Законы и постановления РФ

Постановление Губернатора Вологодской области от 18.08.1999 N 540 “О Концепции и Программе территориальной системы негосударственного пенсионного обеспечения в Вологодской области“

ГУБЕРНАТОР ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 августа 1999 г. N 540

О КОНЦЕПЦИИ И ПРОГРАММЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях улучшения пенсионного обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, и реализации Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах“, а также в соответствии с постановлением губернатора Вологодской области от 28 июля 1998 года N 596 “О развитии негосударственного пенсионного обеспечения на территории Вологодской области“ постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию территориальной системы негосударственного пенсионного обеспечения в Вологодской области.

2. Департаменту труда и социального развития администрации области (Е.К. Артемов) подготовить для внесения на рассмотрение в Законодательное Собрание области Программу территориальной системы негосударственного пенсионного
обеспечения в Вологодской области.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя губернатора области И.А. Позднякова.

Губернатор области

В.Е.ПОЗГАЛЕВ

Утверждено

Постановлением

Губернатора области

от 18 августа 1999 г. N 540

КОНЦЕПЦИЯ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО

ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

Настоящая Концепция определяет общий замысел разработки и реализации территориальной целевой программы негосударственного пенсионного обеспечения (далее по тексту - Концепция и Программа). Концепция исходит из того, что в рыночной экономике участие государства ограничивается установлением определенных правил поведения ее субъектов и минимумом необходимых функций. Основная же часть хозяйственных решений принимается субъектами федерации самостоятельно, на свой риск.

Проводимые в России реформы затронули практически все сферы социально-экономических отношений, в том числе и отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан. Действующая государственная пенсионная система, в основном, обеспечивает удовлетворение минимальных жизненных потребностей пенсионеров. Пенсии начисляются исходя из заработка и трудового стажа работника на “солидарных“ условиях по методике Пенсионного фонда Российской Федерации. Выплачивая взносы в пенсионный фонд в течение всей активной трудовой жизни, граждане после выхода на заслуженный отдых получают лишь “гарантированный“ минимум, сдобренный бесчисленным количеством надбавок и льгот.

Следует признать, что ранее в условиях абсолютного планирования хозяйственно-экономической деятельности распределительная пенсионная система обеспечивала старость, своевременно регулируя размер трудовой и социальной пенсии в зависимости от стоимости потребительской корзины. Однако еще в конце 80-х годов специалисты отмечали недостатки существовавшей пенсионной системы основным из которых являлось отсутствие персонифицированного учета пенсионных накоплений, что не давало возможности контролировать выплаты и лишало людей права собственности на эти средства.

Не секрет, что государственное пенсионное обеспечение не может пока обеспечить соответствующего уровня жизни людям пожилого возраста, а негосударственное пенсионное обеспечение, как таковое, еще не сложилось. Правительство, признав тяжелое
положение в сфере государственного пенсионного обеспечения, 7 августа 1995 года одобрило концепцию пенсионной реформы, рассчитанную на пять - семь лет. Проблемы реформирования нашли отражение и в правительственной Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 годов. Как известно, в основу реформы положена идея формирования третьего уровня пенсионного обеспечения. Наряду с социальной и трудовой пенсиями должна сложиться негосударственная (дополнительная) пенсия, основанная на накопительном принципе. В этом случае работник или работодатель откладывают часть заработанных средств или прибыли в негосударственный пенсионный фонд на будущие пенсии. В этих целях 7 мая 1998 года принят Федеральный закон “О негосударственных пенсионных фондах“. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 года N 463 утверждены программа пенсионной реформы в РФ и план организации пенсионного реформирования на 1998 - 1999 годы, который предусматривает начало эксперимента по формированию профессиональных пенсионных систем в рамках негосударственного пенсионного обеспечения.

Говоря теоретически, в зрелой пенсионной системе предпочтительность той или иной системы может оцениваться на основе простого уравнения, содержащего три переменных: среднегодовая процентная ставка по вкладам в накопительных системах, годовой процент роста средней заработной платы плательщиков взносов и средний процент роста численности плательщиков взносов. Во всех случаях, когда среднегодовая процентная ставка по вкладам выше, чем сумма годового процента роста средней заработной платы плательщиков взносов и среднегодового процента роста численности плательщиков взносов, накопительный метод является более предпочтительным (рис. А), так как он обеспечивает застрахованным большую прибыль на их взносы. В противном случае (рис. В) более предпочтительным является метод распределения.

Рассмотрим на примере. Допустим, что:

1. годовой процент роста средней заработной платы плательщиков взносов 40%, то
есть за год средняя зарплата повысилась на 40%.

2. средний процент роста численности плательщиков взносов 10%, то есть количество рабочих мест увеличилось в среднем на 10%.

Отсюда:

Так как средняя зарплата повысилась на 40%, то и отчисления в пенсионный фонд увеличились на 40%. То есть вместо 100 рублей в прошлом году, в этом году в пенсионный фонд поступит 140 рублей (100 + 100 x 40%).

Так как численность плательщиков взносов увеличилась на 10%, то и отчисления в пенсионный фонд увеличились на 10%. То есть вместо 100 рублей в прошлом году, в этом году в пенсионный фонд поступит 110 рублей (100 + 100 x 10%).

Объединив оба условия, мы получим увеличение поступлений в пенсионный фонд чуть более 50% по сравнению с прошлым годом, то есть вместо 100 рублей, поступивших в прошлом году, в этом году поступит более 150 рублей.

Вариант А: Если среднегодовая процентная ставка по вкладам в накопительных системах более 50%, например, 70%, то каждые 100 рублей, вложенные в накопительную систему, превратятся через год в 170 рублей (100 + 100 x 70%).

Вариант В: Если же среднегодовая процентная ставка по вкладам в накопительных системах менее 50%, например, 30%, то каждые 100 рублей, вложенные в накопительную систему, превратятся через год в 130 рублей (100 + 100 x 30%).

Таким образом, в случаях, когда среднегодовая процентная ставка по вкладам выше, чем сумма годового процента роста средней заработной платы плательщиков взносов и среднегодового процента роста численности плательщиков взносов, накопительный метод является более предпочтительным (вариант А), так как он обеспечивает застрахованным большую прибыль на их взносы. В противном случае (вариант В) более
предпочтительным является метод распределения.

Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в настоящее время. Рост зарплаты плательщиков взносов отсутствует либо значительно ниже процентных ставок в банках. Более того, предприятия находят различные схемы, позволяющие выплачивать вознаграждение работникам без уплаты страховых взносов в пенсионный фонд. Роста численности плательщиков взносов также не наблюдается, а обострение кризиса в конце 1998 года увеличило темп роста безработицы, что заметно повлияло на численность плательщиков взносов. И наоборот, процентная ставка по вкладам в банках заметно увеличивается в течение года. Отсюда вывод - накопительный метод финансирования пенсий является более предпочтительным в сложившейся экономической ситуации. Оптимальный накопительный период составляет пять лет.

В перспективе ситуация прогнозируется таким образом, что на федеральном уровне будут обеспечиваться минимальные социальные гарантии пенсионерам (трудовая и социальная пенсии). Регионы должны усилить роль в проведении активной социальной политики. При таком развитии пенсионного обеспечения органы представительной и исполнительной власти на местах окажутся лицом к лицу с проблемами жителей регионов, чьи потребности не могут быть удовлетворены федеральным “гарантированным“ минимумом.

Согласно оценкам специалистов, занимающихся социальными проблемами, фактическая реализация пенсионной реформы, после ее одобрения парламентом, начнется не раньше чем через два-три года. Это затягивание обостряет ситуацию и требует принятия оперативных мер. Реальным выходом из такого положения представляется разработка и внедрение территориальной программы дополнительного пенсионного обеспечения. Концепция основывается на результатах анализа состояния государственного пенсионного обеспечения и динамики развития дополнительного пенсионного обеспечения в Вологодской области.

2. Состояние действующей

государственной пенсионной системы

Государственная пенсионная система в настоящее время обеспечивает выплату пенсий более 364.7 тыс. пенсионеров Вологодской области, которая была и пока находится в первой десятке субъектов Российской Федерации по своевременности финансирования выплат пенсий. Ежемесячный потенциал
сбора взносов составляет более 170 млн. рублей, а норма выплат 161 млн. рублей. Основным, внешним проявлением кризиса, охватившего пенсионную систему, является снижение показателя собираемости взносов. Так, если в 1996 году поступления составили 94 процента, то на конец 1998 года - 69.8 процента. Снижение на 24.2 процента создает серьезную угрозу для всей пенсионной системы. И тенденция сокращения прогрессирует, а это значит, что обеспечивать своевременную выплату пенсий с каждым месяцем будет сложнее.

Одной из серьезных причин пенсионного кризиса является изменение демографической структуры населения, выражающееся в соотношении работающих и пенсионеров. Так, численность граждан, занятых в экономике области и, соответственно, уплачивающих пенсионные взносы, сократилась в сравнении с 1990 годом на 13.7 процента, в то же время численность пенсионеров возросла на 12.8 процента. Показатель пенсионной нагрузки (количество работающих на одного пенсионера) неуклонно уменьшается. В экономически развитых странах этот показатель стабилизирован на уровне 4 единиц. В среднем по России он составляет 1.8. В Вологодской области этот показатель с 1990 года снизился на 24% и составляет 1.59 (таблицы 1, 2).

Социальная ситуация на ближайшую перспективу имеет тенденцию к улучшению, но, к сожалению, это связано с, так называемой “демографической волной“. В течение 1997 - 2004 годов наблюдается резкое сокращение средней продолжительности жизни. Расчеты позволяют ожидать увеличение показателя пенсионной нагрузки. В 2000 году она составит 1.86, а в 2005 году 2.37 (таблица 4).

Есть и другие негативные тенденции, сохранение которых позволит “улучшить“ пенсионное обеспечение. Так, за период с 1990 года средняя заработная плата увеличилась в 4 раза, в то же время, средняя пенсия повысилась лишь в 3 раза. В 1990 году средняя
пенсия составляла 40.5% от средней заработной платы, в 1998 году этот показатель составил 30.6%. Это приводит к тому, что каждый шестой пенсионер (или 16.6%) продолжает трудиться, а работающие пенсионеры составляют 10.7% от занятых в экономике. В то же время безработные составляют 3.5% от занятых в экономике.

Если сохранится тенденция увеличения разрыва коэффициентов роста заработной платы и пенсий, то, разумеется, пенсии выплачивать будет легче (таблица 3).

Естественный прирост населения с 1991 года идет с минусом. За последние три года сохраняется тенденция уменьшения численности населения области ежегодно в среднем на 5 тысяч человек.

Состояние экономики переходного периода и складывающаяся демографическая ситуация требуют мер, направленных на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни. Одним из таких направлений может стать Программа дополнительного пенсионного обеспечения.

3. Территориальная система дополнительного пенсионного

обеспечения

Система негосударственного (дополнительного) пенсионного обеспечения (СНПО) в регионе - это совокупность прав и обязанностей юридических и физических лиц, результатом взаимодействия которых является обеспечение выплаты дополнительной пенсии для граждан, достигших пенсионного возраста. Для ее становления и внедрения необходима детально разработанная Программа.

Программа предусматривает исследовательский и аналитический блок, в пределах которого производится максимально глубокий и непредвзятый анализ ситуации с финансовой, производственной, социальной, маркетинговой, технологической и иных точек зрения.

Исследования и анализ позволят не только определить цели субъектов системы, но и зафиксировать состояние дел, основные проблемы и потенциальные возможности предприятий, разрешение или развитие которых возможно средствами дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения граждан. Система ориентируется не только на властные структуры, но и, в основном, на региональные субъекты хозяйственного и экономического характера.

Участники системы выполняют контролирующие, управленческие, финансирующие, инвестиционные и учетные функции. Функционально участников системы можно подразделить на:

- законодательные
органы (Законодательное Собрание, советы самоуправления);

- исполнительные органы;

- контролирующие органы (государственные и негосударственные);

- негосударственные пенсионные фонды;

- плательщики взносов - вкладчики: юридические и физические лица;

- управляющие компании;

- участники - граждане.

Система может стать частью долгосрочной программы социально-экономического развития области и в этом качестве рассматривается, прежде всего, как средство социальной защиты граждан. Поэлементная структура системы представлена в приложении N 1.

4. Цели и интересы, достигаемые формируемой системой

Основными целями системы дополнительного пенсионного обеспечения являются:

Социальные цели: в условиях кризиса государственной пенсионной системы одной из основных задач является формирование и развитие новых рыночных институтов и механизмов социальной защиты граждан. Основной целью системы является постепенное увеличение роли дополнительных механизмов (в частности, негосударственных пенсионных фондов) пенсионного обеспечения граждан. В ходе внедрения системы предусматривается поиск нового содержания, форм и методов негосударственного пенсионного обеспечения для различных социальных групп.

Политические цели: создание устойчивой законодательной и нормативной базы для деятельности негосударственных пенсионных фондов, подкрепленной тщательным контролем со стороны регулирующих органов, что является определенной гарантией социального спокойствия в обществе. Реализация программы СНПО предполагает также деятельность по формированию положительного общественного мнения на региональном уровне.

Финансовые цели: успешная реализация системы послужит созданию мощного и устойчивого источника “длинных денег“, позволяющего осуществлять долгосрочные финансовые проекты. Аккумуляция “длинных денег на региональном уровне обеспечит защиту финансового рынка от экспансии недобросовестных финансовых структур из других регионов.

Инвестиционные цели: в рамках СНПО можно предусмотреть координацию региональных потоков инвестиций. Для инвестирования пенсионных активов могут быть разработаны региональные инвестиционные проекты, ориентированные на решение социальных задач, развитие производства и инфраструктуры с определенными финансовыми гарантиями со стороны местных органов власти.

Организационно-управленческие цели: использование нормативно-правовых и финансовых рычагов, предусмотренных СНПО, позволит реально
воздействовать на процесс управления предприятиями и территориальными структурами.

Интересы области: стратегические интересы области в настоящее время заключаются в сохранении и приумножении областной собственности, создании регионального крупного капитала, способного и готового к инвестированию внутри области. Создание СДПО, построенной по принципу накопления, позволит области решить, хотя бы частично, стратегическую проблему, связанную с созданием крупного внутреннего инвестора в областной экономике.

Интересы предприятия, организации, учреждения: участие в СДПО позволит руководству предприятия решить проблему закрепления квалифицированных кадров, предупредить возникновение социальной напряженности в коллективах, связанной с неадекватной экономической ситуацией. Направление части аккумулированных средств (через управляющую компанию) на финансирование внутрипроизводственных проектов, при общем инвестиционном дефиците, позволить улучшить положение на предприятии, создав предпосылки для роста производства, что в конечном итоге скажется и на работающих.

Интересы работника: интерес работника в данной ситуации сосредоточен прежде всего в гарантированности сохранения постоянного и достаточного (социально-справедливого, учитывающего индивидуальные условия труда, стаж работы, уровень оплаты труда в течение всех лет работы и социальный статус работника) дохода при потере работником трудоспособности по причине наступления инвалидности или старости, а также в защите интересов членов семьи работника в случае его смерти.

5. Состояние рынка дополнительного пенсионного

обеспечения в области

К концу 1996 г. Вологодская область присоединилась к числу субъектов Российской Федерации, на территории которых деятельность негосударственных пенсионных фондов имеет свою законодательную базу. Так, в июне 1995 года принято постановление N 347 Главы администрации области “О формировании системы дополнительного пенсионного обеспечения в Вологодской области и мерах по защите интересов юридических и физических лиц, участвующих в деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ)“. Этим же постановлением утвержден Координационный Совет по развитию негосударственных пенсионных фондов. Губернатором области в
ноябре 1996 года подписан закон “О негосударственных пенсионных фондах в Вологодской области“, принятый Законодательным Собранием области 24.10.96 Принятию предшествовала длительная совместная работа крупнейших предприятий области, профсоюзов, общественных организаций, органов законодательной и исполнительной власти, инициированная специалистами негосударственных пенсионных фондов Вологодчины. С принятием Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах“ областной закон утратил силу.

Губернатором области приняты постановления: “О координационном совете по развитию негосударственных пенсионных фондов“ от 04.04.97 N 342, “О межведомственной комиссии для проведения комплексных проверок деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению их активами“ от 25.09.97 N 948, “О развитии негосударственного пенсионного обеспечения на территории Вологодской области“ от 28.07.98 N 596 “О координационном совете по развитию негосударственного пенсионного обеспечения в области“ от 17.06.99 N 375.

В департаменте труда и социального развития администрации области назначен специалист по негосударственным пенсионным фондам.

В области зарегистрированы и получили лицензии Инспекции НПФ фонды: “Областной негосударственный пенсионный фонд Вологжанин“, и региональный негосударственный пенсионный фонд “Шексна-Гефест“, также компании по управлению активами: коммерческие банки “Вологжанин“ и “Меткомбанк“.

На территории области проводят свою деятельность негосударственные пенсионные фонды, зарегистрированные в Москве и Санкт-Петербурге:

НПФ “Доброе дело“ г. Москвы - проводит свою работу через вологодский региональный филиал АКБ “СБС - Агро“,

НПФ “Телеком - Союз“ г. Санкт-Петербурга через ОАО “Электросвязь“,

НПФ “Газфонд“ г. Москвы через дочерние предприятия Севергазпрома РАО Газпром,

НПФ “Сбербанка“ через Вологодский банк Сбербанка РФ,

НПФ “Лукойл-Гарант“ г. Москвы через Лукойл-Вологданефтепродукт.

Разработано, принято и опубликовано Положение о дополнительном пенсионном обеспечении работников АОЗТ “Вологодский подшипниковый завод“. Работники акционерного общества “Северсталь“, достигшие пенсионного возраста, получают дополнительные пенсии из регионального негосударственного пенсионного фонда “Шексна-Гефест“. Пенсионные резервы негосударственных пенсионных фондов в области составляют более 7 млн. руб.

С 1996 года вопросы дополнительного пенсионного обеспечения работников предприятий области входят в четырехстороннее ежегодно подписываемое Соглашение между администрацией Вологодской области, ассоциацией руководителей предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта и связи, аграрным союзом области и областной федерацией профсоюзов по вопросам социально-экономической политики. По рекомендации Инспекции изучен опыт работы Волгоградской и Тульской областей по вопросам дополнительного пенсионного обеспечения.

6. Ожидаемые результаты и значение системы

Внедрение региональной СНПО может самым эффективным образом повлиять на снижение социальной напряженности, связанной с пенсионными выплатами. Даже простые экономические расчеты показывают, что если предприятия, включенные в программу СНПО, будут ежемесячно перечислять в негосударственные пенсионные фонды за счет нераспределенной прибыли по 0.5 минимальной оплаты труда на каждого работника, то только за 5 лет накопительного периода можно аккумулировать более 297 млн. руб. Прирост этих активов с учетом инвестиционного дохода в 12% годовых позволит к концу пятого года реализации проекта получить доход в сумме не менее 70 млн. руб.

Накопленная сумма около 370 млн. рублей может быть направлена на социальные программы, другие необходимые направления деятельности. При более детальной разработке проекта СНПО эти данные можно рассчитать с большей точностью и по нескольким схемам, с различными ставками доходности, в разрезе городов, районов, предприятий и организаций.

При успешной реализации проекта удастся:

- существенно повысить уровень социальной защиты населения;

- создать необходимые гарантии социального спокойствия в обществе;

- сформировать необходимые пенсионные резервы для реализации долгосрочных экономических проектов;

- оказать реальное влияние на процессы воспроизводства и развития экономики области;

- создать сеть субъектов СНПО для надежной защиты местного рынка, приостановления утечки из него денежных средств;

- создать 75 рабочих мест для специалистов негосударственного пенсионного фонда, а через инвестиционные проекты можно открыть не менее 1000 новых рабочих мест.

Создание, наряду с государственной, системы дополнительного пенсионного обеспечения, построенной по принципу накопления, позволит решить проблему, связанную с созданием крупного внутреннего инвестора региональной экономики. С этой целью Концепция определяет ключевую задачу успешного развития системы дополнительного пенсионного обеспечения в области - создание регионального негосударственного пенсионного фонда с совокупным вкладом учредителей 5 млн. рублей, который получил право на свою деятельность в мае 1999 года. Аккумуляция пенсионных резервов, рост дохода, расходы негосударственного пенсионного фонда и управляющей компании приведены в приложении N 3.

7. Нормативно-правовая база СДПО

Областной уровень:

Законы: “О внесении изменений и дополнений в закон области “О налоге на прибыль“.

Постановления губернатора:

“О концепции и программе территориальной системы негосударственного пенсионного обеспечения в Вологодской области“, “Об инвестировании пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов“.

Соглашения, договоры:

“Соглашение о совместной деятельности между Инспекцией НПФ при Министерстве труда и социального развития РФ и администрацией Вологодской области“, раздел о дополнительном пенсионном обеспечении в “Соглашение между администрацией области, ассоциацией руководителей предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта и связи, аграрным союзом и областной федерацией профсоюзов по вопросам социально-экономической политики“, между администрацией области и НПФ по инвестированию пенсионных резервов в областные ценные бумаги и программы.

Городской, районный уровень:

постановление о налоге на прибыль, муниципальная программа дополнительного пенсионного обеспечения, рабочая группа по координации муниципальной программы дополнительного пенсионного обеспечения.

Уровень предприятия, отрасли, объединения:

положение о дополнительном пенсионном обеспечении работников, коллективный договор с разделом о ДПО, индивидуальный трудовой контракт, в котором прописаны условия ДПО, коллективный договор о ДПО с НПФ, индивидуальный договор о ДПО с НПФ, правила пенсионного обеспечения НПФ с соответствующими схемами накопления и выплат дополнительных пеней.

8. Профессиональные пенсионные системы

Наряду с системой негосударственных пенсионных фондов имеют право на жизнь и профессиональные пенсионные системы (ППС). Профессиональная система мало чем отличается от территориальной. Главным дополнением в профессиональной системе является передача льготного пенсионного обеспечения из государственного пенсионного обеспечения в негосударственное.

Основным видом пенсии, которую может обеспечивать ППС, является профессиональная пенсия. Эта пенсия обеспечивается путем перераспределения части обязательных взносов на пенсионное обеспечение в негосударственные пенсионные фонды, осуществления последними накопления и инвестирования этих взносов, ведения персонального учета по каждому участнику и производства выплат. Сбор взносов осуществляет Пенсионный фонд РФ, а в последующем направляет списки и взносы в негосударственный пенсионный фонд.

Профессиональные пенсии должны предоставляться работнику с момента приобретения права на их получение на срок до достижения работником общего пенсионного возраста. Наряду с более высокой оплатой труда, такие пенсии для работников некоторых профессий являются необходимой компенсацией риска потери здоровья и ранней смерти. Их предоставление должно осуществляться с учетом условий труда, специфики производства и природно-климатических условий.

С учетом специфики ППС можно выделить следующие основные принципы их создания:

1. Профессиональные (льготные) пенсии, выплачиваемые в рамках ППС, носят досрочный характер относительно трудовых и социальных пенсий, выплачиваемых в рамках государственного пенсионного обеспечения.

2. ППС носит обязательный характер для работодателей, решивших присоединиться к ППС, и не может быть ликвидирована по решению ее учредителей.

3. Основное финансирование ППС предполагается через ПФР с последующей передачей страховых взносов в уполномоченный негосударственный пенсионный фонд. Дополнительное финансирование ППС в части профессиональной (льготной) пенсии осуществляется работодателем; возможно внесение пенсионных взносов (или части суммы взносов) работниками в целях последующего получения в рамках ППС негосударственной пенсии.

4. Пенсия должна быть заработана работником, то есть размер пенсии определяется только размерами и продолжительностью уплаты взносов в его пользу.

5. Общий уровень пенсионного обеспечения работников будет осуществляться на накопительной основе, исходя из этого будет определяться и размер пенсии.

Любая ППС должна быть организована на солидарных принципах финансирования, что предполагает полное финансовое покрытие обязательств по выплачиваемым пенсиям в форме накопленных пенсионных резервов и будущих поступлений взносов (актуарный баланс). Принципиальная схема организации профессиональной пенсионной системы показана в приложении N 4.

Единый размер обязательных отчислений работодателя в ППС целесообразно устанавливать в процентах от фонда оплаты труда (зарплаты). Работодатель несет полную ответственность за регулярность уплаты и достаточность размеров взносов.

ППС может выплачивать и чисто негосударственные пенсии в их традиционном понимании. В этом случае финансирование может осуществляться как за счет взносов работника, так и за счет совместного внесения взносов работником и работодателем в установленных пропорциях.

Вместе с преимуществами профессиональная система имеет свои проблемы. Так, введение профессиональной системы невозможно без изменения существующего налогового законодательства, в частности, изменения размеров установленных отчислений с фонда оплаты труда. Порядок прохождения основных взносов через ПФР, а затем в уполномоченный фонд имеет свои недостатки. Одной из трудностей представляется и проблема с неравномерностью размера пенсий у женщин и мужчин. Накопительный период и сумма внесенных взносов у женщин, как правило, меньше. В то же время женщины дольше получают пенсию, так как раньше выходят на пенсию и дольше живут. Оба эти фактора могут привести к тому, что средняя пенсия женщин будет в 2 - 3 раза меньше. Поэтому с меньшими проблемами представляется организация дополнительного пенсионного обеспечения через систему негосударственных пенсионных фондов.

9. Заключительные положения

Характерной особенностью следующего этапа развития системы негосударственного пенсионного обеспечения является активизация органов исполнительной и законодательной власти, в части разработки и принятия законодательных и нормативных актов, регламентирующих отношения негосударственных пенсионных фондов, вкладчиков и участников. На втором этапе (1999 - 2001 гг.) предполагается расширить и укрепить нормативно-правовую базу для рынка дополнительного пенсионного обеспечения, вовлечь в систему большее число работников и работодателей, создать для участников гарантии надежной системы дополнительного пенсионного обеспечения, обозначить финансовые потоки, определить объекты для инвестирования пенсионных резервов, создать условия для направления денежных средств из негосударственных пенсионных фондов на областные социальные программы.

В качестве основных субъектов программы можно рассматривать: администрацию и Законодательное Собрание области, органы исполнительной власти самоуправления городов и районов, руководящие структуры предприятий, организаций, общественных объединений, негосударственные пенсионные фонды.

В ходе реализации проекта находит практическое применение идея использования СНПО для закрепления на предприятиях квалифицированных кадров и молодежи, а также социальной поддержки работников, покидающих или уже оставивших производство. Предлагаемый проект программы может сыграть существенную роль в укреплении общественных связей (Public relations) предприятий, организаций, других субъектов СНПО, повышении политического авторитета руководителей всех уровней. Гибкость проекта позволит использовать его на предприятии, в организации, на уровне города и района, в рамках финансово-промышленной группы, холдинга и т.д.

Реализация системы будет способствовать окончательному разрешению проблемы льготного налогообложения негосударственных пенсионных фондов, их вкладчиков и участников на областном уровне. Очень важным представляется и вывод о том, что успешная реализация проекта позволит определить истинные возможности негосударственных пенсионных фондов - новых и перспективных институтов социальной защиты населения.

Однако уровень реальных денежных доходов населения в настоящее время примерно на 50% ниже, чем в 1991 году. Возникла массовая бедность, число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составляют четверть общей численности населения. Усилилась дифференциация доходов, резко обозначилась нелегальная и нетрудовая основа имущественного и социального расслоения, ослабли стимулы к созидательному труду. На большинстве предприятий снижается производство, уменьшается численность работающих. В связи с этим, вхождение сразу всего населения, всех предприятий и организаций в систему дополнительного пенсионного обеспечения не представляется возможным. Поэтому их вхождение будет осуществляться постепенно, по мере готовности отдельных предприятий, организаций и учреждений, отраслей и территорий создавать у себя условия для дополнительного пенсионного обеспечения, а также с учетом возможностей области предоставить этой территории соответствующие условия для развития.