Законы и постановления РФ

Решение Земского Собрания Чернушинского муниципального района от 26.11.2010 N 398 “Об утверждении Положения о депутатском расследовании Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края“

Вступил в силу с 26 ноября 2010 года (пункт 2 данного документа).

ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ ЧЕРНУШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ

от 26 ноября 2010 г. N 398

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПУТАТСКОМ РАССЛЕДОВАНИИ

ЗЕМСКОГО СОБРАНИЯ ЧЕРНУШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПЕРМСКОГО КРАЯ

В соответствии со ст. 29 Положения “О Земском Собрании Чернушинского муниципального района Пермского края“, утвержденного решением Земского Собрания от 14.07.2006 N 423, Земское Собрание решает:

1. Утвердить Положение о депутатском расследовании Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края согласно приложению.

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на председателя Земского Собрания Чернушинского муниципального района.


Глава муниципального района

М.В.ШЕСТАКОВ

Приложение

к решению

Земского Собрания


Чернушинского муниципального района

от 26.11.2010 N 398

ПОЛОЖЕНИЕ

О ДЕПУТАТСКОМ РАССЛЕДОВАНИИ ЗЕМСКОГО СОБРАНИЯ ЧЕРНУШИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ


Статья 1. Предмет регулирования настоящего Положения

1. Настоящим Положением регулируются общественные отношения, связанные с осуществлением Земским Собранием Чернушинского муниципального района Пермского края (далее по тексту - Земское Собрание) деятельности по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для населения и муниципальных институтов на территории Чернушинского муниципального района.

2. Настоящим Положением устанавливаются основания для проведения депутатского расследования Земским Собранием (далее - депутатское расследование), его организационные формы и основные положения, касающиеся процедуры депутатского расследования, а также права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании.

3. Для целей настоящего Положения должностными лицами признаются лица, замещающие муниципальные должности Чернушинского муниципального района, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях.

Статья 2. Правовая основа проведения депутатского расследования


Депутатское расследование проводится на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Пермского края, Устава Чернушинского муниципального района, настоящего Положения и иных нормативных правовых актов Чернушинского муниципального района.

Статья 3. Понятие, цели и принципы депутатского расследования

1. Депутатское расследование является одной из форм контроля Земского Собрания.

2. Депутатское расследование - деятельность специально созданной депутатской комиссии для выяснения фактов и обстоятельств, представляющих большую общественную значимость для населения Чернушинского муниципального района и носящих негативный характер, а также для выяснения причин и условий их возникновения.

Воспрепятствование проведению депутатского расследования - действие (бездействие) должностного лица, гражданина, направленное на создание препятствий в осуществлении законных процедур и действий депутатской комиссии, уполномоченной проводить депутатское расследование.


3. Целями депутатского расследования являются:

1) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации, Уставом Чернушинского муниципального района прав и свобод человека и гражданина;

2) обеспечение Земским Собранием контроля деятельности органов местного самоуправления по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования;

3) выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, информирование о них общества, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий;

4) выработка и представление Земскому Собранию, органам местного самоуправления Чернушинского муниципального района рекомендаций по устранению причин и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования;

5) внесение предложений по подготовке и принятию проектов правовых актов Чернушинского муниципального района, направленных на устранение причин и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.

4. Депутатское расследование проводится на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, равенства граждан перед законом, коллегиальности, объективности, гласности, ответственности членов комиссии по проведению депутатского расследования перед Земским Собранием.

5. Депутатское расследование не подменяет собой дознание, предварительное следствие и судопроизводство.

Статья 4. Предмет депутатского расследования

1. Предметом депутатского расследования могут являться события, связанные с фактами и обстоятельствами, представляющими большую общественную значимость для населения Чернушинского муниципального района и носящих негативный характер, а именно:


1) факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации, Уставом Чернушинского муниципального района прав и свобод человека и гражданина;

2) обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

4) иные обстоятельства и события, представляющие общественную значимость для населения Чернушинского муниципального района и носящие негативный характер.

2. Депутатскому расследованию не подлежат:

1) деятельность судов по осуществлению правосудия;

2) деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

3. Предметом депутатского расследования не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступления.

4. В случае принятия федеральным судом общей юрисдикции, арбитражным судом или мировым судьей к производству дела, касающегося фактов и обстоятельств, расследуемых в соответствии с настоящим Положением, депутатское расследование не возбуждается в отношении фактов и обстоятельств, определенных:

1) содержанием обвинительного заключения или обвинительного акта и ограниченных объемом собственно состава преступления, сформулированного в них;

2) содержанием заявления о совершении преступления по уголовному делу частного обвинения, в том числе о событии преступления, месте, времени, а также обстоятельствах его совершения;

3) предметом иска или заявления, если в исковом заявлении или заявлении указаны факты и обстоятельства, возможные для определения и процессуального выделения и дающие основания для судебного спора;

4) содержанием протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении и ограниченных объемом собственно состава административного правонарушения, в связи с совершением которого данный протокол составлен (данное постановление вынесено).

5. Факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда, признаются депутатской комиссией по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования (далее - комиссия), без дополнительной проверки и не могут ставиться под сомнение.

Статья 5. Срок депутатского расследования

1. Срок депутатского расследования устанавливается решением Земского Собрания о проведении такого расследования, но не более двух месяцев.

2. Днем начала депутатского расследования является день вступления в силу решения Земского Собрания о возбуждении депутатского расследования.

3. Днем завершения депутатского расследования является день принятия Земского Собрания постановления о завершении депутатского расследования.

4. Депутатское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Земского Собрания соответствующего созыва.

5. Земское Собрание вправе досрочно прекратить депутатское расследование по собственной инициативе, а также по мотивированному представлению комиссии.

6. В случае проведения депутатского расследования по фактам и обстоятельствам, изложенным в пунктах 1-4 части 4 статьи 4, такое расследование подлежит приостановлению до устранения обстоятельств, изложенных в указанных пунктах.

7. Земское Собрание на основании мотивированного представления комиссии вправе продлить срок депутатского расследования, но не более чем на один месяц.

Статья 6. Основания для возбуждения депутатского расследования

Основанием для возбуждения депутатского расследования являются события, ставшие известными депутатам Земского Собрания и связанные с фактами и обстоятельствами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Положения.

Статья 7. Инициатива возбуждения депутатского расследования

При наличии фактов и обстоятельств, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Положения, депутат Земского Собрания или группа депутатов Земского Собрания численностью не менее одной пятой от установленного числа депутатов Земского Собрания направляет председателю Земского Собрания письменное обращение о возбуждении депутатского расследования, в котором должны быть изложены факты и обстоятельства, подлежащие депутатскому расследованию и обоснованы необходимость и возможность его проведения в соответствии с настоящим Положением.

К письменному обращению о возбуждении депутатского расследования в обязательном порядке прилагаются все доказательства, на основании которых депутат Земского Собрания или группа депутатов Земского Собрания подготовила данное обращение.

Статья 8. Порядок принятия решения о возбуждении депутатского расследования

1. Вопрос о возбуждении депутатского расследования и составе комиссии, внесенный на рассмотрение Земского Собрания не позднее чем за пять дней до дня ближайшего заседания Земского Собрания, подлежит обязательному рассмотрению на данном заседании.

2. Решение о возбуждении депутатского расследования и составе комиссии оформляется решением Земского Собрания и считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленной численности депутатов Земского Собрания.

Статья 9. Порядок формирования депутатской комиссии

1. При принятии решения о возбуждении депутатского расследования Земское Собрание формирует комиссию, состоящую из депутатов Земского Собрания.

2. В состав комиссии Земского Собрания входят председатель Земского Собрания или заместитель председателя Земского Собрания, депутаты Земского Собрания по одному от каждого комитета Земского Собрания. Состав комиссии подлежит утверждению Земским Собранием.

3. Комиссия формируется на время проведения депутатского расследования и после его завершения распускается.

Статья 10. Требования, предъявляемые к членам комиссии

Членом комиссии не может быть депутат Земского Собрания:

1) являющийся участником расследуемого комиссией события;

2) состоящий в браке либо в родственных отношениях с лицом, являющимся участником расследуемого комиссией события.

Статья 11. Прекращение полномочий члена комиссии и замещение вакантных мест

1. Полномочия члена комиссии прекращаются в случае прекращения в соответствии с законодательством его полномочий депутата Земского Собрания.

2. Член комиссии может выйти из ее состава по собственному желанию.

3. Полномочия члена комиссии также могут быть досрочно прекращены по решению Земского Собрания, в том числе в случае несоответствия члена комиссии требованиям, установленным статьей 10 настоящего Положения.

4. Решение о прекращении полномочий члена комиссии по основаниям, предусмотренным частями 1-3 настоящей статьи, оформляется решением Земского Собрания.

5. В случаях, указанных в частях 1-3 настоящей статьи, вакантное место замещается другим депутатом Земского Собрания в порядке, установленном настоящим Положением.

Статья 12. Председатель комиссии

1. Председатель комиссии избирается на первом заседании комиссии из числа ее членов.

2. Председатель комиссии:

1) организует работу комиссии, созывает и ведет ее заседания;

2) выступает на заседаниях Земского Собрания с сообщениями о деятельности комиссии;

3) распределяет обязанности между членами комиссии;

4) обеспечивает защиту используемой при проведении депутатского расследования информации, отнесенной законодательством к категории информации ограниченного доступа;

5) подписывает протоколы проводимых им заседаний комиссии;

6) решает иные вопросы, касающиеся расследования фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.

Статья 13. Секретарь комиссии

1. Функции секретаря комиссии, как правило, исполняет работник аппарата Земского Собрания, но комиссия имеет право избрать секретаря из своего состава.

2. Секретарь комиссии:

1) отвечает за организационное обеспечение деятельности комиссии;

2) обеспечивает ведение стенограмм заседаний комиссии и протоколов опросов лиц, приглашенных на заседания комиссии для дачи объяснений;

3) организует ведение делопроизводства комиссии.

Статья 14. Порядок работы комиссии

1. Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины от общего числа членов комиссии.

2. Заседания комиссии, как правило, открытые. Порядок допуска граждан и представителей средств массовой информации на открытые заседания определяется комиссией самостоятельно.

3. В случае если проведение открытого заседания может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, комиссия принимает решение о проведении закрытого заседания. Закрытые заседания могут проводиться также в случаях, если за это решение проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании.

4. Первое заседание комиссии проводится не позднее чем через 5 рабочих дней со дня создания комиссии.

Статья 15. План работы комиссии

1. Комиссия разрабатывает и утверждает план работы, в котором определяются:

1) основные направления депутатского расследования;

2) вопросы, подлежащие рассмотрению при проведении депутатского расследования;

3) сроки завершения основных этапов депутатского расследования (сбора информации, оценки и систематизации информации, подготовки итогового доклада комиссии);

4) круг лиц, приглашаемых на заседания комиссии для дачи объяснений по расследуемым ею фактам и обстоятельствам;

5) перечень поручений членам комиссии и сроки их выполнения.

2. В план работы комиссии могут быть включены также иные вопросы, касающиеся ее деятельности.

Статья 16. Порядок принятия решений

1. Решения комиссии принимаются на ее заседаниях открытым голосованием.

2. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании.

Статья 17. Права комиссии

1. Комиссия при осуществлении своей деятельности имеет право:

1) запрашивать и получать в установленном порядке от органов местного самоуправления Чернушинского муниципального района, учреждений и организаций копии документов, относящихся к предмету депутатского расследования, а также информацию, необходимую для проведения депутатского расследования;

2) приглашать для дачи объяснений по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам должностных лиц;

3) приглашать для дачи объяснений по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам граждан, обладающих специальными знаниями либо информацией, которая может способствовать депутатскому расследованию;

4) опрашивать приглашенных лиц, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, и заносить их объяснения в соответствующий протокол.

2. Комиссия вправе предложить должностным лицам и гражданам представить объяснения и изложить ответы на поставленные комиссией вопросы в письменной форме, а также направить в комиссию информацию, которая, по их мнению, может способствовать депутатскому расследованию.

3. Объяснения, ответы и информация, полученные в соответствии с частью 2 настоящей статьи, рассматриваются на заседаниях комиссии.

4. Комиссия самостоятельна в своей работе. Вмешательство в работу комиссии со стороны лиц, не входящих в комиссию, не допускается.

5. Лицо, являющееся подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, не может быть опрошено комиссией или рабочей группой в части, касающейся состава преступления, сформулированного в решении о возбуждении уголовного дела, постановлении о привлечении в качестве обвиняемого или обвинительном акте.

6. Информация, собираемая комиссией, должна соответствовать предмету депутатского расследования. Член комиссии, специалист, привлеченный к работе комиссии, либо лицо, обеспечивающее деятельность комиссии, не вправе запрашивать информацию, не относящуюся к предмету депутатского расследования.

Статья 18. Права и обязанности членов комиссии

1. Члены комиссии имеют право:

1) участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых комиссией, вносить предложения и высказываться по любому вопросу, рассматриваемому комиссией;

2) задавать вопросы лицам, приглашенным на заседание комиссии;

3) посещать органы местного самоуправления Чернушинского муниципального района, организации, осуществляющие деятельность на территории Чернушинского муниципального района, при предъявлении соответствующего решения комиссии, подписанного председателем комиссии, удостоверения депутата Земского Собрания;

4) запрашивать и получать необходимую информацию, имеющую отношение к предмету депутатского расследования, с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

2. Члены комиссии обязаны:

1) лично участвовать в заседаниях комиссии;

2) выполнять поручения комиссии;

3) соблюдать установленные комиссией ограничения на разглашение информации о ходе депутатского расследования.

3. В случае неисполнения членом комиссии своих обязанностей, в том числе неоднократного отсутствия на ее заседаниях без уважительной причины, а также неисполнения требований, содержащихся в части 2 настоящей статьи, комиссия вправе принять решение о внесении на рассмотрение Земского Собрания проекта решения Земского Собрания об исключении его из состава комиссии и включении в состав комиссии другого депутата Земского Собрания по правилам, предусмотренным настоящим Положением.

Статья 19. Права должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании

1. Должностные лица или граждане, привлеченные к участию в депутатском расследовании, вправе:

1) не свидетельствовать против себя самого и близких родственников (супруга, супруги, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушек, бабушек, внуков);

2) вести необходимые записи;

3) ходатайствовать о привлечении к участию в депутатском расследовании других лиц;

4) знакомиться с протоколом опроса, ходатайствовать о внесении в него изменений и дополнений.

2. Лицо, располагающее информацией, которая, по его мнению, может способствовать депутатскому расследованию, вправе обратиться в комиссию с просьбой о приглашении его на заседание комиссии для дачи объяснений либо направить указанную информацию в комиссию.

Статья 20. Соблюдение членами комиссии, должностными лицами и гражданами, привлеченными к участию в депутатском расследовании, лицами, обеспечивающими деятельность комиссии, положений Положения

1. Информация по предмету депутатского расследования, которая стала известна в ходе проведения депутатского расследования членам комиссии, должностным лицам и гражданам, привлеченным к участию в депутатском расследовании, лицам, обеспечивающим деятельность комиссии, не может быть передана в средства массовой информации либо распространена в иной публичной форме до завершения депутатского расследования в случае, если такое расследование проводится в закрытом режиме. Указанные лица до завершения депутатского расследования не вправе высказывать свое мнение о ходе и обстоятельствах депутатского расследования.

2. За отказ от представления комиссии (членам комиссии, рабочей группе) необходимой (необходимых) для проведения депутатского расследования информации (документов, материалов), за уклонение от такого представления либо за представление комиссии заведомо неполной либо заведомо ложной информации, а также за отказ от дачи объяснений, за дачу заведомо ложных ответов на вопросы, поставленные комиссией, членом комиссии, либо за неявку на заседание комиссии или рабочей группы без уважительных причин должностные лица и граждане несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В случае нарушения со стороны должностного лица или гражданина, привлеченных к участию в депутатском расследовании, обязанностей, предусмотренных настоящим Положением (в том числе в случаях, указанных в части 2 настоящей статьи), без уважительных причин комиссия вправе направить в орган, организацию или должностному лицу, уполномоченным принять соответствующее решение, предложение о применении мер ответственности, предусмотренных законодательством, за исключением лиц, замещающих муниципальные должности в Чернушинском муниципальном районе.

4. В случае воспрепятствования проведению депутатского расследования со стороны должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании, лиц, обеспечивающих деятельность комиссии, иных лиц комиссия вправе указать обстоятельства такого воспрепятствования и данные о лице, препятствующем проведению депутатского расследования, в итоговом докладе комиссии, а также разместить данные о таком воспрепятствовании в средствах массовой информации.

Статья 21. Обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании

1. Должностные лица обязаны по запросу комиссии в течение десяти дней представить необходимую (необходимые) для проведения депутатского расследования информацию (документы, материалы). Представление комиссии или рабочей группе сведений о частной жизни граждан допускается только с их согласия.

2. Должностные лица и граждане, привлеченные к участию в депутатском расследовании, обязаны:

1) прибыть на заседание комиссии;

2) дать все необходимые объяснения и правдиво ответить на вопросы, поставленные комиссией или рабочей группой.

Статья 22. Итоговый доклад комиссии

1. По результатам депутатского расследования готовится итоговый доклад комиссии (далее - итоговый доклад), который не позднее 10 дней со дня подготовки направляется в Земское Собрание для принятия решения, а также главе муниципального района для сведения.

2. В итоговом докладе должны содержаться выводы комиссии по расследуемым ею фактам и обстоятельствам.

2.1. Доклад также должен содержать:

1) сообщение о проведении депутатского расследования с указанием реквизитов решения Земского Собрания о возбуждении депутатского расследования;

2) перечень запрашиваемой информации, необходимой для проведения депутатского расследования;

3) список лиц с указанием должностей, которым поручен сбор информации;

4) разъяснение ответственности за воспрепятствование проведению депутатского расследования;

5) выводы о достоверности поступившей в комиссию информации по предмету депутатского расследования;

6) мнение комиссии о наличии нарушений должностными лицами действующего законодательства, Устава Чернушинского муниципального района, иных нормативных правовых актов Чернушинского муниципального района;

7) список должностных лиц, чьи решения, действия (бездействие), по мнению комиссии, повлекли нарушение действующего законодательства, Устава Чернушинского муниципального района, иных нормативных правовых актов Чернушинского муниципального района;

8) описание последствий нарушения действующего законодательства, Устава Чернушинского муниципального района, иных нормативных правовых актов Чернушинского муниципального района должностными лицами, указанными в мотивированном заключении комиссии;

9) рекомендации по устранению допущенных нарушений действующего законодательства, Устава Чернушинского муниципального района, иных нормативных правовых актов Чернушинского муниципального района.

2.2. Доклад может содержать:

1) предложения о направлении обращений в правоохранительные органы, органы прокуратуры о привлечении к ответственности отдельных должностных лиц в соответствии с действующим законодательством;

2) предложения по проведению процедуры выражения недоверия отдельным должностным лицам в соответствии с действующим законодательством;

3) предложения о наложении взысканий на отдельных должностных лиц;

4) предложения о поощрении должностных лиц и граждан.

3. В итоговом докладе могут содержаться предложения о принятии нормативных правовых актов, направленных на устранение причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.

4. В итоговом докладе могут содержаться предложения об освобождении от должности должностных лиц, действия (бездействие) которых повлекли (повлекло) за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, или действия (бездействие) которых по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, носили (носило) неудовлетворительный характер, предложения о совершенствовании деятельности органов местного самоуправления Чернушинского муниципального района.

5. Земское Собрание на ближайшем заседании рассматривает и утверждает итоговый доклад.

6. Земское Собрание при рассмотрении итогового доклада вправе предложить комиссии уточнить его отдельные положения.

7. Итоговый доклад считается утвержденным, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Земского Собрания.

8. В случае если итоговый доклад не утвержден, деятельность комиссии прекращается, о чем принимается соответствующее решение Земского Собрания.

9. Утвержденный Земским Собранием итоговый доклад направляется главе муниципального района, в необходимых случаях публикуется в средствах массовой информации.

10. Помимо случаев, указанных в части 9 настоящей статьи, итоговый доклад может направляться прокуратуру и в соответствующие органы местного самоуправления Чернушинского муниципального района.

11. После вступления в силу решения Земского Собрания о завершении депутатского расследования депутатское расследование считается завершенным и комиссия распускается.

12. Итоговый доклад подлежит обязательному рассмотрению главой муниципального района, а также субъектами, указанными в части 10 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня его получения. О принятом по итоговому докладу решении Земское Собрание уведомляется незамедлительно.

Нумерация статей дана в соответствии с официальным текстом документа.

Статья 24. Материально-техническое обеспечение деятельности комиссии

Организационно-методическое, материально-техническое, документационное, информационное и иное обеспечение деятельности комиссии осуществляется аппаратом Земского Собрания.