Законы и постановления РФ

Постановление Главы администрации г. Димитровграда от 26.02.2002 N 215 “О Программе “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса города Димитровграда на 2002 - 2010 годы“

Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия.

ГЛАВА ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2002 г. N 215

О ПРОГРАММЕ “РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА

НА 2002 - 2010 ГОДЫ“

В целях реализации подпрограммы “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации“ федеральной целевой программы: “Жилище“ на 2002 - 2010 годы, а также повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшения качества и адресной социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг постановляю:

1. Принять за основу и одобрить Программу “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса г. Димитровграда 2002 - 2010 гг.“.

2. Заместителю главы администрации города по управлению городским хозяйством Климову Ю.И. направить на
утверждение в Совет депутатов города указанную программу.

Глава города

Димитровграда

С.И.МОРОЗОВ

ПРОГРАММА

“РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА

НА 2002 - 2010 ГОДЫ“

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ “РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА

ДИМИТРОВГРАДА НА 2002 - 2010 ГОДЫ“

-------------------T---------------------------------------------¬

¦Наименование ¦ - программа “Реформирование и модернизация ¦

¦программы ¦ жилищно-коммунального комплекса города ¦

¦ ¦ Димитровграда на 2002 - 2010 годы“ ¦

¦ ¦ ¦

¦Дата принятия ре-¦ - Постановление Правительства Российской ¦

¦шения о разработке¦ Федерации от 17 ноября 2001 года N 797 “О ¦

¦программы ¦ подпрограмме “Реформирование и модерниза- ¦

¦ ¦ ция жилищно-коммунального комплекса ¦

¦ ¦ Российской Федерации“ федеральной целевой ¦

¦ ¦ программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы“ ¦

¦ ¦ ¦

¦Заказчик программы¦ - комитет по управлению городским хозяйст- ¦

¦ ¦ вом администрации города Димитровграда ¦

¦ ¦ ¦

¦Основные разработ-¦ - комитет по управлению городским хозяйст- ¦

¦чики программы ¦ вом администрации города Димитровграда ¦

¦ ¦ ¦

¦Цели и задачи¦ - основными целями программы являются по- ¦

¦программы ¦ вышение эффективности, устойчивости и на- ¦

¦ ¦ дежности функционирования жилищно - комму- ¦

¦ ¦ нальных систем жизнеобеспечения населения, ¦

¦ ¦ привлечение инвестиций в жилищно - комму- ¦

¦ ¦ нальный комплекс, улучшение качества жили- ¦

¦ ¦ щно - коммунальных услуг с одновременным ¦

¦ ¦ снижением нерациональных затрат, адресная ¦

¦ ¦ социальная защита населения при оплате жи- ¦

¦ ¦ лищно-коммунальных услуг. ¦

¦ ¦ Для достижения этих целей необходимо ре- ¦

¦ ¦ шить следующие задачи: ¦

¦ ¦ обеспечить финансовое оздоровление жилищ- ¦

¦ ¦ но-коммунальных предприятий; ¦

¦ ¦ обеспечить условия для снижения издержек и ¦

¦ ¦ повышение качества предоставления жилищ- ¦

¦ ¦ но-коммунальных услуг; ¦

¦ ¦ обеспечить инвестиционную привлекатель- ¦

¦ ¦ ность жилищно-коммунального комплекса; ¦

¦ ¦ оказать городскую поддержку модернизации ¦

¦ ¦ жилищно-коммунального комплекса ¦

¦ ¦ ¦

¦Срок реализации¦ - 2002 - 2010 годы: 1-й этап - 2002 - 2003 ¦

¦программы ¦ годы, 2-й этап - 2004 - 2005 годы, 3-й этап ¦

¦ ¦ - 2006 - 2010 годы ¦

¦ ¦ ¦

¦Мероприятия прог-¦ программные мероприятия включают в себя: ¦

¦раммы ¦ инвентаризацию, реструктуризацию и ликвида- ¦

¦ ¦ цию дебиторской и кредиторской задолженнос- ¦

¦ ¦ ти предприятий жилищно - коммунального ¦

¦ ¦ комплекса; ¦

¦ ¦ ликвидацию дотационности жилищно-комму- ¦

¦ ¦ нального комплекса и обеспечение стабиль- ¦

¦ ¦ ности и достаточности финансирования затрат ¦

¦ ¦ по представлению жилищно-коммунальных ус- ¦

¦ ¦ услуг; ¦

¦ ¦ обеспечение социальной защиты семей с низ- ¦

¦ ¦ кими доходами при переходе на полную оплату ¦

¦ ¦ жилищно-коммунальных услуг; ¦

¦ ¦ совершенствование экономических механизмов ¦

¦ ¦ в жилищно-коммунальной сфере; ¦

¦ ¦ формирование благоприятных условий для ¦

¦ ¦ привлечения инвестиций в жилищно-¦

¦ ¦ коммунальный комплекс; ¦

¦ ¦ обеспечение эффективного целевого использо- ¦

¦ ¦ вания средств федерального бюджета, выделя- ¦

¦ ¦ емых на модернизацию жилищно-коммунального¦

¦ ¦ комплекса; ¦

¦ ¦ создание механизмов участия государства и ¦

¦ ¦ органов местного самоуправления в привлече- ¦

¦ ¦ нии предприятиями жилищно-коммунального ¦

¦ ¦ комплекса внебюджетных долгосрочных заемных ¦

¦ ¦ средств ¦

¦ ¦ ¦

¦Объем и источники¦ - объем финансирования программы составляет ¦

¦финансирования ¦ 595,3 млн. рублей ¦

¦программы ¦ - источники финансирования: средства феде- ¦

¦ ¦ рального бюджета, местного бюджета и предп- ¦

¦ ¦ риятий жилищно-коммунального комплекса, ¦

¦ ¦ заемные средства. ¦

¦ ¦ ¦

¦Ожидаемые конечные¦ В результате реализации программы будет ¦

¦результаты ¦ обеспечено повышение эффективности, качест- ¦

¦ ¦ ва жилищно-коммунального обслуживания, ¦

¦ ¦ надежность работы инженерных систем жизнео- ¦

¦ ¦ беспечения, комфортность и безопасность ус- ¦

¦ ¦ ловий проживания, социальная защита населе- ¦

¦ ¦ ния при оплате жилищно-коммунальных услуг. ¦

¦ ¦ Эти цели будут достигнуты за счет финансо- ¦

¦ ¦ вого оздоровления предприятий жилищно - ¦

¦ ¦ коммунального комплекса, демонополизации и ¦

¦ ¦ развития конкурентных отношений, совершенс- ¦

¦ ¦ твования договорных отношений и тарифного ¦

¦ ¦ регулирования естественных локальных моно- ¦

¦ ¦ полий, городской поддержки модернизации жи- ¦

¦ ¦ лищно-коммунального комплекса. ¦

¦ ¦ ¦

¦Исполнители ¦ Комитет по управлению городским хозяйством ¦

¦программы ¦ администрации города Димитровграда. ¦

¦ ¦ ¦

¦Система организа-¦ Формы и методы организации управления реа- ¦

¦ции контроля за¦ лизацией программы определяются заказчиком. ¦

¦исполнением ¦ ¦

¦программы ¦ ¦

L------------------+----------------------------------------------

ДИМИТРОВГРАД - 2001

I. Введение

Настоящая программа включает в себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно - коммунального комплекса и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей.

Программа предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно - коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.

В результате решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энерго-, водоснабжения и канализации.

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работе предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.

В начале экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, и с 01.07.2001 года население оплачивает 61 процент стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически, с учетом льгот и субсидий, около 40 процентов.

В 2000 году недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило более 20 процентов объема необходимых средств. Задолженность в жилищно-коммунальном хозяйстве является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики.

Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.

Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2 - 3 раза выше.

Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов.

III. Экономическая модель реформы жилищно-коммунального комплекса

Мероприятия программы в сочетании с мерами по совершенствованию жилищного строительства, финансированию затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг направлены на переход к новой экономической модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса.

1. Система экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, ее основные проблемы

Действующая система управления жилищно-коммунальным хозяйством характеризуется рядом недостатков, без устранения которых в принципе невозможно вести речь о нормализации функционирования отрасли, повышении надежности и качества, а также обеспечении стабильной стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Основой экономических отношений в отрасли остается система бюджетного дотирования предприятии жилищно-коммунального комплекса. Дотационность отрасли и отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество и качество в сочетании с сохранившейся со времен административной экономики централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем коммунального хозяйства: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий жилищно-коммунального комплекса, высокого уровня потерь ресурсов. Бюджетные ограничения обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования, что удорожает себестоимость их продукции и снижает ее конкурентоспособность.

Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий. В 2001 году из 61 млн. рублей бюджетных средств, направленных на дотирование жилищно-коммунальных предприятий, компенсации адресных жилищных субсидий, предоставленных гражданам с низкими доходами составили только 5,3 млн. рублей. Это, во-первых, приводит к ситуации, в которой конечными получателями субсидий (через систему дотирования разницы в ценах жилищно-коммунальным предприятиям) выступают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами. Сегодня каждая семья, включая высокодоходную, в среднем получает от государства около 207 рублей в месяц в виде дотаций, субсидий и льгот. Во-вторых, такая система не гарантирует доведение средств бюджета до граждан - конечных получателей субсидий, и, в-третьих, расчет необходимого размера дотаций в отсутствие полноценного понятия цены услуг носит субъективный, непрозрачный характер (сумма дотаций является не частью цены услуг, а результатом компромисса между региональными и местными властями).

Совмещение функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда создает серьезный внутренний конфликт интересов, результатом которого является отсутствие стимулов для повышения эффективности управления жилищным фондом и его эксплуатации.

Порядок установления тариф за жилищно-коммунальные услуги безнадежно устарел, не сопровождается адекватной системой контроля за уровнем производственных издержек, в том числе аудитом, и не отражает объективных финансовых потребностей в развитии предприятий и замене изношенных основных фондов. Система определения рентабельности деятельности коммунальных предприятий сохранилась со времен планового хозяйства и не гарантирует достаточной прибыли для возврата капитала, вкладываемого в жилищно-коммунальную сферу.

2. Система экономических отношений

Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение как функций частников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.

В рамках системы персонифицированных социальных счетов граждан будут объединены все виды финансовой помощи государства, включая оплату жилья и коммунальных услуг (жилищные субсидии и льготы). Главными участниками экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, таким образом, станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные потребители их услуг - граждане, а бюджетные средства будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам (кроме граждан с высокими доходами, в отношении которых дотирование будет прекращено). В результате потребители услуг - граждане получат возможность контролировать направление и расходование бюджетных средств, которое станет прозрачным и адресным. Будет использован потенциал финансовых институтов (банков), открывающих социальные счета для кредитования граждан, и местных бюджетов в целях покрытия кассовых разрывов, возникающих при выплате средств гражданам.

Использование системы социальных счетов будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, усилению контроля со стороны населения за объемом и качеством жилищно-коммунальных услуг, развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом. Эта мера позволит повысить прозрачность расходования бюджетных средств и усилить социальную направленность бюджетной политики.

Будет ликвидирована система перекрестного субсидирования населения за счет промышленных предприятий.

Изменится и система финансирования мероприятий по модернизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства. Инвестиционное финансирование жилищно-коммунального комплекса будет осуществляться в основном за счет привлечения заемных ресурсов (в первую очередь, средств частных инвесторов). Бюджетное финансирование инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство будет осуществляться в ограниченном объеме и будет не альтернативой, а дополнением к заемному финансированию. После 2010 года инвестирование за счет заемных ресурсов станет преобладающей формой финансирования жилищно-коммунального комплекса.

В результате развития конкурентных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве будет повышена эффективность его функционирования, что обеспечит общее снижение расходов на его содержание не менее чем на 20 процентов и привлечение дополнительных финансовых ресурсов для модернизации. Перевод отношений между предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу, отделение выполнения функций собственника жилищного фонда от осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволят:

перейти на полную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг населением без увеличения в составе такого платежа (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан, за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной субсидии;

потребителям непосредственно влиять на объем и качество жилищно-коммунальных услуг путем воздействия на жилищно-коммунальные предприятия с целью повышения уровня оказываемых услуг;

производить конкурсный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене;

стимулировать энергоресурсосбережение как со стороны жилищно-коммунальных предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для уменьшения стоимости потребляемых услуг);

стабилизировать финансовый поток для организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, сделав его прозрачным и гарантированным.

Реализация новой экономической модели позволит обеспечить бездотационный режим финансирования жилищно-коммунального хозяйства, повысить его эффективность, создать источники привлечения средств для его развития и, что наиболее важно, гарантировать адресность государственной помощи малообеспеченным слоям населения, прекращение дотирования граждан с высоким уровнем доходов и непосредственное доведение субсидий до получателей с использованием системы социальных счетов граждан.

IV. Основные цели и задачи программы

Основные цели программы - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Достижение основных целей программы обеспечит, начиная с 2011 года, возможность устойчивого развития жилищно-коммунального комплекса без использования программных методов управления на местном уровне.

Основными задачами программы являются:

- финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования жилищно-коммунальных предприятий и предоставления категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;

- снижение издержек и повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг, создания взаимосвязанных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий и естественных монополистов - предприятий топливно-энергетического комплекса;

- обеспечение государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям.

V. Сроки и этапы реализации программы

Программа будет выполняться поэтапно в течение 2002 - 2010 годов.

На первом этапе (2002 - 2003 годы) предполагается реализовать следующие первоочередные мероприятия, рассчитанные на немедленное получение следующих результатов:

- инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности бюджета, бюджетных организаций других потребителей (в том числе населения) перед предприятиям жилищно-коммунального комплекса;

- прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно - коммунальные услуги;

- ликвидация дотационности жилищно-коммунального комплекса;

- переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном комплексе;

- совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Планируется привлекать бюджетные ресурсы для финансирования наиболее эффективных (в том числе с точки зрения социальной эффективности) инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве.

На втором этапе (2004 - 2005 годы) предполагается обеспечить;

- развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве;

- переход к профессиональному управлению жилищным фондом, создание системы регулирования естественных монополий;

- развитие концессионных механизмов;

- повсеместный полномасштабный переход к системе персонифицированных социальных счетов граждан.

На третьем этапе (2006 - 2010 годы) предполагается реализовать стратегические мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса на основе привлечения частных инвестиций, апробировать механизмы привлечения инвестиций в форме банковских кредитов.

VI. Мероприятия программы

В целях реализации программы предполагается осуществить переход к новой экономической модели реформы жилищно-коммунального комплекса, направленной на ускоренное оздоровление финансовой ситуации в отрасли, создание реальной системы экономической мотивации сокращения затрат ресурсов и повышения эффективности деятельности предприятий комплекса, привлечение частных инвестиций для реконструкции объектов жилищно-коммунального комплекса.

Программа включает как технические мероприятия по восстановлению основных фондов и по реализации новых инженерно-технических решений, так и мероприятия по созданию организационно-управленческих и финансовых механизмов, обеспечивающих стабильную и эффективную работу жилищно - коммунальных предприятий.

Эти мероприятия предусматривают:

- обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса;

- формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг;

- государственную поддержку модернизации жилищно-коммунального комплекса и привлечение инвестиций в эту сферу.

1. Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса

Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса является основным условием формирования нормальных экономических взаимоотношений в этом секторе экономики и предусматривает решение следующих задач:

инвентаризация, реструктуризация и ликвидация имеющейся задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса;

ликвидация дотационности жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение стабильного и достаточного текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Указанные мероприятия носят в основном краткосрочный характер, и эффект от их реализации должен быть получен уже в течение 2002 - 2003 годов.

Инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса

Для оздоровления финансовой ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве необходимо реструктурировать задолженность бюджета и бюджетных организаций перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса и установить реальные и жесткие сроки ее ликвидации.

Для решения этой проблемы необходимо:

- разработать в течение 2002 года порядок реструктуризации и ликвидации задолженности в жилищно-коммунальном комплексе;

- провести инвентаризацию задолженности и убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства с целью подписания актов сверки задолженности со всеми кредиторами и дебиторами.

Признанная задолженность бюджетов и бюджетных учреждений перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса должна быть включена в расходную часть соответствующих бюджетов на весь срок реструктуризации.

Работа по заключению договоров по инвентаризации и реструктуризации бюджетной задолженности в жилищно-коммунальном секторе относится к числу первоочередных мероприятий первого этапа реализации программы, в которой предусмотрено погашение долгов к 2011 году.

Требует решения вопрос о дебиторской задолженности населения. В ее состав входят как текущая задолженность, возникающая вследствие разницы между датами начисления и произведения платежа, так и просроченная задолженность, в том числе безнадежная. Необходимо упростить процедуру списания безнадежной просроченной задолженности, приведя ее в соответствие с международной практикой.

Следует отменить систему авансирования платежей за поставку газа, электроэнергии и тепловой энергии предприятиям жилищно-коммунального комплекса и перейти к ежемесячной оплате по факту поставки, что приведет в соответствие платежи коммунальных предприятий предприятиям большой энергетики с платежами населения за жилищно-коммунальные услуги.

В рамках реализации программы планируется подготовить методические материалы по совершенствованию бухгалтерского учета на предприятиях жилищно-коммунального комплекса, что позволит сделать более прозрачной финансовую ситуацию в отрасли и упорядочить работу с задолженностью населения перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.

Ликвидация дотационности жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение стабильности и достаточности финансирования затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг

Стабильное и достаточное финансирование затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг будет достигнуто:

переходом на полную оплату потребителями (в том числе населением) жилищно-коммунальных услуг, включая отчисления на капитальный ремонт, с учетом роста потребности в средствах на предоставление жилищных субсидии гражданам, а также роста потребности в дотировании бюджетной сферы;

упорядочением механизма предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;

переориентацией нерациональных расходов предприятий, выявленных в ходе аудита и экспертиз тарифов на жилищно-коммунальные услуги, на модернизацию и развитие инженерной инфраструктуры;

созданием прозрачного механизма формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги и целевого использования, составляющих тарифа (амортизационные отчисления, прибыль и т.п.) на модернизацию и развитие.

При этом предполагается, что уровень собираемости платежей населения будет устойчиво сохраняться на уровне 95 - 97 процентов, что соответствует уровню, уже сегодня достигнутому во многих городах Российской Федерации.

Достаточность финансового обеспечения предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, будет обеспечена путем реализации принципа полного возмещения затрат каждым потребителем этих услуг. Тариф для конечного потребителя должен складываться как сумма затрат всех участников процесса предоставления услуги.

Необходимо последовательно реализовать законодательный принцип дифференциации оплаты жилищно-коммунальных услуг в государственном и муниципальном жилищном фонде на основе установления платы за наем в зависимости от благоустройства, качества и местоположения жилья.

Предоставление коммунальных услуг любым потребителям (включая бюджетные организации) должно происходить только на основе договорных отношений. В случае неоплаты предоставленных коммунальных услуг бюджетными организациями должна признаваться кредиторская задолженность бюджета перед коммунальными предприятиями, учитываемая при планировании бюджета следующего года.

Темпы и параметры перехода к полной оплате жилищно-коммунальных услуг должны определяться стандартами:

социальной нормы площади жилья;

предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц;

уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги;

максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

Городской стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, должен рассчитываться, исходя из стандартного набора жилищно-коммунальных услуг, и включать в себя:

- стоимость содержания и текущего ремонта жилищного фонда; стоимость капитального ремонта жилищного фонда;

- стоимость коммунальных услуг (теплоснабжения, включая топливо твердое и топливо печное бытовое, водоснабжения, канализации, газоснабжения, электроснабжения) с учетом средних сложившихся норм потребления, а также средней сложившейся предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Указанный стандарт ежегодно пересматривается, при этом изменение величины этого стандарта на следующий бюджетный год осуществляется с учетом индекса роста цен на платные услуги населению, планируемого изменения цен на энергоносители, а также эффективности проведенных мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в направлении снижены; неэффективных затрат.

Финансово-экономический механизм реализации программ жилищных субсидий и льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг

Размер жилищной субсидий для всех категорий получателей (наниматели, собственники, члены жилищно-строительных кооперативов) должен зависеть от размера совокупного дохода семьи и рассчитываться как полная компенсация разницы между установленным в данном населенном пункте размером платы для нанимателей жилых помещений по договору социального найма в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и максимально допустимым размером собственных расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг, определяемым на основе установленной предельно допустимой доли этих расходов в совокупном доходе семьи.“br>
Предполагается усовершенствовать принцип расчета жилищных субсидий, перейдя к расчету по одному основанию, который обеспечит строгую зависимость размера предоставляемой жилищной субсидии от размера совокупного дохода семьи.

Предполагается усовершенствовать методику расчета совокупного дохода семьи, учитываемого при определении суммы жилищных субсидии. В совокупный доход семьи должны включаться денежные эквиваленты всех льгот и социальных пособий, получаемых членами данной семьи, а также условный доход от владения некоторыми видами имущества.

Определение необходимого объема финансирования будет производиться, исходя из расчетов по федеральным стандартам перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, установленным для данного региона на соответствующий год.

Конечной целью является создание системы персонифицированных социальных счетов граждан, на которые будут перечисляться средства, предусмотренные на все виды адресной социальной помощи государства, включая оплату жилищно - коммунальных услуг (льготы и субсидии).

Для перехода к системе персонифицированных социальных счетов граждан необходимо:

завершить финансовое оздоровление ситуации в жилищно-коммунальном комплексе;

обеспечить координацию перехода к системе персонифицированных социальных счетов граждан с мероприятиями по реформированию системы социальной защиты, так как создание системы персонифицированных социальных счетов граждан исключительно в рамках реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса создает опасность дублирования при реформировании финансово-экономических механизмов других видов государственной социальной помощи.

2. Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг.

Мероприятия, изложенные в настоящем разделе, носят среднесрочный характер. Их осуществление планируется на втором этапе реализации подпрограммы (2004 - 2005 годы). Для их реализации на первом этапе кроме выполнения основного комплекса мер необходимо:

обеспечить переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве, провести экспертизу деятельности жилищно-коммунальных предприятий с целью выявления и ликвидации нерациональных и необоснованных затрат, включенных в тариф.

Рыночные механизмы функционирования жилищного хозяйства

Одна из основных задач второго этапа реализации программы - создание конкурентной среды в жилищной сфере.

Для этого необходимо осуществлять разделение функций и формирование договорных отношений между собственником жилья, управляющими компаниями и подрядными организациями.

Частными собственниками могут являться физические и юридические лица, имеющие в собственности жилищный фонд, собственниками муниципального жилья - специализированные структуры или подразделения органов местного самоуправления. Указанное разделение функций в отношении муниципального жилищного фонда особенно важно для прекращения практики выполнения органами местного самоуправления жилищным фондом.

Орган местного самоуправления как собственник жилищного фонда должен обеспечить:

- соблюдение нормативно-технических требований к содержанию пользованию жилья и объекте коммунальной инфраструктуры;

- обеспечение необходимого уровня финансирования для содержания принадлежащей ему недвижимости;

- заключение договоров социального найма, найма или аренды жилых и нежилых помещении в принадлежащем ему жилищном фонде;

- заключение договора с выбранной на конкурсной основе (созданной) организацией на управление муниципальным жилищным фондом, а также на предоставление услуг по организации учета и контроля потребления энергетических ресурсов (энергосервиса);

- обеспечение систематического контроля за реализацией договоров о выполнении необходимых работ по обеспечению сохранности жилищного фонда, соблюдению объема и качества предоставленных жилищно-коммунальных услуг.

Управляющая компания должна обеспечить:

поддержание в надлежащем состоянии и модернизацию на основе современных технологий и материалов принятой от собственника в управление недвижимости в соответствии с требованиями собственника и государственными стандартам качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;

выбор подрядчика по выполнению работ и поставке ресурсов для предоставления жилищно-коммунальных услуг (или выполнение этих функций силами управляющей компании) во вверенном ему в управление жилищном фонде;

заключение договоров с подрядчиками на выполнение работ и предоставление ресурсов требуемых объема, качества и стоимости;

осуществление системы контроля за выполнением договоров;

организацию сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Основным требованием при формировании или выборе управляющей компании должна являться ориентированность на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг.

Функции управляющей компаний могут выполняться субъектом любой организационно - правовой формы и быть предметом заинтересованности, в том числе и для частного капитала (со становлением этом секторе экономики реальных договорных взаимоотношений).

Затраты на предоставление услуг управляющей компании должны включаться в стоимость жилищно-коммунальных услуг. В ближайшие годы необходимо осуществить переход на профессиональное управление муниципальным жилищным фондом на конкурсной основе.

В связи с этим планируется разработать методические рекомендации по развитию системы договорных отношений между собственником жилищного фонда, управляющей организацией, подрядным и ресурсоснабжающими предприятиями. Организация профессионального управления жилищным фондом обеспечит в среднесрочной перспективе улучшение состояния жилищного фонда, а в долгосрочной перспективе - уменьшение стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Источником обеспечения средств, инвестируемых в модернизацию жилищного фонда, может стать увеличение платы за жилье в связи с улучшением условий проживания. Источником средств на проведение капитального ремонта является включение в оплату жилья отчислений на проведение капитального ремонта жилищного фонда.

Представляется целесообразным отказаться от существующей в некоторых городах Российской Федерации практики введения систем прямых платежей за коммунальные услуги ресурсоснабжающим предприятиям жилищно - коммунального хозяйства, поскольку такой порядок платежей никогда не позволит реализовать инвестиционный потенциал ресурсосбережения в жилищном фонде.

Создание равных условий для привлечения к управлению муниципальным жилищным фондом организаций разной формы собственности требует принятия определенных правовых решений.

Доля муниципалитета в жилищном фонде находится на балансе у специализированной муниципальной службы. Управляющая организация учитывает переданный ей в управление жилищный фонд на балансе и информирует соответствующие службы органов местного самоуправления об изменениях баланса.

Проведение конкурсного отбора подрядчиков для обслуживания жилья и проведения капитального ремонта обеспечивает повышение эффективности использования финансовых ресурсов. Однако в настоящее время процесс демонополизации сферы обслуживания жилищного фонда искусственно сдерживается из-за освобождения от налога на добавленную стоимость оплаты расходов населения по обслуживанию жилья. Таким образом, складывается ситуация, когда выполнение работ по обслуживанию жилья на конкурсных условиях приводит к возникновению налога на добавленную стоимость, не компенсируемого за счет платежей населения.

Целесообразно внесение изменений в налоговое законодательство с целью отмены налоговой льготы на оплату населением расходов по обслуживанию жилья для устранения барьеров на пути демонополизации и развития конкуренции в жилищной сфере.

При демонополизации жилищной сферы целесообразно проведение конкурсов на выполнение специализированных работ (обслуживание лифтового хозяйства, вывоз мусора, установка и обслуживание счетчиков тепла, воды и др.).

Внедрение основанных на развитии конкуренции принципов управления жилищным фондом и предоставления жилищно-коммунальных услуг создает предпосылки для приватизации муниципальных жилищных предприятий. Первым этапом приватизации должно стать акционирование. До 2005 года предлагается завершить акционирование и приватизацию муниципальных унитарных предприятий, выполняющих подрядные работы по обслуживанию жилищного фонда. Большую часть муниципальных предприятий, выполняющих подрядные работы по обслуживанию жилищного фонда. Большую часть муниципальных предприятий, выполняющих работы по управлению муниципальным жилищным фондом, предполагается акционировать в течение срока реализации программы.

Развитие конкуренции в сфере управления жилищным фондом окажет существенное влияние на внедрение альтернативных новых технологий в сфере тепло- и электроснабжения, позволяющих осуществлять обслуживание относительно небольших групп потребителей. Это будет способствовать развитию конкуренции в сфере энергоснабжения. Управляющая компания будет иметь возможность рассматривать альтернативные варианты - создать собственный локальный источник энергоснабжения или воспользоваться услугами системы централизованного энергоснабжения.

Специализация расчетно-кассовых центров должна заключаться в оперативном ежемесячном расчете платежей населения в зависимости от реального потребления жилищно-коммунальных услуг. Это предполагает наличие специализированной информационно-вычислительной базы. Поэтому в городах, где существует несколько управляющих компаний, функции по проведению расчетов по платежам населения целесообразно передавать на условиях подрядного договора специализированным расчетно-кассовым центрам, которые собирают всю информацию по платежам, осуществляемым потребителями предприятиям жилищно-коммунального хозяйства.

Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести развитию конкуренции в двух направлениях:

- конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом;

- конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании.

Импульсом для развития конкуренции в этих направлениях должно служить формирование многообразия объединений собственников жилья.

Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений.

Развитие экономических отношений в области тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения

Процессы тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения населенных пунктов, несмотря на их разнородность, характеризуются следующими общими признаками:

- использование в ходе технологического процесса сложной инженерной инфраструктуры, относящейся к конкретной территории;

- неразрывность или строгая последовательность процессов производства, передачи и потребление материальных носителей услуги;

- невозможность для потребителя услуг отказаться от получения этих видов услуг на длительный срок;

- невозможность компенсации предоставляемых не в полном объеме услуг в один период за счет более интенсивного их предоставления в другой период;

- необходимость четкой взаимосвязи на всех стадиях производственного процесса;

- тесная зависимость организации производственного процесса, потребности в мощностях и конкретных инженерных решений от местных условий.

Предприятия жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающие поставку указанных ресурсов по распределительным сетям, являются естественными локальными монополистами. Их деятельность подлежит регулированию.

Существующая система тарифного регулирования делает практически невозможным привлечение частных инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры, поскольку не дает возможности использовать сэкономленные в результате снижения затрат средства на развитие и модернизацию производства. Привлечение частных инвестиций в предприятия городской инженерной инфраструктуры - одна из основных целей работы по реформе системы тарифного регулирования.

Эффективное регулирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства должно основываться на системе, состоящей из трех частей. Первая часть - определение целей деятельности этих предприятий (формирование их производственной и инвестиционной программ), вторая часть - решение вопросов формирования и утверждения тарифов как средства финансового обеспечения указанных программ и третья часть - проведение мониторинга предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Эти три компонента в совокупности обеспечивают органам местного самоуправления возможность реализовать свои обязанности по качественному обеспечению населения коммунальными услугами.

Определение целей предприятий жилищно-коммунального хозяйства должно основываться на разработанных перспективных схемах развития систем теплоснабжения и водоснабжения города. Система тарифного регулирования должна обеспечивать выполнение производственной и инвестиционной программ предприятия, утверждаемых на очередной период тарифного регулирования, в том числе:

стимулировать предприятия жилищно-коммунального хозяйства к снижению издержек, повышению качества оказываемых услуг;

способствовать привлечению инвестиций в предприятия жилищно-коммунального хозяйства;

обеспечивать предприятиям жилищно-коммунального хозяйства формирование необходимого объема финансовых ресурсов;

учитывать формирование конкурентных отношений в ряде подотраслей жилищно-коммунального хозяйства;

иметь механизмы, позволяющие снизить политизированность процесса установления тарифов на коммунальные услуги.

Помимо создания экономических механизмов, которые стимулировали бы предприятия жилищно-коммунального хозяйства самостоятельно выявлять резервы снижения издержек на предоставление коммунальных услуг, должен быть предусмотрен механизм выявления заведомо нерациональных затрат как элемент процедуры тарифного регулирования. В частности, при принятии решения об установлении тарифов должны использоваться результаты комплексных обследований предприятий жилищно-коммунального хозяйства, включая проведение независимых экспертиз и проверок.

Процесс формирования тарифов на коммунальные услуги должен заключаться в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей.

Система регулирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства должна обеспечивать прогнозируемость и предсказуемость изменения тарифов. Установление тарифов должно производиться на определенный срок, который должен быть согласован с периодом регулирования тарифов, устанавливаемых на федеральном (газ) и региональном (электроэнергия) уровнях. Это требование предусматривает достижение следующих результатов:

- создание ситуации определенности в отношении будущих денежных потоков предприятия, что снижает риски инвестирования в него;

- проведение в течение регулируемого периода мероприятии по снижению издержек и расходование полученных в результате экономии средств на возврат заемных средств;

- достижение экономической определенности для потребителей коммунальных услуг.

Установление срока действия тарифа должно дополняться в условиях нестабильной экономики определением внешних факторов, изменение которых должно приводить к обязательному автоматическому перерасчету тарифа или изменению производственной программы предприятия.

Как минимальное требование, тарифы на коммунальные услуги должны быть фиксированными в течение финансового года, а ожидаемый рост тарифов на газ и электроэнергию, за которым следует пересчет коммунальных тарифов, должен закладываться в параметры бюджета в рамках бюджетного процесса.

Процедуры тарифного регулирования должны обеспечивать публичность процесса формирования тарифов. Это необходимо для достижения доверия со стороны потребителей коммунальных услуг, а также для достижения баланса интересов в процессе регулирования тарифов.

Важным фактором эффективного тарифного регулирования должно стать повышение профессионализма регулирующего органа. В соответствии с законодательством Российской Федерации регулирование деятельности муниципальных предприятий осуществляется в пределах компетенции органов местного самоуправления.

Необходимо изменить систему бухгалтерского учета на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающих снабжение энергетическими ресурсами, для того чтобы перейти от сложившейся практики минимизации налоговых платежей к практике обеспечения прозрачности и стимулирования и инвестиций в сектор ресурсоснабжения. Следует обеспечить раздельный учет постоянных и переменных затрат с целью формирования двухставочных тарифов на тепловую энергию и воду. Это позволит снизить сезонные колебания в платежах, уменьшит оборотные средства предприятий теплоснабжения, повысит их финансовую устойчивость.

По мере установления индивидуальных приборов учета и регулирования потребления основных коммунальных услуг необходимо осуществлять переход от оплаты по нормативам потребления к оплате на основе показаний приборов учета.

Решение данной проблемы будет способствовать формированию в городе локального рынка тепловой энергии, стоимость которой будет определяться с учетом стоимости ее транспортировки по муниципальным теплосетям.

В период реализации проектов реконструкции за счет заемных средств важной задачей для обеспечения эффективного тарифного регулирования должно стать создание правовой основы для включения платежей по погашению основной суммы долга в себестоимость продукции и услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Приватизация и концессия в жилищно-коммунальном комплексе

В целях повышения эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, качественного улучшения деятельности по управлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры необходимо провести поэтапное преобразование муниципальных унитарных жилищно-эксплуатационных, ресурсоснабжающих, специализированных и управляющих жилищных предприятии в открытые акционерные общества.

Существующее для унитарных предприятий право хозяйственного ведения не создает для организаций других организационно-правовых форм равных конкурентных условий в борьбе за рынок управления коммунальной инфраструктурой и жилищным фондом. Приватизация муниципальных унитарных предприятий обеспечит равные юридические права для всех участников рынка, а также будет способствовать созданию условий для привлечения частного капитала в жилищную сферу.

В состав акционерного капитала ресурсоснабжающих организаций могут включаться производственные сооружения, системы диспетчерского управления, устройства, оборудование и приборы, складские помещения. Объекты сетевой коммунальной инфраструктуры целесообразно сохранить в муниципальной собственности.

Акционирование и приватизация муниципальных унитарных предприятий должны проходить параллельно с применением концессионных механизмов управления объектами коммунальной инфраструктуры. Невозможность формирования конкуренции на рынке компенсируется конкуренцией за рынок на основе концессионных соглашений, которые реализуются путем заключения договоров на право осуществления различного рода хозяйственной деятельности с передачей объектов муниципальной инфраструктуры в эксплуатацию и управление российскому или иностранному хозяйствующему субъекту (управляющей компании).

В зависимости от экономического содержания могли бы заключаться следующие виды договоров концессионного типа:

- договор, содержащий условия о выполнении работ (оказании услуг) с использованием объекта, находящегося в муниципальной собственности;

- договор, содержащий условия об управлении объектом, находящимся в муниципальной собственности;

- договор, содержащий условия аренды объекта, находящегося в муниципальной собственности;

- договор по модели “строительство - эксплуатация - передача“;

- договор по модели “строительство - владение - эксплуатация - передача“;

- договор концессии объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Для развития концессионных схем привлечения инвестиций необходимо создание нормативно-правовой базы для урегулирования вопросов концессии в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Роль органов государственной власти и органов местного самоуправления в формировании условий для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс

Возможность привлечения в жилищно-коммунальный комплекс долгосрочных инвестиционных ресурсов определяется в значительной степени тем огромным потенциалом ресурсосбережения, которым обладает сегодня жилищно-коммунальный комплекс.

Экономическая привлекательность ресурсосберегающих проектов состоит в том, что в качестве источника погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости предоставления и потребления коммунальных услуг. Модернизация коммунальной инфраструктуры приведет к существенному сокращению себестоимости коммунальных услуг, а модернизация жилищного фонда - к сокращению потребления электрических и материальных ресурсов и, следовательно, к получению значительного экономического эффекта от инвестиций.

Органы местного самоуправления должны создать условия для привлечения в жилищно-коммунальный комплекс инвестиционных ресурсов коммерческих банков или иных источников заемных средств в первую очередь путем реструктуризации и ликвидации задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса, обеспечение прозрачности в сфере корпоративного и финансового управления этими предприятиями, снижения рисков инвестирования и отработки механизмов привлечения заемных средств.

Собственник имущества муниципальных предприятий имеет все необходимые полномочия для проведения преобразований, результатом которых будет снижение риска инвестирования в эти предприятия и повышение их кредитоспособности. Регулирующие органы имеют полномочия добиться большей прозрачности в сфере корпоративного и финансового управления предприятиями жилищно - коммунального хозяйства.

Механизмы участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в привлечении предприятиями жилищно-коммунального комплекса частных долгосрочных заемных ресурсов

Решение стратегической задачи привлечения частных заемных ресурсов для модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса требует развития механизмов участия в этом процессе органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Проекты по модернизации жилищно-коммунального комплекса в перспективе должны финансироваться как за счет заемных ресурсов (в первую очередь частных кредиторов), так и за счет бюджетных средств, предоставляемых на безвозвратной основе.

В общем виде система финансирования проектов по модернизации и развитию жилищно-коммунальной инфраструктуры может предусматривать два варианта получения средств.

Первый из них предусматривает получение на возвратной основе средств из бюджета или от частного кредитора путем выявления приемлемого уровня долговой нагрузки, которую может нести заявитель конкретного проекта. В первую очередь должна быть обеспечена возможность получения кредитных ресурсов на необходимый срок.

Возможны следующие способы привлечения заемных средств:

привлечение предприятиями жилищно-коммунального комплекса или муниципальными образованиями кредитных средств коммерческих банков на финансирование проектов;

предоставление предприятию жилищно-коммунального комплекса кредита из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на рыночных условиях.

Второй вариант предусматривает предоставление на безвозвратной основе бюджетных средств на реализацию конкретных проектов за счет средств бюджета области или местного бюджета.

Разделение механизмов по предоставлению средств на возвратной основе и по предоставлению бюджетных финансовых средств на безвозвратной основе имеет своей целью повышение прозрачности системы финансирования инвестиционных проектов предприятий жилищно-коммунального комплекса и ее устойчивости в силу возможности независимого функционирования. Кроме этого, предоставление средств на возвратной основе создает предпосылки для замены бюджетного финансирования привлечением частных кредитных инвестиций, на первом этапе - под гарантии бюджетов, а также специально создаваемых гарантийных структур.

Необходимо разработать четкие критерии для принятия решения о том, какие проекты по модернизации жилищно-коммунального комплекса могут быть профинансированы за счет бюджетных средств, предоставляемых предприятиям в первую очередь на безвозвратной основе. Одним из возможных критериев является поддержка на безвозвратной основе, которую должны получать прежде всего те проекты, которые при прочих равных условиях требуют минимальной бюджетной поддержки по отношению к общему объему финансирования, а большая часть проекта финансируется за счет средств самого предприятия или частных заемных средств.

Для обеспечения возможности привлечения предприятиям жилищно-коммунального комплекса средств коммерческих банков и или размещения облигаций для финансирования проектов по модернизации жилищно-коммунального комплекса могут быть созданы специализированные гарантийные агентства.

Основной задачей гарантийных агентств должна быть выдача поручительств по кредитам коммерческих банков на реализацию одобренных гарантийными агентствами проектов, в том числе по кредитам для специализированных организаций, предоставляющих энергосервисные услуги. Конечной целью деятельности таких гарантийных агентств должно быть снижение стоимости кредитных и иных заемных ресурсов.

На первоначальной стадии работы по оценке проектов и кредитоспособности заемщиков будут производить непосредственно гарантийные агентства. В результате будут разработаны методики оценки проектов по модернизации и развитию жилищно-коммунального комплекса и предприятий - заемщиков, а также стандарты кредитования этих проектов со стороны коммерческих банков.

В результате привлечения коммерческих банков к участию в этой схеме финансирования проектов должны быть отработаны критерии отбора банков, по кредитам которых будут выдаваться поручительства гарантийных агентств. Впоследствии работу по оценке кредитоспособности инициаторов проектов будут выполнять сами коммерческие банки.

Кредитные договоры коммерческих банков, по которым гарантийные агентства будут выдавать поручительства, а также вся остальная документация, сопровождающая сделку, будут стандартизированы. Это позволит создать предпосылки для формирования вторичного рынка кредитов, создания системы их рефинансирования или системы перестрахования рисков.

Деятельность указанных гарантийных агентств и их специализация на проектах жилищно-коммунального комплекса даст возможность лучше оценить специфические риски, свойственные этим проектам и, следовательно, создаст возможность для привлечения частного капитала в эту сферу. Стандартные требования гарантийных агентств к проектам будут способствовать повышению уровня знаний и навыков предприятий жилищно-коммунального комплекса - инициаторов проектов в области подготовки инвестиционных предложений и бизнес - планов. Предлагаемые в дальнейшем механизмы рефинансирования или перестрахования рисков по кредитам или займам, выданным на реализацию муниципальных инфраструктурных проектов, будут способствовать повышению эффективности использования частного заемного капитала.

В результате единовременных затрат бюджетных средств на создание гарантийных агентств может быть сформирована устойчивая и прозрачная система финансирования за счет заемных средств проектов в сфере жилищно-коммунального комплекса. Будучи основанной на использовании рыночных механизмов и привлечении частных кредитных ресурсов она сможет способствовать не только решению проблем модернизации жилищно-коммунального комплекса, но и развитию рынка ценных бумаг и укреплению банковской системы.

Механизм реализации программы

В реализации программы предусматривается участие органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления.

Программа направлена на консолидацию бюджетных средств, а также средств предприятий для решения задачи модернизации жилищно-коммунального комплекса, а также на повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса и снижение рисков инвестирования с целью привлечения в эту сферу частных инвестиционных ресурсов.

На уровне органов местного самоуправления осуществляются следующие задачи:

- развитие законодательной и нормативной базы по реформированию жилищно - коммунального комплекса в рамках установленных Конституцией Российской Федерации полномочий;

- обеспечение предусмотренных программой преобразований в рамках формируемой на федеральном уровне нормативной правовой базы с учетом местных особенностей и передового опыта;

- проведение эксперимента по проведению персонифицированных социальных счетов граждан в ряде субъектов Российской Федерации;

- предоставление средств областного бюджета и местного бюджета на модернизацию жилищно-коммунального комплекса на безвозвратной и возвратной основе, предоставление гарантий и иные формы поддержки привлечения заемных финансовых ресурсов;

- финансирование за счет областного бюджета и местного бюджета программы адресной социальной защиты населения по оплате жилья и коммунальных услуг.

Ресурсное обеспечение программы

Ресурсное обеспечение программы определяется условиями ее реализации в течение 2002 - 2010 годов.

Затраты на реализацию программы складываются из затрат, связанных с модернизацией жилищно-коммунального комплекса и предоставлением гражданам льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Затраты на модернизацию жилищно-коммунального комплекса в основном ориентированы на проведение работ по реконструкции и обновлению систем жизнеобеспечения населенных пунктов.

Общая потребность в затратах на модернизацию сетевого хозяйства и генерирующих мощностей теплоснабжения, а также на модернизацию систем водоснабжения и канализации составит 328,79 млн. рублей.

Оценка необходимого объема работ по сетевому хозяйству, модернизации мощностей систем тепло-, водоснабжения и канализации приведена в приложении N 1.

Приоритетными направлениями указанных работ являются:

- завершение ремонтно-восстановительных работ на аварийных объектах теплоснабжения;

- замена котлов в модернизируемых котельных на котлы с более высоким коэффициентом полезного действия;

- использование современных изолирующих материалов при передаче тепловой энергии;

- использование модульных и блочных котельных;

- использование частотно-регулируемых приводов насосных агрегатов в системах тепло- и водоснабжения.

Наряду с указанными инженерными мероприятиями на объектах жилищно-коммунальной инфраструктуры требуется проведение следующих работ по модернизации жилищного фонда:

- ремонт и утепление наружных ограждающих конструкций зданий;

- установка в домах приборов учета потребления ресурсов: воды, газа, тепловой энергии, электричества;

- ремонт и оптимизация внутренних систем отопления и горячего водоснабжения;

- улучшение режимов вентиляции жилых помещений;

- повышение эффективности работы лифтового оборудования;

- использование экономических приборов освещения и санитарно-технического оборудования.

Модернизация жилищного фонда, внедрение локальных альтернативных источников тепловой энергии приведут к снижению потребности в тепловой энергии и снизят потребность в ремонте и модернизации некоторых котельных и тепловых сетей.

Тем самым общая потребность в финансовых средствах на модернизацию жилищно-коммунального комплекса может быть частично компенсирована затратами на модернизацию жилищного фонда. В результате общая потребность в затратах может оказаться ниже расчетной. Снижение потребности в бюджетном финансировании программы может быт“ учтено при формировании бюджетов на соответствующий год в период реализации программы.

Общая оценка потребности в затратах на модернизацию жилищно-коммунального комплекса и по основным направлениям модернизации систем теплоснабжения, а также водоснабжения и канализации приведена в приложении N 2.

Потребность в средствах на предоставление гражданам субсидий и льгот при оплате жилья и коммунальных услуг покрывается за счет средств бюджетов всех уровней.

По предварительной оценке, при переходе к полной оплате населением жилья и коммунальных услуг около 13 тысяч семей с наиболее низкими доходами будут иметь право на получение субсидий. Потребность в средствах на предоставление адресных субсидий составит, начиная с 2004 года, около 24 млн. рублей ежегодно.

Средства на предоставление льгот отдельным категориям граждан, которым льготы сохраняются вне зависимости от уровня их доходов, составят в 2002 - 2010 годах от 7 до 21 тысяч рублей ежегодно.

Средства федерального бюджета, необходимые для компенсации всех установленных законодательством Российской Федерации льгот военнослужащим и приравненным к ним категориям лиц, потребуются 5,6 млн. рублей в 2002 году и 48,8 млн. рублей ежегодно в 2003 - 2010 годах. Часть этих средств будет направлена на компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. В течение срока реализации программы возможна замена этих льгот соответствующим увеличением денежного довольствия военнослужащих.

Необходимые расходы на социальную защиту населения при оплате жилья и коммунальных услуг и на обеспечение устойчивой работы жилищно-коммунального хозяйства приведены в приложении N 3.

Источники покрытия затрат на модернизацию жилищно-коммунального комплекса и предоставление гражданам льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг

Источниками покрытия затрат на модернизацию жилищно-коммунального комплекса являются средства бюджетов всех уровней, а также средства предприятий жилищно-коммунального хозяйства, частные заемные средства.

Необходимые расходы на модернизацию жилищно-коммунального комплекса и источники финансирования приведены в приложении N 4. Источниками покрытия затрат, связанных с предоставлением жилищных субсидий, а также установленных законодательством Российской Федерации льгот, являются средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета.

Организация управления реализацией программы и контроль за реализацией

Организация управления реализацией программы и контроль за ходом ее реализации возлагаются на комитет по управлению городским хозяйством города Димитровграда.

Бюджетная заявка на выделение ассигнований из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации для финансирования программы разрабатывается и представляется в установленном порядке заказчиком программы.

Заказчик организует информационно-разъяснительную работу среди населения через печатные и электронные средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.

Оценка реализации программы производится ежеквартально, а также по итогам года.

Заказчик совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации анализирует и корректирует ход выполнения мероприятий программы.

Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы

Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы будет производиться с помощью системы показателей. Примерная система показателей приведена в приложении N 5.

Ответственность за предоставление информации и расчет индикаторов целесообразно возложить на орган исполнительной власти местного самоуправления города Димитровграда.

Успешная реализация программы позволит:

- улучшить качество жилищно-коммунального обслуживания потребителей, обеспечить надежность работы инженерно-коммуникационных систем жизнеобеспечения и безопасность условий проживания граждан;

- повысить эффективность работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и снизить затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг;

- ликвидировать критический уровень износа основных фондов в жилищно - коммунальном комплексе и довести уровень износа до 30 процентов;

- повысить хозяйственную самостоятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства и их ответственность за качество обслуживания потребителей;

- обеспечить эффективное сочетание хозяйственной самостоятельности конкурирующих предприятий жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования деятельности локальных естественных монополистов, развитие предпринимательской активности и защиту интересов потребителей;

- создать экономический механизм, стимулирующий экономное использование предприятиями энергетических и материальных ресурсов и сокращение нерационального потребления коммунальных услуг при гарантированном и бесперебойном их предоставлении, сокращение потребностей в инвестициях на развитие мощностей предприятий жилищно-коммунального комплекса.

Председатель комитета по управлению

городским хозяйством

города Димитровграда

Ю.И.КЛИМОВ