Законы и постановления РФ

Решение Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от 30.08.2007 N 90 “Об Адресной программе капитального ремонта многоквартирных жилых домов по Грязовецкому муниципальному району на 2008 - 2011 годы“ (вместе с “Адресной программой капитального ремонта многоквартирных жилых домов по Грязовецкому муниципальному району на 2008 - 2011 годы“, “Перечнем программных мероприятий“)

Утратил силу в связи с изданием решения Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от 29.01.2009 N 34.

ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ

ГРЯЗОВЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ

от 30 августа 2007 г. N 90

ОБ АДРЕСНОЙ ПРОГРАММЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ

ЖИЛЫХ ДОМОВ ПО ГРЯЗОВЕЦКОМУ МУНИЦИПАЛЬНОМУ РАЙОНУ

НА 2008 - 2011 ГОДЫ

С целью создания комфортных условий проживания населения района на основе проведения комплексного капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда, а также улучшения жилищно-коммунального обслуживания Земское Собрание района решило:

1. Принять Адресную программу капитального ремонта многоквартирных жилых домов по Грязовецкому муниципальному району на 2008 - 2011 годы (прилагается).

2. Контроль за выполнением программы возложить на постоянную комиссию по вопросам экономики Земского Собрания района (Росляков В.И.).

Глава Грязовецкого муниципального
района -

председатель Земского Собрания

В.И.ЧИРКОВ

Приложение

к Решению

Земского Собрания

Грязовецкого муниципального района

от 30 августа 2007 г. N 90

АДРЕСНАЯ ПРОГРАММА

КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ

ПО ГРЯЗОВЕЦКОМУ МУНИЦИПАЛЬНОМУ РАЙОНУ НА 2008 - 2011 ГОДЫ

Паспорт программы

-----------------------T-----------------------------------------¬

¦Наименование программы¦Адресная программа капитального ремонта ¦

¦ ¦многоквартирных жилых домов по ¦

¦ ¦Грязовецкому муниципальному району на ¦

¦ ¦2008 - 2011 гг. ¦

+----------------------+-----------------------------------------+

¦Основание для ¦ ¦

¦разработки программы ¦ ¦

+----------------------+-----------------------------------------+

¦Заказчик программы ¦Администрация
Грязовецкого муниципального¦

¦ ¦района ¦

+----------------------+-----------------------------------------+

¦Разработчик программы ¦Отдел капитального строительства ¦

+----------------------+-----------------------------------------+

¦Основная цель ¦Создание комфортных условий проживания ¦

¦программы ¦населения на основе проведения ¦

¦ ¦комплексного капитального ремонта и ¦

¦ ¦реконструкции жилищного фонда, а также ¦

¦ ¦улучшения жилищно-коммунального ¦

¦ ¦обслуживания ¦

+----------------------+-----------------------------------------+

¦Основные задачи ¦Проведение комплексного капитального ¦

¦программы ¦ремонта и/или реконструкции жилого фонда ¦

¦ ¦с высоким уровнем износа; ¦

¦ ¦формирование условий, обеспечивающих ¦

¦ ¦привлечение внебюджетных источников, в ¦

¦ ¦том числе заемных, для проведения ¦

¦ ¦комплексного капитального ремонта и/или ¦

¦ ¦реконструкции жилищного фонда; ¦

¦ ¦повышение эффективности управления ¦

¦ ¦жилищно-коммунальной инфраструктурой; ¦

¦ ¦обеспечение финансового оздоровления ¦

¦ ¦жилищно-коммунальных предприятий, ¦

¦ ¦снижения издержек и повышения качества ¦

¦ ¦предоставляемых жилищно-коммунальных ¦

¦ ¦услуг ¦

+----------------------+-----------------------------------------+

¦Сроки и этапы ¦Мероприятия программы будут реализованы в¦

¦реализации программы ¦течение 2008 - 2011 гг., в том числе: ¦

¦ ¦- 1 этап - 2008 - 2009 гг.; ¦

¦ ¦- 2 этап - 2010 - 2011 гг. ¦

+----------------------+-----------------------------------------+

¦Перечень основных ¦В перечень программных мероприятий ¦

¦мероприятий ¦включены меры нормативно-правового, ¦

¦ ¦организационного и финансового характера.¦

¦ ¦Предусмотрены меры по информационному ¦

¦ ¦обеспечению мероприятий программы ¦

+----------------------+-----------------------------------------+

¦Исполнители основных ¦Отдел капитального строительства; ¦

¦мероприятий ¦отдел архитектуры и градостроительства; ¦

¦ ¦отдел энергетики и транспорта; ¦

¦ ¦управление по контролю и анализу ¦

¦ ¦социально-экономического развития района;¦

¦ ¦Управление финансов Грязовецкого ¦

¦ ¦муниципального района; ¦

¦ ¦Объединенное административно-правовое ¦

¦ ¦управление; ¦

¦ ¦Управление по имущественным и земельным ¦

¦ ¦отношениям; ¦

¦ ¦организации и предприятия коммунального ¦

¦ ¦хозяйства; ¦

¦ ¦коммерческие банки; ¦

¦ ¦другие предприятия и организации ¦

+----------------------+-----------------------------------------+

¦Источники и объемы ¦Общий объем финансирования районной ¦

¦финансирования ¦программы в течение 2008 -
2011 гг. ¦

¦программы ¦составит около 252.64 млн. рублей, в том ¦

¦ ¦числе: ¦

¦ ¦- за счет федерального бюджета - 90.0 ¦

¦ ¦млн. руб.; ¦

¦ ¦- за счет областного бюджета - 90.0 млн. ¦

¦ ¦руб.; ¦

¦ ¦- за счет местного бюджета - 60.0 млн. ¦

¦ ¦руб.; ¦

¦ ¦- за счет средств собственников жилья - ¦

¦ ¦12.64 млн. руб. ¦

¦ ¦Примерный график ежегодного ¦

¦ ¦финансирования, необходимые объемы ¦

¦ ¦финансирования программы на 2008 - 2011 ¦

¦ ¦годы за счет средств областного и ¦

¦ ¦местного бюджетов, а также внебюджетных ¦

¦ ¦источников (частные инвестиции, включая ¦

¦ ¦кредитные ресурсы) приведены в приложении¦

¦ ¦N 2 и будут ежегодно уточняться ¦

+----------------------+-----------------------------------------+

¦Система организации ¦Координацию и общий контроль за ¦

¦контроля за ¦выполнением в рамках реализации в целом ¦

¦исполнением программы ¦Адресной программы капитального ремонта ¦

¦ ¦многоквартирных жилых домов по ¦

¦ ¦Грязовецкому муниципальному району на ¦

¦ ¦2008 - 2011 гг. осуществляет ¦

¦ ¦администрация Грязовецкого района. ¦

¦ ¦Мониторинг выполнения программы, текущее ¦

¦ ¦управление и оперативный контроль ¦

¦ ¦реализации программы обеспечивают отдел ¦

¦ ¦капитального строительства, отдел ¦

¦ ¦архитектуры и градостроительства, отдел ¦

¦ ¦энергетики и транспорта, управление по ¦

¦ ¦контролю и анализу социально- ¦

¦ ¦экономического развития района. ¦

¦ ¦Отчетность в рамках программы ¦

¦ ¦предоставляется в установленные сроки ¦

+----------------------+-----------------------------------------+

¦Ожидаемые конечные ¦Снижение уровня общего износа основных ¦

¦результаты реализации ¦фондов жилищного сектора; ¦

¦программы и показатели¦рост доли частных инвестиций в ¦

¦социально- ¦комплексный капитальный ремонт и ¦

¦экономической ¦реконструкцию жилого фонда; ¦

¦эффективности ¦повышение качества и надежности жилищно- ¦

¦ ¦коммунальных услуг; ¦

¦ ¦создание устойчивой институциональной ¦

¦ ¦основы для участия частного сектора в ¦

¦ ¦финансировании инвестиционных проектов и ¦

¦ ¦участия в управлении объектами жилищно- ¦

¦ ¦коммунального сектора ¦

L----------------------+------------------------------------------

Введение

Адресная программа капитального ремонта многоквартирных жилых домов по Грязовецкому муниципальному району на 2008 - 2011 гг. (далее именуется - программа), входящая в состав федеральной целевой программы “Жилище“, предусматривает внедрение механизмов проведения реконструкции и комплексного обновления существующих кварталов застройки населенных пунктов района.

При этом вторичный жилищный фонд может стать инструментом развития ипотечного кредитования, а также выступать в роли социального жилья, в том числе для переселения жителей “неперспективных“ населенных пунктов, если таковые появятся в ходе реализации программы.

Программа предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.

Комплексный капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда отвечает стратегическим интересам Грязовецкого муниципального района и позволит:

- повысить комфортность условий проживания населения на территории Грязовецкого муниципального района за счет повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат;

- повысить эффективность, устойчивость и надежность функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения;

- привлечь инвестиции в жилищно-коммунальный комплекс.

К комплексному капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда наиболее эффективна и приемлема практика реконструкции жилой застройки, которая включает:

- капитальный ремонт с восстановлением конструктивных элементов жилого дома, утеплением ограждающих конструкций, заменой и модернизацией инженерного оборудования;

- модернизацию и реконструкцию внутриквартальных инженерных сооружений и сетей, а при необходимости и магистральных;

- проведение комплексных мероприятий по энергосбережению.

При проведении комплексного капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда инвестиционный цикл короче, чем при новом строительстве. Проблема обеспечения коммунальными услугами при проведении реконструкции решается более рационально по сравнению с низким возрастанием нагрузок и стоимости их получения для объекта в новом строительстве.

1. Характеристика проблемы

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено его дотационностью и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство жилищно-коммунальных услуг, низкой платежеспособностью населения, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, которая привела к ухудшению качества жизни.

Практически полностью прекращено строительство жилья, резко снижены объемы капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда из-за отсутствия поддержки бюджетов всех уровней.

Жилищный фонд находится в частной и муниципальной собственности.

Техническое состояние жилищного фонда неоднородно, часть его имеет значительный физический износ, непригодна для постоянного проживания граждан, относится к ветхому и аварийному, нуждается в капитальном ремонте, реконструкции либо подлежит сносу.

Одним из приоритетов жилищной политики Грязовецкого муниципального района является создание комфортных условий проживания для населения.

По оценкам общая потребность в средствах на комплексный капитальный ремонт и реконструкцию жилищного фонда Грязовецкого муниципального района составляет сегодня 252.636 млн. руб. Однако такой объем инвестиций не может быть обеспечен только за счет бюджетных вложений и требует создания условий для привлечения частных инвестиций. Поэтому основная система мер в рамках программы направлена именно на формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального сектора.

Общая площадь всего жилищного фонда Грязовецкого муниципального района по состоянию на 01.01.2007 составила 897.0 тыс. кв. метров.

В Грязовецком муниципальном районе продолжается процесс перераспределения жилищного фонда по формам собственности за счет процесса приватизации или выкупа жилья, находящегося в государственной и муниципальной собственности, продолжается увеличение доли частного жилищного фонда.

Площадь ветхого и аварийного жилищного фонда - 126 тыс. кв. м.

Причинами возникновения этих проблем являются:

- естественное старение домов;

- недостаточность средств на капитальный ремонт и текущее содержание;

- нарушение правил эксплуатации объектов, непринятие оперативных мер по устранению многочисленных утечек в системах водоснабжения, канализации, теплоснабжения;

- потеря контроля предприятиями и организациями, имеющими в оперативном управлении и хозяйственном ведении жилищный фонд, за технической эксплуатацией фонда, процесс обветшания которого резко усилился;

- неэффективность существующей системы управления в жилищно-коммунальном секторе, преобладание административных нерыночных отношений;

- высокий уровень износа основных фондов жилого фонда.

Следствием высокого износа основных фондов жилого сектора является низкое качество жилищно-коммунальных услуг, не соответствующее требованиям потребителей. Причинами высокого уровня износа являются недостаточное финансирование ремонтных работ и явное несоответствие фактического объема инвестиций в комплексный капитальный ремонт и реконструкцию жилищного фонда.

При этом стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возрастала. Основной причиной несоответствия стоимости коммунальных услуг их качеству является отсутствие у коммунальных предприятий стимулов к повышению эффективности производства и снижению издержек. При существующей системе тарифного регулирования, административном ограничении хозяйственной самостоятельности организациям жилищно-коммунального комплекса выгодно наращивать, а не снижать собственные издержки.

Еще одной причиной высокой степени износа основных фондов является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для жилищно-коммунальных предприятий. Как следствие, у организаций нет возможности осуществить проекты по комплексному капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных средств, заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям снизить издержки и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.

2. Основные цели и задачи программы

Основная цель программы - создание комфортных условий проживания населения на основе проведения комплексного капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда, а также улучшения жилищно-коммунального обслуживания.

Также целью программы является создание условий и осуществление с 2008 по 2011 годы массового капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда с тем, чтобы обеспечить сохранность всего фонда, повысить его тепловую эффективность за счет утепления ограждающих конструкций и обновления систем инженерного оборудования, увеличить путем надстройки и пристройки дополнительных объемов общие размеры фонда.

Мероприятия по капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда должны явиться практическим шагом в реформировании жилищно-коммунального хозяйства Грязовецкого муниципального района, поскольку позволят одновременно с повышением потребительских качеств жилья существенно снизить затраты по его эксплуатации, что будет способствовать приватизации жилищного фонда, развитию форм его самоуправления.

Комплексность реконструкции жилищного фонда является главным условием экономической эффективности, то есть соединяет в единый инвестиционный пакет краткосрочный, высокодоходный проект нового строительства на территориях, надстройки и низкодоходный, с отложенным во времени экономическим эффектом проект капитального ремонта с утеплением и модернизацией инженерного оборудования.

В рамках реализации программы будут созданы условия, обеспечивающие вовлечение частных, в том числе заемных, средств в комплексный капитальный ремонт, реконструкцию жилищного фонда, и реализованы на этих условиях инвестиционные проекты в районе.

Эти мероприятия приведут к улучшению состояния жилищного фонда и, как следствие, к повышению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи:

- проведение инвентаризации жилищного фонда;

- по результатам проведенной инвентаризации разработка муниципальной программы по проведению капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда;

- получение разрешений на строительство новых и реконструкцию существующих объектов (запрещается проектирование и строительство объектов, нарушающих требования нормативных правовых документов и утвержденной градостроительной и проектной документации, без проведения инженерно-геодезических изысканий);

- разработка методических материалов по проектированию, технико-экономической и социологической оценке эффективности, методам осуществления работ по реконструкции, капитальному ремонту типовых зданий и сложившейся из них застройки в различных условиях строительства;

- создание, апробация и совершенствование кредитно-финансовых механизмов реконструкционной деятельности, выработка инвестиционной политики;

- осуществление информационного обеспечения, пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта, обучение работников ремонтно-строительного производства и населения методам и средствам рачительного отношения к жилищу.

Также одной из целей программы является формирование условий, обеспечивающих вовлечение частных средств, в том числе заемных, в комплексный капитальный ремонт и реконструкцию жилищного фонда.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

- разработать методы и схемы привлечения финансовых ресурсов, активизации инвестиционной деятельности в сфере капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда;

- обеспечить финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий;

- обеспечить условия для снижения издержек и повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;

- обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса (привлечение частных инвестиций для комплексного капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда, в том числе развитие механизмов кредитования инвестиционных проектов). Предусмотреть оказание поддержки организациям жилищно-коммунального комплекса;

- повысить эффективность управления жилищно-коммунальной инфраструктурой.

Одним из ключевых направлений решения указанных задач является совершенствование системы тарифного регулирования на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса.

Другим важным направлением является привлечение к управлению объектами жилищно-коммунальной инфраструктуры на конкурсной основе частных компаний и формирование договорных отношений концессионного типа между органом местного самоуправления и организацией коммунального комплекса.

Помимо улучшения качества управления и финансового администрирования, привлечение частных управляющих компаний позволит снизить риски частного инвестирования в жилищно-коммунальную инфраструктуру и снизить инвестиционные потребности сектора за счет оптимизации инвестиционных вложений.

3. Сроки и этапы реализации программы

Программные мероприятия будут реализованы в период с 2008 по 2011 годы.

Комплексность и вариантность подхода должна определяться тем, что мероприятия программы (комплексный капитальный ремонт, реконструкция) рассматриваются как равновозможные и преследующие одну цель - преобразование и уплотнение жилой застройки устаревшего жилищного фонда с его социальной и инженерной инфраструктурами.

На первом этапе решения этой проблемы необходимо провести анализ технического состояния жилищного фонда (инвентаризацию) и рассмотреть вероятные последствия развития ситуации. По итогам проведенных исследований необходимо разработать муниципальную программу по капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда.

Процесс капитального ремонта и реконструкции жилых домов не может осуществляться без соответствующей нормативно-правовой базы, устанавливающей правоотношения участников, позволяющей, с одной стороны, защитить интересы муниципалитетов, инвесторов и пользователей жилищного фонда, а с другой стороны - стимулировать участников к действиям, направленным на активное участие в капитальном ремонте и реконструкции жилищного фонда.

Каждое мероприятие по проведению работ по капитальному ремонту и реконструкции жилых домов состоит из нескольких этапов:

- первый этап - уточнение технического состояния жилого дома, проработка вариантов капитального ремонта и реконструкции, сбор исходных данных для проектирования, определение инвестиционной модели и разработка проектно-сметной документации;

- второй этап - полное или частичное отселение жителей в маневренный фонд на период проведения ремонта и реконструкции;

- третий этап - заключение договоров на проведение капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда;

- четвертый этап - проведение работ по капитальному ремонту и реконструкции в нормативные сроки;

- пятый этап - сдача объекта в эксплуатацию, возвращение жителей, получение дополнительного (социального) жилья.

Реконструкция и капитальный ремонт жилищного фонда осуществляются при условии экономической эффективности проводимых работ. Относительная экономическая эффективность реконструкции и модернизации рассчитывается в сравнении с новым строительством.

При реконструкции и капитальном ремонте жилищного фонда ухудшение эксплуатационных показателей не допускается.

При реконструкции или капитальном ремонте жилищного фонда возможны надстройка зданий, изменение планировки с учетом современных требований, замена инженерного оборудования, восстановление внешних инженерных коммуникаций, осуществление работ по благоустройству придомовой территории и организации проездов, а также проведение иных необходимых видов работ.

Неотъемлемой частью мероприятий по реконструкции или капитальному ремонту жилых зданий является повышение их тепловой эффективности в соответствии с радикально изменившимися нормативными требованиями по теплозащите зданий.

Объектами, подлежащими капитальному ремонту и реконструкции, являются:

- объекты жилищного фонда, находящиеся в государственной, муниципальной и частной собственности;

- инженерные коммуникации и системы, непосредственно относящиеся к объекту капитального ремонта и реконструкции.

Решение о комплексном капитальном ремонте и реконструкции жилищного фонда принимает собственник объекта жилищного фонда.

Работы по комплексному капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда осуществляются при наличии у заказчика:

- решения органов местного самоуправления о проведении комплексного капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда;

- проекта на комплексный капитальный ремонт и реконструкцию жилого дома;

- разрешения на выполнение строительных работ;

- договоров с гражданами, проживающими в жилых домах, подлежащих капитальному ремонту и реконструкции.

Заказчиком при комплексном капитальном ремонте и реконструкции муниципального жилищного фонда выступают соответственно органы местного самоуправления Грязовецкого муниципального района и Правительство Вологодской области.

Заказчиками при комплексном капитальном ремонте и реконструкции частного и общественного жилищных фондов выступают их собственники либо по их поручению - специализированные организации.

Подрядчик на выполнение работ по капитальному ремонту и реконструкции государственного и муниципального жилищных фондов определяется на конкурсной основе.

Комплексный капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда включает комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания.

В процессе реконструкции ликвидируется физический и моральный износ здания.

Капитальный ремонт здания производится с целью восстановления его ресурса с заменой, при необходимости, отдельных конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных качеств здания.

При капитальном ремонте жилых домов (с реконструкцией) могут осуществляться:

- улучшение планировки помещений в жилых домах, не вызывающее изменения размеров квартир и их количества (без учета квартир, переводимых в установленном порядке в категорию нежилых помещений);

- устройство в жилых домах недостающих, в соответствии с новыми требованиями, видов инженерного оборудования, включая наружные сети (кроме магистральных);

- работы по благоустройству прилегающих к ним территорий.

Капитальный ремонт жилых домов без реконструкции включает:

- ремонт и смену отдельных элементов здания с высоким процентом амортизации без изменения существующей планировки помещений;

- ремонт и смену инженерного оборудования, включая наружные сети (кроме магистральных), работы по благоустройству прилегающих к ним территорий.

На каждой стадии необходимым условием участия в программе будет осуществление мер поддержки комплексного капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда за счет региональных, местных бюджетов, средств населения и иных привлеченных средств.

4. Перечень программных мероприятий

В перечень программных мероприятий включены меры нормативно-правового, организационного и финансового характера.

Предусмотрены меры по информационному обеспечению мероприятий программы.

Реализация программы включает меры по оказанию финансовой поддержки местного и областного бюджетов в реализации проектов комплексного капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда.

Ежегодно администрация Грязовецкого муниципального района будет принимать участие в проводимом Правительством области конкурсе по отбору муниципалитетов области для участия в областной подпрограмме на получение средств из областного бюджета на реализацию проектов комплексного капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда, расположенного на территории района.

Основными критериями участия в конкурсе являются развитие рыночных отношений в коммунальном секторе района, а также требования, предъявляемые к инвестиционным проектам по комплексному капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда, и условия их софинансирования.

Перечень программных мероприятий по реализации программы представлен в приложении N 1 к настоящей программе.

5. Ресурсное обеспечение программы

Разработка системы финансирования капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда в Грязовецком муниципальном районе происходит в условиях высокой инфляции, крайнего недостатка бюджетных средств, отсутствия опыта работы в этом сегменте у организаций банковского сектора.

Реконструировать жилье только за счет средств собственников жилых помещений невозможно из-за значительных расходов на необходимый ремонт зданий. Данная проблема решается путем объединения средств областного и муниципального бюджетов, привлечения средств населения и внебюджетных средств (в первую очередь, заемных средств).

В целом, удовлетворение потребности в финансировании должно осуществляться в основном из внебюджетных источников. Вторым по значимости источником финансирования должны быть средства местного бюджета и собственные средства собственников частного жилья (граждан).

Объемы и источники финансирования программы приведены в приложении N 2 к программе.

Объемы финансирования определяются ежегодно при формировании консолидированного бюджета.

Средства, привлеченные населением, используются с целью улучшения существующего жилья.

В целом, в рамках программы предусматривается финансирование мер по комплексному капитальному ремонту и реконструкции жилого фонда за счет следующих источников:

- средства регионального и местного бюджетов (софинансирование приоритетных проектов);

- средства кредитных организаций и иные заемные средства, используемые для кредитования капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда;

- иные привлеченные инвестиции.

При соответствующих условиях подготовки инвестиционного проекта по капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда возможно получение софинансирования из федерального бюджета в рамках подпрограммы “Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры“ по направлению “ликвидация ветхого и аварийного жилья“.

В основу механизма реализации программы положен принцип экономической целесообразности и заинтересованности всех участников процесса в сохранении и обновлении жилищного фонда.

Правовое, нормативное и методическое регулирование этого процесса будет направлено на стимулирование инвестиционной, организационно-технической и производственной деятельности владельцев жилищного фонда, подрядных и эксплуатационных организаций, повышение качества ремонтно-реконструктивных работ.

Перспективным источником финансирования должен явиться ипотечный кредит банков. Адресные субсидии гражданам позволят активизировать привлечение их собственных средств для реконструкции и модернизации жилищ.

Товариществами, собственниками жилья и другими жилищными объединениями эти же квартиры могут сдаваться в аренду с использованием арендной платы для покрытия части затрат по эксплуатации здания.

Для преодоления организационно-правовых трудностей в проведении реконструкции и капремонта домов, в которых приватизирована лишь часть квартир, предусматриваются меры по ускорению полной приватизации домов и образованию в них кооперативов, кондоминиумов и других видов жилищных товариществ.

С этой целью может быть использована организация товариществ собственников жилья по управлению муниципальным жилищем и др.

6. Механизм реализации программы

Администрация Грязовецкого муниципального района обеспечивает участие муниципальных образований района в реализации мероприятий программы с учетом соответствия мероприятий условиям областной программы и оценочным (интегральным) критериям.

Администрация района осуществляет подготовку проектов по капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда для представлени“ их к отбору в целях финансирования в рамках областной подпрограммы.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду настоящая программа, а не подпрограмма.

Проведение единой научно-технической политики, связанной с проведением капитального ремонта и реконструкции существующего жилищного фонда, будет осуществляться путем конкурсного размещения заказов на подготовку научно-исследовательских работ, проектов нормативных документов и методических материалов, проектно-изыскательских и других видов работ, связанных с проблематикой настоящей подпрограммы.

7. Организация управления программой

и контроль за ходом ее реализации

Координацию и общий контроль за выполнением программы в рамках реализации в целом Адресной программы капитального ремонта многоквартирных жилых домов по Грязовецкому муниципальному району на 2008 - 2011 гг. осуществляет администрация Грязовецкого муниципального района.

Мониторинг выполнения программы, текущее управление и оперативный контроль реализации Адресной программы капитального ремонта многоквартирных жилых домов по Грязовецкому муниципальному району на 2008 - 2011 гг. обеспечивают:

отдел капитального строительства;

отдел архитектуры и градостроительства;

отдел энергетики и транспорта;

управление по контролю и анализу социально-экономического развития района.

Муниципальные образования района, организации коммунального комплекса, участвующие в реализации программы, представляют в отдел капитального строительства отчеты о ходе реализации программы (по установленной форме) в необходимые сроки.

Отдел капитального строительства обобщает указанные отчеты, подготавливает и представляет сводные отчеты о выполнении мероприятий (по установленной форме) в адрес Правительства области.

Информационно-разъяснительная работа, связанная с реализацией программы, организуется через печатные и электронные средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.

8. Оценка социально-экономической эффективности программы

Эффективность реализации программы и использования выделенных на нее средств бюджетов всех уровней обеспечивается за счет:

- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;

- прозрачности прохождения бюджетных средств;

- привлечения частного капитала в проекты комплексного капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда;

- создания эффективных механизмов оценки и управления инвестиционными рисками в проектах комплексного капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда.

Успешное выполнение мероприятий программы позволит обеспечить в 2011 году:

- снижение уровня общего износа основных фондов жилищного сектора;

- рост доли частных инвестиций в комплексный капитальный ремонт и реконструкцию;

- повышение качества и надежности жилищно-коммунальных услуг;

- создание устойчивой институциональной основы для участия частного сектора в финансировании инвестиционных проектов и участия в управлении объектами жилищно-коммунального сектора.

Эффективность реализации программы характеризуется следующими показателями:

- экономия территорий населенных пунктов под размещение эквивалентного количества жилья на новых территориях;

- создание рабочих мест;

- возврат средств областного и местного бюджетов;

- доход от строительной деятельности на территории реконструкции;

- снижение энергопотребления;

- экономия тепловой энергии;

- продление сроков экономически эффективной эксплуатации зданий;

- сокращение эксплуатационных затрат после реконструкции.

Индикаторы оценки социально-экономической эффективности реализации Адресной программы капитального ремонта многоквартирных жилых домов по Грязовецкому муниципальному району на 2008 - 2011 годы представлены в приложениях NN 3 и 4 к настоящей программе.

Приложение N 1

к Адресной программе

капитального ремонта

многоквартирных жилых домов

по Грязовецкому муниципальному району

на 2008 - 2011 годы

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

---T---------------------------------------------------T-----------T--------------------------------¬

¦N ¦ Мероприятия ¦Срок ¦Исполнители (ответственный за ¦

¦ ¦ ¦исполнения ¦исполнение указан первым) ¦

+--+---------------------------------------------------+-----------+--------------------------------+

¦ 1¦Проведение анализа технического состояния жилищного¦2008 - 2009¦Управление по имущественным и ¦

¦ ¦фонда (инвентаризация) ¦ ¦земельным отношениям ¦

¦ ¦ ¦ ¦Предприятия ЖКХ ¦

+--+---------------------------------------------------+-----------+--------------------------------+

¦ 2¦Разработка муниципальной программы капитального ¦2008 - 2009¦Управление по имущественным и ¦

¦ ¦ремонта и реконструкции жилищного фонда (разработка¦ ¦земельным отношениям ¦

¦ ¦концепции преобразования жилищного фонда с ¦ ¦Отдел архитектуры ¦

¦ ¦выделением кварталов, с их классификацией по ¦ ¦Отдел капитального строительства¦

¦ ¦способам капитального ремонта и реконструкции, а ¦ ¦Предприятия ЖКХ ¦

¦ ¦также выявлением последовательности и очередности ¦ ¦ ¦

¦ ¦ремонта и реконструкции всего жилищного фонда) ¦ ¦ ¦

+--+---------------------------------------------------+-----------+--------------------------------+

¦ 3¦Мониторинг эффективности расходования средств, ¦Ежегодно, ¦Отдел капитального строительства¦

¦ ¦собранных с населения за капитальный ремонт ¦2008 - 2011¦Управление финансов ¦

¦ ¦жилищного фонда ¦ ¦Предприятия ЖКХ ¦

+--+---------------------------------------------------+-----------+--------------------------------+

¦ 4¦Разработка методических материалов по ¦2008 - 2009¦Отдел архитектуры и ¦

¦ ¦проектированию, технико-экономической и ¦ ¦градостроительства ¦

¦ ¦социологической оценке эффективности, методам ¦ ¦Отдел капитального строительства¦

¦ ¦осуществления работ по реконструкции, капитальному ¦ ¦ ¦

¦ ¦ремонту типовых зданий и сложившейся из них ¦ ¦ ¦

¦ ¦застройки в различных условиях строительства ¦ ¦ ¦

+--+---------------------------------------------------+-----------+--------------------------------+

¦ 5¦Разработка методов и схем привлечения финансовых ¦2008 - 2009¦Отдел капитального строительства¦

¦ ¦ресурсов, активизации инвестиционной деятельности ¦ ¦Управление финансов ¦

¦ ¦(экономические меры реализации программы, ¦ ¦Управление экономики и ¦

¦ ¦включающие систему безвозмездных субсидий, грантов,¦ ¦прогнозирования ¦

¦ ¦льгот в кредитовании, местном налогообложении, ¦ ¦ ¦

¦ ¦страховании внебюджетных фондов как источников ¦ ¦ ¦

¦ ¦финансирования капитального ремонта и реконструкции¦ ¦ ¦

¦ ¦жилищного фонда) ¦ ¦ ¦

+--+---------------------------------------------------+-----------+--------------------------------+

¦ 6¦Создание, апробация и совершенствование кредитно- ¦2008 - 2009¦Управление финансов ¦

¦ ¦финансовых механизмов обеспечения капитального ¦ ¦Управление экономики и ¦

¦ ¦ремонта и реконструкции жилищного фонда ¦ ¦прогнозирования ¦

¦ ¦ ¦ ¦Отдел капитального строительства¦

+--+---------------------------------------------------+-----------+--------------------------------+

¦ 7¦Информационное обеспечение, пропаганда передового ¦Постоянно, ¦Отдел капитального строительства¦

¦ ¦опыта, обучение работников ремонтно-строительного ¦2008 - 2011¦Отдел архитектуры и ¦

¦ ¦производства и населения методам и средствам ¦ ¦градостроительства ¦

¦ ¦рачительного отношения к жилищу ¦ ¦ ¦

+--+---------------------------------------------------+-----------+--------------------------------+

¦ 8¦Участие в областном конкурсе по отбору ¦Ежегодно, ¦Отдел капитального строительства¦

¦ ¦муниципалитетов и их инвестиционных проектов, ¦2008 - 2011¦Отдел архитектуры и ¦

¦ ¦связанных с комплексным капитальным ремонтом и ¦ ¦градостроительства ¦

¦ ¦реконструкцией жилищного фонда для софинансирования¦ ¦ ¦

¦ ¦из средств областного бюджета ¦ ¦ ¦

+--+---------------------------------------------------+-----------+--------------------------------+

¦ 9¦Реализация инвестиционных проектов по реконструкции¦2008 - 2009¦Отдел капитального строительства¦

¦ ¦и капитальному ремонту жилищного фонда ¦ ¦Предприятия ЖКХ ¦

+--+---------------------------------------------------+-----------+--------------------------------+

¦10¦Обеспечить финансовое оздоровление жилищно- ¦2008 - 2011¦Отдел капитального строительства¦

¦ ¦коммунальных предприятий. Обеспечить условия для ¦ ¦Управление финансов ¦

¦ ¦снижения издержек и повышения качества ¦ ¦Предприятия ЖКХ ¦

¦ ¦предоставляемых жилищно-коммунальных услуг ¦ ¦ ¦

+--+---------------------------------------------------+-----------+--------------------------------+

¦11¦Мониторинг и оценка реализации инвестиционных ¦2008 - 2011¦Отдел капитального строительства¦

¦ ¦проектов по капитальному ремонту и реконструкции ¦ ¦Отдел архитектуры и ¦

¦ ¦жилищного фонда ¦ ¦градостроительства ¦

¦ ¦ ¦ ¦Управление по контролю и анализу¦

¦ ¦ ¦ ¦социально-экономического ¦

¦ ¦ ¦ ¦развития района ¦

+--+---------------------------------------------------+-----------+--------------------------------+

¦12¦Мониторинг и оценка реализации программы ¦2008 - 2011¦Отдел капитального строительства¦

¦ ¦ ¦ ¦Управление по контролю и анализу¦

¦ ¦ ¦ ¦социально-экономического ¦

¦ ¦ ¦ ¦развития района ¦

+--+---------------------------------------------------+-----------+--------------------------------+

¦13¦Разработка и реализация мер по информационному ¦Ежегодно, ¦Отдел капитального строительства¦

¦ ¦обеспечению мероприятий программы в электронных и ¦2008 - 2011¦Отдел архитектуры и ¦

¦ ¦печатных СМИ ¦ ¦градостроительства ¦

+--+---------------------------------------------------+-----------+--------------------------------+

¦14¦Участие в выставках, ярмарках, конференциях, ¦Ежегодно, ¦Отдел капитального строительства¦

¦ ¦презентационных и других мероприятиях, связанных с ¦2008 - 2011¦Отдел архитектуры и ¦

¦ ¦изучением опыта привлечения инвестиций для ¦ ¦градостроительства ¦

¦ ¦реализации проектов по комплексному капитальному ¦ ¦ ¦

¦ ¦ремонту и реконструкции жилищного фонда ¦ ¦ ¦

L--+---------------------------------------------------+-----------+---------------------------------

Приложение N 2

к Адресной программе

капитального ремонта

многоквартирных жилых домов

по Грязовецкому муниципальному району

на 2008 - 2011 годы

ОБЪЕМЫ

ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В 2008 - 2011 ГОДАХ

(млн. рублей в ценах соответствующих лет)

--------------------------------T-------------T-------------------------------¬

¦ Источники финансирования ¦Всего за 2008¦ В том числе ¦

¦ ¦- 2011 гг. +-------T-------T-------T-------+

¦ ¦ ¦2008 г.¦2009 г.¦2010 г.¦2011 г.¦

+-------------------------------+-------------+-------+-------+-------+-------+

¦Всего ¦ 252.64 ¦ 56.0 ¦ 61.3 ¦ 64.5 ¦ 70.84 ¦

+-------------------------------+-------------+-------+-------+-------+-------+

¦в том числе: ¦ ¦

+-------------------------------+-------------T-------T-------T-------T-------+

¦Средства федерального бюджета ¦ 90.0 ¦ 20.0 ¦ 22.0 ¦ 23.0 ¦ 25.0 ¦

+-------------------------------+-------------+-------+-------+-------+-------+

¦Средства областного бюджета ¦ 90.0 ¦ 20.0 ¦ 22.0 ¦ 23.0 ¦ 25.0 ¦

+-------------------------------+-------------+-------+-------+-------+-------+

¦Средства местного бюджета ¦ 60.0 ¦ 14.0 ¦ 15.0 ¦ 15.0 ¦ 16.0 ¦

+-------------------------------+-------------+-------+-------+-------+-------+

¦Средства населения ¦ 12.64 ¦ 2.0 ¦ 2.3 ¦ 3.5 ¦ 4.84 ¦

¦(собственников жилых помещений)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-------------------------------+-------------+-------+-------+-------+--------

Примечание. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению.

Приложение N 3

к Адресной программе

капитального ремонта

многоквартирных жилых домов

по Грязовецкому муниципальному району

на 2008 - 2011 годы

ИНДИКАТОРЫ

ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-------------------------T------------------------------------------------------¬

¦ Предмет оценки ¦ Индикаторы оценки ¦

+------------------------+------------------------------------------------------+

¦Планирование капитальных¦- наличие комплексного плана (программы) проведения ¦

¦ремонтов и реконструкция¦капитальных ремонтов и реконструкции жилищного фонда; ¦

¦жилищного фонда ¦- наличие утвержденной проектно-сметной документации, ¦

¦ ¦связанной с проведением капитальных ремонтов и ¦

¦ ¦реконструкции жилищного фонда ¦

+------------------------+------------------------------------------------------+

¦Объем капитального ¦- динамика объемов проведенного капитального ремонта и¦

¦ремонта и реконструкции ¦реконструкции жилищного фонда (абсолютные и ¦

¦жилищного фонда ¦относительные показатели); ¦

¦ ¦- объем бюджетных расходов на проведение капитального ¦

¦ ¦ремонта и реконструкции жилищного фонда; ¦

¦ ¦- удельный вес частных инвестиций в общем объеме ¦

¦ ¦расходов на проведение капитального ремонта и ¦

¦ ¦реконструкции жилищного фонда ¦

+------------------------+------------------------------------------------------+

¦Качество жилищного фонда¦- доля жилищного фонда, оборудованного основными ¦

¦ ¦системами инженерного обеспечения (водопровод, ¦

¦ ¦канализация, горячее водоснабжение, электроснабжение),¦

¦ ¦в общем объеме жилищного фонда; ¦

¦ ¦- уровень износа жилищного фонда; ¦

¦ ¦- доля ветхого и аварийного жилищного фонда ¦

+------------------------+------------------------------------------------------+

¦Управление жилищным ¦- доля многоквартирного жилого фонда, управляемого ¦

¦фондом ¦частными собственниками; ¦

¦ ¦- доля жилищного фонда, находящегося в управлении ¦

¦ ¦частных организаций, в общем объеме жилищного фонда; ¦

¦ ¦- количество проведенных конкурсов по выбору ¦

¦ ¦управляющих компаний в муниципальном жилищном фонде ¦

L------------------------+-------------------------------------------------------

Приложение N 4

к Адресной программе

капитального ремонта

многоквартирных жилых домов

по Грязовецкому муниципальному району

на 2008 - 2011 годы

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

ИНДИКАТОРОВ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-------------------------T---------------------------T-------T-------T-------T-------¬

¦ Предмет оценки ¦ Индикаторы оценки ¦2008 г.¦2009 г.¦2010 г.¦2011 г.¦

+------------------------+---------------------------+-------+-------+-------+-------+

¦Планирование капитальных¦количество имеющихся ¦ 50 ¦ 90 ¦ 150 ¦ 188 ¦

¦ремонтов и реконструкция¦утвержденных проектно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦жилищного фонда ¦сметных документов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦связанных с проведением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦капитальных ремонтов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦реконструкции жилищного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦фонда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------+---------------------------+-------+-------+-------+-------+

Текст дан в соответствии с официальным текстом документа.

¦Объем капитального ¦количество жилищного фонда,¦ 50 ¦ 90 ¦ 150 ¦ 188 ¦

¦ремонта и реконструкции ¦в котором проведен ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦жилищного фонда ¦капитальный ремонт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦отдельных конструкций (шт.)¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +---------------------------+-------+-------+-------+-------+

¦ ¦удельный вес частных ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦

¦ ¦инвестиций в общем объеме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦расходов на проведение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦капитального ремонта и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦реконструкции жилищного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦фонда (%) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------+---------------------------+-------+-------+-------+-------+

¦Качество жилищного фонда¦уровень износа жилищного ¦ 60 ¦ 55 ¦ 50 ¦ 45 ¦

¦ ¦фонда (%) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +---------------------------+-------+-------+-------+-------+

¦ ¦доля ветхого и аварийного ¦ 14 ¦ 10 ¦ 7 ¦ 3 ¦

¦ ¦жилищного фонда (%) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L------------------------+---------------------------+-------+-------+-------+--------