Законы и постановления РФ

Решение Земского Собрания Чайковского муниципального района от 27.12.2006 N 212 (ред. от 30.09.2009) “Об утверждении “Программы развития системы образования Чайковского муниципального района на период 2006-2010 годы“

ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ

от 27 декабря 2006 г. N 212

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ “ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА ПЕРИОД 2006-2010 ГОДЫ“

(в ред. решений Земского Собрания Чайковского

муниципального района от 25.06.2008 N 435,

от 24.09.2008 N 457, от 30.09.2009 N 616)

Заслушав и обсудив доклад начальника управления общего и профессионального образования Сафоновой Н.Г., Земское Собрание решает:

1. Утвердить “Программу развития системы образования Чайковского муниципального района на период 2006-2010 годы“.

2. Администрации муниципального района по итогам исполнения местного бюджета за I полугодие 2007 года рассмотреть возможность выделения дополнительных средств на реализацию Программы в размере 7287734 рубля.

3. Контроль за исполнением решения возложить на комиссию по социальной политике (Воронцов
Г.Н.).

Глава муниципального района

Н.А.ЗАИКИН

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

РАЙОНА НА ПЕРИОД 2006-2010 ГОДЫ

(в ред. решений Земского Собрания Чайковского

муниципального района от 25.06.2008 N 435,

от 24.09.2008 N 457, от 30.09.2009 N 616)

Введение

“Программа развития системы образования Чайковского муниципального района на период 2006-2010 годы“ (далее - Программа до 2010 года или Программа) является в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании“, Национальной доктриной образования РФ (2000-2025 годы), Федеральной программой развития образования, Законом “Об образовании в Пермской области“, национальным проектом “Образование“, региональным проектом “Новая школа“ организационной основой (в первую очередь, как документ общественного согласия) муниципальной политики администрации Чайковского муниципального района в области образования, рассмотрении администрацией МО системы образования в качестве необходимой базы для социально-экономического развития, решения проблем социально-экономического развития средствами СО.

Разработка и реализация Программы входит в состав работ, связанных с формированием обязательного перечня государственных документов, необходимых для деятельности исполнительной и законодательной власти, ведомства: план мероприятий и бюджеты на один (1) и на 3 года (2), программа устойчивого развития на 5-8 лет (3), стратегический план развития (4) на среднесрочную перспективу (10-15 лет) и основные направления (стратегия) развития на 25-30 лет (5).

Программа как первоначальный и консолидирующий документ для системы образования и основы для формирования программы социально-экономического развития МО содержит в себе элементы всех перечисленных выше 5 документов.

Реализация целей Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, необходимого для устойчивого функционирования районной системы образования (далее - СО), так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы на основе достижений науки и практики (инноваций).

Начальные этапы работ над Программой (процесс разработки

совпадает с
процессом реализации Программы)

I этап (май - август 2006 года):

1) Подведение итогов реализации предыдущей Программы развития СО (до 2005 года). Анализ актуального состояния СО, выявление проблем и возможностей, формулировка основных целей и задач СО на новый период (2006-2010 годы) на основе изучения гражданского запроса.

2) Подведение итогов работы СО в 2005-2006 учебном году, разработка плана работ на 2006/07 учебный год, подготовка проведения августовской конференции.

3) Разработка основных концептуальных подходов и методических рекомендаций к разработке Программы в контексте развития системы непрерывного образования, социально-экономического развития и реализации ФЗ N 131-ФЗ о развитии местного самоуправления, национального проекта “Образование“, регионального проекта “Новая школа“ по развитию инновационной деятельности в образовании на базе проектной деятельности и проектной культуры.

4) Соотнесение теоретических основ Концепции и Программы развития СО с общероссийскими подходами, зарубежным опытом, мировыми тенденциями развития образования.

5) Проведение исследований в форме методических, проектировочных и проблемно-целевых семинаров (ПЦС), августовской конференции с разными субъектами (специалистами) городской СО и специалистами других ведомств.

II этап (с 1 сентября по 1 октября 2006 года):

1) Проведение оценки состояния и тенденций развития СО на основе анализа отчетов, имеющихся в управлении образования, здравоохранения, учреждениях других ведомств, чтобы наиболее точно определить основные проблемы развития образования на 2006-2010 гг.

2) Проведение исследований в форме ПЦС с представителями ОУ и управленческих структур МО, как основными субъектами реализации Программы, по уточнению понимания основных принципов, целей и содержания деятельности по развитию.

3) Разработка и принятие основных подходов к ведению инновационной деятельности в районе, к решению проблем повышения компетентности участников образовательного процесса средствами проектной деятельности и проектной культуры.

III этап (с 1 октября по 1 ноября 2006 года):

1) Определение
совместно с УО и ОУ возможных путей и способов разработки и реализации концепций и программ развития ОУ, отвечающих идеям развития системы непрерывного образования в контексте социально-экономического развития, решению проблем социально-экономического развития средствами образования.

2) Подготовка текста Программы для обсуждения на Координационном совете и проведение независимой экспертизы для представления в Земское Собрание.

3) Обсуждение проекта Программы на Координационном совете, на заседаниях социальной и бюджетной комиссий Земского Собрания и на Земском Собрании.

4) Принятие “Программы до 2010 года“ на заседании Земского Собрания.

Паспорт Программы

Наименование: Программа развития системы образования Чайковского муниципального района на период 2006-2010 годы.

Основной заказчик: Земское Собрание Чайковского муниципального района.

Программа адресована работникам органов управления образования, руководителям образовательных учреждений и их педагогическим коллективам; государственным, политическим, общественным деятелям; бизнесменам и финансистам; разработчикам разноуровневых образовательных, социокультурных, социальных, организационно-управленческих программ и проектов и позволяет всем и каждому из них включиться в процесс развития сферы образования.

Организация-исполнитель: управление общего и профессионального образования администрации Чайковского муниципального района.

Руководители разработки и реализации Программы:

Голягина Л.А., первый заместитель главы Чайковского муниципального района; Н.Г.Сафонова, начальник управления общего и профессионального образования администрации Чайковского муниципального района.

Научные руководители Программы: Клименков Г.В., Мокроносов А.Г., Кукор Б.Л., Пыткин А.Н., Филипповская Т.В., Гончарова В.М., Макарова И.С.

Авторы-разработчики и авторы использованных материалов. “Программа развития системы образования Чайковского муниципального района на период 2006-2010 годы“ разработана и подготовлена авторским коллективом в составе: Сафонова Н.Г., Клименков Г.В., Мокроносов А.Г., Кукор Б.Л., Пыткин А.Н., Филипповская Т.В., Гончарова В.М., Макарова И.С., Тюмина М.В.; на основании Закона Российской Федерации “Об образовании“, документов Министерства образования Российской Федерации, материалов ЮНЕСКО, Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования, национального проекта “Образование“, региональной программы
“Новая школа“, Правительственной программы социально-экономического развития РФ, Программы развития системы образования г. Чайковского с прилегающей территорией на период 2001-2005 гг., результатов анализа теории и практики современного образования в России, анализа современного этапа и перспектив развития системы образования, а также аналитических материалов и проектов, представленных группой в составе: Калабин И.С., Северюхина Т.А., Юркова Н.В., Светлакова Т.Б., Глонягина С.В., Ширинкина Г.Н., Фиалкина Т.В., Сергеева С.Ю., Запевалова О.В., Вылегжанина И.А.

В разработке Программы также участвовали: Смирнова Л.А., Мулина Т.М., Хоботова Е.У., Косорукова Т.П., Герасина Н.Б., Пирожникова Л.А., Волкова Н.И., Третьякова О.А., Мальцева М.В., Григорьева А.Ю., Мерзлякова С.З., Расторопова Н.К., Шемякина В.П., Стрелкова Л.Ф., Рогожников А.В., Харисова Н.Л., Колегова Е.П., Барышев А.Ю., Саланкина Ю.М., Замараева Т.А., Исмагилова Е.В., Енаторова Г.И.

Основные концептуальные идеи Программы обсуждались и уточнялись на встречах со специалистами СО, ОУ, проблемно-целевых семинарах, совещаниях, в ходе общественных экспертиз, на августовской конференции.

В разработке и реализации Программы участвовали представители следующих структур, организаций и учреждений:

управления общего и профессионального образования, Диагностико-информационно-методического центра; психолого-медико-педагогического центра “Камертон“, Центра информационно-коммуникационных технологий, общеобразовательных и образовательных учреждений Чайковского района.

Сроки Программы и этапы ее реализации:

Программа разработана на период 2006-2010 гг.

1-й этап реализации Программы - 2006-2007 гг., 2-й - 2008-2010 гг.

Программа открыта для участия любых организаций, заинтересованных в ее дальнейшей разработке и реализации.

Проекты, аналитические материалы, тексты, использованные при подготовке Программы, хранятся в управлении общего и профессионального образования администрации Чайковского муниципального района.

Предполагается выпуск периодического издания о ходе реализации “Программы развития системы образования“.

Объемы финансирования по конкретным мероприятиям будут утверждаться ежегодно.

План основных мероприятий по реализации Программы и финансовые расходы на 2006 год прилагаются отдельно.

Раздел 1. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ “ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

РАЙОНА НА ПЕРИОД 2006-2010 ГОДЫ“

1.1. Анализ ситуации, связанной с предыдущим этапом развития

районной системы образования

1.1.1. Некоторые итоги выполнения “Программы развития

системы образования МО до 2005 года“

Программа выполнена по основным направлениям и показателям:

1. Ориентация управления О и ПО и администрации района в условиях сложного кризиса страны на разработку среднесрочной муниципальной программы стабилизации и развития СО, согласованной с основными тенденциями изменения мирового, отечественного и регионального уровней образования, себя оправдала.

2. Опыт реализации Программы доказывает, что траектория эволюционного устойчивого развития СО, включающая в себя стабилизацию на основе перспективного развития, оправданную оптимизацию и обновление с сохранением преемственности и надежности функционирования всей СО, является оптимальной, обеспечивает целостность развития системы.

3. Избранные направления обновления СО: демократизация, гуманизация и гуманитаризация, вариативность, доступность, преемственность, информатизация, системная интеграция, развивающее обучение, экологизация и др. - позволили не только качественно совершенствовать образовательную деятельность в целом, но и накопить богатый инновационный опыт для перспективной модернизации всех сторон СО.

4. В результате реализации общей, творческо-поисковой программы развития СО в районе сложилась динамичная и вариативная система с устойчивыми прогрессивными тенденциями обновления по всем направлениям развития.

5. Общее образовательное пространство района стало сложно дифференцированным как по горизонтали, так и по вертикали: 2/3 учреждений образования включились в определенной мере в различные формы инновационной образовательной деятельности.

6. Анализ процесса реализации “Программы до 2005 года“ показал, что общественно-государственная форма управления развитием образования, осуществляемая на муниципальном уровне, является достаточно динамичной и может реально выполнять консолидированный социальный заказ (государства, местного сообщества, различных социальных групп, семьи, личности).

7. Выполнение “Программы до 2005 года“ закономерно порождает необходимость разработки новой программы, которая продолжает, углубляет и расширяет все позитивные
достижения и дает новый импульс к системному совершенствованию СО района и всех ее участников (субъектов образования).

1.1.2. Инновационный опыт развития СО района в контексте

выполнения “Программы до 2005 года“

- Становление систем развивающего обучения (Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, “Школа-2100“ и др.) в СО района.

- Переход от теоретической стадии осмысления сущности и причин кризиса в образовании к стадии программно-целевого комплексного преодоления кризиса и переходу к образованию на демократических принципах развития. Создание условий для реализации матричной модели управления СО.

- Становление ОУ нового типа, обретающих новый статус субъектов деятельности с юридической, финансово-хозяйственной, педагогической самостоятельностью.

- Расширение и углубление работы творческих педагогических лабораторий и опытных педагогических площадок на базе образовательных учреждений, мастерских, проблемных групп, разрабатывающих теорию и практику развития системы непрерывного образования в соответствии со способностями, интересами и здоровьем детей.

- Опыт развития районной системы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и неблагополучных семей, детей с общей школьной дезадаптацией и девиантным поведением.

- Разработка проблем современной философии образования для преобразования устаревшего мировоззренческого и методологического основания традиционной СО.

- Развитие районной системы анализа и контроля образовательной деятельности, особое место в которой отводится экспертизе, обеспечивающей процессы лицензирования, аттестации, аккредитации, ОУ, программ и педагогических кадров.

- Создание значительного инновационного опыта в области информатизации, здоровьесбережения в образовании, мониторинга (условий, процесса, результата).

- Разработка системы экологического, правового и экономического образования, предпрофильной подготовки и профильного обучения в ОУ района, проблем информатизации, дополнительного образования.

- Наличие в районе ЦИКТ, ДИМЦ, способных объединиться в особую организацию, которая станет координирующим научно-методическим, учебно-методическим органом, интегрирующим усилия специалистов СО и других ведомств, ОУ и системы образования, способствующего успешности проектирования,
планирования работ до внедрения конкретных разработок в практику ОУ.

- Наличие в районе ПМПЦ “Камертон“ и Психолого-медико-социального центра, также способных объединиться для создания эффективной системы профилактики СОЯ и сопровождения приемных и опекунских семей, создания муниципальной системы профилактики социально опасных явлений у учащихся общеобразовательных учреждений.

- Расширение вариативности образования (появление ОУ разных типов и видов) при сохранении управляемости этим процессом.

- Опыт соединения деятельности ОУ, учреждений культуры, здравоохранения, Центра занятости населения района.

- Развитие системы дополнительного образования, решение отдельных проблем интеграции основного и дополнительного образования, развитие системы профессионального образования.

- Совершенствование образования детей с ограниченными возможностями через разработку авторизованных программ педагогов, интегрирующих общее и дополнительное образование, разработка особых подходов к психолого-педагогическому сопровождению детей, имеющих минимальные мозговые дисфункции (ММД).

- Совершенствование системы повышения квалификации работников образования на основе долевого участия региона, муниципалитета и ОУ, создание представительства ПОИПКРО на базе ДИМЦ, установление новых связей с научными центрами, договорные отношения с ОУ.

1.1.3. Основные нерешенные проблемы СО района

Основными нерешенными проблемами системы образования района остаются:

- неравные возможности доступа детей из различных социальных групп населения к качественному образованию всех уровней;

- недостаточно высокое качество общего образования;

- недостаток общественных объединений в инновационном движении как коллективных субъектов развития системы образования, государственно-общественных формирований;

- недостаточная развитость различных форм дошкольного образования;

- сохраняющийся разрыв между образованием, получаемым в школе, и потребностями реальной жизни;

- снижение уровня здоровья детей в образовательных учреждениях, специалистов системы образования, недостаточная работа по устранению причин;

- отсутствие в полном объеме необходимых условий, средств предупреждения и снижения роста наркомании, криминогенного поведения детей;

- недостаточная эффективность психолого-педагогической, социальной поддержки детей-сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных и неблагополучных семей, детей с общей школьной
дезадаптацией и девиантным поведением;

- недостаточная эффективность управления развитием СО района и единым образовательным пространством в связи с отсутствием четко сформулированного социального заказа на выпускников различного уровня (со средним общим, начальным, средним и высшим профессиональным образованием), включая переподготовку, послевузовское образование.

Решение всего этого комплекса проблем может привести к устойчивому повышению качества образования на всех его уровнях.

1.2. Влияние системы образования на социально-экономическое

развитие Чайковского муниципального района и социальный

образовательный заказ

1.2.1. Главные проблемы района, решаемые на основе развития

системы образования

1. Развитие и поддержание дифференцированной структуры занятости населения района во всех сферах (отраслях) общественного и частного производства на основе развития динамичной вариативной образовательной системы, адекватной организации современного производства и современного НТП.

2. Систематическое повышение уровня социально-экономического развития региона и района за счет повышения качества его человеческого потенциала средствами более совершенной и эффективной СО, адаптированной к реалиям современного общества, новым образовательным потребностям различных слоев населения.

3. Развитие предпосылок увеличения темпов экономического развития на основе воспитания на всех уровнях СО саморазвивающихся творческих личностей, культурно-образованных субъектов деятельности.

4. Поддержание и развитие разнообразной культурной среды МО, благоприятной для становления хорошего инвестиционного климата на основе воспитания в каждом ребенке разностороннего культурного человека, способного к широкому культурному, языковому общению и социальному партнерству.

5. Надежное реформирование системы общественных отношений в направлении развития демократического гражданского общества, институтов правового государства на основе становления гуманистической системы образования с развитой правовой и политической культурой воспитания свободного гражданина, патриота страны, региона, района, города и т.п.

6. Приоритетное развитие в МО высокотехнологического, наукоемкого производства за счет собственных трудовых ресурсов, на базе всестороннего обновления содержания и методов образования в русле современной НТР и новой системной картины мира.

7.
Формирование всесторонней политики управления перспективным развитием МО и города с учетом разработки долгосрочной образовательной политики, адекватной прогрессивным идеям развития мирового, отечественного образования и ориентирам национальной политики в области образования (НД и ФПРО).

8. Постепенное преобразование существующих рыночных отношений в систему цивилизованной социально-ориентированной рыночной экономики не только методами социальными, экономическими, но и на основе развития детей в личностно-ориентированной, культурно-ценностной, системно-деятельностной парадигме развития гуманистической СО.

9. Улучшение ситуации посредством развития гуманистической СО, поддерживающей здоровье детей, уважающей права и свободы человека, способствующей снижению уровня общей, и особенно детской, преступности, наркомании.

10. Создание модели образования, воспитывающего в школе целостное гуманистическое мировоззрение людей, способных активно участвовать в осмыслении и решении глобальных проблем современности, в их национальных и региональных проявлениях.

11. Развертывание эффективной системы непрерывного образования и переподготовки кадров на основе устойчивого развития современного качественного образования с высоким потенциалом дальнейшего самообучения и саморазвития выпускников школ, учреждений профессионального образования.

1.2.2. Структура социального образовательного заказа

“Программы до 2010 года“

Глобальный уровень - общественный заказ на развитие СО, способной подготовить человеческий потенциал МО к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе XXI, в соответствии с его прогрессивными тенденциями и для решения глобальных проблем человечества: растущей сложности и динамизма изменений; глобализма и взаимозависимости; толерантности, креативности (роста творческой самореализации); интеграции и высокой автономной дифференциации; открытости и демократизации; гуманизации (интегральной ориентации на свободное и культуросообразное развитие человека); НТП и наукоемкого технологизма; универсализации; полилога культур, цивилизаций, мировоззрений, народов, государств и т.д.; индивидуализации; информатизации; коэволюции общества и природы и т.п.

В конечном счете, всеобщая сторона выражения социального заказа может быть определена в форме потребности сообщества МО на развитие перспективной муниципальной СО в максимальном соответствии ее прогрессивным чертам и тенденциям развития гуманистической СО в контексте устойчивого мирового развития.

Федеральный уровень - социальный заказ на развитие муниципальной СО совпадает с ориентирами НД образования, ФПРО и правительственной стратегии модернизации образования в России.

В течение 20-25 лет необходимо (для выхода из кризиса) существенно поднять конкурентоспособность страны на международной арене на основе подъема конкурентоспособности ее людских ресурсов. Страна конкурентоспособна настолько, насколько конкурентоспособен ее человеческий потенциал, уровень развития которого определяется качеством современного образования и науки. Приоритетное, опережающее, перспективное развитие образования - основа устойчивого социально-экономического и духовного развития общества, важнейшее средство выхода страны из системного кризиса, в том числе из кризиса самого образования.

Развитие российского общества, понимаемое как эволюционный переход от индустриального к информационному обществу (постиндустриальному), опирается на модернизацию всей системы образования. Российская СО должна перейти из режима выживания и стихийного обновления в режим устойчивого развития в социально-ориентированной рыночной экономике и для ее модернизации в интересах человека. В среднесрочной перспективе до 2010-2015 года решающим становится модернизация общего образования в контексте развития системы непрерывного образования (его содержательное и структурное обновление) и соответствующее ресурсное обеспечение образовательной сферы. Ресурсы должны направляться не на консервирование системы, а на ее эффективное обновление.

Модернизация государства, формирование гражданского общества требуют, чтобы СО воспитывала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. Для решения этой задачи приоритетными ориентирами для образования личности становятся: способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений; толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы; социально-экономическая компетентность и правовая культура: освоение основополагающих прав и свобод, правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.

Необходимо осуществить переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования всех уровней. Приоритетами образования для модернизации общества должны стать: облегчение социализации в рыночной среде; противодействие негативным социальным процессам; обеспечение социальной мобильности в обществе; поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное (постиндустриальное) общество; образование должно реализовать ресурс свободы, поле выбора для каждого человека, его получающего.

В целом, общефедеральная составляющая социального заказа для муниципальной системы образования сводится к ряду требований: оптимальному согласованию местной образовательной политики и Программы развития СО в МО с федеральной политикой и программой; к разработке такой программы развития, которая реально могла бы способствовать превращению СО МО в основу социально-экономического и духовного развития района; к подготовке в программе всех необходимых оснований, условий, средств для эффективной модернизации и реформирования СО; ее творческой конкретизации к условиям МО, его образовательному потенциалу.

Региональный уровень в социальном образовательном заказе МО отражает степень представленности в структуре этого заказа особенных интересов, потребностей края как субъекта Федерации, которые сформулированы в проекте региональной Программы развития образования Пермского края до 2010 г. (ее концептуальной и проектной частях).

Потребность более полного учета в муниципальной Программе развития СО и в образовательных предметных программах, стандартах историко-культурных, национально-культурных, социально-экономических, географических, экологических, демографических особенностей и проблем региона.

Определение возможностей и каналов влияния развивающейся гуманистической СО района на социально-экономическое развитие не только района, но и региона для обеспечения его конкурентоспособности в международном и российском масштабах.

Согласование муниципальных и региональных сфер образовательной политики, а также соответствующих программ образования с целью сохранения и развития единого образовательного пространства региона.

Создание необходимых условий и механизмов для равноправного участия районов в развитии современного непрерывного образования, для учащихся области обеспечить доступ в высшие и средние профессиональные ОУ для продолжения учебы.

Координация совместных действий региона и МО в реализации государственной образовательной политики на территории единого субъекта Федерации и представление интересов региона и МО на федеральном уровне управления.

Разработка общих нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы функционирования и развития СО на региональном и муниципальном уровнях. Организация общих систем контроля за исполнением законодательства об образовании; качества образования и образовательных стандартов; аттестации и аккредитации ОУ.

Разработка общих программ совместного действия:

а) правового, гражданского, патриотического, экономического воспитания учащихся региона;

б) трудоустройства выпускников школ МО и региона, а также педагогических кадров;

в) ресурсного, материально-технического, информационного обеспечения, переоснащения СО;

г) формирования общественных ассоциаций, организаций субъектов образования;

д) сохранения и восстановления здоровья детей, реализации программ “Дети Прикамья“;

е) экологизации образования;

ж) поиска и развития одаренных детей;

з) ценности культуры Пермского края (познание - освоение - сбережение);

и) разработки и реализации международных проектов (языковых, экологических, правовых, информационных, культурно-исторических и др.) с участием образовательных структур.

На муниципальном уровне в структуре социального заказа МО представлены интересы, потребности в сфере местного образования сообщества района, интересы различных социальных слоев населения и интересы коллективного субъекта образования (корпуса учителей, педагогов, родителей). Социальный заказ здесь проявляется и в форме выражения общественного мнения (через СМИ, результаты опроса общественных организаций), и в форме целенаправленной образовательной политики администрации, а также выявляется с помощью научных исследований и социологических опросов. Важную роль в осмыслении социального заказа играют различные центры подготовки и переподготовки педагогических кадров. На этом уровне происходит консолидация всех других составляющих совокупного социального заказа и осуществляется активная деятельность по управлению, соуправлению, самоуправлению образовательным процессом в районе.

Основными “слагаемыми“ муниципального социального заказа являются (вне учета групповых, профессиональных, социальных потребностей, интересов):

- потребность всего населения района в устойчивом развитии и надежном функционировании всех ОУ района в контексте сопровождения разработки и реализации программ устойчивого социально-экономического развития Чайковского муниципального района;

- поддержание приоритета государственной СО; потребность в надежном, конкретном обеспечении всех правовых гарантий в области образования для всех социальных слоев населения МО, всех субъектов образования;

- общественный спрос на предоставление услуг высокого качества для всех детей, во всех образовательных дисциплинах всех ОУ района;

- требование общественности к органам управления СО, педагогическому корпусу сделать все возможное для сохранения и укрепления здоровья детей в течение всего образовательного процесса;

- общественный заказ на воспитание и обучение каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями, интересами, правами как культурного человека, гражданина и творческой личности;

- запрос на современный уровень образования, достаточный для индивидуального самоопределения всех выпускников в жизни, приобретения ими полезной, хорошо оплачиваемой профессии, продолжения образования в случае необходимости;

- запрос на оптимальное обновление содержания и методов современного образования в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры, но при сохранении двух условий:

а) обновляемое содержание, методы действительно необходимы для развития современного человека, соответствуют возрастным возможностям всех здоровых детей;

б) не ведут к физической, нервно-психической перегрузке учеников и учителей, подрыву их здоровья;

- заказ на ведение в ОУ эффективной профилактической работы, направленной на воспитание устойчивого социального и духовного сопротивления детей воздействию на них наркомании, пьянства, криминогенной среды, реакционных учений;

- потребность в развитии такой СО, которая могла бы не только более полно востребовать совокупный культурный потенциал района, но и обеспечить его дальнейшее обогащение, приращение;

- общественный спрос на развитие структуры образования, адекватной состоянию рынка труда, структуре занятости населения, которая может обеспечить прогрессирующий профессиональный рост человеческого потенциала района и стать основой устойчивого развития материального и духовного производства района;

- общественный спрос на комплексную нравственно-правовую воспитательную работу в СО, способную обеспечить общую и индивидуальную безопасность всех жителей района, формировать гражданское демократическое общество в районе, Пермском крае и стране.

1.2.3. Результаты социологических опросов и изучения

гражданского запроса Чайковского муниципального района

Проведенные социологические опросы населения, специалистов системы образования и общественных организаций позволяют выделить следующие приоритеты:

1. Непрерывность и общедоступность, развивающий характер системы образования.

Система образования должна обеспечить путь к жизне