Законы и постановления РФ

Решение Лысьвенской городской Думы от 16.11.2004 N 40 “Об утверждении Положения “О дружинах охраны общественного порядка в городе Лысьве“

Утратил силу с 25 мая 2010 года в связи с принятием решения Земского Собрания муниципального образования “Лысьвенский муниципальный район“ от 26.05.2010 N 497.

Вступил в силу с момента официального опубликования (пункт 2 данного документа).

ЛЫСЬВЕНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 16 ноября 2004 г. N 40

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ “О ДРУЖИНАХ ОХРАНЫ

ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В ГОРОДЕ ЛЫСЬВЕ“

В соответствии с Законом Пермской области “Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении общественного порядка на территории Пермской области“ городская Дума решила:

1. Утвердить Положение “О дружинах охраны общественного порядка в городе Лысьве“ согласно приложению.

2. Решение вступает в силу с момента официального опубликования.

Глава города

С.А.РИХТЕР

Приложение

к решению

Лысьвенской городской Думы

от 16.11.2004 N 40

ПОЛОЖЕНИЕ

О ДРУЖИНАХ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО
ПОРЯДКА В ГОРОДЕ ЛЫСЬВЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Дружины охраны общественного порядка.

Дружина охраны общественного порядка (далее - дружины) представляет собой добровольное формирование граждан, создаваемое в целях охраны общественного порядка населением территории, в пределах которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, непосредственно либо через органы (выборных лиц), действующие от его имени.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации и учреждения независимо от форм собственности в целях обеспечения общественной безопасности вправе содействовать созданию дружин в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства.

Дружины при решении возложенных на них задач взаимодействуют с органами местного самоуправления, правоохранительными органами, заинтересованными предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами, иными юридическими лицами, а также гражданами.

1.2. Правовая основа деятельности дружин.

Правовую основу деятельности дружин составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Пермской области, законы Пермской области и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты органов государственной власти Пермской области, Устав муниципального образования “Город Лысьва“, настоящее Положение, иные решения Думы, постановления главы города.

1.3. Принципы деятельности дружин.

Деятельность дружин основывается на принципах законности, добровольности, гуманизма, гласности, уважения личности и соблюдения прав и свобод человека, морального и материального стимулирования.

1.4. Задачи дружин.

Основными задачами дружин являются:

- участие в охране общественного порядка,

- содействие правоохранительным органам в охране прав и законных интересов граждан.

1.5. Основные направления деятельности дружин.

Основными направлениями деятельности дружин являются:

а) участие непосредственно или совместно с органами внутренних дел в обеспечении общественного порядка на улицах, площадях, вокзалах и иных общественных местах,

б) содействие правоохранительным органам в их деятельности по укреплению общественного порядка и борьбе с правонарушениями,

в) оказание неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев,
а также находящимся в беспомощном состоянии,

г) участие в спасении людей и в обеспечении общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций,

д) участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

е) участие в проведении природоохранных мероприятий,

ж) проведение воспитательной работы с неблагополучными семьями, с гражданами, склонными к нарушению общественного порядка,

з) участие в мероприятиях по обеспечению сохранности собственности физических и юридических лиц,

и) выявление лиц, употребляющих наркотики и психотропные вещества и (или) вовлекающих несовершеннолетних в противоправную деятельность, а также склоняющих к употреблению алкоголя, наркотиков, психотропных веществ,

к) иное не противоречащее законодательству участие в охране общественного порядка.

2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ДРУЖИНЫ, УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРИЕМА

В ДРУЖИНУ И ОТЧИСЛЕНИЯ ИЗ НЕЕ

2.1. Создание дружины.

2.1.1. Дружина создается по инициативе населения территории, в пределах которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, непосредственно либо по инициативе органов (выборных лиц), действующих от его имени по согласованию с заместителем главы города, курирующим деятельность дружин.

2.1.2. Вопрос о создании дружины решается на собрании (сходе) жителей соответствующей территории либо органом территориального общественного самоуправления (далее - орган ТОС) в соответствии с Законом Пермской области “О территориальном общественном самоуправлении в Пермской области“.

2.2. Согласование решения о создании дружины.

Для согласования решения собрания о создания дружины заместителю главы города представляются следующие документы:

- протокол собрания о создании дружины,

- заявления от граждан о принятии их в дружину,

- списки кандидатов, согласованные с ОВД г. Лысьвы.

2.3. Порядок приема в дружину.

2.3.1. В дружину принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, проживающие на соответствующей территории либо органа ТОС, достигшие 18-летнего возраста, способные по своим деловым и моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять обязанности дружинника.

2.3.2. Прием осуществляется по решению
собрания (схода) жителей соответствующей территории либо органа ТОС на основании письменного заявления гражданина и по рекомендации участкового инспектора милиции по месту проживания кандидата в дружинники.

2.3.3. В дружину не могут быть приняты граждане:

а) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

б) состоящие на учете в лечебно-профилактических учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании или алкоголизма;

в) признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

г) подвергнутые административным наказаниям за нарушения общественного порядка и общественной безопасности.

2.4. Прекращение деятельности дружины.

Деятельность дружины прекращается по решению собрания (схода) жителей соответствующей территории либо органа ТОС в соответствии с Законом Пермской области “О территориальном общественном самоуправлении в Пермской области“, с обязательным уведомлением заместителя главы города, курирующего деятельность дружин.

2.5. Отчисление из дружины.

Отчисление из дружины осуществляется по решению собрания (схода) жителей соответствующей территории либо органа ТОС в следующих случаях:

а) письменного заявления дружинника,

б) в связи с систематическим невыполнением дружинником требований Закона Пермской области “Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении охраны общественного порядка на территории Пермской области“, настоящего Положения, а также фактическим самоустранением от участия в ее деятельности,

в) в случае совершения противоправных действий, в том числе неправомерного применения дружинником физической силы или оружия самообороны, недобросовестного отношения к своим обязанностям, а также допущения иных нарушений и проступков, несовместимых с пребыванием в дружине, по представлению ОВД,

г) смерти дружинника.

3. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДРУЖИНЫ

3.1. Руководство деятельностью дружин.

Общее руководство и обеспечение деятельности дружин осуществляет штаб дружин.

Оперативное управление силами дружин осуществляет ОВД г. Лысьвы.

3.2. Штаб дружин.

Для координации деятельности дружин и улучшения их взаимодействия с правоохранительными органами при администрации города создается штаб дружин охраны общественного порядка. Состав штаба и порядок его деятельности
определяется главой города.

3.3. Руководство штабом дружин.

3.3.1. Руководство штабом дружин осуществляет начальник штаба. Начальник штаба назначается главой города.

3.3.2. Начальник штаба:

а) проводит организационную работу по созданию дружин, совершенствованию и координации их деятельности;

б) планирует работу городского штаба, разрабатывает мероприятия по взаимодействию дружин, организует учебу командиров дружин;

в) проверяет деятельность районных штабов дружин, принимает меры к устранению выявленных недостатков, обобщает и распространяет положительный опыт;

г) вносит в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления предложения по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями;

д) представляет отчет о деятельности дружин администрации города;

е) организует проведение заседаний штаба дружин;

ж) обеспечивает взаимодействие дружин с правоохранительными органами, органами местного самоуправления;

з) отчитывается перед ОВД г. Лысьвы о деятельности дружин.

3.4. Командир дружины.

3.4.1. Руководство дружиной осуществляет командир дружины. Кандидатура командира утверждается решением собрания (схода) жителей соответствующей территории либо органа ТОС по представлению собрания дружины. Решение об утверждении кандидатуры командира дружины согласовывается с заместителем главы города, курирующим деятельность дружин.

3.4.2. Командир дружины:

а) обеспечивает постоянную готовность дружины к выполнению стоящих перед ней задач;

б) осуществляет планирование работы дружины, утверждает графики дежурств и маршруты патрулирования, инструктирует дружинников и контролирует их работу;

в) организует взаимодействие дружин с государственными органами, осуществляет постоянный контроль за соблюдением законности в деятельности дружин;

г) рассматривает составленные дружинниками материалы о правонарушениях и направляет их на рассмотрение органов (должностных лиц), уполномоченных возбуждать дела и решать вопрос об ответственности правонарушителей;

д) организует проведение обучения дружинников охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями, их правовую и специальную подготовку;

е) обобщает информацию о состоянии общественного порядка, анализирует результаты работы дружинников, вносит в государственные органы и органы местного самоуправления предложения по вопросам устранения причин и
условий, способствующих совершению правонарушений, а также совершенствованию работы дружин;

ж) периодически, но не менее двух раз в год, отчитывается о деятельности дружин на общем собрании дружин и перед населением, проживающим на территории, в пределах которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;

з) ходатайствует перед государственными органами и органами местного самоуправления о поощрении дружинников, отличившихся при исполнении своих обязанностей;

и) принимает решения, обязательные для исполнения дружинниками.

3.5. Полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по вопросам организации деятельности дружин.

3.5.1. Лысьвенская городская Дума утверждает Положение о дружинах.

3.5.2. Глава города:

- определяет источники и порядок финансирования деятельности граждан по обеспечению общественного порядка;

- определяет состав штаба дружин охраны общественного порядка при администрации города и порядок его деятельности.

3.5.3. Администрация города в пределах своих полномочий вправе:

- содействовать созданию дружин;

- предоставлять органам охраны общественного порядка помещения и технические средства, необходимые для осуществления их деятельности.

3.6. Символика дружинника.

3.6.1. Штаб дружин выдает дружиннику удостоверение установленного образца, подписанное главой города, нарукавную повязку (шеврон) и нагрудный знак (жетон).

3.6.2. Образцы символики утверждаются главой города по представлению начальника штаба дружин.

3.6.3. При отчислении из дружины дружинник обязан сдать начальнику штаба удостоверение дружинника, шеврон и жетон, а также имущество, полученное им в пользование в связи с исполнением обязанностей дружинника.

3.6.4. Возмещение стоимости имущества в случае невозврата, порчи либо его утраты производится в порядке, установленном нормами гражданского законодательства Российской Федерации.

3.7. Формы работы дружин.

Дружины осуществляют свою деятельность в следующих формах:

а) патрулирование, в том числе совместное с сотрудниками ОВД, и выставление постов на улицах, площадях, в парках и других общественных местах в соответствии с утвержденными планами и графиками совместной работы;

б) проведение профилактической работы с лицами,
склонными к совершению правонарушений, воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями, бесед с их родителями и близкими родственниками;

в) оперативное взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам предупреждения, выявления, пресечения правонарушений;

г) использование средств массовой информации в целях профилактики правонарушений и воздействия на лиц, их совершающих;

д) прием сообщений и иной информации о правонарушениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, немедленное информирование о них правоохранительных и иных уполномоченных государственных органов, а также граждан;

е) выявление обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, принятие в пределах своих полномочий мер по устранению названных обстоятельств, предупреждению и пресечению правонарушений;

ж) проведение профилактических мероприятий совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, органами ТОС и ОВД;

з) пропаганда правовых знаний среди населения;

и) использование иных форм, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.

3.8. Подготовка и обучение дружинника.

3.8.1. Граждане, принятые в народную дружину, в обязательном порядке проходят правовую и специальную подготовку, в ходе которой изучают действующее законодательство РФ, нормативные акты, регламентирующие охрану общественного порядка, формы работы дружин по предупреждению и пресечению правонарушений, овладевают приемами самозащиты, оказания первой медицинской помощи, использования специальных технических средств в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Формы обучения дружинников и учебные программы разрабатывает и утверждает штаб дружин.

3.8.2. К проведению занятий с дружинниками могут привлекаться руководители и должностные лица правоохранительных органов, преподаватели и научные работники учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, юридических вузов, командиры народных дружин.

3.8.3. Пропаганда правовых знаний среди населения, разъяснение гражданам норм действующего законодательства, проведение профилактической воспитательной работы с лицами, склонными к совершению правонарушений, а также с несовершеннолетними, осуществляются дружинниками самостоятельно, после соответствующего обучения.

3.8.4. При заступлении на дежурство с дружинниками проводится инструктаж о состоянии оперативной обстановки
на территории микрорайона, района и города в целом, с доведением сведений о совершенных правонарушениях, разыскиваемых правонарушителях и похищенном имуществе.

Инструктаж членов дружин проводится сотрудниками органов внутренних дел. О проведении инструктажа делается отметка в соответствующем журнале.

3.9. Продолжительность дежурства дружинника.

Продолжительность дежурства дружинника по охране общественного порядка не должна превышать 4 часов в сутки, а в выходные дни - не более 8 часов в сутки.

3.10. Взаимодействие дружин с правоохранительными органами.

3.10.1.Взаимодействие дружин с правоохранительными органами осуществляется в следующих формах:

а) помощь правоохранительным органам в проведении мероприятий по охране общественного порядка,

б) проведение совместных (по согласованию) мероприятий по профилактике правонарушений,

в) помощь в организации и планировании работы дружины,

г) предоставление дружинам необходимой информации о состоянии преступности в пределах, установленных действующим законодательством,

г) проведение правоохранительными органами инструктажей, обучение формам и методам борьбы с правонарушениями,

д) иные формы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

3.10.2. Правоохранительные органы города Лысьва в соответствии с действующим законодательством оказывают содействие и поддержку дружинам в выполнении возложенных на них задач, представляют необходимую информацию о правонарушениях, проводят работу по правовому обучению дружинников, оказывают помощь в обеспечении их методическими пособиями и юридической литературой, взаимодействуют со штабом дружин, поощряют в пределах своих полномочий дружинников, активно участвующих в охране общественного порядка, рассматривают поступающие от штаба дружин материалы о правонарушениях и принимают по ним решения.

4. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ДРУЖИННИКА

4.1. Обязанности дружинника.

Дружинник обязан:

а) в своих действиях руководствоваться законодательством Российской Федерации и Пермской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, настоящим Положением,

б) быть тактичным, вежливым и внимательным в обращении с гражданами, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, не совершать действий, имеющих
целью унижение чести и достоинства человека и гражданина,

в) активно участвовать в охране общественного порядка и профилактике правонарушений, четко и добросовестно выполнять обязанности дружинника, указания начальника штаба, командира дружины, а также работников милиции при проведении совместных мероприятий по охране общественного порядка,

г) использовать и применять предоставленные законом права по пресечению и предупреждению правонарушений, защищать честь и достоинство граждан от преступных и других антиобщественных действий,

д) повышать свои правовые знания, хорошо знать обязанности и права дружинника, совершенствовать физическую подготовку,

е) во всех случаях ограничения прав и свобод граждан разъяснять им основания и поводы для такого ограничения.

ж) при исполнении обязанностей по охране общественного порядка иметь при себе и предъявлять по требованию граждан или уполномоченных должностных лиц удостоверение и жетон дружинника,

з) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином, угрожающем их жизни или здоровью состоянии,

и) принимать меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, охране места происшествия и задержанию правонарушителя до прибытия сотрудников милиции в пределах, предусмотренных действующим законодательством РФ,

к) не разглашать ставшие ему известными в связи с осуществлением деятельности по охране общественного порядка сведения, составляющие в соответствии с законом государственную и иную охраняемую законом тайну,

л) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4.2. Права дружинника.

4.2.1. Дружинник вправе:

а) требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка, прекращения правонарушений, а также прекращения совершения действий, препятствующих осуществлению обязанностей дружинника,

б) применять физическую силу в случаях пресечения преступлений и административных правонарушений и преодоления противодействия законным требованиям дружинника, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения обязанностей, возложенных на дружинника,

в) при исполнении обязанностей по охране
общественного порядка применять оружие самообороны в порядке, установленном федеральным законодательством,

г) оказывать содействие органам внутренних дел в оцеплении (блокировании) участков местности, отдельных строений и других объектов при пресечении массовых беспорядков и групповых нарушениях общественного порядка, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотии, других чрезвычайных обстоятельств,

д) при предъявлении удостоверения пользоваться бесплатно для связи с органами милиции или штабом дружины телефонами и иными средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности и общественным объединениям, а также средствами связи экстренных служб.

4.2.2. При применении оружия самообороны и физической силы дружинники обязаны предупредить о намерении их использовать, предоставить достаточное время для выполнения требований дружинников, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия самообороны или физической силы создает непосредственную опасность жизни и здоровью дружинников или граждан либо может повлечь иные тяжкие последствия.

4.2.3. Дружинникам запрещается применять оружие самообороны и физическую силу в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей.

5. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДРУЖИННИКА,

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДРУЖИННИКА

5.1. Гарантии правовой защиты.

5.1.1. Дружинник находится под защитой государства. Законные требования дружинника, находящегося при исполнении своих обязанностей, обязательны для лиц, нарушающих общественный порядок.

5.1.2. Неповиновение законному требованию дружинника при исполнении обязанностей влечет за собой установленную законодательством Пермской области административную ответственность, а в случае оказания ему сопротивления, либо посягательства на его жизнь, здоровье либо оскорбление дружинника - уголовную ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

5.1.3. Дружинник не несет ответственности за причиненный вред в состоянии необходимой обороны, если не превышает ее пределы, а также за вред, причиненный при задержании лица, совершившего преступление, если при этом не было допущено превышение необходимых для этого мер.

5.1.4. Никто не имеет права принуждать дружинника выполнять поручения, которые не возложены действующим законодательством РФ и Пермской области, а также настоящим Положением на дружины.

5.2. Страхование.

На период выполнения обязанностей по охране общественного порядка жизнь дружинника подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств бюджета Пермской области в соответствии с действующим законодательством.

5.3. Ответственность.

5.3.1. За противоправные действия дружинник несет ответственность, установленную федеральным законом.

5.3.2. Вред, причиненный физическим или юридическим лицам противоправными действиями лиц, участвующих в обеспечении общественного порядка, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

6. МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ ДРУЖИННИКА

6.1. Материальное поощрение.

За выполнение обязанностей по охране общественного порядка дружиннику выплачивается денежное вознаграждение из расчета 1 минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством РФ, в месяц, командиру дружины - 1,5 минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ, в месяц.

6.2. Иные меры поощрения.

6.2.1. Для поощрения дружинников, активно участвующих в охране общественного порядка, органы и должностные лица местного самоуправления, правоохранительные органы, руководители предприятий, учреждений и организаций и их трудовые коллективы, органы территориального общественного самоуправления, штаб дружин в пределах своих полномочий могут применять следующие виды морального и материального поощрения:

- объявление благодарности,

- награждение ценным подарком,

- выплата денежной премии,

- награждение почетной грамотой,

- направление письма в коллектив по месту работы или учебы дружинника с извещением о добросовестном выполнении им общественных обязанностей,

- иные виды поощрения.

6.2.2. За особые заслуги в деле охраны общественного порядка и проявленные при этом мужество и героизм дружинник может быть представлен к государственным наградам Российской Федерации.

7. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДРУЖИН

7.1. Объем средств бюджета, выделяемых на финансирование деятельности граждан по обеспечению общественного порядка, определяется в соответствии с Методикой формирования бюджетов и бюджетного регулирования в Пермской области. Финансирование деятельности граждан по обеспечению общественного порядка может осуществляться за счет средств, поступающих от организаций, общественных объединений, граждан, а также за счет иных поступлений, если это не противоречит законодательству РФ.

7.2. Органы местного самоуправления, организации, общественные объединения могут предоставлять дружинам помещения и технические средства, необходимые для осуществления их деятельности.

7.3. ОВД г. Лысьвы предоставляет дружинам на период дежурства мобильные радиостанции и другие технические средства в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.

8. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДРУЖИН

Контроль за деятельностью дружин по охране общественного порядка осуществляет администрация города в пределах своих полномочий.