Законы и постановления РФ

Закон Вологодской области от 02.10.2008 N 1848-ОЗ (ред. от 28.09.2009) “Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области“ (принят Постановлением ЗС Вологодской области от 24.09.2008 N 686)

Начало действия редакции - 03.10.2009.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Изменения, внесенные законом Вологодской области от 28.09.2009 N 2069-ОЗ, вступили в силу со дня официального опубликования (опубликован в “Красном Севере“ - 03.10.2009).

2 октября 2008 года N 1848-ОЗ

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ

ТЕРРИТОРИЯХ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

Постановлением

Законодательного Собрания

Вологодской области

от 24 сентября 2008 г. N 686

(в ред. закона Вологодской области

от 28.09.2009 N 2069-ОЗ)

Настоящий закон регулирует отношения в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного и местного значения (далее - особо охраняемые природные территории) на
территории области.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство области об особо охраняемых природных территориях

Законодательство области об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях“, иных федеральных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего закона и принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов области.

Статья 2. Принципы создания особо охраняемых природных территорий

Создание и функционирование особо охраняемых природных территорий осуществляется на следующих основных принципах:

1) приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и комплексов при решении вопросов организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

2) использование особо охраняемых природных территорий в целях повышения экологической культуры населения, содействия экологическому воспитанию и образованию подрастающего поколения;

3) разнообразие категорий особо охраняемых природных территорий;

4) плановое, научно обоснованное формирование и развитие системы особо охраняемых природных территорий;

5) учет карт (схем) планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий при подготовке схем территориального планирования области;

6) соблюдение требований сохранения особо охраняемых природных территорий при осуществлении градостроительной деятельности и лесоустройстве;

7) регулирование режима хозяйственной деятельности в пределах особо охраняемых природных территорий;

8) ограничение и (или) запрещение хозяйственной деятельности, противоречащей целям создания особо охраняемых природных территорий;

9) сочетание бюджетного финансирования особо охраняемых природных территорий с иными источниками финансовой поддержки;

10) участие общественности в создании и сохранении особо охраняемых природных территорий.

Глава II. КАТЕГОРИИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 3. Особо охраняемые природные территории областного значения

1. Особо охраняемые природные территории, определенные органами исполнительной государственной власти области как особо охраняемые природные территории областного значения, являются собственностью Вологодской области и находятся в ведении органов государственной власти
области.

2. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений могут быть созданы следующие категории особо охраняемых природных территорий областного значения:

природные парки;

государственные природные заказники;

памятники природы;

дендрологические парки и ботанические сады;

лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Иные категории особо охраняемых природных территорий областного значения (территории, на которых находятся охраняемые природные комплексы, туристско-рекреационные местности и другие) устанавливаются органом исполнительной государственной власти области.

Статья 4. Особо охраняемые природные территории местного значения

1. Особо охраняемые природные территории, определенные в соответствии с настоящим законом области как особо охраняемые природные территории местного значения, являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

2. К особо охраняемым природным территориям местного значения могут относиться лечебно-оздоровительные местности и курорты. Иные категории особо охраняемых природных территорий местного значения (территории, на которых находятся охраняемые природные комплексы, парки, природные резерваты, микрозаповедники и другие) устанавливаются органами местного самоуправления.

Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ, ОРГАНОВ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОХРАНЫ

И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 5. Полномочия органов государственной власти области

1. К полномочиям Законодательного Собрания области относится принятие законов и иных нормативных правовых актов, контроль за их исполнением.

2. К полномочиям органов исполнительной государственной власти области относится:

1) принятие решений об образовании особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждение положений о них с определением задач и особенностей режима особой охраны;

2) принятие решений о реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий областного значения;

3) принятие решений об изменении категорий особо охраняемых природных территорий областного значения;

4) утверждение и изменение границ особо охраняемых природных территорий областного значения;

5) установление иных категорий особо охраняемых природных территорий областного значения;

6) принятие решений
о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности на основании документов территориального планирования;

7) участие в образовании национальных парков в пределах полномочий, установленных Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях“;

8) согласование положения о режиме использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации;

9) принятие решений об образовании природных парков по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

10) принятие решений о создании природных парков, связанных с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, по согласованию с Правительством Российской Федерации;

11) утверждение положения о природном парке по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления;

12) принятие решений об образовании государственных природных заказников областного значения по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления;

13) определение подчиненности и порядка финансирования дирекций государственных природных заказников областного значения;

14) принятие решений об объявлении природных объектов и комплексов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы областного значения, без изъятия или с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков;

15) передача памятников природы областного значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов;

16) принятие решений об образовании дендрологических парков и ботанических садов;

17) признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом областного значения по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти;

18) организация округов санитарной (горно-санитарной) охраны для лечебно-оздоровительных местностей и курортов областного и местного значения, утверждение их границ и режима функционирования;

19) контроль и надзор
за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

20) ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов областного значения, включая санаторно-курортные организации;

21) установление формы и размеров платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения;

22) государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения;

23) утверждение порядка охраны и осуществление охраны особо охраняемых природных территорий областного значения;

24) организация проведения научно-исследовательских работ в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения;

25) ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий областного значения;

26) ведение мониторинга особо охраняемых природных территорий областного значения;

27) международное и межрегиональное сотрудничество в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления

К полномочиям органов местного самоуправления относится:

1) утратил силу. - Закон Вологодской области от 28.09.2009 N 2069-ОЗ;

2) принятие решений об образовании, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий местного значения;

3) утверждение и изменение границ особо охраняемых природных территорий местного значения;

4) - 5) утратили силу. - Закон Вологодской области от 28.09.2009 N 2069-ОЗ;

6) охрана особо охраняемых природных территорий местного значения;

7) - 13) утратили силу. - Закон Вологодской области от 28.09.2009 N 2069-ОЗ.

Глава IV. ОРГАНИЗАЦИЯ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ,

ЛИКВИДАЦИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 7. Основания для организации особо охраняемых природных территорий

1. Основанием для организации особо охраняемых природных территорий областного значения являются материалы обоснований, включающие в себя:

материалы обследования территории, содержащие основание организации в данной местности особо охраняемой природной территории, обоснование ее границ и площади, общую характеристику земель, состав и характеристику насаждений, водных, почвенных и геологических ресурсов, объектов и феноменов, данные о наличии
редких и охраняемых видов растительного и животного мира;

предварительные выводы о состоянии особо охраняемой природной территории, установлении природоохранного режима, ведении хозяйства и природопользования на его территории, расчет необходимого финансирования на охрану и функционирование особо охраняемой природной территории;

картографический материал с указанием границ землепользования, позволяющий ясно представить границы и местонахождение особо охраняемой природной территории и ее охранной зоны;

проект нормативного правового акта области об организации особо охраняемой природной территории и утверждении положения об особо охраняемой природной территории, согласованный с заинтересованными государственными органами области.

(в ред. закона Вологодской области от 28.09.2009 N 2069-ОЗ)

Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий областного значения, должны иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы.

2. Основанием для организации особо охраняемых природных территорий местного значения являются материалы обоснований, включающие в себя:

материалы обследования территории, содержащие основание организации в данной местности особо охраняемой природной территории, обоснование ее границ и площади, общую характеристику земель, состав и характеристику насаждений, водных, почвенных и геологических ресурсов, объектов и феноменов, данные о наличии редких и охраняемых видов растительного и животного мира;

картографический материал с указанием границ землепользования, позволяющий ясно представить границы и местонахождение особо охраняемой природной территории и ее охранной зоны;

проект муниципального правового акта об организации особо охраняемой природной территории и утверждении положения об особо охраняемой природной территории;

(в ред. закона Вологодской области от 28.09.2009 N 2069-ОЗ)

расчет необходимого финансирования на охрану и функционирование особо охраняемой природной территории.

Статья 8. Организация особо охраняемых природных территорий

1. Объявление территории особо охраняемой природной территорией областного значения допускается как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у их собственников,
владельцев и пользователей.

2. Земельные участки в границах особо охраняемых природных территорий областного значения, не изъятые у собственников, владельцев и пользователей, используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

3. Изъятие земельных участков у их собственников, владельцев и пользователей в целях организации особо охраняемой природной территории областного значения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

4. Границы особо охраняемых природных территорий должны быть обозначены в натуре просеками, аншлагами установленного вида и указаны в планово-картографических материалах (карты землеустройства районов, лесные карты).

Статья 9. Реорганизация особо охраняемых природных территорий

1. Особо охраняемые природные территории областного значения могут быть реорганизованы путем объединения двух или нескольких территорий, разделения их на две или несколько территорий.

2. Основанием для реорганизации особо охраняемых природных территорий служат материалы обоснований, включающие в себя:

пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости реорганизации данной особо охраняемой природной территории;

картографический материал с указанием границ территорий до и после реорганизации.

3. Решение о реорганизации особо охраняемой природной территории принимается органом, принимавшим решение о ее создании, в порядке, определенном настоящим законом области.

Статья 10. Ликвидация особо охраняемых природных территорий

1. Особо охраняемые природные территории областного и местного значения могут быть ликвидированы по следующим основаниям:

истечение установленного срока функционирования особо охраняемой природной территории, если его продление признано органом, инициировавшим ее создание, нецелесообразным;

минование надобности в особой охране данной территории (если охраняемые объекты перестали нуждаться в особой охране или объекты, для охраны которых организована особо охраняемая природная территория, прекратили свое существование в результате пожаров, катастроф и т.п. и их восстановление стало невозможным).

2. Ликвидация особо охраняемых природных территорий осуществляется органом, принимавшим решения об организации особо охраняемых природных территорий.

Глава V.
РЕЖИМ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ФИНАНСИРОВАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 11. Общие требования к режиму хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях

1. На особо охраняемых природных территориях запрещается любая деятельность, противоречащая задачам и принципам особо охраняемых природных территорий и режиму их особой охраны, установленному в положении об особо охраняемой природной территории.

2. Ведение хозяйственной деятельности в пределах особо охраняемых природных территорий, в том числе вопросы социально-экономического развития этих территорий, строительство объектов и сооружений, обеспечивающих их функционирование, осуществляются по согласованию с органами власти, в ведении которых они находятся.

Статья 12. Финансирование особо охраняемых природных территорий

Финансирование особо охраняемых природных территорий осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и иных не запрещенных законом источников.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 13. Специальные положения

Признать утратившими силу следующие законы области:

от 30 октября 1998 года N 304-ОЗ “Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области“;

от 4 марта 2001 года N 665-ОЗ “О внесении изменений и дополнений в закон области “Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области“;

от 26 июля 2004 года N 1040-ОЗ “О внесении изменений в закон области “Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области“;

от 28 декабря 2004 года N 1189-ОЗ “О внесении изменений в закон области “Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области“;

от 14 июля 2005 года N 1309-ОЗ “О внесении изменений в закон области “Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области“;

от 5 июня 2007 года N 1605-ОЗ “О внесении изменений в закон области “Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области“;

от 30 октября 2007 года N 1677-ОЗ “О внесении изменений в закон области “Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области“.

Статья 14. Вступление
в силу настоящего закона области

Настоящий закон области вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор области

В.Е.ПОЗГАЛЕВ

г. Вологда

2 октября 2008 года

N 1848-ОЗ