Законы и постановления РФ

Закон Республики Алтай от 12.09.1995 N 10-11 (ред. от 19.11.1998) “О выборах депутатов районного, городского Советов депутатов Республики Алтай“ (принят ГСЭК РА 12.09.1995)

Утратил силу в связи с изданием Постановления Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 27.04.1999 N 11-6.

Вступил в силу в соответствии с Постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 12.09.1995 N 10-12.

12 сентября 1995 года N 10-11

РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ

ЗАКОН

О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ РАЙОННОГО, ГОРОДСКОГО СОВЕТОВ

ДЕПУТАТОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Принят

Государственным Собранием -

Эл Курултай Республики Алтай

12 сентября 1995 года

(в ред. Законов Республики Алтай от 14.07.1998 N 5-7,

от 19.11.1998 N 7-23)

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы выборов



Выборы депутатов районного, городского Советов депутатов осуществляются гражданами Российской Федерации, проживающими в Республике Алтай, по одномандатным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при свободном выдвижении кандидатов и тайном голосовании.

Участие граждан в выборах является добровольным.

Статья 2. Избирательное право

Право избирать и быть избранным в районный, городской Советы депутатов принадлежит каждому гражданину, достигшему 18 лет, проживающему на территории районов, города.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, отношения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий и иных обстоятельств запрещаются.

Не участвуют в выборах и не могут быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Статья 3. Назначение выборов

Выборы депутатов районного, городского Советов депутатов назначаются Президиумом Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий депутатов, на который они были избраны. В первом созыве депутатов районного, городского Советов депутатов этот срок начинается со дня назначения выборов до дня выборов.

Постановление о назначении выборов публикуется в печати.

Статья 4. Численный состав депутатов районного, городского Советов депутатов

Численный состав депутатов районного, городского Советов депутатов определяется Президиумом Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай по представлению глав администраций этих административно - территориальных единиц в пределах от 15 до 25 депутатов Совета (первого созыва), а в дальнейшем по представлению представительного органа района, города.

Статья 5. Право выдвижения кандидатов в депутаты районного, городского Советов депутатов

Право выдвижения кандидатов в депутаты районного, городского Советов депутатов принадлежит собраниям избирателей по месту работы, службы, учебы и по месту жительства, районным, городским отделениям республиканских общественных объединений, партий, зарегистрировавших свои Уставы (Положения) в установленном порядке.

Перечень общественных объединений и политических партий, обладающих правом выдвижения кандидатов в депутаты, публикуется органами, осуществляющими регистрацию их уставов, не позднее 7 дней после обнародования дня выборов.

Гражданин вправе сам выдвинуть себя кандидатом в депутаты районного, городского Советов депутатов.



Статья 6. Финансирование и материальное обеспечение избирательной кампании

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов районного, городского Советов депутатов, а также по обеспечению деятельности избирательных комиссий в порядке, установленном настоящим Законом, осуществляется за счет средств республиканского (Республики Алтай) районного и городского бюджетов.

Кандидаты в депутаты создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.

Избирательные фонды могут создаваться из следующих денежных средств:

средств, выделяемых кандидату в депутаты на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией;

собственных средств кандидата в депутаты;

средств, выделяемых кандидату в депутаты выдвинувшим его избирательным объединением;

добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Кандидатам в депутаты запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации.

Если кандидат в депутаты использовал иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, межокружная избирательная комиссия вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в пятидневный срок, за пять дней до выборов - немедленно.

Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны государственных или муниципальных организаций, учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений.

Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается кандидатом. По письменному запросу соответствующей избирательной комиссии банки представляют сведения о расходовании денежных средств, находящихся на специальных временных счетах кандидатов в депутаты.

Кандидаты в депутаты представляют в соответствующую межокружную избирательную комиссию финансовый отчет не позднее, чем через десять дней после дня проведения выборов. Одновременно кандидат в депутаты возвращает соответствующей межокружной избирательной комиссии неизрасходованные денежные средства избирательного фонда, выделенные ему для проведения предвыборной агитации, а также организациям и лицам, осуществившим пожертвования в избирательный фонд кандидата в депутаты.

Участковая и межокружная избирательные комиссии представляют вышестоящим избирательным комиссиям финансовые отчеты не позднее, чем через 10 и 15 дней со дня проведения выборов.

Предприятия, учреждения, организации, государственные и общественные органы обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям, безвозмездно предоставлять им государственные и муниципальные помещения, оборудование и транспортные средства, необходимые для выполнения возложенных на них задач.

Статья 7. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями

Подготовка и проведение выборов в районный и городской Советы депутатов и контроль за соблюдением избирательных прав граждан возлагаются на избирательные комиссии. В решении вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, избирательные комиссии в пределах своей компетенции самостоятельны и независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности.

Статья 8. Гласность при подготовке и проведении выборов депутатов районного, городского Советов депутатов

Деятельность избирательных комиссий, государственных и общественных органов местного самоуправления, участвующих в организации и проведении выборов депутатов районного, городского Советов депутатов, осуществляется открыто и гласно.

Межокружные избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, составе и месте нахождения и времени работы межокружных избирательных комиссий, о списках избирателей. Межокружные избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов в депутаты по избирательным округам, биографические данные о зарегистрированных кандидатах в депутаты по избирательным округам, результаты голосования по каждому кандидату в депутаты и итоги выборов.

На заседаниях избирательных комиссий, в том числе при регистрации кандидатов в депутаты, пломбировании или опечатывании избирательных ящиков перед началом голосования, подсчете голосов на избирательном участке, определении результатов выборов по округу, подведении общих итогов выборов, а также на всех других собраниях и заседаниях, связанных с выборами, вправе присутствовать представители собраний избирателей по месту работы, учебы, службы и месту жительства, политических партий, движений и иных общественных организаций и средств массовой информации, органов государственной власти и управления, а также доверенные лица кандидатов в депутаты. Полномочия указанных представителей должны быть удостоверены соответствующим документом. Вмешательство указанных лиц в работу избирательных комиссий не допускается.

Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов депутатов районного, городского Советов депутатов.

Избирательная комиссия Республики Алтай, межокружные избирательные комиссии, государственные и общественные органы представляют средствам массовой информации материалы, связанные с подготовкой и проведением выборов.

Глава II

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ,

СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Статья 9. Образование избирательных округов по выборам депутатов районного, городского Советов депутатов

Для подготовки и проведения выборов депутатов районного, городского Советов депутатов районной, городской межокружными избирательными комиссиями с учетом административно - территориального деления образуются избирательные округа на основании данных, представляемых главами администраций района, города.

Избирательные округа по выборам в районный, городской Советы депутатов образуются с соблюдением равной численности избирателей в расчете на один депутатский мандат, установленной для соответствующего Совета депутатов с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях не более 15 процентов.

При образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов отклонения от средней нормы представительства могут превышать установленный предел, но не более, чем на 30 процентов от числа избирателей в каждом избирательном округе.

Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются районной, городской межокружными избирательными комиссиями и утверждаются избирательной комиссией Республики Алтай не позднее, чем за 75 дней до дня выборов.

Списки избирательных округов с указанием их номера и границ, численности избирателей публикуются в печати избирательной комиссией Республики Алтай не позднее 70 дней до дня выборов.

Статья 10. Образование избирательных участков по выборам депутатов районного, городского Советов депутатов

Избирательные участки образуются не позднее, чем за 60 дней до дня выборов решением главы администрации района, города по согласованию с районной, городской межокружными избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, обеспечивающих создание максимальных удобств для избирателей, из расчета от 50 до 3000 избирателей на каждом избирательном участке. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

В малонаселенных местностях допускается образование избирательных участков из расчета от 20 избирателей.

Военнослужащие и гражданские лица, проживающие на территории воинских частей, голосуют на общих избирательных участках, входящих в избирательные округа по месту расположения воинской части. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях избирательные участки образуют командиры воинских частей по решению соответствующей межокружной избирательной комиссии.

Списки избирательных участков с указанием их номеров, границ и адресов избирательных участков доводятся до избирателей соответствующими избирательными комиссиями и администрациями через средства массовой информации не позднее, чем за 40 дней до выборов.

Статья 11. Список избирателей и порядок его составления

Списки избирателей составляются по единой форме, утверждаемой избирательной комиссией Республики Алтай.

Администрации района, города, органы местного самоуправления обеспечивают учет избирателей и передают участковым избирательным комиссиям сведения, необходимые для составления списков избирателей, проживающих на соответствующей территории.

Списки избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляются на основе данных, представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

Список избирателей составляется по каждому избирательному участку в алфавитном или ином удобном для организации голосования порядке (по населенным пунктам, улицам, домам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и адрес - место жительства избирателя. В отношении граждан, которым в день голосования исполняется 18 лет, дополнительно указывается день и месяц рождения. В список избирателей включаются все граждане Российской Федерации, проживающие в Республике Алтай и достигшие ко дню или в день выборов 18 лет, постоянно или временно проживающие к моменту составления списка на территории данного избирательного участка и имеющие право участвовать в голосовании. Избиратель не может быть включен в списки избирателей на других избирательных участках. Список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и представляется для всеобщего ознакомления за 30 дней до выборов.

Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком избирателей и проверить правильность его составления в помещении участковой избирательной комиссии. Каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных об избирателе. Заявление о неправильностях в списке рассматривается участковой избирательной комиссией, которая обязана не позднее, чем в двухдневный срок, а накануне и в день выборов - немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список либо выдать заявителю копию мотивированного решения в случае отклонения его заявления. Это решение может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в районный (городской) суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок. Решение районного (городского) суда окончательно. Исправление в списке избирателей в соответствии с решением суда производится немедленно участковой избирательной комиссией.

Статья 12. О дополнительном включении избирателей в список избирателей

Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного избирательного участка.

Глава III

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Статья 13. Система избирательных комиссий

Подготовку и проведение выборов депутатов в районный, городской Советы депутатов обеспечивают избирательные комиссии:

избирательная комиссия Республики Алтай;

районная, городская межокружные избирательные комиссии;

участковые избирательные комиссии.

Статья 14. Полномочия избирательной комиссии Республики Алтай

Избирательная комиссия Республики Алтай, сформированная в соответствии с Положением об избирательной комиссии Республики Алтай, утвержденным Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай, при подготовке и проведении выборов депутатов районного, городского Советов депутатов осуществляет следующие полномочия:

а) руководство и координацию деятельности избирательных комиссий всех уровней;

б) оказание методической и организационно - технической помощи избирательным комиссиям;

в) контроль за соблюдением Закона о выборах и избирательных прав граждан, дача разъяснений по вопросам о проведении выборов;

г) утверждение границ избирательных округов и численности избирателей;

д) образование районной, городской межокружных избирательных комиссий;

е) установление единой нумерации избирательных участков;

ж) утверждение форм избирательных бюллетеней, списков избирателей, протоколов участковых и межокружных избирательных комиссий по результатам голосования и обеспечение их изготовления и снабжения ими указанных комиссий;

з) установление образцов избирательных ящиков и печатей избирательных комиссий, порядка хранения избирательных документов и их сдачи;

и) распределение между межокружными избирательными комиссиями денежных средств, выделенных на подготовку, проведение выборов, и обеспечение контроля за целевым использованием этих средств;

к) подведение общих результатов по выборам депутатов районного, городского Советов депутатов на территории республики и публикование их в печати;

л) рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и их членов и принятие по ним решения;

м) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом и Положением об избирательной комиссии Республики Алтай.

Статья 15. Порядок образования районной, городской межокружных избирательных комиссий

Районная, городская межокружные избирательные комиссии образуются не позднее, чем за 80 дней до выборов, в количестве 6 - 10 членов. Формирование межокружной избирательной комиссии осуществляется представительными и исполнительными органами районов и города на основе предложений общественных объединений, органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом половина членов комиссии назначается районным, городским Советами депутатов, а другая половина членов комиссии - главами администраций района и города.

Решение об образовании межокружных избирательных комиссий и об их составе принимает избирательная комиссия Республики Алтай. Срок полномочий районной, городской межокружных избирательных комиссий - 4 года.

Статья 16. Полномочия районной, городской межокружных избирательных комиссий

Районная, городская межокружные избирательные комиссии:

а) организуют подготовку и проведение выборов депутатов районного, городского Советов депутатов, осуществляют контроль за исполнением настоящего Закона;

б) образуют избирательные округа;

в) регистрируют кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца, публикуют сведения о составе зарегистрированных кандидатов в депутаты;

г) утверждают тексты избирательных бюллетеней для голосования по каждому округу, обеспечивают их изготовление и снабжение ими участковых избирательных комиссий;

д) устанавливают результаты голосования по избирательным округам и итоги голосования по соответствующей территории (города и районов), публикуют их в местной печати или доводят до сведения населения иным способом;

е) регистрируют избранных депутатов районного, городского Советов депутатов, выдают им удостоверения об избрании;

ж) координируют работу участковых избирательных комиссий и оказывают организационно - техническую помощь;

з) рассматривают заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и их членов;

и) обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности всех кандидатов в депутаты;

к) распоряжаются денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов, и распределяют их между участковыми избирательными комиссиями, утверждают отчеты об их расходовании, представляют финансовый отчет в соответствующий Совет и администрацию на утверждение;

л) решают вопросы, связанные с проведением повторного голосования или повторных выборов;

м) решают вопросы, связанные с проведением отзыва депутатов, в соответствии с действующим законодательством;

н) обеспечивают передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в архив или вышестоящую избирательную комиссию;

о) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.

Районная, городская межокружные избирательные комиссии действуют до образования районных, городской межокружных комиссий в новом составе в связи с назначением выборов депутатов районного, городского Советов депутатов нового созыва.

Статья 17. Порядок образования участковой избирательной комиссии

Участковая избирательная комиссия образуется не позднее, чем за 44 дня до выборов, в составе 5 - 10 членов представительным органом города, района. Представление о составе и численности участковой избирательной комиссии в районный Совет депутатов вносит сельская администрация, в городской Совет депутатов - администрация города на основе предложений трудовых коллективов, общественных объединений, органов местного самоуправления и собраний избирателей по месту жительства.

Формирование участковой комиссии по выборам депутатов районного, городского Советов депутатов при отсутствии таких органов производится соответствующей межокружной избирательной комиссией.

Статья 18. Полномочия участковой избирательной комиссии

Участковая избирательная комиссия:

а) составляет список избирателей по избирательному участку и представляет его для всеобщего ознакомления;

б) принимает к рассмотрению заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в них соответствующих изменений;

в) оповещает избирателей об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

г) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования;

д) контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов;

е) организует на избирательном участке голосование в день выборов;

ж) проводит подсчет голосов, поданных на избирательном участке, по каждому кандидату в депутаты;

з) составляет протоколы о результатах голосования и доставляет их в соответствующую районную, городскую межокружные избирательные комиссии;

и) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;

к) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Срок полномочий участковых избирательных комиссий заканчивается после избрания депутатов и признания их полномочий представительными органами района, города.

Статья 19. Статус члена избирательной комиссии

Члены избирательной комиссии, имеющие право решающего голоса, обязаны присутствовать на заседаниях комиссии.

В состав избирательной комиссии не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица и лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.

Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса:

заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;

вправе выступать на заседаниях избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;

вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующих и нижестоящих комиссий и получать заверенные копии документов.

При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях подачи заявления, выезда за пределы места жительства и привлечения к судебной ответственности.

Члены избирательной комиссии с решающим голосом, освобожденные на время проведения выборов от основной работы, вправе получать соответствующую денежную компенсацию за счет средств, выделенных на проведение выборов.

Члены избирательной комиссии, освобожденные на время проведения выборов от основной работы, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу.

Члены избирательной комиссии во время проведения выборов не могут быть привлечены без согласия прокурора к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

Статья 20. Организация работы избирательных комиссий

Председатель комиссии, заместитель председателя и секретарь комиссии избираются на заседании соответствующей межокружной и участковой избирательных комиссий путем тайного или открытого голосования.

Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети состава комиссии. Решения комиссии принимаются открытым или тайным голосованием большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса.

При принятии решений избирательными комиссиями, имеющими в своем составе четное число членов комиссии с правом решающего голоса, в случае равного числа голосов “за“ и “против“ голос председателя избирательной комиссии является решающим.

Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания избирательной комиссии и доводится председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее, чем в трехдневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов - немедленно.

Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий, а также для государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций по вопросам обеспечения подготовки и проведения выборов.

Решения и действия избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию.

Избирательная комиссия Республики Алтай рассматривает жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и обязана не позднее, чем в пятидневный срок, дать ответ по существу, а в день выборов - немедленно.

Решения избирательной комиссии, противоречащие Закону о выборах либо принятые комиссией с превышением полномочий, подлежат отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.

Член избирательной комиссии, включая председателя, заместителя председателя, секретаря, по решению комиссии может осуществлять свои обязанности в комиссии постоянно или временно с отрывом от основной работы за счет средств, выделяемых на проведение выборов.

Все государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения их задач.

Избирательные комиссии имеют право обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, в государственные и общественные органы, к предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленные вопросы и дать избирательным комиссиям ответ не позднее, чем в трехдневный срок.

На заседаниях избирательной комиссии могут присутствовать представители печати и других средств массовой информации.

После регистрации кандидата общественное объединение, трудовой коллектив, выдвинувшие кандидата, и сам кандидат вправе направлять в состав избирательной комиссии одного представителя, который является членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса и имеет право доступа ко всем документам комиссии.

Статья 21. Обжалование решений и действий избирательных комиссий

Решения и действия избирательных комиссий по выборам в районные, городской Советы депутатов и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в порядке, установленном Законом. При этом предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Жалобы (заявления), поступившие в вышестоящую избирательную комиссию в ходе выборов, рассматриваются в пятидневный срок, за пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе отменить решение нижестоящей комиссии и принять самостоятельное решение, за исключением решения о регистрации кандидата в депутаты.

Глава IV

ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ

Статья 22. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты

Выдвижение кандидатов в депутаты производится на собраниях (конференциях) избирателей, трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, военнослужащих воинских частей, а также по месту жительства избирателей на территории данного избирательного округа.

Выдвижение кандидатов начинается за 60 дней и заканчивается не позднее 30 дней до выборов.

Контроль за выдвижением кандидатов в депутаты районного, городского Советов депутатов обеспечивает соответствующая районная, городская межокружная избирательная комиссия.

Собрание избирателей по месту работы, учебы, службы и по месту жительства вправе выдвигать по избирательному округу не более одного кандидата в депутаты. Собрание правомочно, если на нем присутствуют не менее 25 избирателей, проживающих или работающих на территории избирательного округа. Трудовые коллективы, коллективы учебных заведений, насчитывающие менее 25 человек, производят выдвижение кандидатов в депутаты районных и городского Советов на совместных собраниях (конференциях). Правомочность собрания устанавливается на основании итогов регистрации его участников. Собрания избирателей могут созываться по инициативе органов представительной и исполнительной власти, районных, городских отделений, партий и общественных движений, администраций предприятий, организаций, учебных заведений, командования воинской части, избирателей округов.

Районные, городские организации и отделения политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений вправе выдвигать кандидата в депутаты, но не более одного кандидата в одном избирательном округе.

Избирательными объединениями являются политические партии и общественные объединения, уставы (положения) которых зарегистрированы управлением юстиции Республики Алтай и предусматривают участие в выборах представительных и исполнительных органов власти, а также местные отделения общефедеральных политических партий и общественных объединений.

Политическая партия, общественное объединение, зарегистрировавшие свой устав в управлении юстиции Республики Алтай после объявления даты выборов, не могут участвовать в выдвижении кандидатов в депутаты представительных органов.

Решение о выдвижении кандидатов в депутаты принимается открытым или тайным голосованием. Порядок голосования и другие процедурные вопросы устанавливаются собранием избирателей, делегатами конференции, пленумами районного, городского отделений партий, профессионального союза и другого общественного объединения.

Кандидат в депутаты считается выдвинутым, если за него проголосовало более половины участников собрания избирателей или более половины установленного количества делегатов конференции, членов выборного руководящего органа районного или городского отделения партии, профессионального союза и другого общественного объединения.

О выдвижении кандидата в депутаты составляется протокол. О принятом решении сообщается кандидату в депутаты не позднее чем в двухдневный срок.

Гражданин вправе выдвинуть себя кандидатом в депутаты районного, городского Советов, причем только по одному избирательному округу. О своем выдвижении кандидатом в депутаты гражданин подает заявление в соответствующую межокружную избирательную комиссию с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы и занимаемой должности. Самов“двигающийся кандидат обязан в поддержку своей кандидатуры собрать не менее 5 процентов подписей избирателей соответствующего округа.

Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает фамилию и инициалы, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или иного удостоверения личности. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и номера его паспорта или заменяющего его документа, удостоверяющего личность, и кандидатом в депутаты, за выдвижение которого собраны подписи. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Закону.

Статья 23. Регистрация кандидатов в депутаты

Инициаторы выдвижения кандидата и депутаты или сам кандидат в депутаты представляют на регистрацию в соответствующую районную, городскую межокружную избирательную комиссию протокол о выдвижении кандидата в депутаты, подписные листы с числом подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты и заявление кандидата в депутаты о согласии баллотироваться по данному избирательному округу. При этом лица, подпадающие под действие статьи 27 настоящего Закона, в своих заявлениях указывают о намерении освободить занимаемые должности в случае избрания их депутатами либо сообщают о снятии своих кандидатур. Районная, городская межокружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата в депутаты требованиям, установленным настоящим Законом, и в течение 5 дней регистрирует кандидата в депутаты, обеспечивает опубликование данных о нем, выдает ему удостоверение о регистрации либо отказывает в регистрации.

Отказ в регистрации кандидата в депутаты районного, городского Советов депутатов может быть обжалован в районный (городской) суд.

Регистрация кандидатов в депутаты начинается за 45 дней и заканчивается за 25 дней до выборов.

О регистрации кандидатов в депутаты межокружная избирательная комиссия составляет протокол.

Кандидат в депутаты районного, городского Советов не может быть доверенным лицом другого кандидата в депутаты районного, городского Советов.

Кандидаты в депутаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

Кандидат, находящийся на государственной службе, а также работающий в средствах массовой информации, не вправе использовать преимущество своего служебного положения.

Статья 24. Отмена решения о выдвижении кандидата в депутаты. Снятие кандидатом своей кандидатуры

Трудовой коллектив, общественное объединение, коллектив учебного заведения, собрание избирателей по месту жительства, выдвинувшие кандидата в депутаты районного, городского Совета, имеют право в любое время до выборов отменить свое решение о выдвижении кандидата в депутаты. Решение по этому вопросу принимается в порядке, предусмотренном для выдвижения кандидатов в депутаты, и представляется в соответствующую межокружную избирательную комиссию.

Кандидат в депутаты в любое время до выборов может снять свою кандидатуру, обратившись с заявлением об этом в соответствующую межокружную избирательную комиссию. Заявление кандидата рассматривается межокружной избирательной комиссией не позднее трех дней после его поступления.

Об отмене решения о выдвижении кандидата в депутаты или о снятии кандидатом в депутаты своей кандидатуры межокружная избирательная комиссия принимает решение и доводит до сведения избирателей избирательного округа.

Статья 25. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты вместо выбывших

В случае выбытия кандидатов в депутаты районного, городского Советов после регистрации кандидатов в депутаты, если в избирательном округе не остается других кандидатов, межокружная избирательная комиссия обращается к трудовым коллективам, общественным объединениям, коллективам учебных заведений, собраниям избирателей по месту жительства с предложением выдвинуть новых кандидатов в депутаты. При выбытии кандидата в депутаты менее, чем за 30 дней до выборов, выборы депутата от соответствующего избирательного округа проводятся в двухмесячный срок после общих выборов.

Выдвижение кандидатов в депутаты вместо выбывших производится в порядке, установленном настоящим Законом.

Если в избирательном округе после регистрации кандидатов в депутаты и до дня выборов не остается ни одного кандидата в депутаты, выборы в этом избирательном округе по решению районной, городской межокружных избирательных комиссий откладываются и проводятся в порядке и в сроки, установленные настоящим Законом.

Статья 26. Права и обязанности кандидатов в депутаты

Кандидат в депутаты имеет право на отпуск без сохранения заработной платы с момента регистрации до дня опубликования результатов выборов. За этот период средний заработок или иной регулярный доход, начисленный ему за предшествующие дате регистрации три месяца, но в размере, не превышающем 5-кратный размер минимальной заработной платы, ежемесячно выплачивается кандидату в депутаты избирательной комиссией, зарегистрировавшей его, из средств, предназначенных для проведения выборов.

Кандидат в депутаты может баллотироваться только в одном избирательном округе.

Кандидат в депутаты не может состоять ни в одной избирательной комиссии. Лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты и состоящее членом одной из избирательных комиссий, считается освобожденным от обязанностей члена комиссии с момента его регистрации кандидатом в депутаты.

Кандидат в депутаты может иметь до трех доверенных лиц, которые регистрируются той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата в депутаты. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут деятельность, способствующую избранию кандидата депутатом. Доверенное лицо не может состоять ни в одной из избирательных комиссий округа.

Статья 27. Несовместимость статуса депутата районного, городского Советов депутатов с должностным положением

Заместители глав администраций районов, города, а также лица, возглавляющие отделы, управления или структурные подразделения этих органов, судьи, прокуроры, депутаты других представительных органов не могут быть депутатами соответствующего районного, городского Советов, а при их выдвижении кандидатами в депутаты дают письменное обязательство о прекращении деятельности в соответствующей должности в случае его избрания депутатом.

Несоблюдение депутатом ограничения, установленного настоящей статьей, влечет за собой признание соответствующей районной, городской избирательными комиссиями избрание этого депутата недействительным.

Глава V

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

Статья 28. Право на предвыборную агитацию

Республика Алтай обеспечивает гражданам и общественным объединениям свободное и беспрепятственное проведение предвыборной агитации в соответствии с настоящим и федеральными законами.

Граждане и общественные объединения вправе в любых, допускаемых законом, формах и законными методами осуществлять деятельность, побуждающую избирателей к голосованию “за“ или “против“ того или иного кандидата в депутаты районного, городского Советов депутатов.

В предвыборной агитации запрещается участвовать членам избирательных комиссий, органам государственной власти и местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении служебных обязанностей, за исключением случаев, когда они сами зарегистрированы кандидатами в депутаты.

Предвыборная агитация может проводиться через средства массовой информации путем проведения публичных мероприятий (собраний, встреч с избирателями, интервью, выступлений и иных предвыборных мероприятий), путем выпуска и (или) распределения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

Статья 29. Порядок и условия проведения предвыборных мероприятий

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты, их доверенных лиц с избирателями.

Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими органами, руководителями предприятий, организаций и учреждений в пятидневный срок со дня их подачи.

Помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставляются для встреч кандидатов в депутаты и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов в депутаты.

Кандидаты в депутаты, другие граждане, партии, профессиональные союзы, другие общественные объединения вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Местная администрация вправе выделить специальные места для вывешивания и расклейки агитационных материалов.

Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатных или на льготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, а также выплатой денежных средств или обещаниями такой выплаты и оказанием иных материальных благ.

Предвыборные программы, агитационные предвыборные материалы и выступления не должны содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную вражду.

Запрещается проведение агитации в помещениях избирательных комиссий. Однако печатные агитационные материалы информационного характера, ранее вывешенные как вне здания и помещений избирательных комиссий, так и внутри, могут сохраняться на прежних местах.

Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка и условий проведения предвыборной агитации. Поставленные в известность о противоправных выступлениях или о распространении противоправных агитационных материалов, они принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обращаться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты. Указанные представления рассматриваются органами и судом в трехдневный срок, а за три дня до выборов - немедленно.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов в депутаты и заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов. В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается.

Глава VI

ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ

РАЙОННОГО, ГОРОДСКОГО СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ

Статья 30. Неприкосновенность кандидата в депутаты

Кандидат в депутаты районного, городского Советов депутатов не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или должность, а также направлен в командировку, призван на военную службу и военные сборы со дня регистрации до дня официального опубликования результатов выборов.

Время участия кандидата в депутаты в выборах засчитывается в трудовой стаж.

Кандидат в депутаты районного, городского Советов депутатов не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия соответствующей районной, городской межокружной избирательной комиссии.

Статья 31. Право кандидата в депутаты на бесплатный проезд

Кандидат в депутаты районного, городского Советов депутатов со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов имеет право на бесплатный проезд на всех видах пассажирского транспорта (за исключением такси) в пределах территории соответствующего района, города.

Глава VII

ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ВЫБОРОВ

Статья 32. Помещение для голосования

Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующей администрации в зданиях (помещениях), находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты.

В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образец заполненного избирательного бюллетеня и информационные материалы обо всех кандидатах в депутаты районного, городского Советов депутатов. В информационных материалах о кандидатах и об их предвыборных платформах не должны содержаться агитационные призывы. Образец заполненного избирательного бюллетеня, помещенный на стенде, не должен содержать фамилии кандидатов.

Статья 33. Избирательные бюллетени

Для выборов в районный, городской Советы депутатов каждый избиратель получает избирательные бюллетени установленной формы. Форма избирательного бюллетеня печатается на русском, алтайском языках, а в необходимых случаях на языках народов на территории их компактного проживания, утверждается избирательной комиссией Республики Алтай не позднее 25 дней до выборов. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня.

Избирательные бюллетени печатаются по решению избирательной комиссии Республики Алтай не позднее 15 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии (председатель и один член комиссии) получают бюллетени от районных, городской межокружных избирательных комиссий по акту (ведомости) не позднее, чем за четыре дня до выборов. По каждому избирательному округу число комплектов избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в список избирателей по избирательному участку, более, чем на два процента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.

В избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов в депутаты.

В избирательный бюллетень для голосования включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные по округу кандидаты в депутаты с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности (рода занятий) и места их жительства.

В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.

При выбытии отдельных кандидатов в депутаты до дня выборов, но после изготовления бюллетеней участковая избирательная комиссия по указанию соответствующих районной, городской межокружных избирательных комиссий вычеркивает в избирательном бюллетене данные о выбывших кандидатах в депутаты либо изготовляет новые бюллетени.

Статья 34. Время и место голосования

Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая избирательная комиссия оповещает избирателей не позднее, чем за двадцать дней до дня его проведения.

В случае необходимости указанное время голосования с учетом местных условий может быть изменено районной, городской межокружными избирательными комиссиями.

На избирательных участках, образованных в малонаселенных местностях, участковая избирательная комиссия может объявлять голосование законченным раньше 22 часов, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.

В исключительных случаях с разрешения избирательной комиссии Республики Алтай и с согласия кандидатов в депутаты и межокружной избирательной комиссии голосование в отдаленных и труднодоступных местах может быть проведено досрочно, но не ранее, чем за пять дней до дня общих выборов. При этом избирательные ящики с бюллетенями вскрываются одновременно с избирательными ящиками в день выборов.

Статья 35. Организация голосования

В помещениях, где проводится голосование, в достаточном количестве оборудуются кабины для тайного голосования, определяются места выдачи избирательных бюллетеней и установки избирательных ящиков.

Избирательные ящики устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины для тайного голосования.

Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой комиссии и наблюдателей.

В день выборов перед началом голосования председатель участковой комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам комиссии, присутствующим избирателям пустые избирательные ящики, которые пломбируются или опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики. Число бюллетеней при этом оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. Только после этого избиратели приглашаются получать избирательные бюллетени и приступить к голосованию.

Избирательные бюллетени выдаются членами участковой избирательной комиссии на основании списков избирателей по предъявлении избирателем паспорта или заменяющего его удостоверения личности. При получении избирательных бюллетеней гражданин расписывается в списке избирателей против своей фамилии. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей.

В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и доверенных лиц кандидатов. Лицо, оказывающее избирателю помощь, расписывается в списке избирателей в графе “Подпись избирателя о получении избирательных бюллетеней“ с указанием своей фамилии.

В случаях, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия поручает членам комиссии (не менее двух) организовать голосование по месту нахождения этих избирателей. Для этих целей на избирательном участке должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которые определяются решением межокружной избирательной комиссии.

Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям избирателей, получают под роспись количество избирательных бюллетеней, соответствующее числу письменных или устных заявлений избирателей. Устное заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись.

Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в листе, составляемом членами участковой избирательной комиссии. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования.

При голосовании вне помещения для голосования создаются условия для тайного голосования.

Представители общественности, доверенные лица кандидата имеют право участвовать при голосовании вне избирательных участков.

Председатель участковой избирательной комиссии ответственен за порядок на избирательном участке и имеет право потребовать от любого, кто нарушает Закон о выборах и препятствует проведению голосования, покинуть помещение для голосования.

Статья 36. Порядок голосования

Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается.

Избирательные бюллетени заполняются голосующим в специально оборудованной кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, за исключением голосующего.

Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе по своему усмотрению пригласить в кабину для тайного голосования другое лицо, не являющееся членом участковой избирательной комиссии или общественным наблюдателем, доверенным лицом кандидата в депутаты, фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении избирательного бюллетеня.

Процедура заполнения избирательного бюллетеня состоит в том, что избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки “Против всех кандидатов“, и заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик.

В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии соответствующего избирателя. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

Избиратель, который в день выборов не будет находиться на месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении районной, городской межокружных избирательных комиссий (за 10 - 4 дня до выборов) или участковой избирательной комиссии (за 3 дня до выборов) с соблюдением условий тайного голосования. Заполненные избирательные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену районной, городской межокружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответствующей избирательной комиссии либо подписи двух членов участковой избирательной комиссии. Районные, городская межокружные избирательные комиссии при выдаче по акту (ведомости) участковым избирательным комиссиям комплектов избирательных бюллетеней одновременно передают им список проголосовавших избирателей, если таковые имеются, и конверты с их избирательными бюллетенями. Данная процедура отмечается в акте (ведомости) отдельной строкой. Соответствующая участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке проголосовавших избирателей.

Статья 37. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке

При выборах депутатов районного, городского Советов депутатов подсчет голосов избирателей на избирательном участке производится участковой избирательной комиссией отдельно по каждому кандидату в депутаты.

Избирательные ящики вскрываются участковой избирательной комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно - вначале переносных избирательных ящиков, затем стационарных избирательных ящиков. Вскрытие избирательных ящиков до окончания голосования запрещается. Перед вскрытием избирательных ящиков все неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются.

Подсчет голосов избирателей должен проводиться без перерыва до получения итогов голосования.

Участковая избирательная комиссия составляет протоколы об итогах голосования. В протоколе указываются

а) общее число избирателей, внесенных в список избирателей по избирательному участку, включая внесенных дополнительно;

б) число бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;

в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в день выборов;

г) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;

д) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;

е) число погашенных избирательных бюллетеней;

ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках;

з) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках;

и) число действительных избирательных бюллетеней;

к) число недействительных избирательных бюллетеней, в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной позиции;

л) фамилии, имена и отчества внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;

м) число действительных голосов, поданных “за“ и “против“ каждого кандидата;

н) число голосов, поданных против всех кандидатов.

Протокол составляется в трех экземплярах, подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. В протоколе не допускаются какие бы то ни было исправления.

Доверенные лица, представители общественности, присутствовавшие при голосовании, вправе представить письменные возражения, которые в обязательном порядке прилагаются к протоколу.

К первым экземплярам протоколов приобщаются жалобы (заявления) на нарушение Закона о выборах, поступившие в участковую избирательную комиссию, а также принятые по ним решения комиссии.

Первые экземпляры протоколов избирательной комиссии направляются в соответствующую районную, городскую межокружную избирательную комиссию не позднее следующего дня после даты проведения выборов, вторые экземпляры вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками избирателей и членов избирательной комиссии хранятся в участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.

Третий экземпляр протоколов предоставляется для ознакомления кандидату в депутаты или его доверенному лицу в случаях, если они этого потребуют.

Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в соответствующие межокружные избирательные комиссии не позднее, чем через 10 дней после официального объявления результатов голосования.

Статья 38. Недействительные избирательные бюллетени

Недействительными признаются избирательные бюллетени неустановленного образца, избирательные бюллетени, в которых отсутствуют подписи двух членов участковой избирательной комиссии и печать избирательной комиссии, а также избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых любой знак (знаки) поставлен более, чем в одном квадрате, либо не поставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии.

Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.

Статья 39. Установление результатов выборов по избирательному округу

Районная, городская межокружные избирательные комиссии не позднее, чем через два дня со дня выборов, определяют результаты голосования по каждому избирательному округу путем суммирования содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий данных, а также подводят общие итоги выборов по районам и городу.

Районная, городская межокружные избирательные комиссии по каждому избирательному округу составляют протокол, в котором указывают

а) число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен протокол;

б) общее число избирателей по избирательному округу, внесенных в список избирателей;

в) число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям;

г) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день выборов;

д) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;

е) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;

ж) число погашенных избирательных бюллетеней;

з) число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

и) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

к) общее число действительных избирательных бюллетеней;

л) общее число недействительных избирательных бюллетеней (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной позиции);

м) фамилии, имена и отчества внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них;

н) число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

о) фамилия, имя и отчество избранного кандидата.

Выборы по избирательному округу считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие не менее половины избирателей, включенных в списки избирателей.

В случае, если в избирательном округе баллотировалось не менее двух кандидатов в депутаты, избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по сравнению с другими кандидатами, если число голосов, поданных за кандидата, превышает число голосов в графе “Против всех кандидатов“.

В избирательном округе, где баллотировался один кандидат в депутаты, считается избранным кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Результаты выборов по каждому избирательному округу устанавливаются на заседании соответствующей районной, городской межокружных избирательных комиссий и заносятся в протоколы, которые подписываются всеми членами избирательной комиссии.

Протоколы межокружной избирательной комиссии составляются в трех экземплярах, первые экземпляры которых вместе со сводной таблицей об общих итогах выборов по району, городу представляются в избирательную комиссию Республики Алтай, вторые экземпляры указанных протоколов и сводной таблицы хранятся в районных, городской межокружных избирательных комиссиях, а третьи экземпляры протоколов предоставляются для ознакомления кандидату в депутаты или его доверенному лицу, если они этого потребуют.

Статья 40. Установление общих итогов выборов по Республике Алтай

Избирательная комиссия Республики Алтай на основании протоколов районных, городской межокружных избирательных комиссий и сводных данных устанавливает общие итоги выборов по каждому району, городу и в целом по республике.

При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах межокружных избирательных комиссий и иных нарушений, а также при сомнении в правильности составления протокола об итогах голосования по избирательному округу избирательная комиссия Республики Алтай вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей межокружной избирательной комиссией.

Повторный подсчет голосов избирателей проводится межокружной избирательной комиссией в присутствии члена (членов) избирательной комиссии Республики Алтай.

Районной, городской межокружными избирательными комиссиями Республики Алтай в соответствии с требованиями статьи 41 настоящего Закона выборы по избирательному округу могут быть признаны недействительными или несостоявшимися.

Статья 41. Признание выборов по избирательному округу недействительными или несостоявшимися

Выборы в целом по избирательному округу или по отдельным избирательным участкам могут быть признаны недействительными, если допущенные при их подготовке и проведении нарушения настоящего Закона являются существенными и не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей, а также в случаях неправильного подсчета голосов, повлиявших на итоги голосования. Выборы признаются несостоявшимися, если в голосовании приняло участие менее 25 процентов избирателей, внесенных в списки избирателей, а также если число голосов в графе “Против всех кандидатов“ превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, либо единственный кандидат в депутаты, зарегистрированный“по избирательному округу, не был избран, или в связи с выбытием кандидатов (кандидата), зарегистрированных по этому избирательному округу. При проведении повторных выборов, повторного голосования или выборах депутатов вместо выбывших выборы признаются состоявшимися при явке не менее 25 процентов избирателей, внесенных в список избирателей. Решение о признании выборов недействительными или несостоявшимися принимается соответствующей районной, городской межокружной избирательной комиссией и избирательной комиссией Республики Алтай.

(в ред. Законов Республики Алтай от 14.07.1998 N 5-7, от 19.11.1998 N 7-23)

Статья 42. Регистрация депутатов районного, городского Советов депутатов

Районная, городская межокружные избирательные комиссии по выборам депутатов на основании протоколов о результатах голосования в избирательных округах подводят итоги выборов депутатов в районные, городской Советы депутатов в целом и производят регистрацию депутатов, избранных по каждому избирательному округу.

Избирательная комиссия отказывает в регистрации депутата и признает выборы недействительными, если в ходе выборов или при подсчете голосов либо определении результатов выборов по округу допущены нарушения настоящего Закона, повлиявшие на исход выборов по данному округу.

Споры по поводу отказа в регистрации депутатов рассматриваются районным (городским) судом в сроки, установленные Законом. Решение районного (городского) суда является окончательным.

Статья 43. Опубликование итогов выборов

Итоги выборов и список избранных депутатов сообщаются в средствах массовой информации соответствующей районной, городской межокружной избирательной комиссией не позднее, чем на пятый день после выборов, и избирательной комиссией Республики Алтай не позднее 10 дней после выборов.

В сообщении указываются:

общее число граждан, включенных в списки избирателей;

число избирателей, принявших участие в голосовании;

число голосов, поданных “за“, и число голосов, поданных “против“ каждого кандидата в депутаты;

число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;

число округов, в которых будут проведены повторное голосование и повторные выборы.

Список депутатов районного, городского Советов депутатов публикуется в алфавитном порядке с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (рода занятий), принадлежности к какой-либо партии, места работы и жительства, номера избирательного округа, по которому они избраны.

Глава VIII

ПОВТОРНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ, ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ.

ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ ВМЕСТО ВЫБЫВШИХ

Статья 44. Повторное голосование

Если по избирательному округу баллотировалось более двух кандидатов в депутаты, и ни один из них не был избран, соответствующая районная, городская межокружная избирательная комиссия принимает решение о проведении в округе повторного голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее число голосов.

При равенстве их у нескольких кандидатов в депутаты в избирательный бюллетень включаются все кандидаты.

Повторное голосование проводится не позднее, чем в двухнедельный срок, с соблюдением требований настоящего Закона. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в печати.

Избранным считается кандидат в депутаты, получивший при повторном голосовании наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другому кандидату в депутаты.

Если при повторном голосовании ни один кандидат не был избран депутатом, районная, городская межокружные избирательные комиссии назначают повторные выборы депутата районного, городского Советов.

Статья 45. Повторные выборы

Если по избирательному округу баллотировалось не более двух кандидатов в депутаты, и ни один из них не был избран, либо выборы по избирательному округу были признаны несостоявшимися или недействительными, либо повторное голосование не позволило определить избранного депутата, соответствующая районная или городская межокружная избирательная комиссия принимает решение о проведении в избирательном округе повторных выборов. При этом в случае необходимости они могут принять решение о проведении выборов участковыми комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов.

В случае проведения повторных выборов кандидатами в депутаты не могут баллотироваться граждане, не набравшие необходимого числа голосов в ходе общих выборов в данном избирательном округе.

Повторные выборы проводятся не позднее, чем в двухмесячный срок после общих выборов. Они проводятся в порядке, установленном настоящим Законом.

Сообщения о проведении повторных выборов и их результатах публикуются в печати.

Статья 46. Проведение выборов депутатов районного, городского Советов депутатов вместо выбывших

В случае отзыва депутата, досрочного прекращения депутатских полномочий и по другим причинам в соответствующем избирательном округе проводятся новые выборы.

Выборы назначаются представительным органом района, города с учетом предложений районной, городской межокружных избирательных комиссий не позднее, чем за два месяца до их проведения, и организуются с соблюдением требования настоящего Закона.

В случае выбытия депутата менее, чем за один год до истечения срока полномочий районного, городского Советов депутатов, выборы вместо выбывшего депутата не проводятся.

(в ред. Закона Республики Алтай от 19.11.1998 N 7-23)

При одновременном выбытии нескольких депутатов и приостановке по этой причине деятельности Совета из-за отсутствия кворума, довыборы и повторные выборы проводятся, если до конца срока полномочий соответствующего представительного органа осталось не менее шести месяцев.

(ч. 4 введена Законом Республики Алтай от 19.11.1998 N 7-23)

Глава IX

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 47. Удостоверение и нагрудный знак депутата районного, городского Советов депутатов

Районная, городская межокружные избирательные комиссии после регистрации избранных депутатов выдают им удостоверения об их избрании. Депутату выдается также соответствующий нагрудный знак.

Удостоверение и нагрудный знак депутата районного, городского Советов изготавливаются Президиумом Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай.

В случае отзыва депутата или досрочного прекращения его полномочий в связи со вступлением в законную силу обвинительного приговора удостоверение и нагрудный знак депутата подлежат возврату в соответствующую районную, городскую межокружную избирательную комиссию.

Статья 48. Формы избирательных документов и образцы ящиков приема избирательных бюллетеней

Формы списков избирателей, протоколов заседаний избирательных комиссий, избирательных бюллетеней, удостоверений кандидата в депутаты, доверенного лица, об избрании депутатом, образцы нагрудного знака депутата, а также образцы избирательных ящиков устанавливаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Статья 49. Порядок и сроки хранения избирательных документов

Документы избирательной комиссии Республики Алтай хранятся в комиссии, документы межокружных и участковых избирательных комиссий хранятся в представительных органах районов и города и сдаются в архив в установленном порядке.

Порядок хранения избирательных документов и сдача их в архив определяются избирательной комиссией Республики Алтай по согласованию с архивными органами. Срок хранения избирательных документов в избирательных комиссиях не более одного года.

Статья 50. Последствия фальсификации подписных листов

В случае обнаружения недействительных подписей в подписных листах, если количество оставшихся подписей меньше установленного числа для регистрации согласно требованиям настоящего Закона, регистрация избранного депутата аннулируется в судебном порядке.

Статья 51. Ответственность за нарушение законодательства о выборах

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подкупа или иным путем свободному осуществлению гражданином Республики Алтай права избирать и быть избранным депутатом районного, городского Советов депутатов, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, должностные лица государственных и общественных органов, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения настоящего Закона, несут ответственность, установленную Законом. К ответственности привлекаются также лица, опубликовавшие или иным способом распространившие заведомо ложные сведения о кандидате в депутаты.

При нарушении кандидатом в депутаты настоящего Закона избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, предупреждает его, а также вправе обратиться в соответствующие органы и суд с представлением об отмене решения о его регистрации, о чем доводится до сведения населения избирательного округа.

Жалобы (заявления) о нарушениях законодательства о выборах, поступившие в избирательные комиссии, государственные и общественные органы в период подготовки и проведения выборов или после выборов, рассматриваются в порядке, установленном настоящим Законом.

Глава Республики Алтай,

Председатель Государственного Собрания -

Эл Курултай Республики Алтай

В.И.ЧАПТЫНОВ

г. Горно-Алтайск

12 сентября 1995 года

N 10-11

Приложение N 1

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем кандидата в депутаты в Майминский народный Совет депутатов по избирательному округу N 5 Иванова Ивана Ивановича, родившегося 13 марта 1940 года, директора школы, проживающего в Майминском районе Республики Алтай.

----T-------------T---------------T----------T-------------T----------T-------¬

¦ N ¦ Фамилия, ¦ Дата рождения ¦ Адрес ¦Серия и номер¦ Дата ¦Подпись¦

¦пп ¦имя, отчество¦(в возрасте 18 ¦ места ¦паспорта или ¦подписания¦ ¦

¦ ¦ (инициалы) ¦лет - число и ¦жительства¦ заменяющего ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦месяц рождения)¦ ¦его документа¦ ¦ ¦

+---+-------------+---------------+----------+-------------+----------+-------+

¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦3. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---+-------------+---------------+----------+-------------+----------+--------

Подписной лист удостоверяю:

(фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта

или заменяющего документа лица, собравшего подписи)

Подпись и дата ___________________________________________________

Кандидат в депутаты ______________________________________________

(Иванов И.И.)

Подпись и дата ___________________________________________________

Приложение N 2

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем кандидата в депутаты в Горно-Алтайский городской Совет депутатов по избирательному округу N 8 Сидорова Анатолия Николаевича, родившегося 13 мая 1945 года, преподавателя педагогического училища, проживающего в городе Горно-Алтайске.

----T-------------T---------------T----------T-------------T----------T-------¬

¦ N ¦ Фамилия, ¦ Дата рождения ¦ Адрес ¦Серия и номер¦ Дата ¦Подпись¦

¦пп ¦имя, отчество¦(в возрасте 18 ¦ места ¦паспорта или ¦подписания¦ ¦

¦ ¦ (инициалы) ¦лет - число и ¦жительства¦ заменяющего ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦месяц рождения)¦ ¦его документа¦ ¦ ¦

+---+-------------+---------------+----------+-------------+----------+-------+

¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦3. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---+-------------+---------------+----------+-------------+----------+--------

Подписной лист удостоверяю:

(фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта

или заменяющего документа лица, собравшего подписи)

Подпись и дата ___________________________________________________

Кандидат в депутаты ______________________________________________

(Сидоров А.Н.)

Подпись и дата ___________________________________________________