Законы и постановления РФ

Решение Вологодского областного суда от 14.06.2007 N 3-36/2007 <О признании недействительным абзаца 1 статьи 1 Закона Вологодской области от 10.01.2007 N 1540-ОЗ “Об установлении исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений в Вологодской области“>

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 июня 2007 г. по делу N 3-36/2007

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Король И.Н.

с участием прокурора Лазарева Д.В.

при секретаре Петуховой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Вологодской области о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим в части пункта 1 статьи 1 закона области от 10 января 2007 года N 1540-ОЗ “Об установлении исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений в Вологодской области“,

установил:

прокурор Вологодской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим в части пункта 1 статьи 1 закона области от 10 января
2007 года N 1540-ОЗ “Об установлении исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений в Вологодской области“.

В обоснование указал, что статьей 1 указанного закона к исключительным случаям заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений в Вологодской области без проведения аукциона отнесены:

1) заготовка древесины для собственных нужд бюджетными учреждениями, сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, зарегистрированными и находящимися на территории Вологодской области, в пределах установленных нормативов;

2) заготовка древесины юридическими и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, заключившими в установленном порядке договоры аренды участков лесного фонда до 1 января 2007 года, в границах арендованного участка лесного фонда.

Положения данной статьи, по мнению прокурора, частично противоречат требованиям федерального законодательства по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и в силу ст. 76 принимаемые по вопросам совместного ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству. Согласно пп. 60 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ к полномочиям субъектов РФ относится утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством. Главой 7 Лесного кодекса РФ определены основные условия договора купли-продажи лесных насаждений и порядок его заключения. Согласно п. 3 ст. 75 ЛК РФ
к договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 77 ЛК РФ договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 (проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов) и 30 (заготовка гражданами древесины для собственных нужд) ЛК РФ. Данный перечень случаев заключения договоров купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона является исчерпывающим, и требования Лесного кодекса РФ о проведении аукциона при заключении договора купли-продажи лесных насаждений являются обязательными. Субъекту Российской Федерации предоставлено лишь право устанавливать исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений. Законодательное Собрание Вологодской области вышло за пределы предоставленных ему полномочий, устанавливая положения, при которых заготовка древесины на основании договора купли-продажи осуществляется без проведения аукциона. Просил признать пункт 1 статьи 1 закона области от 10 января 2007 года N 1540-ОЗ “Об установлении исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений в Вологодской области“ слова “без проведения аукциона“ противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению.

В судебном заседании прокурор просил заявление удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представитель Законодательного Собрания Вологодской области Гибов А.А. с доводами прокурора не согласился со ссылкой на представленные в письменном виде возражения. Полагал, что статья 1 закона области от 10 января 2007 года N 1540-ОЗ действующему законодательству не противоречит, и просил в удовлетворении заявления прокурора отказать.

В возражениях указано, что, устанавливая законом области исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений
в Вологодской области без проведения аукциона, Законодательное Собрание области не вышло за рамки полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации ч. 6 ст. 75 Лесного кодекса РФ, которой субъектам Российской Федерации предоставлено право своими законами устанавливать исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений и реализация данной нормы на практике путем принятия субъектами Российской Федерации законов, устанавливающих вышеназванные исключительные случаи, позволяет максимально учитывать интересы регионов, а также вносить в случае необходимости изменения и дополнения в нормативные правовые акты, регулирующие указанные вопросы. Таким образом, субъектами Российской Федерации (в зависимости от интересов регионов) предусматриваются различные исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого без проведения аукциона. Статьи 75 и 77 ЛК РФ имеют одинаковую юридическую силу. Лесной кодекс определения понятия “исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений“ не содержит, и им установлены только общие правила по регулированию договора купли-продажи лесных насаждений. При разработке закона области N 1540-ОЗ учитывалось, что лица, указанные в п. 1 ст. 1, ввиду ограниченности финансовых средств не смогут составить конкуренцию предпринимателям в открытом аукционе, а специализированных аукционов для данной категории не предусмотрено. Заключение договора купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона с юридическими лицами и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые уже заключили в установленном порядке договоры аренды участков лесного фонда до 1 января 2007 года, обосновывается тем, что данные арендаторы уже участвовали в торгах, по результатам которых были заключены соответствующие договоры аренды участков лесного фонда.

Губернатором Вологодской области представлены заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв, в
котором указано о согласии с заявлением прокурора со ссылкой на несоответствие пункта 1 статьи 1 закона области от 10 января 2007 года N 1540-ОЗ требованиям Лесного кодекса Российской Федерации по указанным прокурором основаниям.

Выслушав заявителя и представителя Законодательного Собрания Вологодской области, изучив материалы дела, суд полагает заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Действительно, в соответствии с ч. 1 п. “в“ статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и, как установлено статьей 76, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2), при этом последние не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (ч. 5).

Как установлено судом, Закон Вологодской области от 10 января 2007 года N 1540-ОЗ “Об установлении исключительных случаев заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Вологодской области“, опубликованный в установленном порядке 13 января 2007 года и вступивший в силу со дня официального его опубликования, устанавливает исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений в Вологодской области.

Статьей 1 этого Закона предусмотрено, что к исключительным случаям заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений в Вологодской области без проведения аукциона относятся:

1) заготовка древесины для собственных нужд бюджетными учреждениями, сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, зарегистрированными и находящимися на территории Вологодской области, в пределах установленных нормативов;

2) заготовка древесины юридическими и
физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, заключившими в установленном порядке договоры аренды участков лесного фонда до 1 января 2007 года, в границах арендованного участка лесного фонда.

Случаи заготовки древесины по договору купли-продажи рассматриваются Лесным кодексом Российской Федерации как исключительные и действительно должны быть установлены законами субъектов РФ, однако порядок заключения такого договора урегулирован главой 7 указанного Кодекса и ст. 77 ч. 1 его прямо установлено, что договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 Лесного кодекса РФ.

Статьей 19 Лесного кодекса РФ урегулированы мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, а статьей 30 - заготовка гражданами древесины для собственных нужд.

Предусмотренные статьей 1 закона области от 10 января 2007 года N 1540-ОЗ “Об установлении исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений в Вологодской области“ случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи под действие статей 19 и 30 Лесного кодекса РФ не подпадают, следовательно, доводы прокурора о противоречии федеральному закону указанной нормы закона области в части, позволяющей заключение договора купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона, являются обоснованными, поскольку ч. 1 ст. 77 Лесного кодекса РФ установлено общее правило о заключении договора купли-продажи лесных насаждений именно по результатам аукциона.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного
указанного судом времени.

На основании изложенного суд считает необходимым признать абзац 1 статьи 1 закона области от 10 января 2007 года N 1540-ОЗ “Об установлении исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений в Вологодской области“ в части, предусматривающей заключение договора купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона, противоречащим федеральному закону и не действующим со дня его принятия.

Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление прокурора Вологодской области удовлетворить: признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня его принятия абзац 1 статьи 1 закона области от 10 января 2007 года N 1540-ОЗ “Об установлении исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений в Вологодской области“ в части, предусматривающей заключение договора купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона.

Решение может быть обжаловано путем принесения кассационного представления либо кассационной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий

И.Н.КОРОЛЬ