Решение Совета народных депутатов Гурьевского района от 29.12.2004 N 137 “Об утверждении программы Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства Гурьевского района“ (вместе с “Муниципальной программой поддержки малого предпринимательства в Гурьевском районе на 2005 - 2010 гг.“)
СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ГУРЬЕВСКОГО РАЙОНАРЕШЕНИЕ
от 29 декабря 2004 г. N 137
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ФОНДА ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ГУРЬЕВСКОГО РАЙОНА
Рассмотрев и обсудив программу “Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства“, Гурьевский районный Совет народных депутатов решил:
1. Утвердить программу “Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства“ (приложение N 1).
2. Контроль возложить на комиссию по бюджету, налогам, финансам, экономической деятельности и развитию сельского хозяйства (Мясников Е.А.).
Глава
Гурьевского района
В.М.ИЛЬЯШ
Председатель
Совета народных депутатов
Гурьевского района
В.Я.ЖУРАВЛЕВ
Приложение N 1
к Решению Совета
народных депутатов
Гурьевского района
от 29.12.2004 N 137
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГУРЬЕВСКОМ РАЙОНЕ
НА 2005 - 2010 ГГ.
ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
------------------------T----------------------------------------¬
¦Наименование программы ¦Муниципальная программа поддержки малого¦
¦ ¦предпринимательства в Гурьевском районе ¦
¦ ¦на 2005 - 2010 гг. ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Наименование решения о ¦Федеральный закон “О государственной ¦
¦разработке программы ¦поддержке малого предпринимательства в ¦
¦ ¦Российской Федерации“. ¦
¦ ¦Постановление Администрации Кемеровской ¦
¦ ¦области “О мерах по повышению эффектив- ¦
¦ ¦ности государственной поддержки малого ¦
¦ ¦предпринимательства в Кемеровской ¦
¦ ¦области“. ¦
¦ ¦Распоряжение Администрации Кемеровской ¦
¦ ¦области N 123 от 30.09.2002 “О комплексе¦
¦ ¦мер по реализации программы господдержки¦
¦ ¦малого предпринимательства в Кемеровской¦
¦ ¦области“. ¦
¦ ¦Распоряжение Администрации Гурьевского ¦
¦ ¦района “О поддержке малого предпринима- ¦
¦ ¦тельства в Гурьевском районе“ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Заказчик программы ¦Администрация Гурьевского района ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Основные разработчики ¦Отдел экономики и прогнозирования Адми- ¦
¦программы ¦нистрации Гурьевского района, ¦
¦ ¦Фонд поддержки предпринимательства ¦
¦ ¦Гурьевского района ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Исполнители программы ¦Отдел экономики и прогнозирования Адми- ¦
¦ ¦нистрации Гурьевского района, ¦
¦ ¦Комитет по управлению муниципальным иму-¦
¦ ¦ществом, ¦
¦ ¦Фонд поддержки предпринимательства ¦
¦ ¦Гурьевского района ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Цель программы ¦Целью программы является организация ¦
¦ ¦системы муниципальной поддержки малого ¦
¦ ¦предпринимательства, определение приори-¦
¦ ¦тетных направлений его развития, обес- ¦
¦ ¦печение устойчивого развития малого ¦
¦ ¦предпринимательства в Гурьевском районе.¦
¦ ¦Предоставление муниципальных гарантий и ¦
¦ ¦муниципальных кредитов субъектам малого ¦
¦ ¦предпринимательства. ¦
¦ ¦Содействие развитию и образованию кре- ¦
¦ ¦дитно-инвестиционных и лизинговых орга- ¦
¦ ¦низаций. ¦
¦ ¦Содействие организации бесплатных одно- ¦
¦ ¦дневных семинаров “Введение в малый ¦
¦ ¦бизнес“ и платных 5-дневных семинаров ¦
¦ ¦“Как начать свой бизнес“. ¦
¦ ¦Создание системы частичной компенсации ¦
¦ ¦расходов субъектов МП, связанных с учас-¦
¦ ¦тием в международных и областных выстав-¦
¦ ¦ках и ярмарках. ¦
¦ ¦Развитие приоритетных направлений в ¦
¦ ¦сфере услуг и производства ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Задачи программы ¦Создание благоприятных правовых и эконо-¦
¦ ¦мических условий для развития малого ¦
¦ ¦предпринимательства. ¦
¦ ¦Повышение качества инфраструктурного ¦
¦ ¦обеспечения, создание системы информа- ¦
¦ ¦ционно-консультационных услуг через ¦
¦ ¦развитие Муниципального фонда поддержки ¦
¦ ¦малого предпринимательства к инвестици- ¦
¦ ¦онным ресурсам из различных источников. ¦
¦ ¦Создание правовых, экономических и орга-¦
¦ ¦низационных условий для устойчивого раз-¦
¦ ¦вития малого предпринимательства. ¦
¦ ¦Формирование системы поддержки малого ¦
¦ ¦предпринимательства, открытие и поддерж-¦
¦ ¦ка малых предприятий в производственной,¦
¦ ¦инновационной и социальных сферах для ¦
¦ ¦создания новых рабочих мест, развитие ¦
¦ ¦конкуренции на рынке товаров и услуг, ¦
¦ ¦поиск новых источников финансирования ¦
¦ ¦предпринимательской деятельности ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Основные мероприятия ¦Формирование нормативно-правовой базы ¦
¦ ¦программы поддержки и развития малого ¦
¦ ¦предпринимательства. ¦
¦ ¦Предоставление займов для поддержки ¦
¦ ¦личных подсобных хозяйств (согласно ¦
¦ ¦Положению). ¦
¦ ¦Создание финансово-кредитного механизма ¦
¦ ¦поддержки малых предприятий ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦2005 - 2010 гг. ¦
¦программы ¦ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Источники финансирова- ¦Для предоставления займов на предприни- ¦
¦ния (местный бюджет) ¦мательские проекты: ¦
¦ ¦средства местного бюджета 1000 тыс. ¦
¦ ¦руб., в том числе по годам: ¦
¦ ¦2005 год - 200 тыс. руб. ¦
¦ ¦2006 год - 200 тыс. руб. ¦
¦ ¦2007 год - 200 тыс. руб. ¦
¦ ¦2008 год - 200 тыс. руб. ¦
¦ ¦2009 год - 200 тыс. руб. ¦
¦ ¦2010 год - 200 тыс. руб. ¦
¦ ¦Для предоставления займов на поддержку ¦
¦ ¦личных подсобных хозяйств: ¦
¦ ¦средства местного бюджета 300 тыс. ¦
¦ ¦руб., в том числе по годам: ¦
¦ ¦2005 год - 50 тыс. руб. ¦
¦ ¦2006 год - 50 тыс. руб. ¦
¦ ¦2007 год - 50 тыс. руб. ¦
¦ ¦2008 год - 50 тыс. руб. ¦
¦ ¦2009 год - 50 тыс. руб. ¦
¦ ¦2010 год - 50 тыс. руб. ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Ожидаемые результаты ¦Обеспечение устойчивого развития малого ¦
¦программы ¦предпринимательства в производственной и¦
¦ ¦иных сферах экономики. ¦
¦ ¦Насыщение товарного рынка товарами и ¦
¦ ¦услугами ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Контроль ¦Отдел экономики и прогнозирования, ¦
¦ ¦Фонд поддержки предпринимательства ¦
L-----------------------+-----------------------------------------
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1.1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны.
В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнеров с одной стороны, а с другой - объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и попадая под влияние более сильных партнеров.
Малый бизнес, или малое предпринимательство (МП), представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению оно принадлежит к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем широкого спектра товаров и услуг.
Становление рыночных отношений требует структурных изменений экономики, изыскания механизмов стимулирования предпринимательства для создания новых рабочих мест, повышения объемов и качества выпускаемой продукции и, как следствие, пополнение местного бюджета.
Для Гурьевского района характерно то, что основная масса работающего населения работает в предприятиях сельскохозяйственного производства. В настоящее время эти предприятия находятся в очень сложном финансовом положении. Кризис неплатежей, устаревшие основные фонды приводят к закрытию ряда предприятий, сокращению работников. Проблема безработицы становится с каждым днем все острее, пока в основном за счет “скрытой“ безработицы. Для решения проблемы необходимо создание значительного количества малых предприятий в разных сферах.
В развитии малого предпринимательства района имеется ряд негативных тенденций.
Значительное число прошедших регистрацию предприятий либо не приступают к хозяйственной деятельности, либо вскоре ликвидируются. Беспокойство вызывает недостаточное развитие малых предприятий в сфере услуг населению, выпуске товаров потребления. Следует отметить, что уровень развития малого предпринимательства в районе проходит период становления, начального развития. Еще не сложилась единая образовательная система подготовки специалистов для малого предпринимательства, не выработана отлаженная система привлечения средств для финансирования малого предпринимательства с учетом возможностей банков, различных фондов, страховых компаний.
В целях развития предпринимательства в районе проведены следующие мероприятия:
- утверждено Положение “О поддержке малого предпринимательства в Гурьевском районе“;
- создан муниципальный Фонд поддержки малого предпринимательства Гурьевского района;
- проводится обучение начинающих предпринимателей;
Распоряжением Администрации Гурьевского района от 22.06.2004 N 372-р утверждено Положение о совете по поддержке и развитию малого предпринимательства п. Урск Гурьевского района.
- создан совет предпринимателей в п. Урск;
- совместно с центром занятости проводится обучение начинающих предпринимателей совместно с центром занятости;
- создан Попечительский совет из представителей Администрации, фонда поддержки предпринимательства;
- найдены дополнительные источники финансирования предпринимательских проектов;
- проведено финансирование предпринимательских проектов на сумму более 2500000 рублей;
- профинансировано более 25 бизнес-проектов.
Программа поддержки малого предпринимательства в Гурьевском районе 2005 - 2010 гг. призвана обеспечить устойчивое развитие малого предпринимательства и прежде всего по приоритетным направлениям экономики района.
Программа поддержки малого предпринимательства - составная часть комплексной программы социально-экономического развития Гурьевского района на 2005 - 2010 гг.
Выполнение Программы поддержки малого предпринимательства 2005 - 2010 гг. может быть обеспечено совместными усилиями многих подразделений органов власти района.
Среди комплекса проблем, негативно влияющих на сферу малого предпринимательства, в первую очередь нужно отметить такие, как недостаточность собственных средств, сложность или невозможность получения инвестиционных кредитов, высокий уровень налогообложения, многочисленные официальные сборы и платежи, устанавливаемые контролирующими структурами и органами местного самоуправления, нехватка квалифицированных кадров.
Для того чтобы остановить снижение количества малых предприятий и отток занятых на них людей, необходима реализация комплекса мер, предусматриваемых данной программой.
1.2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ГУРЬЕВСКОМ РАЙОНЕ
Приоритетными сферами деятельности субъектов малого предпринимательства на территории района являются:
- оказание бытовых услуг населению;
- жилищно-коммунальное хозяйство (содержание и обслуживание, текущий и капитальный ремонт жилых и нежилых помещений, сетей тепло-, водоснабжения, уборка улиц, дворов и т.д.);
- строительство объектов жилищного и социального назначения;
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- общественное питание;
- производство товаров народного потребления.
1.3. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Цель программы - формирование малых предприятий в сферах оказания услуг населению, строительства, производства продукции как неотъемлемой части новой структуры экономики района, важнейшего направления в создании новых рабочих мест в районе, а также пополнения основных фондов, увеличения услуг населению.
1.4. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Задачами программы являются:
1. создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства;
2. создание и поддержка малых предприятий в производственной и социальной сферах для организации новых рабочих мест, насыщение рынка товарами и услугами;
3. ускоренное освоение новых кредитных инвестиционных механизмов, создание условий, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым, информационным, производственным и другим ресурсам;
4. создание в районе развитой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
2. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ
2.1. ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПОДДЕРЖКИ
И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Программа предусматривает дальнейшее развитие системы нормативно-правового обеспечения деятельности малых предприятий с целью устранения их менее благоприятного положения в экономике по сравнению с крупными предприятиями.
2.2. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В 2005 - 2010 гг. финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства должна сочетать:
- развитие системы кредитования;
- поиск новых источников финансирования предпринимательской деятельности;
- поддержку малых предприятий в производственной, инновационной и социальных сферах для создания новых рабочих мест, развития конкуренции на рынке товаров и услуг.
2.3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ. СОЗДАНИЕ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ
Реализация мероприятий по обеспечению производственной поддержки малых предприятий, поддержки местных товаропроизводителей, повышения технического уровня производства и качества продукции, развития всех видов деятельности.
2.4. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Под инфраструктурой поддержки в данном случае понимается система федеральных, областных, муниципальных, общественных и коммерческих организаций.
Эти организации призваны обеспечивать эффективное развитие предпринимательства на платной или льготной основах. Эти услуги должны оказываться в образовательной, консультационной, информационной, научно-технической, производственной, маркетинговой, финансовой сферах, а также в области обеспечения безопасности и взаимодействующих как с предпринимательскими структурами, так и друг с другом на основе действующего законодательства.
2.5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Создание информационно-справочного материала по законодательным и другим нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность малых предприятий на местном, региональном, федеральном и международном уровнях.
2.6. МЕТОДИЧЕСКОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Раздел программы предусматривает теоретическое и методологическое обоснование стратегии и тактики развития малого предпринимательства, использование имеющихся интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов для укрепления и расширения связей с научными и учебными учреждениями, связанными с подготовкой и переподготовкой кадров, изучением проблем малого предпринимательства.
Ведется совместная работа с центром занятости. Центром занятости выделяются денежные субсидии на открытие собственного дела, оплачиваются написание бизнес-планов, проводится обучение различным специальностям.
2.7. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ
К МАЛОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ
Предпринимательство значительной частью общества воспринимается негативно по многим причинам. Часть из них связана с недостойным поведением на рынке определенной части предпринимателей. Другая часть причин обусловлена недостатком информации о сути и роли малого предпринимательства в решении социально-экономических задач. Обе эти группы причин предполагается частично нейтрализовать путем осуществления в средствах массовой информации широкой пропаганды цивилизованного предпринимательства.
3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на создание условий поддержки малых предприятий путем разработки и создания правовой базы, гибкого финансово-кредитного механизма; целостной системы информационного и кадрового обеспечения, единой статистической базы; развития инфраструктуры малого предпринимательства в тесной увязке с основными мероприятиями программы поддержки малого предпринимательства.
Программа предусматривает поэтапное выполнение предусмотренных мероприятий.
Администрация района и Фонд поддержки малого предпринимательства осуществляют контрольные функции, позволяющие установить зависимость между затратами на осуществление программы и конечными результатами и обеспечивают тем самым эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы.
Программа в максимальной степени интегрирует интересы и возможности всех структур, занимающихся поддержкой малого предпринимательства.
Ход выполнения программы периодически рассматривается на заседаниях Коллегии Администрации района и районного Совета народных депутатов.
4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Финансовое обеспечение реализации программы осуществляется за счет местного, областного бюджетов и иных источников, предусмотренных в Федеральном законе “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“.
Объем обязательных ежегодно выделяемых средств указывается в расходной части местного бюджета отдельной строкой по представлению Администрации города и предусматривается на уровне не менее 0,5 процента от годового дохода местного бюджета.
В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий программы выделяются: создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий.