Законы и постановления РФ

Решение Земского Собрания Гайнского муниципального района от 29.06.2009 N 323 “Об утверждении Порядка ремонта дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов Гайнского муниципального района“

Вступает в силу со дня опубликования в районной газете “Наше время“ (пункт 2 данного документа).

ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ ГАЙНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ

от 29 июня 2009 г. N 323

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РЕМОНТА ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ВНЕ ГРАНИЦ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

ГАЙНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“, Законом Пермского края от 14.11.2008 N 326-ПК “Об автомобильных дорогах и
дорожной деятельности“, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Уставом Гайнского муниципального района Земское Собрание Гайнского муниципального района решает:

1. Утвердить прилагаемый Порядок ремонта дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов Гайнского муниципального района.

2. Решение вступает в силу со дня его опубликования в районной газете “Наше время“.

Глава муниципального района

Н.А.ОСТАНИН

УТВЕРЖДЕН

решением

Земского Собрания

Гайнского муниципального района

от 29.06.2009 N 323

ПОРЯДОК

РЕМОНТА ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

ВНЕ ГРАНИЦ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ГАЙНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

РАЙОНА

Настоящий Порядок определяет основные требования к планированию работ по их ремонту; раскрывает вопросы организации и технологии производства работ; отражает принципы приемки и оценки качества работ; определяет основные положения по охране природной среды при ремонте дорог. Он предназначен в качестве руководства для дорожных организаций, занятых ремонтом автомобильных дорог общего пользования.

Настоящий Порядок разработан на основе ВСН 24-88 “Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог“, Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12.11.2007 N 160 “Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них“.

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок распространяется на автомобильные дороги общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов и является обязательным для дорожно-эксплуатационных организаций.

1.2. Нарушение должностными лицами, осуществляющими работы по ремонту автомобильных дорог и сооружений на них, положений настоящего Порядка влечет за собой по действующему законодательству дисциплинарную, административную, а в соответствующих случаях и уголовную ответственность.

1.3. В развитие и дополнение настоящего Порядка могут издаваться инструкции, технические и методические указания, пособия, рекомендации и другие нормативно-технические документы, согласованные и утвержденные в установленном порядке.

2. Ремонт земляного полотна и водоотводных сооружений

2.1. Ремонт земляного полотна и водоотвода выполняют с целью обеспечения (восстановления) на отдельных участках дороги
заданных эксплуатационных характеристик или приведения их отдельных элементов в соответствие с требованиями автомобильного движения, местными климатическими или гидрологическими условиями. Ремонтные работы направлены на обеспечение соответствия высотных отметок отдельных участков насыпи условиям их увлажнения грунтовыми водами или заносимости снегом, на ликвидацию на небольших участках пучин, восстановление и укрепление обочин, уположение и укрепление откосов насыпей и выемок с учетом грунтовых и климатических условий, на сплошную прочистку водоотводных канав, кюветов, исправление разрушенных водоотводных и дренирующих устройств и возведение новых, уширение земляного полотна в необходимых местах.

2.2. Подъемка высотных отметок насыпи выполняется на участках образования пучин, просадок земляного полотна в условиях отсутствия дренирующих слоев или неэффективности их работы. Необходимое увеличение высоты насыпи определяется из условия обеспечения разрыва между границами глубины промерзания и капиллярного поднятия влаги, а также высоты снежного покрова в районе производства работ. Работы по досыпке насыпи должны выполняться в соответствии с проектом.

2.3. Ликвидацию пучин выполняют путем частичной или полной замены грунта, укрепления грунта материалами или дренирования земляного полотна согласно положениям нормативных документов на этот вид работ с последующим проведением мероприятий по предупреждению или снижению пучинообразования. К их числу относятся: увеличение высотных отметок насыпи (см. п. 2.2); полная или частичная замена материала дренирующего слоя; очистка, ремонт или устройство прикромочного дренажа; очистка, восстановление работоспособности или устройство водоотвода; укрепление обочин материалами, снижающими объемы поступающей в земляное полотно с поверхности дороги воды; устройство дополнительных выпусков из боковых канав в сторону границы полосы отвода на участках с малыми или затяжными продольными уклонами, устройство испарительных бассейнов и др.

2.4. На участках, сложенных лессовыми, набухающими и просадочными грунтами, где отмечаются пучение
или просадки грунтов, необходимо:

- произвести замену пучинистых грунтов непучинистыми или слабопучинистыми на глубину промерзания, характерную для условий ремонтируемого участка;

- создать эффективный отвод поверхностных вод путем укрепления обочин и откосов;

- отремонтировать или изменить конструкции и места расположения водоотводных канав;

- обеспечить эффективное дренирование грунтов насыпей и выемок путем ремонта или устройства вновь дренажа;

- выполнить работы по устройству капилляропрерывающих, водонепроницаемых, теплоизолирующих, защитных и других прослоек, в том числе с использованием рулонных синтетических материалов.

2.5. При высоком уровне грунтовых вод целесообразно устроить дополнительный слой основания из фильтрующих грунтов, повысить эффективность работы дренирующего слоя, например, путем применения дренирующих слоев из синтетических рулонных материалов.

При сильном увлажнении насыпей грунтовыми водами на границе полосы отвода целесообразно устраивать продольные дренажные прорези, конструкция которых принимается в зависимости от грунтовых и гидрологических условий.

2.6. При ремонте неукрепленных обочин производятся работы по планировке их поверхности с приданием поперечного уклона до 50-60%. Если на обочинах на период проведения ремонтных работ не предусматривается устройство слоев укрепления, следует осуществить травосеяние. В этих случаях работы необходимо проводить в сроки, обеспечивающие нормальный рост трав и развитие их корневой системы.

2.7. При ремонте укрепленных обочин осуществляют работы по заделке разрушений покрытий и нижних слоев укрепления, усилению конструкции. Эти работы целесообразно совмещать с ремонтом проезжей части дорог. Поперечный уклон укрепленных обочин принимается не менее 30-40%. Для ремонта используются материалы, аналогичные принятым в конструкции укрепления или обладающие лучшими свойствами.

2.8. При укреплении обочин необходимо учитывать грунтовые и климатические условия, интенсивность и состав транспортного потока. Для укрепления могут быть использованы различные, в том числе и местные дорожно-строительные материалы, различные рулонные синтетические материалы в качестве армирующих,
защитных и дренирующих прослоек, обеспечивающие повышение эксплуатационных качеств конструкций и снижение расхода дорожно-строительных материалов.

Выбор конструкции, количества и толщины слоев укрепления осуществляется на основе действующих нормативно-технических документов.

2.9. Откосы насыпей и выемок должны быть укреплены посевом трав с проведением необходимых агротехнических мероприятий по созданию устойчивого дернового покрова. Если на откосах отмечается образование оползней, селевых выносов или обвалов, они должны быть очищены и спланированы с восстановлением дернового покрова. При постоянных деформациях поверхности откосов или их разрушении следует выполнить работы по уменьшению крутизны откосов. При неэффективности этих мероприятий откосы укрепляют сборными элементами, синтетическими материалами, устройством влаго- и теплоизолирующих слоев и другими способами в зависимости от грунтов, местных климатических условий, причин возникающих деформаций на основе положений действующих нормативных документов.

2.10. Деформации и разрушения слоев или конструкций укрепления откосов исправляют с применением материалов, ранее использованных в укреплении или более эффективных. Если в целом конструкция укрепления не соответствует грунтовым и климатическим условиям, необходимо принять решение по ее переустройству.

2.11. При ремонте выполняют также работы по прочистке водоотводных канав с восстановлением их поперечного профиля и продольного уклона не менее 10%. На участках, где отмечается переувлажнение земляного полотна, особенно если оно сложено из набухающих, посадочных и лессовых грунтов, при отсутствии водоотвода выполняют работы по его устройству.

На участках, где отмечен большой приток поверхностных вод и имеющийся водоотвод не обеспечивает своевременное их удаление за пределы земляного полотна, в зависимости от местных условий на границе резерва может быть устроена дополнительная водоотводная канава, выполнена планировка поверхности резерва с обеспечением эффективного отвода воды от насыпи и ее удаление. Поверхность резервов должна быть укреплена посевом многолетних культурных
трав.

2.12. При постоянном размыве боковых канав ливневыми и талыми водами, подмыве оснований насыпей и выемок, конусов и укреплений малых искусственных сооружений дно, боковые стенки канав, выходные русла укрепляют сборными бетонными элементами, мощением, дернованием и другими способами с учетом скорости течения и объема перемещаемой воды, степени размываемости грунтов. Во всех случаях боковые стенки канав должны иметь укрепление выше максимального уровня воды в период пропуска наибольших объемов на 10-15 см. Производят работы по регулированию и выпрямлению русел искусственных сооружений.

2.13. При сплывах и обрушениях откосов насыпей и выемок необходимо использовать мероприятия по п. 2.12, а также выполнить работы по уположению откосов, глубинному укреплению грунтов, укреплению откосов забивкой свай, произвести укрепление поверхности откосов различными материалами и конструкциями, в том числе и с использованием синтетических материалов в качестве обратного фильтра или самостоятельного слоя укрепления с учетом грунтовых и климатических условий, причин возникающих деформаций и разрушений.

2.14. В равнинной местности, где отвод воды от насыпей затруднен, а резервы, выполняющие роль испарительных бассейнов, заболачиваются, следует перестроить насыпи, используя в их верхней части дренирующие грунты, и поднять высотные отметки, обеспечивая предотвращение переувлажнения грунтов стоячими водами.

2.15. При необходимости увеличения ширины земляного полотна наиболее предпочтительным является одностороннее уширение. В особых случаях, при обосновании технической и экономической целесообразности применяется двустороннее уширение.

2.16. На полосе, примыкающей к уширяемой стороне полотна, удаляют кустарник, травяной покров и растительный грунт. Последний убирают также с откосов и обочин уширяемой части земляного полотна.

2.17. Уширение земляного полотна производят по технологическим схемам, разрабатываемым в каждом конкретном случае с учетом свойств грунтов и поперечного профиля земляного полотна с обязательным уплотнением уширяемой части
до требуемых величин.

2.18. При выполнении работ по уширению земляного полотна необходимо использовать грунты, по своим показателям пригодные для укладки в уширяемую часть насыпи, а также дренирующие грунты.

2.19. Раскрытие или углубление выемок производится, как правило, с удалением грунта в кавальер, его складированием в пределах полосы отвода для возможности последующего использования на соседних участках насыпей при их уширении или поднятии высотных отметок, если грунты относятся к категории дренирующих.

2.20. При поднятии высотных отметок насыпей с сохранением или увеличением крутизны откосов происходит и уширение их подошвы. В этих случаях с участков боковых резервов, подлежащих засыпке обочин и откосов, удаляют растительный грунт. При соответствующем технико-экономическом обосновании подлежит удалению также и дорожная одежда, особенно в случаях, если высота подъема насыпи превышает ее толщину, и материалы могут быть повторно использованы.

2.21. Использование при уширении или поднятии высотных отметок насыпи местных материалов и грунтов особых разновидностей (крупнообломочные, галечниковые и гравелистые, золы, шлаки и т.д.) должно быть обосновано технико-экономическими расчетами.

3. Ремонт дорожных одежд

3.1. Общие положения

3.1.1. Ремонт дорожных одежд включает работы по восстановлению слоя износа, улучшению ровности, повышению шероховатости и сцепных качеств покрытия, увеличению прочности дорожной конструкции, уширению проезжей части в соответствии с установленными требованиями.

3.1.2. Состав и объемы работ определяют на основе данных визуальных и инструментальных обследований с учетом положений, изложенных в гл. 2.

3.1.3. В целях обеспечения безопасности движения в местах производства ремонтных работ, а также в целях охраны труда и соблюдения техники безопасности должны быть приняты меры по ограждению таких мест в соответствии с требованиями п. 4.5 настоящих Правил.

3.2. Гравийные и щебеночные покрытия

3.2.1. При ремонте восстанавливают слой износа - ровность
покрытия. Это достигается путем проведения сплошной ремонтной профилировки с добавлением нового материала, обработки верхнего слоя органическими вяжущими или специальными обеспыливающими материалами.

3.2.2. Технология работ при проведении сплошной ремонтной профилировки состоит из:

- механической очистки поверхности покрытия от грунта, грязи, мусора; кирковки проезжей части и предварительной профилировки;

- вывозки на покрытие готовой оптимальной гравийной или щебеночной смеси; распределения новой смеси; профилирования; увлажнения и уплотнения.

В процессе уплотнения следят за соблюдением поперечных уклонов и ровности покрытия, проверяя их шаблоном и 3-метровой рейкой.

3.2.3. Сплошную кирковку производят на глубину наиболее характерных для данного участка неровностей, но не менее чем на 5 см. Перед кирковкой и профилированием в сухую погоду покрытие поливают водой в количестве 6-12 л/м2.

На спланированную поверхность вывозят готовую гравийную или щебеночную смесь и выгружают в штабеля (кучи) на обочину, расстояние между которыми определяют в зависимости от потребности материала на 1 м2. При невозможности получения смесей их готовят на месте (дороге) путем добавления и тщательного перемешивания отдельных фракций автогрейдером (грейдером) или фрезой.

После разравнивания материал уплотняют самоходными катками с гладкими вальцами или пневматическими шинами. При применении прицепных катков в качестве тягача следует использовать тракторы на пневматических шинах. Уплотнение начинают катками массой 5-8 т, а заканчивают катками массой 10 т и более. Уплотнение производят от краев проезжей части и постепенно переходят к середине. Каждый последующий проход катка должен перекрывать предыдущую полосу на 1/3 ширины следа.

Внешним признаком окончания уплотнения является отсутствие следа от катка и образования волны перед катком.

В процессе уплотнения гравийная (щебеночная) смесь должна иметь оптимальную влажность.

С целью создания плотного прочного и устойчивого покрытия материал в процессе уплотнения рекомендуется
поливать водным раствором CaCl2 20-30%-ной концентрации с нормой расхода 2-3 л/м2.

3.2.4. При усилении гравийных и щебеночных покрытий производят их утолщение или устраивают более совершенные покрытия, используя старые в качестве оснований. Технология устройства таких покрытий та же, что и при новом строительстве.

3.3. Уширение дорожной одежды

3.3.1. Уширение дорожной одежды выполняют с целью увеличения пропускной способности дороги и повышения безопасности движения. Возможны два варианта уширения: одностороннее (несимметричное) и двустороннее. Выбор варианта уширения и определение величины, на которую следует уширить проезжую часть, осуществляют на стадии разработки проекта.

3.3.2. При уширении проезжей части на величину, в 2 раза меньшую ширины обочины, на обочине вдоль кромки покрытия подготавливают корыто с вертикальными стенками на глубину до низа дополнительного слоя основания (дренирующего или морозозащитного). Дну корыта придают поперечный уклон 30-120% в сторону обочины для обеспечения водоотвода из основания дорожной одежды. При устройстве полос малой ширины (до 0,75 м) применяют специальные траншеекопатели и приспособления к машинам, в том числе навесные и прицепные плуги, специальные накладки на отвал автогрейдера или бульдозера, а также специальные механизмы для уширения проезжей части.

3.3.3. Технологический процесс устройства дорожной одежды на полосах уширения включает: обрезку кромки существующего покрытия с помощью специальных дисковых пил, навешиваемых на трактор; послойную отсыпку основания с тщательным уплотнением каждого слоя; устройство покрытия.

3.3.4. На полосах уширения при необходимости устраивают поверхностную обработку, захватывая на 0,2-0,3 м прикромочную полосу старого покрытия. Целесообразно поверхностную обработку устраивать сразу на всю ширину, перекрывая старое покрытие и полосы уширения.

3.3.5. При необходимости уширения проезжей части на величину, равную ширине обочин, большую или несколько меньшую ее, осуществляют срезку земляного полотна с уширяемой
стороны. Сначала срезают и удаляют в сторону дерновой покров с откосов (если он имеется), затем остальную часть земляного полотна, используя грунт на уширение полотна ниже дорожной одежды. После уширения и уплотнения земляного полотна до нижней поверхности дополнительного слоя основания (дренирующего или морозозащитного) отсыпают материал для уширения этого слоя, укладывают и уплотняют материал для уширения основания и вровень с ним отсыпают и уплотняют грунт земляного полотна в пределах образуемой новой обочины. После этого устраивают уширение покрытия, укладывают (при необходимости) выравнивающий слой и поверх него новый верхний слой покрытия на всю ширину проезжей части. Затем укрепляют обочины и окончательно отделывают земляное полотно, укладывая на новый откос ранее снятый дерн.

3.3.6. При уширении дорожной одежды необходимым условием являются надежное сопряжение конструкции уширения со старой одеждой и их ровнопрочность, обеспечивающие совместную работу старой и новой части полотна.

4. Обеспечение безопасности движения

4.1. Общие положения

4.1.1. При проведении работ по ремонту автомобильных дорог дорожно-эксплуатационные организации должны осуществлять мероприятия, направленные на обеспечение безопасности и улучшение организации движения:

- улучшение в процессе проведения ремонтных работ характеристик геометрических элементов дорог путем увеличения радиусов кривых в плане, устройства виражей и переходных кривых, уширения узких мостов;

- осуществление канализирования движения путем устройства островков безопасности на пересечениях дорог, устройство дополнительных полос на подъемах и спусках, переходно-скоростных полос в зонах пересечений и автобусных остановок, строительство тротуаров и велосипедных дорожек в зонах населенных пунктов, пешеходных переходов, скотопрогонов, устройство стоянок, площадок отдыха;

- улучшение организации движения и повышения его безопасности путем установки дорожных знаков, ограждений, светофоров и нанесения разметки, устройства трясущих полос, аварийных съездов и применение других технических средств и методов, включая автоматизированные системы управления движением и системы дистанционного управления знаками;

- устройство и оборудование пересечений и примыканий в одном и разных уровнях.

4.1.2. При проведении на дороге работ должны приниматься меры, обеспечивающие безопасность движения в соответствии с требованиями Инструкции по организации движения и ограждению мест производства работ и п. 4.5 настоящего Порядка.

4.2. Дорожные знаки

4.2.1. Виды знаков, их количество и места установки на конкретных дорогах определяются дислокацией, которая разрабатывается Госавтоинспекцией совместно с работниками дорожно-эксплуатационных организаций и утверждается руководителями органов Госавтоинспекции по согласованию с руководителями дорожно-эксплуатационных организаций.

4.2.2. Знаки кратковременного или сезонного действия устанавливают только на тот период, когда они необходимы, и немедленно снимают после устранения причин, вызвавших их установку.

4.2.3. Дорожные знаки следует установить таким образом, чтобы расстояние их видимости в светлое время суток составляло не менее 150 м.

4.2.4. Дорожные знаки, кроме случаев, специально оговоренных действующим стандартом, следует размещать с правой стороны дороги на присыпных бермах. В местах проведения работ допускается установка знаков на проезжей части и обочинах на переносных опорах.

В одном поперечном сечении дороги допускается установка не более трех знаков без учета дублирующих знаков и знаков дополнительной информации (табличек).

4.2.5. Расстояние между соседними знаками, размещенными на одной опоре, за исключением знаков, выполненных в одном корпусе, должно составлять от 50 до 200 м.

4.3. Сигнальные столбики

4.3.1. Опасные участки дорог II и III категорий должны быть оборудованы направляющими устройствами в виде отдельно стоящих сигнальных столбиков высотой 0,75-0,8 м.

4.3.2. Сигнальные столбики на обочинах дорог II и III категорий следует устанавливать:

- в пределах кривых в продольном профиле и на подходах к ним (по три столбика с каждой стороны) при высоте насыпи не менее 2 м и интенсивности движения не менее 2000 прив. ед./сут. на расстояниях, указанных в табл. 1;

- в пределах кривых в плане и на подходах к ним (по три столбика с каждой стороны) при высоте насыпи не менее 1 м на расстояниях, указанных в табл. 2.

Таблица 1

--------------T----------------T---------------------------------¬

¦Радиус кривой¦Расстояние между¦ Расстояние между столбиками ¦

¦в продольном ¦ столбиками в ¦ на подходах к кривой, м ¦

¦ профиле, м ¦пределах кривой,+----------T----------T-----------+

¦ ¦ м ¦от начала ¦от первого¦от второго ¦

¦ ¦ ¦до первого¦до второго¦до третьего¦

+-------------+----------------+----------+----------+-----------+

¦ 200 ¦ 7 ¦ 12 ¦ 23 ¦ 47 ¦

+-------------+----------------+----------+----------+-----------+

¦ 300 ¦ 9 ¦ 15 ¦ 30 ¦ 50 ¦

+-------------+----------------+----------+----------+-----------+

¦ 400 ¦ 11 ¦ 17 ¦ 33 ¦ 50 ¦

+-------------+----------------+----------+----------+-----------+

¦ 500 ¦ 12 ¦ 19 ¦ 37 ¦ 50 ¦

+-------------+----------------+----------+----------+-----------+

¦ 1000 ¦ 17 ¦ 27 ¦ 50 ¦ 50 ¦

+-------------+----------------+----------+----------+-----------+

¦ 2000 ¦ 25 ¦ 40 ¦ 50 ¦ 50 ¦

+-------------+----------------+----------+----------+-----------+

¦ 3000 ¦ 31 ¦ 47 ¦ 50 ¦ 50 ¦

+-------------+----------------+----------+----------+-----------+

¦ 4000 ¦ 35 ¦ 50 ¦ 50 ¦ 50 ¦

+-------------+----------------+----------+----------+-----------+

¦ 5000 ¦ 40 ¦ 50 ¦ 50 ¦ 50 ¦

+-------------+----------------+----------+----------+-----------+

¦ 6000 ¦ 45 ¦ 50 ¦ 50 ¦ 50 ¦

+-------------+----------------+----------+----------+-----------+

¦ 8000 ¦ 50 ¦ 50 ¦ 50 ¦ 50 ¦

L-------------+----------------+----------+----------+------------

Таблица 2

---------T-----------------------------T---------------------------------¬

¦ Радиус ¦ Расстояние между столбиками ¦ Расстояние между столбиками ¦

¦ кривой ¦ в пределах кривой, м ¦ на подходах к кривой, м ¦

¦в плане,+--------------T--------------+----------T----------T-----------+

¦ м ¦ на внешней ¦на внутренней ¦от начала ¦от первого¦от второго ¦

¦ ¦стороне кривой¦стороне кривой¦до первого¦до второго¦до третьего¦

+--------+--------------+--------------+----------+----------+-----------+

¦ 20 ¦ 3 ¦ 6 ¦ ¦ 10 ¦ 20 ¦

+--------+--------------+--------------+----------+----------+-----------+

¦ 30 ¦ 3 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 11 ¦ 21 ¦

+--------+--------------+--------------+----------+----------+-----------+

¦ 40 ¦ 4 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 15 ¦ 31 ¦

+--------+--------------+--------------+----------+----------+-----------+

¦ 50 ¦ 5 ¦ 10 ¦ 12 ¦ 20 ¦ 40 ¦

+--------+--------------+--------------+----------+----------+-----------+

¦ 100 ¦ 10 ¦ 20 ¦ 25 ¦ 42 ¦ 50 ¦

+--------+--------------+--------------+----------+----------+-----------+

¦ 200 ¦ 15 ¦ 30 ¦ 30 ¦ 45 ¦ 50 ¦

+--------+--------------+--------------+----------+----------+-----------+

¦ 300 ¦ 20 ¦ 40 ¦ 36 ¦ 50 ¦ 50 ¦

+--------+--------------+--------------+----------+----------+-----------+

¦ 400 ¦ 30 ¦ 50 ¦ 50 ¦ 50 ¦ 50 ¦

+--------+--------------+--------------+----------+----------+-----------+

¦ 500 ¦ 40 ¦ 50 ¦ 50 ¦ 50 ¦ 50 ¦

+--------+--------------+--------------+----------+----------+-----------+

¦ 600 ¦ 50 ¦ 50 ¦ 50 ¦ 50 ¦ 50 ¦

L--------+--------------+--------------+----------+----------+------------

- в пределах кривых на пересечениях и примыканиях дорог в одном уровне на расстояниях, указанных в табл. 2 для внешней стороны закругления;

- на дорогах, расположенных на расстоянии менее 15 м от болот и водотоков глубиной от 1 до 2 м, через 10 м;

- у мостов и путепроводов по три столбика до и после сооружения с двух сторон дороги через 10 м;

- у водопропускных труб по одному столбику с каждой стороны дороги по оси трубы.

4.3.3. На снегозаносимых участках и в районах с длительным зимним периодом (I-III дорожно-климатические зоны) направляющие столбики следует устанавливать на откосе насыпи на расстоянии 30 см от бровки земляного полотна или устраивать их в виде наклонных столбиков с сечением 15 x 10 см с отгибами (рис. 1 - не приводится).

4.3.4. Разрешается устанавливать ограждения и направляющие столбики только на внешней стороне кривых на левоповоротных съездах пересечений и примыканий автомобильных дорог в различных уровнях, расположенных в районах с сильной снегозаносимостью.

Рис. 1. Направляющие тумбы или столбики с отгибами:

а, б - на прямых участках дороги; в - на левом повороте;

г - тумбы с левым и правым отгибами

Рисунок не приводится.

4.4. Освещение

4.4.1. На автомобильных дорогах следует освещать участки дорог в пределах населенных пунктов, а при возможности использования существующих электрических распределительных сетей также на автобусных остановках.

Дорожная служба должна выступать инициатором освещения опасных участков дорог и может принять долевое участие в финансировании или проведении отдельных видов строительно-монтажных и эксплуатационных работ.

4.4.2. Освещение участков автомобильных дорог в пределах населенных пунктов следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП II-4-79.

4.4.3. Если расстояние между соседними освещаемыми участками менее 250 м, рекомендуется устраивать непрерывное освещение дороги, исключающее чередование освещенных и неосвещенных участков.

4.4.4. Опоры освещения, как правило, следует располагать за бровкой земляного полотна. В местах установки опор освещения обочину следует уширять в виде бермы так, чтобы расстояние между опорами и ограждениями, устанавливаемыми вдоль бровки земляного полотна, было не менее 1,2 м.

4.5. Обеспечение безопасности движения при выполнении ремонтных работ

4.5.1. При проведении ремонтных работ организация, проводящая работы, должна принять необходимые меры по обеспечению в таких местах безопасности движения. С этой целью на участке проведения работ до их начала устанавливают временные дорожные знаки и сигналы, ограждающие и направляющие устройства, а в необходимых случаях устраивают объезд ремонтируемого участка.

Ограждение места работ производят с помощью ограждающих щитов, штакетных барьеров, стоек, вешек, конусов, шнуров с цветными флажками, сигнальных огней.

4.5.2. Установку технических средств организации движения производят в соответствии со схемами (рис. 2 - не приводится), приведенными в действующих инструкциях по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ. В том случае, когда условия проведения работ и движения транспортных средств не соответствуют ни одной из типовых схем, имеющихся в инструкциях, составляют индивидуальную схему организации движения.

Рис. 2. Размещение технических средств организации

движения в местах производства дорожных работ:

1 - сигнальные фонари или световозвращающие элементы;

2 - ограждающие барьеры; 3 - направляющие конусы;

4 - размета проезжей части; 5 - кромка проезжей части;

6 - зона дорожных работ; S - ширина проезжей части;

Lотг - длина отгона зоны дорожных работ;

L - расстояние между конусами

Рисунок не приводится.

Схемы организации движения и ограждения мест работ независимо от того, являются они типовыми или индивидуальными, а также сроки проведения работ утверждаются руководителем дорожной организации и согласовываются с органами ГАИ.

4.5.3. При составлении схем организации движения в местах проведения дорожных работ необходимо выполнение следующих требований:

- предупредить заранее водителей транспортных средств и пешеходов об опасности, вызванной дорожными работами, и показать характер этой опасности;

- четко обозначить направление объезда имеющихся на проезжей части препятствий, а при устройстве объезда ремонтируемого участка - его маршрут;

- создать безопасный режим движения транспортных средств и пешеходов на подходах и на участках проведения дорожных работ.

4.5.4. Временные дорожные знаки, устанавливаемые в местах проведения работ, должны соответствовать требованиям ГОСТ 10807-78 “Знаки дорожные. Общие технические условия“, а условия их применения - ГОСТ 23457-79 “Технические средства организации дорожного движения. Правила применения“ и п. 4.2 настоящего Порядка.

Стойки знаков, как правило, должны устанавливаться на откосах земляного полотна, а в стесненных условиях - на обочинах, но при этом ближайший к проезжей части край знака должен находиться от нее не ближе чем на 1 м.

При работах, имеющих подвижный и краткосрочный характер, временные знаки можно размещать на переносных ограждающих барьерах, щитах, а также на автомобилях и самоходных дорожных машинах, участвующих в работе.

4.5.5. Для обеспечения видимости границ места проведения работ в темное время суток ограждающие устройства, применяемые на неосвещенных участках дорог, должны быть оборудованы световозвращающими элементами размером 5 x 5 см, размещаемыми в верхней части ограждений через 0,5 м.

Особо опасные места (траншеи, котлованы, ямы“ углубления 0,1 м и более) необходимо ограждать с применением сигнальных фонарей. Цвет сигнальных фонарей и световозвращающих элементов должен быть красным.

4.5.6. Дорожные машины и крупногабаритное оборудование, находящееся в зоне работ, должны быть окрашены в соответствии со стандартом Минавтодора РСФСР “Окраска дорожных машин, оборудования и транспортных средств. Цвета и основные технические требования“.

Если работы не производятся в темное время суток, дорожные машины и оборудование должны находиться за пределами земляного полотна.

В случае невозможности выполнения этого требования дорожные машины должны быть ограждены с обеих сторон барьерами с сигнальными фонарями желтого цвета, зажигаемыми с наступлением темноты. Барьеры устанавливают на расстоянии 10-15 м от машин.

4.5.7. Выполнение требований по организации движения в местах производства дорожных работ возлагается на инженерно-технический персонал, который непосредственно руководит производством работ (руководителя организации, главного инженера, начальника участка, прораба, мастера).

5. Ремонт искусственных сооружений

5.1. Общие положения

5.1.1. Ремонт искусственных сооружений (мостов всех систем и конструкций, труб и др.) и паромных переправ (ледяных) должен обеспечивать удовлетворение основных требований, предъявляемых к транспортно-эксплуатационному состоянию сооружений.

5.1.2. Ремонт искусственного сооружения предусматривает восстановление сооружения при его повреждении нагрузками, паводками или другими воздействиями, имевшими место при строительстве и эксплуатации, а также улучшение его транспортно-эксплуатационных качеств.

5.1.3. К ним могут быть отнесены следующие работы:

- сплошная или частичная замена покрытия на проезжей части, восстановление и замена ограждений, перил и их элементов;

- восстановление или устройство водоотвода;

- усиление и уширение мостов, замена отдельных пролетных строений, устранение имеющихся на них дефектов;

- антисептирование, окраска и нанесение защитных покрытий пролетных строений;

- восстановление, усиление, ремонт, замена отдельных звеньев и оголовков труб, ремонт изоляции труб и стыков;

- устройство, восстановление водоотвода, освещения.

5.1.4. Ремонт искусственных сооружений выполняют в соответствии с годовыми планами. При их аварийном состоянии в зависимости от условий эксплуатации восстановление производят в плановом порядке или по специальным распоряжениям.

Потребность в работах по ремонту и их объем определяют на основании периодических и специальных осмотров (обследования) сооружений, при соответствующем технико-экономическом обосновании с учетом режима эксплуатации сооружения, перспективы развития дороги и других местных условий.

При ремонте выполняют также необходимые работы, отнесенные к содержанию сооружений, планируемые графиком на этот период.

5.1.5. Результаты специальных осмотров и испытаний оформляют актами и техническими отчетами.

Материалы специальных осмотров (технические отчеты, акты) служат основанием для разработки мероприятий по ремонту мостов и труб, а также для введения или отмены установленных ограничений по пропуску нагрузок.

5.1.6. При выполнении работ по ремонту искусственных сооружений необходимо руководствоваться указаниями по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии при производстве работ.

Ответственность за выполнение норм и правил техники безопасности по всем видам работ несут руководители соответствующих работ.

5.2. Ремонт деревянных мостов

5.2.1. Ремонт пролетных строений производят в любое время, а опор и ледорезов рекомендуется выполнять в зимний период со льда.

5.2.2. До ремонта конструкций необходимо проводить заготовку новых элементов и их деталей из древесины, отвечающей требованиям Государственного стандарта на лесоматериалы круглые хвойных пород, пиломатериалы хвойных пород и лесоматериалы круглые лиственных пород.

5.2.3. Стальные элементы (тяжи, болты и т.д.) изготавливают из углеродистых сталей, применяемых для ремонта стальных мостов. В суровых климатических условиях следует применять стали северного исполнения.

5.2.4. При сплошной замене верхнего настила проезжей части заменяют также доски нижнего настила, поперечины и прогоны, имеющие дефекты согласно п. 5.2.5. Новые доски нижнего настила укладывают с зазором 2 см для проветривания. Доски верхнего настила прибивают плотно друг к другу. Стыки досок рекомендуется перекрывать на всю ширину проезжей части стальной полосой шириной 100 мм, прикрепляемой к настилу на болтах.

5.2.5. Элементы конструкции, имеющие сколы, трещины, смятие и другие механические повреждения, снижающие прочность элементов, заменяют. В случае снижения от загнивания древесины несущей способности элемента более чем на 25%, а также при внутреннем загнивании древесины производят замену элемента. Шпонки, колодки и подушки при загнивании также заменяют.

5.2.6. Ремонт прогонов производят одновременно с ремонтом проезжей части. Перекосы и наклоны в многоярусных прогонах устраняют одновременно с усилением связей между ними и подтяжкой болтов. В качестве предупредительной меры поперечные связи усиливают постановкой дополнительных распорных крестов.

5.2.7. При загнивании и обмятии концов подкосов и ригелей ставят новые элементы, имеющие длину несколько больше старой, подгоняют их по месту. При этом прогоны поддомкрачивают для устранения провисания пролетного строения.

5.2.8. Сколовшиеся зубчатые коротыши в подушках заменяют. Если скололся зуб стойки, под существующим коротышом ставят дополнительный и включают его в работу подбивкой дубовых клиньев между коротышами (рис. 3 - не приводится). На момент установки элементов усиления подкос выключают из работы с помощью временных опор.

Рис. 3. Ремонт сопряжения подкоса со сваей:

1 - стойка или свал; 2 - подкос; 3 - подбабок; 4 - клинья;

5 - подбабок усиления; 6 - болт, d = 16 мм; l = 500 мм;

7 - скол

Рисунок не приводится.

5.2.9. На пойменных опорах при загнивании свай заменяют весь поврежденный участок. Нижний стык сваи устраивают ниже зоны загнивания, а верхний стык вставки размещают в месте пересечения сваи со связями. Стык выполняют в полдерева и укрепляют хомутами.

5.2.10. На речной опоре, если свая не затронута гнилью, заменяют только загнивший участок наростка. При загнивании сваи в стыке новый стык устраивают ниже старого и выполняют в полдерева. Хомуты, стягивающие стыки свай с наростками, изготавливают из полосовой стали толщиной не менее 8-10 мм.

В случае загнивания сваи в уровне, близком к воде, стык вставки со сваей выполняют в торец на металлическом штыре и перекрывают накладками на болтах (рис. 4 - не приводится).

Рис. 4. Стык нового наростка со сваей:

1 - новый наросток-вставка; 2 - болт, d = 16 мм,

l = 500 мм; 3 - металлический штырь; 4 - накладка;

5 - проволочит скрутка; 6 - свая опоры.

Рисунок не приводится.

5.2.11. В фермах Гау-Журавского подушки и пояса, имеющие сколы и значительные трещины, усиливают путем врезки дополнительных брусьев в пояса (рис. 5 - не приводится). Длина бруса принимается по расчету, но не менее длины дефектной части плюс 10 глубин врубки.

Строительный подъем ферм восстанавливается подтягиванием тяжей. В первые 2-3 года эксплуатации ферм эти работы должны производиться ежегодно, а в последующие - по мере необходимости. Работа включает в себя устранение зазора между обратными раскосами и подушками и создание в раскосах расчетных предварительных сжимающих усилий.

Рис. 5. Ремонт узлов:

а - промежуточных; б - опорных; 1 - клинья; 2 - деревянный

вкладыш усиления; 3 - тяж усиления; 4 - трещина.

Рисунок не приводится.

5.2.12. Антисептирование элементов всего моста следует выполнять через 5-8 лет или в период проведения ремонтных работ. Перед антисептированием все элементы очищают от гнили, грязи и мусора и пр.

Сваи опор, стойки в зоне переменной влажности антисептируют методом глубокой пропитки древесины водорастворимым антисептиком, а остальные элементы - методом опрыскивания поверхности конструкций с тщательной обработкой пазов, щелей и т.д.

5.3. Ремонт водопропускных труб

5.3.1. Ремонт труб рекомендуется проводить в летний период. При развитии значительных деформаций (растяжка труб, вертикальное смещение звеньев и т.д.) производят перекладку отдельных звеньев труб.

Если гидравлическим расчетом обоснована возможность беспрепятственного пропуска водного потока при меньшем отверстии трубы, допускается усиливать дефектные трубы путем установки новых звеньев внутри старых с устройством плавных сопряжений (бетоном или полимербетонными материалами) между ними.

5.3.2. Трубы, имеющие большие повреждения элементов, при невозможности усиления подлежат перестройке. До выполнения ремонтных работ такие трубы необходимо временно укреплять постановкой рам, подпорок, кружал и т.д.

За трубами, имеющими стесненное отверстие, устанавливают наблюдение, имеющее целью не допускать закупорки отверстия.

5.3.3. При появлении признаков повреждения гидроизоляции производят ее ремонт. Для этого вскрывают насыпь над дефектным участком трубы, заполняют швы паклей, пропитанной битумной мастикой. Дефектные швы на ширину 25 см, а также участки с видимыми нарушениями гидроизоляции покрывают несколькими слоями рулонного материала, чередуя с битумной мастикой. Остальную часть наружной поверхности трубы обмазывают двумя слоями битумной мастики.

Засыпку трубы производят слоями по 15-20 см с тщательным уплотнением грунта трамбовками.

5.3.4. Пустоты за трубами, образующиеся вследствие вымывания грунта через дефектные швы, при небольших высотах насыпи заполняют грунтом, вскрывая сверху дефектный участок, а при высоких насыпях или нецелесообразности вскрытия насыпи - песком или цементопесчаной смесью под давлением. Для этого инъекторы устанавливают в швы между звеньями и нагнетают указанные материалы с помощью цемент-пушки или растворонасоса. После заполнения пустот дефектные швы заделывают.

5.3.5. Деформированные оголовки перестраивают с одновременным устранением причин, вызвавших деформации.

5.3.6. При ремонте укреплений на выходе из трубы устраняют растительность (если имеется), восстанавливают сплошность грунтового основания, в необходимых случаях устраивают подготовку под плиты крепления, укладывают плиты, жестко соединяют (связывают или сваривают) выпуски арматуры из плит и покрывают битумным лаком, швы заполняют бетоном.

5.3.7. При частых заилениях труб следует предусматривать мероприятия, уменьшающие мутность потока: при возможности устраивать отстойные бассейны перед сооружениями, требовать от хозяйств выполнения агротехнических мероприятий, повышающих антиэрозионную устойчивость грунта (поперечная вспашка склонов, высев трав, устройство лесопосадок и т.д.).

5.3.8. Для предупреждения дальнейших размывов на дорогах, где отсутствует система поверхностного водоотвода, необходимо организовывать водоотвод с покрытия над трубой, устроив на участках спусков к ней прикромочные лотки по обеим сторонам проезжей части дороги. Длина участка принимается не менее 100 м. Сброс воды с покрытия должен осуществляться в русле сооружения поперечными сбросными лотками, устанавливаемыми непосредственно у трубы, обеспечив защиту русла от размывов на выходе потока из лотков. Параметры элементов системы водоотвода должны быть обоснованы гидравлическим расчетом.

5.3.9. При неудовлетворительной работе защитных устройств, водобойных колодцев в нижнем бьефе, не обеспечивающих необходимого гашения кинетической энергии потока на выходе из трубы, целесообразно устраивать простейшие виды гасителей, а в конце быстротоков в нижнем бьефе - рассеивающие трамплины.