Законы и постановления РФ

Закон Республики Алтай от 12.03.1996 N 12-7 (ред. от 12.09.1997) “Об охране труда“ (принят ГСЭК РА 12.03.1996)

Утратил силу в связи с принятием Закона Республики Алтай от 26.04.2001 N 21-29.

12 марта 1996 года N 12-7

РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ

ЗАКОН

ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Принят

Государственным Собранием -

Эл Курултай Республики Алтай

12 марта 1996 года

(в ред. Законов Республики Алтай от 24.01.1997 N 17-15,

от 12.09.1997 N 24-20)

Закон направлен на обеспечение условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Закон устанавливает гарантии и права граждан на безопасность труда и обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между государством, работодателями и работниками предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и сферы хозяйственной деятельности.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие охраны труда

Охрана труда - система законодательных и иных нормативных актов, социально - экономических, организационных, технических, санитарно - гигиенических и лечебно - профилактических мероприятий и средств, направленных на обеспечение сохранения жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности.

Статья 2. Законодательство об охране труда и сфера его действия



Законодательство Республики Алтай об охране труда состоит из настоящего Закона, других законодательных актов Республики Алтай и Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных и международных нормативно - правовых актов по безопасности, гигиене труда и производственной среде.

Действие законодательства Республики Алтай об охране труда распространяется на

предприятия, учреждения, организации всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;

работодателей;

работников, состоящих в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями (в дальнейшем “предприятия“) независимо от форм собственности и хозяйствования, в том числе с частными нанимателями (собственниками);

членов кооперативов, студентов высших и средних учебных заведений, учащихся общеобразовательных школ, проходящих производственную практику;

военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях;

лиц, отбывающих наказание по приговору суда в период их работы на предприятиях;

лиц, состоящих в гражданско - правовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;

участников других видов трудовой деятельности, организуемой в интересах общества и государства;

граждан иностранных государств и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Алтай, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) и законодательными актами Российской Федерации, Республики Алтай.

Настоящий Закон действует на всей территории Республики Алтай и распространяется на юридические лица, граждан Республики Алтай, а также на граждан других республик и иностранных государств, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) и законодательными актами Республики Алтай и Российской Федерации.

Статья 3. Основные принципы государственной политики в области охраны труда

Государственная политика Республики Алтай в области охраны труда предусматривает единство действий органов государственной власти, управления, надзора и контроля, представительных организаций, трудящихся и предпринимателей, общественных объединений, органов местного самоуправления и предприятий по улучшению условий труда, обеспечению безопасности на производстве и основывается на следующих принципах:

приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;



координации деятельности в области охраны труда с экономической и социальной политикой, с деятельностью в области охраны окружающей среды;

установления единых требований в области охраны труда для всех предприятий независимо от видов и форм собственности и хозяйствования;

государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля за условиями труда и соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда;

осуществления независимого надзора и контроля за соблюдением законодательных и иных требований норм и правил по охране труда, применением безопасной техники и технологии;

широкого использования достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта по охране труда;

стимулирования разработки и внедрения безопасной техники, технологии и средств защиты работающих;

участия в финансировании охраны труда;

бесплатного обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно - профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет работодателя;

обязательности расследования и учета каждого несчастного случая на производстве и каждого профессионального заболевания;

социальной защиты интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;

установления льгот и компенсаций за работу, осуществляемую при наличии опасных и вредных производственных факторов, не поддающихся при современном техническом уровне производства и организации труда полному устранению или ограничению до установленных норм безопасности и гигиены труда;

подготовки специалистов по охране труда в высших и средних специальных учебных заведениях, обязательности обучения работников правилам и нормам охраны труда и обучения их по профессиям;

поддержки деятельности представительных организаций трудящихся (профсоюзов) и предпринимателей, предприятий и отдельных лиц, направленной на обеспечение охраны труда;

обязательного заключения на уровне предприятий ежегодных соглашений по охране труда между представительными организациями трудящихся и собственниками или уполномоченными органами управления;

проведения налоговой и кредитной политики, способствующей созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятиях;

применения экономических льгот и санкций в целях материальной заинтересованности предприятий в обеспечении здоровых и безопасных условий труда, а работников - в соблюдении правил и норм охраны труда;

проведения средствами массовой информации эффективной пропаганды передового опыта в области охраны труда и информирования населения о состоянии охраны труда в республике, отраслях, предприятиях;

установления государственной статистической отчетности о несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях;

международного сотрудничества при решении проблем охраны труда.

Статья 4. Участие общественных организаций (объединений) в разработке и решении проблем по охране труда

Для решения проблем охраны труда предприниматели, специалисты, граждане могут объединяться в общественные организации (объединения), которые действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай об общественных организациях (объединениях).

Органы государственного и хозяйственного управления, надзора и контроля, предприятия оказывают всемерную помощь и поддержку таким общественным организациям (объединениям) и учитывают разработанные ими предложения, рекомендации при выработке и принятии решений по вопросам охраны труда.

Глава 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 5. Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, контроле за выполнением решений Правительства республики по охране труда, разработке законодательных и иных нормативных актов по охране труда, координации деятельности хозяйствующих субъектов в этой области, в их организационно - методическом обеспечении, обучении руководителей по вопросам охраны труда, оказании помощи службам охраны труда в организации их работы, анализе причин производственного травматизма и разработке предложений по их устранению, экспертизе проектов, условий труда, технологий средств производства.

Государственное управление охраной труда осуществляет комитет по труду и занятости Республики Алтай. Функции и полномочия этого органа определяются Положением, утверждаемым Правительством Республики Алтай.

Статья 6. Управление охраной труда в министерствах, ведомствах, концернах, ассоциациях и объединениях и их полномочия

Министерства, ведомства, концерны, ассоциации и объединения осуществляют внутриведомственный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях;

определяют при участии представительных организаций трудящихся и предпринимателей основные направления деятельности по проведению государственной политики в области охраны труда на отраслевом уровне и реализуют на практике намеченные меры;

на основании Закона “Об охране труда“ осуществляют разработку отраслевых правил, норм, типовых инструкций;

проводят независимую экспертизу проектов строительства и реконструкции объектов производственного и санитарно - бытового назначения, новых технологических процессов и оборудования на соответствие требованиям безопасности и гигиены труда;

организуют обучение и проверку в установленном порядке знаний законодательства об охране труда, правил и норм безопасности и гигиены труда руководителями, специалистами и инженерно - техническими работниками предприятий;

оказывают практическую помощь предприятиям по обеспечению работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты;

независимо от форм собственности обязаны иметь службы охраны труда.

Статья 7. Полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области охраны труда

Органы исполнительной власти и местного самоуправления обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда на подведомственной территории в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, Республики Алтай и решениями Правительства Республики Алтай.

Статья 8. Управление охраной труда на предприятии и ее обеспечение

Обеспечение и управление охраной труда на предприятии осуществляет работодатель, который создает службу охраны труда или на договорной (контрактной) основе нанимает специалистов по охране труда.

В целях полной реализации требований настоящего Закона и иных нормативных актов по охране труда

на предприятиях с численностью работников более 10 человек создается совместный комитет (комиссия) по охране труда, в который на паритетной основе входят представители работодателей и профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов. По решению собственника (учредителя) функции специалиста по охране труда может выполнять лицо, принятое на работу для этих целей на договорной (контрактной) основе;

на предприятиях с численностью работающих от 100 до 300 человек вводится должность специалиста по охране труда;

на предприятиях с численностью работающих 300 и более создается служба охраны труда.

Структура и численность службы определяются в зависимости от опасности производства, территориальной отдаленности рабочих мест и с учетом рекомендаций республиканского органа управления охраной труда.

По статусу служба охраны труда приравнивается к производственно - техническим службам предприятия. Собственник (учредитель) обязан обеспечить нормативную и материально - техническую базу службы охраны труда.

Запрещается расторжение трудового договора (контракта) со специалистами служб охраны труда по инициативе администрации без согласия профкома предприятия или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Обеспечение здоровых и безопасных условий на предприятии возлагается на работодателя любых форм собственности (администрацию). Администрация и работники предприятия в лице своих представительных органов сотрудничают в деле обеспечения охраны труда.

Взаимные обязательства работодателя и работников в лице профсоюзов или иных представительных органов по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на предприятиях определяются коллективным договором (соглашением по охране труда).

Статья 9. Нормативное обеспечение охраны труда

Нормативное обеспечение охраны труда включает в себя стандарты безопасности труда;

социально - экономические нормативы;

инструкции, нормы, правила и положения;

сертификат безопасности предприятия;

другие нормативные акты по охране труда.

Стандарты, нормы, инструкции и правила разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном комитетом труда и занятости Правительства Республики Алтай. Они не должны противоречить нормативным требованиям по охране труда Российской Федерации и настоящего Закона и являются обязательными для всех работодателей и работников.

Статья 10. Обеспечение требований охраны труда при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и объектов

Проектирование, строительство и реконструкция производственных зданий и сооружений, разработка и выпуск средств производства, внедрение новой техники и технологии, в том числе приобретенных за рубежом, не отвечающих требованиям стандартов, норм и правил по охране труда Республики Алтай и Российской Федерации, не допускаются.

Проекты предприятий и средств производства подлежат обязательной государственной экспертизе, опытные образцы - государственным испытаниям на соответствие их нормам и требованиям охраны труда.

Ни одно новое или реконструируемое предприятие, объект, средство производства не могут быть приняты в эксплуатацию, а действующие - эксплуатироваться, если они не имеют сертификата безопасности, выдаваемого в установленном порядке.

Не допускается применение новых вредных и токсичных веществ, сырья и материалов, не прошедших специальную экспертизу в части их влияния на организм и здоровье человека и окружающую среду.

Статья 11. Профессиональная подготовка по охране труда

Правительство республики обеспечивает и контролирует подготовку специалистов по охране труда в высших и средних специальных учебных заведениях.

Программы общественных и специальных дисциплин всех профессиональных учебных заведений должны содержать соответствующие разделы и обеспечивать непрерывную трудоохранную подготовку молодых специалистов и формировать их сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

В соответствии с профилем в высших учебных заведениях обязательно преподавание специального курса охраны труда в объеме от одного до трех процентов общего объема подготовки специалиста.

Руководители и специалисты предприятий (объединений, управлений, концернов), специалисты служб охраны труда, а также иные должностные лица, связанные с деятельностью системы охраны труда на территории Республики Алтай, обязаны не реже одного раза в 5 лет повышать свою квалификацию в области охраны труда.

Лица, не имеющие необходимой подготовки, установленной настоящей статьей Закона, не допускаются к производству работы, требующей соответствующих знаний по охране труда.

Статья 12. Обучение и инструктирование работников предприятия по вопросам охраны труда

Все вновь принимаемые работники, а также переводимые на другую работу проходят инструктаж по безопасности и гигиене труда, обучение безопасным приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

Для работников, поступивших на производство с повышенной опасностью, проводится предварительное обучение по безопасности и гигиене труда со сдачей экзаменов и последующей периодической аттестацией.

Все вновь поступающие на работу должны быть ознакомлены с основами правового обеспечения и социальной защиты трудящихся в области охраны труда и содержанием коллективного договора.

Статья 13. Финансирование охраны труда

Финансирование охраны труда осуществляется государством, Правительством Республики Алтай и предприятиями через фонды охраны труда.

Фонды охраны труда формируются на двух уровнях: республиканский фонд и фонд охраны труда предприятия.

Республиканский фонд охраны труда формируется за счет

целевых ассигнований, выделяемых Правительством Республики Алтай;

части средств фондов охраны труда предприятий;

части суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц, за нарушение законодательства по охране труда;

добровольных отчислений предприятий;

добровольных взносов граждан и прочих поступлений.

Фонд охраны труда предприятия формируется за счет

средств, выделенных на охрану труда (сумма определяется коллективным договором или соглашением по охране труда);

добровольных взносов граждан и прочих поступлений.

Порядок образования и использования республиканского фонда охраны труда и размеры отчислений определяются Положением о фонде, утверждаемым Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай. Республиканский фонд предназначен для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики в области охраны труда, и находится в ведении комитета по труду и занятости Республики Алтай.

Средства, направленные в фонд охраны труда предприятия, расходуются исключительно на улучшение условий труда работников и обеспечение их безопасности на производстве. Средства фондов охраны труда, не использованные в отчетном году, не подлежат изъятию и переходят на следующий финансовый год. Предприятия, использующие средства фондов охраны труда не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в указанный фонд и уплачивают в республиканский фонд охраны труда штраф в размере 100 процентов от суммы, затраченной не по назначению.

Статья 14. Обеспечение экономической заинтересованности предприятий в создании здоровых и безопасных условий труда, а работников - в соблюдении правил и норм по охране труда

Средства, выделенные и использованные исключительно на охрану труда, а также прибыль предприятий, полученная за счет создания и внедрения новых, более безопасных технологий, выпуска и реализации средств индивидуальной и коллективной защиты, приборов контроля производственной среды, подлежат льготному налогообложению в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Предприятия при заключении коллективного договора (соглашения по охране труда) вправе устанавливать доплаты работающим или дополнительные льготы за работу без нарушений правил и инструкций по охране труда.

Статья 15. Запрещение допуска лиц к работе, которая противопоказана им по состоянию здоровья

Органы здравоохранения определяют перечень производств, видов работ и профессий, имеющих медицинские противопоказания для лиц с физическими недостатками или соответствующими отклонениями состояния здоровья.

Запрещается прием, привлечение или допуск работников, в том числе с их согласия, к работе, которая по заключению медицинских органов противопоказана им по состоянию здоровья.

Статья 16. Запрещение допуска к работе лиц, не имеющих необходимой профессиональной подготовки и не прошедших инструктаж и проверку знаний по охране труда

Все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктирование, проверку знаний правил и норм по охране труда в объеме, необходимом для выполнения служебных обязанностей, и переаттестацию в порядке и в сроки, установленные для их профессий и видов работ.

Запрещается допуск к работе лиц, не имеющих необходимой профессиональной подготовки, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктирование и проверку знаний по охране труда.

Статья 17. Запрещение допуска лиц, не прошедших медицинский осмотр

Работодатель обязан в случаях, предусмотренных законодательством и нормативными документами, организовать за свой счет проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников предприятия.

При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам обследований работодатель обязан не допускать работника к выполнению им трудовых обязанностей.

Статья 18. Запрещение работы предприятий и их производственных подразделений, эксплуатации средств производства, не отвечающих требованиям норм безопасности и гигиены труда

Работа предприятий и их производственных подразделений, эксплуатация средств производства, не отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда и создающих угрозу жизни или здоровью работников, подлежат приостановке полномочными органами в соответствии с настоящим Законом до приведения их в соответствие с требованиями безопасности и гигиены труда.

Статья 19. Социальное страхование работников предприятий от несчастных случаев, профессиональных заболеваний и временной нетрудоспособности вследствие заболевания

Работники предприятий подлежат обязательному социальному страхованию от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Статья 20. Ограничения на тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда

На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин, а также тех, кому эти работы противопоказаны по состоянию здоровья.

При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу в установленном порядке.

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда утверждается Правительством Республики Алтай с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками, представительными органами.

Запрещается работа в производствах с вредными и опасными условиями труда сверх максимально допустимого времени работы, установленного с учетом вредных и опасных факторов условий труда, а также сверх установленной продолжительности работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда.

Глава 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН, УЧАСТВУЮЩИХ

В ТРУДОВОМ ПРОЦЕССЕ, В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 21. Права работника в области охраны труда

Работник имеет право на

рабочее место, свободное (защищенное) от воздействия опасных и вредных производственных факторов, способных вызвать травму, ухудшение состояния здоровья, заболевание или снижение работоспособности;

информацию о состоянии его условий труда, о предпринимаемых работодателем мерах защиты от опасных и вредных производственных факторов и его ответственности за отступления от требований норм и правил охраны труда;

информацию об оценке состояния его здоровья по результатам предварительного при поступлении на работу и последующих периодических медицинских осмотров;

возмещение вреда, причиненного ему увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением им трудовых обязанностей;

ознакомление или предоставление ему возможности принимать участие в рассмотрении вопросов по условиям труда на его рабочем месте;

обеспечение средствами индивидуальной защиты за счет работодателя;

проведение инспектирования условий труда на его рабочем месте соответствующими службами государственного или общественного надзора и контроля;

отказ от выполнения работ в условиях реальной опасности для его жизни и здоровья;

обучение безопасным методам и приемам работы за счет работодателя;

переподготовку за счет средств работодателя в случае закрытия предприятия, ликвидации рабочего места вследствие нарушения законодательства по охране труда или технической невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда;

на обращение с жалобой в соответствующие органы, а также профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями труда на рабочем месте по вине работодателя.

Статья 22. Обязанности работника в области охраны труда

Работник обязан

соблюдать нормы и правила, инструкции и приказы по охране труда, с которыми он ознакомлен, издаваемыми работодателями во исполнение настоящего Закона и регламентирующие действия и поведение работника, а также нести ответственность за их выполнение в установленном порядке;

не перемещать, не демонтировать, не разрушать, не удалять, не отключать средства безопасности и гигиены труда на своем рабочем месте и предприятии или предпринимать любые действия, приводящие к снижению уровня безопасности труда других;

немедленно извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, способной, по его мнению, создать прямую угрозу жизни или здоровью людей;

немедленно сообщать о любом несчастном случае или случае повреждения здоровья, происшедшими в процессе работы или в связи с ней;

применять средства индивидуальной защиты, содержать их в исправном состоянии;

проходить медицинские обследования и тесты, предусмотренные нормативными актами, и выполнять рекомендации по их результатам.

Статья 23. Права работодателя в области охраны труда

Работодатель имеет право

войти с предложением в соответствующие органы управления охраны труда о разработке или изменении стандарта или нормы по безопасности и гигиене труда;

на информацию от органов управления, контроля и надзора, в том числе и при проведении инспекции или расследования;

на сопровождение официальных лиц при инспектировании и участие в совещаниях в органах управления, контроля и надзора при рассмотрении жалоб на условия труда и незаконные действия администрации в вопросах охраны труда;

на проведение инспекции или расследования службами государственного управления, контроля и надзора в случае установления им оборудования или применения технологического процесса как возможного источника производственной опасности;

на апелляцию и обжалование решений соответствующих государственных органов управления, контроля и надзора; ходатайство должно быть подано в вышестоящий орган или судебные органы не позднее 10 дней после получения решения;

на получение услуг и содействие государственных органов в области обучения и пропаганды безопасных методов и приемов труда;

налагать дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения работника с работы в соответствии с действующим законодательством.

Статья 24. Обязанности работодателя по охране труда на предприятии

Обеспечение здоровых и безопасных условий труда на предприятиях возлагается на работодателя.

Работодатель обязан

обеспечить находящиеся под его контролем территории, производственные здания, сооружения, рабочие места, механизмы, оборудование и процессы в работоспособном и безопасном для жизни и здоровья людей состоянии;

предоставить каждому работнику рабочее место, свободное от опасных и вредных производственных факторов;

возмещать работникам ущерб, причиненный увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

при возникновении аварийных ситуаций, несчастных случаев и профессиональных заболеваний принимать незамедлительные меры по предупреждению и оказанию помощи пострадавшим;

нести ответственность за несоблюдение настоящего Закона, стандартов, норм и правил по охране труда и правомерность собственных распоряжений и приказов;

информировать работников о состоянии условий их труда, мерах по защите их прав, обязанностях и ответственности в соответствии с настоящим Законом;

за счет предприятия обеспечить рабочих спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной защиты;

осуществлять предварительные при заключении контракта и периодические медицинские обследования рабочих согласно законодательству за счет предприятия;

ознакомить работника с необходимыми документами по безопасности и гигиене труда на его рабочем месте и данными о его здоровье;

обеспечить инструктирование и надлежащую подготовку работников в области охраны труда;

принимать все научно обоснованные и практически осуществимые меры для снятия физической и психической усталости работников в процессе труда;

предоставить работнику или его представителю возможность посещать совещания, касающиеся рассмотрения его жалоб;

запрещать работникам выполнять производственные операции, квалифицированные как потенциально опасные, без соблюдения необходимых требований по обеспечению безопасности;

беспрепятственно допускать работников государственных и общественных органов управления, контроля и надзора на рабочие места для проведения инспекций, проверок, контрольных замеров и расследований по вопросам охраны труда;

производить выплату компенсаций и предоставлять льготы работникам, занятым на производствах с тяжелыми и вредными условиями труда, в соответствии с действующими нормативными документами;

в течение 10 дней после получения постановления уплатить штраф, наложенный органами государственного контроля и надзора, за нарушение законодательства об охране труда и нормативных актов по безопасности и гигиене труда;

извещать соответствующие органы в установленные сроки о выполнении предписаний, профзаболеваниях, несчастных случаях и авариях, участвовать в их расследовании;

сотрудничать с профкомом или иным представительным органом в деле выполнения возложенных на него обязанностей по обеспечению безопасных условий труда;

вести и своевременно представлять по установленной форме учетно - отчетную документацию, связанную с охраной труда, производственным травматизмом и профзаболеваемостью.

Глава 4. ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА

Статья 25. Гарантии права на охрану труда при приеме на работу

Республика в лице законодательных, исполнительных и судебных органов гарантирует право на охрану труда всем гражданам Республики Алтай, а также гражданам других государств и лицам без гражданства, участвующим в трудовом процессе на территории Республики Алтай.

Условия трудового договора, контракта, соглашения (в дальнейшем трудовой договор) должны соответствовать требованиям настоящего Закона и иных нормативных актов по охране труда. В трудовом договоре должна быть указана достоверная характеристика рабочего места, включая опасные и вредные производственные факторы, а также размеры компенсационных доплат и льгот за особые условия труда.

В случае нарушения администрацией, собственником либо уполномоченным им органом управления (в дальнейшем администрация) условий трудового договора последний может быть расторгнут по заявлению работника с выплатой ему выходного пособия и возмещения ущерба, связанного с потерей рабочего места.

Статья 26. Гарантии права на охрану труда в процессе трудовой деятельности

Работодатель обязан внедрять современные средства охраны труда, обеспечивать условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены и предотвращающие производственный травматизм и профессиональную заболеваемость.

В случае несоответствия условий труда нормативным требованиям, подтвержденным правомочными органами, или необеспечения работника необходимыми средствами индивидуальной защиты он вправе отказаться от выполнения работы впредь до приведения рабочего места в соответствие с требованиями норм охраны труда.

Отказ работника от выполнения работы в связи с неблагоприятными и опасными условиями труда не влечет для него каких-либо дисциплинарных, правовых, экономических и других санкций, если иное не предусмотрено в трудовом договоре. В этом случае за время вынужденного простоя по вине предприятия за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В случае причинения вреда здоровью или частичной утраты трудоспособности вследствие работы во вредных или опасных условиях труда работодатель обязан возместить работнику ущерб, причиненный здоровью, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными актами.

При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания работодатель на основании меди“инского заключения должен перевести его на другую работу в установленном порядке.

Статья 27. Право работника на информацию о льготах и компенсациях по условиям труда

Работодатель обязан информировать работников предприятия о состоянии условий труда на рабочих местах и предусмотренных в связи с этим льготах, компенсациях, средствах индивидуальной защиты при поступлении на работу и периодически по результатам проверок или при изменениях производственного процесса, а также по требованию работника.

Категории работников, имеющих право на льготы и компенсации в связи с вредными и тяжелыми условиями труда, характер и размеры таких льгот и компенсаций определяются соответствующими нормативными актами.

По решению трудового коллектива предприятие вправе устанавливать за счет собственных средств дополнительные льготы и компенсации работникам, занятым в производствах с вредными и тяжелыми условиями труда.

Работники, получившие трудовое увечье либо иное повреждение здоровья по вине предприятия, а также члены семьи пострадавшего в случае его смерти вследствие несчастного случая или профессионального заболевания имеют право на возмещение вреда, пособие и компенсацию морального ущерба в соответствии с действующим законодательством.

Статья 28. Гарантии работникам за вынужденный простой в случае ликвидации рабочего места или приостановления работы предприятия в связи с необеспечением здоровых и безопасных условий труда

За работником сохраняется рабочее место (должность) и средняя заработная плата на время приостановки работ на предприятии (рабочих местах, производственных участках и т.д.) вследствие нарушения законодательства об охране труда, требований правил и норм безопасности и гигиены труда.

При ликвидации рабочего места вследствие технической невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, подтвержденной органами государственного надзора и контроля, администрация предприятия обязана предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить за счет предприятия переподготовку работника для использования его на других рабочих местах с сохранением на время переподготовки заработной платы.

Глава 5. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Статья 29. Органы государственного надзора и контроля

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляет государственная инспекция труда по Республике Алтай, действующая в соответствии с Положением.

Должностные лица органов государственного надзора и контроля (государственные инспекторы) по охране труда имеют право беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда.

Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Должностные лица органов государственного надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай.

Статья 30. Общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными управлением охраны труда.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право

осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов по охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;

принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий охраны труда, а также обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;

предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;

осуществлять проверку состояния условий охраны труда, а также мероприятий, предусмотренных коллективными договорами или заключенными соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, о сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.

Статья 31. Расследование несчастных случаев и аварий на производстве

Все несчастных случаи, профессиональные заболевания и аварии на производстве подлежат учету и расследованию в установленном порядке.

Статья 32. Обеспечение условий для функционирования органов надзора и контроля на предприятии

Работодатель обязан обеспечить представителям государственного и общественного надзора и контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда необходимые условия для выполнения возложенных на них функций и задач.

Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ

И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Статья 33. Ответственность научно - исследовательских, технологических и проектно - конструкторских организаций за разработку проектов средств производства и технологий, не отвечающих нормативным требованиям по охране труда

Научно - исследовательские, технологические и проектно - конструкторские организации, разработавшие проекты средств производства, а также внедрившие новые технологии, не отвечающие нормативным требованиям по охране труда, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений и их последствий.

Статья 34. Ответственность предприятия за выпуск, рекламу и реализацию продукции производственно - технического назначения, не отвечающей нормативным требованиям по охране труда

Предприятия, выпускающие или поставляющие продукцию производственно - технического назначения, не отвечающую нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством.

Продажа и реклама средств производства и технологий, а также средств коллективной и индивидуальной защиты, новых веществ и материалов, не соответствующих установленным настоящим Законом требованиям и нормам безопасности, запрещается. Прибыль, полученная предприятием в результате такой деятельности, подлежит изъятию в республиканский фонд охраны труда.

Статья 35. Ответственность предприятия за ущерб работникам, пострадавшим на производстве

(в ред. Закона Республики Алтай от 24.01.1997 N 17-15)

Работнику, полностью или частично утратившему трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, связанного с данным производством, а также за нанесение морального ущерба предприятие возмещает ущерб в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Алтай и Российской Федерации, а также выплачивает единовременное пособие.

Размер единовременного пособия должен составлять

при смертельном исходе - не менее пяти годовых минимальных размеров оплаты труда, установленных в Российской Федерации,

(в ред. Закона Республики Алтай от 12.09.1997 N 24-20)

при установлении инвалидности

I группы - не менее пяти годовых минимальных размеров оплаты труда, установленных в Российской Федерации;

(в ред. Закона Республики Алтай от 12.09.1997 N 24-20)

II группы - не менее пяти годовых минимальных размеров оплаты труда, установленных в Российской Федерации,

(в ред. Закона Республики Алтай от 12.09.1997 N 24-20)

III группы - не менее 1 годового заработка (дохода).

При несчастном случае, вызвавшем временную нетрудоспособность более 4-х месяцев, - не менее 0,5 годового заработка (дохода), от 1 до 4-х месяцев - не менее 0,3 годового заработка (дохода).

Указанные нормы распространяются на супругу (супруга) умершего (умершей), гражданам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца.

Статья 36. Ответственность руководителей и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов по охране труда

Руководители (глава администрации, председатель правления, руководитель предприятия и др.) и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда, в невыполнении обязательств коллективных договоров или соглашений по охране труда, не обеспечившие либо препятствующие деятельности представителей государственного или общественного надзора и контроля, привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Алтай.

Статья 37. Ответственность работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда

За нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Алтай.

Статья 38. Приостановка хозяйственной деятельности или закрытие предприятия за нарушение охраны труда

В случае, когда производственная деятельность предприятий или их структурных подразделений представляет опасность для жизни и здоровья работников или населения, эта деятельность может быть приостановлена по предложению руководителей государственной инспекции труда и государственных инспекторов по охране труда на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений.

Решение о закрытии таких предприятий принимает комитет по труду и занятости Республики Алтай на основании представления главного государственного инспектора труда по Республике Алтай.

Решение комитета по труду и занятости о закрытии предприятия или его структурного подразделения может быть обжаловано в судебном порядке.

Глава Республики Алтай,

Председатель Государственного Собрания -

Эл Курултай Республики Алтай

В.И.ЧАПТЫНОВ

г. Горно-Алтайск

12 марта 1996 года

N 12-7