Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Пермского края от 27.03.2009 по делу N А50-3076/2009 <О признании недействующим решения Земского Собрания муниципального образования “Лысьвенский муниципальный район“ от 30.12.2008 N 162 “Об утверждении тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению для потребителей Лысьвенского городского поселения на 2009 год“>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 27 марта 2009 г. по делу N А50-3076/2009

Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 27 марта 2009 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Т.А.Трапезниковой, судей Е.Н.Аликиной, А.Е.Алексеева

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Плотниковой Т.Ю.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью “Лысьвенская сетевая компания“,

общества с ограниченной ответственностью “ЭКО центр“,

общества с ограниченной ответственностью “Комплексные системы водоснабжения“,

общества с ограниченной ответственностью “ГидроСтройТехнологии“ к Земскому Собранию муниципального образования “Лысьвенский муниципальный район“ Пермского края

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Думы Лысьвенского городского поселения

о признании нормативного
правового акта недействующим.

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителей - С.А.Рихтер (директор, предъявлен паспорт); Н.В.Механошина (доверенности от 04.03.2009, б/н., предъявлен паспорт), О.А.Касьянов (доверенности от 30.12.2008, предъявлен паспорт);

Земского Собрания муниципального образования “Лысьвенский муниципальный район Пермского края“ - В.А.Комаренко (председатель, решение об избрании от 12.03.2008); С.В.Никитина (доверенность от 03.03.2009, б/н., предъявлен паспорт);

Думы Лысьвенского городского поселения - С.В.Никитина (доверенность от 03.03.2009, б/н., предъявлен паспорт).

ООО “Лысьвенская сетевая компания“, ООО “ЭКО центр“, ООО “Комплексные системы водоснабжения“, ООО “ГидроСтройТехнологии“ обратились в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим решения Земского Собрания муниципального образования “Лысьвенский муниципальный район“ Пермского края от 30.12.2008 N 162 “Об утверждении тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению для потребителей Лысьвенского городского поселения на 2009 год“.

Требования заявители обосновывают тем, что оспариваемое решение принято главой муниципального образования в нарушение Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ без надлежащих полномочий.

Кроме того, Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ предусмотрено установление тарифов не для потребителей, а для организаций коммунального комплекса.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т. 1, л.д. 102-105). Пояснил, что Соглашение вступило в силу с момента его подписания, т.е. с 30.12.2008, и установление тарифов производилось полномочным органом.

Третье лицо - Дума Лысьвенского городского поселения - с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т. 1, л.д. 124-126), полностью поддерживает позицию ответчика.

Рассмотрев материалы дела в соответствии со статьями 191, 193, 194 АПК РФ, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Решением Земского Собрания муниципального
образования “Лысьвенский муниципальный район“ Пермского края N 162 от 30.12.2008 утверждены тарифы для потребителей Лысьвенского городского поселения на услуги водоснабжения и водоотведения (пункт 1), признан утратившим силу пункт 1 решения Земского Собрания муниципального образования “Лысьвенский муниципальный район“ от 06.03.2007 N 209 “Об утверждении тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению“.

Действие решения распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение, т.е. действует в течение определенного периода времени и независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.

Данное решение опубликовано в газете “Искра“ N 2 (15157) от 10.01.2009 и в “Бюллетене правовых актов органов местного самоуправления Лысьвенского муниципального района“, N 45, часть 2, 14.01.2009.

Таким образом, оспариваемый акт органа местного самоуправления является нормативным актом, сфера действия которого относится к сфере экономической деятельности.

Заявители, полагая, что оспариваемое решение не соответствует нормативным правовым актам большей юридической силы и нарушает их права, обратились в арбитражный суд.

В силу ст. 191, 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 29 и ч. 3 ст. 191 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об
общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ отнес к компетенции арбитражных судов рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов. Данное положение подтверждает и п. 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 N 80 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов“.

Таким образом, суд пришел к выводу, что данный спор подведомственен арбитражному суду, поскольку заявление подано организациями, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Предмет исследования по делам об оспаривании нормативных правовых актов определен законодателем в части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и включает в себя проверку оспариваемого акта или его отдельного положения на предмет соответствия федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также проверку полномочий органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и(или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок
к ценам (тарифам) для потребителей.

Указанные полномочия органов местного самоуправления поселений могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.

Согласно части 4 статьи 15 указанного выше Закона органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения на определенный срок с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий.

В соответствии с частью 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Соглашением о передаче осуществления части полномочий поселения по решению вопросов местного значения (электро-, тепло- и водоснабжение населения, водоотведение) от 30.12.2008 муниципальное образование “Лысьвенское городское поселение“ передает, а муниципальное образование “Лысьвенский муниципальный район“ принимает на себя осуществление в том числе полномочий по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в части водоснабжения населения, водоотведения, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей части тепло- и водоснабжения населения, водоотведения.

Из пункта 5.1 представленного ответчиком в материалы дела Соглашения (т. 1, л.д. 111-115), опубликованного в Бюллетене правовых актов органов местного самоуправления Лысьвенского муниципального района в части 2 выпуска N 45 14 января 2009 года, следует, что
оно вступает в силу после его утверждения решениями представительных органов поселения и муниципального района и подписания уполномоченными лицами.

Решение “О принятии осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения“ принято Земским Собранием муниципального образования “Лысьвенский муниципальный район“ Пермского края 30.12.2008.

Заявителем в доказательство отсутствия полномочий у муниципального района на утверждение тарифов представлена в материалы дела незаверенная копия Соглашения о передаче осуществления части полномочий поселения по решению вопросов местного значения (электро-, тепло- и водоснабжение населения, водоотведение) от 30.12.2008, из пункта 5.1 которого следует, что оно заключено на срок с 01.01.2009 по 31.12.2009.

Кроме того, в материалы дела представлено постановление следственного отдела по городу Лысьве при Прокуратуре Российской Федерации о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 292 УК РФ, - служебный подлог в отношении главного специалиста Земского Собрания муниципального образования “Лысьвенский муниципальный район“ М.О.Рыжовой.

По ходатайству заявителей в судебном заседании были опрошены свидетели - А.А.Сунагатуллина и А.В.Стяжкин, которые подтвердили факт служебного подлога.

Согласно статье 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации факт совершения служебного подлога должен быть установлен вступившим в законную силу приговором суда.

Исследовав перечисленные обстоятельства, суд пришел к выводу, что копия Соглашения, представленная заявителями, судом не может быть принята как доказательство, поскольку заявителями не подтвержден факт ее получения из официального источника и она не заверена надлежащим образом.

В силу вышеизложенного судом отклонен довод заявителей о том, что утверждение оспариваемым решением тарифов для потребителей на услуги по водоснабжению и
водоотведению осуществлено при отсутствии предусмотренных указанными законами полномочий.

Таким образом, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение принято Земским Собранием муниципального образования “Лысьвенский муниципальный район“ в рамках принятых полномочий в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с данным Законом подлежат регулированию:

1) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

2) тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;

3) тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;

4) надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

5) надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Под тарифами на товары и услуги организаций коммунального комплекса понимаются ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной
программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.

В силу изложенного выше Законом предусмотрено установление тарифов именно для организаций коммунального комплекса, а не для потребителей. Действующим законодательством не предусмотрен и порядок установления тарифов для потребителей.

Кроме того, в соответствии с Соглашением полномочия передавались также только на установление тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.

Таким образом, оспариваемое решение принято Земским Собранием муниципального образования “Лысьвенский муниципальный район“ в нарушение Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, поскольку данными законами не предусмотрено регулирование тарифов для потребителей.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 195 АПК РФ, Арбитражный суд Пермского края

решил:

признать недействующим решение Земского Собрания муниципального образования “Лысьвенский муниципальный район“ Пермского края от 30.12.2008 N 162 “Об утверждении тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению для потребителей Лысьвенского городского поселения на 2009 год“ как не соответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“.

Выдать справку на возврат государственной пошлины ООО “Лысьвенская сетевая компания“ в сумме 2000 рублей, уплаченной по платежному поручению N 58 от 05.02.2009.

Выдать справку на возврат государственной пошлины ООО “ГидроСтройТехнологии“ в сумме
2000 рублей, уплаченной по платежному поручению N 54 от 05.02.2009.

Выдать справку на возврат государственной пошлины ООО “Комплексные системы водоснабжения“ в сумме 2000 рублей, уплаченной по платежному поручению N 46 от 05.02.2009.

Выдать справку на возврат государственной пошлины ООО “ЭКО центр“ в сумме 2000 рублей, уплаченной по платежному поручению N 68 от 05.02.2009.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Т.А.ТРАПЕЗНИКОВА

Судьи

А.Е.АЛЕКСЕЕВ

Е.Н.АЛИКИНА