Постановление Муниципального Собрания Кичменгско-Городецкого муниципального района от 29.05.2007 N 56 “Об утверждении Концепции и проекта Программы сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений в системе дистанционного образования“
МУНИЦИПАЛЬНОЕ СОБРАНИЕКИЧМЕНГСКО-ГОРОДЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2007 г. N 56
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ И ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ СЕТЕВОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С целью создания и развития единой образовательной информационной среды муниципальной системы образования, обеспечивающей условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий, повышения качества образования, успешной социализации выпускников в условиях рыночной экономики и создания единого информационного пространства, Муниципальное Собрание постановляет:
1. Утвердить Концепцию и Программу “Модель сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений в системе дистанционного образования на 2007 - 2010 годы“ (прилагаются).
2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации района Г.П. Труфанову.
Глава района
А.И.ЛЕТОВАЛЬЦЕВ
Утверждена
Постановлением
Муниципального Собрания
Кичменгско-Городецкого
муниципального района
от 29 мая 2007 г. N 56
КОНЦЕПЦИЯ
СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КИЧМЕНГСКО-ГОРОДЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
Заказчик - Управление образования района.
Основные разработчики Концепции: руководители Управления образования района, руководители информационно-методического центра, специалисты Управления образования, методисты информационно-методического центра.
Назначение Концепции - определение единых для организаторов и участников системы образования сельских школьников района стратегических целей, содержания, форм и методов обучения и воспитания детей на селе в условиях оптимизации сети образовательных учреждений.
Концепция может быть положена в основу конструктивного взаимодействия органов местного самоуправления, средств массовой информации, общественных формирований, учреждений всех форм собственности района в области образования сельских школьников.
Концепция призвана способствовать:
- обеспечению развития образования района с учетом требований региона;
- обеспечению выполнения обязательного минимума общего образования в образовательных учреждениях района в соответствии с государственными стандартами;
- совершенствованию подготовки и переподготовки кадров;
- информированию обучающихся, учителей, родителей, педагогической общественности и населения о вариативности форм образования, в том числе дистанционного, в школах района.
Исполнители: образовательные учреждения района, дошкольные учреждения, основные и средние общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования.
Ожидаемые результаты
Перевод муниципальной системы образования в новое качественное состояние:
- создание необходимых условий, обеспечивающих доступность образования и повышение образовательного уровня сельских школьников;
- обеспечение оптимальной организации муниципального образовательного пространства в соответствии с имеющимися условиями (меняющаяся демографическая ситуация, транспортная доступность, ресурсная обеспеченность);
- обеспечение профессиональной ориентации учащихся через профилизацию образования на основе информационных технологий.
Для ребенка - доступность и повышение качества образования, воспитание конкурентоспособных граждан, способных выбрать и осуществить свою индивидуальную траекторию саморазвития и самореализации с учетом интересов и потребностей.
Для педагога - рост профессионализма, сотрудничество с коллегами.
В образовательном процессе - обновление содержания, создание учебно-методической базы дистанционного обучения, вариативных программ с учетом специфики обучения, использование новых информационно-коммуникационных технологий, вариативность построения образовательного процесса, обусловленная спецификой каждого образовательного учреждения, заказом родителей и местного социума, использование воспитательного потенциала информационно-коммуникационной среды.
Реализация Концепции позволит получить следующий социокультурный и экономический эффект: сохранение целостной системы образования района, повышение уровня образованности школьников района, повышение кадрового потенциала педагогов района, оптимальное использование современных информационно-коммуникационных ресурсов.
Особенности деятельности образовательных учреждений Кичменгско-Городецкого муниципального района
В системе образования Кичменгско-Городецкого муниципального района в текущем году действуют 18 дошкольных образовательных учреждений, 9 основных образовательных школ, 10 средних общеобразовательных школ, 1 специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии, 2 учреждения дополнительного образования детей, 1 учреждение дополнительного образования педагогических работников, государственное образовательное учреждение “Профессиональное училище N 57“.
Материально-техническая и учебно-лабораторная базы системы образования физически и морально устаревает. Средняя степень износа основных средств в отрасли “Образование“ составляет:
- зданий - 54.5%,
- автотранспортного парка - 70%,
- оборудования - 76%.
Почти 85% школьных зданий и 30% дошкольных образовательных учреждений требуют капитального ремонта.
Сельская школа, испытывающая проблемы с неблагоустроенностью большинства зданий, с учебно-лабораторной базой, с транспортом для подвоза детей, остро нуждается в поддержке. Обостряются проблемы кадрового обеспечения системы образования: не удалось полностью преодолеть кадровый дефицит учителей-предметников, на достаточно высокий поднять образовательный уровень педагогов, преподающих в основной и старшей сельских общеобразовательных школах, привлечь в образовательную систему необходимое количество выпускников вузов педагогических специальностей.
Не менее важна проблема сокращения контингента обучающихся и детей дошкольного возраста (приложение - таблицы 1, 2). За период с 2005 по 2006 годы закрыты две основные школы по причине отсутствия в них контингента (МОУ Карюгская ООШ, МОУ Буденовская ООШ). Проведена реорганизация МДОУ детский сад “Калинка“ N 20 путем присоединения к МДОУ детский сад “Колосок“ N 19 с созданием структурного подразделения. Проведена ликвидация трех структурных подразделений общеобразовательных школ (Вагановского, Большечирядского, Климовского), идет процедура ликвидации еще одного структурного подразделения (Мокрушинского). Сокращение контингента, как правило, влечет удорожание содержания одного обучающегося в малочисленной сельской школе.
Негативным фактором является удаленность ряда образовательных учреждений от райцентра. Так, 8 школ находится на расстоянии от 30 до 80 км от районного центра, 4 школы - от 17 до 30 км до районного центра.
Протяженность сети автодорог общего пользования в районе составляет 459 км, в т.ч. 144 км с асфальтобетонным покрытием. Недостаток финансирования содержания и ремонта привел к неудовлетворительному состоянию ряда дорог. В период распутицы труднопроходимыми являются отдельные участки дороги Кич-Городок - Нижний Енангск - Верхняя Ентала и автодороги Кичменгский Городок - Светица. Плохое состояние дорог, отсутствие мостов мешает системному сообщению с образовательными учреждениями.
В последнее время проблемы сельской школы усугубляются в связи с обостряющимися противоречиями.
Массовая сельская школа сегодня не в состоянии обеспечить своим выпускникам высокий уровень образования, позволяющий им конкурировать с городскими школьниками. Вместе с тем современная жизнь предъявляет к выпускникам сельской школы качественно иные требования. Она определяет необходимость быть конкурентоспособными на рынке труда, обладать высокой профессиональной мобильностью, большой социальной ответственностью, способностью принимать важные самостоятельные решения.
Нерешенные проблемы в организации образования школьников района:
- возрастание роли сельской школы в экономической и социальной жизни общества, в обеспечении психологической и социально-профессиональной готовности выпускников школ актуализирует задачу поиска новых подходов к содержанию воспитания и образования учащихся сельской школы;
- изменившиеся социальные и экономические условия жизни села требуют кардинальных изменений в деятельности самой школы, сегодня образование и воспитание на селе отстают от потребностей современной жизни прежде всего потому, что не ориентированы на формирование у учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям социума и необходимых для организации самостоятельной, достойной жизни на селе.
Проблемы, негативно влияющие на качество образования:
- сокращение классов-комплектов, дефицит педагогических кадров приводит к тому, что иногда одному учителю приходится помимо собственного учебного предмета преподавать несколько других образовательных дисциплин, по которым он не имеет специальной подготовки;
- оснащенность школ современной компьютерной техникой остается пока не на достаточно высоком уровне, не все ОУ имеют доступ к Интернет-ресурсам;
- удаленность большинства школ, сложная транспортная доступность.
Вместе с тем новые экономические отношения на селе, новые проблемы семьи определили и новый социальный заказ школе: подготовка выпускников к жизни и труду в формирующемся “информационном“ обществе, к новым экономическим отношениям, вооружение их умениями использования информационных технологий, информационной культуры, так как именно современные информационные технологии позволяют обеспечить качество, эффективность и доступность учебного процесса.
Актуальность проблемы создания равных стартовых условий для полноценного развития личности учащихся сельских школ ориентирует на обеспечение устойчивого развития системы образования на селе и, прежде всего, сельской школы.
Пути решения проблемы:
- создание системы дистанционного образования;
- единство образовательного информационного пространства в муниципальной системе образования.
Этому может способствовать то, что:
- школы обеспечены однотипным программным обеспечением и электронными учебниками;
- имеются подготовленные и обученные кадры;
- создана соответствующая техническая, учебно-методическая база;
- районный ресурсный центр на базе информационно-методического центра, уже функционирующий и технически оснащенный, может стать базой для реализации обучения.
Необходима оптимальная модель единой образовательной информационной среды муниципальной системы образования, обеспечивающая условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационно-коммуникационных технологий, требуется апробация информационных и коммуникационных технологий в сетевом взаимодействии образовательных учреждений.
Для этого нужно решить следующие задачи:
- создание необходимых условий, обеспечивающих доступность образования и повышение образовательного уровня сельских школьников;
- обеспечение оптимальной организации муниципального образовательного пространства в соответствии с имеющимися условиями (меняющаяся демографическая ситуация, транспортная доступность, ресурсная обеспеченность);
- обеспечение профессиональной ориентации учащихся через профилизацию образования.
Этапы реализации Концепции: 2006 - 2010 гг.
- организационный этап (2006 - 2007 гг.), на котором решаются вопросы создания структур, обеспечивающих функционирование системы дистанционного образования (ДО), проводятся предпроектные исследования и разрабатывается проект районной программы развития ДО, утверждаемый органом местного самоуправления, согласуются вопросы финансирования;
- стартовый этап (2007 - 2008 гг.), в ходе которого начинается реализация районной программы, создается первичный фонд программ курсов ДО и начинается их использование в системе ДО в рамках пилотного проекта. Начинается подготовка кадров СДО. Предполагаемые масштабы развертывания ДО (на конец второго года с момента открытия финансирования) характеризуются следующими показателями:
- количество учебных курсов ДО - около 20,
- количество обучаемых - до 80 чел.,
- административный и технический персонал ДО - 10 - 15 чел.,
- количество временно занятых преподавателей - 10 - 12 чел.,
- количество центров ДО - 2;
- накопительный этап (до сентября 2009 г.), основная задача которого состоит в подготовке условий для полномасштабного развертывания ДО в районе в целом, включая наработку достаточного количества курсов ДО различного уровня, создание соответствующей инфраструктуры, подготовку требуемого количества обладающих необходимыми знаниями и навыками педагогических и технических кадров. Финансирование работ на данном этапе смешанное, его источниками являются областной и муниципальный бюджеты, внебюджетные средства и доходы от реализации образовательных услуг ДО. Планируемые показатели:
- количество преподаваемых учебных курсов ДО - около 25,
- количество обучаемых - до 150 чел.,
- персонал ДО - 15 - 20 чел.,
- количество временно занятых преподавателей - 15 чел.,
- количество центров ДО - 2;
- этап полного развертывания единой ДО (рабочий) (с 2009 г.), на котором ДО переходит в режим преимущественно самообеспечивающейся системы. Начинается оказание части образовательных услуг на конкурсной основе. Складывается завершенная в основном районная система дистанционного образования. Планируемые показатели на конец 2009 г.:
- количество преподаваемых учебных курсов ДО - свыше 25,
- количество обучаемых - до 200 чел.,
- персонал ДО - 30 чел.,
- количество временно занятых преподавателей - 25 чел.,
- количество центров ДО - 2.
Основные идеи дистанционного образования в районе
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предполагает переход к постиндустриальному информационному обществу, значительному расширению масштабов межкультурного взаимодействия.
Базовым звеном модернизации образования является общеобразовательная школа, которая призвана формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Важными условиями достижения нового современного качества общего образования называются такие принципы, как личностная ориентированность, дифференциация и индивидуализация образования, ведение профильного обучения в старшей школе, развитие дистанционного образования.
Школа должна стать важнейшим звеном в общественно-экономических отношениях, в формировании новых жизненных установок личности, в развитии умений вести поиск и отбор информации.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.
Информационные и коммуникационные технологии в сетевом взаимодействии образовательных учреждений могут рассматриваться как одно из важнейших средств реализации новых образовательных приоритетов, способствовать достижению нового качества образования, обеспечивать его доступность, удовлетворять запросы личности, развивать образование как открытую государственно-общественную систему, повышать роль всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
Наиболее приемлемым направлением информатизации является дистанционное образование (ДО), которое предполагает полноценную реализацию образовательных программ дополнительного и профессионального образования, реализуемых в очной форме.
В Концепции развития сельской школы Вологодской области на 2006 - 2010 годы говорится о необходимости повышения информационной насыщенности сельских школьников через программу “Информатизация образования“, создание ресурсных центров, а также центров дистанционного образования. Дистанционное обучение рассматривается в Концепции как позволяющее значительно увеличить объем доступной информации, учитывать индивидуальные темпы обучения учащихся, обеспечить насыщенность и быструю связь ученика с педагогом и одноклассниками.
Система ДО позволяет существенно повысить спектр образовательных траекторий, осуществить индивидуализацию образования, расширить возможность получения качественных образовательных услуг обучающимся независимо от места проживания. Кроме того, дистанционное обучение школьников позволяет существенно расширить информационные рамки учебного содержания, повысить качество образовательных услуг при минимальных затратах.
Принципиальным отличием дистанционного образования от традиционных видов является то, что есть самостоятельная познавательная деятельность учащегося, который в процессе обучения учится добывать знания, работать с информацией.
Дистанционное обручение отводит новую роль преподавателю, который является координатором, консультантом.
В основу Концепции положена идея о том, что успешность процесса дистанционного обучения и качественное образование сельских школьников будут достигнуты в том случае, если удастся согласовать ряд важных аспектов, среди которых:
- взаимосвязь между собой различных технологий, используемых в сетевом взаимодействии (информационных, коммуникационных, сетевых, педагогических и др.);
- необходимый уровень педагогической готовности и умений всех участников образовательного процесса по организации работы в образовательной сети;
- обеспечение бесперебойно действующей информационной образовательной среды и ее компонентов: взаимодействие структурных подразделений, отвечающих за организацию и планирование учебных курсов; взаимодействие участников образовательного процесса; уровень доставки учебной информации и средств обучения;
- общие направления программы развития образования Кичменгско-Городецкого района.
Следует выделить совокупность организационно-педагогических условий, при которых будет достигнут оптимальный уровень дистанционного обучения сельских школьников:
- максимальное удовлетворение потребностей учащихся и реализация социального заказа родителей и общественности;
- использование личностно-ориентированного подхода в процессе дистанционного обучения через выстраивание индивидуальной образовательной траектории;
- организация систематического мониторинга образовательной деятельности;
- создание достаточного ресурсного обеспечения сетевого взаимодействия образовательных учреждений района.
Необходимо разработать модель единой образовательной информационной среды муниципальной системы образования, апробировать информационные и коммуникационные технологии сетевого взаимодействия образовательных учреждений района, определить особенности повышения квалификации педагогов, реализующих образовательные программы в дистанционном обучении.
Основу организации дистанционного обучения сельских школьников составляют два положения:
1. Обеспечение субъектной позиции обучающихся, учителей, родителей в решении современных образовательных и воспитательных задач. В условиях дистанционного обучения в сельской школе имеются реальные условия для проявления и развития индивидуальных качеств личности. Возрастает значимость формирования умений самореализации, где значительное место отводится дистанционному обучению наряду с традиционными формами обучения. В этой связи идет формирование субъектной позиции каждого участника образовательного процесса (осознание, понимание и принятие как целей и задач совместной деятельности, так и своей деятельности, своего развития; адекватное оценивание своих возможностей и способностей, потребность в самоконтроле; заинтересованность каждого участника образовательного процесса в собственном развитии; способность анализировать свою деятельность, рефлексивно относиться к своим действиям, результату).
2. Развитие образовательного пространства и социальных связей ребенка. Главная цель создания образовательного пространства в условиях дистанционного обучения - обеспечение условий для развития индивидуальности, удовлетворение его разнообразных образовательных потребностей, получение полноценного качественного образования и в целом успешной социализации ребенка.
Для образовательного пространства характерны:
- наличие общих целей и задач, общие нормативные документы (планы, стандарты, программы и др.);
- взаимодействие общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, культурных и досуговых центров, взаимообмен имеющимися ресурсами;
- интеграция усилий и средств при решении общих образовательных задач может способствовать созданию в районе комплексов (социокультурный центр, школа-детский сад и др.);
- целостная структура управления.
Под системой дистанционного образования понимается образовательная система деятельности, в которой процесс обучения реализуется при условии пространственной удаленности ученика и педагога. При создании новой образовательной системы необходимо исходить из того, что к настоящему времени сформировались две принципиально отличающиеся формы организации учебного процесса в системе дистанционного образования.
В первом случае учащиеся периодически снабжаются электронными учебными пособиями и в автономном режиме занимаются самоподготовкой. Эта форма организации учебного процесса получила название “кейс-технология“. Кейс-технология используется в случаях, когда ученики лишены доступа к сети Интернет.
Во втором случае учащиеся получают доступ к учебным материалам, расположенным в сети Интернет. Обучение осуществляется в автономном режиме. Периодически ученики обмениваются информацией с консультантом-предметником. Эта форма организации учебного процесса получила название “Интернет-технологии“. Интернет-технологию целесообразно использовать при свободном доступе к сети Интернет.
Условия, ограничивающие полноценную реализацию идеи:
- большинство учащихся не имеют собственных компьютеров и могут работать с электронными учебными пособиями только в компьютерном классе;
- в сельских школах доступ к сети Интернет ограничен, то есть связь между учеником и консультантом может осуществляться через обмен короткими сообщениями (в соответствии с Концепцией эта проблема будет решена к 01.09.2007).
В условиях районной системы образования целесообразно рассматривать разные варианты осуществления дистанционного образования. Оптимальный вариант представляет собой синтезированную технологию организации учебного процесса в системе дистанционного образования, которая учитывает позитивные стороны как кейс-технологии, так и Интернет-технологии.
Правовые аспекты дистанционного образования
Организация учебного процесса с использованием дистанционных педагогических технологий в общеобразовательных учреждениях регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
1. Закон Российской Федерации “Об образовании“.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. N 137 “Об использовании дистанционных образовательных технологий“.
3. Положение о получении общего образования в форме экстерната, утвержденное приказом Минобразования РФ от 23.06.2000 N 1884 с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Минобразования РФ от 17.04.2001 N 1728.
4. Положение о государственной итоговой аттестации выпускников 10 и 11 (12) классов общеобразовательных учреждений РФ.
5. Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 (с изменениями от 1 апреля 2003 г.).
6. Базисный учебный план общего образования.
7. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (письмо Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.2004 N 14-51-102/13).
Общая характеристика дистанционного образования
Под дистанционным образованием (ДО) в настоящее время понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых сельским школьникам с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.
Характерными чертами дистанционного образования являются:
- гибкость;
- модульность;
- экономическая эффективность;
- новая роль преподавателя;
- специализированный контроль качества образования;
- использование специализированных технологий и средств обучения.
Представление информации для обучаемых осуществляется в виде:
- печатных материалов (учебно-методические комплекты литературы и заданий);
- электронных материалов (компьютерные образовательные среды, базы данных, банки знаний, электронные учебники);
- аудио- и видеопродукции;
- телевизионных передач.
При этом носителями информации являются:
- книги;
- гибкие магнитные, лазерные или жесткие диски;
- аудио- или видеокассеты.
В качестве средств обучения в ДО выступают соответственно:
- учебно-методические комплекты (“кейсы“);
- компьютеры;
- телевизоры;
- телефоны;
- магнитофоны;
- видеомагнитофоны;
- специальная техника мультимедиа.
Центральным звеном системы дистанционного образования (СДО) являются средства телекоммуникации и их транспортная основа. Они используются для обеспечения образовательных процессов:
- необходимыми учебными и учебно-методическими материалами;
- обратной связью между преподавателем и обучаемым;
- обменом управленческой информацией внутри системы ДО;
- выходом в международные информационные сети, а также для подключения в СДО зарубежных пользователей.
Цели и задачи создания единой СДО и приоритеты ее развития на ближайший период
Высшей целью создания и развития системы ДО является предоставление учащимся образовательных учреждений района равных образовательных возможностей, а также повышение качественного уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала баз Интернет и других образовательных учреждений.
Система ДО позволит обучающемуся получить как базовое (“IP-телефония“), так и дополнительное (“Net-школа“) образование параллельно с его обучением в традиционной форме. Кроме того, система ДО даст возможность создать модель профильного обучения. В конечном итоге создаваемая система дистанционного образования направлена на расширение образовательной среды в районе, на наиболее полное удовлетворение потребностей и прав человека в области образования.
СДО дополнит существующие очные и заочные системы обучения, не будучи их антагонистом. Она естественным образом интегрируется в эти системы, совершенствуя и развивая их, способствует усилению интеграции разнообразных образовательных структур и развитию непрерывного образования граждан. За счет создания мобильной информационно-образовательной среды и сокращения удельных затрат на одного обучаемого СДО обеспечит принципиально новый уровень доступности образования при обеспечении его качества.
В настоящее время создание СДО становится особенно актуальным, так как именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. СДО соответствует логике развития системы образования и общества в целом, где во главу угла ставятся потребности каждого отдельного человека.
Основными задачами, связанными с созданием СДО в системе образования района, являются:
- определение и закрепление принципов организации и функционирования СДО;
- формирование организационно-управленческой структуры СДО и финансовых механизмов, обеспечивающих ее развитие;
- разработка нормативно-правового обеспечения СДО;
- формирование материально-технической базы СДО, в том числе для разработки и репродуцирования методических материалов, программ, курсов и их сопровождения;
- формирование сети ресурсных центров дистанционного обучения, оснащенных:
- компьютерными классами;
- подключением к национальной компьютерной сети;
- электронным архивом учебного материала;
- местной электронной доской объявлений;
- библиотекой и видеотекой учебных курсов;
- средствами размножения учебных пособий малыми тиражами;
- создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров СДО.
Содержание образования в условиях дистанционного обучения
Технология организации учебного процесса в разработанной системе схематично выглядит следующим образом: под руководством консультанта-предметника (Центр дистанционного образования - далее ЦДО) учащиеся готовятся к дистанционной учебе, а затем проходят входной контроль способностей к самостоятельной познавательной деятельности.
Следующий этап: учащиеся получают учебно-методический комплекс, в который входят:
1. Электронное учебное пособие, интегрированное в систему “Net-школа“ (сетевой вариант устанавливается в компьютерном классе);
2. Методические рекомендации, содержащие темы занятий в этом классе, и задания, которые надо выполнить на каждом занятии.
Администрация школы предоставляет учащимся график работы в компьютерном классе.
Организатор дистанционного обучения информирует учащихся о графике консультаций и контрольных работ. В соответствии с расписанием работы учащиеся выполняют задания, предложенные в методических рекомендациях, а сведения об их выполнении пересылают консультанту-предметнику с помощью системы “Net-школа“. В соответствии с графиком, составленным организатором учебного процесса, они проходят контроль способностей к самостоятельной познавательной деятельности.
Способности к самостоятельной познавательной деятельности включают в себя как коммуникативные способности, так и способности к рефлексивной деятельности. Первые реализуются в рамках их самостоятельной работы по освоению нового содержания, прежде всего в работе с новой информацией. Вторые реализуются в исполнительской и проектной деятельности, в самооценке собственных способностей.
Входное анкетирование направлено исключительно на диагностику, по его результатам ученикам выдаются рекомендации по организации самостоятельной работы. Ученики распределяют свое время в рамках установленного расписания консультаций. Содержательные рамки консультаций корректируются учеником. В исключительных случаях возможна организация индивидуальных консультаций.
Данный вариант представляет собой синтезированную технологию организации учебного процесса в системе дистанционного образования, которая учитывает позитивные стороны, как кейс-технологии, так и Интернет-технологии.
В содержании образования предполагается также:
- личностная ориентация обучающегося, предполагающая развитие личностных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов, способностей и склонностей - многообразие образовательных индивидуальных траекторий возможно организовать посредством использования средств персонального компьютера и сети Интернет;
- усиление деятельностного компонента - создание самими учащимися проектов, виртуальных учебников, задачников, классов и т.д., не только усиливает деятельностный компонент, но и способствует индивидуальному развитию;
- креативность, предусматривающая содержание, формируемое самими учащимися в виде их творческой образовательной продукции, - для решения этой задачи наиболее всего видится применение информационных технологий, как в оформлении образовательного продукта, так и в использовании программирования в исследовательской деятельности.
Функциональные роли и их исполнители
В системе дистанционного образования предусмо“рены следующие функциональные роли:
- директора СОШ, на базе которого создан ЦДО;
- организатора процесса обучения (замдиректора по ИКТ);
- сетевого педагога по учебному предмету (ЦДО);
- ученика;
- специалистов технической службы (ЦЦО).
Директор СОШ должен:
еженедельно проводить оперативные совещания с контролем промежуточных результатов эксперимента, принимать меры административного характера и материального воздействия на участников эксперимента, не выполняющих свои функциональные обязанности;
по предварительным итогам работы рассмотреть и утвердить отчет о проделанной работе, подготовить приказ о поощрении активных участников эксперимента, принять решение о целесообразности продолжения работы ЦДО.
Организатор процесса обучения (заместитель директора по ИКТ)
В широком смысле организатор обеспечивает:
- включение системы дистанционного обучения в образовательную деятельность сферы образования;
- нормативное, ресурсное и сервисное обеспечение учебного процесса;
- организацию рефлексии деятельности исполнительского звена и рефлексии собственной деятельности.
К непосредственным обязанностям организатора учебного процесса (заместителя директора по ИКТ) относятся:
- разработка структуры учебного года;
- порядка приема учеников, изъявивших желание обучаться в рамках системы дистанционного обучения;
- определение порядка привлечения педагогических кадров;
- составление плана взаимодействия между учениками и педагогами;
- распределение учеников в классы;
- определение порядка проведения и составление расписаний на этапе очного обучения;
- распределение учеников каждого класса в уровневые подгруппы.
Сроки учебного года в системе дистанционного обучения совпадают со сроками в общеобразовательной школе. Рекомендуемый размер интервалов, на которые разбивается учебный год, составляет примерно 6 - 8 недель и совпадает с учебным планом общеобразовательных школ района. Учебное мероприятие, соответствующее завершению интервала, - контроль способностей к самостоятельной учебной деятельности в рамках изучаемой дисциплины. Целью систематической диагностики является определение динамики изменения коммуникативных и рефлексивных способностей и внесение необходимых коррективов, повышение уровня качества знаний в той предметной области, которую выбрал ученик.
Под ресурсным обеспечением учебного процесса понимается набор учащихся и подбор педагогических кадров, обеспечение учебного процесса необходимыми средствами обучения и контроля результатов.
Под сервисным обеспечением образовательного процесса понимается деятельность организатора по обеспечению функционирования всех элементов системы.
Рефлексивное обеспечение деятельности исполнительского звена предполагает: фиксирование затруднений в деятельности консультантов-предметников, выявление и устранение их причин. А рефлексивное обеспечение собственной деятельности означает фиксирование затруднений в деятельности системы, выявление и устранение их причины.
Сетевой педагог
В его функции входят:
- организация диагностики актуального уровня способностей ученика;
- организация рефлексии;
- обучение учащихся познавательной деятельности с помощью предлагаемых мультимедийных и полиграфических средств обучения;
- контроль деятельностных и образовательных способностей по итогам обучения на вводном этапе;
- дифференциация учащихся по степени сформированности деятельностных способностей;
- разработка индивидуальной образовательной программы для каждого ученика;
- организация промежуточного контроля уровня способностей и знаний учащихся;
- оценка учебной деятельности обучающихся по результатам текущего контроля и организация итогового контроля;
- коррекция организации учебной деятельности обучающихся;
- рефлексия собственной педагогической деятельности.
Ежедневно сетевой педагог должен в начале и конце рабочего дня читать информацию на доске объявлений с отправкой сообщения о прочтении.
В конце дня сетевой педагог должен выставить отметки за присланные в течение дня выполненные тестовые задания, практические работы, контрольные и самостоятельные работы, записать новые задания для выполнения учащимися, разместить методические материалы (тесты, задачи, упражнения) для обеспечения подготовки школьников к следующим урокам.
Еженедельно сетевой педагог должен подготовить материалы и провести текущий контроль учащихся по изученной теме с автоматическим выставлением оценок. При необходимости время и место проведения очередного урока, консультации (форум, электронная почта, урок с CD и др.) согласовать с учащимися своей группы.
Для этого сетевой педагог должен уметь:
- свободно пользоваться средствами телекоммуникаций;
- знать основные принципы работы с дистанционными курсами;
- иметь представление об имеющихся дистанционных курсах по конкретным предметам, которые входят в сферу деятельности конкретного специалиста;
- уметь работать в режимах электронной почты, форума, телеконференции;
- уметь использовать готовые и собственные мультимедийные объекты для встраивания в курс;
- владеть основными инструментами защиты информации;
- уметь оценивать дефициты оборудования и программного обеспечения для образовательного учреждения;
- знать основные принципы организации обучения на основе ИКТ (компьютерного тестирования, дистанционного обучения, мультимедиалекций, компьютерных лабораторных практикумов и пр.);
- знать основные ИКТ-процедуры сопровождения баз данных, подготовки образовательной статистики образовательного учреждения, уметь организовать наполнение и обновление баз данных, подготовку статистической отчетности образовательного учреждения;
- иметь представления об образовательных ресурсах Интернет, включая нормативные документы, информационные образовательные порталы и сайты, системы мониторинга образования.
Ученик
Вот как определен круг его действий:
- выполнение заданий входного контроля и самоконтроль его результатов;
- освоение основных этапов познавательной деятельности на учебном содержании мультимедийных и полиграфических средств обучения;
- получение от учителя индивидуальной образовательной программы;
- подготовка к занятиям в компьютерном классе с помощью методических рекомендаций и работа по выполнению указанных в них заданий;
- подготовка к консультации, то есть выполнение заданий, предписанных консультантом-предметником, и составление вопросов на понимание нового учебного содержания;
- участие в коммуникации “учитель - ученик“, позволяющей уточнить понимание учеником основных теоретических положений курса и систематизировать знания по контролируемому разделу программы;
- выполнение заданий для промежуточного контроля и самоконтроля и самооценка его результатов;
- организация собственной учебной деятельности, направленной на устранение причин затруднений, выявленных педагогом в результате контроля;
- выполнение заданий итогового контроля и рефлексия собственной деятельности на основе ее результатов.
Выделяются следующие этапы деятельности ученика:
- самоопределение к обучению в рамках системы дистанционного образования;
- определение актуального уровня собственных способностей к познавательной деятельности;
- формирование способностей к познавательной деятельности в процессе очного обучения;
- организация самостоятельной познавательной деятельности в условиях дистанционного обучения;
- рефлексия собственной учебной деятельности.
Специалисты технической службы
В их обязанности входит:
- подготовка оборудования и программных средств для их использования на этапе очного обучения;
- обеспечение бесперебойной связи между учениками и сетевым педагогом;
- подготовка оборудования и программных средств для использования в процессе самостоятельной работы учащихся;
- консультирование учащихся по вопросам использования электронных средств обучения в процессе их самостоятельной познавательной деятельности.
Контроль: входной и повторный, текущий и итоговый
Проверить наличие или возникновение у ученика той или иной способности можно только в процессе соответствующей деятельности. Поэтому средства контроля, используемые в системе дистанционного образования, должны содержать задания, требующие от ученика продемонстрировать коммуникативные или деятельностные способности. Во всех случаях ученику предстоит самостоятельно выбрать метод построения алгоритма, позволяющий выполнить предложенное задание. Этот алгоритм может быть знаком ему, если ранее он выполнял задания с его применением, либо незнаком, что существенно осложняет выполнение предложенного задания.
Входной контроль должен выявить деятельностные способности учащихся, изъявивших желание обучаться в системе дистанционного образования. В него включены задания, не использующие учебного содержания по предмету, носящие надпредметный характер.
Повторный контроль проводится после завершения этапа очного обучения, в него включены задания, диагностирующие только деятельностные способности, но не затрагивающие учебное содержание.
Текущий контроль деятельностных способностей проводится в конце каждой шестой декады. Педагог может использовать задания, связанные с учебным содержанием, образцы таких заданий имеются в методических рекомендациях.
Итоговый контроль деятельностных и образовательных способностей проводится в конце каждой двенадцатой декады. Для его проведения могут быть использованы средства контроля, предложенные внешним экспертом.
Определение эффективности системы дистанционного образования
Эффективность системы дистанционного образования определяется следующим образом:
- по результатам входного и повторного контроля проводится распределение учащихся по степени сформированности их способностей: низкая, средняя, высокая;
- по результатам текущего и итогового контроля определяется динамика изменения количественного показателя, соответствующего деятельностным способностям в каждом уровне.
Изменение количественного показателя по уровню, приходящемуся на один час учебной нагрузки учащихся, называется эффективностью учебной деятельности.
После определения эффективности учебной деятельности в системе дистанционного образования и структуры средств контроля задается порядок подготовки учащихся к консультациям, текущему и итоговому контролю. Ученик задает педагогу-консультанту вопросы на понимание основных определений и алгоритмов (их перечень указан в предназначенном ему методическом пособии), а консультант может найти правильные ответы в методическом пособии для организации контроля.
При подготовке учеников к контрольным мероприятиям по текущему контролю консультант по предмету предлагает им текст заданий на проверку деятельностных способностей на основе учебного содержания (он также предлагается в методическом пособии по организации контроля).
Итоговый контроль является внешним, то есть текст его заданий определяется внешним экспертом. Основное требование к этому тексту - его соответствие описанию заданий, включаемых в средства контроля.
Ученик самостоятельно определяет темп продвижения по учебному содержанию, имеет возможность самостоятельно работать с электронным учебным пособием и учебным материалом в учебнике. Также самостоятельно он определяет уровень сложности дополнительных заданий. Если возникают затруднения, он обращается с вопросом к консультанту, который обязан дать все необходимые разъяснения. При выполнении заданий проводится диагностика динамики способностей учащихся к самостоятельной работе с информацией и при необходимости вносятся коррективы с учетом индивидуальных особенностей.
С правовой точки зрения, создаваемая система дистанционного обучения отличается от существующих тем, что она является элементом сферы образования, выполняющим сервисные функции не только по отношению к учащимся и их родителям, но и по отношению к руководителям и Учредителю образовательных учреждений. Другими словами, созданная система дистанционного обучения:
- включена в сферу образования;
- подотчетна муниципальному органу управления образования;
- реализует функции организации дополнительного образования;
- реализует функции организации основного образования.
При организации учебного процесса в системе дистанционного обучения наряду с основным курсом по изучаемой дисциплине используется электронное пособие (или электронные пособия), которое позволяет существенно расширить информационные рамки учебного содержания. Это обстоятельство особенно важно для учащихся школ района, которые в силу объективных причин не имеют возможности посещать музеи, театры, выставки и крупные библиотеки. Использование современных электронных пособий создает сельским школьникам условия для преодоления объективных затруднений и возможности получения информации.
Критерии: эффективность модели сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений в системе дистанционного образования определяется следующим образом:
- по результатам текущего и итогового контроля определяется динамика изменения количественного показателя, соответствующего деятельностным способностям школьников в каждом уровне;
- по количеству включенности школ, педагогов, учащихся в систему дистанционного образования;
- по результатам ЕГЭ и итоговой аттестации в школе в сравнении с учащимися, не обучающимися в системе дистанционного образования.
Использование модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений при организации профильного обучения
В данной модели профильное обучение обучающихся конкретного образовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Это связано с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг ресурсного центра ДО. В этом случае каждое образовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых учебных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя “ресурсный центр“.
На базе сформированного центра дистанционного образования должны быть проведены совещания руководителей школ. На этих совещаниях должна быть предложена программа эксперимента, объяснены функции организатора учебного процесса, педагогов-консультантов и учеников в рамках системы дистанционного образования, представлены электронные учебные пособия, которые будут использоваться в рамках эксперимента, согласованы формы взаимодействия между руководителями школ и организаторами эксперимента. Здесь же организаторы учебного процесса проведут согласование кандидатур на должности консультантов-предметников.
Также должна быть организована курсовая переподготовка консультантов-предметников. На первом этапе обучения учителя ознакомятся с электронными средствами обучения и с программным средством организации учебного процесса.
Учащимся экспериментальных групп сообщается дата проведения первого очного этапа обучения и расписание работы на очном этапе. Списки учащихся, которые пожелают принять участие в эксперименте, передаются организатору учебного процесса в системе дистанционного образования.
К началу учебного года должны быть выполнены:
- планирование дистанционных курсов;
- подготовлен учебный контингент, сформирован календарь событий учебного процесса (расписание занятий);
- продуманы и формализованы алгоритмы действий учителя для различных сценариев течения процесса обучения;
- выбраны и проверены средства представления контингента и способы коммуникаций “учитель - ученик“, “ученик - ученик“;
- избран инструмент обратной связи о результативности хода обучения;
- подготовлена и выверена деятельностная часть процесса обучения - формат представления и способы контроля усвоения знаний, определены участники процесса и их роли.
Управление системой дистанционного образования
В основе управления системой образования в условиях дистанционного обучения лежит принцип сочетания государственного и общественного управления. С одной стороны, стремление к оптимальному уровню деятельности, соответствующему государственному образовательному стандарту, с другой стороны - стремление к сохранению специфики работы сельской школы. Кроме того, интеграция средств деятельности малочисленных школ района сохранит их ответственность за образование каждого школьника. А создание условий для развития профессионального взаимодействия педагогов всех школ района, методистов, практиков позволит оптимально решить общие управленческие и педагогические проблемы. Роль Управления образования - информационно-аналитическое регулирование вопросов по созданию и развитию модели сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений в системе дистанционного обучения, в том числе:
- создание районной базы данных о процессах, происходящих в подведомственных образовательных учреждениях по использованию формы дистанционного обучения;
- организация мониторинга достижений всех участников образовательного процесса по обеспечению условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;
- нормативно-правовое регулирование обеспечения граждан доступным и качественным обучением.
Роль ресурсного центра ДО - создание инфраструктуры поддержки инновационной деятельности учителей и учебной деятельности учащихся, которая могла бы объединить (координировать) следующие процессы:
- непрерывное повышение квалификации учителей в области использования ИКТ в обучении, поддержка мотивации к образованию и самообразованию средствами ИКТ различных групп: администрации школ, учителей-предметников, учеников школ;
- программно-аппаратное обновление и сопровождение функционирования оборудования и информационных ресурсов школ, техническое сопровождение ИКТ и предоставление доступа к Интернету;
- информационно-методическое сопровождение педагогической деятельности администрации школ и учителей с использованием ИКТ;
- помощь в удовлетворении (с использованием ИКТ) образовательных потребностей обучающихся школ района.
Мероприятия по реализации Концепции
----T---------------------------------------------------------T-----------¬
¦ N ¦ Мероприятия ¦Сроки ¦
¦п/п¦ ¦исполнения ¦
+---+---------------------------------------------------------+-----------+
¦ Нормативно-правовое обеспечение ¦
+---T---------------------------------------------------------T-----------+
¦ 1.¦Разработка нормативных правовых документов по ¦2006 - 2007¦
¦ ¦регламентации деятельности муниципальной системы ¦ ¦
¦ ¦дистанционного образования ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------------+-----------+
¦ Материально-техническое обеспечение ¦
+---T---------------------------------------------------------T-----------+
¦ 1.¦Оснащение комплектами “IP-телефонии“ и программными ¦2007 - 2008¦
¦ ¦продуктами “Net-школа“, оснащение компьютерной техникой, ¦ ¦
¦ ¦телекоммуникационными средствами: ¦ ¦
¦ +---------------------------------------------------------+-----------+
¦ ¦муниципальные образовательные учреждения, реализующие ¦ ¦
¦ ¦программы начального, основного и среднего (полного) ¦ ¦
¦ ¦общего образования ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------------+-----------+
¦ 2.¦Оснащение оборудованием для введения off-line и on-line: ¦2009 - 2010¦
¦ +---------------------------------------------------------+ ¦
¦ ¦муниципальные общеобразовательные учреждения ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------------+-----------+
¦ 3.¦Сетевое и компьютерное оборудование: ¦2007 - 2010¦
¦ ¦телекоммуникационные средства доступа; ¦ ¦
¦ ¦локальные вычислительные сети; ¦ ¦
¦ ¦серверное оборудование; ¦ ¦
¦ ¦персональные компьютеры; ¦ ¦
¦ ¦периферийное компьютерное оборудование; ¦ ¦
¦ ¦оргтехника ¦ ¦
¦ +---------------------------------------------------------+-----------+
¦ ¦Программное обеспечение: ¦2007 - 2010¦
¦ ¦операционные системы; ¦ ¦
¦ ¦серверное обеспечение; ¦ ¦
¦ ¦специализированные электронные сервисы и средства защиты ¦ ¦
¦ ¦информации; ¦ ¦
¦ ¦системы электронной почты и автоматизированного ¦ ¦
¦ ¦документооборота; ¦ ¦
¦ ¦системы управления базами данных; ¦ ¦
¦ ¦программные средства для дистанционного обучения; ¦ ¦
¦ ¦автоматизированные информационные системы управления; ¦ ¦
¦ ¦системы мониторинга использования ресурсов; ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение рабочих станций ¦ ¦
¦ +---------------------------------------------------------+-----------+
¦ ¦Основные информационные ресурсы: ¦2007 - 2010¦
¦ ¦электронные учебные и методические материалы и тесты; ¦ ¦
¦ ¦нормативная и справочная информация; ¦ ¦
¦ ¦программная и техническая документация; ¦ ¦
¦ ¦образовательная статистика; ¦ ¦
¦ ¦информационные ресурсы для управления отраслью; ¦ ¦
¦ ¦результаты мониторинга использования ресурсов ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------------+-----------+
¦ Программно-методическое обеспечение ¦
+---T---------------------------------------------------------T-----------+
¦ 1.¦Приобретение комплекта программного обеспечения для ¦ 2008 ¦
¦ ¦дистанционного образования в сфере повышения квалификации¦ ¦
¦ ¦работников образования ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------------+-----------+
¦ 2.¦Создание основ единой системы информационного и научно- ¦2007 - 2008¦
¦ ¦методического обеспечения образования ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------------+-----------+
¦ 3.¦Формирование программ и разработка методического ¦2007 - 2010¦
¦ ¦обеспечения повышения квалификации и профессиональной ¦ ¦
¦ ¦переподготовки педагогических и административных кадров в¦ ¦
¦ ¦области новых информационных технологий ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------------+-----------+
¦ 4.¦Внедрение и развитие информационных технологий в системе ¦2008 - 2009¦
¦ ¦дополнительного образования детей: ¦ ¦
¦ +---------------------------------------------------------+ ¦
¦ ¦два муниципальных образовательных учреждения ¦ ¦
¦ ¦дополнительного образования детей ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------------+-----------+
¦ 5.¦Внедрение и развитие информационных технологий в учебно- ¦ 2008 ¦
¦ ¦воспитательном процессе: ¦ ¦
¦ +---------------------------------------------------------+ ¦
¦ ¦муниципальное учреждение специального (коррекционного) ¦ ¦
¦ ¦образования для детей, нуждающихся в психолого- ¦ ¦
¦ ¦педагогической и медико-социальной помощи ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------------+-----------+
¦ 6.¦Автоматизация системы управления образовательным ¦ 2008 ¦
¦ ¦процессом: ¦ ¦
¦ +---------------------------------------------------------+-----------+
¦ ¦муниципальные образовательные учреждения ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------------+-----------+
¦ 7.¦Внедрение интегрированной информационной системы ¦ 2009 ¦
¦ ¦управления образованием на основе автоматизированных ¦ ¦
¦ ¦программных комплексов в образовательных учреждениях ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------------+-----------+
¦ 8.¦Приобретение лицензионного системного и офисного ¦ 2008 ¦
¦ ¦программного обеспечения для муниципальных учреждений ¦ ¦
¦ ¦образования ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------------+-----------+
¦ 9.¦Проведение мониторинговых исследований по проблемам ¦2008 - 2010¦
¦ ¦развития муниципальной системы образования и оценки ¦ ¦
¦ ¦качества образования ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------------+-----------+
¦10.¦Формирование единого банка данных муниципальной системы ¦2008 - 2010¦
¦ ¦образования ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------------+-----------+
¦11.¦Использование корпоративных стандартов безбумажного ¦2008 - 2010¦
¦ ¦документооборота в муниципальной системе образования ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------------+-----------+
¦12.¦Приобретение лицензионных программно-обучающих ¦ 2008 ¦
¦ ¦комплексов для внедрения информационных технологий в ¦ ¦
¦ ¦образовательный процесс: ¦ ¦
¦ +---------------------------------------------------------+ ¦
¦ ¦муниципальные общеобразовательные учреждения ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------------+-----------+
¦13.¦Приобретение лицензионных программных средств для ¦ 2008 ¦
¦ ¦серверов: ¦ ¦
¦ +---------------------------------------------------------+ ¦
¦ ¦Ресурсный центр дистанционного образования, Центры ¦ ¦
¦ ¦дистанционного образования ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------------+-----------+
¦14.¦Обеспечение доступа учреждений системы образования к ¦2008 - 2010¦
¦ ¦образовательным ресурсам сети Internet и электронной ¦2007 - 2010¦
¦ ¦почте в ходе реализации приоритетного национального ¦ ¦
¦ ¦проекта “Образование“ ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------------+-----------+
¦15.¦Формирование перечня электронных учебных материалов и ¦2007 - 2008¦
¦ ¦информационно-технологических средств, необходимых для ¦ ¦
¦ ¦обеспечения дистанционного обучения на муниципальном ¦ ¦
¦ ¦уровне образования ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------------+-----------+
¦16.¦Модернизация компьютерного оборудования в ¦2008 - 2010¦
¦ ¦МОУ ДОПР “Кичменгско-Городецкий информационно- ¦ ¦
¦ ¦методический центр“, реализующем программы повышения ¦ ¦
¦ ¦квалификации педагогических работников в ВИРО и ВРЦДО в ¦ ¦
¦ ¦области информационно-коммуникационных технологий ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------------+-----------+
¦ Кадровое обеспечение ¦
+---T---------------------------------------------------------T-----------+
¦ 1.¦Обучение тьютеров дистанционного образования ¦2007 - 2008¦
+---+---------------------------------------------------------+-----------+
¦ 2.¦Организация курсовой подготовки уровня педагогической ¦2007 - 2010¦
¦ ¦ИКТ-компетентности административных кадров для реализации¦ ¦
¦ ¦дистанционного образования ¦ ¦
+---+---------------------------------------------------------+-----------+
¦ 3.¦Организация курсовой подготовки уровня педагогической ¦ ¦
¦ ¦ИКТ-компетентности педагогических кадров для реализации ¦ ¦
¦ ¦дистанционного образования ¦ ¦
L---+---------------------------------------------------------+------------
Утверждена
Постановлением
Муниципального Собрания
Кичменгско-Городецкого
муниципального района
от 29 мая 2007 г. N 56
ПРОГРАММА
“МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
КИЧМЕНГСКО-ГОРОДЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НА 2007 - 2010 ГОДЫ“
Цель:
Создание и развитие единой образовательной информационной среды муниципальной системы образования, обеспечивающей создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий.
Задачи:
1. Создание необходимых условий, обеспечивающих доступность образования и повышение образовательного уровня сельских школьников.
2. Обеспечение оптимальной организации муниципального образовательного пространства в соответствии с имеющимися условиями (меняющаяся демографическая ситуация, транспортная доступность, ресурсная обеспеченность).
3. Обеспечение профессиональной ориентации учащихся через профилизацию образования на основе информационных технологий.
Проблемы, негативно влияющие на качество образования:
- сокращение классов-комплектов, дефицит педагогических кадров приводит к тому, что иногда одному учителю приходится помимо собственного учебного предмета преподавать несколько других образовательных дисциплин, по которым он не имеет специальной подготовки;
- оснащенность школ современной компьютерной техникой остается пока не на достаточно высоком уровне, не все ОУ имеют доступ к Интернет-ресурсам;
- удаленность большинства школ, сложная транспортная доступность.
Пути решения:
- создание системы дистанционного образования;
- единство образовательного информационного пространства на территории района.
Модель сетевого взаимодействия муниципальных образовательных
учреждений в системе дистанционного образования (ДО)
------------¬
¦Направления¦
L-----T------
------------+--------------¬
/ “ /
------------¬ ---------------¬
¦“Net-школа“¦ ¦“IP-телефония“¦
L------------ L---------------
I направление: “Net-школа“.
Образовательные особенности системы ДО,
реализуемой через программу “Net-школа“
- формирование способностей обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности;
- существенное расширение информационных рамок учебного содержания;
- минимизация времени работы в Интернет и объемов пересылаемой информации;
- возможность временного или постоянного перехода на кейс-технологию при возникновении проблем с доступом в Интернет.
-----------------------------------¬
¦Использование в районе “Net-школа“¦
L-----------------T-----------------
----------------+--------------¬
/ /
---------------------------¬ -------------------------------------¬
¦Дополнительное образование¦ ¦Создание модели профильного обучения¦
L--------------------------- L-------------------------------------
1. Дополнительное образование
Подготовка обучающихся 10 - 11 классов:
- к успешной сдаче ЕГЭ;
- к поступлению в вузы;
- к предметным олимпиадам.
-----------------------------------------¬
¦ МОУ ДОПР “Кичменгско-Городецкий ¦
¦информационно-методический центр“ - РЦДО¦
¦ (Координатор ДО) ¦
L--------------------T--------------------
-----------------+---------------¬
/ /
-------------------------------¬ ----------------------------¬
¦МОУ Кичм.-Городецкая СОШ - ЦДО¦ ¦МОУ Первомайская СОШ - ЦДО ¦
¦(Зам. директора по ИКТ - 1, ¦ ¦(Зам. директора по ИКТ - 1,¦
¦сетевые педагоги - 6) ¦ ¦сетевые педагоги - 6) ¦
L--------------T---------------- L-------------T--------------
/ /
---¬ ---¬
¦ОУ¦ ¦ОУ¦
L--- L---
----------------------¬
¦Педагоги-координаторы¦
L----------------------
2007 - 2008 гг.
МОУ Косковская СОШ
МОУ Трофимовская СОШ
МОУ Верхнеентальская СОШ
МОУ Куриловская СОШ
МОУ Сараевская СОШ
МОУ Нижнеенангская СОШ
МОУ Югская СОШ
МОУ Шонгская СОШ
2008 - 2010 гг.
Все общеобразовательные школы с 8 по 11 классы.
2. Создание модели профильного обучения
- ведение элективных курсов по предметам: информатика, иностранный язык, математика, русский язык, история, право, экономика, биология, химия, география;
- выстраивание индивидуальной образовательной траектории обучающихся
-----------------------------------------¬
¦ МОУ ДОПР “Кичменгско-Городецкий ¦
¦информационно-методический центр“ - РЦДО¦
¦ (Координатор ДО) ¦
L-------------------T---------------------
----------------+---------------¬
/ /
-------------------------------¬ ----------------------------¬
¦МОУ Кичм.-Городецкая СОШ - ЦДО¦ ¦МОУ Первомайская СОШ - ЦДО ¦
¦(Зам. директора по ИКТ - 1, ¦ ¦(Зам. директора по ИКТ - 1,¦
¦сетевые педагоги - 6) ¦ ¦сетевые педагоги - 6) ¦
L--------------T---------------- L--------------T-------------
/ /
-----------------------¬ -----------------------¬
¦ ОУ ¦ ¦ ОУ ¦
¦Педагоги-координаторы)¦ ¦Педагоги-координаторы)¦
L----------------------- L-----------------------
2007 - 2008 гг.
МОУ Косковская СОШ
МОУ Куриловская СОШ
МОУ Сараевская СОШ
МОУ Югская СОШ
МОУ Трофимовская СОШ
МОУ Шонгская СОШ
МОУ Нижнеенангская СОШ
МОУ Верхнеентальская СОШ
2008 - 2010 гг.
Все образовательные учреждения с 8 по 11 классы.
Ресурсное обеспечение
Программные продукты - 3, серверы - 3 шт.
II направление: “IP-телефония“.
Реализация основного и среднего общего образования
-------¬
¦Уровни¦
L--T----
-------------+------------¬
/ / /
------------¬ ---------¬ ---------------¬
¦Межшкольный¦ ¦Районный¦ ¦Внутришкольный¦
L------------ L--------- L---------------
1. Межшкольный уровень
1 группа. Труднодоступные и удаленные
образовательные учреждения
Прогноз контингента обучающихся до оптимизации (1 - 11 кл.)
---------------------T---------------T---------------T---------------¬
¦ ¦2007 - 2008 гг.¦2008 - 2009 гг.¦2009 - 2010 гг.¦
+--------------------+---------------+---------------+---------------+
¦МОУ Сараевская СОШ ¦ 83 ¦ 72 ¦ 73 ¦
+--------------------+---------------+---------------+---------------+
¦МОУ Трофимовская СОШ¦ 53 ¦ 41 ¦ 38 ¦
+--------------------+---------------+---------------+---------------+
¦МОУ Берсеневская ООШ¦ 11 ¦ 11 ¦ 10 ¦
L--------------------+---------------+---------------+----------------
2007 - 2008 гг.
Реорганизация МОУ Берсеневская ООШ в структурное подразделение МОУ Сараевская СОШ.
Реализация ДО:
МОУ Трофимовская СОШ ---------> МОУ Сараевская СОШ
(химия - 8 - 11 кл., биология - 10 - 11 кл.)
МОУ Сараевская СОШ ---------> МОУ Берсеневская ООШ
(математика, иностранный язык - 5 - 6, 7 - 8 кл.)
2008 - 2009 гг.
Реализация ДО:
МОУ Трофимовская СОШ ---------> МОУ Сараевская СОШ
(химия - 8 - 11 кл., биология - 9 - 11 кл.)
2009 - 2010 гг.
Реорганизация МОУ Трофимовская СОШ в основную и в структурное подразделение МОУ Сараевская СОШ.
Общий контингент МОУ Сараевская СОШ - 121 ч.
2 группа. Труднодоступные и удаленные
образовательные учреждения
Прогноз контингента обучающихся до оптимизации (1 - 11 кл.)
-------------------------T---------------T---------------T---------------¬
¦ ¦2007 - 2008 гг.¦2008 - 2009 гг.¦2009 - 2010 гг.¦
+------------------------+---------------+---------------+---------------+
¦МОУ Нижнеенангская СОШ ¦ 165 ¦ 157 ¦ 144 ¦
+------------------------+---------------+---------------+---------------+
¦МОУ Верхнеентальская СОШ¦ 91 ¦ 94 ¦ 81 ¦
+------------------------+---------------+---------------+---------------+
¦МОУ Нижнеентальская ООШ ¦ 24 ¦ 27 ¦ 22 ¦
L------------------------+---------------+---------------+----------------
2007 - 2008 гг.
1. Реорганизация МОУ Нижнеентальская ООШ в структурное подразделение МОУ Нижнеенангская СОШ; уменьшение классов-комплектов в связи с объединением 5 - 6, 7 - 8 кл.
2. Реализация ДО: математика, ин. язык, физика.
Общий контингент МОУ Нижнеенангская СОШ и МОУ Нижнеентальская ООШ - 189 ч.
В разрезе 5 - 11 классов:
5 кл. - 30;
6 кл. - 26;
7 кл. - 18;
8 кл. - 18;
9 кл. - 13;
10 кл. - 21;
11 кл. - 12.
2008 - 2009 гг.
Реализация ДО: МОУ Нижнеенангская СОШ, МОУ Верхнеентальская СОШ (10 - 11 кл. - русский язык, математика, ин. язык, физика)
Общий контингент МОУ Нижнеенангская СОШ и МОУ Нижнеентальская ООШ - 184 ч.
В разрезе 5 - 11 классов:
5 кл. - 12;
6 кл. - 30;
7 кл. - 26;
8 кл. - 18;
9 кл. - 18;
10 кл. - 8;
11 кл. - 21.
2009 - 2010 гг.
Реорганизация МОУ Верхнеентальская СОШ в основную и в структурное подразделение МОУ Нижнеенангская СОШ.
Общий контингент МОУ Нижнеенангская СОШ и МОУ Нижнеентальская ООШ - 247 ч.
В разрезе 5 - 11 классов:
5 кл. - 19;
6 кл. - 16;
7 кл. - 37;
8 кл. - 35;
9 кл. - 31;
10 кл. - 26;
11 кл. - 8.
3 группа. Труднодоступные:
МОУ Шестаковская ООШ, МОУ Заречная ООШ
2007 - 2008 гг.
Реализация ДО:
МОУ Шестаковская ООШ МОУ Заречная ООШ
англ. язык 5 кл.
4 группа.
Прогноз контингента обучающихся до оптимизации (1 - 11 кл.)
-------------------T---------------T---------------T---------------¬
¦ ¦2007 - 2008 гг.¦2008 - 2009 гг.¦2009 - 2010 гг.¦
+------------------+---------------+---------------+---------------+
¦МОУ Косковская СОШ¦ 138 ¦ 134 ¦ 150 ¦
+------------------+---------------+---------------+---------------+
¦МОУ Еловинская ООШ¦ 26 ¦ 23 ¦ 19 ¦
L------------------+---------------+---------------+----------------
2008 - 2009 гг.
1. Реорганизация МОУ Еловинская ООШ в структурное подразделение МОУ Косковская СОШ.
2. Реализация ДО:
МОУ Еловинская ООШ ---------> МОУ Косковская СОШ
(иностр. язык)
Общий контингент МОУ Косковская СОШ и МОУ Еловинская ООШ - 157 ч.
В разрезе 5 - 11 классов:
5 кл. - 16;
6 кл. - 17;
7 кл. - 23;
8 кл. - 21;
9 кл. - 30;
10 кл. - 4;
11 кл. - 14.
2009 - 2010 гг.
Общий контингент МОУ Косковская СОШ и МОУ Еловинская ООШ - 169 ч.
В разрезе 5 - 11 классов:
5 кл. - 16;
6 кл. - 16;
7 кл. - 17;
8 кл. - 22;
9 кл. - 21;
10 кл. - 20;
11 кл. - 4.
5 группа.
Прогноз контингента обучающихся до оптимизации (1 - 11 кл.)
----------------------T---------------T---------------T---------------¬
¦ ¦2007 - 2008 гг.¦2008 - 2009 гг.¦2009 - 2010 гг.¦
+---------------------+---------------+---------------+---------------+
¦МОУ Шонгская СОШ ¦ 127 ¦ 133 ¦ 115 ¦
+---------------------+---------------+---------------+---------------+
¦МОУ Емельяновская ООШ¦ 37 ¦ 34 ¦ 29 ¦
L---------------------+---------------+---------------+----------------
2007 - 2008 гг.
Реализация ДО:
МОУ Емельяновская ООШ ---------> МОУ Шонгская СОШ
(англ. яз., 10 - 11 кл.)
2008 - 2009 гг.
Реорганизация МОУ Емельяновская ООШ в структурное подразделение МОУ Шонгская СОШ.
Общий контингент МОУ Шонгская СОШ и МОУ Емельяновская ООШ составит 167.
В разрезе 5 - 11 классов:
5 кл. - 12;
6 кл. - 15;
7 кл. - 17;
8 кл. - 18;
9 кл. - 21;
10 кл. - 18;
11 кл. - 22.
2009 - 2010 гг.
Общий контингент МОУ Шонгская СОШ и МОУ Емельяновская ООШ составит 144.
В разрезе 5 - 11 классов:
5 кл. - 12;
6 кл. - 9;
7 кл. - 10;
8 кл. - 15;
9 кл. - 15;
10 кл. - 13;
11 кл. - 18.
Объединение классов, уменьшение классов-комплектов.
2. Районный уровень
-----------------------------------------¬
¦ МОУ ДОПР “Кичменгско-Городецкий ¦
¦информационно-методический центр“ - РЦДО¦
¦ (Координатор ДО) ¦
L-------------------T---------------------
----------------+---------------¬
/ /
-------------------------------¬ ----------------------------¬
¦МОУ Кичм.-Городецкая СОШ - ЦДО¦ ¦МОУ Первомайская СОШ - ЦДО ¦
¦(Зам. директора по ИКТ - 1, ¦ ¦(Зам. директора по ИКТ - 1,¦
¦сетевые педагоги - 6) ¦ ¦сетевые педагоги - 6) ¦
L--------------T---------------- L--------------T-------------
/ /
----------------------¬ ----------------------¬
¦ ОУ ¦ ¦ ОУ ¦
¦Педагоги-координаторы¦ ¦Педагоги-координаторы¦
L---------------------- L----------------------
МОУ Кичм.-Городецкая СОШ - ЦДО
Прогноз контингента обучающихся до оптимизации (1 - 11 кл.)
2007 - 2008 гг. - 712
2008 - 2009 гг. - 740
2009 - 2010 гг. - 709
2007 - 2008 гг.
Реализация ДО:
Информатика в 4 средние школы --------> (МОУ Трофимовская СОШ,
МОУ Нижнеенангская СОШ, МОУ Верхнеентальская СОШ, МОУ Сараевская
СОШ) 10 - 11 кл.
2008 - 2009 гг.
Реализация ДО:
МОУ Кичм.-Городецкая СОШ ----------------> МОУ Сараевская СОШ,
МОУ Трофимовская СОШ, МОУ Косковская СОШ, МОУ Нижнеенангская СОШ,
МОУ Верхнеентальская СОШ
(ин. яз., физика - 9 - 11 кл.)
МОУ Кичм.-Городецкая СОШ --------> МОУ Верхнеентальская СОШ
(математика 9 - 11 кл.)
Информатика - в средние школы.
2. Реорганизация МОУ Дорожковская ООШ в структурное подразделение МОУ Кичм.-Городецкая СОШ
2009 - 2010 гг.
1. Реализация ДО:
МОУ Кичм.-Городецкая СОШ ----------------> МОУ Сараевская СОШ,
МОУ Косковская СОШ, МОУ Нижнеенангская СОШ
(ин. язык, физика - 9 - 11 кл.)
Информатика - в средние школы.
Общий контингент МОУ Кичм.-Городецкая СОШ - 709 + 27 = 736.
МОУ Первомайская СОШ - ЦДО
Прогноз контингента обучающихся до оптимизации (1 - 11 кл.)
2007 - 2008 гг. - 432
2008 - 2009 гг. - 423
2009 - 2010 гг. - 412
2007 - 2008 гг.
Реализация ДО:
--------------------------------¬
¦ МОУ Куриловская СОШ ¦
-->¦(химия, биология - 10 - 11 кл.)¦
¦ L--------------------------------
¦
¦ ---------------------------¬
¦ ¦ МОУ Пыжугская ООШ ¦
+->¦(русский язык - 8 - 9 кл.)¦
¦ L---------------------------
---------------------¬ ¦
¦МОУ Первомайская СОШ+-+ --------------------¬
L--------------------- ¦ ¦ МОУ Заречная ООШ ¦
+->¦(нем. язык - 9 кл.)¦
¦ L--------------------
¦
¦ ---------------------------¬
¦ ¦ МОУ Югская СОШ ¦
¦ ¦(англ. язык - 10 - 11 кл.,¦
L->¦история - 8 - 9 кл., ¦
¦ОБЖ - 10 - 11 кл.) ¦
L---------------------------
2008 - 2009 гг.
1. Реализация ДО:
МОУ Первомайская СОШ ---------> МОУ Куриловская СОШ
(химия, биология - 10 - 11 кл.)
2. Реорганизация МОУ Пыжугская ООШ в структурное подразделение МОУ Первомайская СОШ.
2009 - 2010 гг.
1. Реорганизация МОУ Куриловская СОШ в основную и в структурное подразделение МОУ Первомайская СОШ.
2. Реализация ДО:
МОУ Первомайская СОШ ---------> МОУ Шонгская СОШ
(10 - 11 кл. - биология, история, химия)
3. Реорганизация МОУ Югская СОШ в основную школу и подвоз 10 - 11 кл. в МОУ Первомайская СОШ.
Общий контингент МОУ Первомайская СОШ, МОУ Пыжугская ООШ и МОУ Югская СОШ (10 - 11 кл.) составит 412 + 17 + 20 = 449 ч.
Ресурсное обеспечение
33 комплекта “IP-телефония“:
МОУ Первомайская СОШ - 5
МОУ Кичм.-Городецкая СОШ - 5
МОУ Нижнеенангская СОШ - 3
МОУ Сараевская СОШ - 2
МОУ Трофимовская СОШ - 2.
Остальные ОУ - по одному комплекту:
МОУ ДОПР “Кичменгско-Городецкий ИМЦ“ - 1
Управление образования - 1.