Законы и постановления РФ

Решение Майминского районного Совета депутатов от 16.11.2007 N 39-13 (ред. от 21.05.2010) “Об утверждении Положения о добровольных народных дружинах по охране общественного порядка в МО “Майминский район“

МАЙМИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ

от 16 ноября 2007 г. N 39-13

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОБРОВОЛЬНЫХ

НАРОДНЫХ ДРУЖИНАХ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО

ПОРЯДКА В МО “МАЙМИНСКИЙ РАЙОН“

(в ред. Решения Майминского районного Совета депутатов

от 21.05.2010 N 17-27)

Рассмотрев представленные документы Администрацией муниципального образования “Майминский район“, Майминский районный Совет депутатов решил:

1. Утвердить Положение о добровольных народных дружинах по охране общественного порядка в МО “Майминский район“.

2. Решение опубликовать в средствах массовой информации.

Председатель Майминского

районного Совета депутатов

П.Ю.БАЛАКИН

Глава муниципального образования

“Майминский район“

А.М.ОСОКИН

ПОЛОЖЕНИЕ

О ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИНАХ ПО ОХРАНЕ

ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В МО “МАЙМИНСКИЙ РАЙОН“

(в ред. Решения Майминского районного Совета депутатов

от 21.05.2010 N 17-27)

Настоящее Положение устанавливает правовые основы и принципы деятельности добровольных народных дружин по охране общественного
порядка в Муниципальном образовании “Майминский район“ (далее - добровольная народная дружина), определяет их организационную структуру и систему управления, а также обязанности, права и ответственность народных дружинников, гарантии их правовой и социальной защиты.

1. Общие положения

Добровольные народные дружины являются общественными формированиями, которые создаются в целях оказания населением МО “Майминский район“ содействия органам местного самоуправления и правоохранительным органам в их деятельности по обеспечению общественного порядка. Добровольные народные дружины состоят из жителей МО “Майминский район“, вступающих в их состав в установленном порядке. В добровольных народных дружинах не допускаются создание и деятельность структур политических партий и движений. Действие настоящего положения не распространяется на правонарушения, возникающие в связи с оперативно-розыскной, частной детективной и охранной деятельностью.

(в ред. Решения Майминского районного Совета депутатов от 21.05.2010 N 17-27)

2. Правовая основа и принципы деятельности

добровольных народных дружин

Правовую основу деятельности добровольных народных дружин составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные акты Российской Федерации. Конституция РА, Закон РА “Об участии населения РА в охране общественного порядка“, иные нормативные акты РА, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Деятельность добровольных народных дружин основывается на принципах:

- законности;

- добровольности;

- уважения личности;

- соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

3. Основные задачи, формы и методы работы

добровольных народных дружин

1. Основными задачами добровольных народных дружин является:

- оказание органам местного самоуправления и правоохранительным органам содействия в их деятельности по обеспечению безопасности населения и охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, защите прав и свобод человека и гражданина, а также по охране окружающей среды;

- оказание правоохранительным органам содействия в проведении профилактической воспитательной работы с неблагополучными семьями, с лицами, склонными к
совершению правонарушений; участие в работе по предупреждению безопасности и правонарушений среди несовершеннолетних;

- оказание правоохранительным органам содействия в распространении правовых знаний; разъяснение норм и правил поведения в общественных местах;

- оказание правоохранительным органам содействия в участии в профилактической работе по обеспечению безопасности дорожного движения транспорта и пешеходов, по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;

- оказание правоохранительным органам содействия в выявлении лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества и (или) вовлекающих несовершеннолетних в противоправную деятельность, а также склоняющих их к употреблению наркотических средств, психотропных веществ или алкоголя;

- оказание правоохранительным органам содействия в выполнении задач при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера;

- участие в проведении мероприятий по охране и защите природных ресурсов, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства;

- участие в обеспечении охраны общественного порядка в местах массового отдыха молодежи, при проведении культурно и спортивно-массовых мероприятий.

2. Формами и методами работы добровольных народных дружин являются:

- оказание сотрудникам органов внутренних дел содействия в патрулировании общественных мест в соответствии с утвержденными планами и графиками совместной работы;

- оказание правоохранительным органам содействия в проведении профилактической работы с лицами, склонными к совершению правонарушений, воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями, бесед с их родителями и близкими;

- оперативное взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам предупреждения, выявления, пресечения правонарушений;

- оказание правоохранительным органам содействия во взаимодействии со средствами массовой информации в целях профилактики правонарушений и воздействия на лиц, их совершающих;

- оказание правоохранительным или иным уполномоченным государственным органам, а также гражданам содействия в приеме сообщений о правонарушениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности; немедленное информирование о них указанных органов и граждан;

- оказание правоохранительным органам содействия
в выявлении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений; принятие в пределах своих полномочий мер по устранению указанных обстоятельств, предупреждению и пресечению правонарушений;

- оказание органам территориального общественного самоуправления и органам внутренних дел содействия в проведении совместно с комиссией по делам несовершеннолетних профилактических мероприятий;

- участие в проведении мероприятий по борьбе с правонарушениями в сфере охраны окружающей среды;

- пропаганда правовых знаний среди населения;

- использование иных форм и методов, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

4. Взаимодействие правоохранительных органов

и добровольных народных дружин

(в ред. Решения Майминского районного Совета депутатов

от 21.05.2010 N 17-27)

При осуществлении добровольными народными дружинами возложенных на них в соответствии с законодательством прав и обязанностей может участвовать сотрудник правоохранительных органов по согласованию с начальником ОВД Майминского района Республики Алтай.

5. Формирование и прекращение деятельности

добровольной народной дружины

Добровольная народная дружина, созданная на территории муниципального образования “Майминский район“, является территориальным подразделением Совета добровольных народных дружин. Добровольная народная дружина создается по месту жительства (работы, учебы) граждан на территории муниципального образования “Майминский район“ по решению органов местного самоуправления, руководителя организации (предприятия, учреждения) или граждан для оказания органам местного самоуправления содействия в охране общественного порядка. Добровольная народная дружина, созданная на территории муниципального образования “Майминский район“, входит в состав добровольной народной дружины, созданной по территориальному признаку. Добровольная дружина создается по решению главы муниципального образования “Майминский район“ или руководителя организации (предприятия, учреждения) независимо от форм собственности на основании ходатайства группы граждан и по согласованию с Советом добровольных дружин.

Прекращение деятельности (ликвидация) или реорганизация добровольной народной дружины, созданной на территории муниципального образования “Майминский район“, осуществляется главой соответствующего муниципального образования.

Прекращение деятельности (ликвидация) или реорганизация добровольной народной дружины, созданной по производственно-территориальному
принципу на территории муниципального образования, осуществляется руководителем соответствующей организации (соответствующего предприятия, учреждения).

6. Руководство деятельностью добровольных

народных дружин

Абзац исключен. - Решение Майминского районного Совета депутатов от 21.05.2010 N 17-27.

Структура и состав добровольных народных дружин утверждается Главой МО “Майминский район“.

Руководство деятельностью территориальных подразделений добровольных народных дружин осуществляется Советом добровольных народных дружин Муниципального образования “Майминский район“ под руководством заместителя главы администрации МО “Майминский район“, являющегося председателем Совета ДНД.

Оперативное руководство работой народных дружинников осуществляется командиром народной дружины.

(в ред. Решения Майминского районного Совета депутатов от 21.05.2010 N 17-27)

7. Прием в добровольную народную дружину

и отчисление из ее состава

В добровольную народную дружину принимаются в индивидуальном порядке граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, проживающие на территории муниципального образования “Майминский район“, добровольно изъявившие желание участвовать в деятельности добровольной народной дружины, способные по своим моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять обязанности народного дружинника.

Прием в добровольную народную дружину производится командиром добровольной народной дружины по решению общего собрания добровольной народной дружины на основании личного заявления вступающего и рекомендации участкового инспектора милиции по месту проживания кандидата в народные дружинники.

В добровольной дружине не могут состоять граждане:

- имеющие неснятую или непогашенную судимость;

- состоящие на учете в медицинских учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании, токсикомании или алкоголизма;

- признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

- совершившие административные правонарушения, посягающие на общественный порядок или установленный порядок управления.

Гражданин может быть отчислен из добровольной народной дружины по следующим основаниям:

- личное заявление;

- в случае систематического невыполнения обязанностей народного дружинника;

- в случае грубого нарушения законности, дисциплины или необоснованного применения физической силы при исполнении возложенных на него настоящим законом обязанностей.

Народный
дружинник имеет удостоверение народного дружинника по форме, утвержденной добровольной народной дружиной, подтверждающее его правовой статус. Удостоверение народного дружинника подписывается председателем Совета ДНД и заверяется печатью администрации МО “Майминский район“ или органа местного самоуправления. Выдача указанного удостоверения регистрируется в журнале выдачи удостоверений народного дружинника, который ведется командиром добровольной народной дружины. При отчислении народного дружинника из состава добровольной народной дружины удостоверение народного дружинника подлежит изъятию.

(в ред. Решения Майминского районного Совета депутатов от 21.05.2010 N 17-27)

8. Обязанности народного дружинника

Народный дружинник, принимая участие в обеспечении общественного порядка, обязан:

- соблюдать требования законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод человека и гражданина, проявлять корректность и выдержку в обращении к гражданам, не совершать действий, унижающих честь и достоинство человека и гражданина;

- в случае обращения представителей органа местного самоуправления, сотрудников правоохранительных органов оказывать в пределах предоставленных ему полномочий содействие в выполнении ими функций по охране общественного порядка, предупреждению или пресечению правонарушений;

- принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от правонарушений или несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном или ином опасном для их здоровья и жизни состояния;

- участвовать в обеспечении общественного порядка и оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие по предотвращению и пресечению правонарушений, охране места происшествия и сообщать о выявленных правонарушениях в органы внутренних дел;

- не разглашать оперативную или иную конфиденциальную информацию о деятельности правоохранительных органов, ставшую ему известной в связи с осуществлением деятельности по охране общественного порядка, а также сведения, относящиеся к частной жизни, личной или семейной тайне граждан, если иное не установлено законодательством;

- соблюдать установленные в добровольной народной дружине дисциплину
и нормы выходов на дежурства; выполнять распоряжения и указания командира народной дружины, при нахождении на дежурстве - старшего наряда народных дружинников;

- иметь при себе удостоверение народного дружинника и нарукавную повязку народного дружинника; представиться, и предъявить удостоверение народного дружинника при обращении к гражданам или должностным лицам;

- постоянно совершенствовать свои правовые знания, овладевать навыками оказания доврачебной помощи, изучать формы и методы предупреждения и пресечения правонарушений, повышать уровень специальной и физической подготовки.

Народный дружинник, принимая участие в обеспечении общественного порядка совместно с сотрудниками правоохранительных органов, обязан выполнять их законные распоряжения.

9. Исполнение народным дружинником возложенных

на него настоящим законом обязанностей

Народный дружинник исполняет возложенные на него обязанности в свободное от основной работы время в соответствии с настоящим Положением.

10. Права народного дружинника

Народный дружинник при исполнении возложенных на него настоящим законом обязанностей имеет право:

- требовать от граждан соблюдения общественного порядка и прекращения правонарушений либо действий, препятствующих осуществлению полномочий народного дружинника; оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие в пресечении преступления или административного правонарушения;

- оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие в проверке у граждан документов, удостоверяющих их личность, в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;

- оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие в доставлении в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в органы внутренних дел, общественные пункты охраны порядка лиц, совершивших правонарушения. В целях пресечения правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия; при активном неповиновении или сопротивлении правонарушителей применять к ним физическую силу в пределах права на необходимую оборону;

- оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие в изъятии орудий совершения правонарушений или иных предметов, осуществляемом в случаях и
порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;

- участвовать по решению уполномоченных органов государственной власти (должностных лиц уполномоченных органов государственной власти) в оцеплении (блокировании) участков местности, осуществлении пропускного режима при действиях по охране общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, при проведении карантинных и массовых мероприятий;

- в случаях, не терпящих отлагательства, безвозмездно пользоваться для связи с органами внутренних дел или штабом народных дружин телефонами, принадлежащими организациям независимо от их форм собственности;

- совместно с сотрудниками органов внутренних дел беспрепятственно входить в клубы, на стадионы, в кинотеатры, другие общественные места для преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено и совершается преступление, произошел несчастный случай.

11. Гарантии правовой защиты народных дружинников

Народный дружинник при исполнении возложенных на него настоящим законом обязанностей находится под защитой государства. Требования народного дружинника о прекращении правонарушений обязательны для исполнения всеми гражданами.

Народный дружинник при исполнении возложенных на него настоящим законом обязанностей руководствуется только законом и не может быть ограничен требованиями уставов и решениями политических партий, общественных объединений и движений.

Никто не вправе вмешиваться в действия народного дружинника, кроме лиц, уполномоченных на это федеральным законом и настоящим Положением. При получении указаний, противоречащих закону, народный дружинник обязан руководствоваться законом и настоящим Положением.

12. Гарантии социальной защиты

народных дружинников

Народным дружинникам по месту их работы предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции вправе устанавливать народным дружинникам дополнительные социальные гарантии, исходя из возможностей соответствующих бюджетов.

Народные дружинники подлежат обязательному личному страхованию, за счет средств местного бюджета.

В случае постоянной или длительной потери
трудоспособности ДНД, наступившей в связи с выполнением обязанностей по охране общественного порядка, ему назначается пенсия по инвалидности в размере, установленном для рабочих и служащих, потерявших трудоспособность в результате трудового увечья или профессионального заболевания.

В случае гибели ДНД, в связи с осуществлением обязанностей по охране общественного порядка, членам его семьи назначается пенсия по случаю потери кормильца в размере, установленном для семей рабочих и служащих, умерших от трудового увечья или профессионального заболевания. Кроме того, семье погибшего выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего заработка (стипендии) погибшего или умершего от причиненных увечий и телесных повреждений члена ДНД из средств местного бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Народным дружинникам предоставляются дополнительные гарантии, предусмотренные коллективным договором организации.

13. Необходимая оборона и крайняя необходимость

применительно к деятельности народных дружинников

На деятельность народных дружинников распространяется законодательство Российской Федерации о необходимой обороне и крайней необходимости.

14. Недопустимость посягательства на жизнь,

здоровье, честь и достоинство народного дружинника

Посягательство на жизнь, здоровье, честь и достоинство народного дружинника, находящегося при исполнении возложенных на него настоящим законом обязанностей, влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

15. Показания народного дружинника

В соответствии с законодательством Российской Федерации показания народного дружинника по делу о преступлении или об административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.

16. Меры поощрения и взыскания

Для поощрения народных дружинников органы местного самоуправления, правоохранительные органы, руководители организаций, органы территориального общественного самоуправления, совет добровольных народных дружин в пределах своих полномочий могут применять различные меры морального и материального поощрения. Меры морального и материального поощрения могут применяться к руководителям организаций, оказывающим содействие в деятельности добровольных народных дружин.

За особые услуги в деле
охраны общественного порядка, проявленные при этом мужество и героизм, народные дружинники могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации, государственными наградами Республики Алтай.

За противоправные действия (бездействие) народные дружинники несут ответственность, установленную федеральными законами. Вред, причиненный народным дружинником физическим и юридическим лицам, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

При отчислении из состава добровольной народной дружины народный дружинник обязан сдать удостоверение народного дружинника, а также имущество, полученное им в пользование в связи с работой в добровольной народной дружине. Возмещение стоимости утраченного или невозвращенного имущества производится в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

17. Финансовое обеспечение деятельности

добровольных народных дружин

На финансовую поддержку деятельности добровольных народных дружин предусмотреть средства из бюджета муниципального образования “Майминский район“, бюджета сельских поселений.

18. Материально-техническое обеспечение

деятельности добровольных народных дружин

Материально-техническое обеспечение деятельности добровольных народных дружин может осуществляться за счет средств бюджета муниципального образования “Майминский район“, собственных средств предприятий, учреждений и организаций, а также за счет других источников.

Органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, при которых созданы добровольные народные дружины, обеспечивают их необходимыми помещениями, оборудованием и средствами связи в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов государственной власти Республики Алтай и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

19. Контроль за деятельностью

добровольных народных дружин

(в ред. Решения Майминского районного Совета депутатов

от 21.05.2010 N 17-27)

Контроль за деятельностью добровольных народных дружин и их территориальных подразделений осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования “Майминский район“.