Законы и постановления РФ

Устав Белозерского муниципального района Вологодской области (принят районным референдумом 22.01.1995)

Вступил в силу после официального опубликования и регистрации в управлении юстиции администрации Вологодской области (пункт 1 статьи 42 данного документа).

УСТАВ

БЕЛОЗЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

районным референдумом

22 января 1995 года

Устав Белозерского муниципального района (в дальнейшем - Устав) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Вологодской области, с учетом исторических и местных традиций определяет и закрепляет общие положения административно-территориального устройства района, систему и структуру местных органов власти и управления, функции и порядок их работы, экономические и финансовые основы местного самоуправления, порядок участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Глава 1. РАЙОН И ЕГО ТЕРРИТОРИЯ

Статья 1. Основание района и его статус

1. Белозерский район образован 1
августа 1927 года. В соответствии со ст. 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и Законом Вологодской области “О муниципальных образованиях Вологодской области“ Белозерский район является муниципальным образованием и входит в состав Вологодской области.

2. Административным центром района является город Белозерск.

Статья 2. Территория района

1. В состав территории района входят: Антушевское, Артюшинское, Бечевинское, Визьменское, Георгиевское, Глушковское, Гулинское, Городищенское, Енинское, Кукшевское, Куностьское, Панинское, Сотозерское, Шольское сельские самоуправления и город Белозерск.

2. Белозерский район граничит с Бабаевским, Вашкинским, Вытегорским, Кадуйским, Кирилловским и Череповецким районами Вологодской области.

3. Границы района могут быть изменены в соответствии с действующим законодательством и с учетом мнения населения района, выраженного на районном референдуме.

Глава 2. РАЙОННОЕ (МЕСТНОЕ) САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 3. Понятие местного самоуправления

1. Местное самоуправление на территории Белозерского района - форма осуществления жителями своего волеизъявления, обеспечивающая возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, исходя из интересов населения, исторических традиций и иных местных условий.

Вопросы местного значения решаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, нормативно-правовыми актами представительных и исполнительных органов области и района, настоящим Уставом.

2. Обладателем всех прав самоуправлений в районе является население района.

Население района имеет неотъемлемое и неоспоримое право создавать и реформировать органы местного самоуправления.

3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

4. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти не допускается.

Статья 4. Структура районного самоуправления

1. Районное самоуправление осуществляется населением через представительные и исполнительные органы местного самоуправления, органы
территориального общественного самоуправления населения, а также непосредственно путем проведения местных референдумов, выборов, сходов (собраний), конференций жителей и в других формах.

2. Районное самоуправление осуществляется в пределах соответствующих территориальных единиц района.

3. В структуру районного самоуправления входят:

а) выборные представительные органы: комитет районного самоуправления, совет самоуправления города, комитеты сельских самоуправлений;

б) выборные глава района, глава городского самоуправления, главы сельских самоуправлений;

в) исполнительные органы: администрация района, администрация города, администрации сельских самоуправлений;

г) органы территориального общественного самоуправления (старосты населенных пунктов, уличные, домовые комитеты);

д) местные собрания (сходы), конференции граждан, другие формы непосредственного волеизъявления.

Статья 5. Право граждан на участие в местном самоуправлении

1. Высшим непосредственным выражением права населения на самоуправление являются референдум и свободные выборы.

2. Референдум и выборы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

3. Граждане участвуют в решении вопросов местного значения как непосредственно, так и через своих депутатов.

4. Каждый житель района имеет право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.

5. Граждане имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому обратившемуся возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления.

Статья 6. Основные задачи деятельности районного самоуправления

Основными задачами деятельности районного самоуправления являются:

1. Обеспечение в районе прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.

2. Создание для жителей района благоприятных условий проживания, охраны их здоровья, обеспечение широкого доступа к образованию и культуре, социальная защита и личная безопасность жителей.

Статья
7. Компетенция районного самоуправления

Компетенцию районного самоуправления образуют:

- все полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и Вологодской области, и иные предусмотренные действующим законодательством;

- отдельные государственные полномочия, переданные району законами Российской Федерации и Вологодской области.

Статья 8. Предметы ведения районного самоуправления

I. В ведении районного самоуправления находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

II. К вопросам районного значения относятся:

1. Принятие и изменение Устава Белозерского муниципального района.

2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

3. Местные финансы, формирование, утверждение и исполнение районного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения.

4. Комплексное социально-экономическое развитие района.

5. Содержание и использование муниципального жилого фонда и нежилых помещений.

6. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования.

7. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения.

8. Охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальной милиции, осуществление контроля за их деятельностью.

9. Регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований.

10. Создание условий для жилищного и социально-культурного строительства.

11. Контроль за использованием земель на территории района.

12. Регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных строительных материалов.

13. Организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации.

14. Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом.

15. Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.

16. Благоустройство и озеленение территорий населенных пунктов района.

17. Организация утилизации и переработки бытовых отходов.

18. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

19. Организация и содержание муниципального архива.

20. Организация транспортного обслуживания населения района, обеспечение населения района услугами связи.

21. Создание условий для обеспечения населения района услугами торговли, общественного питания и бытового
обслуживания, защиты прав потребителей.

22. Создание условий для деятельности учреждений культуры в районе.

23. Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.

24. Создание условий для деятельности районной газеты “Новый путь“, местного радио, телестудии “9 канал“.

25. Создание условий для организации зрелищных мероприятий.

26. Создание условий для развития физической культуры и спорта в районе.

27. Участие в охране окружающей среды на территории района.

28. Обеспечение социальной поддержки и содействия занятости населения.

29. Обеспечение противопожарной безопасности в районе, организация муниципальной пожарной службы.

30. Иные вопросы, отнесенные к вопросам районного значения законами Вологодской области, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Статья 9. Выполнение органами районного самоуправления отдельных государственных полномочий

1. Органы районного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и Вологодской области могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

2. В случае необеспеченности государственных полномочий материальными и финансовыми средствами органы местного самоуправления вправе отказаться от осуществления этих полномочий.

Статья 10. Передача органами районного самоуправления отдельных полномочий органам государственной власти

1. Органы районного самоуправления в случае невозможности выполнения ими отдельных полномочий по решению вопросов районного значения вправе передавать эти полномочия органам государственной власти Вологодской области вместе с необходимыми материальными и финансовыми средствами.

2. В случае, когда отсутствие материальных и финансовых средств является единственной причиной невыполнения отдельных полномочий по решению вопросов районного значения, указанные полномочия могут передаваться органам государственной власти Вологодской области без соответствующего обеспечения.

3. Передаваемые органам государственной власти полномочия принимаются ими только при наличии соответствующего решения органов районного самоуправления.

Статья 11. Символика района

1. Белозерский район вправе
иметь собственную символику, отражающую его исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные особенности. Символика района утверждается комитетом районного самоуправления.

Глава 3. ОРГАНЫ РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 12. Система органов районного самоуправления

1. Органы районного самоуправления составляют единую систему районного самоуправления, являются юридическим лицом: имеют обособленное имущество, собственные источники финансирования из местного бюджета, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, в арбитражном суде, имеют печати, штампы, бланки с собственной символикой, расчетные, валютные и иные счета в банковских учреждениях.

2. Глава района руководит исполнительным органом районного самоуправления - администрацией района и председательствует на заседаниях комитета районного самоуправления.

Статья 13. Представительный орган районного самоуправления

1. Комитет районного самоуправления представляет население района и осуществляет от его имени полномочия, установленные федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом.

2. Комитету районного самоуправления принадлежит право выступать от лица всего населения района в отношениях с другими органами местного самоуправления, государственной власти, иными государственными, общественными организациями, включая зарубежные.

3. Комитет районного самоуправления является постоянно действующим органом районного самоуправления.

4. Комитет районного самоуправления состоит из 10 депутатов, избранных населением района на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года в соответствии с федеральными и областными законами, и главы района.

5. Депутаты, глава района подотчетны в своей деятельности населению района непосредственно.

Статья 14. Организация работы комитета районного самоуправления

1. Заседания комитета районного самоуправления проводятся не реже одного раза в два месяца.

По требованию одной трети депутатов либо по решению главы района может проводиться внеочередное заседание комитета.

2. Заседание комитета правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3
членов комитета.

3. На заседаниях комитета председательствует глава района. В его отсутствие председательствует секретарь комитета районного самоуправления, избранный из числа депутатов.

4. Члены комитета на своих заседаниях принимают решения в коллегиальном порядке. Решения принимаются большинством голосов, а по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции комитета, 2/3 голосов от общего числа членов комитета, включая главу района.

5. На заседаниях члены комитета имеют следующие полномочия: право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседании; могут предлагать вопросы для рассмотрения; вносить предложения и замечания по повестке дня; участвовать в прениях; задавать вопросы докладчикам; вносить поправки к нормативным актам.

Статья 15. Депутат комитета районного самоуправления

1. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания депутатом и заканчиваются в день открытия первого заседания комитета районного самоуправления нового созыва.

2. Статус депутата (выборного представителя) органа местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом депутатов и выборных лиц, устанавливаются федеральным и областным законодательством.

3. Депутат комитета районного самоуправления на территории района не может быть задержан (за исключением случаев задержания на месте преступления); подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора Вологодской области в соответствии с федеральным и областным законодательством.

4. Депутату гарантируется:

- освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей на время участия в заседаниях комитета;

- обязательное рассмотрение внесенного им предложения;

- внеочередной прием руководителями и другими должностными лицами органов местного самоуправления;

- получение необходимой информации;

- неприкосновенность, защита чести и достоинства;

- защита трудовых прав;

- социальные гарантии по окончании депутатской деятельности;

- возмещение расходов в связи с выполнением депутатских полномочий.

5. Депутат комитета районного самоуправления имеет установленный законом Вологодской области срок полномочий, который не может быть уменьшен
иначе как в связи:

- с досрочным прекращением полномочий по основаниям, установленным законодательством (отзыв депутата, сложение полномочий, вступление в силу обвинительного приговора суда о совершении уголовного преступления, в случае смерти, утраты гражданства Российской Федерации, роспуск комитета районного самоуправления);

- с избранием в другие представительные органы.

6. Депутат комитета районного самоуправления представляет интересы своих избирателей и всего населения района, строит свою деятельность в соответствии с предвыборной программой, руководствуется законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, Вологодской области, решениями комитета районного самоуправления, отчитывается о своей деятельности перед избирателями не реже одного раза в год.

7. Депутат комитета районного самоуправления ведет работу в комитете, как правило, на непостоянной основе. Количество депутатов комитета районного самоуправления, работающих на постоянной основе, размер оплаты труда, порядок перехода на постоянную работу в комитет районного самоуправления или администрацию района и освобождение от нее устанавливаются решением комитета районного самоуправления на основании законодательства Российской Федерации и Вологодской области.

8. Затраты, связанные с деятельностью депутатов комитета районного самоуправления, производятся из средств районного бюджета.

9. Депутат комитета районного самоуправления, работающий в комитете на непостоянной основе, может по решению комитета из средств районного бюджета получать доплату за время участия в заседаниях комитета, постоянных комиссиях, рабочих группах, членом которых он является.

10. Из числа депутатов комитета районного самоуправления образуются постоянные комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Отдельные вопросы могут быть закреплены за депутатами в качестве постоянных поручений, при этом в комитете районного самоуправления могут создаваться рабочие группы во главе с депутатом с включением в их состав специалистов, экспертов, не являющихся депутатами.

Статья 16. Полномочия комитета районного самоуправления

1. Комитет районного самоуправления осуществляет представительные и
распорядительные функции в пределах прав, предоставленных ему федеральным и областным законодательством и настоящим Уставом.

2. К исключительной компетенции комитета районного самоуправления относится:

- принятие общеобязательных правил по предметам ведения районного самоуправления и административно-территориального устройства района в соответствии с действующим законодательством;

- утверждение районного бюджета и отчета о его исполнении;

- установление и отмена местных налогов и сборов, предоставление гражданам и юридическим лицам дополнительных льгот, в том числе и налоговых;

- утверждение программ развития района и отчетов об их исполнении;

- установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

- согласование по представлению главы района кандидатур на должности заместителей главы, начальников управлений и заведующих отделами администрации района, руководителей муниципальных предприятий.

3. Комитет районного самоуправления решает следующие вопросы:

- внесение изменений и дополнений в настоящий Устав;

- назначение даты выборов в органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

- утверждает структуру администрации района и смету расходов на ее содержание, отчеты о ее деятельности;

- утверждает образуемые внебюджетные фонды района и отчеты об их исполнении;

- утверждает целевые фонды для кредитования программ и мероприятий по развитию территорий района, в том числе фонды социальной защиты и дотационные фонды и отчеты об их исполнении;

- обеспечивает защиту прав главы района и депутатов комитета районного самоуправления, лишение права неприкосновенности главы и депутатов;

- утверждает цены и тарифы на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями;

- создание муниципальных предприятий, учреждений и организаций для осуществления хозяйственной деятельности, решение вопросов об их реорганизации и ликвидации;

- утверждает перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность городского и сельских самоуправлений, распоряжение которыми администрации города и села вправе осуществлять только с согласия комитета районного самоуправления;

- утверждает порядок и
условия приватизации муниципальной собственности;

- утверждает перечень земельных участков, горных отводов и других природных объектов муниципальной собственности, не подлежащих приватизации, а также аналогичный перечень природных объектов, передача которых во владение, пользование или аренду может осуществляться администрацией района только с согласия комитета районного самоуправления;

- принимает решения об объявлении природных объектов местного значения, представляющих собой экологическую или научную ценность, памятниками природы, истории и культуры, утверждение правил их использования и охраны;

- запрещает в установленном порядке на основании заключения органов госэпиднадзора и чрезвычайных ситуаций строительство, эксплуатацию объектов и проведение иных мероприятий, влияющих на состояние здоровья граждан, демографическую ситуацию, вызывающих нарушение экологических, санитарных, строительных норм и другие негативные последствия;

- принимает нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы местного значения (правила торговли, благоустройства, застройки и др.);

- принимает решения о передаче отдельных полномочий местного самоуправления органам государственной власти области, администрации района, органам самоуправления города, села, а также о принятии на себя отдельных государственных полномочий;

- осуществляет связь с представительными органами области и соседних районов;

- рассматривает иные вопросы, отнесенные законодательством к ведению представительных органов местного самоуправления.

Комитет районного самоуправления вправе делегировать главе района полномочия по решению любого из вопросов, перечисленных в пункте 3 настоящей статьи.

Статья 17. Глава района

1. Глава района - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории Белозерского муниципального района.

2. Глава района избирается населением района из числа граждан Российской Федерации, достигших 21 года, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.

Глава района приступает к исполнению своих полномочий со дня, следующего после официального опубликования в печати результатов голосования, согласно утвержденному комитетом районного самоуправления Положению о порядке вступления в должность главы района.

3. Глава района входит в состав комитета районного самоуправления и председательствует на его заседаниях.

4. Глава района представляет население и органы местного самоуправления района в отношениях с органами государственной власти области, органами местного самоуправления других территорий, предприятиями и другими хозяйственными субъектами, учреждениями, организациями и гражданами.

5. Глава района подотчетен населению непосредственно и комитету районного самоуправления.

6. Глава района не может занимать иные должности, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Статья 18. Компетенция главы районного самоуправления

1. Глава района:

- созывает заседание комитета районного самоуправления, доводит до сведения членов комитета и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня, осуществляет руководство подготовкой заседаний комитета, ведет заседания комитета, ведает внутренним распорядком в соответствии с регламентом работы комитета;

- подписывает и обнародует решения комитета и другие документы районного самоуправления;

- на основе единоначалия руководит работой аппарата администрации районного самоуправления, представляет на утверждение комитета структуру администрации, принимает на работу и увольняет служащих администрации, применяет поощрения и дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством о труде и муниципальной службе, организует аттестацию муниципальных служащих;

- по согласованию с комитетом районного самоуправления принимает на работу по трудовому договору (контракту) и увольняет с работы руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций;

- оказывает содействие членам комитета районного самоуправления в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией;

- принимает меры по обеспечению гласности в работе комитета;

- открывает и закрывает расчетные и текущие счета районного самоуправления в банках и является распорядителем по этим счетам;

- предъявляет в случаях, предусмотренных законодательством, в суд или в арбитражный суд требования о признании недействительными актов органами государственной власти, предприятий, учреждений, организаций. От имени комитета районного самоуправления подписывает исковые заявления в суд или арбитражный суд и с его согласия может отозвать исковые заявления;

- разрабатывает схему управления экономикой района, социальной сферой, обеспечивает жизнедеятельность населения, охрану общественного порядка, защиту законных прав граждан;

- осуществляет в пределах своей компетенции общее руководство органами и структурными подразделениями администрации района и учреждениями, состоящими на районном бюджете, а также полномочия по управлению предприятиями, находящимися в муниципальной собственности, вправе отменять приказы и распоряжения руководителей органов и структурных подразделений администрации района;

- организует работу с кадрами администрации района, проводит их аттестацию, принимает меры по повышению квалификации работников;

- издает постановления и распоряжения в пределах своей компетенции, которые вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено самим актом;

- организует и контролирует в пределах своей компетенции выполнение решений комитета и собственных постановлений всеми общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, находящимися на территории района;

- заключает договоры и соглашения с государственными органами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, в том числе зарубежными;

- заключает договоры о выделении дотаций и субсидий городскому и сельским самоуправлениям, а также ссуд из средств районного бюджета;

- представляет комитету районного самоуправления для рассмотрения проект районного бюджета и ежеквартальный отчет о его исполнении;

- организует прием граждан, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан;

- взаимодействует с руководителями органов местного самоуправления;

- рассматривает и учитывает в своей деятельности предложения органов местного самоуправления, сообщает им результаты рассмотрения предложений;

- решает иные вопросы, отнесенные законодательством и настоящим Уставом к ведению района, кроме отнесенных к исключительной компетенции комитета районного самоуправления.

2. Глава района прекращает исполнение полномочий в случаях:

- по истечении срока избрания, с момента вступления в должность вновь выбранного главы;

- по личному заявлению;

- в случае отставки;

- в случае смерти;

- в случае отзыва и выражения ему недоверия согласно закону Вологодской области;

- при вступлении в законную силу обвинительного приговора суда о совершении уголовно наказуемого деяния в период исполнения полномочий, по иному решению суда, вступившему в законную силу, - согласно действующему законодательству;

- в случае выезда на постоянное место жительства за пределы района;

- в случае утраты гражданства Российской Федерации.

3. В случае досрочного прекращения главой района своих полномочий его обязанности по руководству администрацией района до выборов нового главы осуществляет первый заместитель главы района, а руководство комитетом районного самоуправления - секретарь комитета районного самоуправления.

Статья 19. Народная правотворческая инициатива

1. Право внесения проектов нормативных актов, принимаемых комитетом районного самоуправления по вопросам районного значения, принадлежит главе района, депутатам комитета районного самоуправления, главам городского и сельских самоуправлений, а также группам граждан численностью не менее двадцати человек, имеющим избирательное право. Порядок реализации права нормотворческой инициативы определяется в регламенте комитета районного самоуправления.

2. Решения комитета о введении или отмене налогов, освобождении от уплаты, об изменении финансовых обязательств района, другие решения, предусматривающие расходы, покрываемые за счет районного бюджета, могут быть вынесены только при наличии заключения финансового отдела и главы района.

3. Комитет районного самоуправления в соответствии с законом Вологодской области обладает правом законодательной инициативы.

Правом разработки и внесения законопроектов в Законодательное Собрание Вологодской области обладает комитет районного самоуправления.

Статья 20. Исполнительный орган районного самоуправления

1. Исполнительным органом районного самоуправления является администрация района.

2. Администрация района формируется главой районного самоуправления для организации исполнения решений комитета, постановлений и распоряжений главы районного самоуправления, организационного, информационного и материально-технического обеспечения деятельности, а также самостоятельного осуществления отдельных функций самоуправления и государственного управления.

3. Управления и отделы администрации района самостоятельно решают вопросы, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями при соблюдении установленных законодательством гарантий самостоятельности этих предприятий, организаций и учреждений.

4. Функции и полномочия управлений и отделов администрации, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями об этих органах, утвержденными главой района.

5. Управления и отделы администрации на территории района обеспечивают:

а) жизнедеятельность населения и защиту законных прав граждан;

б) функционирование любых хозяйствующих субъектов;

в) создание условий для привлечения на территорию дополнительных финансовых и материальных ресурсов;

г) гармоничное развитие инфраструктуры района в общих рамках народнохозяйственного комплекса;

д) реализация федеральных, областных и районных целевых программ самостоятельно или совместно с другими органами.

6. Денежное содержание должностным лицам администрации устанавливается главой района по согласованию с аттестационной комиссией в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области.

Статья 21. Муниципальная служба

1. Муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

2. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой определяются федеральным и областным законодательством и нормативно-правовыми актами района.

Статья 22. Органы территориального общественного самоуправления

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту жительства (поселок, деревня, квартал, улица, дом) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления.

2. Территориальное общественное самоуправление населения осуществляется через собрания (сходы) и конференции жителей, органы территориального общественного самоуправления населения (комитеты, старосты населенных пунктов, а также органы общественного самоуправления населения по месту жительства (квартальные, уличные и домовые комитеты).

3. Территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления населения, порядок организации и деятельности этих органов, их компетенция определяются Уставами и решениями комитетов городского и сельских самоуправлений в соответствии с законодательством Вологодской области.

Статья 23. Акты комитета районного самоуправления и главы района

1. По вопросам своей компетенции комитет районного самоуправления принимает решения, подписываемые главой района.

2. Глава района по вопрос“м своей компетенции принимает постановления и распоряжения.

3. Акты комитета районного самоуправления и главы района, носящие нормативный характер и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному опубликованию, неопубликованные акты применению не подлежат.

4. Порядок опубликования и вступления в силу актов комитета районного самоуправления и главы района определяется в регламенте комитета.

5. Акты комитета районного самоуправления и главы района, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории района предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также органами городского и сельских самоуправлений и гражданами.

6. Решения комитета районного самоуправления, постановления и распоряжения главы района могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

7. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений, постановлений и распоряжений комитета и должностных лиц районного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законом.

Статья 24. Судебная защита местного самоуправления

Граждане, проживающие на территории Белозерского района, органы городского и сельских самоуправлений, их должностные лица вправе предъявлять в суд или в арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Глава 4. ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН

И ДРУГИЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 25. Местный референдум

1. Местный референдум - голосование граждан - жителей района по наиболее важным вопросам местного значения.

Решения, принятые референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения в пределах района.

2. В референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, проживающие в районе и обладающие избирательным правом.

3. Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично.

Голосование за других лиц запрещается. Участие в референдуме является свободным.

Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

4. Референдум назначается комитетом районного самоуправления по собственной инициативе или по требованию не менее 10 процентов избирателей.

5. Порядок назначения и проведения референдума осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области.

Статья 26. Муниципальные выборы

1. Выборы главы района, депутатов комитета районного самоуправления осуществляются из числа граждан, проживающих на территории района, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.

2. Выборы в органы местного самоуправления проводятся в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий главы района и депутатов.

Порядок проведения муниципальных выборов определяется законодательством Российской Федерации и Вологодской области.

Статья 27. Собрание (сход) граждан

1. В городском и сельских самоуправлениях, отдельных населенных пунктах (группе населенных пунктов, микрорайоне, квартале, улице) для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан.

2. На рассмотрение собраний (сходов) граждан выносятся наиболее важные вопросы, отнесенные настоящим Уставом к вопросам местного значения.

3. В работе собраний (сходов) принимают участие граждане, проживающие на территории соответствующего самоуправления или населенного пункта и обладающие избирательным правом.

4. Собрания (сходы) граждан могут созываться представительным органом самоуправления, главой самоуправления или по инициативе не менее 3 процентов жителей, обладающих избирательным правом.

5. Порядок и условия проведения собрания (схода), участия в нем граждан устанавливаются областным законодательством.

Статья 28. Старосты

1. Староста - выборный представитель отдельного населенного пункта (группы населенных пунктов). Старостой может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на соответствующей территории и обладающий избирательным правом.

2. Решение об избрании старосты принимается на собрании (сходе жителей соответствующей территории) открытым или тайным голосованием. Решение об избрании старосты считается принятым, если за него проголосовали не менее двух третей граждан, принявших участие в голосовании.

3. Порядок выборов старост, их права и обязанности определяются Положением о старосте, утвержденным комитетом районного самоуправления.

Статья 29. Самоуправление в городе Белозерске

1. Самоуправление в г. Белозерске осуществляется представительным органом - советом самоуправления города, исполнительным органом - администрацией города и выборным главой самоуправления города.

2. Глава самоуправления города и представительный орган городского самоуправления избирается городским населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, тайным голосованием из числа жителей города, достигших 18 лет, сроком на 4 года.

3. Компетенция главы самоуправления города и совета самоуправления города, количественный состав депутатов городского самоуправления определяется Уставом города, разработанным советом самоуправления города и утвержденным комитетом районного самоуправления.

Статья 30. Сельское самоуправление

1. Сельское самоуправление осуществляется представительным органом - комитетом сельского самоуправления, исполнительным органом - администрацией сельского самоуправления и главой сельского самоуправления.

2. В состав комитета сельского самоуправления входят депутаты, избираемые из числа жителей сельского самоуправления, имеющих избирательное право, сроком на 4 года путем всеобщих, прямых и равных выборов при тайном голосовании в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области, и глава сельского самоуправления.

Сельское самоуправление возглавляет глава сельского самоуправления, избираемый депутатами комитета сельского самоуправления из их числа.

3. Комитет сельского самоуправления принимает решения по вопросам, отнесенным Уставом (положением) о сельском самоуправлении к компетенции комитета сельского самоуправления.

4. Исполнительный орган сельского самоуправления формируется главой сельского самоуправления.

5. Компетенция главы сельского самоуправления, представительного и исполнительного органа сельского самоуправления определяются Уставом (положением) о сельском самоуправлении, принятым комитетом сельского самоуправления и утвержденным комитетом районного самоуправления.

Статья 31. Муниципальные средства массовой информации

Районная газета “Новый путь“, студия местного телевидения “9 канал“ являются муниципальными самостоятельными хозяйствующими субъектами с правом юридического лица, имеют обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках, печать со своим наименованием, угловой штамп, фирменные бланки.

Учреждения строят свою работу на основе законодательства Российской Федерации и Вологодской области, собственных уставов и призваны удовлетворять запросы населения района в информации, отражая все существующие мнения.

Учредителем средств массовой информации является население района, которое делегирует свое право комитету районного самоуправления.

Средства массовой информации финансируются из районного бюджета, а также за счет рекламной и иной деятельности самих муниципальных учреждений.

Глава 5. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОННОГО СООБЩЕСТВА

Статья 32. Экономическая основа районного самоуправления

Экономическую основу районного самоуправления составляют муниципальная собственность, районный бюджет, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление комитета районного самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения района.

Статья 33. Муниципальная собственность

1. Органы районного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью.

2. В состав муниципальной собственности входят муниципальные земли, средства районного бюджета, муниципальные банки, муниципальные предприятия, учреждения и организации, муниципальный жилищный фонд, имущество района, внесенное в виде долей (паев, акций) в уставные капиталы предприятий, доходы, получаемые от использования муниципальной собственности, продукция предприятий, полученная в порядке покрытия части местных налогов, другое движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности района.

3. Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность Вологодской области или Российской Федерации осуществляется органами районного самоуправления в соответствии с законом.

4. Органы и должностные лица районного самоуправления управляют муниципальной собственностью в порядке, установленном настоящим Уставом и другими нормативно-правовыми актами района.

5. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются самостоятельно органами самоуправления района в соответствии с действующим законодательством.

6. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом наряду с частной, государственной и иными формами собственности.

Статья 34. Финансовая основа районного самоуправления

1. Финансовую основу местного самоуправления в районе составляют бюджет района. В доход районного бюджета зачисляются штрафы, местные налоги, сборы, пошлины и иные платежи, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы, отчисления от федеральных и областных налогов в соответствии с действующим законодательством, финансовые средства, передаваемые органами государственной власти районному самоуправлению для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, а также другие средства.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местные бюджеты.

Местные бюджеты формируются за счет источников средств, закрепленных действующим законодательством, а также иных источников средств, образуемых в результате деятельности органов местного самоуправления.

Средства от указанных источников зачисляются непосредственно в местные бюджеты.

3. В случае недостаточности средств, поступающих от закрепленных источников для обеспечения минимальных государственных и областных социальных стандартов, комитет районного самоуправления обращается в органы государственной власти области о передаче в районный бюджет в соответствии с действующим законодательством отчислений от регулируемых источников доходов, а также району могут предоставляться дотации и субсидии.

Расходование этих средств контролируется органами государственной власти области.

4. Сумма превышения доходов над расходами по районному бюджету по результатам отчетного года изъятию органами государственной власти области не подлежит и не может служить основанием для снижения нормативов отчисления от регулируемых доходов на следующий финансовый год.

5. Органы государственной власти области не вмешиваются в формирование и исполнение местных бюджетов за исключением случаев, указанных в п. 3 настоящей статьи.

Статья 35. Социально-экономическое развитие района

Комплексное социально-экономическое развитие района и реализация целевых областных и местных программ может осуществляться за счет выделенных на эти цели бюджетных, заемных и иных средств.

Порядок контроля и условия расходования средств определяются программой или договором.

Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЙОНЕ. ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ

РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 36. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством

1. Органы и должностные лица самоуправления несут ответственность перед государством в случае нарушения ими Конституции и законов Российской Федерации, Устава и законов области и Устава района.

Реализация ответственности осуществляется в формах, определяемых законодательством Российской Федерации и области.

2. Органы государственной власти осуществляют:

контроль за реализацией органами и должностными лицами самоуправления в районе возложенных на них законами Российской Федерации и области отдельных государственных полномочий.

Статья 37. Ответственность органов и должностных лиц самоуправления перед населением

1. Органы и должностные лица самоуправления в районе несут ответственность перед населением в случае нарушения Устава о местном самоуправлении, утраты ими доверия со стороны населения.

Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц в результате утраты доверия населения определяются соответствующими нормативно-правовыми актами.

2. В случае принятия органом или должностным лицом самоуправления в районе неправомерного решения оно может быть отменено органом или должностным лицом, его принявшим, либо в судебном порядке.

Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездействия органов и должностных лиц самоуправления в районе, возмещается ими добровольно или на основании судебного решения.

Статья 38. Гарантии самостоятельности районного самоуправления

1. Органы законодательной и исполнительной государственной власти области, а также территориальные органы федеральной исполнительной власти не вправе вмешиваться в осуществление деятельности органов районного самоуправления и должностных лиц, в том числе принимать правовые акты, выходящие за пределы их компетенции, установленной действующим законодательством.

2. Споры о том, является то или иное действие, тот или иной правовой акт вмешательством в дела районного самоуправления, разрешаются в судебном порядке.

3. Права районного самоуправления не могут быть изъяты или ограничены в одностороннем порядке органами государственной власти.

Статья 39. Защита интересов районного самоуправления

1. Органы и должностные лица районного самоуправления вправе предъявлять в суд, арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организации, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы, а также права органов и должностных лиц районного самоуправления, а также предъявлять иски в защиту законных интересов местных сообществ.

2. Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, граждане несут ответственность перед районным сообществом, в том числе имущественную, возмещают ущерб, причиненный их действиями или бездействием районному самоуправлению, в порядке, установленном законодательством.

Статья 40. Рассмотрение предложений органов и должностных лиц районного самоуправления

Официальные предложения органов и должностных лиц районного самоуправления (включая предложения по передаче полномочий органами районного самоуправления органам государственной власти) подлежат обязательному рассмотрению теми государственными органами, органами и учреждениями, в которые эти предложения направлены. О результатах рассмотрения соответствующему органу и должностному лицу районного самоуправления должен быть дан мотивированный ответ.

Статья 41. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления

Прокуратура района осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов Вологодской области и Уставов муниципальных образований органами и должностными лицами районного самоуправления.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 42. О вступлении в силу Устава и порядке внесения изменений и дополнений в Устав

1. Настоящий Устав вступает в силу после его официального опубликования и регистрации в управлении юстиции Администрации Вологодской области в порядке, предусмотренном законодательством области.

2. Предложения о поправках и пересмотре положений Устава района могут вносить в комитет районного самоуправления глава района, группа депутатов комитета районного самоуправления численностью не менее одной трети от числа депутатов, а также группа граждан численностью не менее двух процентов от числа лиц, имеющих избирательное право, и органы местного самоуправления района.

3. В пределах своей компетенции комитет районного самоуправления вправе вносить поправки в Устав района двумя третями голосов от установленного состава комитета.

4. При изменениях федерального и областного законодательства Устав района должен приводиться комитетом районного самоуправления в соответствие с ним.

5. Положения статей 1 - 5, 13, 15 - 18 настоящего Устава не могут быть пересмотрены комитетом районного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи.