Законы и постановления РФ

Постановление Губернатора Вологодской области от 11.08.1999 N 523 “Об утверждении Концепции развития сети стационарных учреждений социального обслуживания с учетом социальной и реабилитационной направленности в их деятельности и укрепления материально-технической базы“ (вместе с “Программой N 1 развития стационарных учреждений социального обслуживания Вологодской области на период 2000 - 2005 годы“, “Программой N 3 по развитию новых видов стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Вологодской области“)

ГУБЕРНАТОР ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 1999 г. N 523

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СЕТИ

СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

С УЧЕТОМ СОЦИАЛЬНОЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

Придавая большое значение решению проблем пожилых людей, инвалидов и детей-инвалидов, а также созданию более благоприятных условий для их проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания, во исполнение постановления Губернатора области от 20 ноября 1998 года N 884 “О мерах по дальнейшему улучшению деятельности областных стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов“ постановляю:

1. Утвердить Концепцию развития сети стационарных учреждений социального обслуживания с учетом социальной и реабилитационной направленности в их деятельности и укрепления материально-технической базы (прилагается).

2.
Департаменту труда и социального развития администрации области (Е.К. Артемов):

2.1. Считать прилагаемую Концепцию как одно из самых приоритетных направлений сферы деятельности социальной защиты населения области.

2.2. Принять к исполнению положения Концепции, обеспечивая гражданам, утратившим самостоятельность, удовлетворение своих жизненно важных потребностей.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований области разработать Концепцию социальной защиты лиц, не способных самостоятельно обеспечить свою жизнь, согласно социальным потребностям территорий.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на начальника департамента труда и социального развития администрации области Е.К. Артемова.

Губернатор области

В.Е.ПОЗГАЛЕВ

Утверждена

Постановлением

Губернатора области

от 11 августа 1999 г. N 523

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ СЕТИ СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ С УЧЕТОМ СОЦИАЛЬНОЙ

И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И УКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

Предисловие

Одной из главных целей мирового сообщества, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, является утверждение веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности. Во всех развитых цивилизованных странах человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неотъемлемо принадлежащие ему права и свободы отнесены к высшим ценностям общественного бытия.

Вместе с тем, в составе населения любой страны всегда имеются социальные группы, которые нуждаются в повышенном внимании со стороны общества, в особой охране их прав со стороны государства. Это самые уязвимые социальные слои, к которым принадлежат и лица пожилого и преклонного возраста, те, кто отдал свою жизнь служению обществу и вправе рассчитывать, что это общество отплатит им сторицей.

Речь не идет о том, чтобы создавать некое особое право для престарелых. Задача права в условиях правового государства состоит в том, чтобы обеспечить престарелым гражданам, другим социально не защищенным группам населения реальную возможность пользования теми правами и свободами, которые принадлежат всем гражданам.

Иначе говоря, необходимы особые меры защиты и
ограждения этих прав применительно к тем социальным группам, которые в этом особо нуждаются. В этой связи уместно напомнить известное положение Аристотеля, гласящее: “Несправедливо, когда с равными обращаются неравно, но также несправедливо, когда с неравными обращаются равно“.

В решении социальных проблем вообще, и престарелых граждан в особенности, предусматривается активное участие властей всех уровней.

Однако в основном реализация ведущих социальных проектов - это дело властей на уровне области и муниципальных органов самоуправления, которые стоят ближе к заинтересованным лицам, лучше знают их нужды и потребности.

Обширное число проблем, касающихся конкретных вопросов социальной защиты престарелых, инвалидов и детей-инвалидов, связано с уровнем общего благосостояния, достигнутым в стране. Многие из этих решений не реализуются из-за кризисных экономических явлений.

И тем не менее, постановка проблем и предложений по их решению - это необходимый задел на будущее, это подготовка уже сегодня к тем решениям и свершениям, которые нас ожидают завтра.

Введение

В основах предлагаемой Концепции содержится анализ современной социально-демографической ситуации незащищенных слоев населения области, анализ реализации конституционных прав и законных интересов пожилых граждан, инвалидов и детей-инвалидов.

Формируются предложения относительно механизма разрешения проблем данной группы населения, стратегия развития стационарных учреждений системы социальной защиты населения.

Выражением существенных изменений государственной политики в отношении стационарного социального обслуживания являются законы Российской Федерации:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ имеет точное название “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации“.

1) “О социальном обслуживании населения“;

2) “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов“;

3) “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании“.

Материалами настоящей Концепции являются результаты аналитической работы, проводимой департаментом труда и социального развития администрации области
по вопросам оказания пожилым людям, инвалидам и детям-инвалидам правовой, медицинской и социальной помощи, в которой эти лица нуждаются, и имеющей целью сформировать концептуальные подходы к разрешению социальных проблем данной категории населения. При этом анализ имеет локальный характер, отражающий проблемы в оказании помощи группе лиц, требующих длительного ухода, и обеспечении прав, в реабилитации с учетом их потенциальных возможностей.

При разработке настоящей Концепции использовались предложения Министерства труда и социального развития Российской Федерации, рекомендации Центрального отраслевого бюро научно-технической информации и пропаганды, а также опыт учреждений территорий по организации стационарного обслуживания населения.

I. Проблемы и анализ положения пожилых

людей, инвалидов и детей-инвалидов

Сегодня трудно себе представить в деталях, каково будет положение лиц преклонного возраста, других социально не защищенных слоев населения за пределами нынешнего столетия. Оно будет зависеть от воздействия множества факторов экономического, миграционного, политического и иного порядка, которое ныне еще трудно определить.

Однако, если уже сегодня не будут приняты самые решительные меры, проблемы, которые дают о себе знать сейчас, могут резко обостриться.

В Концепции называются лишь некоторые из них, такие как физическое здоровье, одиночество, меры защиты граждан преклонного возраста.

1.1. Динамика старения и положение пожилых людей

Старение населения - глобальная проблема современности. По прогнозам ООН, возраст каждого десятого жителя населения мира к 2001 году составит более 60 лет и старше. Если население мира возрастет к 2025 году в 3 раза, то численность пожилых людей - в 6 раз, престарелых - в 10 раз. Доля лиц пожилого возраста составит около 14 процентов всего населения. Численность престарелых (старше 80 лет) среди всех пожилых увеличится с 13 млн. человек в 1950 году до 137 млн.
человек в 2025 году.

Коренные сдвиги в демографической структуре побудили мировое сообщество сформировать систему взглядов на старение населения как явление социальное, экономическое и культурное.

Понимание мировым сообществом компонента старения соединяет идеи полноправного участия пожилых и престарелых лиц в жизни общества и заботы о тех, кто в ней нуждается: “Когда люди старшего возраста играют актуальную, творческую и полезную роль, проявляют заботу и чувствуют заботу о себе, более младшие поколения людей будут знать, что их может ждать светлое будущее“ (Генеральная Ассамблея ООН, резолюция 47/339).

Анализ демографической ситуации, статистических и иных данных о положении пожилых людей в Российской Федерации в целом, в Вологодской области в частности, свидетельствует о наличии многих индивидуальных и групповых проблем данной категории граждан. Кроме того, многообразие и сложность социальных проблем, вызываемых старением населения области, носят долгосрочный характер и в текущем и последующих десятилетиях будут нарастать.

Согласно международным критериям население России считается старым уже с конца 60-х годов. Старение населения страны оказалось обусловленным длительным спадом рождаемости при сохранении высокой смертности.

К началу 1994 года доля людей пенсионного возраста в населении России достигла 19.8%. В настоящее время 12.0% россиян, или каждый девятый житель страны, находится в возрасте 65 лет и старше.

Численность населения Вологодской области в возрасте старше трудоспособного увеличилась за последние 10 лет на 4.7 процента. Доля людей пенсионного возраста достигла 21.6 процента от всего населения области (в целом по России - 20.6).

Учитывая незначительный, но все же рост удельного веса людей в возрасте старше трудоспособного, за 1994 - 1998 годы он увеличился на один пункт (на 0.1%), Вологодская область имеет тенденцию приближения к “зоне демографического бедствия“.

Различная
продолжительность жизни мужчин и женщин, высокая смертность от неестественных причин приводят к распаду супружеских пар и росту численности одиноких пожилых людей.

Сохраняются и возрастают нарушения здоровья, связанные с наступлением преклонного возраста. Пожилые более чем другие возрастные группы нуждаются в профилактической, лечебной и социальной помощи.

В Вологодской области около 12 тысяч граждан старшего возраста нуждаются в постоянной, посторонней помощи и социальных услугах.

В области при сохранении высокой смертности в целом наблюдается ускоренное вымирание лиц старших возрастных групп, что имеет нежелательные социальные последствия, негативно сказываясь на мироощущении граждан более молодого возраста.

Старение населения происходит одновременно с процессом общего снижения уровня жизни, что сопровождается развитием у многих из них неуверенности в завтрашнем дне.

Необеспеченность и особая социальная уязвимость в старости являются отрицательным примером для трудоспособной части населения.

Более 350 тысяч вологжан являются получателями пенсии. Являясь получателями пенсий по старости, более 200 тысяч из них испытывают в наибольшей степени последствия снижения уровня жизни.

Средний размер вновь назначенных месячных пенсий по старости за 1998 год составил 342.8 рубля, что является ниже уровня прожиточного минимума по области данной категории населения.

В целом по области средний размер назначенных месячных пенсий всех пенсионеров по старости составляет 405.4 руб., что также не обеспечивает минимума социальных потребностей для реализации личностного потенциала в старости.

Новые реальности требуют пристального внимания к бездомным, особенно освободившимся из мест лишения свободы и достигшим пенсионного возраста или ставшим инвалидами. Указанные лица, лишенные жилья, постоянного дохода, пополняют наиболее бедные слои населения и оказываются носителями повышенной криминогенной опасности для окружающих.

Таким образом, анализ положения пожилых людей по наиболее общим социально-демографическим и экономическим характеристикам свидетельствует о наличии триады проблем
пожилых граждан области:

неудовлетворительного состояния здоровья, малообеспеченности, одиночества.

1.2. Обеспечение социальной безопасности инвалидов

Отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения.

В сложный, переходный период развития общества, когда возникающие кризисные явления оказывают резко негативное воздействие на положение социально не защищенных групп, в том числе и на инвалидов, одной из важнейших задач государства является создание эффективной системы социальной безопасности этой категории граждан.

В области отмечается увеличение как абсолютного, так и относительного показателей инвалидности, которое происходит на фоне уменьшения численности населения в целом и увеличения показателей заболеваемости.

На учете в органах социальной защиты населения состоят свыше 55 тысяч инвалидов. Данная категория людей за 1994 - 1998 годы возросла на 21.3% и составляет 4.1% от всего населения области. Удельный вес инвалидов в области увеличился с 3.3% в 1994 году к общему числу населения до 4.1% в 1998 году.

При нарастающем увеличении доли инвалидов от всего населения возникает много нерешенных вопросов в организации медицинской, социальной, трудовой и профессиональной реабилитации.

Стратегия развития медицинской реабилитации не определена. Не очерчены четко сфера действия, сущность и содержание медицинской реабилитации и ее отличия по этим параметрам от лечения.

В стационарных учреждениях Минтруда России проведение медицинских аспектов реабилитации в полной мере не обеспечено ни организационно, ни методически.

Механизм социальной защиты инвалидов, к сожалению, пока строится на принципе их финансовой поддержки в форме пенсионного обеспечения или пособий и направлен непосредственно на самого инвалида. До настоящего времени не рассмотрена проблема инвалидности в аспекте нарушенных связей индивидуума и социума.

В стране не существует единой государственной системы медико-социальной реабилитации инвалидов, в рамках которой должно обеспечиваться восстановление способностей человека к бытовой, профессиональной и социальной
деятельности.

Указанные проблемы, а также отсутствие финансирования на реабилитационные мероприятия не позволяют инвалиду осуществлять право на гарантированную реабилитацию.

1.3. Проблемы реабилитации детей

с основными инвалидизирующими заболеваниями

В Вологодской области на начало 1999 года в органах социальной защиты на учете состояло 10209 детей-инвалидов (3.6% от детского населения). Истинная распространенность детской инвалидности, естественно, значительно больше, так как в это число не входят дети-инвалиды, находящиеся на государственном обеспечении; больные дети, не прошедшие экспертизу, но де-факто являющиеся инвалидами, не имеющие статуса инвалида из-за несовершенных критериев инвалидности и т.д.

По всем прогнозам показатель детской инвалидности будет расти. Причин для этого много, главными являются ухудшение условий жизни, ухудшение условий труда женщин, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей и др.

Учитывая изложенное, актуальность проблемы реабилитации детей-инвалидов не вызывает сомнений.

Реабилитация больного ребенка - это сложный процесс, включающий коррекционно-восстановительное лечение, выявление и развитие задатков, способностей, трудовое и профессиональное обучение, общее обучение и социальную адаптацию.

Эффективный результат может быть получен при условии взаимосвязи и согласованности действий медиков, психологов, педагогов, социальных работников и др. специалистов.

К сожалению, в настоящее время из-за отсутствия государственной системы реабилитации детей-инвалидов звенья реабилитационного процесса не скоординированы, ведомственно разобщены между учреждениями министерств здравоохранения, образования, социальной защиты.

Решая свои узковедомственные задачи, не имея объединяющего начала, единой методологии, естественно, эти учреждения не имеют возможности обеспечить комплексность, преемственность взаимосвязи в реабилитационной работе.

В настоящее время, пока не создана государственная система реабилитации, из всех организационных форм, которые бы обеспечили основные методологические требования в проведении процесса реабилитации, наиболее оптимальной является форма Центра реабилитации или многопрофильность стационарных учреждений для детей-инвалидов.

За 1994 - 1998 годы число детей-инвалидов в области
возросло на 1.3 процента, на 2251 ребенка (по статистике органов социальной защиты). Наблюдается ежегодный их рост в среднем до 600 человек. При такой ситуации имеющееся сокращение очередности детей на обеспечение в детские дома-интернаты для умственно отсталых детей не отражает реальную действительность. Предполагается, что социальная пенсия, назначенная ребенку-инвалиду, оказывает определенную материальную поддержку семье, чем можно объяснить частично нежелание родителей определять его в детское учреждение.

Вместе с тем, нуждаемость в детских учреждениях социальной защиты в Вологодской области остается.

Для систематизации назначенных мер реабилитации, обеспечения контроля за ходом реабилитационного процесса, возможности внесения корректив и т.д. должна реализовываться индивидуальная комплексная программа реабилитации воспитанников по определенной схеме (таблица N 1), которая входит в структуру Концепции.

Необходима большая скоординированность и сотрудничество систем образования и социальной защиты в решении актуальных проблем обучения и воспитания детей с умственной отсталостью, находящихся на гособеспечении в детских психоневрологических учреждениях.

Учитывая анализ проблем пожилых людей, инвалидов и детей инвалидов и что значительная часть данной группы населения нуждается не только в пенсионном обеспечении, предоставлении им льгот и преимуществ, но и доступном и эффективном социальном обслуживании, усилия департамента труда и социального развития должны быть направлены на развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, соответствующих новой направленности и использующих современные технологии социальной защиты.

В настоящее время в Вологодской области действует 26 стационарных социальных учреждений, в которых развернуто и функционирует 4887 коек для престарелых и нетрудоспособных граждан, инвалидов и детей-инвалидов.

Структура учреждений социального

обслуживания Вологодской области

-----------------------------------------------------T----------T-----------------¬

¦ Профиль учреждения ¦Количество¦Число развернутых¦

¦ ¦учреждений¦коек по плану ¦

+----------------------------------------------------+----------+-----------------+

¦Дома-интернаты для престарелых и инвалидов ¦ 3 ¦ 1340 ¦

+----------------------------------------------------+----------+-----------------+

¦Психоневрологические интернаты ¦ 9 ¦ 2745 ¦

+----------------------------------------------------+----------+-----------------+

¦Детские дома-интернаты для умственно отсталых детей ¦ 3 ¦ 467 ¦

+----------------------------------------------------+----------+-----------------+

¦Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов¦ 1 ¦ 80 ¦

+----------------------------------------------------+----------+-----------------+

¦Дома-интернаты (стационары) малой вместимости для ¦ 10 ¦ 255 ¦

¦престарелых и инвалидов ¦ ¦ ¦

+----------------------------------------------------+----------+-----------------+

¦Итого: ¦ 26 ¦ 4887 ¦

L----------------------------------------------------+----------+------------------

Таблица 1

Схема Концепции Комплексной программы реабилитации (КПР)

детей и подростков с ограниченными возможностями

-----------------T-----------------T-----------------T------------------------------T----------------¬

¦Место разработки¦ Диагноз ¦Характеристика ¦ Место реабилитации ¦Ответственные за¦

¦ ¦ ¦реабилитационного¦ ¦реализацию ¦

¦ ¦ ¦потенциала ¦ ¦реабилитационных¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦мероприятий ¦

+----------------+-----------------+-----------------+------------------------------+----------------+

¦Реабилитационные¦характеристика ¦коррекционное ¦1) Медицинский аспект - ¦специалисты по ¦

¦центры, ¦нарушений ¦обучение, ¦коррекционно-восстановительное¦соответствующим ¦

¦стационары для ¦ограничений ¦развитие ¦лечение, диспансерное ¦аспектам ¦

¦детей с глубокой¦жизнедеятельности¦творческих ¦наблюдение ¦реабилитации ¦

¦умственной ¦ ¦способностей, ¦2) Психологический аспект - ¦ ¦

¦отсталостью ¦ ¦социализация, ¦психокоррекция, психотерапия, ¦ ¦

¦ ¦ ¦коррекционное ¦психологический тренинг ¦ ¦

¦ ¦ ¦воспитание ¦3) Педагогический аспект - ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦развитие всех психических ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦функций и познавательной ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦деятельности детей в процессе ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦обучения и коррекция их ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦недостатков. Воспитание детей,¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦формирование у них правильного¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦поведения, направляя основное ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦внимание на нравственное ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦воспитание ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦4) Социальный аспект - ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦трудовое обучение и подготовка¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦к профессиональному труду. ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦Физическое воспитание. ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦Самообслуживание. Бытовая ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ориентировка и социальная ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦адаптация ¦ ¦

L----------------+-----------------+-----------------+------------------------------+-----------------

В системе органов социальной защиты населения Российской Федерации по состоянию на 1 января 1999 года функционировало 1165 стационарных учреждений социального обслуживания на 257.8 тысячи мест.

II. Цели и принципы обеспечения социальной защиты

пожилых людей, инвалидов и детей-инвалидов

Концентрированные взгляды ООН на место и роль пожилых людей свое концептированное выражение получили в Принципах ООН в отношении пожилых лиц - “Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста“ (приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году, резолюция 46/91), которые предусматривают обеспечение пожилым гражданам:

- уход, что означает “обеспеченность уходом, доступ к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психологического и эмоционального благосостояния и предупреждения заболеваний, возможность пользоваться услугами попечительских учреждений, возможность пользоваться в любом социальном учреждении правами человека и основными свободами...“.

К сожалению, существуют ситуации, когда одиночество встречается все более и более часто, и сама возможность защиты со стороны семьи и детей постоянно уменьшается. В результате все более значительное число лиц нуждается в более или менее полной социально-правовой защите, которая осуществляется и в форме стационарного обслуживания.

Пожилые граждане, инвалиды, дети-инвалиды нуждаются в гарантированном обеспечении своих жизненно важных потребностей, а именно: надежном жилище, полноценном рациональном питании, создании благоприятной среды жизнедеятельности и условий для использования остаточной трудоспособности, человеческом общении и внимании, охране здоровья, медико-социальном уходе и терминальной помощи, а также достойном погребении после кончины.

Достижение социально-экономического и морального благополучия указанной категории населения - долгосрочная стратегическая цель их социально-правовой защиты.

Применительно к органам социальной защиты населения основополагающие кратко- и среднесрочные цели деятельности в интересах слабозащищенных слоев населения состоят в том, чтобы:

- способствовать безусловному соблюдению конституционных прав и законных интересов пожилых граждан, инвалидов и детей-инвалидов;

- добиваться оптимального уровня адаптации социально не защищенных лиц в новых социально-экономических условиях;

- предоставлять гарантированное социальное обслуживание, способствующее созданию и поддержанию условий для полноценной жизни в старости, созданию и развитию системы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов.

В основу этой деятельности положены следующие основные принципы:

- предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей, инвалидов, детей-инвалидов;

- содействие практической реализации прав и законных интересов пожилых граждан, инвалидов и детей-инвалидов;

- выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан и инвалидов в социальной помощи и обслуживании;

- адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия пожилым и инвалидам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;

- соблюдение равенства прав и возможностей социально не защищенных групп населения при получении социальной помощи;

- внедрение новых технологий в работу по социальному обслуживанию, направленных на удовлетворение потребностей и нужд пожилых людей, инвалидов и детей-инвалидов;

- государственный характер гарантий соблюдения прав пожилых граждан и инвалидов.

Согласованность целей и принципов в практической деятельности обеспечивает свободу, равенство и достоинство человеческой личности, каковы бы ни были экономические и социальные условия, возраст и состояние здоровья гражданина.

III. Направления социальной защиты пожилых людей и инвалидов

Основным направлением деятельности органов социальной защиты населения по обеспечению социальной защищенности пожилых людей и инвалидов является стационарное обслуживание.

Для решения проблем маломобильного населения области служат стационарные учреждения социального обслуживания.

3.1. Позволяя пожилым людям, инвалидам как можно дольше сохранить свое социальное лицо и привычный образ жизни, социальное обслуживание как составная часть социальной защиты данной категории людей, тем не менее, имеет внутренние трудности развития. Своей очереди на помещение в стационарные учреждения ожидают 375 человек. Более того, наметилась неблагоприятная тенденция ее роста.

В связи с этим, в первую очередь, необходимо принятие мер по преодолению дефицита мест в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Для реализации интересов людей преклонного возраста, инвалидов, которые концентрируются вокруг необходимости предоставления им индивидуальных услуг высокого качества, вносится в структуру настоящей Концепции Программа развития стационарных учреждений социального обслуживания Вологодской области на период 2000 - 2005 годов (Программа N 1).

3.2. Материально-техническая база стационарных учреждений отстает от современных требований. Преобладание в стационарных учреждениях недостаточной площади спальных помещений не позволяет в полной мере учитывать индивидуальные особенности и личностные запросы проживающих.

Поэтому требуется принятие мер по строительству дополнительных зданий, помещений при учреждениях и реконструкции существующих зданий и сооружений, принадлежащих учреждениям социального обслуживания.

Для осуществления эффективной социальной политики в отношении пожилых граждан, инвалидов и детей-инвалидов, находящихся на стационарном обслуживании, как субъектов социальной помощи в настоящую Концепцию вносится Программа “Укрепление материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания Вологодской области и долгосрочные планы их развития“ (Программа N 2).

3.3. Гуманизация подхода к социальному обслуживанию побуждает к переориентации в деятельности учреждений. Социальное обслуживание в стационарных условиях выполняет свою функцию, если не способствует само по себе углублению социального отчуждения личности. Поэтому преобладающие в настоящее время многоместные дома-интернаты должны быть заменены стационарами других видов.

Сеть стационарных учреждений социального обслуживания в перспективе должна не только расширяться, но и видоизменяться. Кроме традиционных, существующих десятки лет домов-интернатов, должны получить опережающее развитие:

дома (отделения) милосердия;

геронтологические отделения, центры;

учреждения (отделения) терминального ухода;

дома-интернаты малой вместимости;

специализированные учреждения для лиц с девиантным поведением;

многопрофильные реабилитационные учреждения.

Защита лиц преклонного возраста должна осуществляться не как функция достижения определенного возраста - сам по себе возраст еще не создает необходимости в защите - а как результат ухудшения функциональных возможностей. Иначе говоря, критерий должен быть функциональным.

В связи с увеличением численности зависимых пожилых людей, остро нуждающихся в медико-социальной помощи вследствие наличия хронических заболеваний, тяжело протекающих на фоне возрастных изменений, становится актуальной организация длительного ухода за ними.

Поэтому медико-социальная помощь в домах-интернатах общего профиля, где около 40% проживающих находятся на постоянном постельном режиме, нуждается в совершенствовании. В связи с этим представляется перспективным создание геронтологических центров (отделений) с ориентацией персонала на более дифференцированную медико-социальную помощь пожилым, с созданием более комфортных условий проживания, с оснащением этих учреждений реабилитационной техникой, обеспечивающей бытовую и психологическую независимость пожилых и их ориентацию на активный образ жизни.

Число инвалидов вследствие психических расстройств в Вологодской области возрастает.

Ежегодно органами социальной защиты ставятся на учет около 300 человек, страдающих психическими расстройствами, для дальнейшего определения в стационарные учреждения психоневрологического профиля. Увеличивается число больных с психическими расстройствами, не имеющих средств к существованию, утративших жилье и социальные связи.

Социальные учреждения психоневрологического профиля не соответствуют принципам организации психиатрической помощи, предусмотренным Законом РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании“.

В психоневрологических интернатах молодые инвалиды составляют около 40% всего контингента учреждений. Учитывая возрастную характеристику проживающих в них граждан, а также требования по пересмотру методов реабилитационного воздействия с учетом современной социально-экономической ситуации в стране, в перспективе психоневрологический интернат не должен рассматриваться как единственная модель для инвалидов, в первую очередь, молодого возраста и детей-инвалидов. Вопрос о правах душевнобольных необычайно сложен и труден.

Наиболее приемлемой формой становятся реабилитационные центры с организацией средового, коррекционного и педагогического воздействия, которое должно обеспечиваться работниками социального, педагогического и психологического профиля.

Для осуществления дифференцированных подходов к реализации права на социа“ьную защиту и обслуживание пожилых граждан и инвалидов государственными и муниципальными стационарными службами в соответствии с утвержденными перечнями услуг в настоящую Концепцию вносится Программа “Развитие новых видов стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Вологодской области“ (Программа 3).

IV. Дополнительные меры по реализации Концепции

в части улучшения стационарного обслуживания и защиты

прав лиц, проживающих в стационарных учреждениях

Отдельные положения стационарного обслуживания пожилых людей, инвалидов и детей-инвалидов выходят за пределы ведения органов социальной защиты населения, что определяется комплексным характером самой проблемы, широким пониманием социальной защиты.

Для реализации Концепции предлагаются следующие мероприятия, требующие межведомственной координации:

----T------------------------------------------T--------T-----------------¬

¦ N ¦ Мероприятия ¦ Сроки ¦ Исполнители ¦

¦п/п¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------------------------------+--------+-----------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦

+---+------------------------------------------+--------+-----------------+

¦1. ¦Подготовить соглашение по координации ¦2001 год¦департамент труда¦

¦ ¦деятельности органов и учреждений ¦ ¦и социального ¦

¦ ¦здравоохранения и социальной защиты ¦ ¦развития, ¦

¦ ¦населения о порядке организации ¦ ¦управление ¦

¦ ¦медицинской помощи гражданам и инвалидам, ¦ ¦здравоохранения ¦

¦ ¦проживающим в стационарных учреждениях ¦ ¦ ¦

¦ ¦социального обслуживания ¦ ¦ ¦

+---+------------------------------------------+--------+-----------------+

¦2. ¦Определить механизм реализации Закона ¦2001 год¦департамент труда¦

¦ ¦Российской Федерации “О психиатрической ¦ ¦и социального ¦

¦ ¦помощи и гарантиях прав граждан при ее ¦ ¦развития, ¦

¦ ¦оказании“ в части приема в ¦ ¦управление ¦

¦ ¦психоневрологические учреждения граждан, ¦ ¦здравоохранения ¦

¦ ¦страдающих психическими расстройствами, и ¦ ¦ ¦

¦ ¦обеспечения гарантированного государством ¦ ¦ ¦

¦ ¦современного уровня и качества ¦ ¦ ¦

¦ ¦психиатрической помощи, оказываемой данным¦ ¦ ¦

¦ ¦лицам ¦ ¦ ¦

+---+------------------------------------------+--------+-----------------+

¦3. ¦Определить программу сотрудничества по ¦2000 год¦департамент труда¦

¦ ¦обеспечению комплексной системы медико- ¦ ¦и социального ¦

¦ ¦социальной реабилитации детей, подростков ¦ ¦развития, ¦

¦ ¦и молодых инвалидов с отклонениями в ¦ ¦департамент ¦

¦ ¦умственном и физическом развитии ¦ ¦образования ¦

L---+------------------------------------------+--------+------------------

V. Заключение

Концепция развития сети стационарных учреждений социального обслуживания в Вологодской области представляет собой систему взглядов на проблемы старения населения и роста инвалидов в обществе.

Усилия департамента труда и социального развития администрации области, муниципальных органов социальной защиты по смягчению последствий указанных проблем должны быть поддержаны администрацией области особенно в тех случаях, когда масштабы проблем превосходят реальные возможности по их разрешению.

Учитывая экономические трудности области, последовательность и жесткие временные рамки реализации предлагаемых мероприятий не устанавливаются.

В дальнейшем, по мере изменения общественных взглядов, развития законодательной базы, накопления на областном уровне опыта социальной защиты незащищенных слоев населения и улучшения экономических возможностей области по удовлетворению их потребностей, изложенная Концепция может уточняться.

Приложение

к Концепции

ПРОГРАММА N 1

РАЗВИТИЯ СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2000 - 2005 ГОДОВ

В Вологодской области функционирует 16 стационарных учреждений социального обслуживания областного подчинения, из них 9 психоневрологических интернатов, 3 дома-интерната для престарелых и инвалидов, один специальный дом-интернат и 3 детских дома-интерната для умственно отсталых детей.

В существующих учреждениях развернуто 4632 койки, в том числе:

в психоневрологических интернатах - 2745 коек;

в домах-интернатах общего профиля - 1420 коек;

в детских домах-интернатах - 467 коек;

в Прилукском специальном доме-интернате - 80 коек.

Одним из показателей материально-технической базы учреждений является санитарная норма площади спальных комнат, которая должна составлять не менее 7 квадратных метров на 1 проживающего в учреждениях психоневрологического профиля, в т.ч. в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, и не менее 8 квадратных метров в домах-интернатах для престарелых и инвалидов.

Для приведения площади спален в существующих учреждениях до указанной санитарной нормы требуется дополнительное введение коек в количестве 959, в том числе:

детских домов-интернатов для умственно отсталых детей - 189;

психоневрологического профиля - 407;

общего профиля - 363.

Фактическая площадь спален в учреждениях для взрослого населения - 5.5 кв. метра, для детей - 4 кв. метра на 1 человека.

В области функционируют три психоневрологических интерната, которые подлежат замене и ликвидации в связи с аварийностью зданий и неприспособленностью спальных корпусов. Это Пустынский психоневрологический интернат, размещенный в здании бывшего монастыря, имеет частичное благоустройство (центральное отопление от местной угольной котельной).

Устюженский и Никольский психоневрологические интернаты, размещенные в деревянных зданиях с большим процентом износа, имеют также частичное благоустройство (центральное отопление от местных угольных котельных).

Для замены названных приспособленных корпусов потребуется строительство новых с количеством мест - 581.

Кроме того, в области функционирует Прилукский специальный дом-интернат, который размещен в двух деревянных корпусах, также с большим процентом износа. Данное учреждение предназначено для постоянного проживания граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы, особо опасных рецидивистов и других лиц, ранее судимых и нарушающих общественный порядок, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.

Площадь спальных помещений на одного проживающего в Прилукском специальном доме-интернате составляет 4.5 кв. метра при норме не менее 8 кв. м. Требуется строительство нового дома-интерната на 100 коек для создания нормальных условий проживания данной категории инвалидов и престарелых, обеспечения требований санитарно-эпидемиологического режима и трудовой деятельности.

Таким образом, всего для приведения площади спальных помещений до санитарной нормы и замены учреждений, размещенных в приспособленных и деревянных зданиях, требуется введение в эксплуатацию 1620 новых коек.

По состоянию на 1 мая 1999 года в департаменте труда и социального развития существует очередность граждан для определения на государственное обеспечение в стационарные учреждения социального обслуживания в количестве 375 человек.

Состоит на учете для определения в дома-интернаты общего профиля - 247 человек, в психоневрологические интернаты - 120 чел., в детские учреждения для умственно отсталых детей - 8 человек.

При этом лица, желающие определиться в учреждения общего профиля, ожидают свою очередь в течение одного года и более. Разрешение проблемы ликвидации указанной очередности возможно лишь путем нового строительства.

Расчет дополнительной потребности сети

стационарных учреждений Вологодской области

на 2000 - 2005 гг. (см. таблицы 1 и 2)

Дополнительная потребность:

1. Учреждения общего профиля:

3732 - 2590 = 1142 койки

2. Учреждения психоневрологического профиля:

2188 - 1336 = 852 койки

3. Детские дома-интернаты для умственно отсталых детей - потребность коек в количестве 247 удовлетворяется строительством новых коек:

3.1. Учебный корпус Кадниковского детского дома-интерната для умственно отсталых детей позволяет увеличить сеть на 100 коек.

3.2. Строительство пристройки для Ивановского детского дома-интерната для умственно отсталых детей общей площадью не менее 400 квадратных метров. Необходимость данной пристройки объясняется потребностью в создании медицинских и других помещений.

Намеченные пути удовлетворения потребности сети стационарных учреждений (таблица 2) не обеспечивают ее полностью.

Дополнительная потребность составляет:

по учреждениям общего профиля - 1142 койки;

по учреждениям психоневрологического профиля - 852;

по детским домам-интернатам психоневрологического профиля - 247.

Расчет коечной сети по нормативам

обеспеченности населения Вологодской области

стационарными учреждениями социального обслуживания

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р норматив обеспеченности домами-интернатами для престарелых и инвалидов составляет 30 мест на 10 тыс. жителей, домами-интернатами для детей-инвалидов - 20 мест на 10 тыс. детей.

Численность населения области по состоянию на 1 января 1999 года составляет 1333 тыс. человек, в том числе детского населения в возрасте до 18 лет - 278 тыс. человек. Взрослого населения - 1055 тыс. человек.

1. Нормативная обеспеченность домами-интернатами общего профиля:

1055 тыс. человек x 30 мест

--------------------------- = 3165 мест

10000

Нормативная обеспеченность больше фактически развернутых коек на 1745 (3165 - 1420) и меньше реальной потребности на 567 коек (3732 - 3165).

2. Норматив обеспеченности домами-интернатами для детей-инвалидов:

278 тыс. чел. x 20 мест

----------------------- = 556 коек

10000

В области развернуто 467 плановых коек, т.е. меньше норматива на 89 (556 - 467) коек и больше реальной потребности в области на 62 койки (467 - 405).

3. Норматив обеспеченности психоневрологическими интернатами согласно Методическим рекомендациям МСО РСФСР от 1974 года предлагается в размере 1.4 места на 1000 населения.

Для Вологодской области обеспеченность стационарными учреждениями психоневрологического профиля составляет:

1055 тыс. чел. x 14 мест

------------------------ = 1477 коек

10000

Нормативная обеспеченность меньше фактически развернутых коек на 1268 (2745 - 1477) и меньше реальной потребности в области на 711 коек (2188 - 1477).

Нуждаемость в учреждениях психоневрологического профиля на протяжении 20 лет не снижается, нормативная обеспеченность не отражает реальную потребность. В области примерно 500 психически больных, не состоящих на учете в органах социальной защиты, но нуждающихся в помещении в психоневрологические интернаты.

Таким образом, существующие федеральные нормативы обеспеченности домами-интернатами не совпадают с реальной потребностью для Вологодской области.

Учитывая неснижающуюся закономерность в нуждаемости в стационарных учреждениях социального обслуживания престарелых и инвалидов, следует применять дифференцированный норматив в данной потребности по фактору роста или уменьшения ее в домах-интернатах различного профиля.

По состоянию на 1 июня 1999 года в Вологодской области потребность составляет:

- в домах-интернатах для престарелых и инвалидов - 3.5 места на 1000 населения (3732:1055000);

- в психоневрологических учреждениях - 2.6 места на 1000 населения (2745:1055000);

- в детских психоневрологических учреждениях - 2.0 места на 1000 детского населения (556:278000).

По федеральному нормативу обеспеченность детскими домами-интернатами для глубоко умственно отсталых детей составляет 556 коек, больше фактически существующих коек на 89.

Данный норматив является реальным и обеспечивает:

- соблюдение норматива наполняемости классов и групп в учреждении и благоприятное осуществление учебно-воспитательного процесса;

- реализацию программ реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями (социальной, физкультурно-оздоровительной, спортивной и др.);

- создание медицинских блоков с требуемым набором помещений (кабинеты врача, дежурной медсестры, процедурный, физиотерапевтический, лечебной гимнастики, массажа, водолечения, лаборатория, аптека, изолятор, приемно-карантинное отделение и др.);

- улучшение жилищно-бытовых условий и организации досуга.

Одним из главных путей удовлетворения потребности коечной сети является строительство новых учреждений.

В области имеются программы “Старшее поколение“ и “Дети-инвалиды“ для внесения их в соответствующие Федеральные программы до 2005 года по строительству стационарных учреждений.

В частности, планируется строительство:

1. Домов-интернатов общего профиля:

- пансионат для ветеранов войны и труда в п. Молочное г. Вологды - 150 мест;

- спальный корпус в Красавинском доме-интернате для престарелых и инвалидов, Великоустюгский район - 100 мест;

- Прилукский дом-интернат г. Вологды - 100 мест.

Итого новая коечная сеть по учреждениям общего профиля - 350 коек. Осуществление данного строительства не удовлетворяет реальную потребность области в учреждениях социального обслуживания общего профиля.

Остаток реальной необеспеченности учреждениями данного профиля (3732 - 2590) в количестве 1142 коек должен удовлетворяться путем дальнейшего строительства новых коек.

2. Психоневрологических интернатов:

- Зашекснинский психоневрологический интернат в г. Череповце - 200 мест;

- Устюженский психоневрологический интернат, Устюженский район - 100 мест;

- спальный корпус Мосейковского психоневрологического интерната - 100 мест.

Итого новая коечная сеть по психоневрологическим интернатам - 400 коек, что также не удовлетворяет реальную потребность области в учреждениях психоневрологического профиля.

Остаток реальной дополнительной потребности - в количестве 852 коек (2188 - 1336). С учетом больных, не состоящих на учете в органах социальной защиты, но нуждающихся в помещении в учреждениях психоневрологического профиля, условно принимается 500 человек, нуждаемость учреждений психоневрологического профиля составляет в пределах 1300 человек (852 + 500).

Необходимо проектирование сметной документации на дальнейшее строительство новых психоневрологических интернатов общей мощностью на 300 коек.

3. Детских домов-интернатов для умственно отсталых детей:

- учебный корпус Кадниковского детского дома-интерната, г. Кадников - 100 мест;

- спальный корпус Ивановского детского дома-интерната, Череповецкий район - 400 кв. м, что позволит увеличить план коек на 40.

Реальная дополнительная потребность в детских домах-интернатах для глубоко умственно отсталых детей при осуществлении строительства названных двух объектов не удовлетворяется, для чего потребуется дальнейшее строительство новых учреждений.

Удовлетворение потребности в коечной сети при осуществлении строительства вышеуказанных объектов составит до 2006 года по:

- домам-интернатам общего профиля - на 69%;

- психоневрологическим интернатам - на 61%;

- детским домам-интернатам психоневрологического профиля - на 39%.

Таким образом, решение проблемы нуждаемости в стационарных учреждениях переходит за пределы 2005 года с потребностью коек в количестве по:

- учреждениям общего профиля - 1142;

- учреждениям психоневрологического профиля - 852;

- детским психоневрологическим учреждениям - 247.

Таблица 1

Потребность в расширении стационарных учреждений социального

обслуживания Вологодской области на 2000 - 2005 годы

-----------------------------T--------------------------T----------------------------T------------------T-----¬

¦ Показатели ¦Дома-интернаты общего типа¦Психоневрологические ¦Детские учреждения¦ИТОГО¦

¦ ¦ ¦интернаты ¦для умственно ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦отсталых детей ¦ ¦

+----------------------------+--------------------------+----------------------------+------------------+-----+

¦Очередность граждан на 1 мая¦ 247 ¦ 120 ¦ 8 ¦ 375 ¦

¦1999 года для определения в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦дома-интернаты (состоит на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦учете в департаменте) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------------------+--------------------------+----------------------------+------------------+-----+

¦Число нуждающихся граждан в ¦ 3042 ¦ 1080 ¦ 208 ¦4330 ¦

¦определении в дома-интернаты¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦(взяты на учет за 1994 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦1998 годы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------------------+--------------------------+----------------------------+------------------+-----+

¦Количество коек для ¦ 363 ¦ 407 ¦ 189 ¦ 770 ¦

¦приведения площади спален до¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦санитарной нормы в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦существующих учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------------------+--------------------------+----------------------------+------------------+-----+

¦Количество новых коек, ¦ 80 <*> ¦ 581 <*> ¦ - ¦ 661 ¦

¦требуемых для замены ветхих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦и приспособленных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------------------+--------------------------+----------------------------+------------------+-----+

¦Всего: ¦ 3732 ¦ 2188 ¦ 405 ¦6136 ¦

¦ ¦<*> Прилукский спец. дом- ¦<*> Никольский - 125 коек ¦ ¦ ¦

¦ ¦интернат - 80 коек ¦Устюженский - 201 койка ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦Пустынский - 255 коек ¦ ¦ ¦

L----------------------------+--------------------------+----------------------------+------------------+------

Таблица 2

Пути удовлетворения потребности

стационарных учреждений социального

обслуживания Вологодской области на 2000 - 2005 годы

-----------------------------T--------------------------T----------------------------T------------------T-----¬

¦ Показатели ¦Дома-интернаты общего типа¦Психоневрологические ¦Детские учреждения¦ИТОГО¦

¦ ¦ ¦интернаты ¦для умственно ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦отсталых детей ¦ ¦

+----------------------------+--------------------------+----------------------------+------------------+-----+

¦Направление на ¦ 2040 ¦ 836 ¦ 40 ¦2916 ¦

¦высвобождаемые места в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦результате смертности за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦1994 - 1998 годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------------------+--------------------------+----------------------------+------------------+-----+

¦Направление на ¦ 200 ¦ 100 ¦ 18 ¦ 318 ¦

¦высвобождаемые места по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦собственному желанию за 1994¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦- 1998 годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------------------+--------------------------+----------------------------+------------------+-----+

¦ИТОГО: ¦ 2240 ¦ 936 ¦ 58 ¦3234 ¦

+----------------------------+--------------------------+----------------------------+------------------+-----+

¦За счет строительства новых ¦ 350 <*> ¦ 400 <*> ¦ 100 <*> ¦ 850 ¦

¦учреждений социального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обслуживания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------------------+--------------------------+----------------------------+------------------+-----+

¦Всего: ¦ 2590 ¦ 1336 ¦ 158 ¦4234 ¦

¦ ¦<*> Пансионат “Молочное“ -¦<*> Зашекснинский - 200 коек¦<*> Учебный корпус¦ ¦

¦ ¦150 коек ¦<*> Устюженский - 100 коек ¦Кадниковского ¦ ¦

¦ ¦<*> Сп. корпус Красавино -¦<*> Сп. корпус Мосейково - ¦детского дома- ¦ ¦

¦ ¦100 коек ¦100 коек ¦интерната - 100 ¦ ¦

¦ ¦<*> Прилукский - 100 коек ¦ ¦коек ¦ ¦

L----------------------------+--------------------------+----------------------------+------------------+------

Предложения по строительству стационарных учреждений

для подготовки федеральной программы “Старшее поколение“

по Вологодской области до 2005 года (в млн. руб.)

за счет федерального бюджета

----T-------------------------------------------T---------T-----------------¬

¦ N ¦ Наименование объектов, их местонахождение ¦Проектная¦Сметная стоимость¦

¦п/п¦ ¦мощность ¦(млн. руб.) в ¦

¦ ¦ ¦ ¦ценах 1991 г. ¦

+---+-------------------------------------------+---------+-----------------+

¦1. ¦Пансионат для ветеранов войны в п. Молочное¦ 150 м. ¦ 4.733 ¦

¦ ¦Документация имеется ¦ ¦ ¦

+---+-------------------------------------------+---------+-----------------+

¦2. ¦Зашекснинский интернат, г. Череповец ¦ 200 м. ¦ 6.500 ¦

¦ ¦Документация имеется ¦ ¦ ¦

+---+-------------------------------------------+---------+-----------------+

¦3. ¦Районный дом-интернат, п. Вожега ¦ 50 м. ¦ 0.575 ¦

¦ ¦Документация имеется ¦ ¦ ¦

+---+-------------------------------------------+---------+-----------------+

¦4. ¦Районный дом-интернат, с. Тарногский ¦ 40 м. ¦ 0.6 ¦

¦ ¦Городок ¦ ¦ ¦

¦ ¦Документация имеется ¦ ¦ ¦

+---+-------------------------------------------+---------+-----------------+

¦5. ¦Спальный корпус Красавинского дома- ¦ 100 м. ¦ 2.5 ¦

¦ ¦интерната, г. Красавино ¦ ¦ ¦

¦ ¦Документация имеется ¦ ¦ ¦

+---+-------------------------------------------+---------+-----------------+

¦6. ¦Прилукский дом-интернат, г. Вологда, ¦ 100 м. ¦ 3.0 ¦

¦ ¦п. Прилуки ¦ ¦ ¦

¦ ¦Документация имеется ¦ ¦ ¦

+---+-------------------------------------------+---------+-----------------+

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

¦ ¦Устюженский психоневрологический интернат, ¦ 100 м. ¦ 4.7 ¦

¦ ¦г. Устюжна ¦ ¦ ¦

¦ ¦Документация имеется ¦ ¦ ¦

+---+-------------------------------------------+---------+-----------------+

¦7. ¦Районный дом-интернат, г. Харовск ¦ 50 м. ¦ 0.6 ¦

+---+-------------------------------------------+---------+-----------------+

¦8. ¦Районный дом-интернат, п. Шексна ¦ 50 м. ¦ 0.6 ¦

+---+-------------------------------------------+---------+-----------------+

¦ ¦Всего ¦ ¦ 23.808 ¦

L---+-------------------------------------------+---------+------------------

Приложение 2

к Концепции

----T-------------------------T------------------------------------------------¬

¦ N ¦Наименование ¦ Мероприятия и сроки реализации ¦

¦п/п¦стационарного учреждения ¦ ¦

+---+-------------------------+------------------------------------------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦

+---+-------------------------+------------------------------------------------+

¦ 1.¦Вологодский ¦Строительство 2-этажной пристройки для актового ¦

¦ ¦психоневрологический ¦зала, введения собственной лаборатории, ¦

¦ ¦интернат N 1, г. Вологда ¦помещений для лечебно-оздоровительных и ¦

¦ ¦ ¦спортивных мероприятий - 2006 год ¦

+---+-------------------------+------------------------------------------------+

¦ 2.¦Вологодский ¦Строительство 2-этажной пристройки для ¦

¦ ¦психоневрологический ¦лечебно-трудовых мастерских, кабинета лечебной ¦

¦ ¦интернат N 2, г. Вологда ¦физкультуры (документация имеется) - 2005 год ¦

¦ ¦ ¦Проектирование и строительство банно-прачечного ¦

¦ ¦ ¦комплекса с оборудованием карантинного ¦

¦ ¦ ¦помещения, парикмахерской, дезинфекционного ¦

¦ ¦ ¦отделения, прачечной и бани - 2004 год ¦

+---+-------------------------+------------------------------------------------+

¦ 3.¦Вогнемский ¦1. Капитальный ремонт 2-этажного кирпичного ¦

¦ ¦психоневрологический ¦здания для переселения инвалидов из деревянных ¦

¦ ¦интернат, Кирилловский ¦корпусов - 2001 год ¦

¦ ¦район ¦2. Реконструкция бани-прачечной и пищеблока - ¦

¦ ¦ ¦2002 год ¦

¦ ¦ ¦Капитальный ремонт угольной котельной с заменой ¦

¦ ¦ ¦отопительных котлов - 2000 год ¦

+---+-------------------------+------------------------------------------------+

¦ 4.¦Красавинский дом-интернат¦Строительство корпуса по проекту квартирного ¦

¦ ¦для престарелых и ¦типа (документация имеется) - 2009 год ¦

¦ ¦инвалидов, В.-Устюгский ¦Реконструкция местной котельной с переводом ¦

¦ ¦район ¦угольного топлива на газ - 2003 год ¦

+---+-------------------------+------------------------------------------------+

¦ 5.¦Мосейковский ¦Строительство жилого 60-квартирного дома для ¦

¦ ¦психоневрологический ¦создания такого структурного подразделения ¦

¦ ¦интернат, Вологодский ¦интерната (в будущем - Центра), как группа ¦

¦ ¦район ¦постинтернатной реабилитации и адаптации молодых¦

¦ ¦ ¦инвалидов, и возможностей укомплектования ¦

¦ ¦ ¦квалифицированными специалистами - 2007 год ¦

+---+-------------------------+------------------------------------------------+

¦ 6.¦Октябрьский дом-интернат ¦Строительство комплекса новых помещений бани- ¦

¦ ¦для престарелых и ¦прачечной с дальнейшим использованием бывших ¦

¦ ¦инвалидов ¦помещений для складов нового, мягкого инвентаря ¦

¦ ¦ ¦и хозяйственных принадлежностей - 2004 год ¦

¦ ¦ ¦Устройство веранд для круглогодичного пребывания¦

¦ ¦ ¦пожилых граждан - 2001 год ¦

+---+-------------------------+------------------------------------------------+

¦ 7.¦Первомайский ¦Реконструкция 2-го этажа пристройки для ¦

¦ ¦психоневрологический ¦организации помещений на определенные ¦

¦ ¦интернат ¦функциональные зоны (холлов, комнат пребывания, ¦

¦ ¦ ¦уютных уголков и др.) - 2002 год ¦

¦ ¦ ¦Комплекс мероприятий по благоустройству ¦

¦ ¦ ¦территории - 2003 год ¦

+---+-------------------------+------------------------------------------------+

¦ 8.¦Череповецкий дом-интернат¦Строительство пристройки для лечебно- ¦

¦ ¦для престарелых и ¦производственных мастерских, строительство ¦

¦ ¦инвалидов N 1 ¦помещения для морга - 2002 год ¦

¦ ¦ ¦Комплекс мероприятий по благоустройству ¦

¦ ¦ ¦территории - 2002 год ¦

¦ ¦ ¦Реконструкция прачечной с установкой ¦

¦ ¦ ¦современного оборудования в комплексе - 2003 год¦

+---+-------------------------+------------------------------------------------+

¦ 9.¦Череповецкий ¦Комплекс мероприятий по благоустройству ¦

¦ ¦психоневрологический “территории учреждения - 2005 год ¦

¦ ¦интернат ¦ ¦

+---+-------------------------+------------------------------------------------+

¦10.¦Сокольский детский дом- ¦Строительство 36-квартирного жилого дома для ¦

¦ ¦интернат для умственно ¦создания группы постинтернатной реабилитации и ¦

¦ ¦отсталых детей ¦социальной адаптации инвалидов, воспитанников ¦

¦ ¦ ¦дома-интерната (в будущем - Центра) и ¦

¦ ¦ ¦возможностей укомплектования специалистами ¦

¦ ¦ ¦медицинского и педагогического персонала - 2005 ¦

¦ ¦ ¦год ¦

+---+-------------------------+------------------------------------------------+

¦11.¦Ивановский детский дом- ¦Строительство 2-этажной пристройки для ¦

¦ ¦интернат для умственно ¦реабилитационных мероприятий детей-инвалидов - ¦

¦ ¦отсталых детей ¦2006 год ¦

¦ ¦ ¦Строительство бани-прачечной - 2003 год ¦

¦ ¦ ¦Комплекс мероприятий по благоустройству ¦

¦ ¦ ¦территории - 2004 год ¦

L---+-------------------------+-------------------------------------------------

Приложение 3

к Концепции

ПРОГРАММА N 3

ПО РАЗВИТИЮ НОВЫХ ВИДОВ СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО

ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Внедрение данной Программы предполагается по мере стабилизации экономики, уровня жизни и благосостояния общества.

Кроме того, требуются нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность новых видов стационарных учреждений и условия оплаты труда этих учреждений.

Вместе с тем, реформирование стационарных учреждений решает проблемы в формах и методах социального обслуживания, реабилитации лиц, утративших самостоятельность.

При условии готовности социальной медицинской и технической базы учреждений предлагается следующая реорганизация стационарных учреждений:

1. Создание геронтологического Центра “Октябрьский“ на базе Октябрьского дома-интерната для престарелых и инвалидов, г. Вологда.

Ориентировочный срок создания - 2005 год.

2. Создание Дома Милосердия на базе Череповецкого дома-интерната для престарелых и инвалидов N 1, г. Череповец.

Предполагаемый срок создания - 2004 год.

3. Создание Реабилитационного Центра для лиц с умственной отсталостью на базе Мосейковского психоневрологического интерната, Вологодский район.

Возможный срок создания - 2003 год.

4. Организация Центра реабилитации детей, подростков и молодых инвалидов с отклонениями в умственном и физическом развитии на базе Сокольского детского дома-интерната для умственно отсталых детей, Сокольский район.

Ориентировочный срок внедрения - 2004 год.

5. Реформирование Череповецкого психоневрологического интерната в Геронтопсихиатрический Центр Милосердия, г. Череповец.

Предполагаемый срок внедрения - 2006 год.

Многообразие и сложность проблем в реализации данной Программы требуют адекватного механизма реализации, включающего:

- проведение работы по комплектованию реформируемых учреждений соответствующими категориями пожилых и инвалидов;

- подготовку программно-целевой основы (наличие Положения, кадровое обеспечение, медицинская база, среда обитания и др.);

- организацию и обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных специалистов, обеспечивающих социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов;

- формирование доброжелательного отношения к пожилым и инвалидам и новых организационных принципов в стиле работы.

Предлагаемое реформирование учреждений системы социальной защиты предполагает улучшение профилактической, лечебной и реабилитационной работы с детьми-инвалидами, лицами пожилого возраста и инвалидами. Поэтому в решении данных аспектов необходимо сотрудничество систем здравоохранения и социальной защиты.

6. Признавая ведущую роль центров социального обслуживания, предстоит сконцентрировать усилия на расширении их сети и развитии их внутренней инфраструктуры в целях обогащения состава предоставляемых социальных услуг.

В указанном контексте первоочередной задачей является стационарное обслуживание одиноких пожилых людей.

Дома-интернаты малой вместимости должны быть созданы в большинстве районов и городов области.

В перспективе по организации длительного ухода за пожилыми на муниципальном уровне просматривается многопрофильная система медико-социальной помощи.

Должны различаться следующие виды учреждений стационарного обслуживания:

1) Дом для оказания помощи среднего уровня - лицензированное учреждение сестринского ухода, где круглосуточный постельный режим осуществляется медицинской сестрой милосердия или лицом с определенным уровнем сестринской подготовки под наблюдением дипломированной медицинской сестры. В такие дома должны помещаться лица, утратившие полностью способность к самообслуживанию и нуждающиеся в медицинских, сестринских уходах, услугах по реабилитации.

2) Дом-интернат по оказанию длительной помощи (дом опеки) - учреждение, где проживающим предоставляется определенный набор медицинских, социальных и бытовых услуг, направленных на удовлетворение постоянных их потребностей. Осуществляется повседневное наблюдение за ними. В таких домах должны проживать лица, частично утратившие способность к самообслуживанию.

7. Должно получить дальнейшее развитие внутренней инфраструктуры существующих стационарных учреждений, то есть создание специализированных групп и отделений в каждом учреждении с учетом социальных потребностей.

Появляется потребность создания в крупных стационарных учреждениях отделений временного пребывания пожилых и инвалидов, не способных к самообслуживанию, что в свою очередь облегчает им переход на постоянное проживание в стационарных учреждениях.

В то же время подобные отделения имеют право на существование внутри учреждений при наличии площадей, обеспечивающих предоставление услуг на их базе.