Законы и постановления РФ

Решение Земского Собрания Юсьвинского муниципального района от 21.05.2008 N 30 “Об утверждении Положения о добровольных народных дружинах по охране общественного порядка в Юсьвинском муниципальном районе“

Утратил силу в связи с принятием решения Земского Собрания Юсьвинского муниципального района от 09.10.2008 N 62, вступающего в силу со дня официального опубликования в газете “Юсьвинские вести“.

Вступил в силу со дня официального опубликования в газете “Юсьвинские вести“ (пункт 3 данного документа).

ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ ЮСЬВИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ

от 21 мая 2008 г. N 30

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИНАХ

ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В ЮСЬВИНСКОМ

МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

В соответствии с решением Земского Собрания Юсьвинского муниципального района “Об утверждении комплексной Программы профилактики правонарушений на территории Юсьвинского муниципального района на 2008-2010 годы“ от 24.12.2007 N 96 Земское Собрание Юсьвинского муниципального района решает:

1. Утвердить Положение о добровольных народных дружинах
по охране общественного порядка в Юсьвинском муниципальном районе (приложение 1).

2. Направить настоящее решение главе Юсьвинского муниципального района для подписания и опубликования.

3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования в газете “Юсьвинские вести“.

Глава района

Н.П.АКСЕНОВ

Приложение

к решению

Земского Собрания

Юсьвинского муниципального района

от 21.05.2008 N 30

ПОЛОЖЕНИЕ

О ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИНАХ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО

ПОРЯДКА В ЮСЬВИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Добровольные народные дружины охраны общественного порядка в Юсьвинском муниципальном районе.

Добровольные народные дружины охраны общественного порядка в Юсьвинском муниципальном районе (далее - народные дружины) - добровольные формирования жителей Юсьвинского муниципального района, созданные с целью их участия в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями.

Народные дружины представляют собой объединения граждан, добровольно взявших на себя обязанности по участию в охране общественного порядка, профилактике правонарушений, совершаемых на улицах и в других общественных местах на территории района, а также по оказанию содействия соответствующим органам в области семейно-бытовых отношений по предупреждению и пресечению правонарушений, в том числе в сфере санитарного состояния и благоустройства территории района, торговли, строительства, земельных отношений.

Деятельность народных дружин основана на строгом соблюдении законности и осуществляется на добровольной и, как правило, безвозмездной основе. Обеспечение общественного порядка является долгом народного дружинника.

Народные дружины при решении возложенных на них задач взаимодействуют с органами местного самоуправления, правоохранительными органами, заинтересованными предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами, иными юридическими и физическими лицами.

1.2. Нормативная основа деятельности народных дружин.

Нормативную основу деятельности народных дружин составляют Конституция Российской Федерации, федеральные и краевые нормативные правовые акты, Устав Юсьвинского муниципального района, решения Земского Собрания Юсьвинского муниципального района, постановления главы Юсьвинского муниципального района, настоящее Положение.

1.3. Принципы деятельности народных дружин.

Деятельность народных дружин
осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, гласности, соблюдения прав человека, уважения личности, добровольности участия.

1.4. Задачи и функции народных дружин.

1.4.1. Основными задачами народных дружин являются:

- оказание содействия правоохранительным и иным уполномоченным органам в их деятельности по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, обеспечению личной и имущественной безопасности граждан;

- воспитание граждан в духе уважения к закону, создание в обществе атмосферы нетерпимости к любым антиобщественным проявлениям.

1.4.2. Основными функциями народных дружин являются:

- участие в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений;

- проведение профилактической воспитательной работы с неблагополучными семьями, с лицами, склонными к совершению правонарушений, участие в работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

- участие в мероприятиях по обеспечению сохранности собственности физических и юридических лиц;

- участие в профилактической работе по обеспечению безопасности дорожного движения транспорта и пешеходов, по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;

- оказание содействия правоохранительным органам в выявлении лиц, употребляющих наркотики и психотропные вещества и(или) вовлекающих несовершеннолетних в противоправную деятельность, а также склоняющих их к употреблению алкоголя, наркотиков, психотропных веществ;

- оказание содействия государственным и правоохранительным органам в выполнении задач при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1.5. Формы и методы работы народных дружин.

1.5.1. Народные дружины осуществляют свою деятельность в следующих формах:

- патрулирование, в том числе совместное с сотрудниками ОВД, и выставление постов на улицах, площадях, в парках и других общественных местах в соответствии с утвержденными планами и графиками совместной работы;

- проведение профилактической работы с лицами, склонными к совершению правонарушений, воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями, бесед с их родителями и близкими родственниками;

- оперативное взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам предупреждения, выявления, пресечения правонарушений;

- использование средств
массовой информации в целях профилактики правонарушений и воздействия на лиц, их совершающих;

- прием сообщений и иной информации о правонарушениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, немедленное информирование о них правоохранительных и иных уполномоченных государственных органов, а также граждан;

- выявление обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, принятие в пределах своих полномочий мер по устранению названных обстоятельств, предупреждению и пресечению правонарушений;

- проведение профилактических мероприятий совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и ОВД;

- пропаганда правовых знаний среди населения;

- использование иных форм, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.

1.5.2. Формы участия дружинников в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений предполагают осуществление совместных мероприятий с сотрудниками органов внутренних дел, а в необходимых случаях и с работниками соответствующих структурных подразделений администрации Юсьвинского муниципального района.

Пропаганда правовых знаний среди населения, разъяснение гражданам норм действующего законодательства, проведение профилактической воспитательной работы с лицами, склонными к совершению правонарушений, а также с несовершеннолетними осуществляются дружинниками самостоятельно после соответствующего обучения.

При заступлении на дежурство с дружинниками проводится инструктаж о состоянии оперативной обстановки на территории района в целом, с доведением сведений о совершенных правонарушениях, разыскиваемых правонарушителях и похищенных вещах, обращается внимание на необходимость строгого соблюдения законности и проявления бдительности при осуществлении мероприятий по обеспечению общественного порядка.

Инструктажи членов народных дружин проводятся сотрудниками органов внутренних дел. О проведении инструктажей делается отметка в соответствующем журнале.

1.6. Символика народных дружин охраны общественного порядка.

1.6.1. Народные дружины имеют символику установленного образца.

К элементам символики народных дружин относятся нарукавная повязка (шеврон), нагрудный знак (жетон) и удостоверение установленного образца.

Образцы символики утверждаются начальником милиции общественной безопасности отдела внутренних дел по Юсьвинскому муниципальному району (далее - начальник МОБ
ОВД) по представлению командира народной дружины.

1.6.2. Дружиннику выдается удостоверение дружинника народной дружины установленного образца, которое имеет единую нумерацию и является документом строгой отчетности.

Порядок оформления, учета, выдачи и изъятия удостоверения дружинника народной дружины определяется начальником МОБ ОВД.

2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАРОДНЫХ ДРУЖИН

2.1. Народные дружины создаются по территориальному признаку.

2.2. Решение о создании народной дружины принимается на сходе граждан. Народная дружина формируется путем утверждения кандидатур советом депутатов сельского поселения на основании представления администрации сельского поселения.

2.3. Деятельность народной дружины прекращается по решению схода граждан.

2.3.1. Деятельность дружинников в народной дружине по решению совета депутатов сельского поселения прекращается в случаях:

- письменного заявления дружинника о прекращении участия в ее деятельности;

- систематического невыполнения дружинником требований настоящего Положения, а также фактического самоустранения от участия в ее деятельности - по решению общего собрания дружины, недобросовестного отношения к своим обязанностям, совершения противоправных действий, в том числе неправомерного применения дружинником физической силы или оружия самообороны, допущения им нарушений и проступков, несовместимых с пребыванием в дружине, - в этих случаях исключение осуществляется на основании представления командира дружины с администрацией соответствующего сельского поселения;

- смерти дружинника.

При исключении из дружины дружинник обязан сдать удостоверение дружинника, нарукавную повязку.

2.4. На общем собрании дружины дружинники избирают командира дружины и заместителей командира дружины по соответствующему сельскому поселению из числа лиц, изъявивших желание состоять в дружине. Решение об утверждении кандидатуры командира дружины согласовывается с администрацией района.

2.5. Порядок приема в народную дружину.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

2.6.1. В народную дружину принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, проживающие на территории Юсьвинского муниципального района, достигшие 18-летнего возраста, способные
по своим деловым и моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять поставленные перед дружиной задачи.

2.6.2. В народной дружине не могут состоять граждане:

- имеющие неснятую или непогашенную судимость;

- состоящие на учете в медицинских учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании или алкоголизма;

- признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

- не зарегистрированные на территории района по месту жительства или пребывания;

- подвергнутые на момент принятия в дружину административному взысканию за последние 12 месяцев, если народный дружинник подвергается административному наказанию, то его обязанности в дружине приостанавливаются на период действия административного взыскания.

2.6.3. Граждане, принятые в народную дружину, в обязательном порядке проходят правовую и специальную подготовку, в ходе которой изучают действующее законодательство, нормативные акты, регламентирующие охрану правопорядка, формы и методы работы народных дружин по предупреждению и пресечению правонарушений, овладевают приемами самозащиты, оказания доврачебной медицинской помощи, использования специальных технических средств в порядке и случаях, предусмотренных законодательством.

Формы обучения дружинников и учебные программы разрабатывает и утверждает ОВД.

К проведению занятий с дружинниками могут привлекаться руководители и должностные лица правоохранительных органов, командиры народных дружин.

2.7. Руководство деятельностью народной дружины.

2.7.1. Общее руководство народными дружинами осуществляет начальник милиции общественной безопасности отдела внутренних дел по Юсьвинскому муниципальному району, который обеспечивает взаимодействие с правоохранительными, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями.

2.7.2. Командир народной дружины находится в непосредственном подчинении начальника МОБ ОВД. Народная дружина подчиняется командиру народной дружины.

2.7.3. Оперативное руководство работой дружинников осуществляет командир дружины, который:

а) проводит организационную работу по созданию дружин, совершенствованию и координации их деятельности;

б) планирует работу дружинников, разрабатывает мероприятия по взаимодействию дружин;

в) проверяет деятельность дружин, принимает меры к устранению выявленных недостатков, обобщает и
распространяет положительный опыт;

г) анализирует результаты работы дружин и представляет отчет о деятельности народных дружин в ОВД по Юсьвинскому муниципальному району, вносит предложения по совершенствованию их деятельности;

д) контролирует исполнение обязанностей дружинниками;

е) оформляет прием и исключение из народных дружин на основании решения совета депутатов;

ж) обеспечивает постоянную готовность дружин к выполнению стоящих перед ней задач;

з) осуществляет планирование работы дружины, утверждает графики дежурств и маршруты патрулирования, инструктирует дружинников и контролирует их работу;

и) осуществляет постоянный контроль за соблюдением законности в деятельности дружин;

к) рассматривает составленные дружинниками материалы о правонарушениях и направляет их на рассмотрение органов (должностных лиц), уполномоченных возбуждать дела и решать вопрос об ответственности правонарушителей;

л) организует проведение обучения дружинников формам и методам работы по охране правопорядка и борьбе с правонарушениями, их правовую и специальную подготовку;

м) периодически, но не менее двух раз в год, отчитывается о деятельности дружин на общем собрании дружин и перед населением, проживающим на территории;

н) ходатайствует перед ОВД и администрацией района о поощрении дружинников, отличившихся при исполнении своих обязанностей;

о) принимает решения, обязательные для исполнения народными дружинниками.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

2.9. Полномочия органов местного самоуправления района по организации деятельности народных дружин.

2.9.1. Земское Собрание района:

- утверждает порядок создания и деятельности народных дружин.

2.9.2. Администрация района:

- определяет источники, размеры и порядок финансирования деятельности, решает вопросы материально-технического обеспечения народных дружин;

- осуществляет контроль за деятельностью народных дружин, принимает отчет командира народной дружины о деятельности народных дружин.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

2.11. Правоохранительные органы Юсьвинского муниципального района в соответствии с действующим законодательством:

- оказывают содействие и поддержку народным дружинам в выполнении возложенных на них
задач;

- предоставляют необходимую для деятельности дружин информацию о правонарушениях;

- проводят работу по правовому обучению и воспитанию дружинников;

- оказывают помощь в обеспечении их методическими пособиями и юридической литературой;

- поощряют в пределах своих полномочий дружинников, активно участвующих в охране правопорядка;

- рассматривают поступающие от командира дружины материалы о правонарушениях и принимают по ним решения.

3. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА НАРОДНЫХ ДРУЖИННИКОВ

3.1. В своей деятельности по обеспечению правопорядка народный дружинник обязан:

- строго соблюдать требования действующего законодательства, проявлять корректность и выдержку в общении с гражданами, не допускать необоснованного ограничения их гражданских прав и свобод, не совершать действий, унижающих честь и достоинство гражданина;

- оказывать содействие работникам правоохранительных и иных государственных органов в предупреждении и пресечении правонарушений в пределах своих полномочий;

- оказывать помощь, в том числе доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, угрожающем их жизни или здоровью;

- принимать меры к спасению, людей, предотвращению и пресечению правонарушений, охране места происшествия и задержанию правонарушителя до прибытия сотрудников милиции;

- постоянно совершенствовать свои правовые знания и физическую подготовку;

- не допускать разглашения ставших ему известными в связи с осуществлением деятельности по охране правопорядка сведений, относящихся к частной жизни граждан, а также оперативной и иной конфиденциальной информации;

- добросовестно исполнять свои обязанности на порученном участке деятельности дружины, выполнять решения и указания командира дружины, распоряжения старшего наряда, а при совместном несении дежурства с сотрудниками правоохранительных органов - их указания и распоряжения;

- находясь на дежурстве, иметь при себе удостоверение дружинника, нарукавную повязку, при обращении к гражданам или должностным лицам представляться и предъявлять по их требованию удостоверение
дружинника;

- во всех случаях ограничения прав и свобод граждан разъяснять им основания и поводы для такого ограничения;

- исполнять иные обязанности, установленные законодательством.

3.2. Для выполнения стоящих перед народными дружинами задач по охране правопорядка дружинникам предоставляется право:

- требовать от граждан соблюдения общественного порядка, прекращения совершения правонарушений, а также прекращения совершения действий, препятствующих осуществлению полномочий народного дружинника, пресекать преступления и административные правонарушения;

- получать у граждан и должностных лиц необходимые объяснения с последующей передачей материалов о правонарушениях командиру (в штаб) дружины для направления органам (должностным лицам), уполномоченным рассматривать дело о правонарушении;

- сопровождать в органы милиции совершивших правонарушения в целях пресечения правонарушений, а также для установления личности правонарушителя и составления протокола;

- оказывать содействие отделу внутренних дел в оцеплении (блокировании) участков местности, отдельных строений и других объектов при действиях в условиях чрезвычайного положения, пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий и эпизоотий, других чрезвычайных обстоятельств, а также при проведении массовых мероприятий;

- при предъявлении удостоверения пользоваться бесплатно для связи с органами милиции телефонами и иными средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности (за исключением имеющих дипломатический иммунитет) и общественным объединениям, а также телефонами экстренных служб;

- использовать предусмотренные законом средства самозащиты при задержании лиц, совершивших преступления в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости;

- принимать иные меры по охране общественного порядка, предусмотренные действующим законодательством.

3.3. Действия народного дружинника могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством.

4. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАРОДНЫХ

ДРУЖИННИКОВ

4.1. Законные требования народного дружинника обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами Российской Федерации, иностранными
гражданами и лицами без гражданства.

Неисполнение законных требований народного дружинника и совершение действий, препятствующих исполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность, установленную законодательством.

Согласно действующему законодательству дружинник не несет ответственность за вред, причиненный при задержании лица, совершившего преступление, в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения соответственно мер необходимых для задержания лица, совершившего преступление, пределов необходимой обороны и пределов крайней необходимости.

4.2. Продолжительность дежурства народного дружинника по охране общественного порядка не должна превышать 4 часов в сутки, а в выходные дни - не более 8 часов в сутки.

4.3. Недопустимость посягательства на жизнь, здоровье и достоинство народного дружинника:

- народный дружинник при исполнении возложенных на него обязанностей руководствуется только законом и находится под защитой государства;

- никто не имеет права принуждать дружинника исполнять обязанности, которые не возложены действующим законодательством и настоящим Положением на народные дружины;

- при получении указаний, противоречащих закону, народный дружинник обязан руководствоваться законом;

- посягательство на жизнь, здоровье и достоинство народного дружинника при исполнении им обязанностей по охране общественного порядка влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации;

- вред, причиненный жизни и здоровью гражданина при исполнении обязанностей народного дружинника, возмещается в соответствии с действующим законодательством;

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Постановлении Правительства Пермского края от 17.12.2007 N 332-П “Об утверждении расчетных показателей по государственным (бюджетным) услугам и материальным расходам бюджета Пермского края на 2008 год и плановый период 2009-2010 годов“ подпункт 2.1 отсутствует.

- граждане, участвующие в охране общественного порядка, подлежат обязательному страхованию на случай гибели, получения травмы или иного повреждения здоровья в связи с выполнением обязанностей по охране общественного порядка. Страхование граждан, участвующих в охране общественного порядка, производится за счет средств краевого бюджета в соответствии с подпунктом 2.1 Постановления Правительства Пермского края N 332 от 17.12.2007 “Об утверждении расчетных показателей по государственным (бюджетным) услугам и материальным расходам бюджета Пермского края на 2008 год и плановый период 2009-2010 годов“ на основании заключения договоров со страховщиками, выбранными на конкурсной основе;

- ущерб, причиненный имуществу дружинника в связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка, возмещается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

5. МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. Меры поощрения народных дружинников.

5.1.1. Для поощрения народных дружинников, активно участвующих в борьбе с правонарушениями, администрация района, ОВД, руководители предприятий, учреждений и организаций и их трудовые коллективы, органы территориального общественного самоуправления в пределах своих полномочий могут применять следующие формы морального и материального поощрения:

- объявление благодарности;

- награждение ценным подарком, выплата денежной премии;

- награждение Почетной грамотой;

- направление письма в коллектив по месту работы или учебы дружинника с извещением о добросовестном выполнении им общественных обязанностей;

- иные формы поощрения.

5.1.2. За особые заслуги в деле охраны общественного порядка и проявленные при этом мужество и героизм народные дружинники могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации.

5.2. За противоправные действия дружинники, участвующие в охране общественного порядка, несут ответственность, установленную федеральными законами.

Вред, причиненный физическим и(или) юридическим лицам противоправными действиями дружинников, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

6. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

НАРОДНЫХ ДРУЖИН

6.1. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности дружин.

6.1.1. Материальное поощрение граждан, участвующих в охране общественного порядка, производится в объеме средств, утвержденном Программой профилактики правонарушений на территории Юсьвинского муниципального района на 2008-2010 годы.

6.2. Дружины размещаются в помещении ОВД, территориального пункта милиции в п. Майкор, поселкового отделения милиции в п. Пожва, участковых пунктах милиции, а также в помещениях, выделяемых для дружин в бесплатное пользование с необходимым оборудованием и телефонной связью.

6.3. Отдел внутренних дел по Юсьвинскому муниципальному району предоставляет народным дружинам на период дежурства мобильные радиостанции и другие технические средства в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.