Законы и постановления РФ

Решение Земского Собрания Пермского муниципального района от 27.05.2008 N 666 (ред. от 04.06.2010) “Об утверждении Положения о районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Пермского муниципального района“

Изменения, внесенные решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 04.06.2010 N 76, вступают в силу после официального опубликования в муниципальной газете “Нива“ и распространяются на правоотношения, возникшие с 30 ноября 2009 года.

ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ

от 27 мая 2008 г. N 666

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РАЙОННОЙ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ

ПЕРМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Принято

27.05.2008

на заседании Земского Собрания

Председатель

Земского Собрания

А.М.ЗАХАРОВ

(в ред. решения Земского Собрания Пермского

муниципального района от 04.06.2010 N 76)

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967 “Об утверждении Положения о комиссии по делам
несовершеннолетних“, Законом Пермской области от 05.09.2005 N 2441-539 “О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав“, Законом Пермского края от 19.12.2006 N 44-КЗ “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по образованию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации их деятельности“ Земское Собрание решает:

1. Утвердить Положение о районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Пермского муниципального района согласно приложению.

2. Со дня вступления в силу настоящего решения признать утратившими силу решение Земского Собрания от 23.03.2006 N 313 “Об утверждении Положения о районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Пермского района“, пункт 7 решения Земского Собрания Пермского муниципального района от 27.03.2008 N 641 “О внесении изменений в отдельные решения Земского Собрания Пермского муниципального района“.

3. Разместить настоящее решение на официальном сайте Пермского муниципального района (www.permraion.ru).

4. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования в муниципальной газете “Нива“.

5. Контроль исполнения решения возложить на постоянную комиссию Земского Собрания по вопросам социальной политики и заместителя главы администрации Пермского муниципального района по вопросам обеспечения безопасности Пермского муниципального района Вобщина С.В.

(в ред. решения Земского Собрания Пермского муниципального района от 04.06.2010 N 76)

Глава муниципального района

А.П.КУЗНЕЦОВ

Приложение

к решению

Земского Собрания

от 27.05.2008 N 666

ПОЛОЖЕНИЕ

О РАЙОННОЙ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРМСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

(в ред. решения Земского Собрания Пермского

муниципального района от 04.06.2010 N 76)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Пермского муниципального района

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссия) является постоянно действующим
коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов. Осуществляет координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечивает их взаимодействие, а также контролирует исполнение ими федерального законодательства и законодательства Пермского края по вопросам защиты прав несовершеннолетних.

2. Правовая основа деятельности комиссии

Комиссия осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“, Указа Президиума Верховного Совета РСФСР “Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних“, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Закона Пермской области “О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав“, Закона Пермского края “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по образованию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации их деятельности“, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Пермского края.

3. Основные задачи комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Основными задачами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются:

1) обеспечение защиты и восстановления прав несовершеннолетних и их законных интересов во всех сферах жизнедеятельности;

2) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и принятие мер по устранению причин и условий, этому способствующих;

3) координация деятельности и обеспечение взаимодействия органов и учреждений системы профилактики.

4. Принципы деятельности комиссии

Деятельность комиссии основывается на принципах:

1) законности;

2) гуманного обращения с несовершеннолетними и их законными представителями;

3) индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

4) поддержки семьи, взаимодействия с ней или иными законными представителями несовершеннолетнего по вопросам защиты его прав и законных интересов;

5) поддержки
деятельности в Пермском муниципальном районе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Пермском муниципальном районе;

6) обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних;

7) гласности;

8) коллегиальности и равноправия ее членов;

9) единства системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

5. Система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Пермском муниципальном районе

Систему комиссий по делам несовершеннолетних в Пермском муниципальном районе составляют:

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Пермского муниципального района;

комиссии по профилактике правонарушений несовершеннолетних при администрациях сельских поселений Пермского муниципального района.

6. Состав и порядок организации работы комиссии

Комиссия формируется и утверждается Земским Собранием Пермского муниципального района в составе председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и членов комиссии. Комиссия осуществляет свою деятельность на основании переданных законом Пермского края органам местного самоуправления государственных полномочий. В состав районной комиссии входят учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: отдел по работе с несовершеннолетними, органы управления образования, органы управления здравоохранения, органы территориального управления Минсоцразвития, органы управления по делам культуры, молодежи и спорта, органы управления по делам семьи и детства, ГУ “Центр занятости населения“, органы внутренних дел, уголовно-исполнительная инспекция и другие учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, действующие на территории Пермского муниципального района. Количественный состав комиссии на заседаниях не может быть менее 7 (семи) человек.

(в ред. решения Земского Собрания Пермского муниципального района от 04.06.2010 N 76)

Председатель комиссии, руководствуясь действующим законодательством и настоящим Положением:

руководит работой комиссии;

ведет заседания комиссии;

подписывает протоколы и постановления по делам о правонарушениях;

действует в пределах своей компетенции
без доверенности от имени комиссии, представляет ее во всех учреждениях и организациях; вносит предложения о персональном составе комиссии.

В случае отсутствия председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав его функции выполняет заместитель председателя.

Ответственный секретарь комиссии ведет делопроизводство комиссии, в том числе подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению на заседаниях. Комиссия собирается на свои заседания не реже двух раз в месяц.

В случае отсутствия ответственного секретаря при проведении заседаний секретарь выбирается из состава комиссии.

Работники отдела по работе с несовершеннолетними, замещающие муниципальные должности муниципальной службы, являются муниципальными служащими. Вопросы деятельности, структура и штат отдела по работе с несовершеннолетними на территории Пермского муниципального района определяются органом местного самоуправления самостоятельно. Расчетная численность работников отдела по работе с несовершеннолетними определяется в соответствии с Законом Пермского края “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по образованию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации их деятельности“.

(в ред. решения Земского Собрания Пермского муниципального района от 04.06.2010 N 76)

Члены комиссии исполняют обязанности на общественных началах.

В заседаниях комиссии могут принимать участие представители иных органов и учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также зарегистрированных общественных организаций (объединений), занимающихся решением проблем несовершеннолетних и их семей.

Глава II. КОМПЕТЕНЦИЯ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ

7. Основные направления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

1. Комиссия:

1) обеспечивает соблюдение и защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

2) обеспечивает осуществление мер, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Пермского края, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) выявляет
и анализирует причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, принимает меры по устранению указанных причин и условий;

4) обеспечивает осуществление мер, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Пермского края, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) подготавливает совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

6) оказывает помощь в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействует в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществляет иные функции по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

7) ведет прием и рассматривает жалобы и заявления несовершеннолетних, родителей (законных представителей) и иных лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних, а также по иным вопросам, решение которых входит в компетенцию комиссии;

8) ведет учет и анализ материалов, рассмотренных на заседаниях комиссии;

9) подготавливает заключения, предложения и вносит их в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам профилактики безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;

10) взаимодействует с общественными объединениями, религиозными организациями, прошедшими государственную регистрацию, иными организациями и гражданами по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;

11) содействует правовому просвещению и информированию несовершеннолетних, их родителей или
законных представителей в области их прав и обязанностей.

2. Комиссия осуществляет на территории Пермского муниципального района направления деятельности, перечисленные в части 1 настоящей статьи, а также:

1) организует работу по:

- выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявлению родителей или иных законных представителей, которые не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних, охране их жизни и здоровья, а также отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних или жестоко обращаются с ними;

- применению в отношении несовершеннолетних мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством Пермского края;

- проведению с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, реабилитации по программам современных эффективных технологий;

2) обращается в суд за защитой прав и законных интересов несовершеннолетних;

3) вносит предложения в органы опеки и попечительства о поддержке несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

4) принимает меры по обеспечению защиты несовершеннолетних от физического и психического насилия, от всех форм дискриминации, сексуальной и иной эксплуатации, а также по профилактике вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий;

5) незамедлительно информирует органы управления здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

6) организует работу с администрациями воспитательных учреждений по вопросам профессиональной ориентации, профессионального образования осужденных несовершеннолетних и жизнеустройства освободившихся из воспитательных учреждений и организует при необходимости реабилитационную работу с семьей воспитанника;

7) принимает решения:

а) о проведении индивидуальной профилактической работы и направляет информацию в органы и учреждения районной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних:

- совершивших правонарушение, повлекшее
применение меры административного взыскания;

- совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

- безнадзорных или беспризорных;

- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

- содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и(или) реабилитации;

- употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

- освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

- совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

- обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

- условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

- получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

- освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, в случае если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушение режима, совершали противоправные деяния и(или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и(или) нуждаются в социальной помощи и(или) реабилитации;

- осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

- осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или
иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

- находящихся в социально опасном положении;

б) о направлении несовершеннолетних, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших четырнадцатилетнего возраста, их родителей или иных законных представителей;

8) рассматривает представления органа управления образовательного учреждения:

- об исключении из образовательного учреждения несовершеннолетнего, не получившего общего образования;

- о переводе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на иную форму обучения или в другое образовательное учреждение;

- об отчислении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из учреждений начального и среднего профессионального образования;

9) дает согласие на расторжение трудового договора с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя, а также рассматривает информацию работодателя о расторжении трудового договора с несовершеннолетним работником по его инициативе;

10) применяет меры воздействия к несовершеннолетним и их родителям или законным представителям в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством и законодательством Пермского края;

11) готовит совместно с администрацией специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа представление в суд по вопросам, связанным с прекращением пребывания несовершеннолетних в указанном учреждении до истечения срока пребывания, установленного судом, а также по вопросам, связанным с продлением срока пребывания несовершеннолетних в указанном учреждении и переводом их в другие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

12) применяет меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, у которых во время медицинского освидетельствования выявлены заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;

13) оказывает содействие, с согласия законных представителей несовершеннолетнего, прокурора, в подготовке материалов, представляемых в суд, по вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

8. Права комиссии

1) Пользоваться в установленном порядке государственными
информационными ресурсами и информационными системами Пермского края;

2) запрашивать и получать на безвозмездной основе от муниципальных органов, управлений, организаций и учреждений, находящихся на территории, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности сведения и информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

3) приглашать на заседания комиссии несовершеннолетних, родителей или законных представителей, должностных лиц, граждан, представителей организаций и учреждений, должностных лиц, специалистов, получать от них объяснения, в том числе в письменном виде, и другую информацию по вопросам, возникающим в процессе осуществления своих полномочий;

4) применять меры воздействия к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям, предусмотренные частями 11, 12, 13 настоящего Положения;

5) для осуществления своих полномочий беспрепятственно посещать учреждения и организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их права на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных конституционных прав, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

6) осуществлять контроль:

- за выполнением федерального законодательства и законодательства Пермского края по вопросам защиты прав несовершеннолетних органами управления и учреждениями, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также за состоянием воспитательной и профилактической деятельности в данных учреждениях;

- за условиями содержания, обучения и воспитания несовершеннолетних в специальных учреждениях для несовершеннолетних уголовно-исполнительной системы;

- за соблюдением законодательства при исключении несовершеннолетних из общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего профессионального образования;

- за соблюдением законодательства администрацией организаций, предприятий, учреждений в сфере трудовой деятельности несовершеннолетних;

- за исполнением решений и поручений комиссии;

7) составлять в пределах своей компетенции протоколы об административных правонарушениях в соответствии с административным законодательством Российской Федерации;

8) в пределах своей компетенции давать официальные разъяснения, вести переписку и иметь бланки со своим наименованием, печать, штамп.

9. Статус, права и обязанности членов комиссии

1. Председатель комиссии возглавляет комиссию, определяет в соответствии с Законом Российской Федерации “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“ основные направления деятельности комиссии и организует ее работу.

Председатель комиссии:

- представляет комиссию в Пермском муниципальном районе и за пределами территории Пермского муниципального района;

- ведет заседания комиссии, обладая правом решающего голоса;

- подписывает акты, принимаемые комиссией, и другие документы от имени комиссии;

- представляет Земскому Собранию Пермского муниципального района предложения о структуре комиссии, о назначении на должности и освобождении от должностей заместителя председателя, ответственного секретаря, специалистов отдела по работе с несовершеннолетними, работающих на постоянной основе;

(в ред. решения Земского Собрания Пермского муниципального района от 04.06.2010 N 76)

- распределяет обязанности между членами комиссии в соответствии с регламентом комиссии.

2. Заместитель председателя комиссии:

- участвует в заседаниях комиссии;

- направляет на рассмотрение членов комиссии документы, подготовленные к заседанию комиссии;

- координирует в соответствии с распределением обязанностей работу комиссии, дает поручения сотрудникам комиссии, работающим на постоянной основе, и контролирует их деятельность;

- имеет право вести заседание комиссии по поручению председателя комиссии;

- замещает председателя комиссии в период его временного отсутствия, подписывает акты, принимаемые комиссией в этих случаях, а также в иных, предусмотренных действующим законодательством.

При осуществлении полномочий члена комиссии заместитель председателя комиссии подотчетен председателю комиссии.

3. Ответственный секретарь комиссии:

- обеспечивает организационную деятельность комиссии;

- осуществляет подготовку документов к заседанию комиссии, обеспечивает контроль за исполнением постановлений комиссии;

- ведет протокол заседаний комиссии;

- своевременно информирует комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о деятельности комиссии и принимаемых решениях по установленной форме;

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него председателем комиссии.

4. Специалист отдела по работе с несовершеннолетними:

(в ред. решения Земского Собрания Пермского муниципального района от 04.06.2010 N 76)

- выполняет поручения заместителя председателя комиссии, направленные на сбор или распространение информации, оказание помощи конкретным семьям и детям в рамках исполнения решений комиссии и требований настоящего Положения.

5. Член комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, руководитель (представитель) органа управления системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являющийся членом комиссии:

- участвует в заседаниях комиссии;

- принимает участие в подготовке вопросов, выносимых на рассмотрение комиссии, актов комиссии;

- обеспечивает в обязательном порядке исполнение актов комиссии, принятых по вопросам, относящимся к ведению органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, который он представляет в комиссии.

При осуществлении полномочий член комиссии подотчетен комиссии, а по вопросам, отнесенным настоящим Положением к полномочиям председателя комиссии, подотчетен председателю комиссии.

6. Иные права и обязанности члена комиссии определяются регламентом комиссии.

10. Материалы (дела), рассматриваемые комиссией

Комиссия рассматривает материалы (дела) в отношении несовершеннолетних, а также родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и других лиц, отнесенные к ее компетенции в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Пермского края:

1. В отношении несовершеннолетних:

1) совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого согласно закону наступает уголовная ответственность;

2) совершивших общественно опасные деяния, содержащие признаки состава преступления, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела или уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям;

3) совершивших в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет административное правонарушение в пределах компетенции, определенной статьями 2.3, 22.1, 23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

4) допустивших антиобщественные проявления (уклонение от выполнения обязанностей, возложенных судом, немедицинское употребление наркотических средств и психоактивных веществ, бродяжничество);

5) уклоняющихся от учебы.

2. В отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и других лиц в случаях и порядке, определенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также законодательством Пермской области об административных правонарушениях.

11. Меры воздействия, применяемые комиссией к несовершеннолетним

1. Комиссия рассматривает материалы в отношении несовершеннолетнего с учетом мотивов, характера и тяжести совершенного им правонарушения, особенностей его возраста, социального положения и поведения в соответствии с федеральным законодательством и может применить к нему следующие меры воздействия:

1) обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему;

2) вынести предупреждение;

3) объявить выговор;

4) наложить на несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста и имеющего самостоятельный заработок, штраф согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях;

5) передать несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей, а также под наблюдение администрации или коллектива работников предприятия, организации или общественной организации, членом или работником которых он является, в целях обеспечения его надлежащего поведения в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;

6) направить несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа или иное реабилитационное учреждение при отсутствии медицинских противопоказаний для содержания в них с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, а также самого несовершеннолетнего, если он достиг возраста четырнадцати лет;

7) в случае совершения несовершеннолетним общественно опасного деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого согласно законодательству Российской Федерации наступает уголовная ответственность, или в отношении которого отказано в возбуждении уголовного дела или уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям, ходатайствовать перед судом о направлении его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;

8) в случаях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, наложить иное административное взыскание.

2. О вынесенном решении о применении к несовершеннолетнему мер воздействия за совершение правонарушения комиссия извещает подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и иные органы и учреждения, представившие материалы на рассмотрение комиссии.

3. В случае необходимости комиссия может предложить несовершеннолетнему пройти курс лечения, рекомендованный специалистами: наркологом, психиатром, психологом и другими специалистами.

4. Постановление комиссии о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей действует до исправления несовершеннолетнего и может быть отменено соответствующей комиссией по ходатайству родителей или иных законных представителей, если несовершеннолетний примерным поведением доказал свое исправление.

5. В случае, когда избранная мера воздействия оказалась недейственной, комиссия вправе применить к несовершеннолетнему более строгую меру воздействия.

12. Меры воздействия, применяемые комиссией к родителям или иным законным представителям несовершеннолетних либо к другим лицам

1. В соответствии с федеральным законодательством к родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, не исполняющим обязанности по воспитанию, обучению, содержанию и защите прав несовершеннолетних либо отрицательно влияющим на их поведение, комиссии могут применять следующие меры воздействия:

1) назначить административное наказание, предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, законодательством Пермского края;

2) при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном изъятии несовершеннолетнего у родителей или иных законных представителей, на попечении которых он находится, а также об отстранении опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в семью;

3) обратиться в суд с заявлением об ограничении или лишении родительских прав в случае, если будет установлено злоупотребление этими правами или злостное уклонение от обязанностей по воспитанию детей в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;

4) обратиться в суд с заявлением о выселении родителей (одного из них) без предоставления другого жилого помещения, если их проживание на совместной жилой площади с несовершеннолетним, в отношении которого они лишены родительских прав, признано невозможным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

2. В случаях рассмотрения дел, отнесенных к компетенции комис“ии, в отношении других лиц комиссия применяет к ним меры воздействия, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами Пермского края.

3. При обнаружении в процессе рассмотрения материалов (дел) в действиях (бездействии) родителей (законных представителей) несовершеннолетнего, иных лиц состава административного правонарушения, неподведомственного комиссии, или признаков состава преступления комиссия направляет материалы в прокуратуру, суд, иные органы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении или уголовного дела в отношении указанных лиц.

13. Меры, принимаемые комиссией по устройству несовершеннолетних

1. Комиссия совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ведет персональный учет детей и семей, находящихся в социально опасном положении, безнадзорных, беспризорных, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, оставивших образовательные учреждения, неработающих, возвратившихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа либо учреждений уголовно-исполнительной системы, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также других детей, нуждающихся в помощи государства. Принимает меры по их устройству.

В случаях, когда возвращение несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, освобождение из воспитательной колонии на прежнее место жительства либо по месту пребывания родителей или иных законных представителей невозможно или нежелательно в связи с отсутствием родителей или иных законных представителей, лишением родителей родительских прав, а также в силу иных причин, способных отрицательно повлиять на поведение несовершеннолетнего, комиссия по месту нахождения указанных учреждений на основании письменного заявления несовершеннолетнего и мотивированного заключения администрации соответствующего учреждения в течение десяти дней со дня подачи заявления принимает меры по устройству несовершеннолетнего с учетом его интересов, а также по созданию для него жилищно-бытовых условий.

В необходимых случаях комиссия обращается в соответствующий орган опеки и попечительства для установления над несовершеннолетним опеки или попечительства.

Порядок учета и представления информации о выявленных и нуждающихся в устройстве несовершеннолетних устанавливается Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“ и нормативными правовыми актами Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Решения комиссии, основанные на заключениях и рекомендациях психолого-медико-педагогических комиссий, с указанием конкретной формы устройства несовершеннолетнего, направляются в органы и учреждения:

1) образования - для устройства в общеобразовательные школы, специальные образовательные учреждения для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, учреждения начального профессионального образования, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные общеобразовательные учреждения открытого типа;

2) социальной защиты населения - для устройства в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

3) здравоохранения - для обследования, наблюдения или лечения в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, а также для лечения других выявленных заболеваний;

4) занятости населения - для оказания содействия в трудоустройстве, профессиональной подготовке.

Глава III. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ КОМИССИЕЙ

14. Рассмотрение материалов (дел) комиссией

1. Комиссия рассматривает материалы (дела):

1) по заявлению несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;

2) по собственной инициативе;

3) по представлению органов опеки и попечительства, органов и учреждений образования, органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, общественных объединений;

4) по ходатайству работодателей;

5) по представлениям органов внутренних дел, органов исполнения наказаний, прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения им возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

6) по заявлению граждан.

2. Дела об административном правонарушении рассматриваются в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

15. Подготовка заседания комиссии

1. Материалы, поступившие в комиссию, в целях обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения предварительно изучаются председателем или заместителем председателя комиссии.

В процессе предварительного изучения поступивших материалов определяется:

1) относится ли рассмотрение данных материалов к компетенции комиссии;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного материала одним из членов комиссии;

3) имеются ли обстоятельства, исключающие рассмотрение материалов;

4) необходимость проведения дополнительной проверки обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного их рассмотрения, а также истребования дополнительных материалов;

5) целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для своевременного рассмотрения материалов;

6) имеются ли ходатайства или отводы.

Предварительное изучение материалов производится в срок не более 10 дней с момента их поступления.

2. По результатам предварительного изучения материалов председатель комиссии или его заместитель разрешают следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения материалов;

2) об извещении о дате и месте заседания комиссии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, других лиц, чье участие в заседании является обязательным, а также прокурора;

3) об отложении рассмотрения материалов;

4) о возвращении поступивших материалов, если их рассмотрение не отнесено к компетенции комиссии или они требуют проведения дополнительной проверки органом, направившим материалы;

5) о проведении проверки сведений, содержащихся в материалах, или поручении ее проведения соответствующим специалистам, о назначении экспертизы;

6) о рассмотрении ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей по существу вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании комиссии;

7) о принятии мер воздействия в отношении несовершеннолетнего до рассмотрения материалов;

8) о проведении реабилитационных программ специально подготовленными специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в отношении несовершеннолетнего и продлении срока для итогового рассмотрения дела;

9) об обращении в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего;

10) о принятии мер по обеспечению явки несовершеннолетнего, а также его родителей или законных представителей на заседание комиссии.

3. Несовершеннолетний, его родители или иные законные представители либо другие лица, чьи материалы рассматривает комиссия, адвокат имеют право ознакомиться с материалами, подготовленными комиссией к рассмотрению, до начала ее заседания.

Право указанных в настоящем пункте лиц на ознакомление с материалами разъясняется им в повестке о вызове на заседание комиссии.

4. Полученные комиссией материалы рассматриваются в срок не более 15 дней с момента их поступления. В случае поступления ходатайств от участников рассмотрения дела либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен не более чем на один месяц. О продлении указанного срока комиссия выносит мотивированное определение.

16. Порядок проведения заседания комиссии

1. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц и являются, как правило, открытыми. В случае необходимости комиссия может принять решение о проведении выездного заседания по месту работы или жительства лиц, дела о которых рассматриваются.

В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителях или иных законных представителях комиссия с учетом характера рассматриваемых материалов может принять мотивированное постановление о проведении закрытого заседания.

2. Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов комиссии.

Председательствует на заседании комиссии ее председатель либо по его поручению заместитель председателя или член комиссии.

3. Материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также материалы об административном правонарушении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, комиссия рассматривает в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей.

4. Материалы дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего, достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, родителей несовершеннолетнего или иных законных представителей рассматриваются в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

5. Адвокат допускается к участию в работе комиссии с момента подготовки материалов к заседанию комиссии.

При необходимости или по просьбе адвоката может быть вызван потерпевший, свидетели, эксперт или иное лицо, чье участие целесообразно для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

6. В начале заседания комиссии председательствующий объявляет, какие материалы подлежат рассмотрению, представляет лиц, участвующих в заседании. После этого оглашаются необходимые документы, исследуются поступившие материалы, а также обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, рассматриваются ходатайства или отводы, заслушиваются выступления участвующих в заседании лиц.

Ходатайства или отводы по существу рассматриваемых материалов могут быть заявлены несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, адвокатом, специалистами, участвующими в рассмотрении материалов, а также лицами, обратившимися в комиссию с представлением в отношении несовершеннолетнего или его законных представителей. Результаты рассмотрения заявленных ходатайств или отводов заносятся в протокол заседания комиссии.

7. Член комиссии не может участвовать в рассмотрении материалов в случае, если он является родственником лица, в отношении которого рассматриваются материалы, потерпевшего, законного представителя лица, а также в случаях, если он лично, прямо или косвенно, заинтересован в разрешении дела.

При наличии данных обстоятельств член комиссии обязан заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю комиссии.

По результатам рассмотрения заявления о самоотводе выносится определение комиссии об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

8. При рассмотрении материалов, предусмотренных пунктом 1 части 10 настоящего Положения, комиссия всесторонне, полно и объективно рассматривает сведения, подтверждающие или опровергающие совершение несовершеннолетним общественно опасного деяния, уточняет возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, способствовавшие совершению общественно опасного деяния, наличие взрослых подстрекателей, других соучастников, иные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о выборе меры воздействия и социальной реабилитации несовершеннолетнего.

9. В случае необходимости уточнения состояния здоровья несовершеннолетнего комиссия с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего может принять решение о направлении его на медицинское освидетельствование или психолого-медико-педагогическую консультацию.

10. При опросе несовершеннолетнего, не достигшего пятнадцатилетнего возраста, по усмотрению комиссии либо ходатайству лиц, представляющих интересы несовершеннолетнего, может участвовать педагог.

11. На время рассмотрения обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, в отношении которого рассматриваются материалы, комиссия вправе удалить его из зала заседания, о чем делается запись в протоколе заседания комиссии.

12. В случае применения реабилитационных программ в отношении несовершеннолетнего до заседания комиссии социальный работник, проводивший эту работу, докладывает о ее результатах на заседании.

Результаты работы с несовершеннолетним по реабилитационной программе принимаются во внимание при рассмотрении дела в отношении его.

17. Обеспечение явки лиц, участвующих в заседании комиссии

При неявке лиц по вызову комиссия может отложить рассмотрение дела и принять меры к их явке через администрации сельских поселений, общественные организации по месту их работы или учебы. В случае отказа несовершеннолетнего в возрасте 14 лет и старше, дело о котором рассматривается, а также его родителей или лиц, их заменяющих, от явки на комиссию без уважительных причин они могут быть доставлены через органы внутренних дел (милицию).

18. Протокол заседания комиссии

1. На заседании комиссии ответственный секретарь комиссии ведет протокол, в котором должны быть указаны:

1) наименование комиссии;

2) дата и место заседания комиссии;

3) фамилия и инициалы председательствующего и ответственного секретаря;

4) персональный состав комиссии;

5) фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого рассматриваются материалы, число, месяц, год и место рождения, место его жительства, место работы или учебы, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения материалов;

6) сведения о явке лиц, участвующих в заседании, разъяснении им их прав и обязанностей;

7) сведения об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;

8) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;

9) содержание рассматриваемых материалов;

10) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении материалов;

11) документы и вещественные доказательства, исследованные при рассмотрении материалов;

12) сведения о принятии и оглашении на заседании комиссии принятого постановления, определения или представления;

13) сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования принятого постановления, определения или представления.

2. Протокол заседания комиссии подписывается председательствующим на заседании и ответственным секретарем комиссии.

3. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется в соответствии со статьей 29.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

19. Акты, принимаемые комиссией

1. Комиссия в целях реализации своих полномочий принимает постановления, выносит определения и вносит представления.

2. Постановления принимаются по результатам рассмотрения конкретных материалов дел в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и других лиц, представлений органов управления образования, образовательных учреждений, работодателей, обращений и ходатайств иных органов и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

3. Комиссия вправе выносить определения и постановления в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Представления вносятся в государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, иные органы и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в целях устранения причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также нарушений законодательства, направленного на защиту их прав и интересов.

20. Постановления комиссии

1. По результатам рассмотрения материалов (дел) в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей либо других лиц, а также представлений органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обращений иных органов и организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, информации работодателей комиссия принимает постановление, в котором содержится одно из следующих решений:

1) применить меры воздействия, предусмотренные частями 11, 12 настоящего Положения;

2) прекратить рассмотрение материалов (при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

3) отложить рассмотрение материалов и провести дополнительную проверку;

4) направить материалы в органы внутренних дел, прокуратуру, суд или иные органы.

2. Постановление принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.

3. Постановление комиссии должно быть изложено в письменной форме и мотивировано.

В постановлении о применении меры воздействия, устройстве несовершеннолетнего либо принятии иных мер к защите прав или охраняемых законодательством Российской Федерации интересов несовершеннолетнего указываются:

1) наименование и персональный состав комиссии;

2) дата и место заседания комиссии;

3) сведения о лице, в отношении которого рассматриваются материалы (Ф.И.О., число, месяц, год и место рождения, место его жительства, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения материалов (паспортные данные или данные свидетельства о рождении, сведения о получении пособия или пенсии, место работы или учебы);

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении материалов;

5) доказательства, на основании которых принято решение;

6) нормативный правовой акт, предусматривающий ответственность за противоправное деяние либо гарантирующий права несовершеннолетнего;

7) мотивированное решение, принятое комиссией;

8) предлагаемые комиссией меры социальной помощи несовершеннолетнему и способы ее оказания;

9) сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования данного постановления.

Постановление подписывается председательствующим на заседании комиссии, оглашается на заседании комиссии, вступает в силу со дня его принятия.

4. Постановление комиссии направляется для исполнения в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Копия постановления комиссии или выписка из него не позднее трех дней со дня его принятия вручается или высылается физическому лицу или его законному представителю, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

Должностные лица указанных в настоящем пункте органов и организаций, а также граждане в течение десяти дней со дня получения постановления обязаны сообщить комиссии о мерах, принятых по его исполнению.

Неисполнение постановлений комиссии влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

21. Представление комиссии

1. В целях устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, совершению ими правонарушений и антиобщественных действий, а также в целях устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, выявленных при рассмотрении материалов, комиссия вносит в государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности соответствующее представление о принятии мер.

2. Должностные лица органов и организаций, указанных в пункте 1 настоящей части, в течение месяца со дня получения представления комиссии обязаны рассмотреть его и сообщить комиссии, внесшей представление, о мерах, принятых по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.

Непринятие мер влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

22. Обжалование актов комиссии

Акты, принимаемые комиссией по рассмотренным материалам, могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

23. Рассмотрение комиссией обращений несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей

1. При рассмотрении обращения комиссия руководствуется требованиями федерального законодательства.

2. Получив обращение (жалобу), комиссия вправе:

1) принять обращение (жалобу) к рассмотрению;

2) передать обращение (жалобу) в государственные органы, органы местного самоуправления, их должностным лицам, государственным и муниципальным служащим, руководителям предприятий и организаций, к компетенции которых относится разрешение обращения (жалобы) по существу;

3) разъяснить заявителю правовые нормы, которые тот может использовать для защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов;

4) отказать в принятии обращения (жалобы) к рассмотрению с указанием мотивов отказа.

3. При рассмотрении обращения (жалобы) комиссия обязана предоставить возможность государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, государственным и муниципальным служащим, предприятиям и организациям независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

4. Комиссия не вправе передавать полученное обращение (жалобу) или поручать проверку государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, государственным и муниципальным служащим, организациям, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

5. О результатах рассмотрения обращения (жалобы) комиссия обязана известить заявителя письменно в месячный срок.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

24. Финансовое и материально-техническое обеспечение комиссии

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии является расходным обязательством органов государственной власти Пермского края, которое передается органам местного самоуправления из регионального фонда компенсаций, образованного в краевом бюджете, в виде субвенций, в соответствии с Законом Пермского края “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по образованию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации их деятельности“.

25. Контроль за деятельностью комиссии

Контроль за деятельностью комиссии Пермского муниципального района осуществляется комиссией Пермского края, администрацией Пермского муниципального района и представительным органом муниципального образования в пределах их компетенции и в порядке, установленном федеральным законодательством (ст. 4 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних) и законодательством Пермского края.

(в ред. решения Земского Собрания Пермского муниципального района от 04.06.2010 N 76)