Приказ Департамента здравоохранения Вологодской области от 17.07.2007 N 471 “О разработке (адаптации) медико-экономических стандартов оказания стационарной помощи“ (вместе с “Методическими рекомендациями по разработке (адаптации федеральных стандартов) стандартов оказания стационарной медицинской помощи и расчету медико-экономических стандартов“)
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИПРИКАЗ
от 17 июля 2007 г. N 471
О РАЗРАБОТКЕ (АДАПТАЦИИ) МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СТАНДАРТОВ ОКАЗАНИЯ СТАЦИОНАРНОЙ ПОМОЩИ
В целях реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, приказываю:
1. Утвердить методические рекомендации по разработке (адаптации) стандартов оказания стационарной медицинской помощи и расчету медико-экономических стандартов (приложение 1).
2. Утвердить состав рабочих групп (приложение 2).
3. Руководителям рабочих групп представить в отдел лечебно-профилактической помощи департамента здравоохранения области региональные стандарты оказания медицинской помощи для государственных учреждений здравоохранения (областные ЛПУ), для муниципальных учреждений городских округов (ЛПУ г. Вологды и г. Череповца) и муниципальных учреждений районов (ЦРБ), разработанные на основе федеральных стандартов, к 1 сентября 2007 года.
4. Руководителям государственных и муниципальных учреждений, участвующих в разработке медико-экономических стандартов, рассчитать и представить в сектор по планированию и реализации ПГГ департамента здравоохранения области (Ковригина С.В.) нормативы финансовых затрат на основе представленных стандартов к 1 октября 2007 года.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя начальника департамента М.Д. Дуганова.
Начальник департамента
А.А.КОЛИНЬКО
Приложение 1
к Приказу
Департамента здравоохранения области
от 17 июля 2007 г. N 471
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ (АДАПТАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ)
СТАНДАРТОВ ОКАЗАНИЯ СТАЦИОНАРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
И РАСЧЕТУ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
Необходимость разработки Региональных стандартов оказания стационарной медицинской помощи (далее - Региональные стандарты) определяется:
- Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании“;
- Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607).
Разработка Региональных требований, являющихся документами системы стандартизации в здравоохранении областного уровня, преследует цели совершенствования системы управления качеством медицинской помощи, развития медицинской практики, основанной на принципах доказательной медицины, и обеспечения равнодоступности минимально достаточного объема медицинских услуг и лекарственных средств.
Область применения Региональных стандартов
Региональные стандарты будут использоваться для информационной поддержки специалистов Вологодской области при оказании медицинской помощи на госпитальном этапе, для контроля качества стационарной медицинской помощи при ведомственной и вневедомственной экспертизе, для определения табелей оснащения лечебно-профилактических учреждений медицинской техникой и оборудованием, регуляции ресурсного обеспечения, расчета реальной стоимости медицинских услуг при различных нозологиях.
Региональные стандарты представляют региональный уровень трехуровневой системы стандартизации, регулирующей объемы и качество оказания медицинской помощи для государственных учреждений здравоохранения (областные ЛПУ), для муниципальных учреждений городских округов (ЛПУ г. Вологды и г. Череповца) и муниципальных учреждений районов (ЦРБ).
Нормативные ссылки
Разрабатываемый проект региональных требований должен соответствовать следующим документам:
- ОСТ 91500.09.0001-1999 “Протоколы ведения больных. Общие требования“ (Приказ МЗ РФ от 03.08.1999 N 303);
- ОК ПМУ N 91500.09.0001-2001 “Простые медицинские услуги“ (Приказ МЗ РФ от 22.12.1998 N 374);
- ОК СКМУ 91500.09.002-2001 “Сложные и комплексные медицинские услуги“ (Приказ МЗ РФ от 16.07.2001 N 268);
- ОСТ 91500.09.0003-2001 “Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав“ (Приказ МЗ РФ от 16.07.2001 N 269);
- Действующие Стандарты медицинской помощи, утвержденные приказами МЗ и СР РФ, адаптированные к региональным условиям;
- Формулярный перечень лекарственных средств Вологодской области.
Допускается использование дополнительных нормативных документов;
- Номенклатура работ и услуг в здравоохранении.
Предполагаемая социальная
и экономическая значимость разработки
Внедрение региональных стандартов позволит:
1) Совершенствовать систему управления качеством медицинской помощи больным на госпитальном этапе;
2) Обеспечить равнодоступность медицинской помощи надлежащего качества;
3) Защищать права пациента и врача при разрешении спорных и конфликтных вопросов;
4) Обеспечить рациональное использование имеющихся ресурсов.
Общие требования к разрабатываемому документу
Основные термины
----------------T-------------------------------------------------¬
¦Стандарт ¦Документ, в котором в целях добровольного ¦
¦ ¦многократного использования устанавливаются ¦
¦ ¦характеристики продукции, правила осуществления и¦
¦ ¦характеристики процессов производства, ¦
¦ ¦эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и ¦
¦ ¦утилизации, выполнения работ или оказания услуг ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Стандарт ¦Документ системы стандартизации в ¦
¦медицинской ¦здравоохранении, определяющий требования к ¦
¦помощи ¦оказанию медицинской помощи больному при ¦
¦ ¦определенном заболевании, с определенным ¦
¦ ¦синдромом или при определенной клинической ¦
¦ ¦ситуации ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Модель пациента¦Сконструированное описание объекта (заболевание, ¦
¦ ¦синдром, клиническая ситуация), регламентирующее ¦
¦ ¦совокупность клинических или ситуационных ¦
¦ ¦характеристик, выполненное на основе оптимизации ¦
¦ ¦выбора переменных (осложнение, фаза, стадия ¦
¦ ¦заболевания) с учетом наибольшего их влияния на ¦
¦ ¦исход и значимых причинно-следственных связей, ¦
¦ ¦определяющее возможность и необходимость описания¦
¦ ¦технологии оказания медицинской помощи ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Нозологическая ¦Совокупность клинических, лабораторных и ¦
¦форма ¦инструментальных диагностических признаков, ¦
¦ ¦позволяющих идентифицировать заболевание ¦
¦ ¦(отравление, травму, физиологическое состояние) и¦
¦ ¦отнести его к группе состояний с общей этиологией¦
¦ ¦и патогенезом, клиническими проявлениями, общими ¦
¦ ¦подходами к лечению и коррекции состояния ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Синдром ¦Состояние, развивающееся как следствие ¦
¦ ¦заболевания и определяющееся совокупностью ¦
¦ ¦клинических, лабораторных, инструментальных ¦
¦ ¦диагностических признаков, позволяющих ¦
¦ ¦идентифицировать его и отнести к группе состояний¦
¦ ¦с различной этиологией, но общими патогенезом, ¦
¦ ¦клиническими проявлениями, общими подходами к ¦
¦ ¦лечению, зависящих, вместе с тем, и от ¦
¦ ¦заболеваний, лежащих в основе синдрома ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Осложнение ¦- Присоединение к заболеванию синдрома нарушения ¦
¦заболевания ¦физиологического процесса; ¦
¦ ¦- нарушение целостности органа или его стенки; ¦
¦ ¦- кровотечение; ¦
¦ ¦- развившаяся острая или хроническая ¦
¦ ¦недостаточность функции органа или системы ¦
¦ ¦органов ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Медицинская ¦Мероприятие или комплекс мероприятий, ¦
¦услуга ¦направленных на профилактику заболеваний, их ¦
¦ ¦диагностику и лечение, имеющих самостоятельное ¦
¦ ¦законченное значение и определенную стоимость ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Простая ¦Далее неделимая услуга, выполняемая по формуле: ¦
¦медицинская ¦“пациент“ + “специалист“ = “один элемент ¦
¦услуга (ПМУ) ¦профилактики, диагностики или лечения“ ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Сложная ¦Набор простых медицинских услуг, который требует ¦
¦медицинская ¦для своей реализации определенного состава ¦
¦услуга (СМУ) ¦персонала, комплексного технического оснащения, ¦
¦ ¦специальных помещений и т.д., отвечающий формуле:¦
¦ ¦“пациент“ + “комплекс простых услуг“ = “этап ¦
¦ ¦профилактики, диагностики или лечения“ ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Комплексная ¦Набор сложных и (или) простых медицинских услуг, ¦
¦медицинская ¦заканчивающихся либо проведением профилактики, ¦
¦услуга ¦либо установлением диагноза, либо окончанием ¦
¦ ¦проведения определенного этапа лечения по ¦
¦ ¦формуле: “пациент“ + “простые + сложные услуги“ =¦
¦ ¦“проведение профилактики, установление диагноза ¦
¦ ¦или окончание проведения определенного этапа ¦
¦ ¦лечения“ ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Международное ¦Непатентованное название лекарственного средства,¦
¦непатентованное¦принятое ВОЗ ¦
¦название (МНН) ¦ ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Основные ¦В настоящем документе - это простые, сложные или ¦
¦медицинские ¦комплексные медицинские услуги, лекарственные ¦
¦услуги, ¦средства, назначаемые всем пациентам (100% ¦
¦медикаменты ¦обратившихся), составляющим определенную модель ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Дополнительные ¦В настоящем документе - это простые, сложные или ¦
¦медицинские ¦комплексные медицинские услуги, лекарственные ¦
¦услуги ¦средства, назначаемые только части пациентам ¦
¦ ¦(менее 100% обратившихся), составляющим ¦
¦ ¦определенную модель ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Медико- ¦Стандарт оказания медицинской помощи, ¦
¦экономический ¦рассчитанный по суммарной экономический стоимости¦
¦стандарт ¦простых услуг ¦
L---------------+--------------------------------------------------
Формирование рабочей группы. Порядок работы в группе
Текст дан в соответствии с официальным текстом документа.
В работе над Региональными стандартами (адаптации федеральных стандартов) по каждому заболеванию должна принимать группа врачей-специалистов (разработчики). Проект каждого документа рецензируется не менее чем одним рецензентом и согласовывается с главными штатными (внештатными) специалистами департамента здравоохранения Вологодской области по соответствующему профилю.
Все решения при подготовке Региональных требований рабочая группа принимает на основе согласия (консенсуса). Голосование не допускается.
Для оптимальной работы из членов рабочей группы выбирается основной разработчик, который формирует основу будущего документа на основании федерального стандарта или разрабатывает стандарт при отсутствии федерального. Затем проект передается соразработчикам, которые вносят дополнения, замечания, предложения.
Разработанный (адаптированный) стандарт направляют для утверждения приказом департамента здравоохранения.
Структура Региональных стандартов
Основные разделы:
1. Проект приказа
2. Описание модели пациента
3. Перечень услуг (обязательных и дополнительных) для диагностики заболевания
4. Перечень услуг (обязательных и дополнительных) для лечения заболевания
5. Требования к фармакотерапии.
Проект приказа содержит:
- перечень нормативных правовых документов и литературы, использованных при подготовке документа;
- пояснения к стандартам (в случае необходимости).
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
2. Модель пациента
Оформляется в соответствии с приложением 1.
3. Перечень простых и сложных (комплексных) медицинских услуг обязательного и дополнительного ассортимента для диагностики заболевания
4. Перечень простых и сложных (комплексных) медицинских услуг обязательного и дополнительного ассортимента для лечения заболевания
Перечни простых и сложных (комплексных) медицинских услуг составляются раздельно для этапов диагностики заболевания и лечения (приложение 2). При этом учитывается, что на диагностическом этапе медицинские услуги используются собственно для первичной диагностики, а на лечебном этапе диагностические услуги могут быть использованы для контроля за ходом лечения. Поэтому одна и та же медицинская услуга может быть включена и в таблицу диагностических услуг, и в таблицу лечебных услуг.
Для каждой услуги должны быть обозначены:
1 - код услуги,
2 - наименование услуги (выбор кода и наименования услуги следует осуществлять из классификатора “Номенклатура работ и услуг в здравоохранении“ (приложение 3 - не приводится),
3 - частота представления - доля нуждающихся от числа зарегистрированных больных,
4 - кратность представления за время лечения одному пациенту.
Каждой модели пациента соответствуют перечни работ и услуг двух уровней:
- обязательные услуги - минимальный набор работ и услуг, оказываемых каждому пациенту независимо от особенностей течения заболевания (частота предоставления = 1.0);
- дополнительные услуги - набор работ и услуг, обусловленных особенностями течения заболевания, которые назначаются не всем пациентам данной модели (частота предоставления менее 1.0, например, коэффициент 0.3 означает, что указанную услугу должны получить 30% пациентов).
Критерии назначения работ и услуг дополнительного перечня описываются в виде пояснений под таблицей простых и сложных (комплексных) медицинских услуг дополнительного ассортимента.
В случае адаптации под региональный (муниципальный) уровень из федерального стандарта удаляются все простые услуги, не обеспеченные необходимым табелем оснащения и условиями для их оказания. Могут добавляться услуги, необходимые для качественного оказания медицинской помощи, из перечня номенклатуры работ и услуг.
5. Требования к фармакотерапии
Отдельно заполняются требования к терапии лекарственными средствами обязательного ассортимента и дополнительного ассортимента. Включение лекарственного средства в обязательный перечень определяет частота его назначения, равная 1.
Для заполнения раздела используется “Формулярный перечень лекарственных средств Вологодской области“.
При заполнении таблицы следует вносить усредненные дозы. Внесение интервала доз (например: 100 - 200 мг) не допускается. Рекомендуется приводить наиболее часто назначаемые дозы в расчете на 70 кг массы тела для взрослого и 25 кг - для ребенка (7 лет). Для верификации целесообразности включения того или иного лекарственного средства или фармакотерапевтической группы в обязательный ассортимент протокола необходимо изучить научные доказательства клинической эффективности и безопасности лекарственных средств.
6. Экономический расчет стандарта оказания медицинской услуги в стационаре
После разработки (адаптации) регионального стандарта группа разработчиков передает его в экономическую службу ЛПУ для расчета его стоимости. При расчете стоимости используется единая методика расчета стандарта, утвержденная МЗ и СР. Расчет проводится на основе фактических затрат учреждения.
При расчете стоимости изменения в предложенный набор медикаментов не допускаются. После расчета регионального (муниципального) стандарта в ЛПУ расчет передается в сектор планирования и реализации ПГГ департамента здравоохранения. Сектор проводит экономический анализ предложенных стандартов ЛПУ по каждому уровню. При этом оцениваются также возможности оказания данного стандарта на определенном уровне (табель оснащения). Затем проводят усреднение экономического расчета по каждому уровню (на базе фактических затрат ЛПУ) в целом для Вологодской области. Усредненные медико-экономические стандарты утверждаются приказом ДЗО.
Приложение 1
ФОРМЫ
для оформления сведений по модели пациента
Нозологическая (синдромальная) модель больного
----------------------------------T------------------------------¬
¦ Раздел ¦ Наименование ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦01 Нозологическая форма (Синдром)¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦02 Код по МКБ-10 ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦03 Фаза ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦04 Стадия ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦05 Осложнения ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦06 Категория возрастная ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦Дополнительные критерии и признаки, определяющие модель пациента¦
¦(пол, беременность и др.) ¦
L-----------------------------------------------------------------
Приложение 2
ФОРМА
для оформления перечня медицинских услуг
обязательного и дополнительного ассортиментов------¬
¦ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО (ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО) АССОРТИМЕНТА¦
+------------T------------------------T--------------T------------------+
¦ Код услуги ¦Наименование медицинской¦Частота ¦Среднее количество¦
¦ ¦услуги ¦предоставления¦ ¦
+------------+------------------------+--------------+------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+------------------------+--------------+------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------+------------------------+--------------+-------------------
Пояснения:
_____________________________________
Приложение 2
к Приказу
Департамента здравоохранения области
от 17 июля 2007 г. N 471
УТВЕРЖДЕННЫЙ СОСТАВ
РАБОЧИХ ГРУПП ПО РАЗРАБОТКЕ КЛИНИЧЕСКИХ
СТАНДАРТОВ ПО СЛЕДУЮЩИМ КЛИНИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
1. Разработка клинических стандартов по терапии:
Банщиков Геннадий Трофимович - руководитель группы, консультант отдела лечебно-профилактической помощи взрослому населению и стандартизации департамента здравоохранения
Кошинин Михаил Николаевич - заместитель руководителя рабочей группы, заместитель главного врача ГУЗ “Вологодская областная больница N 1“
Швецова Наталья Васильевна - главный внештатный кардиолог области
Рыбаков Николай Владимирович - главный внештатный ревматолог области
Смирнова Ольга Михайловна - главный внештатный пульмонолог области
Трубкина Наталья Николаевна - главный внештатный аллерголог области
Власова Ирина Феликсовна - главный внештатный гастроэнтеролог области
Анчукова Людмила Викторовна - главный внештатный гематолог области
Евдокимова Татьяна Васильевна - главный внештатный нефролог области
Кошинин Михаил Николаевич - главный внештатный эндокринолог области
Ершов Иван Иванович - главный внештатный профпатолог области
Комаричев Сергей Васильевич - главный внештатный дерматовенеролог области
Москвина Ольга Александровна - главный внештатный невролог области
Гаврищук Татьяна Александровна - главный внештатный фтизиатр области
Фалалеева Ольга Игоревна - главный внештатный психиатр области
Лавров Павел Галактионович - главный внештатный нарколог области
Калугина Анна Алексеевна - главный внештатный клинический фармаколог области
Карачевцев Владимир Дмитриевич - главный внештатный анестезиолог-реаниматолог области
Подгорочная Татьяна Николаевна - главный внештатный инфекционист области
Смирнов Владимир Николаевич - главный внештатный инфекционист области по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией.
2. Разработка клинических стандартов по хирургии:
Стренаков Владимир Петрович - руководитель рабочей группы, главный специалист (хирург) отдела лечебно-профилактической помощи и стандартизации департамента здравоохранения области
Литенков Владимир Михайлович - заместитель руководителя группы, заместитель главного врача ГУЗ “Вологодская областная больница N 1“
Раздрогин Владимир Александрович - главный внештатный хирург области
Трунов Анатолий Дмитриевич - главный внештатный кардиохирург области
Малышев Николай Николаевич - главный внештатный сосудистый хирург области
Чистяков Геннадий Михайлович - главный внештатный нейрохирург области
Лазаренко Валерий Иванович - главный внештатный травматолог-ортопед области
Балалаев Юрий Константинович - главный внештатный детский хирург области
Ежов Анатолий Борисович - главный внештатный онколог области
Лисенков Вячеслав Вадимович - главный внештатный стоматолог области
Беляев Василий Мифодьевич - главный внештатный оториноларинголог области
Зеленцов Сергей Николаевич - главный внештатный офтальмолог области
Николаев Сергей Юрьевич - главный внештатный уролог области.
3. Акушерство и гинекология:
Удалов Александр Павлович - руководитель рабочей группы, главный специалист (акушер-гинеколог) отдела материнства и детства департамента здравоохранения
Буренков Геннадий Михайлович - заместитель руководителя рабочей группы, заместитель главного врача ГУЗ “Вологодская областная больница N 1“.
4. Педиатрия:
Чертова Зинаида Вениаминовна - руководитель рабочей группы, главный специалист (педиатр) отдела материнства и детства департамента здравоохранения
Садовщикова Анна Николаевна - заместитель руководителя рабочей группы, заместитель главного врача ГУЗ “Вологодская областная детская больница“.