Законы и постановления РФ

Постановление Главы администрации МО “Барышский район“ Ульяновской обл. от 09.09.2009 N 849-А “Об утверждении количественных и качественных показателей оценки эффективности муниципального финансового контроля“

Вступил в силу с 9 сентября 2009 года (пункт 2 данного документа).

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“БАРЫШСКИЙ РАЙОН“ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 сентября 2009 г. N 849-А

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В соответствии с ст. 266, ст. 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях реализации Управлением финансов администрации муниципального образования “Барышский район“ полномочий по финансовому контролю за целевым и рациональным использованием бюджетных средств в муниципальном образовании “Барышский район“, постановил:

1. Утвердить количественные и качественные показатели оценки эффективности муниципального финансового контроля согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы
администрации муниципального образования “Барышский район“ Кочедыкова Н.В.

Глава администрации

С.В.КОЧЕТКОВ

Приложение

к постановлению администрации

от 09.09.2009 N 849-А

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ

ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

1. Общие положения

Эффективность финансового контроля - сложная экономическая категория. Она характеризуется определенными критериями и показателями.

Критерием эффективности финансового контроля является соотношение достигнутого контролирующим органом результата к поставленной цели.

Такими целями для муниципального финансового контроля будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части местного бюджета и экономия средств в его расходной части. Целью финансового контроля является сокращение количества и объемов правонарушений в экономической сфере. Таким образом, совокупность объективных последствий финансового контроля - это главный критерий определения его эффективности. Под эффективностью контроля подразумевается достижение не всякого положительного результата, а только того, который является следствием контроля. Если контрольный орган обнаружил какие-то недостатки или нарушения, выяснил, кто в них персонально виноват, он обязан не только принять меры к виновным, но прежде всего указать пути и способы улучшения работы, как и кто должен устранить выявленные недостатки или нарушения, установить для этого определенный срок, а затем проверить исполнение. Результаты финансового контроля будут неточными, если не учитывать сопровождающие проведение контроля затраты: длительность проверок, число участвующих в проверках лиц, различного рода расходы (на транспорт, командировки) при выезде на место и т.п. Затраты на проведение контроля могут быть большими или меньшими и должны соизмеряться с его результатами. Степень эффективности контроля тем выше, чем меньше усилий и средств затрачивается на достижение положительного результата. В этой связи одним из критериев эффективности финансового контроля является его экономичность.

Понятие эффективности финансового контроля тесно связано с понятием его результативности, поскольку результативность является ее главным
критерием.

От критерия результативности неотделим критерий действенности финансового контроля, который отражает то положительное влияние, которое финансовый контроль оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество, умение контролирующего выправить положение: обеспечить своевременное и полное выполнение подконтрольным субъектом своих рекомендаций, указаний и предложений, а при необходимости добиться их выполнения, используя предоставленные законодательством полномочия.

Критериями эффективности финансового контроля являются: результативность, действенность, экономичность. Критерии эффективности финансового контроля отличаются единством, общим характером. Для показателей эффективности характерны конкретность, множественность и разнообразие.

Показатели, отражающие степень воздействия финансового контроля на деятельность подконтрольного субъекта или лица, его влияние на содержание управленческой деятельности, могут быть подразделены на количественные и качественные. Те и другие характеризуют деятельность органов управления уже после проверки по тем или иным вопросам.

При использовании таких показателей, как количество проведенных проверок, принятых по ним и реализованных решений, предполагается, что предложения контрольного органа основательны, а задачи проверок определены правильно.

При установлении действенности финансового контроля этот критерий в сочетании с другими позволяет судить о силе воздействия контроля на качество управления.

Правильная оценка результатов деятельности контрольных органов связана с выявлением и учетом таких показателей, которые характеризуют затраты, связанные с осуществлением контроля. Они включают число проверяющих и число работников проверяемого органа, которые готовят необходимые материалы, затраченное теми и другими время, полноту предоставленных сведений, общее число участников проверки и т.д.

Изучение подобных показателей позволяет устанавливать соразмерность произведенных затрат и реальных результатов контроля.

2. Критерии эффективности финансового контроля

При всей сложности выделения критериев эффективности финансового контроля в общей эффективности управленческой деятельности их определение все-таки возможно при использовании следующих методических подходов.

Структура эффективности финансового контроля состоит из двух частей: во-первых, это макроэффективность муниципального
финансового контроля и, во-вторых, промежуточная эффективность деятельности органа муниципального финансового контроля.

Макроэффективность - это сумма эффектов, полученных от проведения финансового контроля, которые можно классифицировать следующим образом:

- социальный эффект;

- организационный эффект;

- экономический эффект.

Социальный эффект финансового контроля проявляется в том, что по его результатам применяются меры к лицам, допустившим нарушение финансового законодательства, включая их увольнение и привлечение к уголовной ответственности. В результате финансового контроля, таким образом, улучшается социальная структура коллективов, руководящие должности занимают более квалифицированные, ответственные люди.

Таким образом, в обществе в целом создается большое доверие к власти, поскольку оно (общество) видит действенность власти.

Кроме того, финансовый контроль за исполнением бюджета не позволяет отвлекать средства, предусмотренные на социальные программы, на другие цели, что обеспечивает развитие таких социальных институтов, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, пенсионное обеспечение и др.

Организационный эффект заключается в том, что по итогам контрольных мероприятий предлагаются и реализуются меры по улучшению структуры местной исполнительной власти, сокращаются излишние звенья или создаются новые, необходимые для экономики, повышается оперативность управления.

Экономический эффект достигается в результате улучшения деятельности органов исполнительной власти в части экономии бюджетных и внебюджетных средств, повышения рентабельности производства, снижения себестоимости продукции и т.д.

Промежуточная эффективность деятельности органа муниципального финансового контроля - это соотношение экономических результатов исполнения представлений и предписаний (возврат средств в местный бюджет, включая штрафные санкции; возврат средств на бюджетные счета предприятий и т.д.) и затрат на содержание органа муниципального финансового контроля.

Количественная оценка макроэкономической эффективности финансового контроля может быть определена по следующей формуле:

Ээф. = (Эб. + Эс.) / З.,

где Ээф. - экономическая эффективность; Эб. - средства, возвращенные на бюджетные счета; Эс. - средства, полученные в результате
улучшения деятельности объекта контроля; З. - затраты на содержание органа финансового контроля.

Промежуточная эффективность деятельности органа муниципального финансового контроля рассчитывается по формуле:

Ээф. = Эб. / З.

Для повышения эффективности финансового контроля необходимо, во-первых, повышать качество работы инспекторского состава, который должен выявлять максимально возможное количество нарушений, во-вторых, снижать себестоимость контрольной работы.

Основными критериями и показателями эффективности деятельности муниципального финансового контроля являются:

- результативность;

- действенность;

- экономичность.

Каждый из названных критериев может быть оценен количественно. Существуют следующие критериальные показатели эффективности финансового контроля.

Критерий результативности включает показатели:

- выявленный объем средств, использованных с нарушениями законодательства;

- выявленный объем неэффективно использованных средств;

- выявленный объем средств, использованных не по целевому назначению;

- количество подготовленных представлений и предписаний.

Критерий действенности включает показатели:

- количество исполненных представлений и предписаний;

- объем средств, возвращенных в местный бюджет и на бюджетные счета организаций;

- увеличение доходной части бюджета или экономия его расходной части, полученные по представлениям органов финансового контроля;

- количество уголовных дел, открытых по представлениям органов финансового контроля.

Критерий экономичности включает в себя показатели:

- объем средств, затраченных на осуществление финансового контроля;

- объем средств, затраченных проверяемым субъектом контроля на подготовку материалов для проверяющих;

- уровень экономичности: отношение полученного экономического эффекта от реализации представлений органов финансового контроля к затратам на содержание органов финансового контроля.

Кроме названных критериев и их показателей, определяющих эффективность финансового контроля, используются еще два критерия, оценивающие деятельность органов финансового контроля как контрольного органа.

Такими критериями являются:

критерий интенсивности деятельности, включающий показатели:

- количество контрольных мероприятий (на одного инспектора);

- объем проверенных средств (одним инспектором);

- количество проверенных объектов (одним инспектором);

критерий динамичности деятельности, включающий показатели:

- уровень результативности контрольных мероприятий: отношение количества представлений (предписаний) к количеству контрольных мероприятий;

- уровень эффективности контрольного мероприятия:
отношение объема средств, использованных с нарушением действующего законодательства, к общему объему проверенных средств;

- уровень жесткости контроля: отношение объема штрафных санкций к объему средств, использованных не по целевому назначению;

- уровень действенности представлений (предписаний): отношение количества исполненных представлений (предписаний) к общему количеству направленных представлений (предписаний);

- уровень эффективности представлений (предписаний): отношение объема средств, возвращенных в бюджет и на бюджетные счета, к общему объему средств, использованных не по целевому назначению;

- уровень макроэффективности контрольной деятельности: отношение дополнительных поступлений в бюджет (экономии), бюджетных средств к затратам на содержание контрольных органов.

Эффективность работы органа финансового контроля зависит, в первую очередь, от эффективности работы инспекторского состава, поэтому основными методическими аспектами оценки эффективности работы ревизоров являются:

- объем проверенных средств (Оп.);

- количество проведенных контрольных мероприятий (Кк.);

- объем нецелевого использования средств местного бюджета, выявленный при проведении контрольного мероприятия, и сумма начисленных штрафных санкций (Он.);

- количество представлений, подготовленных по итогам контрольных мероприятий (Кп.);

- объем средств, возвращенных в местный бюджет по итогам контрольных мероприятий (Осф.).

Расчет коэффициентов эффективности работы инспектора:

- коэффициент интенсивности работы инспектора (КИК): КИК = Кк. / Кф., где Кф. - количество контрольных мероприятий, проведенных в целом по структурному подразделению;

- коэффициент результативности контроля (КР): КР = Он. / Оп.;

- коэффициент реализуемости контроля (КРК): КРК = Кп. / Кк.;

- коэффициент действенности контроля (КДК): КДК = Осф. / Он.;

- коэффициент окупаемости работы (КОР): КОР = Осф. / Озс., где Озс. - объем затраченных средств на содержание инспектора.

Указанные методические подходы могут использоваться для количественной оценки эффективности работы инспекторов, а также для стимулирования отдельных инспекторов.

3. Заключение

Использование теоретических и методических подходов к оценке эффективности муниципального финансового контроля позволит
существенно повысить ответственность за результативность контроля и поднять на новую ступень эффективность деятельности муниципального финансового контроля.