образовательных учреждений в республике

1. Самоуправление и автономия образовательных учреждений всех организационно - правовых форм, типов, видов и уровней осуществляется на основе их уставов.

2. В компетенцию образовательного учреждения входит:

- проведение образовательной деятельности в соответствии с требованиями настоящего Закона;

- практическое обеспечение реализации Программы развития образования Российской Федерации образовательной деятельности;

(в ред. Закона Республики Алтай от 27.04.2001 N 21-70)

- самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензиями и свидетельством об аккредитации;

- разработка и утверждение образовательных программ, учебных планов;

- реализация федеральных, республиканских, муниципальных государственных образовательных стандартов и национально - региональных компонентов;

- материально - техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с государственными и республиканскими нормативами;

- методическое обеспечение образовательного и педагогического процессов;

- разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;

- установление структуры образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей в пределах фонда заработной платы;

- разработка и принятие устава образовательного учреждения, утверждаемого учредителем;

- установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования;

- формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах устанавливаемых лицензией;

- осуществление текущего контроля за качеством образования, успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с уставом образовательного учреждения;

- развитие деятельности детских и молодежных общественных организаций, движений, не противоречащих законодательству;

- контроль за своевременностью представления отдельным категориям обучающихся, воспитанников (детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многодетных и малообеспеченных семей) дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных федеральным законодательством, настоящим Законом, актами органов местного самоуправления;

- обеспечение в образовательных учреждениях интернатного типа, пришкольных интернатах условий содержания воспитанников не ниже нормативных;

- создание условий для организации горячего питания, медицинского обслуживания, охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений;

- использование установленных в законном порядке мер воздействия по отношению к родителям, дети которых уклоняются от учебы;

- проведение аттестации педагогических работников на присвоение квалификационной категории;

- оказание населению дополнительных образовательных услуг;

- обеспечение выборности и вариативности образования;

- привлечение для осуществления своей уставной деятельности дополнительных источников финансирования и материальных средств;

- предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании средств, о состоянии материально - технической базы и результатах учебного года;

- анализ качественного состояния кадрового потенциала и изучение потребности в педкадрах ежегодно и на перспективу;

- оформление и представление в Министерство образования и науки республики наградных материалов.

3. Образовательные учреждения несут в установленном законодательством Республики Алтай порядке ответственность за:

- невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

- реализацию в неполном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников;

- жизнь и здоровье обучающихся воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса и нахождения детей в школе, интернате, спортивных лагерях отдыха;

- нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников в образовательном учреждении, интернате, спортивных и детских организациях, лагерях.

Статья 34. Структура общественного управления образованием в республике

1. Структуру общественного управления образованием в республике составляют:

- коллегия Министерства образования и науки Республики Алтай;

- совет директоров средних специальных учебных заведений;

- совет директоров профессионально - технических училищ;

- координационный совет учреждений дополнительного образования;

- республиканская ассоциация руководителей и педагогов инновационных учреждений;

- ученые советы учебно - образовательных, научно - исследовательских, научно - методических учреждений;

- координационный совет по вопросам целевой подготовки кадров по договорам в высших учебных заведениях региона;

- попечительские советы и родительские комитеты образовательных учреждений;

- республиканский фонд развития образования;

- республиканская главная аттестационная комиссия по аттестации педагогических и руководящих кадров учреждений образования;

- иные формы участия общественности в решении проблем и перспектив развития образования в республике.

Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ В

СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 35. Гарантии социальной защиты работников образования, студентов, учащихся и воспитанников

1. Оплата труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Алтай производится не реже одного - двух раз в месяц в размерах, установленных законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.

2. Администрации всех государственных и муниципальных образовательных учреждений обязаны определить и соблюдать сроки (даты) выплаты заработной платы и довести их до сведения всех работников.

3. Образовательные учреждения самостоятельно, в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств, разрабатывают и реализуют меры по социальной поддержке обучающихся, педагогов и других сотрудников (работников), включая выплату пособий, льготы по оплате проживания в общежитиях, питания, расходов на транспорт, одежду, учебные пособия, лечение и другие льготы.

4. Учреждения общего и профессионального образования имеют право первоочередного получения земельных участков из фонда государственных земель под строительство учебных объектов, студенческих общежитий, спортивно - оздоровительных комплексов, жилых домов для своих работников.

5. Педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности, пользуются всеми льготами, установленными нормативными актами Российской Федерации и Республики Алтай, в том числе бесплатными жилыми помещениями с отоплением и освещением.

6. В целях поддержки инициативы и творчества в решении задач реформирования образования, реализации Программы развития образования Республики Алтай педагогическим работникам образовательных учреждений, разработчикам учебно - методической литературы установить 15 - 20-процентную надбавку к тарифной ставке в соответствии с перечнем, установленным Правительством Республики Алтай.

7. Работники образования, добившиеся высоких результатов и внесшие определенный вклад в развитие образования, награждаются государственными наградами Республики Алтай.

8. Выпускники высших учебных заведений, педагогических колледжей и училищ, направленные на работу в сельские образовательные учреждения республики, имеют право на:

- получение подъемных;

- заключение трудовых договоров с администрацией образовательных убеждений всех форм собственности на срок от 3 лет и более, заключение договора на меньший срок допустимо только с согласия молодого специалиста.

9. В общеобразовательных школах муниципальной и государственной собственности, расположенных в населенных пунктах, пострадавших от Семипалатинских ядерных взрывов, за счет отчислений из средств, получаемых республикой по Семипалатинской программе, организуется социальная помощь, ориентированная на:

- особый режим учебного труда и отдыха учащихся начальных классов, учитывающий их повышенную утомляемость;

- организацию калорийного питания детей в школьных столовых и пришкольных интернатах;

- обеспечение санаторно - курортного лечения;

- создание и развертывание работы психолого - реабилитационных и (или) социально - корректирующих служб.

Эти мероприятия осуществляются по специальным статьям годичных республиканских бюджетов и государственных программ преодоления многолетних ядерных воздействий Семипалатинского полигона и от неблагоприятных последствий ракетно - космической деятельности на население Республики Алтай.

Статья 36. Трудовые отношения в системе образования

Трудовые отношения работника образовательного учреждения и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом). Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить трудовому законодательству, Закону Российской Федерации “Об образовании“ и настоящему Закону.

Статья 37. Прием и отчисление обучающихся

1. Прием детей в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего (полного) общего образования производится по заявлению их родителей или лиц, их заменяющих.

Запрещается испытательно - конкурсный прием детей в 1 классы общеобразовательных школ.

2. Прием в гимназии (гимназические классы), лицеи (лицейские классы) общеобразовательных учреждений проводится на конкурсной основе независимо от места жительства учащихся. Условия конкурса должны обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ повышенного уровня.

3. Положение о республиканских общеобразовательных учреждениях инновационного типа (гимназия, лицей), условия приема и конкурсного зачисления утверждаются Правительством Республики Алтай.

4. Плановый прием учащихся в эти учреждения утверждается Министерством образования и науки Республики Алтай и ежегодно доводится до сведения органов местного самоуправления.

5. Прием в гимназии (гимназические классы) и лицеи (лицейские классы) общеобразовательного учреждения проводится на основе заключения психолого - педагогической комиссии об уровне интеллектуального развития учащегося и его готовности к предстоящему обучению. Содержание и форма проведения конкурсного отбора (приема) учащихся разрабатывается учреждением образования и регулируется правилами приема, утвержденными Министерством образования и науки.

6. За учащимися гимназий (гимназических классов), лицеев (лицейских классов) сохраняется право перехода в соответствующий класс общеобразовательной школы.

7. Зачисление в класс, профилированный на высшее учебное заведение, производится на основе письменного заявления учащегося и согласия родителей. Прием и конкурсный отбор производится по результатам проверки знаний учащихся по профильным дисциплинам.

8. В профессиональные классы принимаются учащиеся на основании личного заявления и согласия родителей.

9. Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения в части, не урегулированной федеральным законом, определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения. Устав не может противоречить российскому и республиканскому законодательству об образовании.

10. По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения обучающиеся, достигшие возраста 14 лет, могут быть исключены из образовательного учреждения. Об исключении обучающегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

11. Решение об исключении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия органов опеки и попечительства.

12. Органы местного самоуправления совместно с родителями (лицами, их заменяющими) в месячный срок принимают меры, обеспечивающие трудоустройство исключенного или продолжения его обучения в другом образовательном учреждении.

Раздел V. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

Статья 38. Финансовое обеспечение реализации Программы развития образования в Республике Алтай, планирование расходов на образование

Финансирование деятельности образовательных учреждений в Республике Алтай является приоритетным.

Республиканские нормативы финансирования утверждаются законодательным органом Республики Алтай одновременно с принятием закона о Государственном бюджете Республики Алтай на очередной год и гарантируют финансовое обеспечение реализации Программы развития образования в Республике Алтай.

1. Образовательные учреждения, независимо от их организационно - правовой формы, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Республики Алтай, дополнительные финансовые, в том числе валютные, ресурсы за счет предоставления дополнительных платных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных.

2. Привлечение образовательными учреждениями дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя.

Статья 39. Финансирование негосударственных образовательных учреждений

Негосударственные образовательные учреждения получают право на государственное или муниципальное финансирование образовательной деятельности с момента их государственной аккредитации.

Статья 40. Об оплате за содержание детей в дошкольных учреждениях

Ежемесячная плата родителей за содержание ребенка в дошкольных государственных учреждениях всех форм собственности не должна превышать минимального размера оплаты труда.

Статья 41. Право учреждений образования на услуги

Образовательным учреждениям в Республике Алтай независимо от организационно - правовых форм и видов собственности вводится право на:

- пользование услугами государственных республиканских учреждений и унитарных республиканских предприятий, находящихся в собственности республики, бесплатно, при условии, если эти услуги необходимы образовательным учреждениям для выполнения ими основной (уставной) непредпринимательской деятельности. Перечень услуг, а также перечень республиканских государственных учреждений, обязанных оказывать услуги бесплатно, ежегодно определяются и утверждаются Правительством Республики Алтай;

- получение в пользование нежилых помещений, находящихся в собственност“ Республики Алтай, для осуществления уставной непредпринимательской деятельности, на безвозмездной основе, а не на условиях арендного пользования;

- при аренде нежилых помещений для осуществления уставной предпринимательской деятельности образовательных учреждений, при условии, что эти помещения (здания) включены в состав государственной федеральной, республиканской, муниципальной или частной собственности, расходы по уплате компенсируются за счет республиканского бюджета и внебюджетного Фонда развития образования.

Статья 42. Ограничения права на приватизацию

В Республике Алтай вводится запрет на приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений, их имущества и земли, на которой они расположены.

Раздел VI. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 43. Международное сотрудничество

1. Сотрудничество Республики Алтай с зарубежными государствами в области образования строится на основе договоров и соглашений, не противоречащих настоящему Закону.

2. Органы управления образованием всех уровней, образовательные учреждения имеют право устанавливать прямые связи с зарубежными предприятиями, учреждениями и организациями.

3. Обучение, подготовка и повышение квалификации граждан в научно - образовательных учреждениях Республики Алтай, равно как и зарубежных образовательных учреждениях, осуществляются по договорам, заключенным юридическими лицами на основании международных соглашений Республики Алтай.

Раздел VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА

“ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ“

Статья 44. Меры ответственности

Юридические и физические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации и Республики Алтай в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательствами Российской Федерации и Республики Алтай.

Раздел VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Статья 45. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Государственного Собрания -

Эл Курултай Республики Алтай

Д.И.ТАБАЕВ

г. Горно-Алтайск

3 июня 1999 года

N 12-50