Законы и постановления РФ

Постановление правительства ЕАО от 30.03.2004 N 70-пп “О программе “Создание рабочих мест для инвалидов в 2004 году“

Вступил в силу с 30 марта 2004 года (пункт 5 данного документа).

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 2004 г. N 70-пп

О ПРОГРАММЕ “СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

В 2004 ГОДУ“

Во исполнение закона ЕАО от 30.10.2002 N 98-ОЗ “О квотировании рабочих мест для инвалидов в Еврейской автономной области“ и в целях создания благоприятных условий для обеспечения занятости лиц с ограниченными возможностями на рынке труда правительство Еврейской автономной области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую программу “Создание рабочих мест для инвалидов в 2004 году“.

2. Финансовому управлению правительства области (Вайтикунис Т.А.) обеспечить финансирование программных мероприятий на 2004 год.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора области Антонова Г.А.

4.
Опубликовать настоящее постановление в газете “Биробиджанер штерн“.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области

Н.М.ВОЛКОВ

Утверждена

постановлением правительства

Еврейской автономной области

от 30.03.2004 N 70-пп

ПРОГРАММА

“СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В 2004 ГОДУ“

Паспорт

программы “Создание рабочих мест для инвалидов в 2004 году“

Наименование - программа “Создание рабочих мест для инвалидов в 2004

году“

Заказчик программы - управление по труду правительства Еврейской автономной

области

Разработчик - управление по труду правительства Еврейской автономной

программы области, Департамент федеральной государственной

службы занятости населения по ЕАО

Основание для - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ

разработки “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“,

закон Еврейской автономной области от 30.10.2002 N 98-ОЗ

“О квотировании рабочих мест для инвалидов Еврейской

автономной области“

Основные цели - обеспечение инвалидам равных возможностей на рынке труда

программы

Срок реализации - 2004 год

программы

Исполнители - управление здравоохранения правительства области, комитет

программных социальной защиты населения правительства области,

мероприятий Департамент федеральной государственной службы занятости

населения по ЕАО, областные общества инвалидов

Объем и источники - объем финансирования программы составляет 300 тыс. рублей

финансирования за счет средств, перечисляемых работодателями в областной

программы бюджет в виде обязательной ежемесячной платы за

невыполнение или невозможность выполнения установленной

квоты для приема на работу инвалидов;

- финансирование программных мероприятий осуществляется

через аппарат губернатора области

Ожидаемые результаты - создание и усовершенствование рабочих мест для инвалидов,

реализации улучшение условий труда, обучение инвалидов, поддержка

программы общественных объединений инвалидов

Организация - управление по труду правительства области, финансовое

системы контроля управление правительства области ежеквартально проводят

выполнения оценку результатов реализации программы, а по итогам года

программы готовят информацию для рассмотрения на заседании

правительства области.

1. Характеристика положения инвалидов на рынке труда

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в обществе, - рост безработицы, сокращение численности предприятий и штатного числа сотрудников, ликвидация в связи с рентабельностью специализированных предприятий - особенно остро сказалась на положении инвалидов. Низкая конкурентоспособность инвалидов
на рынке труда в условиях дефицита рабочих мест ставит решение проблем занятости инвалидов в ранг приоритетных.

При инвалидности существенно нарушаются не только биологические функции организма, но снижается и социальная активность человека. Преодоление последствий инвалидности, восстановление утраченных жизненных функций помогает инвалиду стать полноценным членом общества. В данном процессе особую роль играет трудовая деятельность, которая оказывает положительное влияние на жизнь инвалида, дает ему ощущение востребованности со стороны семьи и общества, помогает справиться с последствиями инвалидности, способствует реабилитации.

Действующая практика показывает, что при самостоятельном трудоустройстве инвалидов возникает ряд проблем дискриминационного характера со стороны работодателей:

- работодатель может заочно вычеркнуть инвалида из предполагаемых кандидатов, будучи уверенным, что статистические данные предполагают, что инвалиды в среднем работают менее эффективно;

- работодатель сознательно завышает критерии для нанимающихся на выполнение определенного вида работы под предлогом сохранения определенного стандарта рабочей силы;

- работодатель отказывает в приеме на работу всем инвалидам, потому что считает, что инвалид не может выполнить эту работу либо создает дополнительные проблемы для работодателя.

Для устранения сложившейся ситуации государством применяется ряд мер, в т.ч. направленных на поощрение работодателей, создающих рабочие места для инвалидов: в трудовом законодательстве запрещен необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Но это не решает проблемы, поскольку уровень безработицы в настоящее время достаточно велик и возможность найти работу у инвалидов низкая.

По состоянию на 01.01.2004 количество инвалидов на территории области составляет 11325 чел., в т.ч. 2 группы - 6808
чел., 3 группы - 2574 человека. Также следует отметить, что количество обращений инвалидов по поводу трудоустройства в ГУ центры занятости области в последнее время несколько увеличилось, притом, что количество заявок от организаций для приема на работу данной категории граждан практически не возросло.

2. Обоснование программы

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. В статье 9 Федерального закона “О социальной защите инвалидов“ закреплено понятие профессиональной реабилитации инвалидов, включающей в себя их профессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессионально-производственную адаптацию и трудоустройство.

Трудоустройство является важнейшим этапом профессиональной реабилитации инвалида, включающим в себя процесс поиска подходящей работы и устройства на нее. В Федеральном законе “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ сформулирован перечень основных мероприятий, призванных способствовать трудоустройству инвалидов:

- осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;

- предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений инвалидов;

- установление квот для приема инвалидов на работу;

- установление минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

- резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

- стимулирование предприятий, учреждений, организаций (далее - организаций), создающих дополнительные рабочие места, в том числе специальные, для трудоустройства инвалидов;

- создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов.

Главной целью государства является обеспечить инвалидам возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Они должны иметь равные возможности для занятия производительной и производящей доход трудовой деятельностью на рынке
труда.

В Российской Федерации наиболее действенной формой трудоустройства инвалидов является квотирование.

В соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ Законодательным Собранием Еврейской автономной области принят закон ЕАО от 30 октября 2002 г. N 98-ОЗ “О квотировании рабочих мест для инвалидов Еврейской автономной области“.

Закон определяет, что в случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах квоты. В соответствии со ст. 4 данного закона установлено, что полученные от работодателей средства расходуются целевым назначением на создание и усовершенствование рабочих мест для инвалидов, улучшение условий труда, обучение инвалидов, поддержку общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций. Таким образом, средства, внесенные работодателями в качестве платы за невыполнение или невозможность выполнения квоты, возвращаются в сферу бизнеса, государство выполняет чисто регулятивные функции, а средства используются строго по целевому назначению.

В течение 2003 года в Департамент федеральной государственной службы занятости населения по ЕАО обратилось 125 инвалидов по вопросу трудоустройства, за этот же период трудоустроено 96 человек, в том числе на квотируемые места - 38 человек, направлено на обучение 9 инвалидов. По состоянию на 01.01.2004 на учете в службах занятости населения области состоит 31 инвалид.

Прогнозная оценка рынка труда инвалидов на 2004 год разработана Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по ЕАО.

------------------------------------------------T----------T----------¬

¦ ¦ 2003 год ¦ 2004 год ¦

¦ ¦ ¦(прогноз) ¦

+-----------------------------------------------+----------+----------+

¦Незанятые инвалиды трудоспособного возраста, ¦ 520 ¦ 520 ¦

¦нуждающиеся в трудоустройстве ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------------+----------+----------+

¦Число обращений инвалидов с целью ¦ 171 ¦ 180 ¦

¦трудоустройства, всего ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------------+----------+----------+

¦Число трудоустроенных инвалидов, всего ¦ 96 ¦ 140 ¦

+-----------------------------------------------+----------+----------+

¦Из них: ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------------+----------+----------+

¦- на общие рабочие места для инвалидов, ¦ 6 ¦ 70 ¦

¦находящихся на учете ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------------+----------+----------+

¦- на квотируемые рабочие места ¦ 38 ¦ 50 ¦

+-----------------------------------------------+----------+----------+

¦- на временные рабочие места, в том числе ¦ 52 ¦ 20 ¦

¦общественные работы ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------------+----------+----------+

¦Направлено на профподготовку и переподготовку, ¦ 9 ¦ 10 ¦

¦всего ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------------+----------+----------+

¦Из них: ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------------+----------+----------+

¦- в учебные заведения Министерства образования ¦ 9 ¦ 10 ¦

¦Российской Федерации ¦ ¦ ¦

L-----------------------------------------------+----------+-----------

3. Основные цели и задачи программы

Основной целью программы является создание благоприятных условий для обеспечения занятости для лиц с ограниченными возможностями на рынке труда.

Для достижения этой цели намечены приоритетные направления работы:

- координация деятельности органов исполнительной власти области и местного самоуправления с Департаментом ФГСЗН по ЕАО, Государственной службой медико-социальной экспертизы (МСЭ) по проблемам профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов;

- дальнейшее совершенствование созданной в системе областной службы занятости системы профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов;

- обеспечение реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов в части профессиональной реабилитации;

- обеспечение контроля за выполнением работодателями закона ЕАО от 30.10.2002 N 98-ОЗ “О квотировании рабочих мест для инвалидов в Еврейской автономной области“;

- создание рабочих мест для инвалидов;

- улучшение условий труда инвалидов;

- сохранение экономически целесообразных и перспективных рабочих мест для инвалидов на предприятиях общественных объединений инвалидов;

- содействие профессиональному обучению и переподготовке инвалидов по профессиям (специальностям), повышающим конкурентоспособность инвалидов на рынке труда и ориентированным, в первую очередь, на надомный труд и предпринимательскую деятельность.

4. Финансирование и экономическая эффективность программы

Средства, поступившие в областной бюджет в качестве обязательной платы за невыполнение или невозможность выполнения квоты по трудоустройству инвалидов, направляются на финансирование по следующим направлениям:

1. Создание (оборудование) рабочих мест для инвалидов, в том числе специальных рабочих мест с учетом индивидуальных особенностей инвалидов на предприятиях всех форм собственности.

2. Оказание финансовой поддержки для организации инвалидами собственного дела.

3. Оказание финансовой помощи общественным объединениям инвалидов на создание рабочих мест для инвалидов.

4. Оказание финансовой помощи организациям на создание и усовершенствование рабочих мест для инвалидов сверх установленной квоты.

5. Организация профессионального образования инвалидов в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации.

6. Организация и создание дополнительных условий для обучения молодежи из числа инвалидов в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Финансирование расходов на создание рабочих мест осуществляется по следующим статьям сметы затрат:

- оборудование;

- вспомогательные материалы, оснастка, запчасти;

- сырье и материалы (из расчета на период 6 месяцев);

- установка, монтаж (демонтаж), наладка оборудования, приобретаемого в соответствии со сметой;

- строительно-монтажные работы, в том числе реконструкция производственных помещений.

Финансирование предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений на создание рабочих мест для инвалидов осуществляется путем перечисления средств на предприятия, которые используют труд инвалидов, в соответствии с их заявками, экономическим обоснованиями и подтверждением фактических расходов.

Финансовая помощь работодателям предоставляется при условии отсутствия у них задолженности по обязательным выплатам за невыполнение условий квотирования, а также при наличии обязательства по трудоустройству инвалидов на места, создаваемые сверх установленных квот, на срок не менее одного года.

Объем финансирования программы на 2004 год составляет 300 тыс. рублей, при этом в результате реализации программы будет создано 5 рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

5. Организация управления реализацией программы и контроль

за ее выполнением

Организация управления реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения возлагаются на управление по труду правительства области, финансовое управление правительства области.

Оценка реализации программы производится ежеквартально управлением по труду правительства области.

Управление по труду правительства области совместно с финансовым управлением анализируют и корректируют ход выполнения мероприятий программы, вносят предложения по совершенствованию реализации программы и по итогам года готовят информацию о ходе ее выполнения правительству области.

МЕРОПРИЯТИЯ

по реализации программы

“Создание рабочих мест для инвалидов в 2004 году“

----T--------------------------------T----------T---------------T--------¬

¦ N ¦ Наименование мероприятия ¦Финансовые¦ Исполнитель ¦ Срок ¦

¦п/п¦ ¦ затраты ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ (тыс. ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ руб.) ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------+----------+---------------+--------+

¦1. ¦Формирование специализированного¦ - ¦ Департамент ¦ посто- ¦

¦ ¦банка вакансий для инвалидов, ¦ ¦ федеральной ¦ янно ¦

¦ ¦оперативное доведение его до ¦ ¦государственной¦ ¦

¦ ¦инвалидов и представление в ¦ ¦ службы ¦ ¦

¦ ¦заинтересованные ведомства и ¦ ¦ занятости ¦ ¦

¦ ¦общественные организации ¦ ¦ населения по ¦ ¦

¦ ¦инвалидов ¦ ¦ ЕАО ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ (далее - ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ Департамент ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ФГСЗН по ЕАО) ¦ ¦

+---+--------------------------------+----------+---------------+--------+

¦2. ¦Приобретение оборудования, ¦ 30,0 ¦ Комитет ¦ 2 ¦

¦ ¦компьютерной техники для ¦ ¦ социальной ¦квартал ¦

¦ ¦профессиональной реабилитации и ¦ ¦ защиты ¦ ¦

¦ ¦обеспечения занятости инвалидов ¦ ¦ населения ¦ ¦

¦ ¦по зрению ¦ ¦ правительства ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ области ¦ ¦

+---+--------------------------------+----------+---------------+--------+

¦3. ¦Приобретение компьютерной ¦ 40,0 ¦ Общественная ¦ 2 ¦

¦ ¦техники с программным ¦ ¦ организация ¦квартал ¦

¦ ¦обеспечением для тестирования и ¦ ¦ инвалидов ЕАО ¦ ¦

¦ ¦профессиональной ориентации ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦инвалидов ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------+----------+---------------+--------+

¦4. ¦Оказание содействия безработным ¦ 55,6 ¦ Департамент ¦ в ¦

¦ ¦инвалидам, желающим организовать¦ ¦ ФГСЗН по ЕАО ¦течение ¦

¦ ¦собственное дело, всего ¦ ¦ ¦ года ¦

¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------+----------+---------------+--------+

¦ ¦- в организации мастерской по ¦ 14,7 ¦ Департамент ¦ 2 - 3 ¦

¦ ¦ремонту обуви на 1 рабочее место¦ ¦ ФГСЗН по ЕАО ¦кварталы¦

¦ ¦в МО “Ленинский район“ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------+----------+---------------+--------+

¦ ¦- в организации мастерской по ¦ 29,9 ¦ Департамент ¦ 2 - 3 ¦

¦ ¦ремонту обуви на 3 рабочих места¦ ¦ ФГСЗН по ЕАО ¦кварталы¦

¦ ¦в МО “Облученский район“ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------+----------+---------------+--------+

¦5. ¦Организация пневматического тира¦ 28,0 ¦ Комитет ¦ 3 ¦

¦ ¦в г. Облучье на 1 рабочее место ¦ ¦ социальной ¦квартал ¦

¦ ¦ ¦ ¦ защиты ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ населения ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ правительства ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ области ¦ ¦

+---+--------------------------------+----------+---------------+--------+

¦6. ¦Оказание содействия в получении ¦ 25,0 ¦ Департамент ¦ в ¦

¦ ¦профессии, повышении ¦ ¦ ФГСЗН по ЕАО ¦течение ¦

¦ ¦квалификации инвалидам, ¦ ¦ ¦ года ¦

¦ ¦зарегистрированным в службе ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦занятости ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------+----------+---------------+--------+

¦7. ¦Демонтаж, монтаж и наладка ¦ 111,0 ¦ Управление ¦ в ¦

¦ ¦оборудования по созданию рабочих¦ ¦здравоохранения¦течение ¦

¦ ¦мест в ОГУЗ “Психиатрическая ¦ ¦ правительства ¦ года ¦

¦ ¦больница“ для обучения и ¦ ¦ области ¦ ¦

¦ ¦реабилитации инвалидов ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------+----------+---------------+--------+

¦8. ¦Содействие трудоустройству ¦ 10,4 ¦ Департамент ¦ в ¦

¦ ¦безработных граждан-инвалидов ¦ ¦ ФГСЗН по ЕАО ¦течение ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ года ¦

+---+--------------------------------+----------+---------------+--------+

¦ ¦ ИТОГО: ¦ 300,0 ¦ ¦ ¦

L---+--------------------------------+----------+---------------+---------