Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.04.2007 N А13-1861/2007 <О признании не соответствующим статьям 49, 51 ГК РФ, статье 15 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и недействующим решения Земского Собрания Устюженского муниципального района “О регистрации уведомлений об открытии (перепрофилировании) объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения“>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 апреля 2007 г. по делу N А13-1861/2007

Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2007 г.

Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2007 г.

Арбитражный суд Вологодской области в составе: председательствующего Хвостова Е.А., судей Логиновой О.П., Шестаковой Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Макаренковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Вологодской области к Земскому Собранию Устюженского муниципального района Вологодской области о признании решения Земского Собрания Устюженского муниципального района Вологодской области от 28.12.2006 N 564 “О регистрации уведомлений об открытии (перепрофилировании) объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения“ не соответствующим закону и недействующим,

при
участии:

от прокурора Вологодской области - Белоусовой З.С. по удостоверению N 139801,

от Земского Собрания Устюженского муниципального района Вологодской области - Барановой Н.В. по доверенности от 05.04.2007,

установил:

прокурор Вологодской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании не соответствующим закону и недействующим решения Земского Собрания Устюженского муниципального района Вологодской области (далее - Собрание) от 28.12.2006 N 564 “О регистрации уведомлений об открытии (перепрофилировании) объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения“ (далее - решение).

Прокурор просит признать указанное решение не соответствующим статьям 49, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и недействующим.

В обоснование своих требований ссылается на то, что оспариваемые нормы решения противоречат вышеуказанному законодательству, приняты с превышением установленных законом полномочий, так как гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации и органы местного самоуправления не наделены полномочиями издавать акты, регулирующие отношения по регистрации уведомлений об открытии (перепрофилировании) объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения. Считает, что оспариваемые нормы нарушают права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Собрание в своем отзыве на заявление признало требования прокурора в части несоответствия действующему законодательству пункта 3 оспариваемого решения и приложения к нему. В удовлетворении остальной части требований просит отказать.

Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей прокурора и Собрания, суд считает требования прокурора области подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ решения, принятые путем прямого
волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Как следует из материалов дела, 28.12.2006 Собранием принято решение N 564 “О регистрации уведомлений об открытии (перепрофилировании) объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения“.

Оспариваемым решением предусмотрено, что постановка физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, на учет носит уведомительный характер и осуществляется путем выдачи свидетельства. Физические и юридические лица обязаны направлять в уведомительном порядке в администрацию Устюженского муниципального района заявление об открытии новых или перепрофилировании действующих объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Выдача свидетельства осуществляется при представлении заявления, которое должно содержать следующие сведения: наименование предприятия, его адрес, фамилию, имя, отчество руководителя и номер телефона; данные об организационно-правовой форме (юридическое лицо, предприниматель без образования юридического лица); данные о постановке на налоговый учет (ИНН, номер и дата карточки регистрации); профиль предприятия, исчерпывающий ассортиментный перечень товаров, продукции либо услуг; данные об устройстве помещения (характеристика объекта, площадь, количество рабочих мест, количество посадочных мест для предприятий общественного питания); режим работы предприятия.

Указанное решение является нормативным правовым актом, который содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Решение в действующей редакции опубликовано в приложении “Информационный вестник“ к газете “Вперед“ от 29.12.2006 N 101.

В соответствии с пунктом 18 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района,
услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Указанным законом органы местного самоуправления не наделены полномочиями издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения по регистрации уведомлений об открытии (перепрофилировании) объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения. Следовательно, оспариваемые нормы приняты Собранием с превышением своих полномочий.

В соответствии со статьей 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно статье 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ установлен перечень документов, который представляется при государственной регистрации создаваемого юридического лица.

Оспариваемое решение возлагает на организации дополнительные обязанности, связанные с обязательным уведомлением органов местного самоуправления об открытии или перепрофилировании объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и не предусмотренные действующим законодательством. Следовательно, решение не соответствует нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и нарушает права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Ссылка Собрания на то, что уведомительная регистрация нацелена на реализацию полномочий органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей, не может быть принята судом во внимание, так как информацию об объектах торговли, общественного питания и бытового обслуживания органы местного самоуправления вправе
получать от налоговых и иных уполномоченных органов, имеющих соответствующие сведения.

Руководствуясь статьями 167, 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать решение Земского Собрания Устюженского муниципального района Вологодской области от 28.12.2006 N 564 “О регистрации уведомлений об открытии (перепрофилировании) объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения“ не соответствующим статьям 49, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и недействующим.

Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Е.А.ХВОСТОВ

Судьи

О.П.ЛОГИНОВА

Н.А.ШЕСТАКОВА