Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.08.2007 N А13-2823/2007 <Не подлежат удовлетворению требования государственного органа по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в связи с тем, что они аналогичны тем требованиям, которые были предметом рассмотрения судом ранее и не были удовлетворены>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 августа 2007 г. по делу N А13-2823/2007

Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2007 г.

Полный текст решения изготовлен 29 августа 2007 г.

Арбитражный суд в составе судьи Сальникова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ц.Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Вологодской области к открытому акционерному обществу “С-ль“

о взыскании 38955424 руб. 22 коп.

с участием представителей:

истца - Е.Н.Н., по доверенности от 26.01.2007, И.В.Ю., по доверенности от 10.01.2007, К.А.В., по доверенности от 14.06.2007

ответчика - М., по доверенности от 15.05.2006, Б., по доверенности от 15.05.2006

установил:

Управление по
технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Вологодской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу “С-ль“ (далее - Общество) о взыскании 38955424 рублей 22 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду, оказанное в 2006 году.

Заслушав объяснения представителей сторон, и исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В 2006 году Общество обратилось в Управление с заявлением об установлении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в 2006 году. Письмами от 29.09.2006 N 14-08/1056 и от 19.10.2006 N 10/7710, а также письмом от 28.11.2006 N 14-08/1801 Обществу было отказано в утверждении лимитов на выбросы и сбросы на 2006 год.

В дальнейшем Управление в письмах от 23.11.2006 N 10/8690 и от 11.12.2006 N 10/9149 потребовало от Общества уплатить 10388469 руб. 67 коп. доплаты за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и 13484088 руб. 27 коп. доплаты за сбросы загрязняющих веществ в водоемы за 9 месяцев 2006 года. Необходимость внесения дополнительных платежей была обоснована тем, что в связи с отказом в установлении ВСС и ВСВ, все сбросы и выбросы сверх установленных нормативов должны были считаться сверхлимитными.

Кроме того, 22 декабря 2006 года в адрес Общества была направлена Претензия N 10/9750, в которой содержались аналогичные требования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из
нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Кроме того, согласно пунктом 3 статьи 23 указанного Закона, при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Таким образом, система нормирования в области охраны окружающей среды, установленная упомянутым Законом, предусматривает возможность установления нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ, а также лимитов на выбросы и сбросы веществ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 был утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - “Порядок“).

В соответствии с пунктом 2 Порядка устанавливается два вида базовых нормативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

В соответствии с пунктом 3 Порядка плата в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Согласно пункту 4 Порядка плата в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата
за сверхлимитное загрязнение окружающей среды в соответствии с пунктом 5 Порядка определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Согласно пункту 6 Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.

Таким образом, пункт 6 применяется в случае отсутствия у природопользователя разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ.

Материалами дела подтверждается и истцом не оспаривается, что Обществу были установлены показатели предельно допустимых выбросов и сбросов (ПДВ, ПДС). Исходя из этого, пункт 6 Порядка не может быть применен к отношениям сторон и использован при расчете платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ. Иное толкование пункта 6 Порядка привело бы к тому, что с природопользователя взималась плата с применением пятикратного повышающего коэффициента к платежам за все выбросы, сбросы, осуществленные, в том числе, в пределах установленных предельно допустимых выбросов и сбросов.

Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26 января 1993 года, в развитие существующих положений, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 были утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (далее - “Указания“). В соответствии с пунктом 5.1 Указаний масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ подразделяется на следующие категории:

предельно допустимые выбросы, сбросы (ПДВ и ПДС);

временно согласованные выбросы,
сбросы (ВСВ и ВСС) или лимиты, устанавливаемые на период достижения ПДВ и ПДС;

превышение нормативных (при отсутствии утвержденных ВСВ, ВСС или лимитов) или временно согласованных (лимитных) выбросов (сбросов) считается сверхлимитными выбросами (сбросами).

Приложение N 1 “Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды“ к Указаниям устанавливает формулы, по которым следует рассчитывать плату за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов (п. 1.1), плату за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (п. 1.2) и плату за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ (п. 1.3).

Согласно пункту 1.3 Приложения N 1 размер платы за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент:

n

Пол атм = 5 SUM Слi атм x (Мi атм - Млi атм) (5)

i=1

при Мi атм > Млi атм, где:

i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2... n);

Пол атм - плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ (руб.);

Слi атм - ставка платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);

Мi атм - фактический выброс i-го загрязняющего вещества;

Млi атм - выброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (тн).

Слi атм =
Нблi атм x Кэ атм (4), где:

Нблi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);

Кэ атм - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе.

Исходя из этого, в Указаниях для расчета платы за сверхлимитный выброс использована ставка платы за выброс загрязняющего вещества в пределах установленного лимита. Обществу было отказано в установлении ВСС и ВСВ, т.е. было отказано в применении ставок платы за выброс загрязняющего вещества в пределах установленного лимита.

Исходя из этого, при расчете платы, подлежащей внесению Обществом, нельзя использовать ставки платы в пределах установленных лимитов, что исключает применение приведенной формулы.

Кроме того, приведенная формула содержит такой показатель как Млi атм (выброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (тн). В связи с не установлением лимита эта переменная также не может быть использована при проведении расчета платы.

Иной формулы, позволяющей рассчитать размер платы за выброс загрязняющего вещества при превышении ПДВ (ПДС) и отсутствии согласованных ВСВ (ВСС), Указания не содержат.

Таким образом, действующее законодательство не позволяет произвести расчет платы за выброс, сброс загрязняющего вещества в количествах, превышающих установленные природопользователю показатели ПДВ (ПДС) при отсутствии установленных лимитов.

Управлением 17.01.2007 было вынесено постановление N 4 о назначении административного наказания.

Указанным постановлением Общество было привлечено к административной ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 8.41 КоАП РФ) в связи с невнесением платежей за негативное сверхлимитное воздействие на окружающую среду.

Данное постановление было обжаловано Обществом в Арбитражном суде Вологодской области.

Арбитражный суд Вологодской области признал указанное постановление незаконным. Решение не обжаловано и вступило в законную
силу.

Среди оснований для признания постановления незаконным Арбитражный суд указал, что Обществом была “внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащая уплате по итогам 3-го квартала 2006 года в установленный срок. Размер платы, установленный Управлением Ростехнадзора не доказан, судом считается не установленным“.

При таких обстоятельствах суд счел не доказанным административным органом событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП.

Заявленные в настоящем деле исковые требования сводятся к утверждению о том, что действующее законодательство устанавливает обязанность природопользователей при отсутствии установленных лимитов вносить платежи, рассчитанные с использованием ставок платы в пределах установленных лимитов. Таким образом, эти требования аналогичны тем, которые были предметом рассмотрения Арбитражного суда Вологодской области при производстве по делу N А13-509/2007-27.

В соответствии со ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом Арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении Арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Руководствуясь статьями 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

решил:

отказать Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Вологодской области в удовлетворении иска о взыскании с открытого акционерного общества “С-ль“ 38955424 руб. 22 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья

Е.Г.САЛЬНИКОВ