Законы и постановления РФ

Постановление Губернатора Вологодской области от 15.05.2000 N 416 “О концепции долгосрочной политики охраны и укрепления здоровья населения Вологодской области “Вологодская область - Здоровье - 21“ (вместе с “Концепцией долгосрочной политики охраны и укрепления здоровья населения Вологодской области “Вологодская область - Здоровье - 21“)

Начало действия документа - 16.10.2000.

ГУБЕРНАТОР ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 мая 2000 г. N 416

О КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПОЛИТИКИ ОХРАНЫ

И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

“ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ - ЗДОРОВЬЕ - 21“

В целях создания системы охраны и укрепления здоровья населения и в соответствии с решением коллегии при Губернаторе области от 3 апреля 2000 года постановляю:

1. Одобрить концепцию долгосрочной политики охраны и укрепления здоровья населения Вологодской области “Вологодская область - Здоровье - 21“ (прилагается).

2. Направить концепцию для сведения в Законодательное Собрание области.

3. Поручить первому заместителю Губернатора области И.А. Позднякову в трехмесячный срок представить для утверждения план мероприятий по реализации концепции долгосрочной политики охраны и укрепления здоровья населения
Вологодской области “Вологодская область - Здоровье - 21“.

Губернатор области

В.Е.ПОЗГАЛЕВ

Приложение

к Постановлению

Губернатора области

от 15 мая 2000 г. N 416

КОНЦЕПЦИЯ

ДОЛГОСРОЧНОЙ ПОЛИТИКИ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ

ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

“ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ - ЗДОРОВЬЕ - 21“

1. Введение

Здоровье является одной из главных ценностей как для отдельного человека, так и для общества в целом. По опросам, проведенным Вологодским научно-координационным центром РАН и областным комитетом государственной статистики, более 80 процентов населения Вологодской области ставят здоровье на первое место в ряду жизненных ценностей, считая его более важным, чем карьера и материальный достаток. Хорошее здоровье населения является условием, необходимым для устойчивого экономического роста. Учитывая разнообразие факторов, влияющих на формирование общественного здоровья, и его значимость как одного из важнейших ресурсов, можно сказать, что здоровье - это интегральный показатель качества жизни и объективный критерий оценки успешности проводимых политических, социальных и экономических реформ. Этим объясняется необходимость разработки перспективной политики охраны здоровья населения области.

Правовой основой для данного документа служат полномочия, предоставленные субъектам Российской Федерации Основами законодательства РФ “Об охране здоровья граждан“.

В основу политики положены следующие социальные и этические принципы:

- здоровье как одно из важнейших прав человека и его ценность как одного из наиболее значимых ресурсов;

- справедливость и солидарность в вопросах охраны здоровья;

- ответственное отношение к своему здоровью каждого человека;

- ответственность органов власти, руководителей предприятий и организаций за здоровье людей.

Цели политики охраны и укрепления здоровья:

- формирование устойчивой положительной динамики состояния здоровья населения Вологодской области;

- повышение качества трудового потенциала Вологодской области на основе улучшения здоровья населения.

Это становится возможным при последовательной реализации следующих стратегий:

- повышение уровня медицинских и гигиенических знаний населения и создание условий для самореализации личности по сохранению
и укреплению собственного здоровья;

- активизация всех секторов общества - экономики, промышленности, социальной сферы и общественных организаций и др. - в профилактической деятельности;

- налаживание эффективного межведомственного взаимодействия в вопросах охраны здоровья;

- повышение качества анализа и прогноза состояния здоровья населения, а также факторов, его определяющих;

- переориентация системы здравоохранения преимущественно на первичное звено при повышении эффективности управления.

2. Анализ ситуации

2.1. Социальные условия

На территории Вологодской области на 1 января 1999 года проживало 1 миллион 328 тысяч человек, что составляет 0.9 процента общего числа населения России. Площадь территории составляет приблизительно 0.85 процента от общей территории России. Две трети населения проживают в городах (68 процентов) и одна треть - в сельской местности. Отмечается низкая плотность населения и большое количество сельских населенных пунктов. Работающее население составляет 58 процентов, официально зарегистрированный уровень безработицы - 2.3 процента.

При общем снижении численности населения области с 1335 тысяч человек в 1994 году до 1328 в 1999 снижается и доля детей и подростков - с 320 до 274 тысяч человек, что говорит о неблагоприятных перспективах пополнения трудового потенциала области через 10 - 20 лет. Это особенно касается населения, занятого в сельском хозяйстве, если учитывать миграцию областного населения в города Вологду и Череповец.

Резкое ухудшение состояния здоровья населения Вологодской области по срокам приходится на наиболее тяжелые годы политических, экономических и социальных реформ в государстве (1987 - 1995 гг.), сопровождавшихся инфляцией, обесцениванием вкладов и сбережений, снижением производства.

В первом полугодии 1999 года доходы ниже прожиточного уровня имело 62.7 процента населения. На долю 10 процентов наименее обеспеченного населения приходится только 2.5 процента денежных доходов.

В июле 1999 года прожиточный минимум
трудоспособного населения составлял 1171 рубль, пенсионеров - 646 рублей 39 копеек (при этом у основной массы пенсионеров размер пенсий составлял от 360 до 400 рублей), детей - 1069 рублей.

Материальным положением не удовлетворено 84.5 процента опрошенного населения.

Таким образом, основными причинами неблагоприятной динамики показателей состояния здоровья населения следует считать падение качества жизни большей части населения и психологический стресс из-за неуверенности в завтрашнем дне. Так считают 64.7 процента опрошенных.

Социально-бытовые условия

В очереди на улучшение жилищных условий стоит 83.3 тысяч семей (почти каждая четвертая семья), из них 15 процентов проживают в коммунальных квартирах, 10 процентов - в общежитиях, 4 процента - в ветхих и аварийных домах.

Благоустройство жилищного фонда (без учета частного сектора) характеризуется следующими цифрами: оборудовано водопроводом 79 процентов, канализацией - 75 процентов, центральным отоплением - 77 процентов, ваннами - 71 процент, газопроводом - 89 процентов, горячим водоснабжением - 68 процентов жилых домов.

В частном секторе эти показатели значительно ниже, особенно в сельской местности.

Остается низкой степень благоустройства населенных мест и автодорог.

В 1999 году на строительство, ремонт и содержание автодорог затрачено 977.8 млн. рублей, но количество дорожно-транспортных происшествий остается высоким.

В 1999 году количество ДТП составило 1640 случаев, при этом погибло 325 человек и 1789 получили ранения. Отсутствует система экстренного оповещения, во многих случаях помощь приходит со значительным опозданием, что не позволяет предотвратить смертельные исходы или снизить тяжесть последствий от дорожных происшествий.

Образ жизни населения

Одним из главных экономических индикаторов является уровень занятости населения.

На конец 1999 года на учете в службе занятости состояло 15.8 тыс. безработных (на 30 процентов меньше, чем в 1998 году); официально зарегистрированный уровень безработицы составил 2.3
процента от числа экономически активного населения; 70 процентов безработных составляют женщины, треть безработных - люди в возрасте до 30 лет.

В решении проблем занятости помогают положительные сдвиги в промышленном секторе - возобновление работы ряда предприятий, организация оплачиваемых общественных работ по коммунальному благоустройству.

По данным обследований выявляется большое распространение привычек, наносящих вред здоровью, - алкоголизм, курение, низкая физическая активность.

Курит около 64 процентов мужского и 30 процентов женского населения.

Среднедушевое потребление алкоголя по данным официальной статистики составляет 9 литров на одного человека в год, по неофициальным данным (по мнению разных авторов) - от 14 до 25 литров на одного человека в год.

В связи с употреблением алкоголя растет количество проявлений агрессии в семье, в том числе по отношению к детям.

В связи с плохим экономическим положением осложняется криминальная обстановка, растет число тяжких преступлений, количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

2.2. Среда обитания

Состояние водных объектов и водоснабжение населения

Географической особенностью расположения Вологодской области является ее нахождение на водоразделе трех водных бассейнов - Белого и Балтийского морей, а также реки Волги. При обилии рек, озер и запасов подземных вод в области обеспечение населения качественной питьевой водой, тем не менее, является большой проблемой. Отмечается тенденция роста интенсивности загрязнения источников водоснабжения по химическим показателям.

В области эксплуатируется 613 водопроводов, 7.3 процента источников являются открытыми водоемами, обеспечивающими водой 57 процентов населения. Подземные источники составляют 92.7 процента и обеспечивают 43 процента населения. Централизованным водоснабжением обеспечено 82.1 процента жителей области, а 17.9 процента пользуются водой из рек, озер и шахтных колодцев.

Ведущими признаками, по которым наиболее часто отмечаются превышения уровня загрязнений водоисточников, являются общесанитарный и органолептический показатели
(окисляемость и цветность), что в большей степени обусловлено региональными гидрохимическими особенностями. К ведущим показателям, регистрируемым в подземных источниках с превышением предельно допустимого коэффициента, относятся: железо, соли жесткости, сульфаты, хлориды и фтор. Характерно резкое различие в обеспеченности подземными источниками районов области, 70 процентов запасов подземных вод сосредоточено в западной части области.

Из 613 эксплуатируемых водопроводов 22.6 процента не отвечают требованиям по органолептическим показателям, 21.2 процента - по мутности и окисляемости, 4.4 процента - по токсическим веществам.

Наибольшую проблему представляет водоснабжение г. Вологды, где более 70 процентов проб по химическим показателям неудовлетворительны, проблемными остаются г. г. Череповец и Сокол.

С 1995 года в области реализуется программа “Питьевое водоснабжение“, в декабре 1999 года Законодательным Собранием области принят закон “О питьевой воде и питьевом водоснабжении“.

Загрязнение почв

Загрязнение почв возникает вследствие складирования промышленных и твердых бытовых отходов, применения ядохимикатов и из-за загрязнения воздуха на промышленных территориях. В течение года на предприятиях Вологодской области образуются более 10 млн. тонн промышленных отходов, в том числе более 6 млн. тонн отходов I - IV класса токсичности, из них более 250 тысяч тонн отходов I - II класса токсичности. Объем твердых бытовых отходов составил 1673 тысячи куб. метров. От деятельности предприятий на территории области скопилось около 108 млн. тонн различных отходов, в том числе I - IV класса токсичности, содержащих химические вещества более 100 наименований. Из всего объема промышленных отходов утилизируется около половины. Более 4 млн. тонн промышленных отходов размещено в накопителях, отвалах, на свалках твердых бытовых отходов, часть токсичных отходов накапливается на территории предприятий. Объекты для размещения отходов не отвечают санитарным требованиям,
отсутствует система наблюдения за поступлением загрязняющих веществ в окружающую среду.

Весь объем твердых бытовых отходов вывозится для сохранения на свалки, которые представляют собой опасность для окружающей среды и здоровья населения, так как эксплуатируются с нарушением санитарно-гигиенических требований, кроме того, на территории области существует 140 несанкционированных свалок.

Указанные причины приводят к загрязнению почв, подземных водоносных горизонтов и атмосферного воздуха. Более 16.3 процента проб почвы селитебной зоны имеют превышения уровня предельно допустимого коэффициента по содержанию тяжелых металлов, 30.6 процента не соответствуют требованиям по микробиологическим показателям, 5.6 процента - по гельминтам.

Из разработанных 19 проектов полигонов по утилизации твердых бытовых отходов ни один не реализован из-за отсутствия финансирования.

Атмосферный воздух

Загрязнение атмосферного воздуха в целом по Вологодской области складывается из выбросов вредных веществ от стационарных источников и автомобильного транспорта. В течение года общий выброс составляет более 740 тысяч тонн, из них 91.6 процента от стационарных источников, 8.4 процента - от автотранспорта.

Более 55 процентов выбросов приходится на долю металлургического производства, 26 процентов - на предприятия транспорта и связи, 10 процентов - на предприятия электроэнергетики, 7.4 процента - на предприятия химической и нефтехимической промышленности.

В результате значительного выброса в атмосферный воздух загрязняющих веществ концентрация многих из них превышает предельно допустимые нормы. За 5 лет из всех проб воздуха жилой зоны неудовлетворительными оказались 11.1 процента. Наибольшее количество неудовлетворительных проб отмечалось по фенолу, сероводороду, формальдегиду, аммиаку, оксидам азота, оксиду углерода и свинцу. Наличие данных веществ характерно в первую очередь для атмосферы городов Череповца, Вологды, Сокола и пос. Кадуй.

На территории области около 25 тысяч человек проживает в санитарно-защитной зоне предприятий (в г. Череповце -
около 19 тысяч человек). На ведущих промышленных предприятиях области проекты санитарно-защитных зон не разработаны и воздухоохранные мероприятия не проводятся.

Условия труда

При продолжающейся тенденции снижения общей заболеваемости работающих в различных сферах экономики и росте числа безработных доля работающих с вредными и неблагоприятными условиями труда за последние годы возросла на 7 процентов. Число работников, получающих различные виды льгот и компенсации за тяжелые и вредные условия труда, составляет около 120 тысяч человек. Ежегодно около 4 тысяч работающих получают производственные травмы. С 1996 года отмечается рост показателей профессиональной заболеваемости, сохраняет тенденцию роста заболеваемость с временной утратой работоспособности. Средняя продолжительность случаев нетрудоспособности возросла на 10 процентов. Увеличилась инвалидизация вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Возросло число профбольных с двумя и более диагнозами профзаболеваний, что говорит о комплексном и сочетанном воздействии на работающих факторов трудового процесса и производственной среды. Из проведенных исследований 30 процентов результатов не соответствуют установленным нормативам.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод об ослаблении внимания работодателей к вопросам охраны здоровья работающих и о необходимости принятия безотлагательных мер по изменению ситуации.

Качество питания

В настоящее время отмечаются устойчивые тенденции к ухудшению показателей, характеризующих качество питания населения Вологодской области. В сравнении с физиологическими нормативами питание жителей области имеет дефицит ценных пищевых продуктов, таких как мясо, молоко, овощи, фрукты, рыбопродукты. Складывается преимущественно углеводистая модель питания. В структуре суточного рациона доля продуктов животного происхождения снизилась с 26 процентов до 22 процентов.

Дороговизна продуктов питания привела к значительному обеднению рациона и его несбалансированности, что влечет за собой неблагоприятные изменения в состоянии здоровья населения, снижение неспецифической резистентности организма воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. За
последние годы распространенность анемий среди детей и женщин детородного возраста приобретает угрожающий характер, число беременных женщин с анемией увеличилось на 32 процента.

Данная ситуация объясняется в первую очередь ухудшением социально-экономического положения большинства населения Вологодской области.

По-прежнему на территории области сохраняется угроза вспышек инфекционных заболеваний и пищевых отравлений, связанных с ввозимой и производимой пищевой продукцией.

2.3. Состояние здоровья населения

Анализ демографических данных показывает, что в период с 1987 по 1995 год в области произошло резкое повышение показателей общей смертности населения и снижение рождаемости. Смертность в этот период выросла на 35 процентов с 12.0 до 16.2 на 1000 населения. В 1999 году показатель смертности составил 15.7 на 1000 населения, а естественная убыль - 7.7. При этом следует отметить продолжающееся снижение рождаемости.

В структуре причин смерти мужского населения на первом месте стоят заболевания системы кровообращения (48 процентов), на втором - несчастные случаи, травмы и отравления (21 процент), на третьем - новообразования (16 процентов). Этими тремя причинами обусловлено 85 процентов смертности мужского населения области. В структуре смертности мужчин трудоспособного возраста смертность от несчастных случаев приближается к уровню смертности от болезней системы кровообращения (32 процента против 33 процентов).

В структуре смертности женского населения причиной смерти (69 процентов) являются заболевания системы кровообращения, на втором месте стоят новообразования (12 процентов); смертность от несчастных случаев составляет 5 процентов.

По данным зарубежных исследований смертность от этих причин может быть значительно сокращена за счет снижения распространенности факторов риска (уменьшения числа курящих и употребляющих алкоголь), увеличения физической активности, соблюдения принципов здорового питания и умения справляться со стрессом.

По данным исследований в нашей стране широкое распространение вредных привычек отмечается наряду
с достаточно высокой осведомленностью населения о вреде курения и алкоголя.

Приоритетными являются проблемы здоровья женщин и детей. За 1998 и 1999 годы зарегистрировано 9 случаев материнской смертности, из них в 3 случаях причиной смерти является криминальный аборт. Половина умерших женщин не наблюдалась в лечебном учреждении. При снижении количества беременных и достаточной доступности врачебной помощи только 76 процентов беременных женщин посетили женскую консультацию при сроке беременности до 12 недель, число беременных, имеющих отклонения в состоянии здоровья, растет.

В области активно проводится работа по профилактике абортов: за 3 последних года их число уменьшилось на 4 тысячи, а соотношение абортов на 100 родов снизилось со 154 в 1996 году до 133.2 в 1998 году. В результате профилактической работы центров планирования семьи за последние 2 года уменьшилось число абортов у девочек до 14 лет (на 31 случай) и в возрастной группе 15 - 19 лет (на 50 случаев). Тем не менее уровень абортов на 1000 женщин фертильного возраста остается высоким - 65.1 в 1999 году (по России в 1998 году - 57.3).

Показатель младенческой смертности имеет тенденцию к снижению (на сегодня он составляет 16.7 на 1000 живорожденных), но остается высоким по сравнению с европейскими странами и превышает ориентир, установленный Европейским Бюро Всемирной Организации Здравоохранения, - 10 на 1000.

Из числа умерших до 1 года 39.2 процента умирают в 1-й день, 54 процента - в возрасте до 6 суток. При этом увеличивается число детей, родившихся в крайне тяжелом состоянии из-за осложненного течения беременности и родов. В структуре неонатальной смертности на 1-м месте находятся респираторные состояния плода и новорожденного (36.1 процента), на втором - врожденные аномалии (20.9 процента), на третьем месте - асфиксия (12 процентов). Данная структура неонатальной смертности еще раз подтверждает ухудшение состояния здоровья беременных вследствие социально-экономических причин.

В последние годы обостряется проблема наркомании. Если в 1990 году регистрировались единичные случаи, то в 1999 году на учете состояло 250 человек, страдающих наркотической зависимостью, и более 550 - употребляющих наркотики эпизодически. Увеличивается количество наркотиков, конфискованных органами внутренних дел, и количество зарегистрированных преступлений. В области выявлено распространение всех видов наркотических средств, в том числе героина. Если ранее случаи наркомании регистрировались только в городах Вологде и Череповце, то в 1999 году зарегистрированы такие случаи и в районах области.

Важность данной проблемы возрастает в связи с тем, что внутривенное употребление наркотиков в настоящее время - это основной путь передачи ВИЧ-инфекции. На сегодня в области зарегистрировано впервые выявленных 33 человека ВИЧ-инфицированных.

В настоящее время обращает на себя внимание резкий рост туберкулеза и заболеваний, передающихся половым путем, а также психических заболеваний. Обращает на себя внимание высокий показатель суицидов - 60.5 на 100000 населения, при среднероссийском показателе 37.7.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что наиболее неблагоприятные тенденции отмечаются по социально обусловленным заболеваниям.

2.4. Состояние службы здравоохранения

Система здравоохранения области представлена 117 стационарными и амбулаторно-поликлиническими лечебными учреждениями, центрами госсанэпиднадзора и санаторно-профилактическими учреждениями.

Сложившиеся в здравоохранении подходы в значительной степени ориентированы на затратные технологии. Значительная доля затрат приходится на дорогостоящую стационарную помощь. В области ежегодно госпитализируется почти каждый 4 житель, при этом часть госпитализированных не требует интенсивного лечения и круглосуточного наблюдения в условиях стационара. За 1999 год программа государственных гарантий оказания медицинской помощи по амбулаторно-поликлиническим видам выполнена только на 83 процента, в то же время по стационарным видам помощи выполнение составило 124 процента.

В области проводится целенаправленная работа по реструктуризации коечной сети, повышению эффективности ее использования, снижению затратности, однако медленно внедряются стационарозамещающие технологии. Слабо оснащены консультативно-диагностические службы поликлиник, что также тормозит развитие амбулаторных форм лечения.

В области практически отсутствует система реабилитационно-восстановительного лечения посттравматических больных, а также система психологической реабилитации участников военных конфликтов.

Существуют значительные диспропорции в лекарственном обеспечении городского населения и жителей сельской местности, а также лиц с разными уровнями доходов в связи с высокой стоимостью лекарств.

Сохраняется диспропорция в обеспеченности врачебными кадрами городов и сельских районов, при этом практически не развивается общая врачебная практика.

Применяемая система оплаты труда в ЛПУ не стимулирует рост объемов профилактической работы, недостаточно используются возможности среднего медицинского персонала.

Практически отсутствует конкуренция в оказании медицинской помощи, так как негосударственный сектор здравоохранения развит слабо и в основном оказывает населению стоматологическую помощь, а также услуги по психотерапии и рефлексотерапии.

В области за последние 10 лет уменьшились возможности по реабилитационно-восстановительному лечению. С 1990 по 1999 год закрыто 10 санаториев-профилакториев, резко снижены возможности получения данной помощи за пределами области.

Социально-экономические трудности негативно отражаются на состоянии здравоохранения, особенно в сельской местности, где ухудшилась транспортная доступность квалифицированной врачебной помощи, усугубляются проблемы обновления и ремонта медицинского оборудования. В то же время следует отметить, что не разрушены “преемственность“ и “этапность“ в оказании медицинской помощи.

Служба медико-социальной помощи престарелым и инвалидам создана только в городах Вологде и Череповце и нуждается в дальнейшем ее развитии.

В 1999 году удалось улучшить показатели финансирования здравоохранения, в том числе по целевым программам. В 2000 году на областные целевые программы в областном бюджете запланировано 141.9 млн. рублей при общей сумме на здравоохранение 381.9 млн. рублей или 37.2 процента, что в 2 раза больше по сравнению с прошлым годом. Проводимая работа по стабилизации лекарственного обеспечения амбулаторных и стационарных больных, опыт профилактической работы поликлиник г. Вологды и другие программы развития здравоохранения требуют их дальнейшего продолжения и поддержки со стороны органов власти.

2.5. Роль немедицинских секторов

После 1985 года в области не разрабатывалась комплексная программа “Здоровье“, а также аналогичные программы на отдельных предприятиях, в городах и районах области.

В настоящее время осуществляются 8 целевых программ и назрела необходимость вновь вернуться к разработке единой комплексной программы.

Отмечается ослабление профилактической работы на предприятиях, что выразилось в росте заболеваемости и травматизма.

Отмечается снижение доступности учреждений физической культуры и спорта, отсутствие условий для занятий физической культурой по месту жительства.

При росте промышленного производства продуктов питания в области слабо внедряется производство продуктов с пониженным содержанием холестерина, пониженной жирностью и калорийностью. Эти товары слабо рекламируются, в торговых предприятиях города осталось небольшое количество отделов диетического питания.

При большом объеме медицинской информации в СМИ освещается только узкий круг проблем, публикации выходят нерегулярно, имеет место пропаганда “экстрасенсов“.

Из немедицинских организаций в области укрепления здоровья наиболее активно работают органы и учреждения образования.

Более 90 процентов учителей считают формирование здорового поведения учащихся одной из главных своих задач. В то же время учителя отмечают несовершенство учебных планов и образовательных программ, недостаток методических материалов по реализации данной задачи. По мере развития “пилотных“ проектов ТАСИС в школах Вологды создаются такие материалы.

Свою деятельность осуществляют в области территориальные структуры федеральных контролирующих органов, в функции которых также входят вопросы охраны здоровья и профилактики заболеваний; к таким органам относятся центр госсанэпиднадзора, государственная инспекция труда, областной комитет по охране окружающей среды и другие. Их деятельность регламентирована федеральным законодательством. Однако необходимо отметить, что вопросы взаимодействия федеральных служб с областными органами власти до конца не урегулированы, особенно по обмену информацией, анализу и прогнозированию.

В рамках реализации проекта ТАСИС в области активизировалось сотрудничество различных секторов, но оно требует дальнейшего развития и совершенствования.

2.6. Законодательство, управление, финансирование

С 1993 года и по настоящее время в Российской Федерации создается новая правовая основа в сфере охраны здоровья.

Законы устанавливают права граждан (Конституция Российской Федерации ст. ст. 7, 41, 42 и Основы законодательства Российской Федерации “Об охране здоровья граждан“ ст. ст. 17 - 34) и определяют механизм реализации данных государственных гарантий, регулируют отношения в сфере здравоохранения.

К таким законодательным актам относятся Гражданский, Уголовный, Налоговый кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, Законы Российской Федерации “О медицинском страховании в Российской Федерации“, “О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании“, “Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний“, Федеральные законы “О лекарственных средствах“, “О наркотических средствах и психотропных веществах“, “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)“, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии“. Некоторые важные аспекты охраны здоровья населения регулируются такими законами, как Закон Российской Федерации “Об образовании“, Федеральный закон “О рекламе“, Закон Российской Федерации “О защите прав потребителя“, Законы Российской Федерации “О сертификации продукции и услуг“. Кроме того, был принят ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации по широкому кругу вопросов, прямо или косвенно касающихся проблем здоровья населения (об организации летнего отдыха детей, об организации медико-социальной помощи ветеранам и др.).

Анализируя данные правовые акты, можно сделать вывод, что на сегодня законодательство в сфере охраны здоровья в основном сформировано. Важной его особенностью является система взаимоотношений органов власти федерального, областного и муниципального уровней, децентрализация управления, в том числе и по рассматриваемому вопросу. Полномочия каждого уровня власти определены Основами законодательства Российской Федерации “Об охране здоровья граждан“.

В то же время возможности действующего законодательства используются не в полной мере. Не отработана до конца система межведомственного взаимодействия и государственного управления по вопросам профилактики на областном и муниципальном уровнях.

Имеется также ряд недостатков, снижающих эффективность действия законов в вопросах укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Так, например, не определен законодательно источник финансирования профилактических программ. Учитывая сложности бюджетов всех уровней, при отсутствии целевых отчислений от акцизных сборов за производство и реализацию алкогольной и табачной продукции, от штрафных санкций за нарушение санитарных и природоохранных нормативов невозможно обеспечить устойчивое финансирование профилактических мероприятий.

Законодательство Вологодской области по вопросам охраны здоровья представлено несколькими законами: “О лекарственном обеспечении населения Вологодской области“, “О питьевой воде и питьевом водоснабжении“, “О туберкулезной помощи населению и предупреждении распространения туберкулеза в Вологодской области“, а также 8 целевыми программами по отдельным проблемам. Выделена программа профилактики гипертонической болезни и атеросклероза - одного из важнейших факторов преждевременной смерти населения.

Наряду с этим нет закона области об охране здоровья населения, определяющего права и обязанности всех участников межведомственного сотрудничества в данной сфере.

В Администрации области создано несколько межведомственных комиссий, в том числе по профилактике травматизма, по противоэпидемическим вопросам, по профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции, по работе с трудными подростками и др. Однако деятельность этих комиссий пока еще не объединена в единую систему. На уровне районов предпринимаются попытки создания межведомственных советов по вопросам охраны здоровья. Их деятельность ориентирована в основном на профилактику инфекционных заболеваний.

Источником средств для профилактических программ на сегодняшний день является бюджет, финансирующий большую часть расходов специализированных учреждений, таких как Центр медицинской профилактики, Центр медико-психологической помощи и планирования семьи, Центр по профилактике и борьбе со СПИДом. Тем не менее финансирование актуальных профилактических мероприятий не удовлетворяет существующих на сегодня потребностей.

Законом Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ предусмотрено выделение средств на предупредительные мероприятия, что в перспективе должно снизить заболеваемость и количество страховых случаев, но в страховых организациях не созданы фонды предупредительных мероприятий; из-за недостатка средств в системе ОМС не проводится разработка и осуществление конкретных профилактических программ (исключение составляют г. Вологда и Тотемский район, где проводится профилактика гипертонической болезни).

В финансировании оздоровительных мероприятий участвуют и некоторые другие учреждения. Фонд социального страхования несет расходы по реабилитации в санаторно-профилактических учреждениях, по летнему отдыху детей и др. Экологический фонд оплачивает некоторые образовательные программы по повышению экологической грамотности населения.

К сожалению, в области не проводились исследования по определению эффективности использования данных средств, что необходимо сделать в ближайшем будущем.

Таким образом, в сфере законодательства, управления и финанс“рования имеются реальные резервы, использование которых позволит добиться улучшения показателей здоровья населения области и, соответственно, повышения качества трудового потенциала.

2.7. Выводы

Исходя из вышеизложенного можно заключить, что:

- здоровье населения - это предмет деятельности не только учреждений здравоохранения, но и других секторов общества. В связи с изменившимися политическими и экономическими условиями необходимо создать новую модель взаимодействия медицинских и немедицинских секторов общества для организации совместной деятельности по сохранению и укреплению здоровья. К так называемым немедицинским секторам в данном случае относятся экономический сектор, промышленность, социальная сфера, общественные организации. Необходима активизация личного участия граждан в сохранении и укреплении собственного здоровья;

- показатели состояния здоровья населения области и качество среды обитания не отвечают потребностям общества, поэтому необходимо принятие безотлагательных мер по изменению ситуации;

- органы исполнительной и законодательной власти области осознают степень значимости здоровья населения, степень ответственности за его сохранение и стремятся к максимально эффективной реализации имеющихся полномочий для улучшения состояния здоровья населения области;

- исторический опыт профилактики заболеваний в России, а также положительные результаты говорят о том, что наличие четко сформулированной политики охраны здоровья повышает вероятность достижения поставленных целей.

3. Основные направления, задачи и стратегии

Вологодская область разделяет основные направления и стратегии укрепления и охраны здоровья населения, которые отражены в документе Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения “Здоровье - 21“ (Копенгаген, 98 год), и определяет свои задачи и стратегии по достижению здоровья для всех следующим образом:

3.1. Солидарность и справедливость

в интересах охраны здоровья

Сокращение различий в уровне здоровья жителей городов и муниципальных районов Вологодской области, между городскими и сельскими жителями этих районов за счет улучшения показателей здоровья в неблагополучных районах и сельской местности.

Сокращение разрыва по уровню здоровья между социальными группами внутри общества. Учитывая влияние на здоровье материального благосостояния, образования, участия в общественной жизни, необходимо обеспечить поддержку уязвимым группам населения с тем чтобы поднять уровень их здоровья.

Этого можно достичь путем солидарной поддержки неблагополучных районов (в том числе сельского населения), разработки и реализации целевых программ социально-экономического развития.

Справедливость в вопросах здоровья - это право каждого на хорошее здоровье вне зависимости от каких бы то ни было существующих в обществе различий.

В первую очередь по данной проблеме необходимо организовать изучение различий показателей здоровья в зависимости от социально-экономического положения и выявить группы с повышенным риском плохого здоровья и преждевременной смертности. Обеспечить доступность медико-социальной помощи в рамках программы государственных гарантий и развитие адресной социальной помощи для малоимущих групп населения. Снижение количества лиц, находящихся за чертой бедности, может быть реализовано путем создания новых рабочих мест, а также повышением минимального размера заработной платы и пенсий до уровня прожиточного минимума. Необходимо содействовать благотворительным организациям и общественным институтам, оказывающим поддержку малоимущим слоям населения.

3.2. Здоровое начало жизни

(здоровье новорожденных и детей дошкольного возраста)

Улучшение показателей здоровья детей за счет улучшения социально-экономического положения семьи, а также повышения доступности и качества акушерско-гинекологической и педиатрической помощи.

Основным фактором формирования здоровья детей является уровень здоровья и качество питания их матерей, поэтому следует обратить внимание на экономическое положение молодых семей, разработать и осуществить программы по их поддержке.

В формировании здоровья детей большая роль должна отводиться детским дошкольным учреждениям, в которых требуется обеспечить здоровое питание, медицинское наблюдение, освоение навыков здорового поведения.

Необходимо вносить коррективы в подготовку патронажных медицинских сестер, осуществляющих наблюдение детей на дому, для усиления проведения профилактической части их работы, развивать их навыки общения с родителями.

С целью формирования благоприятной психологической обстановки в семьях создать систему органов и учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Важным направлением является усиление общественного контроля соблюдения прав ребенка, предупреждение жестокого обращения с детьми.

Примерами успешной деятельности по профилактике детской заболеваемости и смертности могут быть программа Всемирной организации здравоохранения “Безопасное материнство“, программа ВОЗ/ЮНИСЕФ по грудному вскармливанию.

3.3. Здоровье детей и молодежи

(в возрасте от 7 до 18 лет)

Увеличение доли молодых людей, ведущих здоровый образ жизни. Предупреждение беременностей у девочек-подростков.

Совместные действия учреждений образования, здравоохранения и других служб по развитию навыков здорового образа жизни, в том числе через программы “Школы укрепления здоровья“, создание условий для самореализации детей и подростков в молодежных клубах, улучшение доступности спортивных сооружений, физическая активность помогут создать основу хорошего здоровья.

Ввиду особой восприимчивости молодежи необходимо:

- противодействовать рекламе товаров, наносящих вред здоровью;

- вести разъяснительную работу среди молодежных лидеров о необходимости противодействия распространению вредных привычек у молодежи;

- организовать обучение методам профилактики стресса и повышению коммуникабельности;

- содействовать различным формам занятости школьников в секциях, кружках, клубах по интересам, используя приобщение детей к традиционному культурному наследию Вологодской области.

Предупреждение беременностей у девочек-подростков тесно связано с вопросами охраны репродуктивного здоровья. Педагогам и врачам области важно выработать общие взгляды на средства и методы нравственного и полового воспитания.

3.4. Здоровье населения в трудоспособном возрасте

Повышение благосостояния работающего населения, оздоровление условий труда, снижение трудопотерь от заболеваемости и инвалидности.

Разработка и реализация программ занятости, уровня доходов населения, обеспечивающих материальные и духовные потребности человека.

Необходимо разработать и внедрить программы по снижению заболеваемости, травматизма и временной нетрудоспособности, обусловленных воздействием на работников таких факторов риска как пыль, шум, химические вещества, а также стрессы. Внедрение образовательных программ по оздоровлению рабочей среды для руководителей и работников предприятий. На всех уровнях необходима программа обучения предупреждению несчастных случаев, а также программа профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов.

3.5. Сохранение здоровья в пожилом возрасте

Создание условий для поддержания уровня здоровья пожилых людей, позволяющего обслуживать себя и участвовать в жизни общества.

Принять меры для повышения уровня пенсионного обеспечения.

Руководителям предприятий и организаций необходимо рекомендовать создание адаптированных рабочих мест для пожилых, разработку и реализацию программ о социальной защите работников, вышедших на пенсию.

Улучшать условия проживания ветеранов войны и труда путем строительства для них специальных жилых домов, создания стационаров при муниципальных центрах социальной защиты.

Обеспечивать ветеранам войны и труда предоставление льгот, предусмотренных федеральными и областными законами.

Необходимо развивать службы социальной и медицинской помощи пожилым людям, в том числе на дому, создавать клубы для общения, творчества и посильных физических нагрузок, проводить консультации по вопросам питания.

В лечебных учреждениях необходимо готовить врачей по вопросам геронтологии. Одной из задач, стоящей перед ними, является рациональное использование лекарств, употребляемых пожилыми людьми.

3.6. Улучшение психологического климата

и психического здоровья

Сокращение частоты проявлений жестокости в обществе и частоты самоубийств.

Следует обеспечить улучшение психосоциального состояния людей, создание и развитие комплексных служб, которые будут оказывать помощь людям, имеющим проблемы с психологической адаптацией, что позволит лучше справляться с жизненными ситуациями, вызывающими стресс. Проблемы психического здоровья, а также отношение к лицам с психическими проблемами должны стать предметом широкого обсуждения. Предполагается развивать системы психологической и психотерапевтической помощи начиная с детского возраста. Особое внимание следует обратить на психотерапевтическую реабилитацию участников военных конфликтов. Систематическая подготовка семейных и участковых врачей по диагностике и коррекции депрессивных состояний будет способствовать снижению частоты самоубийств.

Противодействие негативному влиянию тоталитарных религиозных сект позволит уберечь психическое здоровье многих молодых людей.

3.7. Снижение потерь в результате несчастных

случаев, травм и отравлений:

- сокращение смертности и инвалидности в результате дорожно-транспортных происшествий;

- сокращение смертности и инвалидности от производственного, бытового и уличного травматизма;

- сокращение числа случаев и показателей смертности в результате актов насилия.

Снижения потерь можно добиться в результате реализации комплексных программ, включающих такие составляющие как:

а) развитие автодорог области, реконструкция аварийных участков, строительство транспортных развязок, пешеходных виадуков или подземных переходов, содержание и благоустройство тротуаров;

б) внедрение системы экстренного оповещения о ДТП для сокращения периода времени от момента происшествия до момента оказания медицинской помощи;

в) улучшение качества подготовки водителей;

г) обучение инспекторов ГИБДД правилам оказания неотложной помощи;

д) стимулирование всеми методами использования ремней безопасности.

Необходимо ужесточение мер, пресекающих нахождение за рулем в состоянии алкогольного опьянения.

На предприятиях промышленности, строительства и сельского хозяйства необходимо стимулировать контроль за соблюдением требований безопасности.

Сокращение актов насилия в домашних условиях и в результате криминальных происшествий может быть достигнуто в результате снижения употребления алкоголя, развития психологической и психотерапевтической помощи населению, снижения количества населения, находящегося за чертой бедности.

На всех уровнях необходимы программы обучения для предупреждения несчастных случаев.

3.8. Сокращение потерь здоровья в результате

неинфекционных заболеваний

Снижение показателей инвалидности и смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний у лиц до 60 лет; улучшение качества жизни лиц с хроническими заболеваниями.

Основным направлением является борьба с факторами риска неинфекционных заболеваний. Необходимо разработать и внедрить соответствующие образовательные программы с широким освещением их в средствах массовой информации, развивать деятельность школ для лиц, страдающих бронхиальной астмой, сахарным диабетом и другими заболеваниями.

Профилактическая деятельность лечебных учреждений должна включать внедрение методов ранней диагностики, а также передовых методов лечения, реализацию программ по диспансеризации и медицинской реабилитации лиц с хроническими заболеваниями.

3.9. Снижение инфекционной заболеваемости

Снижение показателей заболеваемости:

- болезнями, управляемыми средствами специфической профилактики,

- туберкулезом,

- заболеваниями, передаваемыми половым путем,

- энтеральными гепатитами B и C,

- ВИЧ-инфекцией,

- кишечными и внутрибольничными инфекциями.

Защита территорий от карантинных и особо опасных инфекций.

Данные задачи могут быть решены увеличением объема профилактических и противоэпидемических мероприятий, реализуемых в рамках программ “Вакцинопрофилактика“, “Анти-ВИЧ/СПИД“, “Неотложные меры борьбы с туберкулезом в области на период до 2000 года“ и других.

Важными направлениями деятельности являются:

- санитарно-просветительская деятельность среди населения по всем возможным каналам информации;

- корректировка территориальных комплексных программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия городов и районов;

- улучшение финансирования неотложных мероприятий из местных бюджетов;

- внедрение современных средств диагностики, лечения и профилактики инфекционных заболеваний.

3.10. Здоровая и безопасная физическая среда

Улучшение качества питьевого водоснабжения. Улучшение качества среды обитания.

Это может быть достигнуто:

- усилением экологического контроля и мониторинга;

- мерами экономического воздействия на предприятия, выбрасывающие вредные вещества;

- проведением обучающих семинаров для руководителей и специалистов;

- экологическим воспитанием и образованием населения;

- повышением благоустройства населенных пунктов;

- мерами по утилизации и переработке отходов;

- поиском решений по улучшению качества питьевого водоснабжения с ориентацией на подземные источники, по улучшению работы действующих очистных сооружений.

3.11. Здоровый образ жизни

Увеличить число людей, приверженных здоровому образу жизни (здоровое питание, физическая активность, отказ от вредных привычек).

Положительные результаты могут быть достигнуты, если здоровый образ жизни будет воспринят населением как реальная альтернативная форма поведения в условиях повышения личных затрат на медицинское обслуживание.

Необходимо повысить уровень знаний населения о здоровом образе жизни. Обеспечить поддержку спортивно-оздоровительным учреждениям для повышения их доступности большему количеству населения. Проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий с их широкой рекламой будет способствовать популяризации здорового образа жизни.

Снижение уровня бедности является обязательным условием для обеспечения здорового образа жизни.

Необходимо изучить возможность производства продуктов, полезных для здоровья, на предприятиях пищевой промышленности области, обеспечить их рекламу и продвижение в торговую сеть.

3.12. Уменьшение ущерба, причиняемого

алкоголем, наркотиками и табаком:

- снижение распространения курения во всех возрастных группах;

- формирование стереотипа так называемого ответственного потребления алкоголя, не ведущего к отрицательным социальным и медицинским последствиям;

- борьба с употреблением наркотических и психотропных веществ в немедицинских целях.

По данной проблеме требуется разработка и реализация отдельной целевой программы с усилением взаимодействия между учреждениями здравоохранения, образования, СМИ. Формирование моды на отказ от курения, употребления алкоголя и наркотиков, образование служб семьи. В то же время требуется укрепление органов милиции для борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

На законодательном уровне необходимо запрещение уличной рекламы алкогольной и табачной продукции, запрещение курения в общественных местах, установление обязательных отчислений от налогов и акцизных сборов за реализацию алкоголя и табака на средства профилактики.

Необходимо формировать у населения навыки адаптации к стрессовым ситуациям с использованием иных способов, нежели употребление табака, алкоголя, наркотиков.

Реализация программ “Скажи наркотикам нет!“, создание реабилитационных служб для больных алкоголизмом и наркозависимых.

3.13. Здоровые условия жизни

Улучшение жилищных условий населения и степени благоустройства жилых районов; поддержка адаптации к городской среде людей с ограниченными возможностями (инвалиды, ветераны) путем создания “безбарьерной“ среды.

Необходимо рассмотреть вопросы финансовой доступности качественного жилья, развития коммунальных и транспортных служб городов и поселков, налаживания систем жизнеобеспечения.

Разработка проектов общественных и жилых зданий, планировки населенных мест с учетом потребностей людей с ограниченными физическими возможностями (инвалиды, ветераны и др.).

3.14. Ответственность за здоровье населения

За укрепление здоровья населения и профилактику заболеваний ответственность несет не только здравоохранение, но и экономика, промышленность, транспорт и сельское хозяйство, которые также должны участвовать в программах по охране и укреплению здоровья.

Создание при первом заместителе Губернатора области координационного межведомственного совета по охране здоровья населения и включение в его состав представителей заинтересованных организаций повысит эффективность их взаимодействия и позволит создать систему ответственности и отчетности каждого сектора. Органы исполнительной и законодательной власти области предусматривают обнародование сведений о состоянии здоровья населения области в ежегодном докладе.

Необходимым условием будет проведение семинаров, конференций с руководителями и специалистами немедицинских структур; будет продолжена практика областных экологических конференций, широкое обсуждение в средствах СМИ решений, способных влиять на формирование здоровья.

3.15. Совершенствование системы

регионального здравоохранения;

обеспечение доступности медицинской помощи

Усиление роли амбулаторного звена, рационализация медикаментозной терапии, внедрение немедикаментозных методов лечения, пропорциональное развитие лечебных, профилактических и реабилитационных служб, развитие службы семейного врача.

Данная задача может быть решена при последовательной реструктуризации коечной сети, развитии так называемых “стационарозамещающих“ технологий.

Принцип равной доступности медицинской помощи реализуется через программу государственной гарантии обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью.

В условиях ограниченных финансовых ресурсов требуется внедрение формулярной системы лекарственного обеспечения и организации централизованных закупок жизненно важных лекарственных средств. Требуется улучшение взаимодействия ЛПУ и центров санитарно-эпидемиологического надзора с целью укрепления здоровья населения.

3.16. Улучшение качества медицинской помощи.

Пациенты и их права

Внедрение системы непрерывного повышения качества и безопасности медицинской помощи в ЛПУ всех форм собственности, обеспечение контроля результатов их деятельности и финансово-экономической эффективности.

Необходимо обеспечить разработку и внедрение стандартов качества медицинской помощи, а также внедрение современных технологий диагностики, лечения и контроля качества.

3.17. Финансирование деятельности

по охране и укреплению здоровья

За финансирование деятельности по охране и укреплению здоровья в регионе отвечает не только система здравоохранения, но и другие ведомства. Бюджет на эти цели определяется программой охраны здоровья по согласованным приоритетным направлениям.

На первом этапе необходимо рассматривать обеспечение устойчивого финансирования в размере, адекватном затратам на выполнение программы государственных гарантий и привлечения средств обязательного медицинского страхования на профилактические мероприятия.

Необходимо обосновать увеличение инвестиций в деятельность по охране и укреплению здоровья населения на основании анализа затрат на профилактику, лечение и реабилитацию.

3.18. Подготовка кадров для деятельности

по охране и укреплению здоровья

Повышение уровня подготовки специалистов, участвующих в оздоровительной деятельности как в медицинских, так и в других ведомствах и учреждениях.

На первом этапе будет разработана перспективная программа развития кадровых ресурсов с учетом приоритетных направлений региона в сфере охраны здоровья.

Необходимо повысить значимость здоровья в системе индивидуальных и профессиональных ценностей, для чего потребуется привлечь систему медицинского и немедицинского образования. Потребуется корректировка программ обучения студентов педагогических, медицинских и других учебных заведений области.

На базе областного центра медицинской профилактики потребуется создание школы общественного здоровья для организации совместных семинаров и конференций специалистов здравоохранения, образования, культуры, промышленности и т.д.

3.19. Научные исследования и информация

по вопросам охраны здоровья

Создание и совершенствование информационно-аналитической среды, позволяющей не только обосновывать и готовить принятие соответствующих решений, но и осуществлять мониторинг за их выполнением, оценивать их результаты и прогнозировать варианты дальнейшего развития.

Необходимо создание единого информационного пространства для разработки и выполнения в будущем программы охраны здоровья населения региона между всеми участниками реализации данной политики.

Основными принципами построения единого информационного пространства должны стать следующие положения:

- определение государственного заказа от органов власти области на построение данной системы и ее подотчетность Администрации области;

- использование современных методов сбора и обработки информации, ее научность и достоверность;

- доступность информации для всех организаций-участников (в согласованные сроки и в согласованной форме);

- адекватность формы подачи информации уровню пользователя, анализ и комментарии специалистов.

Для региона важно создать собственный научно-аналитический потенциал, в том числе необходимо проводить целевую подготовку специалистов в профильных вузах в Российской Федерации и за рубежом.

3.20. Мобилизация партнеров в интересах

политики здравоохранения

Привлечение к решению вопросов охраны здоровья общественных организаций, создание условий для постоянного сотрудничества на областном и муниципальном уровне. Развитие международного и межрегионального сотрудничества.

В состав межведомственного совета, ответственного за принятие согласованных решений по развитию в регионе программ по охране и укреплению здоровья в рамках реализации данной политики, должны войти и представители общественных организаций; это позволит им в полной мере влиять на выработку решений и участвовать во внедрении программ.

В рамках реализации политики охраны и укрепления здоровья создаются национальные и международные сети.

Вологодская область участвует в международной сети “Регионы за здоровье“, Администрация города Вологды приступает к развитию проекта Всемирной организации здравоохранения “Здоровые города“. Такое сотрудничество позволяет обмениваться информацией, опытом, новыми идеями и методами, получать методическую и экспертную помощь.

3.21. Политика и стратегия по достижению

здоровья для всех

Законодательное обеспечение деятельности по охране здоровья в рамках концепции “Вологодская область - Здоровье - 21“.

Практическая реализация политики охраны и укрепления здоровья невозможна без дополнительного нормативно-правового регулирования межведомственных взаимоотношений, а также взаимоотношений медицинских учреждений с органами местного самоуправления при разработке и реализации муниципальных заказов и муниципальных программ охраны здоровья.

Необходимо создать мотивации для реализации данной политики на всех уровнях: в городах и административных образованиях области, в учреждениях, организациях, на предприятиях; потребуется создать систему мониторинга и контроля реализации политики; в процессе ее внедрения может возникнуть необходимость изменений и корректировки, и это лишь укрепляет долгосрочный поступательный характер стратегии.

Важно обеспечить регулярное освещение проблем охраны здоровья в СМИ, информационную, административную и консультативную поддержку инициатив на местах по реализации предлагаемых стратегий.

4. Заключение

В документе изложены основные направления политики охраны здоровья населения Вологодской области. При подготовке были использованы рекомендации Всемирной организации здравоохранения в сфере политики “Достижение здоровья для всех“, политики, доказавшей свою эффективность в различных странах мира. Также были использованы рекомендации проекта Европейского Союза “ТАСИС“ “Система профилактических мер и здоровье населения России“ и материалы документов из серии “К здоровой России“. В разработке данного документа принимали участие представители многих ведомств и учреждений Вологодской области, что позволило учесть их мнение и отразить наши региональные особенности.

Законодательное утверждение этого документа создаст основу для разработки конкретной Программы по приоритетам направления охраны здоровья в области. Приоритетами на ближайший период являются:

- укрепление здоровья женщин и детей;

- профилактика болезней сердечно-сосудистой системы;

- снижение травматизма, количества несчастных случаев и отравлений;

- улучшение состояния среды обитания;

- профилактика наркомании и алкоголизма;

- профилактика ВИЧ-инфекции, туберкулеза и заболеваний, передающихся половым путем;

- борьба со стрессом и профилактика психических заболеваний;

- улучшение качества жизни и здоровья пожилых людей;

- профилактика и ранняя диагностика онкологических заболеваний.

В процессе реализации данной политики предусматривается постоянный анализ результатов и корректировка действий.

Реализация положений данного документа органами власти, предприятиями, организациями, отдельными людьми при условии их достаточного и эффективного сотрудничества в процессе подготовки и реализации конкретных программ, в выработке систем управления и финансирования обеспечит фундамент поступательного движения по пути укрепления здоровья и повышения качества трудового потенциала населения Вологодской области, уменьшения экономических потерь от заболеваемости и травматизма.