Законы и постановления РФ

Постановление Беловского городского Совета народных депутатов от 27.12.2001 N 36/5 “Об утверждении Положения “О правотворческой инициативе“

БЕЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2001 г. N 36/5

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ “О ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЕ“

На основании ст. 38 Устава города Белово:

1. Утвердить Положение “О правотворческой инициативе“.

2. Контроль за выполнением данного Постановления Совет народных депутатов возлагает на председателя комитета по местному самоуправлению, связям с общественными организациями и СМИ Тараненко А.М.

Глава

города Белово

Г.П.ШАТИЛОВ

Приложение N 1

к Постановлению Беловского

городского Совета

народных депутатов

от 27.12.2001 N 36/5

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЕ

Настоящее Положение устанавливает основные правила подготовки, оформления и внесения проектов нормативных правовых актов в Совет народных депутатов г. Белово и призван способствовать организации качественной и эффективной правотворческой деятельности в городе.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятия, на которых основывается правотворческая деятельность

Нормативный
правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правомочным органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм в установленном порядке, обладающий высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам г. Белово, кроме Устава г. Белово.

Правотворческая деятельность - организационно-оформленная публичная деятельность Совета народных депутатов г. Белово в рамках его компетенции по созданию новых правовых актов, изменению или отмене действующих.

Проект нормативного правового акта - документ, содержащий текст проекта нормативного правового акта, разработанный и вносимый в установленном порядке на рассмотрение в Совет народных депутатов г. Белово по предметам ведения местного самоуправления и предметам совместного ведения Российской Федерации, Кемеровской области и города Белово.

Правотворческая инициатива - внесение проекта нормативного правового акта на рассмотрение в Совет народных депутатов г. Белово.

Правотворческое предложение - документ, содержащий развернутую характеристику необходимости принятия нормативного правового акта, отражающий состояние действующего законодательства по вносимому предложению, обосновывающий причины внесения предложения и предполагаемые последствия принятия нормативного правового акта, исходящий от органов и лиц, не являющихся субъектами права законодательной инициативы.

Пояснительная записка - развернутая характеристика обоснования необходимости принятия нормативного правового акта, его цели, основных положений, места в системе действующего законодательства, прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия.

Финансово-экономическое обоснование нормативного правового акта - расчет предполагаемых затрат для реализации правового акта.

Реквизиты нормативного правового акта - обязательные элементы нормативного правового акта, свидетельствующие его официальный характер и юридическую силу, орган его издавший, дату его принятия, пределы действия в пространстве и времени.

Преамбула нормативного правового акта - вводная или вступительная часть правового акта, определяющая цели и задачи принятия. В преамбуле также указываются
мотивы принятия нормативного правового акта, конкретные нормативные правовые акты Российской Федерации и Кемеровской области, на основе, в развитие и во исполнение которых принимается нормативный правовой акт.

Структура нормативного правового акта - распределение текста правового акта по разделам, главам, статьям, частям и пунктам.

Экспертиза нормативного правового акта - специальное исследование нормативного правового акта, производимое специалистами по поручению инициаторов проекта нормативного правового акта, субъектов права правотворческой инициативы с целью оценки правового акта и выявления возможных последствий его принятия и действия.

Общественное обсуждение нормативного правового акта - рассмотрение проекта нормативного правового акта гражданами Российской Федерации в трудовых коллективах, в общественных объединениях, на депутатских слушаниях, на собраниях (сходах) граждан, посредством социологических опросов для общественной оценки и получения предложений и дополнений по его структуре и содержанию.

Рабочая группа по разработке нормативного правового акта - группа представителей субъектов права правотворческой инициативы, государственных органов и органов местного самоуправления, ученых, специалистов, которым соответствующими органами поручена разработка проекта нормативного правового акта.

Статья 2. Содержание и виды правотворческой деятельности

1. Правотворческая деятельность предусматривает прогнозирование, планирование, разработку, оформление, предварительное рассмотрение, научную экспертизу правовых актов и внесение их в Совет народных депутатов г. Белово.

2. Правотворческая деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, Уставом Кемеровской области и областным законодательством, Уставом г. Белово и настоящим Положением.

3. Правотворческая деятельность реализуется в виде подготовки:

- предложений по изменению и дополнению Устава г. Белово;

- проекта нового нормативного правового акта;

- проекта нормативного правового акта, изменяющего или дополняющего действующий правовой акт, или о признании правового акта утратившим силу;

- проекта новой редакции (нового текста) действующего нормативного правового акта;

- проектов законов Кемеровской области (изменений
или дополнений к ним, о признании закона утратившим силу полностью или частично) в связи с осуществлением права законодательной инициативы Советом народных депутатов г. Белово в Совете народных депутатов Кемеровской области.

Статья 3. Цели правотворческой деятельности

Правотворческая деятельность осуществляется в целях:

- обеспечения гражданам Российской Федерации реализации их прав, свобод и охраняемых законом интересов;

- регулирования общественных отношений по предметам ведения г. Белово муниципального образования;

- реализации полномочий органов местного самоуправления по предметам совместного ведения Кемеровской области и местного самоуправления;

- реализации полномочий органов местного самоуправления.

Статья 4. Субъекты права правотворческой инициативы

1. В соответствии с федеральным, областным законодательством и Уставом г. Белово право внесения проектов нормативных правовых актов в Совет народных депутатов г. Белово принадлежит Главе города, комитетам Совета народных депутатов г. Белово, депутатам Совета народных депутатов г. Белово, другим субъектам правотворческой инициативы в соответствии с федеральным законодательством и непосредственно населению города.

2. Порядок внесения предложений об изменениях и дополнениях в Устав г. Белово регулируется в соответствии со статьей 49 Устава г. Белово.

Статья 5. Особенности реализации правотворческого предложения

1. Правотворческое предложение, переданное субъекту права правотворческой инициативы, должно быть зарегистрировано и рассмотрено в течение срока, установленного законодательством для рассмотрения обращений граждан.

2. При рассмотрении правотворческого предложения субъект права правотворческой инициативы или отклоняет правотворческое предложение, или принимает его и решает вопрос о разработке правового акта по данному предложению.

3. Мотивированное решение субъекта права правотворческой инициативы по правотворческому предложению в письменном виде доводится до сведения инициатора правотворческого предложения в течение срока, установленного законодательством для рассмотрения обращений граждан.

4. В случае отклонения правотворческого предложения инициатор правотворческого предложения вправе обратиться с ним к другому субъекту права правотворческой инициативы.

Глава
II. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ,

ПОДЛЕЖАЩИХ ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ, И ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 6. Прогнозирование общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, и его задачи

1. Основными задачами прогнозирования являются:

- получение прогностической информации о тенденциях, путях и формах дальнейшего развития системы законодательства;

- определение первоочередных и наиболее актуальных проблем, требующих правового регулирования со стороны органов местного самоуправления;

- выявление общественных потребностей и общественных отношений, подлежащих правовому регулированию;

- определение наиболее целесообразной очередности подготовки правовых актов.

2. Прогнозирование правотворческой деятельности в г. Белово проводится Советом народных депутатов г. Белово, Главой города, а также по их поручению учеными и специалистами на контрактной основе.

Статья 7. Планирование правотворческой деятельности

1. Правотворческая деятельность осуществляется на плановой основе и с учетом имеющихся прогнозов.

2. Планирование правотворческой деятельности в г. Белово осуществляется Советом народных депутатов г. Белово и Главой города.

3. Указанными органами и должностными лицами местного самоуправления г. Белово для разработки сводного плана законопроектных работ создается совместная комиссия на паритетных началах.

4. Сводный план правотворческих работ утверждается Постановлением Совета народных депутатов г. Белово.

5. При разработке плана правотворческих работ учитываются предложения всех субъектов права правотворческой инициативы.

6. Планы правотворческих работ могут быть краткосрочными (ежеквартальными, полугодовыми, годичными) и перспективными.

7. Планирование правотворческой деятельности не исключает возможности подготовки и внесения в Совет народных депутатов г. Белово внеплановых правовых актов.

Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ, ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРАВОВОГО АКТА

Статья 8. Организация подготовки нормативного правового акта

1. Проекты нормативно-правовых актов могут готовиться как субъектами права правотворческой инициативы, так и иными лицами, направившими правотворческое предложение субъекту правотворческой инициативы (далее - инициаторы правотворчества).

2. Инициаторы правотворчества за счет своих финансовый средств вправе заключать договоры на разработку проекта нормативного правового акта с государственными
органами, научными учреждениями, организациями, учеными, специалистами и рабочими группами (комиссиями). Подготовка проекта нормативного правового акта может осуществляться на альтернативной или конкурсной основе.

3. Одновременно с подготовкой проекта нормативного правового акта разработчиками готовятся предложения о признании ранее действующих правовых актов или их отдельных частей утратившими силу, об изменении и дополнении их в связи с принятием данного правового акта.

4. В целях развития и конкретизации положений вносимого в представительный орган правового акта могут подготавливаться пакеты нормативных правовых актов. В случае невозможности одновременной подготовки и рассмотрения пакета нормативных правовых актов Совет народных депутатов вправе в акте о введении в действие правового акта местного самоуправления предусмотреть поручение или предложение соответствующим органам подготовить и представить на его рассмотрение проекты таких актов.

Статья 9. Правотворческая инициатива населения города

1. Правотворческая инициатива населения города основана на ст. 38 Устава города.

2. Инициативная группа проекта нормативного правового акта в письменной форме ставит в известность Совет народных депутатов о начале сбора подписей, необходимых для внесения проекта правового акта.

3. Период сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы составляет 90 дней с момента уведомления Совета народных депутатов о начале сбора подписей.

4. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие название проекта нормативного правового акта. Лицо, собирающее подписи, должно представить проект нормативного правового акта по первому требованию. Подписи могут собираться на всей территории муниципального образования.

5. Подписные листы для сбора подписей граждан должны содержать следующие данные:

- наименование проекта нормативного правового акта;

- фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа каждого гражданина поддерживающего инициативу принятия правового акта, его подпись, дату внесения.
Подпись гражданина вносится им в подписной лист собственноручно.

Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица собиравшего подписи граждан и уполномоченного представителя инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц.

6. Участие Администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение за внесенные подписи не допускается. Сбор подписей запрещается в местах выдачи заработной платы. Грубое или неоднократное нарушение указанных запретов может быть основанием для того, чтобы Совет народных депутатов или суд признали собранные подписи недействительными.

7. После окончания сбора подписей, но не позднее 90 дней с момента уведомления Совета народных депутатов о начале сбора подписей, инициативная группа подсчитывает общее количество собранных подписей, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы.

8. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы, вместе с текстом проекта правового акта передаются в Совет народных депутатов г. Белово.

Статья 10. Деятельность рабочей группы

1. Для более эффективной и качественной подготовки и разработки проектов нормативно-правовых актов инициаторы правотворчества, субъекты права правотворческой инициативы могут создавать рабочие группы. В рабочие группы по согласованию могут входить инициаторы проекта нормативного правового акта, депутаты Совета народных депутатов, представители соответствующего субъекта права правотворческой инициативы, представители организаций, общественных объединений, научных учреждений и специалисты.

2. При формировании рабочей группы из представителей двух и более субъектов права правотворческой инициативы выносится, как правило, совместное решение.

3. Рабочая группа создается на срок с начала подготовки законопроекта до внесения его в Совет народных депутатов.

4. Рабочая
группа вправе:

- запрашивать от инициатора и разработчика проекта нормативного правового акта или субъекта права правотворческой инициативы материалы и документы, необходимые для подготовки правового акта;

- запрашивать необходимые документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления и территориальных служб федеральных органов государственной власти;

- рекомендовать субъекту права правотворческой инициативы или инициатору проекта нормативного правового акта направление подготовленного правового акта на экспертизу и общественное обсуждение;

- вносить в проект нормативного правового акта дополнения и изменения, редакционные правки.

Статья 11. Форма представляемого проекта нормативного правового акта

1. При внесении проекта нормативного правового акта в Совет народных депутатов представляются вместе с текстом проекта правового акта следующие документы:

- пояснительная записка с обоснованием необходимости его принятия, целей, места в системе действующего законодательства, прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия;

- перечень нормативных правовых актов, отмены, изменения или дополнения, которых потребует принятие данного нормативного правового акта;

- предложения о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного правового акта;

- финансово-экономическое обоснование, если реализация правового акта требует материальных затрат;

- указание коллектива и лиц, принимавших участие в подготовке проекта;

- заключение юридического отдела Администрации города за подписью заместителя Главы города по работе с административными органами и общественному порядку;

- письмо Главы города с предложением рассмотреть проект данного нормативно-правового акта.

2. Текст проекта нормативного правового акта должен включать следующее:

- срок и порядок вступления нормативного правового акта в силу;

- сведения об отмене, о признании утратившими силу, об изменениях и дополнениях ранее принятых правовых актов и других правовых актов в связи с принятием данного нормативного правового акта;

- поручения и предложения соответствующим органам государственной власти и местного самоуправления о приведении в
соответствие с вновь принятым законом их нормативных правовых актов;

- правовые и иные средства реализации нормативного правового акта, источники финансирования, формы контроля;

- определение новых терминов, используемых в проекте нормативного правового акта.

В проекте нормативного правового акта, содержащем положения о правах и обязанностях органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан, как правило, устанавливаются меры ответственности за их нарушения или даются ссылки на действующее законодательство.

3. Нормативные положения проекта нормативного правового акта излагаются в виде статей (с названием или без), имеющих единую нумерацию для всего проекта нормативного правового акта, а также состоящих из пунктов, подразделяющихся на абзацы. Правовой акт в зависимости от объема и характера может содержать разделы и главы. Разделы, главы, статьи должны располагаться в логичной последовательности и обеспечивать переход от общих положений предмета регулирования к более конкретным.

Глава IV. ЭКСПЕРТИЗА ПРАВОВОГО АКТА

Статья 12. Экспертиза нормативного правового акта

1. Любой проект нормативного правового акта может быть подвергнут экспертизе.

2. По проекту нормативного правового акта могут проводиться правовая, профессионально-специализированная, финансово-экономическая, лингвистическая и другие экспертизы.

Статья 13. Статус эксперта

1. Экспертиза может осуществляться учеными, специалистами, коллективами ученых и специалистов, научными учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля.

3. Экспертом (экспертами) должно быть лицо (лица), не принимавшее непосредственного участия в разработке проекта нормативного правового акта.

4. Эксперт вправе истребовать материалы и документы, связанные с подготовкой проекта нормативного правового акта, а субъект, назначивший экспертизу, обязан предоставить их. Эксперт после проведения экспертизы может участвовать с правом совещательного голоса в обсуждении и принятии проекта нормативного правового акта.

5. В оценке проекта нормативного правового акта эксперты независимы и не связаны с позицией органа, поручившего экспертизу.

6. В качестве экспертов
проектов нормативного правового акта не могут выступать депутаты Совета народных депутатов г. Белово, а также лица, находящиеся на государственной и муниципальной службе.

Статья 14. Назначение и сроки проведения экспертизы

1. Экспертиза проекта нормативного правового акта может быть организована инициатором проекта нормативного правового акта или субъектами права правотворческой инициативы до момента внесения проекта нормативного правового акта в Совет народных депутатов г. Белово.

2. Экспертиза может производиться на договорной основе, за счет собственных средств инициатора проекта нормативного правового акта, субъекта права правотворческой инициативы.

3. Сроки проведения экспертизы оговариваются при заключении договора на ее проведение.

Статья 15. Количество и статус проводимых экспертиз

1. По одному проекту нормативного правового акта возможно проведение нескольких независимых друг от друга экспертиз или комплексной экспертизы.

2. Заключения экспертов имеют рекомендательный характер.

Статья 16. Заключение экспертов

1. Заключение экспертов представляется в письменном виде за их подписью.

2. В заключении указываются время, место проведения экспертизы, наименование органа или лиц, производивших экспертизу, их реквизиты.

3. Заключение эксперта может вместе с проектом нормативного правового акта вноситься в Совет народных депутатов г. Белово и доводиться до сведения депутатов.

Глава V. ВНЕСЕНИЕ ПРОЕКТА ПРАВОВОГО АКТА В СОВЕТ

НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ Г. БЕЛОВО

Статья 17. Порядок внесения, предварительного рассмотрения Советом народных депутатов г. Белово и отзыва проекта нормативного правового акта

1. Проект нормативного правового акта вносится в Совет народных депутатов г. Белово с соблюдением требований, указанных в статье 10 настоящего закона. Срок рассмотрения проекта нормативного правового акта Советом народных депутатов г. Белово составляет 2 месяца со дня его внесения. Если проект нормативного правового акта вносится на очередную сессию, срок его подачи составляет не менее двух недель до формирования повестки дня сессии.

2. Проекты нормативно правовых актов о введении или отмене местных налогов, об освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств органов местного самоуправления, другие проекты правовых актов, предусматривающие расходы, покрываемые за счет городского бюджета, внесенные в Совет народных депутатов г. Белово без заключения Главы города, направляются ему для заключения Советом народных депутатов г. Белово.

4. Порядок рассмотрения и принятия проекта нормативного правового акта определяется Регламентом Совета народных депутатов г. Белово.

5. Проект нормативного правового акта может быть отозван из Совета народных депутатов г. Белово субъектом права правотворческой инициативы в письменной форме с изложением мотивов такого отзыва.

Статья 18. Возвращение советом народных депутатов г. Белово проекта нормативного правового акта для его доработки в соответствии с требованиями настоящего Положения

1. В случае несоответствия представленного в Совет народных депутатов г. Белово проекта нормативного правового акта требованиям настоящего Положения председатель Совета народных депутатов г. Белово на основе заключения профильного комитета Совета народных депутатов г. Белово принимает мотивированное решение о возвращении проекта нормативного правового акта его инициатору на доработку.

2. После выполнения указанных в мотивированном решении требований субъект права правотворческой инициативы вправе вновь внести проект нормативного правового акта в Совет народных депутатов г. Белово.

Статья 19. Участие представителя субъекта права правотворческой инициативы при рассмотрении проекта нормативного правового акта в Совете народных депутатов г. Белово

1. Представитель субъекта права правотворческой инициативы вправе участвовать в работе над проектом нормативного правового акта на всех без исключения стадиях его прохождения и во всех формах рассмотрения его в Совете народных депутатов г. Белово. Совет народных депутатов г. Белово обязан своевременно информировать представителя субъекта права правотворческой инициативы о всех стадиях прохождения проекта нормативного правового акта.

2. Представитель субъекта права правотворческой инициативы в ходе обсуждения проекта нормативного правового акта может не только вносить предложения, замечания, но и выражать свое отношение к предложениям по проекту нормативного правового акта, поступившим от депутатов и других участников правотворческого процесса.

3. Представителю субъекта права правотворческой инициативы предоставляется право выступления при возникновении дискуссии по проекту нормативного правового акта.

4. Представитель субъекта права правотворческой инициативы может быть привлечен к работе комитетов и комиссий Совета народных депутатов г. Белово, осуществляющих предварительное рассмотрение и обсуждение проекта нормативного правового акта, совместных рабочих комиссий по подготовке проектов нормативного правового акта, согласительных комиссий, депутатских слушаний, где имеет право высказывать свое мнение и давать необходимые пояснения.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Порядок вступления настоящего Положения в силу

1. Настоящее Положение вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления г. Белово должны быть приведены в соответствие с настоящим Положением в течение трех месяцев со дня его официального опубликования.