Постановление Главы Чусовского муниципального района от 04.05.2010 N 506 “О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов (проектов нормативных правовых актов) администрации Чусовского муниципального района“
Утратил силу в связи с изданием Постановления Администрации Чусовского муниципального района от 21.04.2011 N 357, вступающего в силу с момента официального опубликования.Вступил в силу с 4 мая 2010 года (пункт 2 данного документа).
ГЛАВА ЧУСОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2010 г. N 506
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРАВОВЫХ
АКТОВ (ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ) АДМИНИСТРАЦИИ
ЧУСОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов“, Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствовавших созданию условий для проявления коррупции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 N 176, постановляю:
1. Утвердить Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) администрации Чусовского муниципального района (прилагается).
2. Настоящее Постановление вступает в силу с момента подписания.
3. Контроль за исполнением Постановления возложить на заместителя главы района по правовым вопросам Войцехова С.С.
Глава района
Н.И.СИМАКОВ
УТВЕРЖДЕН
Постановлением
главы района
от 04.05.2010 N 506
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ (ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ)
АДМИНИСТРАЦИИ ЧУСОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
1. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан для обеспечения проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов администрации Чусовского муниципального района (далее по тексту - администрация) в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее по тексту - антикоррупционная экспертиза).
2. Настоящим Порядком определяются правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии нормативных правовых актов, а также правила выявления и исключения из действующих нормативных правовых актов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
Коррупционными факторами признаются положения проектов нормативных правовых актов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупциогенными нормами признаются положения проектов нормативных правовых актов, содержащие коррупционные факторы.
3. Антикоррупционная экспертиза в соответствии с настоящим Порядком проводится юридическим отделом администрации Чусовского муниципального района.
2. Правила проведения антикоррупционной экспертизы
1. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
2. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы проводится экспертиза каждой нормы проекта нормативного правового акта на коррупциогенность и излагаются ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
3. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется заключение, в котором отражаются все выявленные положения проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта нормативного правового акта и соответствующих коррупционных факторов, а также предложения способов их устранения.
В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте нормативного правового акта выявленных коррупционных факторов.
4. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы направляется разработчику проекта нормативного правового акта для рассмотрения.
5. В случае выявления коррупционных факторов и коррупциогенных норм в нормативных правовых актах администрации Чусовского муниципального района в ходе проведения правового анализа, а также мониторинга применения нормативных правовых актов администрации Чусовского муниципального района юридическим отделом администрации Чусовского муниципального района составляется мотивированное заключение, содержащее указание на выявленные коррупционные факторы и способы их устранения.
6. Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в заключении.
3. Коррупционные факторы
1. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления Чусовского муниципального района;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
2. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления Чусовского муниципального района, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления Чусовского муниципального района (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле “вправе“ - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) Чусовского муниципального района действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) Чусовского муниципального района - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц) Чусовского муниципального района;
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) Чусовского муниципального района при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте нормативного правового акта нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и т.д.;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) Чусовского муниципального района определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) Чусовского муниципального района - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) Чусовского муниципального района - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) Чусовского муниципального района - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц, муниципальных служащих) Чусовского муниципального района;
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц) Чусовского муниципального района, и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта нормативного правового акта, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) Чусовского муниципального района возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц) Чусовского муниципального района.