Законы и постановления РФ

Решение Земского Собрания Горнозаводского района от 31.03.2004 N 315 “Об утверждении Концепции поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования “Горнозаводский район“ на 2004-2006 гг.“

ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ ГОРНОЗАВОДСКОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ

от 31 марта 2004 г. N 315

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ “ГОРНОЗАВОДСКИЙ РАЙОН“ НА 2004-2006 ГГ.

Руководствуясь статьей 17 Устава муниципального образования “Горнозаводский район“, Земское Собрание решает:

1. Утвердить Концепцию поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования “Горнозаводский район“ на 2004-2006 гг. согласно приложению.

2. Опубликовать Концепцию поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования “Горнозаводский район“ на 2004-2006 гг. в районной газете “Новости“.

3. Контроль за исполнением данного решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по вопросам самоуправления (Н.С.Полыгалова).

Глава муниципального образования

Л.Н.СОФОНОВ

Председатель Земского Собрания

В.Н.МОЛЧАНОВ

Приложение

к решению


Земского Собрания

от 31.03.2004 N 315

КОНЦЕПЦИЯ

ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “ГОРНОЗАВОДСКИЙ РАЙОН“

НА 2004-2006 ГОДЫ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Концепция поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования “Горнозаводский район“ (Концепция) закрепляет единую систему представлений о целях, задачах, направлениях, приоритетах, принципах, методах и механизме реализации муниципальной политики в сфере малого предпринимательства.

1.2. Правовой базой Концепции являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы “Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ“, “О финансовых основах местного самоуправления в РФ“, “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ“, “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства“, законы Пермской области “О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Пермской области“, “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства“, Устав муниципального образования “Горнозаводский район“.

1.3. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):


в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек:

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

1.4. Муниципальная поддержка малого предпринимательства - это система экономического, правового, социального и организационного обеспечения органами местного самоуправления благоприятной среды для эффективного функционирования и развития малого предпринимательства.

1.5. Настоящая Концепция действует в отношении всех субъектов малого предпринимательства, прошедших государственную регистрацию на территории муниципального образования “Горнозаводский район“.

2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.1. Поддержка малого предпринимательства определена Правительством РФ в качестве одного из ключевых элементов преобразований в экономике России. В обществе осознается значимость малого предпринимательства в воспроизводственных процессах, решении проблем занятости, наполняемости местных бюджетов, насыщении рынка товарами и услугами, сглаживании проблем градообразующих предприятий.

Однако малое предпринимательство сегодня представлено как саморазвивающийся социальный институт, основанный преимущественно на частнохозяйственной инициативе. По настоящему потенциал государственной и особенно муниципальной поддержки малого предпринимательства еще не задействован.

2.2. Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства в Пермской области и на территории муниципального образования “Горнозаводский район“ в частности, этот важнейший сектор экономики до сих пор не оказывает необходимого влияния на социальное и экономическое развитие муниципального образования ни с точки зрения объемов производства товаров и услуг, ни с точки зрения занятости населения.

Анализ положения дел в малом предпринимательстве показывает, что этот сектор экономики имеет значительный потенциал для роста, структурных изменений и самоинвестирования. На территории муниципального образования “Горнозаводский район“ на 1 января 2004 года зарегистрировано 699 субъектов малого предпринимательства, что по сравнению с 1 января 2003 года составляет 102%. Число субъектов малого предпринимательства медленно, но растет.

Сложившаяся отраслевая структура практически не меняется. Непроизводственная сфера, прежде всего торговля, остается более привлекательной для субъектов малого предпринимательства, чем производственная. В непроизводственной сфере экономики на территории муниципального образования занято более 75% всех зарегистрированных субъектов малого предпринимательства.

Численность занятых на малых предприятиях составляет 1500 человек. Для малого бизнеса характерно активное привлечение работников на условиях совместительства, по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.

За 2003 год субъектами малого предпринимательства муниципального образования было произведено продукции, работ и услуг на сумму 70497,6 тыс. руб. (по данным статистики), это составляет 4,5% от всего объема произведенной продукции предприятиями района. Вклад малого бизнеса в доходную часть местного бюджета в 2002 году - 2,2%, в 2003 году процент снизился и составил 1%.

2.3. Поддержка малого предпринимательства может быть средством решения таких первоочередных проблем, как высокий уровень скрытой безработицы; монополизация товарных рынков и слабая насыщенность отечественными товарами; низкая эффективность социальной сферы хозяйства муниципального образования; наполнение доходной части местного бюджета и др.

Этому способствует также и то, что малый бизнес представляет собой:

- малозатратный способ создания новых рабочих мест и инвестирования в развитие производства;

- социально-экономическое явление, затрагивающее интересы значительной части населения муниципального образования;

- среду формирования среднего класса общества;

- рыночный тип хозяйствования, нацеленный на рост эффективности производства, работ, услуг;

- гибкое ведение дел, быстро адаптирующееся к изменениям внешней среды.

2.4. Вместе с тем имеет место ряд неблагоприятных тенденций в функционировании малого бизнеса. В частности:

- в целях ухода от задолженности по платежам в бюджет стала шире использоваться процедура перерегистрации без проведения необходимых действий по ликвидации существующих предприятий-должников;

- негативные последствия для функционирования малого предпринимательства имеют слабость экономической и правовой подготовки предпринимателей, а также недостаток оборотных средств и сложность получения кредитов;

- слабо развиваются малые предприятия производственного профиля;

- недостаточно развивается производственная кооперация малого и крупного бизнеса на базе реструктуризации промышленности.

Происходящие в сфере предпринимательства процессы в определенной мере носят объективный характер. В ряде случаев ликвидация малых предприятий или усугубление их финансовых проблем являются следствием роста здоровой конкуренции, в ходе которой субъекты, не способные адаптироваться к меняющимся условиям, вынуждены уходить с данного рынка и прекращать соответствующий вид деятельности. На малое предпринимательство оказывают воздействие негативные факторы, вытекающие из системного кризиса всей экономики: низкая покупательская способность населения, неурегулированность отношений собственности, нерешенность проблемы неплатежей, низкая инвестиционная активность.

Недостаточно реализуются и внутренние факторы саморазвития этого сектора. Предприниматели даже со значительным стажем работы зачастую имеют крайне низкий уровень экономических и управленческих знаний, проявляют незнание законодательства, требований контролирующих органов.

2.5. Оценка состояния малого предпринимательства муниципального образования позволила выявить основные проблемы этого сектора экономики. В их числе можно называть:

- незавершенность нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства на территории муниципального образования;

- недостаточно благоприятный деловой климат, особенно для производителей товаров, работ и услуг, обусловленный высоким налоговым прессом, невыгодностью пользоваться заемным капиталом;

- неэффективность взаимодействия органов местного самоуправления и малого предпринимательства, проявляющаяся в отсутствии стратегии партнерских отношений.

3. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТЫ

3.1. Концепция направлена на улучшение условий жизни и деятельности населения муниципального образования путем обеспечения устойчивого развития малого предпринимательства. В связи с этим главной целью реализации Концепции является обеспечение дальнейшего развития малого предпринимательства и повышение эффективности его деятельности как одного из необходимых условий экономического социального развития муниципального образования.

3.2. Для достижения главной цели Концепции и усилия органов местного самоуправления будут сосредоточены на:

- повышении эффективности реально работающих субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных на территории муниципального образования;

- росте численности работников, занятых в малом предпринимательстве;

- привлечении малых предприятий и частных предпринимателей в проблемные для муниципального образования сферы и отрасли;

- развитии конкуренции и насыщении товарного рынка продукцией отечественного производства;

- увеличении вклада малого бизнеса в доходную часть местного бюджета;

- активизации участия субъектов малого предпринимательства в выполнении муниципальных заказов, целевых программ, проектов;

- упорядочении проведения проверок деятельности субъектов малого предпринимательства контролирующими органами;

3.3. При разработке мер поддержки малого предпринимательства необходимо придерживаться следующих принципов:

- сотрудничество с органами власти в сфере поддержки малого бизнеса;

- приоритетность интересов и потребностей жителей муниципального образования;

- системность и комплексность;

- уточнение приоритетов при стабильности целей и задач муниципальной поддержки на три года;

- концентрация усилий и ресурсов в проблемных и перспективных сферах;

- обеспечение равенства возможностей развития и участия малых предприятий в решении проблем муниципального образования;

- конкурсность при отборе малых предприятии для выполнения муниципальных заказов, программ;

- гласность поддержки малого предпринимательства.

3.4. Определяющие условия поддержки субъектов малого предпринимательства на территории муниципального образования:

- регистрация на территории муниципального образования;

- наличие бизнес-плана (обоснования) деятельности;

- своевременное осуществление текущих налоговых платежей в бюджет всех уровней и внебюджетные фонды.

3.5. В интересах преодоления негативных процессов в социально-экономическом развитии муниципального образования приоритеты поддержки малого предпринимательства определяются с учетом:

- поддержки местных товаропроизводителей;

- быстрого насыщения рынка необходимыми товарами и услугами;

- обеспечения деятельности нужных для муниципального образования служб, которые в настоящее время являются нерентабельными.

- участия в формировании производственной и социальной инфраструктуры муниципального образования;

- развития территориальной производственной интеграции (кооперации) субъектов малого предпринимательства с предприятиями по выпуску конкурентоспособной конечной продукции, имеющей платежеспособный спрос;

- содействия реорганизации, перепрофилирования предприятий-банкротов, не осуществляющих эффективных рыночных преобразований;

- экологической безвредности;

- возможности привлечения иностранных и российских инвестиций в экономику муниципального образования.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ

4.1. Для достижения указанных целей муниципальная политика поддержки малого предпринимательства будет осуществляться по следующим основным направлениям:

- совершенствование нормативной правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства на территории муниципального образования;

- развитие механизмов, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к кредитно-инвестиционным ресурсам на муниципальном уровне;

- создание равных условий пользования субъектами малого предпринимательства материально-техническими ресурсами муниципального образования;

- содействие формированию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования;

- формирование благоприятных социальных условий и общественного мнения о деятельности малого предпринимательства на территории муниципального образования;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и предпринимателей.

В рамках каждого из названных направлений предстоит решать следующие задачи:

4.2. Совершенствование нормативной правовой базы поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования осуществляется путем разработки нормативных актов органами местного самоуправления в пределах собственной компетенции.

4.3. Финансовая, кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства осуществляется на основе оптимизации налогообложения, развития системы кредитования и создания равных инвестиционных условий с участием специализированных финансовых институтов. Для этого предусматривается следующее:

а) размещение на конкурсной основе объемов заказов на производство и поставку продукции товаров и услуг для муниципальных нужд с привлечением субъектов малого предпринимательства;

б) формирование механизма применения льгот по местным налогам и сборам, предоставлению налогового кредита для субъектов малого предпринимательства.

4.4. Производственно-технологическая поддержка.

Реализация мероприятий по обеспечению производственно-технологической поддержки малых предприятий позволит создать условия для увеличения выпуска пользующейся спросом конкурентоспособной продукции, поддержки отечественных товаропроизводителей, повышения технического уровня производства и качества продукции субъектов малого предпринимательства, усиления их роли в развитии производственного потенциала экономики муниципального образования.

Производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства предполагает решение следующих задач:

а) совершенствование механизма использования субъектами малого предпринимательства муниципального имущества, в том числе земельных участков, нежилых помещений, наружной рекламы;

б) содействие созданию и деятельности специализированных оптовых рынков, выставок и ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, помещений, иного имущества, находящегося в муниципальной собственности;

в) передача в аренду или продажа в собственность субъектам малого предпринимательства, осуществляющим приоритетные для муниципального образования виды деятельности, нежилых помещений, относящихся к объектам незавершенного строительства, неэффективно используемых, переводимых из жилого в нежилой фонд, высвобождающихся помещений.

4.5. Содействие формированию инфраструктуры.

Создание структур поддержки малого предпринимательства, дополняющих и объединяющих свои усилия с областными структурами в деле оказания малым предприятиям услуг, финансовой и иной материальной помощи. В этих целях предусматривается следующее:

а) функция поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования осуществляется соответствующими структурными подразделениями органов местного самоуправления;

б) координацию действий структурных подразделений органов местного самоуправления, контролирующих органов, субъектов малого предпринимательства и организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, осуществляет администрация муниципального образования;

в) содействие формированию и деятельности фонда поддержки малого предпринимательства, который может быть созван в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку малого предпринимательства, путем аккумулирования бюджетных средств, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, а также иных источников, не запрещенных действующим законодательством;

г) содействие по подготовке и повышению квалификации кадров, оказание услуг по финансовому, бухгалтерскому и иному консультированию малых предприятий и предпринимателей.

4.6. Социальные условия предпринимательства.

Основные усилия органов местного самоуправления будут направлены на:

а) создание системы информирования предпринимательских структур муниципального образования о муниципальных программах, конкурсах, тендерах, мерах государственной, региональной и районной поддержки малых предприятий;

б) формирование, и том числе с участием СМИ, благоприятного общественного мнения в отношении предпринимателей, чья деятельность ведется в соответствии с действующим законодательством и создает материальные блага и услуги, необходимые жителям муниципального образования;

в) содействие проведению специальных мероприятий, в том числе конкурсов на лучшего предпринимателя, выставок-ярмарок продукции малых предприятий и др.;

г) поддержку деятельности общественных предпринимательских организаций, чья активность направлена на развитие участия малого бизнеса в решении проблем муниципального образования;

д) проведение “круглых столов“, конференций, семинаров с участием субъектов малого предпринимательства муниципального образования, на которых обсуждаются приоритеты их взаимодействия с органами местного самоуправления.

5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Механизм реализации Концепции предназначен для эффективного управления органами местного самоуправления процессом поддержки малого предпринимательства и предусматривает:

5.1. Финансовое обеспечение мероприятий в сфере поддержки малого предпринимательства может осуществляться через местный бюджет, фонд поддержки малого предпринимательства и иные источники. Финансирование из местного бюджета может осуществляться через целевую программу, муниципальные заказы на конкурсной основе. Объемы финансирования программы из местного бюджета или планы мероприятий утверждаются ежегодно в установленном порядке.

5.2. Разработку, утверждение и реализацию целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования “Горнозаводский район“.

Целевая программа разрабатывается в соответствии с основными направлениями поддержки малого предпринимательства, указанными в Концепции.

5.3. Осуществление постоянно действующего мониторинга, представляющего собой информационно-аналитическую основу для разработки и реализации программы по поддержке малого предпринимательства и включающего:

- анализ проблем развития малого предпринимательства и форм его участия в решении проблем на территории муниципального образования;

- обобщение опыта работы предпринимательских структур в экономике муниципального образования;

- оценку эффективности поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования;

- подготовку статистической информации о развитии малого бизнеса на территории муниципального образования.

5.4. Информирование населения муниципального образования о ходе реализации Концепции поддержки малого предпринимательства через средства массовой информации.

Проведение Земским Собранием муниципального образования “круглых столов“ с участием всех заинтересованных сторон по обсуждению итогов и проблем реализации Концепции поддержки малого предпринимательства.

5.5. Внесение изменений или прекращение действия Концепции поддержки малого предпринимательства осуществляется решением Земского Собрания муниципального образования в порядке, предусмотренном ст. 17 Устава муниципального образования “Горнозаводский район“.