Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.04.2005 <О признании недействующими пунктов 12, 13 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации г. Вологды, утвержденного постановлением Главы города Вологды от 29.05.2000 N 1171, приложения N 2 к постановлению Главы города Вологды от 29.05.2000 N 1171>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 апреля 2005 года

Именем Российской Федерации

Арбитражный суд Вологодской области в составе: председательствующего Богатыревой В.А., судей Хвостова Е.А., Осокиной Н.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мамоновой А.Е., при участии прокурора Вологодской области, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению открытого акционерного общества “Агростройконструкция“ о признании недействующими пунктов 12, 13 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации г. Вологды, утвержденного постановлением Главы города Вологды от 29.05.2000 N 1171, приложения N 2 к постановлению Главы города Вологды от 29.05.2000 N 1171, с участием представителей:

заявителя - Смекалова А.Н. по доверенности
от 02.09.2004 N 1-12-04/790; Главы г. Вологды - Белякова Ю.В. по доверенности от 01.09.2003 N 2-2/2-1-1-1-24/2369; прокурора Вологодской области - Белоусовой З.С. по удостоверению N 18927

установил:

Открытое акционерное общество “Агростройконструкция“ (далее - ОАО “Агростройконструкция“) обратилось с заявлением о признании недействующими пунктов 12, 13 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации г. Вологды, утвержденного постановлением Главы г. Вологды от 29.05.2000 N 1171, приложения N 2 к постановлению. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует пунктам 61, 70, 71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167, пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации 02.08.99 N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“, пунктам 17, 18, 19 постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89 “Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства“. Ссылается на отсутствие полномочий у Главы г. Вологды на принятие оспариваемого нормативного правового акта. Полагает, что приложение N 2 к постановлению Главы г. Вологды от 29.05.2000 N 1171 официально не опубликовано, поэтому применяться не может. Представитель ОАО “Агростройконструкция“ в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Глава г. Вологды в отзыве на заявление, его представитель в судебном заседании требования ОАО “Агростройконструкция“ отклонили, сославшись на то, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству, принят в пределах предоставленных полномочий, права и интересы заявителя не нарушает.

Прокурор Вологодской области, вступивший в дело в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования поддерживает
частично. Считает пункты 12 и 13 Порядка не соответствующими постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.95 N 1310 “О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системе канализации населенных пунктов“, Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2000 N 1171 “О платежах за сброс сточных вод и загрязняющих веществ через систему коммунальной канализации г. Вологды“.

Исследовав доказательства, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требования ОАО “Агростройконструкция“ подлежащими удовлетворению частично.

Пунктом 1 постановления Главы г. Вологды от 29.05.2000 N 1171 “О платежах за сброс сточных вод и загрязняющих веществ через систему коммунальной канализации г. Вологды“, опубликованного в газете “Вологодские новости“ 8 - 14 июня 2000 N 10, утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ через систему коммунальной канализации г. Вологды (далее - Порядок) и введен в действие с 01.01.2000.

Согласно пункту 12 Порядка плата за сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонентов с превышением допустимых концентраций (ДК), временно допустимых концентраций (ВДК) в зависимости от количества загрязнителя взимается в следующих размерах: за превышение допустимых концентраций (ВДК) по одному загрязнителю - 0.5 размера действующего тарифа (дополнительно) по приему сточных вод и загрязняющих веществ за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод; по двум загрязнителям - в однократном размере действующего тарифа; одновременно по трем загрязнителям - в двукратном размере действующего тарифа.

Превышение допустимых концентраций (ВДК) одновременно более чем по трем загрязнителям признается аварийным сбросом.

Предельный размер платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города ограничивается пятикратным размером действующего
тарифа (дополнительно) по приему сточных вод и загрязняющих веществ за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод.

В силу пункта 13 Порядка плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, запрещенных или не согласованных к сбросу в системы канализации, а также за установленный факт аварийного сброса для всех видов загрязняющих веществ установлена в размере пятикратного действующего тарифа по приему сточных вод и загрязняющих веществ (дополнительно) за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод.

Пунктом 2 постановления Главы г. Вологды от 29.05.2000 N 1171 установлены нормативы сброса производственных сточных вод в систему коммунальной канализации, в том числе допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов копия коммунальной канализации г. Вологды, указанные в приложении N 2. Названное приложение опубликовано не было.

Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, юридические и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления“ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или Арбитражный суд в установленном законом
порядке.

Предметы ведения местного самоуправления определены статьей 6 названного выше Федерального закона. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти (пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ).

Полномочия Главы города Вологды предусмотрены статьей 26 Устава г. Вологды, согласно которой он, в частности, осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и данным Уставом.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.95 N 1310 “О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов“ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Согласно пункту 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167, расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих
веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 71 Правил).

Следовательно, в связи с тем, что пункты 12 и 13 оспариваемого Порядка Главы города Вологды от 29.05.2000 N 1171 приняты органом местного самоуправления с превышением своих полномочий, они противоречат указанным выше постановлениям Правительства Российской Федерации.

Вместе с тем, ссылка заявителя в обоснование своих требований на пункт 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“, постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 609 “О мерах по ликвидации перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов“, от 17.02.2004 N 89 “Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства“ является необоснованной. Плата за сброс сточных вод как в пределах установленных нормативов сброса по составу сточных вод, так и за сверхнормативный сброс не может отождествляться с тарифами на коммунальные услуги и условиями их пересмотра. Указанные нормативные правовые акты регулируют разные отношения и не могут применяться для проверки законности оспариваемого постановления Главы г. Вологды.

Кроме того, пункт 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 признан утратившим силу подпунктом “а“ пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392 “О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг“. Указанное постановление утратило силу в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 “О предоставлении субсидий на
оплату жилья и коммунальных услуг“.

Материалами дела (судебными актами по делу N А13-3062/03-04 л.д. 19 - 24) подтверждается нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов ОАО “Агростройконструкция“ в сфере предпринимательской деятельности.

Доводы Главы г. Вологды о том, что в настоящее время с абонентов, допустивших нарушения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, плата за сверхнормативный сброс взимается в порядке и размерах, предусмотренных порядком, утвержденным Правительством Вологодской области от 09.12.2002 N 811 “О плате за сброс сточных вод в системы канализации“, а в пунктах 12 и 13 оспариваемого Порядка лишь повторялись положения Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ через системы канализации населенных пунктов Вологодской области, утвержденного постановлением Губернатора Вологодской области от 28.01.97 N 81, не могут быть приняты во внимание при рассмотрении настоящего дела.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В силу пункта 1 статьи 27 Устава города Вологды Глава города на основании и во исполнение федерального и областного законодательства, данного Устава и решений городской Думы издает постановления и распоряжения по вопросам собственной компетенции и компетенции Администрации города.

Акты Главы города вступают в силу со дня их подписания, правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.

В данном случае было опубликовано постановление Главы
г. Вологды от 29.05.2000 N 1171, пунктом 2 которого установлены допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов коммунальной канализации г. Вологды. Само приложение N 2, в котором предусмотрены их величины, права, свободы и обязанности человека и гражданина не затрагивает.

Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод в силу пункта 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167, устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

При таких обстоятельствах требования ОАО “Агростройконструкция“ в части признания недействующим приложения N 2 к постановлению Главы г. Вологды от 29.05.2000 N 1171 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 195, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать пункты 12 и 13 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации г. Вологды, утвержденного постановлением Главы г. Вологды от 29.05.2000 N 1171, не соответствующими пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.95 N 1310 “О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов“, пунктам 70, 71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167, и недействующими.

Признать приложение N 2 к постановлению Главы г. Вологды от 29.05.2000 N 1171 соответствующим пункту 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167. В удовлетворении требования акционерного общества “Агростройконструкция“ в указанной части отказать.

Возвратить открытому акционерному обществу “Агростройконструкция“ из федерального бюджета госпошлину в сумме
500 руб., уплаченную платежным поручением N 001894 от 22.09.2004.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

В.А.БОГАТЫРЕВА

Судьи

Е.А.ХВОСТОВ

Н.Н.ОСОКИНА