Законы и постановления РФ

Решение Земского собрания Вадского района от 30.09.2009 N 52 “Об утверждении Положения об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов Вадского муниципального района и проектов нормативных правовых актов Вадского муниципального района“

ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ ВАДСКОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ

от 30 сентября 2009 г. N 52

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ВАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ВАДСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов“, Законом Нижегородской области от 07.03.2008 N 20-З “О противодействии коррупции в Нижегородской области“ (в редакции Закона области от 09.09.2009 N 170-З), в целях создания эффективной системы противодействия коррупции в Вадском районе Земское собрание района решило:

1. Утвердить прилагаемое Положение об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов Вадского муниципального района и проектов нормативных правовых актов Вадского
муниципального района.

2. Контроль над исполнением настоящего решения возложить на администрацию Вадского муниципального района.

Глава местного самоуправления района

И.А.УРАЕВ

Утверждено

решением

Земского собрания

Вадского района

от 30.09.2009 N 52

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ

АКТОВ ВАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ

ПРАВОВЫХ АКТОВ ВАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

(далее - Положение)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов“, Законом Нижегородской области от 07.03.2008 N 20-З “О противодействии коррупции в Нижегородской области“ и определяет цель, задачи и порядок проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Вадского муниципального района и проектов нормативных правовых актов Вадского муниципального района.

1.2. Антикоррупционная экспертиза правовых актов представляет собой экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) района, проводимую в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

1.3. Целью антикоррупционной экспертизы является формирование эффективной системы противодействия коррупции в Вадском муниципальном районе (далее - район) путем выявления в нормативных правовых актах района и проектах нормативных правовых актов района коррупциогенных факторов и последующего устранения.

2. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ

АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

2.1. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении внесенных в Земское собрание района проектов нормативных правовых актов и действующих нормативных правовых актов Земского собрания района, проектов нормативных правовых актов администрации
района и действующих нормативных правовых актов администрации района.

2.2. Уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления района проводят антикоррупционную экспертизу принятых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) района при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

2.3. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов района проводится при проведении их правовой экспертизы в порядке и сроки, установленные соответственно Земским собранием района и администрацией района.

2.4. Антикоррупционная экспертиза принятых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) района проводится согласно Методике, определенной Правительством Российской Федерации.

3. КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ

3.1. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) района, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

3.2. Коррупциогенными факторами, на наличие которых должны анализироваться действующие нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов при проведении антикоррупционной экспертизы, являются установленные Правительством Российской Федерации факторы:

а) связанные с реализацией полномочий органов местного самоуправления;

б) связанные с наличием правовых пробелов;

в) системного характера.

4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПРОЕКТОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ

4.1. Проекты нормативных правовых актов передаются разработчиком проекта в организационно-правовой сектор управления делами администрации района.

4.2. Проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется уполномоченным работником организационно-правового сектора управления делами
администрации района (далее - эксперт) в течение трех рабочих дней с момента получения им проекта правового акта.

4.3. Заключение антикоррупционной экспертизы подписывается экспертом, проводившим антикоррупционную экспертизу, прикладывается к проекту правового акта и направляется разработчику проекта, а также в межведомственный координационный совет по противодействию коррупции при главе местного самоуправления Вадского района (далее - совет по противодействию коррупции).

4.4. Заключение антикоррупционной экспертизы проекта правового акта рассматривается и дорабатывается (при необходимости) разработчиком в течение 3 рабочих дней, после чего проект правового акта с приложенным заключением антикоррупционной экспертизы направляется на подписание (принятие) правового акта в порядке, установленном Регламентом Земского собрания района и Регламентом администрации района.

5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

5.1. Проведение антикоррупционной экспертизы действующих правовых актов проводится на основании плана работы организационно-правового сектора управления делами администрации района.

5.2. Заключение антикоррупционной экспертизы по действующему правовому акту прикладывается к копии действующего правового акта и направляется в профильное структурное подразделение администрации района (профильную комиссию Земского собрания района), а также в совет по противодействию коррупции, которые в течение 3 рабочих дней рассматривают и принимают решения о необходимости внесения изменений в действующий правовой акт или о его отмене.

5.3. Подготовка проекта правового акта о внесении изменений в действующий правовой акт или об отмене действующего правового акта по результатам антикоррупционной экспертизы осуществляется в
порядке, установленном Регламентом Земского собрания района и Регламентом администрации района.

6. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

6.1. Все выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) района коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

В заключении предлагаются способы устранения коррупциогенных факторов, а также могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) района выявленных коррупциогенных факторов, указаны положения, не относящиеся к коррупциогенным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции.

6.2. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) района носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления (структурным подразделением, должностным лицом), разрабатывающим и (или) принявшим (издавшим) данный нормативный правовой акт (проект нормативного правового акта).

6.3. Заключение антикоррупционной экспертизы состоит из вводной, основной и заключительной частей.

6.3.1. Во вводной части заключения антикоррупционной экспертизы указываются:

- реквизиты правового акта или наименование проекта правового акта, в отношении которого проведена антикоррупционная экспертиза;

- отношения, на регулирование которых направлен данный проект правового акта;

- основания для проведения антикоррупционной экспертизы.

6.3.2. В основной части заключения антикоррупционной экспертизы перечисляются коррупциогенные факторы, имеющиеся в действующем правовом акте или проекте правового акта, указываются положения, не относящиеся к коррупциогенным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, оценивается возможность
устранения или уменьшения данных факторов.

Основная часть заключения антикоррупционной экспертизы может содержать рекомендации по устранению или уменьшению действия коррупциогенных факторов, в том числе в виде конкретных формулировок отдельных положений действующего правового акта или проекта правового акта.

6.3.3. В заключительной части заключения антикоррупционной экспертизы делается вывод о результатах антикоррупционной экспертизы, включающий в себя мнение эксперта:

- о коррупциогенности действующего правового акта или проекта правового акта;

- о возможных последствиях сохранения в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) района выявленных коррупциогенных факторов;

- о возможности устранения или уменьшения действия коррупциогенных факторов;

- о возможности принятия, внесения изменений или отклонения проекта правового акта;

- о возможности внесения изменений или отмены действующего правового акта.

7. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

7.1. Эксперт оценивает коррупциогенные факторы в их совокупности, степень их влияния на уровень коррупциогенности действующего правового акта или проекта правового акта, рассматривает возможность устранения или уменьшения действия данных факторов.

7.2. В случае выявления в действующем правовом акте или проекте правового акта коррупциогенных факторов, устранение или уменьшение действия которых невозможно, эксперт обосновывает это в отношении каждого фактора в отдельности.

7.3. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы эксперт не обязан предлагать новую редакцию норм проекта правового акта или действующего правового акта, содержащих коррупциогенные факторы.

7.4. Эксперт имеет право предложить конкретные формулировки отдельных норм правового акта или проекта правового акта.

7.5.
Для проведения антикоррупционной экспертизы могут использоваться судебная практика по соответствующему вопросу, информация о практике применения действующих правовых актов, мотивированные мнения органов, организаций и граждан, осуществляющих деятельность или обладающих специальными познаниями в регулируемой сфере, данные социологических опросов, научные исследования и другие сведения, способные помочь правильно оценить наличие и степень влияния коррупциогенных факторов.

7.6. При проведении антикоррупционной экспертизы для консультаций могут по согласованию привлекаться представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти области, в том числе правоохранительных органов, общественных объединений, научных, образовательных учреждений, иных организаций и лица, специализирующиеся на изучении проблем коррупции.

7.7. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы инициаторы ее проведения по представлению эксперта вправе запрашивать необходимые материалы и информацию у органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций и иных лиц.

7.8. При необходимости истребования и исследования дополнительных материалов, связанных с действующим правовым актом или проектом правового акта, срок проведения антикоррупционной экспертизы может быть продлен на срок не более 10 дней.

7.9. По результатам рассмотрения советом по противодействию коррупции заключения антикоррупционной экспертизы правовых актов (проектов правовых актов) совет по противодействию коррупции вправе:

- рекомендовать принять внесенный проект правового акта;

- рекомендовать отклонить внесенный проект правового акта в связи с необходимостью устранения или уменьшения влияния коррупциогенных факторов или внести в него изменения;

- отменить или внести изменения
в действующий правовой акт.

Принятые на заседании совета по противодействию коррупции рекомендации оформляются протоколом и прикладываются к копии действующего правового акта или проекту правового акта.

Действующий правовой акт с приложенными к нему документами (заключение антикоррупционной экспертизы и протокол комиссии) направляются инициатору проведения антикоррупционной экспертизы.

8. НЕЗАВИСИМАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА

8.1. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) района.

8.2. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления района (структурным подразделением или должностным лицом), которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения.

8.3. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы учитываются при проведении антикоррупционного мониторинга и подготовке программ противодействия коррупции.