Постановление Череповецкой городской Думы от 27.02.2001 N 26 “О городской целевой программе “Одаренные дети“ на 2001 - 2003 годы“ (вместе с “Городской целевой программой “Одаренные дети“ на 2001 - 2003 годы“)
Снят с контроля (постановление Череповецкой городской Думы от 27.01.2004 N 15).ЧЕРЕПОВЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2001 г. N 26
О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
“ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ“ НА 2001 - 2003 ГОДЫ
В целях создания условий для развития и реализации способностей одаренных, талантливых детей и подростков Череповецкая городская Дума постановила:
1. Утвердить прилагаемую городскую целевую программу “Одаренные дети“ на 2001 - 2003 годы.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на постоянную комиссию по социальным вопросам городской Думы.
Мэр города
М.С.СТАВРОВСКИЙ
Утверждена
Постановлением
Череповецкой городской Думы
от 27 февраля 2001 г. N 26
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
“ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ“ НА 2001 - 2003 ГОДЫ
Паспорт
городской целевой программы
“Одаренные дети“ на 2001 - 2003 годы
Наименование программы
Городская целевая программа “Одаренные дети“ на 2001 - 2003 годы (далее - Программа)
Заказчик Программы - мэрия города
Основной разработчик Программы - управление образования мэрии города
Цель Программы:
Создание условий для развития и реализации способностей одаренных, талантливых детей и подростков.
Сроки реализации Программы - 2001 - 2003 годы
Исполнитель Программы - управление образования мэрии города
Источник финансирования - городской бюджет
Ожидаемые результаты реализации Программы
Разработка концепции работы со способными и одаренными детьми в городе.
Развитие сети образовательных учреждений города, работающих с одаренными детьми, создание условий для развития творческих способностей и умений учащихся посредством изменения содержания учебного образования и методического обеспечения, организации исследовательской деятельности по предметам, профилям с различными категориями участников, самореализации их личности, ранней профессиональной ориентации.
Совершенствование нормативной правовой базы деятельности образовательных учреждений города.
Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений города.
Состояние проблемы и необходимость ее решения
В связи с происходящими социально-экономическими изменениями в обществе возрастает потребность в творческих людях, способных быстро и оригинально решать возникающие проблемы в различных сферах деятельности. Обществу необходима личность, способная решать задачи, находящиеся на пересечении нескольких наук, на стыке теории и практики, и будущее человечества в определенной степени зависит от того, какие люди будут обеспечивать его прогресс. Важнейшую роль в становлении человека как социально полноценного гражданина играет образование.
Анализ образовательных потребностей основных социальных заказчиков: родителей, производственников, представителей высшей школы - подтверждает вышеназванное: 40% родителей ставят на первое место глубокие, прочные знания, владение иностранными языками, высокий уровень компьютерной грамотности; работодатели хотели бы видеть у себя на производстве людей, умеющих нестандартно мыслить, постоянно стремящихся к саморазвитию, самообразованию.
На данный момент стала приоритетной личностно-ориентированная парадигма образования, которая предлагает в образовательном процессе исходить из природы ребенка, его задатков, способностей, возможностей, интересов, личных потребностей, то есть учитывать различные параметры гармоничного развития личности.
В городе накоплен положительный опыт работы с одаренными и талантливыми детьми.
На сегодняшний день из 39 дневных средних общеобразовательных школ 4 являются школами повышенного уровня обучения (женская гуманитарная гимназия (далее ЖГГ), гимназия N 9, школы с углубленным изучением предметов NN 21, 26), открыт 241 класс с углубленным изучением предметов, профильные классы в школах NN 1, 5, 10, 11, 24, 25, 12, 34; а также NN 8, 37, 42, 17, муниципальные образовательные учреждения “Дворец детского и юношеского творчества (далее - МОУ “ДДиЮТ“), Центр детского творчества (далее - МОУ “ЦДТ“), Центр дополнительного образования детей (далее - МОУ “ЦДОД“).
На любом уровне анализа состояния педагогической системы важнейшее место занимают результаты обучения. В целом в городе процент успеваемости составляет 96.7%, в учреждениях повышенного уровня, классах с углубленным изучением, профильных классах 99.8%. Например, в ЖГГ - 100%, N 9 - 99.5%, N 37 - 100%, N 21 - 100%.
Качество знаний на муниципальном уровне составляет 33.9%, в ЖГГ - 68.3%, N 9 - 62.1%, N 21 - 57.9%, N 26 - 44%.
Показательны и данные о награждении учащихся медалями: общее количество в 1999 - 2000 учебном году - 60 (47 серебряных, 13 золотых), из них в ЖГГ - 6 серебряных, N 9 - 2 золотые, 3 серебряные, N 21 - 2 золотые, 7 серебряных.
Радуют результаты поступления учащихся в вузы: в целом по муниципальной системе из 2419 - 1559 (64.4%), в ЖГГ - 25 из 27 (92.6%), N 37 - 24 из 25 (96%), N 9 - 68 из 89 (76.4%), N 21 - 76 из 83 (91.6%), N 26 - из 52 - 35 (67.3%).
В рамках задачи развития творческих способностей организованы городские, областные предметные олимпиады, научно-практические конференции учащихся. В 1999 - 2000 учебном году в городских олимпиадах приняли участие 941 человек, 676 по предметам естественно-математического цикла. В областных олимпиадах по предметам естественно-математического цикла в 1999 - 2000 учебном году приняли участие 51 человек (первых мест - 2, вторых - 5, третьих - 11), в 2000 - 2001 учебном году - 48 человек, 29 из них являются призерами, успешно выступили учащиеся школ повышенного обучения, углубленных и профильных классов (следует отметить систематический успех ряда образовательных учреждений в олимпиадах):
N 11 - математика, информатика, химия;
N 37 - химия, физика;
N 34 - биология;
NN 25, 24, 21 - география;
N 9 - физика, математика;
N 10 - биология, химия.
Во Всероссийской олимпиаде в 2000 году по правовой культуре потребителей команда школы N 37 заняла по теории вопроса 1 место, общее 4 место. В областной олимпиаде по правовой культуре потребителей в 2001 году учащиеся школ NN 37, 28 заняли 1 и 2 места.
Учащиеся города активно участвуют в научно-практических конференциях областного, российского уровня. Например, с 1993 года члены научного общества учащихся МОУ “ДДиЮТ“ участвуют в конференции в г. Обнинске “Юность. Наука. Культура“. За последние 3 года получили звание лауреата и стали призерами на областном уровне 21 человек, 32 - на российском.
Отметив положительные моменты и достижения в деятельности образовательных учреждений повышенного уровня, классов с углубленным изучением, профильных классов, необходимо обратить внимание на то, что они функционируют без достаточно проработанной нормативной правовой базы, при отсутствии должного финансирования, материально-технического обеспечения, что значительно снижает возможность развития природных способностей детей.
В настоящее время возникла острая необходимость создания системы работы со способными и одаренными детьми, решения вопросов координации деятельности образовательных учреждений между собой и социумом в решении данной проблемы. И главным механизмом решения проблемы может быть реализация городской целевой программы “Одаренные дети“.
Контроль за исполнением Программы - мэрия города
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ, КЛАССОВ С
УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ,
ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ
----T-------------------------------------------------T----------T--------------¬
¦ N ¦ Содержание ¦Сроки ¦Финансирование¦
¦п/п¦ ¦исполнения¦(в тыс. руб.) ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦ 1.¦Разработка необходимых нормативных документов для¦ 2001 г. ¦ ¦
¦ ¦создания фонда поддержки способных и одаренных ¦ ¦ ¦
¦ ¦детей города ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦ 2.¦Разработка штатного расписания для гимназии и ¦ 2001 г. ¦ ¦
¦ ¦школ с углубленным изучением ряда предметов ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦ 3.¦Разработка положения о стипендии мэра города для ¦ 2001 г. ¦ ¦
¦ ¦способных и одаренных детей ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦ 4.¦Разработка положения о профильном лагере для ¦ 2001 г. ¦ ¦
¦ ¦способных и одаренных детей ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦ Кадровое обеспечение ¦
+---T-------------------------------------------------T----------T--------------+
¦ 1.¦Проведение курсов для руководителей ¦2001 - ¦ 35 ¦
¦ ¦образовательных учреждений по совершенствованию ¦2002 гг. ¦ ¦
¦ ¦организации работы с одаренными детьми ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦ 2.¦Организация и проведение проблемных курсов, ¦2001 - ¦ 40 ¦
¦ ¦семинаров для педагогов города по психолого- ¦2003 гг. ¦ ¦
¦ ¦педагогическим основам работы с одаренными детьми¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦ 3.¦Организация стажировок для преподавателей ¦2001 - ¦ 250 ¦
¦ ¦иностранных языков в страны изучаемого языка ¦2003 гг. ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦ 4.¦Создание дискуссионного клуба по психолого- ¦Постоянно ¦ ¦
¦ ¦педагогическим проблемам работы с одаренными ¦ ¦ ¦
¦ ¦детьми ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦ 5.¦Проведение научно-практических конференций ¦ Ежегодно ¦ по 9 ¦
¦ ¦педагогических работников по проблемам содержания¦ ¦ ¦
¦ ¦учебно-воспитательного процесса и организации ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы с одаренными детьми ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦ Организационные мероприятия ¦
+---T-------------------------------------------------T----------T--------------+
¦ 1.¦Организация научно-практических конференций ¦ Ежегодно ¦ по 9 ¦
¦ ¦учащихся ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦ 2.¦Издание сборников творческих работ педагогов и ¦ Ежегодно ¦ по 50 ¦
¦ ¦учащихся ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦ 3.¦Назначение стипендии мэра города способным и ¦Ежегодно ¦по 60 ¦
¦ ¦одаренным детям ¦с 2001 г. ¦(по 300 руб. в¦
¦ ¦ ¦ ¦четверть 50 ¦
¦ ¦ ¦ ¦стипендий) ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦ 4.¦Издание периодического журнала ¦2 раза в ¦ по 50 ¦
¦ ¦ ¦год с ¦ ¦
¦ ¦ ¦2001 г. ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦ 5.¦Организация летнего профильного лагеря для ¦2001 - ¦по 408 ¦
¦ ¦способных и одаренных детей в Крыму ¦2003 гг. ¦ежегодно ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦Материально-техническое обеспечение деятельности образовательных учреждений ¦
¦повышенного уровня обучения ¦
+---T-------------------------------------------------T----------T--------------+
¦ 1.¦Оснащение кабинетов техническими средствами ¦2001 - ¦ ¦
¦ ¦обучения: ¦2003 гг. ¦ ¦
¦ ¦видеоаппаратура - 21 ¦ ¦ 230 ¦
¦ ¦аудиоаппаратура - 35 ¦ ¦ 35 ¦
¦ ¦кодоскопы - 35 ¦ ¦ 175 ¦
¦ ¦комплекты звуковой аппаратуры - 7 ¦ ¦ 63 ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦ 2.¦Приобретение лингафонных кабинетов для школ с ¦2001 - ¦ 120 ¦
¦ ¦углубленным изучением иностранных языков (NN 21, ¦2002 гг. ¦ ¦
¦ ¦26, 42, 17) ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦ 3.¦Создание условий для углубленного изучения ¦2001 - ¦ 300 ¦
¦ ¦предметов художественно-эстетического цикла в ¦2002 гг. ¦ ¦
¦ ¦шк. N 42, ЖГГ, МОУ “ДДиЮТ“ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Приобрести: ¦ ¦ ¦
¦ ¦рояль - 2 ¦ ¦ ¦
¦ ¦пианино - 6 ¦ ¦ ¦
¦ ¦мольберты - 25 ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦ 4.¦Обеспечение спортивным оборудованием классов ¦2001 - ¦ 35 ¦
¦ ¦спортивно-гуманитарного профиля в шк. N 17 ¦2003 гг. ¦ ¦
¦ ¦Приобретение оборудования: ¦ ¦ ¦
¦ ¦2001 г. - 10000 ¦ ¦ ¦
¦ ¦2002 г. - 5000 ¦ ¦ ¦
¦ ¦2003 г. - 20000 ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦ 5.¦Компьютеризация образовательного процесса: ¦2001 - ¦ ¦
¦ ¦расширение сети компьютерных классов с целью ¦2002 гг. ¦ ¦
¦ ¦использования информационных технологий в ¦ ¦ ¦
¦ ¦преподавании предметов, не связанных с ¦ ¦ ¦
¦ ¦информатикой (все образовательные учреждения) ¦ ¦ ¦
¦ ¦приобретение компьютеров для шк. NN 42, 9, 17, ¦ ¦ ¦
¦ ¦21, МОУ “ДДиЮТ“, ЖГГ, 10, 34, 11 ¦ ¦ ¦
¦ ¦приобретение программного обеспечения ¦ ¦ 1000 ¦
¦ ¦подключение к Интернету ¦ ¦ 50 ¦
¦ ¦создание единой компьютерной сети данных ¦ ¦ 2 ¦
¦ ¦образовательных учреждений ¦ ¦ 200 ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦ 6.¦Доукомплектование учебных кабинетов (химия, ¦2001 - ¦ 320 ¦
¦ ¦физика) оборудованием в шк. NN 26, 17, 21, 37 ¦2003 гг. ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦ 7.¦Приобретение кабинетов химии, биологии (шк. N 42,¦ 2001 г. ¦ 80 ¦
¦ ¦ЖГГ) ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦ 8.¦Приобретение мебели для специальных кабинетов ¦2001 - ¦ 910 ¦
¦ ¦(физики, химии, информатики, лингаф) ¦2003 гг. ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦ 9.¦Обеспечение образовательных учреждений научно- ¦2001 - ¦ 55 ¦
¦ ¦методической, художественной, учебной ¦2003 гг. ¦ 2001 г. - 15 ¦
¦ ¦литературой, в том числе и специальной ¦ ¦ 2002 г. - 20 ¦
¦ ¦литературой на иностранных языках: ¦ ¦ 2003 г. - 20 ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦10.¦С целью совершенствования издательской ¦2001 - ¦ 100 ¦
¦ ¦деятельности создать полиграфическую базу в ЦПК: ¦2003 гг. ¦ ¦
¦ ¦приобретение необходимой техники приобретение ¦ ¦ 280 ¦
¦ ¦ксероксов для образовательных учреждений ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+--------------+
¦11.¦Увеличение фонда оплаты труда ¦2001 - ¦ 4476 ¦
¦ ¦ ¦2003 гг. ¦ ¦
L---+-------------------------------------------------+----------+---------------
ИТОГО: 2001 - 2003 годы - 10514.0 тыс. руб.,
в том числе: 2001 г. - 3820.0 тыс. руб.
2002 г. - 3750.0 тыс. руб.
2003 г. - 2944.0 тыс. руб.