Законы и постановления РФ

Решение Губахинской городской Думы от 25.03.1999 N 339 “Об утверждении городской Программы совершенствования жилищно - коммунального обслуживания населения г. Губахи“

ГУБАХИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 25 марта 1999 г. N 339

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. ГУБАХИ

Заслушав информацию заместителя главы администрации города Исакова М.М. “О программе совершенствования жилищно - коммунального обслуживания населения г. Губахи“, Дума решает:

1. Программу совершенствования жилищно - коммунального обслуживания населения г. Губахи утвердить. Приложение 1.

2. Контроль за исполнением Программы возложить на ДЕЗ (Самара Н.Г.), зам. главы администрации Исакова М.М.

3. О ходе выполнения Программы заслушивать информацию на заседании Думы ежегодно в марте.

Глава местного самоуправления

Г.И.МИШУСТИН

ПРОГРАММА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. ГУБАХИ

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт городской программы “Совершенствование жилищно - коммунального обслуживания населения г. Губахи“

Введение

Основные понятия и термины

1. Анализ состояния жилищно -
коммунального хозяйства города Губахи

2. Цели и задачи совершенствования жилищно - коммунального обслуживания населения города

3. Изменение организационно - управленческих отношений в сфере жилищно - коммунального хозяйства

3.1. Совершенствование системы управления жилищно - коммунальным хозяйством

3.2. Организация деятельности Дирекции единого заказчика и проведение конкурсного отбора

3.3. Договорные отношения

3.4. Организация товариществ собственников жилья

4. Основные направления ресурсосбережения в жилищно - коммунальном хозяйстве

5. Изменение системы финансирования жилищно - коммунального хозяйства, оплаты жилья и коммунальных услуг

5.1. Изменения в оплате жилья и коммунальных услуг населения

5.2. Социальные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг

5.3. Совершенствование ценообразования на коммунальные услуги

5.4. Прочие источники финансирования жилищно - коммунального хозяйства

6. Социальная защита населения в условиях реформирования жилищно - коммунального хозяйства

7. Нормативно - правовое обеспечение реформы

8. Организационное обеспечение реформы

8.1. Подготовка кадров

8.2. Освещение хода реформы в средствах массовой информации

8.3. Мониторинг хода реформы жилищно - коммунального хозяйства

9. Этапы реализации программы

Приложение 1. Структура городской программы “Совершенствование жилищно - коммунального обслуживания населения г. Губахи“

Приложение 2. Программа энергосбережения в жилищно - коммунальном хозяйстве и в организациях бюджетной сферы г. Губахи

Приложение 3. Направления социальной защиты в сфере ЖКХ

Приложение 4. Действующая нормативно - правовая база

Приложение 5. Основные мероприятия по информационному обеспечению хода реформы жилищно - коммунального хозяйства

Приложение 6. Основные показатели мониторинга хода реформы

ПАСПОРТ

городской Программы “Совершенствование жилищно -

коммунального обслуживания населения г. Губахи“

1. Наименование Городская Программа “Совершенствование

Программы жилищно - коммунального обслуживания населения

г. Губахи“

2. Основание Указ Президента Российской Федерации от

для разработки 28.04.1997 г. N 425 “О реформе жилищно -

Программы коммунального хозяйства в Российской

Федерации“

Решение Законодательного Собрания Пермской

области от 03.04.1998 N 73 “Об утверждении

областной программы “Совершенствование

жилищно - коммунального обслуживания населения

Пермской области“

Распоряжение главы администрации г. Губахи от

13.05.1998 N 127/р “О разработке местной

Программы совершенствования ЖКХ“

3. Основной Муниципальное учреждение “Дирекция единого

разработчик заказчика“

Программы

4. Цель Обеспечение в жилищно - коммунальном хозяйстве

Программы города формирования конкурентной среды,

эффективно влияющей на снижение издержек и,

соответственно, тарифов на услуги жилищно -

коммунального хозяйства при поддержании

стандартов качества предоставляемых услуг.

Обеспечение социальной защиты малоимущих групп

населения при переходе отрасли на режим

безубыточного функционирования

5. Задача Создание организованных финансовых и правовых

Программы условий для обеспечения населения области

жилищно - коммунальными услугами в соответствии

со стандартами качества с наименьшими

издержками

6. Основные Разработка актов городской администрации по

мероприятия организации перехода жилищно - коммунального

Программы хозяйства города на самофинансирование

7. Исполнители Комитеты и управления администрации города,

мероприятий муниципальное учреждение “Дирекция единого

заказчика“, муниципальные предприятия жилищно -

коммунального хозяйства

8. Система Муниципальные предприятия и организации ЖКХ

контроля за представляют необходимую информацию в городскую

исполнением администрацию о фактическом положении и

Программы принимаемых мерах по переходу отрасли на режим

безубыточного функционирования, социальной

защите малоимущей категории населения города в

ходе реформы для обобщения материалов и

информирования управления жилищно -

коммунального хозяйства и руководителей

администрации области

9. Сроки и этапы I этап 1998 - 1999 годы

реализации II этап 1999 - 2001 годы

Программы III этап 2002 - 2006 годы

10. Ожидаемые Демонополизация жилищно - коммунального

результаты хозяйства

реализации Снижение издержек, стоимости и повышение

Программы качества предоставляемых жилищно - коммунальных

услуг населению города

Обеспечение контроля за состоянием жилищного

фонда города

Обеспечение адресной социальной защиты

малоимущих категорий населения

Реализация мероприятий по
ресурсосбережению в

жилищно - коммунальном хозяйстве, массовое

внедрение внутриквартирных счетчиков тепла,

воды, газа и регуляторов тепла

Переход отрасли на самофинансирование

ВВЕДЕНИЕ

Городская программа “Совершенствование жилищно - коммунального обслуживания населения г. Губахи“ разработана в соответствии с Указом Президента РФ от 28.04.97 N 425 “О реформе жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации“. Настоящая Программа является ориентировочной и может быть подвержена дальнейшей корректировке, связанной с изменением темпов и сроков реформы жилищно - коммунального хозяйства, с конкретными результатами развития экономики города, ростом оплаты жилья и коммунальных услуг по отношению к росту реальных доходов населения, изменением социально - экономической обстановки в городе, в связи с долгосрочным характером Программы, нестабильностью ситуации и значительным дефицитом бюджетов всех уровней. При разработке настоящей Программы учитывались основные направления областной программы “Совершенствование жилищно - коммунального обслуживания населения Пермской области“ и решение Законодательного Собрания Пермской области“ от 03.04.98 N 73.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Домовладелец - собственник помещения в комплексе недвижимого имущества - кондоминиуме, он же - участник долевой собственности на общее имущество.

Кондоминиум - единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в
установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых и иных целей (помещения), находятся в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (домовладельцев) - частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности.

Мониторинг - непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как составная часть управления.

Нормативы потребления коммунальных услуг - минимальный социальный стандарт, характеризующий объективно необходимый объем и качество предоставляемых коммунальных услуг, обеспечивающих жизнедеятельность населения и муниципального поселения в целом.

Объединение собственников жилья - товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищный кооператив (ЖК), жилищно - строительный кооператив (ЖСК) с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом кооператива, иное объединение собственников недвижимости в жилищной сфере - некоммерческая организация, объединение домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.

Плата за наем - компенсация инвестиционных затрат собственника на строительство и реконструкцию жилого фонда.

Социальная норма площади жилья - размер общей площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг.

Социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений на территории области, утверждаемому губернатором Пермской области, и устанавливается в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.

Социальный стандарт территории - совокупность установленных нормативов, гарантируемых администрацией города.

Социальный стандарт территории включает:

- социальную норму площади жилья;

- уровень платежей граждан;

- максимально допустимую долю собственных
расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;

- предельную стоимость предоставляемых жилищно - коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц.

Тарифы для населения на жилищно - коммунальные услуги - система ставок оплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденных на каждый период в зависимости от предельного уровня платежей граждан, установленных в процентах к экономически обоснованным затратам.

Экономически обоснованный тариф на жилищно - коммунальную услугу - ставка платы за содержание и ремонт (включая капитальный) жилья и предоставление коммунальной услуги, обеспечивающая полное возмещение затрат предприятия жилищно - коммунального хозяйства на простое и расширенное воспроизводство; по экономическому содержанию является аналогом планово - расчетного тарифа.

1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Г. ГУБАХИ

Экономические преобразования, происходящие в нашей стране, не могли не коснуться и такой жизненно важной для нашего населения сферы, как жилищно - коммунальное хозяйство, основные фонды которого в городе составляют. Из них на сумму 16379447 тыс. руб. находятся в муниципальной собственности. Обслуживанием и содержанием муниципальных объектов жилищно - коммунального хозяйства занимается 6 предприятий, на которых работают 1400 человек.

Существующие системы ценообразования, налогообложения и финансирования отрасли не только не обеспечивают необходимого развития, но не позволяют даже стабилизировать существующий уровень обслуживания населения. Растет задолженность потребителей за оказанные услуги и квартирную плату. Вследствие этого продолжает расти недоремонт жилого фонда и коммунальных объектов, в результате стремительно ветшает жилье, снижается надежность, устойчивость и экологическая безопасность эксплуатации инженерных сетей. Физический износ сетей по городу достигает в теплоснабжении 70,8%, в водоснабжении и водоотведении 56,6%, 27% жилищного фонда нуждается в капитальном ремонте и реконструкции.

В связи с этим возникла необходимость вывода отрасли на самофинансирование, то есть перехода от дотирования предприятий к зарабатыванию ими средств в соответствии с объемом и качеством услуг, их надежностью и экологической безопасностью. С 1993 г. в городе начался процесс приватизации жилья.

На 01.07.98 передано населению в собственность 277116 кв. м общей площади.

Осуществляются мероприятия поэтапного повышения доли платежей населения за жилье и коммунальные услуги при обеспечении социальной защиты малоимущих групп населения. На 1997 год реальный уровень платежей граждан к затратам на содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги принят на уровне до 40%. Максимальная доля расходов граждан на оплату социальной нормы площади жилья нормативов потребления коммунальных услуг установлена на уровне 15% к совокупному доходу семьи.

В целях социальной защиты населения малоимущим гражданам выплачиваются жилищные субсидии. Общая сумма выплат по субсидиям в муниципальном жилом фонде города за 6 месяцев 1998 года составила 139 тыс. рублей. Субсидии получили 795 семей (5,3% от общего количества семей), то есть на одну семью пришлось 29 руб. в месяц.

В настоящее время в городе осуществляется структурная перестройка управления жилищно - коммунального хозяйства; начался процесс формирования договорных отношений в сфере эксплуатации и ремонта жилья и объектов коммунального хозяйства, формируется рынок жилья за счет приватизации и изменения структуры жилищного фонда собственности.

Если на первом этапе реформирование жилищно - коммунального хозяйства происходило, в основном, путем повышения ставок оплаты жилья и коммунальных услуг, то в нынешних условиях предполагается в большей мере сосредоточить усилия на повышении надежности и качества обслуживания потребителей, снижении затрат на жилищно - коммунальные услуги, комплексном изменении финансирования, управления и контроля, создание конкурентной среды и совершенствование адресной помощи малоимущим категориям граждан.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЖИЛИЩНО -

КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА

Основными целями и задачами совершенствования городского жилищно - коммунального обслуживания населения города являются:

- обеспечение условий проживания населения, отвечающих стандартам качества;

- снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

- смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- разделение функций заказчика и подрядчика, переход на договорные отношения;

- развитие конкурентной среды, конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, его обслуживание, предоставление коммунальных услуг, а также обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием, выполняющих проектно - строительные работы;

- совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно - коммунальном хозяйстве;

- проведение технического учета (инвентаризации) и регистрации объектов жилищно - коммунального хозяйства;

- передача ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность с последующей регистрацией в бюро технической инвентаризации;

- стимулирование создания товариществ собственников жилья;

- усиление работы в вопросах ресурсосбережения;

- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе за счет снижения стоимости услуг и затрат на содержание жилищного фонда;

- усиление работы в вопросах ресурсосбережения;

- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

- совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, повышение адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

Настоящая Программа определяет этапы и пути реализации поставленных целей и задач, а также освещает вопросы управления и контроля за проведением реформы.

Структура городской Программы “Совершенствование жилищно - коммунального обслуживания населения г. Губахи“ представлена в приложении 1.

3. ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО - УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Жилищно - коммунальная реформа одной из главных целей преобразований в отрасли ставит демонополизацию обслуживания жилищного фонда и формирование рынка услуг. Решение этих задач практически целиком находится в компетенции субъекта Федерации и органов местного самоуправления.

Ключевой проблемой реформирования жилищно - коммунального хозяйства является совершенствование системы договорных отношений, которые связаны с появлением в этой сфере хозяйствующих субъектов различных организационно - правовых форм. Появление новых видов собственников обусловлено потребностями в иных формах и методах инвестирования развития объектов жилищно - коммунального назначения в условиях ограниченности бюджетных средств. При этом наряду с отношениями “заказчик - подрядчик (предприятия жилищно - коммунального хозяйства)“ формируются сложные многосторонние взаимоотношения, участниками которых являются:

- инвестиционные, строительные и эксплуатационные организации различных форм собственности, осуществляющие финансирование, строительство, содержание объектов жилищно - коммунального хозяйства и управление ими;

- собственники жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, представляющие их органы и управляющие компании;

- потребители услуг - владельцы, наниматели и арендаторы жилых помещений, объединения домовладельцев, другие организации.

Реформирование жилищно - коммунального хозяйства направлено на повышение роли местной администрации, самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов различных форм собственности, обеспечивающих непосредственное обслуживание потребителей жилищно - коммунальных услуг и имеющих правовые и финансовые возможности не только для осуществления текущей эксплуатационной деятельности, но и для развития объектов жилищно - коммунального назначения.

3.1. Совершенствование системы управления жилищно -

коммунальным хозяйством

Управление жилищно - коммунальным хозяйством осуществляется путем государственного регулирования органами исполнительной власти различных уровней, а также структурами, созданными ими для выполнения функций управления.

Администрация г. Губахи является поставщиком жилищно - коммунальных услуг на своей территории, то есть организует, финансирует и обеспечивает обслуживание потребителей, развитие и эксплуатацию объектов жилищно - коммунального хозяйства.

Одним из элементов регулирования деятельности жилищно - коммунального хозяйства является учет недвижимости в жилищной сфере, для чего в единой системе технической инвентаризации, созданной в области, на территории города действует Бюро технической инвентаризации.

В основу совершенствования системы управления жилищно - коммунальным хозяйством должно быть положено разделение функций и организация взаимоотношений между:

- собственником - домовладельцем;

- дирекцией единого заказчика;

- подрядными организациями - предприятиями водоканализационного хозяйства, теплоэнергетики, благоустройства, жилищно - эксплуатационными организациями и другими независимо от форм собственности;

- органами, осуществляющими государственный контроль за содержанием, использованием жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры независимо от форм собственности.

3.2. Организация деятельности Дирекции единого заказчика

и проведения конкурсного отбора

В связи с переходом на договорные отношения в жилищно - коммунальном хозяйстве назрела необходимость разделения функций заказчика и подрядчика. В целях обеспечения условий проживания населения г. Губахи, отвечающих стандартам качества, снижения издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг, смягчения для населения процесса реформирования отрасли при переходе ее на режим безубыточного финансирования в городе создано муниципальное учреждение “Дирекция единого заказчика“, выполняющее функции службы Заказчика жилищно - коммунальных услуг.

Дирекция единого заказчика является ключевым звеном в реформе городского жилищно - коммунального хозяйства. Ее основной задачей в городе является управление муниципальным жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства города с целью создания условий предоставления качественных, надежных услуг населению на основе заключения договоров:

- с гражданами - найма и аренды жилых помещений;

- с организациями, производящими услуги жилищно - коммунального назначения, - договоров подряда или оказания услуг.

Дирекция единого заказчика осуществляет контроль за деятельностью подрядчика, обслуживающего жилищный фонд.

Для реализации поставленных задач Дирекция единого заказчика:

обеспечивает формирование источников финансирования жилищно - коммунального хозяйства за счет средств населения и других потребителей, средств федерального, областного и местного бюджетов и организует консолидацию финансовых потоков;

формирует банк данных по качеству, инженерному благоустройству, капитальности и другим техническим параметрам зданий и сооружений;

готовит предложения по приемке в состав муниципальной собственности существующих и вновь вводимых объектов жилищно - коммунального хозяйства, в том числе ведомственных.

Дирекция единого заказчика принимает в оперативное управление от администрации города объекты жилищно - коммунального хозяйства, находящиеся в муниципальной собственности, согласно условиям заключенного договора с администрацией от “____“__________ 1998 г. N _________, и может по договору обслуживать жилищный фонд ведомств и объединений домовладельцев, а также квартиры, принадлежащие физическим лицам на праве собственности.

В целях демонополизации ЖКХ в городе, создания и развития конкурентной среды необходимо провести работу по:

- увеличению числа товариществ собственников жилья;

- переходу на конкурсный принцип отбора подрядчика для текущего обслуживания жилья и проведения капитальных ремонтов.

В соответствии с постановлением губернатора области от 03.06.97 N 200 “О конкурсном отборе ремонтно - эксплуатационных предприятий для содержания и ремонта государственного и муниципального жилищных фондов“ необходимо:

1. В 1998 году разработать Положение о порядке конкурсного отбора предприятий всех форм собственности для выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда.

2. До 2000 года завершить работу по переходу на конкурсный принцип отбора подрядчиков для выполнения работ по содержанию и ремонту муниципального жилищного фонда.

3. В состав конкурсной комиссии включить представителя государственной жилищной инспекции, антимонопольного комитета, специалиста по защите прав потребителей, представителя профсоюза.

Система конкурсного отбора:

будет способствовать постепенному переходу к рыночной системе ценообразования, в результате которой цены и тарифы замедлят свой рост;

позволит значительно повысить эффективность используемых финансовых ресурсов;

повысит качество обслуживания не только у фирм - победителей, но и будет являться стимулом его повышения у других жилищно - эксплуатационных организаций в связи с появлением конкурентов;

позволит вытеснить с рынка производителей услуг наиболее дорогостоящие организации с наименьшим уровнем качества обслуживания.

3.3. Договорные отношения

В условиях перехода к рыночным отношениям в жилищно - коммунальном хозяйстве особое значение приобретает переход к договорным отношениям между собственником жилищного фонда (потребителями услуг), Дирекцией единого заказчика и субъектами хозяйствования (производителями услуг и поставщиками).

Необходимо разработать договоры на обслуживание жилья и поставку коммунальных услуг, максимально учитывающие особенности территории, в которых должны найти отражение показатели качества обслуживания, уровень и порядок оплаты услуг, санкции к обеим сторонам за нарушение условий договора.

Гражданский кодекс РФ, содержащий нормы, регулирующие права собственности, условия найма жилого помещения, принципы договорных отношений органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, потребителей, является основой для заключения договоров.

3.4. Организация товариществ собственников жилья

С приватизацией жилья граждане становятся одновременно собственниками приобретаемых ими жилых помещений и мест общего пользования в доме: лестничных клеток, коридоров, подвалов, крыш, лифтов, придомовой территории.

До настоящего времени реальная передача прав по управлению содержанием жилого дома товариществам собственников жилья не осуществляется в должном объеме, предусмотренном Федеральным законом от 15.06.96 N 72-ФЗ “О товариществах собственников жилья“. В результате в большинстве жилых домов появились не только разные собственники, но и различные формы собственности.

В целях стимулирования процесса создания товариществ собственников жилья для обеспечения эффективного управления недвижимостью в существующем жилищном фонде необходимо:

1. Предусмотреть упрощение процедуры регистрации ТСЖ, в т.ч. снижение ее стоимости.

2. При составлении бюджета предусматривать объединениям домовладельцев дотации на текущее содержание и капитальный ремонт их домов на тех же условиях, что и для муниципального жилого фонда.

3. В первоочередном порядке предусматривать создание товариществ собственников жилья во вновь строящихся жилых домах с долевым участием юридических и физических лиц и существующем муниципальном и ведомственном жилье.

4. Рекомендовать ЖСК, ЖК и другим объединениям собственников жилья привести свои уставы в соответствии с требованиями Закона “О товариществах собственников жилья“.

5. Рассматривать возможность освобождения объединений домовладельцев от налогов, поступающих в городской бюджет.

6. Для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья объединениям домовладельцев предоставить возможность коммерческого использования земельных участков, выделяемых в общую долевую собственность членов объединения.

7. Урегулировать вопросы бухгалтерской отчетности и налогообложения объединений домовладельцев, как некоммерческих организаций, что позволит улучшить финансовую ситуацию по обслуживанию недвижимости в жилищной сфере и привлечь большее количество участников.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ В ЖИЛИЩНО -

КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Основной целью внедрения мероприятий по ресурсосбережению является формирование у общества бережного отношения к природным ресурсам и снижение стоимости оказываемых населению услуг.

Все это осуществляется за счет создания условий, стимулирующих экономное расходование ресурсов потребителями, повышения эффективности работы оборудования за счет его модернизации, применения современных материалов и оборудования.

Для реализации мероприятий по ресурсосбережению в жилищно - коммунальном хозяйстве разработана комплексная программа (приложение 2).

Основными источниками финансирования указанной программы являются местный бюджет, а также другие источники, не запрещенные законом (см. раздел 5.4)

Технико - экономическая эффективность программы обеспечивается путем концентрации финансовых и материальных ресурсов для решения практических задач с использованием современных технологий, оборудования и материалов.

5. ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО -

КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ОПЛАТЫ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ

УСЛУГ

Реформирование механизма финансирования жилищно - коммунального хозяйства связано с изменениями в источниках финансирования и включает:

1. Упорядочение системы оплаты жилищно - коммунальных услуг населением;

2. Сохранение на период поэтапного перехода порядка возмещения средств из бюджетов предприятиям и организациям различных форм собственности, выполняющим муниципальный заказ на содержание и ремонт жилья, а также объектов жилищно - коммунального хозяйства, в части, не перекрываемой средствами, поступающими от оплаты жилья граждан.

3. Более широкое привлечение прочих источников финансирования.

Новый порядок финансирования заключается в том, чтобы постепенно перейти к 2006 году на 100-процентное финансирование жилищно - коммунального хозяйства потребителями, исходя из нормативных затрат на услуги соответствующего качества.

5.1. Изменения в оплате жилья и коммунальных услуг

населения

В рамках нового этапа реформы системы оплаты жилья и коммунальных услуг предусматривается новая структура платежей населения. Установлено, что наниматель жилья должен платить три платежа:

первый - за содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования в жилых зданиях;

второй - за коммунальные услуги;

третий - за наем жилья (на компенсацию затрат для его строительства или реконструкции).

Собственник жилых помещений также осуществляет третий платеж - налог на имущество физических лиц.

Кроме того предлагается (по мере выхода нормативных актов) в структуру оплаты жилищных услуг включить затраты по страхованию жилья.

Это позволит защитить население от негативных обстоятельств, связанных с несчастными случаями или стихийными бедствиями.

В условиях, когда бюджетное дотирование жилищных услуг по городу практически не обеспечено финансированием, а реальный рынок жилья находится в начальной стадии формирования, величину платы за наем целесообразно устанавливать дифференцированно с учетом потребительских свойств жилья, а в перспективе необходим переход на возмещение нанимателем инвестиционных затрат в течение срока службы жилищного фонда. Собранные средства в виде платы за наем жилых помещений поступают в распоряжение их собственника. На период реформирования системы финансирования жилищных услуг эти средства рекомендуется использовать для проведения капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилищного фонда.

Введение платы за наем осуществляется поэтапно с учетом платежеспособности населения и развития системы социальной поддержки семей с низкими доходами путем предоставления жилищных субсидий. Определение темпов изменения платы за наем должно быть также скоординировано с общими темпами изменения оплаты населением жилищно - коммунальных услуг в рамках перехода к предоставлению их на бездотационной основе.

Величина платы за наем учитывается при расчете жилищных субсидий.

В переходный период, когда будет сохраняться разрыв между экономически обоснованными ставками и тарифами на жилищно - коммунальные услуги и ставками и тарифами для населения, утвержденными органами местного самоуправления в пределах принятых сроков и уровней платежей, предполагается ввести дифференцированные ставки и тарифы на оплату жилья в пределах социальной нормы площади жиль“ и нормативов потребления коммунальных услуг, а также на оплату сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг.

5.2. Социальные стандарты перехода на новую систему

оплаты жилья и коммунальных услуг

С социальным стандартом связано понятие сверхнормативного потребления жилищно - коммунальных услуг.

На переходный период в условиях дефицита бюджет должен дотировать потребление услуг только в пределах социального стандарта (нормативов потребления и социальной нормы площади жилья).

Стандарты включают:

1. Социальную норму площади жилья:

18 кв. метров общей площади жилья на 1 члена семьи, состоящей из 3-х и более человек;

42 кв. метра - на семью из 2-х человек;

33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан;

превышение социальной нормы до 10 кв. метров общей площади на семью не считать сверхнормативным при оплате жилья и коммунальных услуг населением города;

2. Предельный уровень платежей граждан, в процентах от стоимости предоставляемых жилищно - коммунальных услуг (содержание и ремонт жилья, включая капитальный, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение) в среднем по всем видам услуг в процентах:

-----T-----------T------------------T----------------¬

¦Год ¦Средний (%)¦В т.ч. кап. ремонт¦Кроме того плата¦

¦ ¦ ¦ жилья ¦ за наем жилья ¦

+----+-----------+------------------+----------------+

¦1997¦ 40 ¦ - ¦ - ¦

¦1998¦ 50 ¦ 10 ¦ 1 ¦

¦1999¦ 56 ¦ 20 ¦ 5 ¦

¦2000¦ 66 ¦ 30 ¦ 10 ¦

¦2001¦ 76 ¦ 40 ¦ 20 ¦

¦2002¦ 80 ¦ 60 ¦ 40 ¦

¦2003¦ 93 ¦ 80 ¦ 60 ¦

¦2004¦ 96 ¦ 90 ¦ 80 ¦

¦2005¦ 99 ¦ 100 ¦ 90 ¦

¦2006¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦

L----+-----------+------------------+-----------------

Конкретный размер тарифов по газоснабжению и электроснабжению устанавливается отдельными постановлениями губернатора области.

3. Максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг с учетом социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг:

1997 г. - 15% 2001 г. - 22% 2005 г. - 25%

1998 г. - 16% 2002 г. - 23% 2006 г. - 25%

1999 г. - 18% 2003 г. - 25%

2000 г. - 20% 2004 г. - 25%

При этом статьи по финансированию жилищно - коммунального хозяйства в местном бюджете предусмотреть защищенными; увеличение тарифов на жилье и коммунальные услуги для населения осуществлять при условии роста реальных доходов населения.

4. Социальные нормы потребления жилищно - коммунальных услуг составляют:

- по холодному водоснабжению - 210 л/сутки на 1 человека

- по горячему водоснабжению - 140 л/сутки на 1 человека

- отоплению - 0,03 Гкал на 1 кв. м. жилой площади в месяц

- по горячему водоснабжению - 0,267 Гкал на 1 человека в месяц.

5.3. Совершенствование ценообразования на коммунальные

услуги

В основе ценообразования на коммунальные услуги лежит их себестоимость, то есть затраты на их производство и реализацию. Сегодня преобладает затратный принцип ценообразования, что в условиях бесконтрольности становится особенно болезненным, так как расходы по финансированию постепенно перекладываются на плечи граждан. Этим вызвана необходимость перехода на экономически обоснованные тарифы.

Основными целями введения экономически обоснованных тарифов являются:

- перевод предприятий жилищно - коммунального хозяйства на режим безубыточного функционирования путем осуществления постепенного перехода к оплате жилья и коммунальных услуг в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья (включая капитальный) и коммунальные услуги, то есть переход к оплате обслуживания в соответствии с его стоимостью, обеспечивающего качество, полноту услуги, надежность и экологическую безопасность;

- использование экономических методов для предотвращения установления монопольно высоких тарифов;

- обеспечение социальной защиты граждан при определении и оплате услуг.

Составляющими экономически обоснованного тарифа являются:

1. Себестоимость жилищно - коммунальных услуг, определенная исходя из нормативных затрат;

2. Рентабельность в рамках минимального предельного размера, установленного органами местного самоуправления.

Величина рентабельности может регламентироваться договором между “Заказчиком“ и “Подрядчиком“, в зависимости от качества и надежности обслуживания в пределах, установленных органами местного самоуправления. Использование нормативных затрат и возможность установления тарифов в соответствии с качеством обслуживания дает “Заказчику“ инструмент, позволяющий объективно оценивать затраты на производство услуг и соответствующий этим затратам уровень потребительских свойств.

Исходя из вышеизложенного необходимо:

1. При определении себестоимости жилищно - коммунальных услуг учитывать природные, градостроительные условия города, потребительские свойства услуг (исходя из состояния основных фондов), но в пределах нормативных затрат.

2. При утверждении тарифов придерживаться структуры затрат на жилищно - коммунальные услуги, рассчитанной с учетом среднеобластных данных по группах территорий.

5.4. Прочие источники финансирования жилищно -

коммунального хозяйства

Муниципальный бюджет сегодня не в состоянии обеспечивать потребности города в реконструкции и развитии городской инфраструктуры. Отсутствие бюджетных источников финансирования капиталовложений требует поиска новых источников средств, рационализации тарифной политики.

Одним из приоритетных направлений в этой связи следует считать практику привлечения внебюджетных средств для финансирования инвестиций в жилищную инфраструктуру, причем главным образом в тепло- и энергосберегающие проекты.

К внебюджетным средствам относятся различные формы заимствования средств, самостоятельный выход на рынок облигаций, привлечение кредитов банка.

Широкое распространение в развитии жилищно - коммунального хозяйства должны получить долгосрочные займы с последующим инвестированием полученных средств в городскую инфраструктуру и выплатами по долгам в течение длительного периода.

Большое влияние на условия кредита и возможность сохранить конкурентную среду среди кредиторов и инвесторов оказывает обеспечение возврата муниципального займа надежным залогом. Залогом могут служить коммунальные платежи, часть потока платежей населения, так как они обладают наибольшей ликвидностью. Кредит целесообразно обеспечить гарантиями города в размере сумм запланированных дотаций. Гарантии оформляются как поручительством, так и переданными в залог векселями.

Немаловажным источником финансирования затрат по содержанию жилищного фонда могут быть средства от платы за аренду нежилых помещений и налоги на имущество, полученные от собственников жилья в части, поступающей в местный бюджет.

Исходя из вышеизложенного необходимо:

1. Осуществить постепенный переход к 2006 на 100-процентное финансирование, исходя из экономически обоснованных затрат на услуги соответствующего качества.

2. При формировании прогнозных вариантов бюджета города на период проведения реформы не допускать снижения удельного веса финансирования жилищно - коммунального хозяйства в консолидированном бюджете и предусмотреть выделение субсидий на финансирование жилищно - коммунального хозяйства отдельной строкой в бюджетах всех уровней.

3. Средства, полученные за аренду помещений, находящихся в муниципальной собственности, направлять на финансирование жилищного хозяйства.

6. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ

ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Защита малоимущих слоев населения при проведении реформы жилищно - коммунального хозяйства должна осуществляться по двум направлениям (приложение 3):

предоставление жилищных субсидий малоимущим семьям;

предоставление льгот отдельным категориям граждан.

Субсидии предоставляются гражданам - нанимателям жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Субсидии могут предоставляться членам жилищных и жилищно - строительных кооперативов, а также гражданам, имеющим в собственности жилые помещения, если это жилье является для них единственным.

В целях повышения уровня социальной защиты граждан и малоимущих слоев населения необходимо:

обеспечить население оперативной и доступной информацией по работе отдела жилищных субсидий;

создать гарантированную систему со стороны городской администрации по обмену жилых помещений, превышающих по площади социальные нормативы, в случае невозможности оплаты их гражданами;

формировать жилой фонд социального использования без права приватизации для предоставления его социально незащищенным слоям населения, выселяемого из занимаемых ими жилых помещений в установленном законом порядке;

изменить статус семейных общежитий на статус жилого дома с целью предоставления гражданам права получить в собственность (путем приватизации) занимаемого отдельного жилого помещения и возможность улучшения своих жилищных условий (через обмен, куплю - продажу и т.д.).

Другим важным аспектом социальной политики в сфере жилищно - коммунального хозяйства является защита прав потребителей жилищно - коммунальных услуг.

Методы и формы защиты прав потребителей отражены в Федеральном законе от 09.01.96 N 2-ФЗ “О защите прав потребителей“.

В официальном тексте документа, видимо, допущена ошибка: Закон “О защите прав потребителей“ подписан 07.02.1992 за номером 2300-1, а не 09.01.96 N 2-ФЗ.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1099 “Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг“ и от 10.02.97 N 155 “Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов“, постановлением губернатора области от 10.06.97 N 218 “О механизме снижения платежей населения за жилищно - коммунальные услуги при нарушении сроков и качества их предоставления“ и принятыми на их основе постановлениями администрации города от 25.03.97 N 237 и от 05.08.97 N 794 исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.

В целях контроля за обоснованностью применения мер принудительного воздействия к должникам по оплате за жилье и коммунальные услуги, а также дополнительной защиты граждан необходимо создать комиссию по жилищным спорам при администрации города, куда следует включить представителей общественных организаций.

7. НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕФОРМЫ

Действующей нормативно - правовой базой программы совершенствования жилищно - коммунального обслуживания населения города является Конституция Российской Федерации, действующее законодательство, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Законодательного Собрания и губернатора области, принятые в соответствии с действующим законодательством решения городской Думы, постановления и распоряжения главы администрации города (приложение 4).

В целях расширения нормативно - правовой базы предусматривается по мере принятия нормативных актов Правительством Российской Федерации, законодательными и исполнительными органами Пермской области принять соответствующие документы по вопросам:

- оплаты сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг;

- порядка оплаты услуг жилищно - коммунального хозяйства в случае задержки заработной платы на предприятиях, в учреждениях, организациях города;

- упорядочения предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;

- страхования жилищного фонда;

- выделения земельных участков в общедолевую собственность членам объединений домовладельцев;

- о комиссии по жилищным спорам;

- о порядке взыскания задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг и другие.

8. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕФОРМЫ

8.1. Подготовка кадров

Одним из факторов, обеспечивающих успешное совершенствование жилищно - коммунального обслуживания населения города, является повышение квалификационного уровня и профессионального мастерства работников и руководителей предприятий и организаций жилищно - коммунального хозяйства, кадровый менеджмент.

С этой целью необходимо обеспечить совершенствование уровня профессиональных знаний и квалификации руководителей и специалистов предприятий и организаций жилищно - коммунальной сферы, рабочих кадров, управленческого персонала объединений домовладельцев по системе повышения квалификации в учебно - курсовом комбинате областного Управления жилищно - коммунального хозяйства, в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования, обучение в системе государственной службы и т.д.

Рекомендовать руководителям городских предприятий и организаций отрасли при подборе и расстановке кадров учитывать успешное прохождение работниками профессионального обучения, получение ими высшего или среднего специального образования, а также оказывать содействие и материальную помощь работникам в повышении их квалификационного и профессионального уровня.

8.2. Освещение хода реформы в средствах массовой

информации

В целях достижения и поддержания правильного понимания населением преобразований в сфере жилищно - коммунального хозяйства необходимо организовать систему информирования населения о результатах принимаемых в городе мер по реализации реформы отрасли, продолжить работу по разъяснению новых условий оплаты жилья и коммунальных услуг и порядка предоставления малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Особое внимание следует уделять своевременному и точному доведению информации о принимаемых мерах социальной защиты до потенциальных получателей социальной помощи с максимальной степенью доступности. Разъяснение основных положений реформы, представляющих интерес для больших групп населения, должно проводиться через средства массовой информации, а также в форме плакатов, листовок, информационных бюллетеней, которые могут вывешиваться в организациях, работающих с населением, вкладываться в почтовые ящики или печататься на обратной стороне квитанций по оплате жилищно - коммунальных услуг.

При подготовке текстов информационных сообщений необходимо особое внимание уделять их качеству, поскольку любая неточность, как с точки зрения конкретных фактов, так и с точки зрения стиля, способна породить серьезную социальную напряженность. Основные мероприятия по информационному обеспечению хода реформы жилищно - коммунального хозяйства приведены в приложении 5.

8.3. Мониторинг хода реформы жилищно - коммунального

хозяйства

В целях правильной оценки, анализа, составления прогноза и корректировки проведения реформы жилищно - коммунального хозяйства необходимо проводить мониторинг.

Основные показатели мониторинга реформы в жилищно - коммунальном хозяйстве приведены в приложении 6.

9. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация настоящей Программы совершенствования жилищно - коммунального обслуживания населения г. Губахи должна проводиться в три основных этапа:

I этап - 1998 - 1999 годы:

разработка нормативно - правовой базы;

разработка кредитно - финансовых механизмов реформы;

проведение необходимых структурных преобразований по разграничению функций собственника, управляющей и обслуживающих организаций в государственном и муниципальном жилищных фондах;

переход на конкурсную основу обслуживания государственного и муниципального жилищного фонда;

переобучение и повышение квалификации кадров для работы в управляющих и обслуживающих организациях;

переход к заключению в письменном виде договоров социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде;

упорядочение системы предоставления льгот и источников их финансирования для отдельных категорий граждан;

включение в оплату жилищных услуг затрат на капитальный ремонт и платы за наем для квартиросъемщиков;

дифференциация платы за жилье в соответствии с его потребительскими характеристиками;

демонополизация предоставления отдельных видов коммунальных услуг;

разработка и реализация программы контроля за установлением тарифов на коммунальные услуги предприятиями - монополистами;

реализация программы внедрения приборного учета за потреблением воды, газа и других энергоресурсов в жилых домах - новостройках, реконструированном или капитально отремонтированном жилье.

II этап - 1999 - 2001 годы:

обслуживание государственного и муниципального жилищного фонда на конкурсной основе;

внедрение практики выбора на конкурсной основе управляющей организации в государственном и муниципальном жилищном фонде;

организационное и методическое содействие массовому созданию товариществ собственников жилья, включая помощь в обучении кадров;

расширение дифференцированной оплаты за жилье в зависимости от его качества и местоположения;

переход к повсеместной установке счетчиков потребления тепла, воды, газа и регуляторов тепла во вновь построенном жилье.

III этап - 2002 - 2006 годы:

обработка и завершение мероприятий, предусмотренных на I и II этапах;

массовое внедрение внутриквартирных счетчиков и регуляторов потребления тепла;

обеспечение преобладания товариществ собственников жилья как формы управления многоквартирными жилыми домами;

постепенное и пропорциональное увеличение размера инвестиционной составляющей в ставках оплаты населением и в тарифах на жилищно - коммунальные услуги с учетом роста реальных доходов населения;

завершение перевода отрасли на самофинансирование.

Приложения в базу не включены.